Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОСВОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОСВОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕТОДИКА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / BUSINESS GAME METHODOLOGY / HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Гамова Мария Алексеевна, Роганова Галина Николаевна

Одной из проблем современного дошкольного образования является методическая подготовка педагогических кадров. Привычные курсы повышения квалификации, когда лектор начитывает материал, а потом задает по нему вопросы все чаще признаются малоэффективными. Интенсификация жизни современного человека не позволяет тратить время на низкопродуктивные технологии. Поэтому все чаще в педагогике используют методы активного обучения. Деловая игра как один из них позволяет в достаточно свободной и творческой обстановке за короткое время осуществить передачу новой информации, обмен опытом и обсудить применение нужных компетенций на практике и даже попробовать их в деле. В частности, использование деловых игр, с точки зрения авторов, недооценивается при формировании у педагогов компетенций, связанных со сбережением здоровья воспитанников. Однако эта работа становится первоочередной, так как здоровье детей неумолимо ухудшается, а современная культура ориентирует ребенка на развлечения и малоподвижный образ жизни. Успешной личности необходимо здоровье физическое, психическое и социальное. Основой исследования стали системный и личностный подход, принципы диалектики, а также методы теоретического анализа источников, описания и классификации материала, а также метод деловой педагогической игры. Проведенная тематическая деловая игра по здоровьесберегающим технологиям собрала положительные отзывы участников о своей эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Гамова Мария Алексеевна, Роганова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME IN THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF PRESCHOOL TEACHERS

One of the problems of modern preschool education is the methodological training of teachers. The usual refresher courses, when the lecturer reads the material, and then asks questions about it, are increasingly recognized as ineffective. The intensification of modern life does not allow us to spend time on low-productivity technologies. Therefore, more and more often in pedagogy, methods of active learning are used. The business game as one of them allows you to transfer new information, exchange experience, discuss the application of the necessary competencies in practice and even try them in a short time in a fairly free and creative environment. In particular, the use of business games, from the authors 'point of view, is underestimated when forming teachers' competencies related to saving the health of students. However, this work becomes a priority, as the health of children is inexorably deteriorating, and modern culture focuses the child on entertainment and sedentary lifestyle. A successful person needs physical, mental, and social health. The research is based on a systematic and personal approach, the principles of dialectics, as well as methods of theoretical analysis of sources, description and classification of material, as well as the method of business pedagogical game. The conducted thematic business game on health-saving technologies gathered positive feedback from participants about its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОСВОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Гамова Мария Алексеевна и другие ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОСВОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

УДК 373.24

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0904-0013

ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОСВОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

© 2020

AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389

Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, заведующий кафедрой

«Философии и теологии»

AuthorID: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherID: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Гамова Мария Алексеевна, воспитатель, МДОУ Центр развития ребенка детский сад «Умка» г. Надыма, магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Роганова Галина Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории, детский сад № 90 г.Дзержинск Нижегородской области, магистрант кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: galinka-fomenkova@mail.ru) Аннотация. Одной из проблем современного дошкольного образования является методическая подготовка педагогических кадров. Привычные курсы повышения квалификации, когда лектор начитывает материал, а потом задает по нему вопросы все чаще признаются малоэффективными. Интенсификация жизни современного человека не позволяет тратить время на низкопродуктивные технологии. Поэтому все чаще в педагогике используют методы активного обучения. Деловая игра как один из них позволяет в достаточно свободной и творческой обстановке за короткое время осуществить передачу новой информации, обмен опытом и обсудить применение нужных компетенций на практике и даже попробовать их в деле. В частности, использование деловых игр, с точки зрения авторов, недооценивается при формировании у педагогов компетенций, связанных со сбережением здоровья воспитанников. Однако эта работа становится первоочередной, так как здоровье детей неумолимо ухудшается, а современная культура ориентирует ребенка на развлечения и малоподвижный образ жизни. Успешной личности необходимо здоровье физическое, психическое и социальное. Основой исследования стали системный и личностный подход, принципы диалектики, а также методы теоретического анализа источников, описания и классификации материала, а также метод деловой педагогической игры. Проведенная тематическая деловая игра по здоровьесберегающим технологиям собрала положительные отзывы участников о своей эффективности.

