Образование и кадры
© Коноплева Е.П., Остапенко В.М., 2015 УДК 61:93]:378.661
Коноплева Е.Л., Остапенко В.М.
ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ
ГБОУ ВПО "Смоленская государственная медицинская академия" Минздрава России, 214019, Смоленск, Россия
Статья посвящена проблеме осуществления компетентностного подхода в преподавании курса истории медицины в медицинских вузах. Авторы предлагают для формирования общекультурных и профессиональных компетенций будущих медиков использовать методы активного обучения, в частности имитационные ролевые деловые игры. Деловые игры способствуют созданию мотивационной основы для обучения, требуют от учащихся действий, связанных с практической реализацией приобретенных знаний и умений (анализ исторического события, работа с картой, чтение исторических документов, участие в научной дискуссии, и т. д.). В результате студенты получают достаточно широкое представление о мире медицины, о взаимосвязи исторических эпох и явлений, о разнообразии и единстве медицинских систем.
Ключевые слова: компетентностный подход; учебные компетенции; активные методы обучения; деловые игры; история медицины.
Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015: 23 (1): 51—52.
Konopleva E.L., Ostapenko V.M. THE BUSINESS GAME AS A FORM OF ORGANIZATION OF COMPETENT APPROACH IN TEACHING OF HISTORY OF MEDICINE
The Smolensk state medical academy , 214019 Smolensk, Russia The article considers issue of implementation of competent approach in teaching of course of history of medicine in medical universities. The such methods of active training as imitation role business games are proposed as a mean of developing common cultural and professional competences of future medical personnel. The business games promote development of motivation basis or education and require activities related to practical implementation of acquired knowledge and skills (analysis of historical event, work with map, reading of historical documents, participation in scientific discussion, etc.). As a result, students acquire sufficiently large notion concerning world of medicine, relationship of historical epochs and occurrences and unity of medical systems.
Keywords: competent approach, teaching competences; active method of training; business game; history of medicine.
For citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (1): 51—52.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования последнего поколения требует освоения студентами медицинских вузов таких общекультурных и профессиональных компетенций, как уважительное и бережное отношение к историческому наследию и традициям; способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссий.
В цикл обязательных гуманитарных, социальных и экономических дисциплин входит предмет "История медицины". Основными формами историко-медицинского обучения являются лекции и семинарские занятия. В основе лекционного материала лежит идея связи времен: настоящее медицины совершается на основе ее прошлого, воздействие которого ощущается постоянно. На семинарских занятиях более углубленно изучаются отдельные вопросы истории врачебной профессии, дается сравнительная характеристика уровней развития медицины различных регионов в различные исторические эпохи.
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать достаточно широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (не менее 10% учебного времени). Наш опыт
позволяет утверждать, что использование деловых игр на обобщающих занятиях по предмету является одним из самых результативных и увлекательных методов обучения истории медицины, поскольку позволяет через погружение в историческую реальность связать воедино теоретические знания о медицине прошлого с реалиями сегодняшнего дня.
Основная цель деловой игры как одной из форм активного обучения — обобщение динамики и общих закономерностей исторического развития медицинских знаний.
В рамках проведения игрового занятия студенты должны:
♦ знать отличительные черты развития медицины Востока и Запада в определенные исторические периоды;
♦ уметь понимать логику и закономерности развития медицинской мысли и деятельности;
♦ владеть навыками ведения научной дискуссии по важнейшим вопросам общей истории медицины. Одновременно деловая игра способствует достижению таких целей воспитательного характера, как развитие интеллекта и творческих способностей студентов, умение работать единой командой в условиях ограни-
Для корреспонденции: Коноплева Елена Леонидовна ([email protected])
ченного времени, пробуждение интереса к изучению истории своей будущей профессии.
Деловая игра основана на сочетании ролевой имитации профессиональной деятельности врачей различных цивилизаций с элементами мозговой атаки в малых рабочих группах и обыгрывает проблемную ситуацию: врачебный консилиум, собравшийся по поводу особенно трудного пациента К., страдающего выраженным синдромом недостаточности кровообращения. Отсутствие у студентов глубоких клинических знаний о методах диагностики и лечения сердечных заболеваний в данном случае не является принципиальным и не мешает пониманию динамики развития медицинских знаний, оценке множественности и одновременно единства медицинских систем.
В консилиуме принимают участие представители медицинских профессий различных исторических эпох и цивилизаций (например, Древний мир, Арабский халифат, Средневековье и Новое время в Западной Европе).
