Секция
Проблемы подготовки специалистов
И.И. Швецов
Россия, г. Ставрополь, СГТУ
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ
Существующие традиционные формы проведения занятий, такие как лекции, семинарские занятия, практические занятия, лабораторные работы не всегда позволяют сформировать у обучаемых полное представление о реальном функционировании изучаемой системы защиты информации. Особенно это просматривается при изучении комплексной системы защиты информации, относящейся к классу сложных организационно-технических систем.
Защита информации в таких системах требует от обучаемого умения не только проводить системный анализ, но принимать решения в условиях достаточно высокого уровня неопределенности.
Использование активных методов обучения, к которым относятся деловые игры, позволяет значительно повысить эффективность подготовки студентов. В зависимости от преследуемых в процессе их осуществления целей деловые игры можно разделить на следующие группы.
Игры, направленные на формирование навыков эффективного общения, умений наладить контакт и взаимодействие в группе, предотвратить или разрешить конфликт.
Игры, направленные на формирование коммуникативной компетентности. В этих тренингах отрабатываются способы воздействия на окружающих (убеждение, заражение, внушение), формируется способность вести переговоры на разном уровне (с сотрудниками, начальством, коллегами и партнерами по бизнесу), подобрать адекватный для партнера стиль взаимодействия.
Игры, направленные на формирование интерактивной компетентности. В процессе этих занятий развивается способность варьировать формы поведения в зависимости от ситуации, задач и партнеров по общению.
Игры, направленные на формирование перцептивной компетентности. В ходе этих занятий развиваются способности к пониманию мотивов общения собеседника, причин, лежащих в основе его поступков.
Игры, направленные на развитие аттрактивности. В ходе этих занятий участники также получают некоторые знания о манипулятивных и имиджмейкерских технологиях, в частности, о значении внешнего вида, походки, невербальных компонентах речи.
Игры, направленные на преодоление некоторых мотивационных проблем участников, а также тревожности, неуверенности в себе. В ходе этих занятий участники обучаются некоторым приемам рефлексии, они начинают лучше понимать себя, формируется более полная и адекватная самооценка.
Игры, направленные на формирование профессиональной компетентности. В процессе этих занятий у участников развивается умение анализировать собственную деятельность, выделяя в ней главные и второстепенные моменты, актуализируется их креативный потенциал. Занятия также помогают выработать индивидуальный стиль профессиональной деятельности, включающий, в том числе, и умение продемонстрировать свои способности, знания и умения. В деловых играх воспроизводятся и различные аспекты профессиональной деятельности, что позволят осознать и отработать функциональные и ролевые обязанности участников.
Известия ТРТУ
Тематический выпуск «Информационная безопасность»
Наличие достаточно большого числа учебников и монографий в области защиты информации обнаруживает дефицит учебной литературы, освещающий практический спектр вопроса. Отсутствие широко доступных методических материалов для обучения студентов с использованием деловых игр ставит задачу по их разработке. При формировании содержания деловых игр для специалистов в области защиты информации необходимо учитывать ряд особенностей, присущих сложным организационно-технических системам: сложность формального представления процессов функционирования таких систем, главным образом из-за сложности формализации действий человека; многообразие архитектур сложной системы, которое обуславливается многообразием структур ее подсистем и множественностью путей объединения подсистем в единую систему; функционирование систем в условиях неполной определенности и случайности процессов, оказывающих воздействие на систему; наличие множества критериев оценки эффективности функционирования сложной системы; разветвленность и высокая интенсивность информационных потоков. Это позволит комплексно подойти к разработке исходных данных по деловым играм, описанию ситуации, целей, решаемых задач, формированию групп участников. Практический материал по деловым играм, ситуациям и задачам должен быть четко сформулирован, позволять обучаемым оперативно находить исходные данные, постановку задачи, методические указания, примеры решения, использовать весь арсенал своих знаний для решения поставленной задачи, проблемы, ситуации.
Проблема использования в образовательном процессе деловых и специальных исследовательских игр по информационной безопасности входит в Перечень приоритетных проблемы научных исследований в области информационной безопасности Российской Федерации. Поэтому разработка деловых игр может стать предметом научно-исследовательской работы, курсового проектирования, а также дипломных работ студентов.
О.О. Варламов, М.Р. Амарян, В.А. Лысаковский, Л.Е. Адамова
Россия, г. Москва, ОАО «ЦЕНТРТЕЛЕКОМ»
ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В докладе рассмотрена проблема подготовки персонала региональных компаний электросвязи в области информационной безопасности на основе применения новых информационных технологий и баз данных.
Эффективность функционирования любой телекоммуникационной компании сегодня во многом определяется максимальным использованием современных информационных технологий. Единая информационная система (ИС) компании электросвязи является территориально-распределенной иерархической системой, призванной обеспечить централизованное управление деятельностью компании. Информационную основу ИС составляет распределенная база данных (БД), образуемая локальными базами данных филиалов и подразделений регионального оператора связи. Выбор корпоративной информационной системы зависит от нескольких факторов, но наиболее эффективным будет использование интегрирующих платформ. Известно несколько платформ централизованного управления ИС, но наиболее перспективным для региональных компаний электросвязи представляется продукт Tivoli компании IBM. На этой основе осуществляется обучение персонала компании в области защиты информации.