Ключевые слова: дошкольные образовательные учреждения, методика деловой игры, здоровьесберегающие технологии, педагогические компетенции.

BUSINESS GAME IN THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES IN THE TRAINING OF PRESCHOOL TEACHERS

© 2020

Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department

of Philosophy and Theology Maltseva Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Gamova Maria Alekseevna, educator, MDOU child development Center kindergarten "Umka" Nadym, master's student of the Department of psychology and pedagogy of preschool and primary education Roganova Galina Nikolaevna, teacher of the first qualification category, kindergarten № 90 Dzerzhinsk, Nizhny Novgorod region, master's student of the Department of psychology and pedagogy of preschool and primary education Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: gamova.mariya@bk.ru) Abstract. One of the problems of modern preschool education is the methodological training of teachers. The usual refresher courses, when the lecturer reads the material, and then asks questions about it, are increasingly recognized as ineffective. The intensification of modern life does not allow us to spend time on low-productivity technologies. Therefore, more and more often in pedagogy, methods of active learning are used. The business game as one of them allows you to transfer new information, exchange experience, discuss the application of the necessary competencies in practice and even try them in a short time in a fairly free and creative environment. In particular, the use of business games, from the authors 'point of view, is underestimated when forming teachers' competencies related to saving the health of students. However, this work becomes a priority, as the health of children is inexorably deteriorating, and modern culture focuses the child on entertainment and sedentary lifestyle. A successful person needs physical, mental, and social health. The research is based on a systematic and personal approach, the principles of dialectics, as well as methods of theoretical analysis of sources, description and classification of material, as well as the method of business pedagogical game. The conducted thematic business game on health-saving technologies gathered positive feedback from participants about its effectiveness.

Keywords: preschool educational institutions, business game methodology, health-saving technologies, pedagogical competence.

ВВЕДЕНИЕ. предшествующего периода. Оно имеет иные ориентиры

Современное образование качественно отличается от и требует новых подходов [1]._

Gryaznova Elena Vladimirovna, Maltseva Svetlana Mikhailovna, Gamova Maria Alekseevna and others pedagogical

BUSINESS GAME IN THE DEVELOPMENT OF HEALTH-SAVING TECHNOLOGIES ... sciences

Методическая работа в детском саду также постоянно меняется. Традиционные лекционные ее формы все чаще признают если не устаревшими, то недостаточно эффективными. Основной их недостаток - отсутствие обратной связи и невозможность обмена опытом [2, 3, 4].

Однако внедрение новых методик используется не так часто, как хотелось бы, сказывается отсутствие методологической базы у руководителей, получавших образование в то время, когда они были не так востребованы. Одним из эффективных и популярных методов активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива дошкольных учреждений является деловая игра. Это так называемый активный метод обучения, который позволяет вовлечь педагогов в игровой процесс, активизировать мышление, формирует командный дух, стимулирует творческое начало [5, 6].

Обучение использованию здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях - актуальная проблема в отечественной педагогике [7, 8, 9]. Изменение образа жизни современного человека в сторону меньшей физической активности, неправильное питание, увеличение продолжительности жизни заставляют человечество переосмыслить отношение к здоровью. Сегодня здоровье рассматривают как необходимую базу возможности дальнейшей реализации и успешности личности [10, 11].

А закладывается оно в детстве. При чем именно в дошкольном возрасте продолжает формироваться и укрепляется этот фундамент, и от физических качеств ребенка уже напрямую зависит протекание у него психических и интеллектуальных процессов. Недаром здоровьем называют комплекс трех видов благополучия: физического, психического и социального. Востребованность среди педагогов компетенций в области здоровьесбере-жения очевидна [12, 13]. Деловая игра может стать тем методом, который приведет к их эффективному формированию. Такова гипотеза нашего исследования.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: анализ потенциала организации и проведения деловых игр здоровьесберегающей тематики как элемента методической системы подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений.

