Оценка в дополнительном образовании условна и допустима в разнообразных формах [7].
Главное - чтобы область познания соответствовала реальным потребностям детей, а также, чтобы нашелся специалист-профессионал, не только хорошо знающий свое дело, но и способный глубоко заинтересовать и увлечь детей многогранностью своих умений.
Список литературы:
1. http://gov.cap.ru/UserFiles/orgs/GrvId_13/monitoring_sistemi_obschego-оЪг_7а_2013_(ispravlen).doc.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании» в ред. Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ. - п. 6, ст. 12.
3. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844.
4. Закон РФ «Об образовании»; Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей; Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольным учреждениям), введенным 20 июня 2003 года постановлением Главного гос. санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д, Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей от 11.12.2006 № 06-1844.
5. Письмо Министерства образования «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей» от 20 мая 2003 г. № 28-51-391 / 16.
6. Послание главы чувашской республики Михаила Игнатьева за 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.obrazov-marpos.edu.cap. ru/?t=hry&edшd=1218&hry=./1001/49361.
7. Методические рекомендации по организации дополнительного образования детей в общеобразовательных школах города Москвы (МИОО, 2005).
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД СОЕДИНЕНИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
© Медведева Т.В.*, Ромицына Г.А.*
Тульский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Тула
Изучена деловая игра как одна из форм активизации учебной деятельности в высшей школе, рассмотрены параметры организации де-
* Доцент кафедры Финансов и банковского дела, кандидат экономических наук.
* Доцент кафедры Финансов и банковского дела, кандидат экономических наук, доцент.
ловой игры, предложены деловые игры «Фондовая биржа», «Валютный рынок», «Рента» как более эффективные методы проведения практического занятия при изучении экономических дисциплин.
Ключевые слова деловая игра, практическое занятие, активизация учебной деятельности, ВУЗ, средство обучения, экономическая дисциплина, цель игры, участники игры, задачи и ход игры.
Во все времена существования высшей школы преподаватели находились в постоянном поиске оптимального решения в области технологий подготовки специалистов в соответствии с существующими условиями и требованиями.
Обратимся к истории.
С момента зарождения первых университетов до середины XIX века основной и единственной формой передачи знаний слушателям была лекция, в дополнение к которой иногда устраивались диспуты. Сама форма и методика чтения лекций, естественно, подвергалась существенным изменениям. Если в средневековых университетах типичным было «зачитывание» первоисточников с комментариями, то уже в ХУП-ХУШ веках, особенно после появления книгопечатания, лекция принимает форму свободного устного изложения научного материала. Потребность в практических занятиях как в средстве, стимулирующем самостоятельность и активность студентов, возможность применять ими полученные на лекции знания к решению практических задач, появилась с середины XIX века. Наша высшая школа знает различные новшества обучения, например, такие как «бригадно-лабораторный» метод, метод программированного обучения и другие. И сегодня ученые и практики занимаются поиском и разработкой новых технологий обучения для достижения цели - развития личности, готовой к жизни и профессиональной деятельности в новом обществе, обществе информационных технологий. Еще в 70 годы XX века члены Римского клуба, авторы доклада «Пределы обучения», подчеркивали, что обучение для них - это приобретение и применение новых методологических приемов, навыков, установок и ценностей, необходимых для того, чтобы жить в быстро меняющемся мире; обучение есть подготовительный процесс к тому, чтобы справляться с новыми ситуациями, т.е. такой подход к знаниям и к жизни, который подчеркивает значение человеческой инициативы. Для подготовки таких специалистов нужны современные технологии обучения, на наш взгляд, данными направлениями являются ролевые, деловые и имитационные игры, тренинги, ситуационные задачи и т.д.
Деловая игра, как одна из форм организации учебного процесса, не есть сегодня нововведение. О ее преимуществах, эффективности использования в учебном процессе пишут многие авторы, в том числе, российские. И, тем не менее, в нашей высшей школе ее, как форму обучения, используют, к сожалению, не многие преподаватели. В США, например, к идее проведения
деловых игр подошли в 50-х годах, с тех пор они получили широчайшее распространение в университетах, колледжах и в средней школе. Началось создание системных комплексов деловых игр, в которых учебный материал прорабатывается в нескольких взаимосвязанных деловых играх. В России начало созданию и проведению деловых игр было положено гораздо раньше, еще в 1932 г., в Ленинградском инженерно-экономическом институте. Раскрывая возможности деловых игр, их основоположник М.М. Бирштейн отмечала, что они могут служить в качестве методов: экспериментального исследования; выбора важнейших показателей; аттестации; обучения; развития творчества; решения экономических задач [1].