На первом этапе деловой игры происходит объединение студентов в малые группы (методом случайного подбора) по 4—5 человек, распределяются роли внутри группы, оговаривается необходимое время. Участникам предлагаются карточки с описанием упрощенной клинической картины заболевания и подробным перечнем заданий, фотографии "пациента", иллюстративный материал, воссоздающий стиль и дух конкретной эпохи, первоисточники (фрагменты папируса Эберса и трактата "Нэй-Цзин", "Гиппократов корпус", "Урджуза", "Канон" и др.). В конце обсуждения каждая группа должна в письменном виде сдать тезисы своего выступления. Лидер назначается преподавателем непосредственно перед отчетом малой группы. В задачу лидера входит от лица названного персонажа рассказать немного о себе и своей медицинской подготовке, указать, какие диагностические приемы исследования больного использовались, изложить мнение о причинах и сути заболевания, рекомендуемых методах лечения.
Следующий этап — непосредственное обыгрывание ситуации. Вступая в пространство диалога со всеми участниками игры, следует прийти к единому решению относительно состояния больного и рекомендаций по оказанию медицинской помощи. Студенты должны сделать вывод о том, что при всем разнообразии медицинских систем в области теории медицины существовали единые или очень похожие представления. Например, несомненное сходство идеи наличия жизненесущего начала ("мету" в Египте, "меридианы" в Китае, "нади" в Индии, "мизадж" в арабском мире), представление о сердце — средоточии жизни человека, восприятие здоровья как состояния гармонии с природой, идеального баланса, энергетической насыщенности организма. Оригинальные, достаточно наивные и относительно далекие от современных представления о теоретических основах болезни привели к рациональным и близким по духу принципам оказания помощи. В их число входит ранняя диагностика, строго индивидуальный подход к лечению больного, холизм, натуропатия, опора на внутренние резервы организма и целительные силы природы, комплексность методов лечения, акцент на профилактику заболеваний. Синюшному пациенту, который задыхается и отекает, не имея сил для активной жизни, всеми участниками консилиума, скорее всего, будут рекомендованы покой, молитва, свежий воздух, легкая пресная пища, ограничение жидкости, очистительная
терапия (потогонные, мочегонные и слабительные прописи), гирудотерапия, кровопускание. Каждая культура привносит и нечто свое, оригинальные методы врачевания — например, кто-то может рекомендовать воздействие иглоукалыванием и теплом, точечный массаж ступней, особую дыхательную гимнастику, ингаляции и обкладывание тела живыми цветами ("живое лечит живое"), ароматерапию и т. д. Важно подчеркнуть своеобразие воздействия на эволюцию знаний в области врачевания таких основных системообразующих центров, как медицина Востока и Запада. С течением времени по мере становления патологии на смену эмпирической медицине приходит этиопатогенетическая. Врач Нового времени на основании аускультативной картины и рентгенологического исследования органов грудной клетки уже уверенно ставит диагноз сердечного порока и назначает сердечные гликозиды, не ограничиваясь симптоматической терапией. Так, прошлое медицины постепенно обогащает ее настоящее.
Заключительный этап — анализ и подведение итогов игры. При необходимости преподаватель выступает в роли врача Новейшего времени, подчеркивая широкие современные возможности диагностической и лечебной работы с моделью больного такого рода и одновременно преемственность медицинских знаний.
Еще одним вариантом имитационного активного обучения является игра "История хирургии", в ходе ко -торой участникам малых групп предлагается описать подготовку и ход операции по поводу ампутации нижней конечности в связи с ее гангреной, выполненной в цирюльне Амбруаза Паре и операционной Теодора Бильрота.
Деловая игра может дополнительно включать блиц-тестирование, проблемные задания самого различного рода, комментарий содержимого докторского саквояжа, "узнавание" медицинского инструментария и предметов ухода прошлого, обсуждение сюжета живописных полотен "медицинского" содержания и т. д.
Полученный опыт позволяет считать данную деловую игру одним из перспективных методов оптимизации учебного процесса. Такие формы взаимодействия в процессе обучения позволяют преподавателю эффективно оценить уровень знаний учащихся по предмету, определить недостаточно проработанные моменты в системе подготовки и изложения материала. Важным преимуществом этого метода является разнообразный характер и наглядность проведения занятий, максимальное эмоциональное вовлечение участников в события игры, а также необходимость воспроизведения мышления и медицинской лексики, отражающих реалий и колорит различных исторических периодов врачевания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Наумов Л. Б. Учебные игры в медицине. Ташкент: Медицина; 1986.
2. Кучеренко В.З., ред. Деловые игры для студентов медицинских вузов: Учебное пособие для практических занятий. М.: ИД "Мысль"; 2008.
REFERENCES
1. Naumov Ь.В. Educational Games in Medicine. [Uchebnye igry v medicine]. Tashkent: Meditsina; 1986. (in Russian)
2. Kucherenko V. Z. Business Games for Students of Medical Schools: Manual for a Practical Training. [Delovye igry dlja studentov meditsinskih vuxov]. Moscow: ID "Mysl"; 2008. (in Russian)
Поступила (received) 02.04.2014