МЕТОДЫ И МЕТОДОЛОГИЯ.

Основой исследования стали системный и личностный подход, принципы диалектики, а также методы теоретического анализа источников, описания и классификации материала, а также метод деловой педагогической игры.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

Проблема применения деловых игр в методической работе дошкольных учреждений освещена в педагогической литературе достаточно широко. Это работы К.Ю. Белой, Л.М. Волобуевой, Т.А. Голициной, Л.Н. Матросовой и др. [14-19]. Несмотря на то, что это преимущественно методические работы, практическое применение метода деловой игры оставляет желать лучшего. Сказывается и отсутствие уже разработанных игр, и недостаток времени на подготовку подобных мероприятий, и малый опыт проведения, и прочие факторы.

В основе разработки игры лежит имитация деятельности, а не среды. Она отражает конфликт интересов, показывает вариативность выхода из него, неоднозначность решения и некоторую неопределенность, побуждающую к поиску и творчеству. Правила в ней формулируются определенно, а вот ситуация, проблема прямо не называется. Необходимо проговорить регламент проведения. Незавершенность игры обесценит ее организацию. Деление участников на малые группы придает игре состязательность. В противном случае игра будет нежизнеспособной.

Деловые игры наиболее близки к реальной профессиональной деятельности педагога дошкольного учреждения. Игровая деятельность в силу возраста является основной для его воспитанников. Поэтому педагоги имеют 48

четкое представление о том, как устраиваются игры. Эти же этапы они отмечают и в проводимой с ними деловой игре. Обычно это описание правил, назначение ролей, сама игровая ситуация и подведение итогов. В деловой игре, как считает Ю.С. Арутюнов, их чуть больше [20]:

- информационный этап (обновление необходимых знаний; как правило проходит в опросно-ответной форме под руководством ведущего игры; даже если каждый участник и не ответит устно на вопрос, он непроизвольно начнет вспоминать и соотносить свои мысли с услышанными ответами);

- проблемный этап (переход от теории к практике; часто проводится как решение некоторых кейсов, описание проблемных ситуаций, иллюстрирующих недостаточность нужных знаний у воспитанников, их родителей; здесь можно предложить участникам разыграть описанную ситуацию в лицах; ведущий может предложить 1-2 ситуации для анализа и попросить игроков описать еще несколько подобных из своей практики);

- поведенческий этап (предложения по разрешению проблемных ситуаций, анализ их причин);

- оценочный этап (анализ всех вариантов решений и обоснованный выбор наиболее оптимального; необходимо достаточно четко обозначить критерии, по которым они оцениваются).

В завершение игры можно предложить устроить небольшую дискуссию о том, показалась ли предложенная игра интересной, почему в ней нужны именно такие правила, что можно было бы сделать по-другому, что полезного она дала.

Преимущества деловой игры в освоении педагогами здоровьесберегающих технологий очевидно. Ведь это и игра как их излюбленный прием, она же и деловая, иллюстрирующая имеющиеся компетенции и позволяющая сразу же применить формирующиеся [21, 22, 23].

Технологию мы рассматриваем как инструмент педагогической деятельности, а педагогическую технологию - как пошаговую инструкцию к применению определенных каждым из этапов профессиональных действий, позволяющую видеть промежуточные и конечные результаты. Здоровьесберегающие технологии тогда - это инструменты решения задачи поддержания и восстановления здоровья основных субъектов педагогического процесса. В дошкольном учреждении это педагоги, воспитанники и их родители. Целями здоровьесбереже-ния здесь являются, во-первых, обеспечение реального здоровья воспитанников, а во-вторых - формирование валеологической культуры личности, отношения к здоровью и жизни как к ценности, как своему здоровью, так и окружающей природы и людей в целом [24-27]. Такой подход является сегодня основой культуры здорового образа жизни [28].