Под деловой (ролевой) игрой, согласно позиции большинства авторов, будем понимать игру, являющуюся имитационной моделью, которая предназначена для изучения процессов функционирования организационно-экономических систем. Для нее характерны следующие обязательные признаки:
1. Наличие проблемы управления социально-экономической или социально-психологической системой.
2. Наличие общих целей всего игрового коллектива.
3. Наличие различных ролей и в соответствии с ними различие интересов участников, выполняющих эти разные роли.
4. Динамичность изменения обстановки и наличие обратной связи, которая зависит от решений участников игры в предыдущие моменты времени и оказывает влияние на конечные результаты.
5. Наличие системы стимулирования, реализующей определенные функции, например, побуждение каждого участника игры действовать как в реальной жизненной ситуации, подчинять интересы того или иного участника общей цели коллектива.
6. Поддержание эмоционального настроя в течение всей игры.
Цели игры зачастую согласуются с практическими потребностями студентов высшей школы. Экономическая деловая игра преследует такие учебно-воспитательные цели, как: обучающую, означающую формирование экономических знаний благодаря тому, что каждый студент включается в процесс решения проблем, приближенным к реальным условиям развития экономики; развивающую, означающую умение быстро анализировать экономическую ситуацию, которая складывается в процессе деловой игры, поиск наиболее выгодных путей выхода из имитирующих кризисную ситуацию в экономике, формирование творчески мыслящей аудитории в лице студентов, приобретение практических навыков деловой расчетливости; воспитательную, проявляющуюся в виде развития интеллектуальных способностей, активизации внимания, демонстрации темперамента, сочетающую деловой активности человека и определенных качеств студента как личности [6].
Для деловой игры характерны скрытые резервы, отсутствие конфликтности, которое непосредственно исключает постановку проблемы, активное
позиционирование и типичность определенных экономических реалий, которые рассматриваются в процессе игры, постоянное дублирование основных составляющих сущность игры задач.
Ролевая деловая игра включает: игроков, экспертов, организаторов игры, материал по изучаемой проблеме и экспериментальную ситуацию.
Как средство обучения деловая игра обладает тем достоинством, что повышает мотивацию участников, предоставляет возможности применять полученные знания для решения конкретных практических задач: обучения, принятия управленческих решений, организационного проектирования, исследования.
Деловая игра как активная форма организации учебного процесса высшей школы сглаживает противоречие между абстрактным характером учебных дисциплин и реальными условиями профессиональной деятельности, систематическим характером применяемых в процессе деловой игры знаний и их соотнесения к разным дисциплинам высшего учебного заведения.
Использование экономических деловых игр в процессе обучения в высшей школе способствует усвоению студентами навыков и опыта принятия решений в условиях, которые максимально приближены к реальности, практике, жизни и экономической действительности. Исследование любого экономического явления студенты во время игры проводят благодаря применению имитационных моделей, что сопряжено с использованием современной электронной вычислительной техники, которая дает возможность производить расчеты любой сложности, включая работу с моделью о диалоговом режиме с человеком [5].
Деловая игра насыщена более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах обратной связью. Игровой компонент на учебных занятиях способствует большей вовлеченности обучаемых в процесс обучения и познания реальности, формируют заданные установки профессиональной деятельности.
Игровая форма проведения учебного занятия способствует глубокому осмысливанию полученных результатов, легкому преодолению стереотипов, многогранному проявлению и раскрытию личности, корректирует самооценку, готовит к профессиональному общению, провоцирует включение рефлексивных процессов, соответствует логике деятельности и включает момент социального взаимодействия как на уроке, так и во внеурочной деятельности.
Опыт, который студент получает в процессе деловой игры, может оказаться более весомым и продуктивным в сравнении с приобретенным в профессиональной деятельности, что обусловлено несколькими причинами: во-первых, в ходе игры студенту предоставляется точная, порой неполная информация, что стимулирует процесс принятия ответственности и повышает доверие к полученным результатам, во-вторых, деловая игра позволяет расширить
масштаб охвата действительности, наглядно интерпретировать последствия принятых решений, дает возможность проверить альтернативные решения.
