Научная статья на тему 'ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ'

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Игровые методы / деловая игра / профессиональное обучение / профессиональные компетенции / социальная работа. / Play methods / business game / professional training / professional competencies / social work.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Касаткина М. И.

В статье рассматриваются ресурсные возможности применения деловой игры в обучении будущих социальных работников профессиональной деятельности. Раскрыта сущность и специфика деловой игры. Выделены ее основные принципы и структура. Дана характеристика основных этапов ее проведения. Представлен опыт организации деловых игр в процессе практико-ориентированного обучения студентов социальной работе с одинокими пожилыми людьми. Определены профессиональные компетенции и личностные качества, которые развиваются у будущих социальных работников в процессе их участия в деловых играх. Выделены условия, влияющие на эффективность проведения деловых игр в профессиональном обучении студентов социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Касаткина М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS GAME AS METHOD OF PRACTICALLY ORIENTED PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS

In the article there are considered resource opportunities of implementation of the business game in professional activity training of future social workers. The essence and the specificity of the business game has been revealed. Its main principles and structure have been identified. The characteristics of basic stages of its implementation have been given. There is presented the experience of organizing business games in the process of students’ practically oriented training in social work with single aged people. There are identified professional competencies and personal qualities which are developed among future social workers in the process of their participation in business games. There are highlighted the conditions influencing the effectiveness of business games implementation in social work professional training of students.

Текст научной работы на тему «ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ»

УДК 378

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

© 2024 М. И. Касаткина

старший преподаватель кафедры философии, культурологии и социологии

e-mail: Kasatkina_klg @ mail. ru

Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского

В статье рассматриваются ресурсные возможности применения деловой игры в обучении будущих социальных работников профессиональной деятельности. Раскрыта сущность и специфика деловой игры. Выделены ее основные принципы и структура. Дана характеристика основных этапов ее проведения. Представлен опыт организации деловых игр в процессе практико-ориентированного обучения студентов социальной работе с одинокими пожилыми людьми. Определены профессиональные компетенции и личностные качества, которые развиваются у будущих социальных работников в процессе их участия в деловых играх. Выделены условия, влияющие на эффективность проведения деловых игр в профессиональном обучении студентов социальной работе.

Ключевые слова: игровые методы, деловая игра, профессиональное обучение, профессиональные компетенции, социальная работа.

BUSINESS GAME AS METHOD OF PRACTICALLY ORIENTED PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE SOCIAL WORKERS

© 2024 M. I. Kasatkina

Senior teacher at Department of Philosophy, Culturology and Sociology e-mail: Kasatkina klg@mail.ru

Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky

In the article there are considered resource opportunities of implementation of the business game in professional activity training of future social workers. The essence and the specificity of the business game has been revealed. Its main principles and structure have been identified. The characteristics of basic stages of its implementation have been given. There is presented the experience of organizing business games in the process of students' practically oriented training in social work with single aged people. There are identified professional competencies and personal qualities which are developed among future social workers in the process of their participation in business games. There are highlighted the conditions influencing the effectiveness of business games implementation in social work professional training of students.

Keywords: play methods, business game, professional training, professional competencies, social work.

В профессиональном обучении игровые методы получают широкое распространение. Актуальность использования игр в профессиональной подготовке будущих социальных работников обусловлена рядом причин. Динамичные изменения социокультурных процессов современного общества, интенсивное развитие

социальной сферы усиливают требования к профессиональной подготовке и личностным качествам специалистов системы социальной защиты населения. Это обусловливает потребность в опережающем характере их профессиональной подготовки для компетентного решения задач в условиях неопределенности и новых вызовов современного мира. Возрастает необходимость в поиске эффективных педагогических технологий, методов, форм, средств обучения, которые способствуют снятию противоречий между учебной и практической профессиональной деятельностью, между локальным усвоением студентами знаний при изучении различных учебных дисциплин и комплексным их использованием в процессе включенности в практическую профессиональную ситуацию, между индивидуальным усвоением знаний в процессе обучения и коллективным характером деятельности [7, с. 114-115].