В результате дошкольник должен уметь также оказать элементарную медицинскую и психологическую помощь себе и другому, овладеть навыками безопасного самостоятельного поведения в рамках своего возраста. Системность и комплексность применения здоровьес-берегающих технологий - непременный атрибут их успешности. В большинстве работ последних лет исследователи бьют тревогу: здоровье воспитанников существенно ухудшается уже только за годы, проведенные в стенах дошкольных учреждений. По медицинским документам в детский сад поступает здоровых детей много больше, чем потом переходит в начальную школу. Здоровьесбережение становится приоритетной деятельностью воспитателя [29, 30, 31].

Следуя обозначенным выше этапам, мы разработали и апробировали сценарий деловой игры, связанной со здоровьесберегающими технологиями в дошкольных образовательных учреждениях. Так на первом информационном этапе ведущий задавал педагогам вопросы из области валеологии. Например, «Какой орган в человеческом организме самый большой?» (кожа) или «Чего у ребенка 300, а у взрослого 206?» (костей), «Какая улитка Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 4(33)

педагогические науки

Грязнова Елена Владимировна, Мальцева Светлана Михайловна, Гамова Мария Алексеевна и другие ДЕЛОВАЯ ИГРА В ОСВОЕНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ...

никуда не уползет?» (в ухе), и др. Далее на проблемном этапе педагогам было предложено разыграть ситуацию прогулки мамы и ребенка, который пытается залезть в лужу в кроссовках. Далее воспитатели разделились на 3 микрогруппы и каждая предлагала свои проблемные ситуации связанные с сохранением здоровья, из своего опыта или коллег. Следующим этапом стала совместная классификация причин возникновения подобных ситуаций и попытки их ранжирования. Заключительным этапом стал некий «мозговой штурм» предложений по возможным мероприятиям, позволяющим предотвращать и бороться с подобными ситуациями. Из них педагогами было отобрано 3 наиболее эффективных с точки зрения удобства реализации и устранения комплекса причин одновременно. Было обсуждено, какое из причин и проблем невозможно преодолеть без помощи родителей. Эффективность предложенного мероприятия было предложено оценить по цветовой шкале: зеленый (очень понравилось и эффективно), синий (эффективно, но не очень понравилось), белый (не слишком понравилось и не слишком эффективно), оранжевый (понравилось, но не очень эффективно), красный (не понравилось и неэффективно). Голосование проводилось анонимно. Участники на выходе должны были положить в коробочку карточку желаемого цвета (карточки лежали рядом с коробочкой, их можно было сложить пополам. В мероприятии участвовало 12 педагогов, голоса которых распределились следующим образом: 7 - зеленых, по 2 белых и синих, 1 оранжевый, красных не было. Исходя из этого можно сделать вывод, что по оценкам участников мероприятие в целом оказалось успешным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, нами было отмечено существование некоторых пробелов в методической подготовке кадров дошкольных образовательных учреждений. В частности, они касаются недостаточного использования активных методов обучения. Деловая игра, на взгляд авторов, является одним из самых востребованных и эффективных методов позволяющих повысить квалификацию кадров [32, 33, 34]. При освоении компетенций связанных со здоровьесберегающими технологиями, она также очень эффективна. В результате проведения во время встречи с педагогами подобного мероприятия были получены положительные отзывы об эффективности такого занятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов//Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 4757.

2. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Паскаль В.В., Макарова О.В. «Инновация»: проблема трактовки сущности понятия в педагогике // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. Т. 1. № 7 (33). С. 160-164.

3. Смолкин А.М. Методы активного обучения. М.: Сфера, 2010. 300с.

4. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование методологической культуры педагога-исследователя в процессе изучения дисциплины «Основы научно-исследовательской деятельности» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 7-2. С. 140-144.

5. Шаронова С.А. Деловые игры: учебное пособие. М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2004. 166с.

6. Хабарова Т.В. Современные подходы к повышению квалификации специалистов системы дошкольного образования Республики Коми в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Электронное практическое приложение к журналу «Современное дошкольное образование». 2018. № 2. С. 20-27.

7. Нуждина Н.П. Здоровьесбережение детей в ДОУ //NovaInfo. Яи. 2016. Т. 2. № 45. С. 267-273.