В деловой игре существенно меняется деятельность преподавателя, на первый план выступают такие функции, как организация деятельности студентов, постоянный контроль за ходом решения проблемы, консультирование, создание эмоционального настроя [1]. В конечном счете, эффективность и результативность деловой игры, уровень проявляемого интереса к ней участников определяются умением преподавателя по ходу игры создавать соответствующую атмосферу творчества, моделировать ситуации, находить нестандартные приемы в ее проведении, «создавать дух» игры.
При разработке деловой экономической игры целесообразно стремиться к тому, чтобы избежать крайности редуцирования деловой игры, с одной стороны, к азартной игре, с другой стороны, к спортивному тренажу.
Преподаватель особенно должен быть активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки, поскольку качественная, четко выработанная стратегия разработки игры способствует ее эффективной и интересной реализации. Считается, что чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше наблюдается высокий уровень ее подготовки и признаков саморегуляции, значит и выше обучающая ценность деловой игры.
При этом не следует забывать, что деловая игра предполагает изменение отношения к традиционному представлению о поведении студентов на занятии, так как деловая игра предполагает активную форму учебной деятельности. Главным требованием при проведении деловой игры является соблюдение ее правил. Дисциплинарные нарушения с привычной точки зрения, в частности выход из аудитории, в экономической деловой игре не допустимы.
Оптимальная продолжительность деловой учебной игры должна составлять два академических часа, поскольку за данный период времени можно достичь все цели урока, оптимально ее реализовать и компромиссно вписаться в существующую образовательную систему высшей школы.
Экономическая деловая игра разрабатывается таким образом, чтобы: применять игровые деньги, а также средства количества-качества в нескольких деловых играх; осуществить быстроту изготовления необходимых реквизитов в виде материалов; использовать средств мультимедиа для наглядного представления материалов и констатации фактов; доступность изложения условий игры, необходимой для быстрого включения в процесс деловой игры в качестве метода соединения теории и практики.
Большинство имеющихся экономических деловых игр являются играми группового типа, поэтому представляется нецелесообразным применять данный вид деловой игры.
Выступая реальным прообразом общественной жизни, деловая игра способствуют сплоченности коллектива. Сотрудничая друг с другом, участ-
ники групп в процессе игры вступают в общение, как и в реальной жизни, в связи с чем работа в группах в условиях деловой игры заслуживает внимательного изучения.
Внимание педагогов высшей школы очень важно направить на правила игры в процессе подготовки к ее реализации. Прежде всего требуется обеспечить студентов необходимым оборудованием и дидактическим материалом, в частности в дидактическое обеспечение любой экономической деловой игры включены информационные материалы о социально-экономическом развитии изучаемого явления, включающие графики, диаграммы, таблицы.
Использование дидактических средств должно быть направлено как на создание условий для взаимного сотрудничества, так и на формирование навыков общения.
Для создания ситуаций общения следует применять конкретные педагогические формы. Они помогают в определенной последовательности интерпретировать процесс формирования навыков общения:
1. управление деятельностью партнеров в процессе общения;
2. создание условий для начала и продолжения диалога;
3. изложение (высказывание) появляющихся мыслей;
4. обеспечение устойчивой мотивации к общению;
5. обучение навыкам использования средств речи в соответствии с ситуацией общения;
6. создание возможности для самостоятельного решения возникающих задач.
В организации и проведении деловых игр важное педагогическое значение приобретает целостная системная технология, структурными компонентами которой выступают: применение ориентированных на разные формы общения дифференцированных игр; дидактическое обеспечение у студентов процесса формирования навыков дружеского общения и умений вступать в совместную деятельность; создание благоприятной атмосферы для сотрудничества; педагогическая поддержка и организация преподавателем высшей школы дружественных отношений между студентами.
В содержании деловой игры обязательно следует выделить такие аспекты, как:
- возможность с помощью игры овладеть навыками профессионального общения;
- наличие в игре дидактических возможностей;
- применение в деловой игре форм общественного сотрудничества;
- направленность игр на усвоение особенностей развития экономики и расчета экономических показателей;
- методологическое обоснование выбора предложений по совершенствованию ведения хозяйственной деятельности субъекта экономики;
- соблюдение правил проведения игры;
- методологическое и дидактическое оснащение деловой игры.
Остановимся подробнее на сущности упомянутых выше параметров.
В частности дидактические возможности деловых игр определяются гармонизацией познавательных, коммуникативных основ, при чем основополагающими критериями освоения указанных направлений рационально считать следующие: развитие личностных качеств студентов направления Экономика, например, установление между ними дружеских отношений и создание атмосферы сотрудничества, сформированность у студентов навыков общения, хорошее знание студентами социально-экономических отношений в обществе. В результате сформированных навыков общения игра протекает в естественной форме, что способствует эффективной организации совместной деятельности студентов.