В науке и практике накоплен значительный опыт исследования игровой деятельности. Существенный вклад в разработку теории и практики игры внесли отечественные и зарубежные психологи, социологи, педагоги: Н.П. Аникеева, Э. Берн, П.П. Блонский, , С. Л. Рубинштейн, В. А. Сухомлинский, Ж. Пиаже, К. Д. Ушинский, Й. Хейзинга, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин и другие. Идеи технологического подхода к игре отражены в научных работах И.П. Иванова, П.И. Пидкасистого, Г.К. Селевко, Ж.С. Хайдарова, Н.Е. Щурковой. Исследованием психологии игры занимались Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев и другие. Игра как активный метод обучения была предметом изучения Б.Г. Ананьева, Ю.П. Азарова, А.А. Вербицкого, Ю.Д. Красовского, А.М. Матюшкина, Н.М. Королевой, Ю.А Комаровой. Ученые и практики отмечают широкий спектр возможностей игровой деятельности. Полипредметность игры (педагогическая, психологическая, социальная, организационная) способствует усвоению личностью общественного опыта, овладению необходимыми знаниями, умениями, навыками, способами практического применения их в реальной жизни [7]. Результаты многочисленных практических исследований подтверждают многогранность психолого-педагогического, организационного, управленческого потенциала игры (познавательный, социализирующий, развивающий, тренировочный, коммуникативный, диагностический, терапевтический, коррекционный, проверочный) [9].

Среди многообразия учебных игр, которые применяются в педагогическом процессе, деловая игра является имитационным игровым методом активного обучения. Особенность деловой игры заключается в возможности ее применения для моделирования реальных жизненных ситуаций, условий, системы отношений, которые отражают содержание профессиональной деятельности [1; 2; 4,]. Деловая игра в соответствии с конкретными условиями педагогического процесса, спецификой рассматриваемой конкретной профессиональной деятельности может гармонично совмещать функции диагностики, обучения, тренинга и развития [3, с. 152; 6; 7]. Классификация видов, типов, форм деловых игр многообразна. В зависимости от целевых установок они могут быть производственными, исследовательскими, квалификационными, дидактическими (учебными), операционными, ролевыми [5, с. 78].

В профессиональном обучении деловая игра применяется для решения комплекса задач: усвоения студентами необходимых знаний, овладения практическими умениями компетентного их использования в профессиональных ситуациях, развития способностей, личностных качеств, творческого подхода, приобретения опыта коммуникации, овладения коллективным способом работы для эффективного осуществления в дальнейшем трудовой деятельности.

Конструирование и организация деловых игр осуществляется на основе принципов имитационного моделирования профессиональной деятельности, игрового

Касаткина М. И. Деловая игра как метод практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих социальных работников

моделирования содержания и форм профессиональной деятельности, проблемности, совместной деятельности, диалогичности общения, двуплановости, отражения существенных функций и процедур, которые характерны для рассматриваемой профессиональной деятельности [3; 8, с. 152-153]. Перечисленные принципы дополняют друг друга и в своей совокупности способствуют достижению целей и планируемого результата обучения. Игровую сущность учебно-профессиональной деятельности обеспечивает система взаимосвязанных компонентов: целеполагание, игровое моделирование содержания и форм профессиональной деятельности, планирование способов и методов реализации цели (выполнение участниками игровых действий в процессе взаимодействия), система оценивания, анализ результатов.

Проведение деловой игры состоит из трех основных этапов: организационного (подготовительного), игрового (основного) и заключительного (итогового).

Организационный (подготовительный) этап включает эмоциональный настрой и мотивирование студентов на вовлеченность в игру, ознакомление их с темой, целью, задачами, планом проведения, правилами и регламентом игры. Из числа участников игры формируются группы (от 2 до 5 человек) в зависимости от содержания игрового материала. Каждая группа получает задание, проводится инструктаж его выполнения.

Игровой (основной) этап состоит из нескольких стадий, которые определяются целевым аспектом и содержанием игры. Участники выполняют задание по группам. В процессе игрового взаимодействия осуществляется обмен мнениями, выработка коллективного решения. Преподаватель консультирует участников игры, регулирует эмоциональное состояние их взаимодействия, управляет динамикой развития группы, контролирует регламент проведения игры.

На заключительном (итоговом) этапе игра получает логическое завершение. Каждая группа студентов представляет результат своей работы, отвечает на вопросы участников игры. В ходе обсуждения, дискуссии анализируется и оценивается степень достижения целей, качество выполнения задания. Рассматривается вклад каждого участника в общий результат работы. Устанавливаются причины, которые оказали влияние на результат совместной деятельности. Определяются степень удовлетворенности студентами организацией и участием в деловой игре, а также возникшие личные затруднения и достижения. В завершение игры преподаватель обобщает представленную в ходе выступлений студентами информацию, формирует выводы и рекомендации.