8. Мордвина С.Л. Деятельность руководителя в управлении инновационными процессами в области здоровьесбережения детей дошкольного возраста и сотрудников ДОУ //Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы VIрегионального научно-практического семинара. 2015. С. 104.

9. Масалыкина Е.В., Рубцова Л.И. Физкультурные досуги как одно из направлений здоровьесбережения детей в ДОУ //Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сборник материалов XI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 183-186.

10. Грязнова Е.В., Шкирнюк П.Г. Здравоохранение в России и качество жизни населения/МВ: Экономика, тренды и управление. 2014.

№ 4. С. 72-85.

11. Грязнова Е.В. Информационная культура медицинских учреждений: проблемы и перспективы//Человек и культура. 2015. № 1. С. 92-111.

12. Савченко В.В., Моисеева Е.Н., Питякина Т.Ю., Маркова Г.В., Шаталова Т.Н., Рогоза А.С. Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. 2020. № 17 (307). С. 135-138.

13. Питенко С.В., Федотова Т.А. Реализация образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях с учётом здо-ровьесберегающих технологий // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 6. С. 28-33.

14. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. М.: Сфера, 2009. 96с. .

15. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Сфера, 2009. 208с.

16. Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. М.: Издательство Скрипторий, 2010. 65 с.

17. Матросова Л.Н. Деловая игра как эффективное средство в подготовке учителя. М.: Прометей, 2002. 81 с.

18. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.

19. Андриенко О.А. О необходимости применения игровых технологий обучения //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 5-8.

20. Арутюнов Ю.С., Дера В.Г. Деловая игра «Мозговая атака»: методическое пособие. М.: ИПКИР, 2010. 96с.

21. Францева Е.Н., Диденко И.А. Здоровьесбережение детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения // Развитие современной науки : теоретические и прикладные аспекты сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. 2016. С. 70-71.

22. Красных Ю.А. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании // Мировая наука как основа инновационного развития современного государства. Место и роль педагогической психологии в системе научных знаний: Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 34-36.

23. Петрова Н.Б., Зайцева И.В. Особенности управления деятельностью педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья воспитанников // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 4. С. 46-50.

24. Тесленко Т.И., Бурмистрова Э.Ю., Янбухтина Р.Ф. Актуальность вопросов здоровьесберегающих технологий в ДОУ // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2019. С. 67-68.

25. Ванштейн Л.Ю. Особенности здоровьесбережения в условиях дошкольного образования //Гуманитарные науки и образование. 2019. Т. 10. № 4 (40). С. 20-25.

26. Гагиева З.А. Здоровьесберегающие технологии как средство укрепления физиологических систем организма школьника //Научный вектор Балкан. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 34-36.

27. Скоморохова М.И. Формирование культуры здорового образа жизни младших школьников средствами педагогической технологии //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т.

6. № 1 (18). С. 184-188.

28. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Мальцева С.Н., Морозова А.П. Потенциал игрового метода в физическом воспитании дошкольников // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2019. № 1 (8). С. 29-32.

29. Грязнова Е.В., Есакова И.Н. Корпоративная информационная культура в менеджменте здравоохранения//Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 5 (34). С. 816-825.

30. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: методическое пособие. М. Сфера, 2009. 64с.

31. Трайнев В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. М.: МАНИПТ, 2009. 180с. .

32. Тлеумбетова К., Шамуратова Х. Создание здоровьесберега-ющей среды в ДОУ // Вестник Донского государственного аграрного университета. 2019. № 2-2 (32). С. 50-54.

33. Ким А.Г. Особенности развития рынка образовательных услуг (на примере частных дошкольных учреждений г. Владивостока) // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т.

7. № 1 (22). С. 133-137.

34. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Хватова Е.А., Бякова Е.Е. Здоровый образ жизни в религиозных мировоззрениях России и странах востока: сравнительный анализ // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2019. № 2 (9). С. 97-100.

Статья поступила в редакцию 01.06.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.