Подготовка специалистов в области финансов и кредита, выпуск которых осуществляется в Тульском филиале ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» не возможна без использования в их обучении технологий, позволяющих не только усваивать определенный объем общетеоретических и специальных знаний, но и развивать творческие способности, способности решать нетрадиционные задачи и проблемы при приятии управленческих решений. Опыт организации и проведения учебных занятий в форме деловой игры показывает практическую заинтересованность студентов, позволяет преподавателю выявлять уровень подготовленности и творческие способности каждого из участников.
При организации экономических деловых игр мы учитываем целый ряд параметров, которые помогают студентам составить общее представление о ходе игры: название игры, ее роль, цель, используемые материалы и средства, предметы, необходимые для проведения игры, в том числе обязательно средства мультимедиа, а также правила игры, ее результативность.
Необходимо обратить внимание на важные в педагогическом отношении дидактические возможности деловой игры - создание ситуаций для реализации сотрудничества, на процесс общения студенческих групп, внедрение многообразия форм проведения нетрадиционной формы занятия, максимальную приближенность к реальной экономической ситуации.
Рассмотренные выше параметры организации экономических деловых игр представляют собой определенную общественную ценность. Необходимо учесть, что организованная подобным образом игра должна быть направлена на выбор студентами профессии экономической направленности. Организуя деловую игру, мы стремились, в первую очередь, установить между студентами деловое общение и поэтому концентрировали внимание на привитие студентам навыков общения и совместной деятельности, для чего организованы игры, имеющие целью установить атмосферу сотрудничества. Происходит это с помощью технологий, которые должны отвечать соответствующим требованиям:
- соответствие содержания игры мировоззрению студентов;
- учет возможных ситуаций общения в процессе деловой игры;
- организация деятельности педагога при подготовке к деловой игре на экономическую тематику.
К сожалению, практически отсутствуют в литературе готовые сценарии деловых игр, непосредственно относящиеся к финансовому менеджменту или финансам. Однако преподаватель может «обыграть» любую возможную ситуацию, связанную с принятием управленческих решений в сфере управления финансами компании. Например, нами разработан примерный сценарий деловой игры «Оценка финансового состояния предприятия и выбор альтернативных источников финансирования инвестиционного проекта», который включает использование полученных студентами знаний по блоку межкафедральных дисциплин: финансов организаций, финансового менеджмента, финансового анализа, бухгалтерского учета, финансов и других.
Согласно теории, финансовый менеджмент (financial management) заключается в действиях по приобретению, финансированию и управлению активами, направленными на реализацию определенной цели. Таким образом, управленческие решения в области финансового менеджмента можно отнести к следующим трем основным сферам операций с активами: инвестиции, финансирование и управление ими.
Инвестиционные решения являются самыми важными из трех основных сфер принятия решений с точки зрения создания и роста стоимости компании. Вторым важным типом решений, которые приходиться принимать руководству компании, является решение о финансировании бизнеса, т.е. поиск источников и способов финансирования, необходимых для обеспечения должного уровня и структуры капитала. Способы финансирования деятельности фирм в разных отраслях экономики существенно различаются. Для некоторых компаний характерны относительно высокие суммы долгового финансирования, у других оно практически отсутствует. Какое значение имеет используемый тип финансирования и следует ли считать оптимальным вариантом некое сочетание различных видов финансирования? После выбора источников и структуры финансирования руководитель (финансовый менеджер) должен принять решение о том, как наилучшим образом привлечь необходимые средства. Эти и другие проблемы, связанные с эффективным управлением финансами компании моделируются в проводимой нами деловой игре.
Цель игры: проверить, оценить, закрепить и детализировать полученные теоретические знания по ключевым темам изучаемой дисциплины и смежных дисциплин. На материалах конкретной (условной) организации привить навыки коллективной выработки и принятия решений в условиях неопределенности, недостаточности информации, требующих определенного творческого подхода, нестандартных решений.
Участники игры: две команды по 8-10 человек, представляющие коммерческую организацию с правовой формой ОАО. В каждой команде могут быть:
генеральный директор, финансовый менеджер широкого профиля, главный бухгалтер, менеджеры по специальным вопросам и другие специалисты.