На основе изучения и анализа опыта практической деятельности социальных служб по оказанию социальной помощи людям были определены основные целевые ориентиры игрового моделирования, составлены сценарии деловых игр, система оценивания их результатов. Основу организации работы студентов при выполнении игровых заданий составляли следующие виды деятельности: диагностическая, организационно-технологическая, рефлексивно-аналитическая. Структура занятий включала мотивационную, дидактическую, развивающую, воспитывающую, социализирующую, практическую составляющие. Приведем примеры разработанных нами деловых игр в рамках темы исследования и результативности их применения на практических занятиях учебной дисциплины «Технологии социальной работы».

Деловая игра «Забота, поддержка и помощь» использовалась для систематизации у студентов знаний, полученных из различных дисциплин, о проблеме одиночества, пожилых людях, специфике оказания различных видов помощи данной возрастной группе населения; развития у участников игры практических умений и навыков принимать решения в трудных, неожиданных ситуациях, творческого подхода к определению технологий, форм и методов работы оказания помощи одиноким пожилым людям в решении и преодолении ими проблемных ситуаций; воспитания

у будущих социальных работников гуманного, внимательного и заботливого отношения к нуждам людей, испытывающих затруднения в решении жизненных проблем.

Задание для участников деловой игры заключается в проведении анализа предложенной ситуации для установления нуждаемости одинокого пожилого человека в оказании ему социальной поддержки, помощи, определении ее объема, видов и форм. Продуктом коллективной деятельности является разработка плана действий (технологической карты) по оказанию помощи одинокому пожилому человеку в преодолении трудной жизненной ситуации и предупреждении ее возникновения в дальнейшем.

Результат игры предполагает развитие у студентов способностей критического анализа проблемной ситуации, эффективного планирования действий оказания помощи, практических навыков и умений в определении круга задач в рамках поставленной цели: выявления одиноких пожилых людей, нуждающихся в помощи; определения необходимого спектра предоставления им социальных услуг; разработки программы оказания адресной помощи, прогнозирования последствий принимаемых решений.

Деловая игра «Ступени взаимодействия». Целевые ориентиры игры - углубление знаний студентов о способах, методах, формах эффективного общения и взаимодействия в профессиональной деятельности; развитие творческого подхода в определении алгоритма действий по восстановлению, поддержанию и укреплению контактов между пожилым человеком и его родственниками, друзьями, близкими знакомыми; актуализация знаний соблюдения норм и правил, зафиксированных в кодексе этики социального работника и социального педагога; воспитание у будущих социальных работников толерантности, эмпатии, ответственности, гибкости, профессиональной зоркости, интуиции.

Задание для участников игры: разработать план действий по восстановлению прерванных связей одинокого пожилого человека, проживающего в стационарном учреждении социального обслуживания, с родственниками, близкими знакомыми, трудовым коллективом, в котором он раньше работал.

Результат игры - развитие у студентов творческого подхода к определению форм и методов восстановления, коррекции и поддержания контактов между пожилым человеком и его родственниками, знакомыми; приобретение умений использования различных способов установления позитивной коммуникации (способность устанавливать и поддерживать деловые контакты, соблюдать этические, нравственные нормы общения, взаимодействия, поведения); развитие организаторских способностей.

Деловая игра «Сотрудничество» предполагает расширение знаний студентов о ресурсных возможностях организаций различных форм собственности и социально ориентированных некоммерческих организаций для оказания эффективной поддержки и помощи одиноким пожилым людям, развитие организаторских, посреднических, коммуникативных навыков у будущих социальных работников.

Задание для участников игры: определить механизм (направления и формы) и разработать модель сотрудничества учреждения социального обслуживания с организациями разных форм собственности, социально ориентированными некоммерческими организациями по оказанию поддержки и помощи пожилым людям в преодолении одиночества.

Результат игры - развитие у студентов творческого потенциала, умений эффективно взаимодействовать и продуктивно общаться, поддерживать деловые контакты в профессиональной деятельности.

Касаткина М. И. Деловая игра как метод практико-ориентированной профессиональной подготовки будущих социальных работников

Кроме указанных видов деловых игр, в процессе проведения практических занятий использовались и другие. Например, деловая игра «Планирование ухода» предполагает развитие у студентов практических навыков и умений согласования методов и ресурсов для организации комплексного и адекватного ухода за одинокими пожилыми людьми, которые имеют ограничения в самообслуживании и передвижении. Деловая игра «Развитие личностных ресурсов» проводится с целью приобретения студентами навыков и умений разработки социального проекта, направленного на активизацию личностных ресурсов пожилых людей, расширение круга их общения и взаимодействия, реализацию творческого и профессионального потенциала. Деловая игра «Содружество поколений» используется для развития у студентов практических навыков и умений творческого подхода к планированию системы организации межпоколенных практик.