Субъектами деловой игры также могут быть:
- консалтинговая фирма, предоставляющая консультационные услуги, последние являются платными;
- коммерческий банк - возможное предоставление кредитов;
- фондовая биржа.
Оценка результатов проведения деловой игры осуществляется специальным жюри.
В конце деловой игры представителями каждой команды излагается собственная стратегия финансирования инвестиционного проекта, подтвержденная качественным и количественным анализом финансовой деятельности компании, исходя из условий игры. При подведении итогов учитываются также слаженность работы команд, творческий подход к решению поставленных задач, использование нестандартных приемов.
В итоговом выступлении преподавателю необходимо подчеркнуть квалифицированность проведенного командами анализа, дать оценку работы каждой команды, отметить лучших участников.
Можно без сомнения сделать вывод, что это более эффективный метод проведения практического занятия, нежели его обычная форма.
Автором апробировано годами проведение деловой игры «Фондовая биржа» не только в студенческой аудитории, но и среди школьников старших классов, учащихся колледжей, всегда вызывающей неподдельный к ней интерес в любой аудитории. Сценарий данной деловой игры описан в экономической литературе, но опыт ее проведения показал, что главным элементом здесь является динамичность игры, которая задается преподавателем. Рекомендуется проводить на практическом занятии по дисциплинам «Финансы» и «Рынок ценных бумаг» при изучении соответствующих тем тематике игры. Если игра проводится в иной аудитории, то перед ее началом необходимо ознакомить участников с особенностями работы фондовой биржи, с правилами и ходом игры.
В игре моделируется действие механизма функционирования фондовой биржи, установление котировки акций, рыночные спекуляции с ценными бумагами. Имитируется влияние ряда факторов, изменяющих курсовую стоимость акций. Эти факторы могут быть самыми разными - от увеличения дивидендов на акцию до слухов о возможном банкротстве компании.
Для участников игры предусматривается возможность свободного принятия решений об инвестировании денег в ценные бумаги или продажи акций, исходя из общих условий конъюнктуры. Принимаемые решения связаны с коммерческим риском: в игровой ситуации та или иная фирма может, как получить прибыль, так и оказаться в убытке. Участники игры, в зависимости от ситуации, выполняют роль медведя, играя на понижение курса,
или роль быка - пытаются получить прибыль за счет роста цены акции, также могут использовать биржу не для спекуляций, а для привлечения ликвидных средств, необходимых фирме. В ходе игры определяются финансовые результаты сделок для каждой компании, рассчитываются общие индексы курсов акций, куртаж брокеров, биржевой налог.
Вторую деловую игру аудиторного типа «Валютный рынок» по дисциплине «Финансы» целесообразно применять при аналитике колебаний курса доллара, евро на российском рынке. Практика показывает, что для проведения деловой игры достаточно 2 человек, которые руководят всей группой студентов.
Для проведения данной игры выбираются банкиры, которые осуществляют основные расчетные операции по валюте. Остальные же участники деловой экономической игры в процессе кругооборота денег активно работают, и их заинтересованность возрастает, когда финансовые ресурсы начинают приносить дополнительные деньги.
Участники игры производят расчет конечного капитала: прибыли, потери обмена, рублевого эквивалента. Банкирам необходимо знать котировку валют, заполнить необходимую финансовую отчетность за день, неделю, месяц.
Ход игры:
- объясняются условия игры;
- доводятся до сведения функциональные обязанности банкиров;
- доводится до сведения студентов модель с обозначением валют, которые используются в деловой игре;
- оформляется таблица курса валют и налоговая ставка за обмен;
- определяется обменный курс единицы валюты по от ношению к курсу других валют;
- рассчитывается котировка валют;
- излагается схема кругооборота валют;
- банкирами оформляется система представленной отчетности.
Одно из важных условий деловой игры - это доведение до студентов
информации о состоянии валютного рынка. В процессе игры решается ряд важных, взаимосвязанных, образовательных задач, в числе которых:
1. Ознакомление учащихся с разными видами валют мира;
2. Введение информации для студентов о курсах валют;
3. Поддержка природной любознательности студентов и стремления к сотрудничеству;
4. Стимулирование интереса студенческих групп, обучающихся по направлению Экономика к познавательной деятельности.
Экономическая деловая игра группового типа «Рента» затрагивает экономические проблемы сельского хозяйства, строится на имитации процесса общения реальным деловым отношениям. Каждый из участников игры усваивает определенную часть информации и доводит ее до сведения другим,
сам ее объясняет, благодаря чему между студентами устанавливаются партнерские отношения, доверие друг другу, в результате чего возникает выработка благоприятной обстановке сотрудничества и творческого интеллекта.