Отметим, что эффективность и результативность применения деловых игр в процессе профессионального обучения будущих социальных работников обеспечивается организационно-педагогическими и психологическими условиями. Выделим основные.

• Игротехническая, коммуникативная, перцептивная, интерактивная компетентность преподавателя обусловливает эффективность применения деловой игры для решения учебных, развивающих, воспитательных задач, содействует заинтересованности, продуктивности и результативности коллективной работы студентов.

• Организация субъект-субъектного взаимодействия способствует созданию благоприятной творческой атмосферы, которая активизирует межличностное общение участников игры; помогает студентам преодолевать психологические, эмоциональные барьеры самосознания (напряженность, неуверенность, застенчивость), свободно выражать свои эмоции, чувства, сохранять позитивный настрой; положительно влияет на организацию конструктивного диалога, практического взаимодействия, проявление активности, инициативы, стимулирование творческого мышления, самоактуализации участников игры.

• Обеспеченность игрового пространства необходимым оборудованием, техническими и наглядными средствами положительно отражается на продуктивности творческого процесса, развитии креативности у участников игры, формирует культуру организации трудовой деятельности.

• Учет преподавателем индивидуально-личностных возможностей, способностей, интересов и наклонностей студентов в процессе подготовки и проведения деловой игры способствует регулированию групповой динамики, раскрытию ресурсного потенциала, развитию необходимых профессионально важных и личностных качеств, определению персональных траекторий для саморазвития, самосовершенствования.

Результатами участия студентов в деловых играх являются: расширение знаний о многоплановости, многофункциональности социальной работы; формирование профессионально-ценностных установок; повышение познавательно-

профессиональной активности в овладении профессиональными умениями, навыками для оказания комплексной социальной поддержки и помощи людям; развитие ценностных установок, творческих способностей, профессиональных и личностных качеств; стимулирование потребности в самоактуализации, саморазвитии, самосовершенствовании. В процессе совместной деятельности у студентов формируются навыки коллективного принятия решения, установки на эффективный стиль поведения, общения, взаимодействия.

Обобщая вышесказанное, отметим ряд преимуществ использования деловых игр в профессиональном обучении будущих социальных работников. Во-первых, специально организованная игровая деятельность способствует осмыслению студентами изучаемого материала, установлению связи научных знаний с будущей профессиональной деятельностью. Во-вторых, моделирование профессиональной деятельности в игровой учебной форме обусловливает гармоничное сочетание развивающего и воспитательного аспектов профессионального и социально-нравственного личностного развития будущего социального работника. В-третьих, групповой характер работы предполагает интенсивное взаимодействие, конструктивное общение участников игры для достижения результата совместной деятельности. В-четвертых, приобретение студентами практического опыта (самостоятельного выбора и корректировки личностных и коллективных действий, модели поведения, общения, взаимодействия, рефлексивного анализа и самоанализа) осуществляется посредством погружения в конкретное содержание профессиональной деятельности.

Таким образом, деловые игры, обладая большими образовательными возможностями, являются важной составляющей практико-ориентированной подготовки будущих социальных работников для осуществления в дальнейшем эффективной профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: методическое пособие / А. А. Вербицкий. - Москва: Высшая школа, 1991. - 204 с.

2. Гарбусевич, С. А. От деловой игры к профессиональному творчеству: учебно-методическое пособие / С. А. Гарбусевич, Г. А. Зорин. - Минск, 1989. - 123 с.

3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Ф. Зеер. - Москва: Академия, 2006. - 240 с.

4. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. - Москва: МПУ. Российское педагогическое агентство, 1996. - 269 с.

5. Плаксина, И. В. Интерактивные образовательные технологии: учебное пособие для академического бакалавриата / И. В. Плаксина. - 2-е изд. исп. и доп. -Москва: Юрайт, 2017. - 163 с.

6. Трайнев, В. А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения / В. А. Трайнев. - Москва: Дашков и К0, 2002. - 358 с.

7. Федорова, Л. И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л. И. Федорова. - Москва: ФОРУМ, 2009. - 173 с.

8. Хруцкий, Е. А. Организация проведения деловых игр: учебно-методическое пособие / Е. А. Хруцкий. - Москва: Высшая школа, 1991. - 318 с.

9. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - Москва: ВЛАДОС, 1999. - 358 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.