Цель данной деловой игры - формирование творческого экономического мышления, когда участник игры предоставлен самому себе и должен самостоятельно найти выход из быстро изменяющейся экономической ситуации, которая возникает на рынке сельскохозяйственной продукции.
Задачи игры группового типа «Рента»:
- определить имеющиеся в наличии природные, материальные, финансовые и трудовые ресурсы производства;
- рационально, экономно применять имеющиеся ресурсы;
- определить экономическую проблему эффективности собственного сельскохозяйственного производства;
- выявить выгодность расположения собственного производства по отношению к рынкам сбыта продукции и покупки средств производства;
- определить зависимость качества обработки земли от количества имеющихся трудовых ресурсов;
- произвести моделирование возникающих экономических ситуаций;
- рассчитать прибыль, затраты и рентабельность производства.
При проведении деловой игры целесообразно применять следующее материальное обеспечение:
- игровые деньги;
- средства, определяющие количество-качество;
- схемы отчетности, представляющие отдельные аспекты анализа хозяйственной деятельности организаций.
Ход игры:
- коллектив студентов подразделяется на группы от 6 до 10 человек. Этим группам раздается все необходимое для проведения игры;
- в каждой группе выбирается общественный банкир, который является участником игры. Он по завершении одного игрового цикла производит расчетные операции с деньгами;
- объясняются условия игры;
- средствами количества-качества определяется урожайность тех или иных сельскохозяйственных культур;
- по завершении одного кругооборота в конце года ведется продажа полученной продукции, покупка дополнительных трудовых ресурсов, выплата налогов;
- рассчитывается прибыль, затраты и рентабельность производства.
Студенты в итоге деловой игры хорошо усваивают понятия дифференциальных рент, абсолютной ренты, налогов на собственность и рентабельности производства.
Проведенная игра способствовала расширению кругозора студенческих групп. Обсуждая экономическую информацию, студенты согласовывали свои ответы, переживали за товарищей, поддерживали их. Отвечая на вопросы, они вступали в деловое общение, в результате чего можно констатировать, что деловая игра имеет и дидактическую ценность: студенты овладевали навыками диалогической речи, вместе обдумывали факты и искали ответы на вопросы, работали в группе, приобретая умения совместного решения проблемных вопросов.
Игра, направленная на усвоение понятий ренты, прибыли, затрат, способствует развитию мировоззрения студентов, быстрому установлению атмосферы взаимопонимания, межличностному общению, обогащает их социально-экономическими знаниями.
В процессе деловой игры ее участники пополняют свои знания социально-экономического характера, усваивают опыт совместной деятельности, обмениваются мыслями, усваивают порядок расчета основных экономических показателей, строят прогнозы ведения бизнеса в создавшихся условиях развития экономики.
У студентов высшей школы укрепляются личностные качества взаимодействия, взаимопонимания, взаимоподдержки, вырабатываются навыки самоконтроля и самооценки.
Сегодня особое внимание уделяется применению компьютерных технологий в учебном процессе, являющихся основным направлением реализации концепции информатизации образования и студентам указанного направления читается курс «Информационные технологии в финансовом менеджменте». Использование ПЭВМ и соответствующих ППП общего и специального назначения для решения функциональных типовых задач финансового менеджмента является как раз той новой ступенькой или новым уровнем в преобразовании технологии проведения деловых игр как инновационном.
Список литературы:
1. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры. Теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
2. Деловые игры и ситуации / под ред. проф. Н.А. Каморджановой. - М.: «Финансы и статистика», 2002.
3. Мясникова Е.Б. Значение развития образования при решении проблемы формирования инновационного уклада в современной экономике России // Проблемы современного состояния финансов и кредита: теоретический и методический аспект: сборник научных трудов профессорско-преподавательского состава ВЗФЭИ. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2004. - Ч. 1.
4. Ромицына Г.А. Методическое обеспечение подготовки специалистов по финансовому менеджменту // Управление учебным процессом и современные технологии обучения. - Тула; ТГУ 2002. - Вып. 4.
5. Садуллаев Б.Б. Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде / Б.Б. Садуллаев // Молодой ученый. - 2012. - № 11. - С. 476-478.
6. Чеглакова Л.С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей / Л.С. Чеглакова // Концепт. - 2012. - № 4. - С. 1-7.