Научная статья на тему 'Делопроизводство Министерства государственных имуществ К. XIX - нач. XX вв. (по материалам Таврической губернии)'

Делопроизводство Министерства государственных имуществ К. XIX - нач. XX вв. (по материалам Таврической губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / МИНИСТЕРСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ / ТАВРИЧЕСКАЯ ГУБЕРНИЯ / RUSSIAN EMPIRE / MINISTRY OF STATE PROPERTY / TAURIANGUBERNIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захарченко Светлана Юрьевна, Борщик Наталья Дмитриевна

В статье рассмотрено типичное делопроизводство Министерства государственных имуществ Российской империи на примере сохранившихся документальных массивов в Государственном архиве Республики Крым. Был исследован пакет документов, связанных с такой сферой деятельности Министерства, как сдача в аренду казенных оброчных статей. Изучены типовые вступающие документы, сопутствующие процессу сдачи в аренду земли. Проанализированы: рапорты, проекты контрактов, условия контрактов, акты передачи земли и приговоры

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Захарченко Светлана Юрьевна, Борщик Наталья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENCY OF THE MINISTRY OF STATE PROPERTY LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURY (ON THE MATERIALS OF THE TAVRIC GOVERNMENT)

The article deals with typical office work of the Ministry of State Property of the Russian Empire on the example of preserved documentary files in the State Archives of the Republic of Crimea. A package of documents related to the Ministry's sphere of activity, such as the leasing of government vintage articles, was examined. The typical incoming documents that accompany the process of leasing the land were studied. Analyzed: reports, draft contracts, contract terms, acts of land transfer and sentences

Текст научной работы на тему «Делопроизводство Министерства государственных имуществ К. XIX - нач. XX вв. (по материалам Таврической губернии)»

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

УДК 93/94 (470)

Захарченко Светлана Юрьевна, обучающаяся 4 курса очной формы обучения исторического факультета Таврической академии (СП), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (Россия, г. Симферополь)

e-mail: svetazaxarchenko@mail.ru

Борщик Наталья Дмитриевна, доктор исторических наук, профессор кафедры документоведения и архивоведения исторического факультета Таврической академии (СП), ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» (Россия, г. Симферополь)

e-mail: arktur4@rambler.ru

ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО МИНИСТЕРСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВ К. XIX - НАЧ. XX ВВ.

(ПО МАТЕРИАЛАМ ТАВРИЧЕСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Аннотация. В статье рассмотрено типичное делопроизводство Министерства государственных имуществ Российской империи на примере сохранившихся документальных массивов в Государственном архиве Республики Крым. Был исследован пакет документов, связанных с такой сферой деятельности Министерства, как сдача в аренду казенных оброчных статей. Изучены типовые вступающие документы, сопутствующие процессу сдачи в аренду земли. Проанализированы: рапорты, проекты контрактов, условия контрактов, акты передачи земли и приговоры.

Ключевые слова: Российская империя, Министерство государственных имуществ, Таврическая губерния.

Zakharchenko Svetlana Yurevna, who is studying the 4-year full-time course of study at the Faculty of History of the Taurida Academy (JV), FGAOU VO

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 "Crimean Federal University. IN AND. Vernadsky "(Russia, Simferopol) e-mail: svetazaxarchenko@mail.ru

Borshchik Natalia Dmitrievna, Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of Document Science and Archives of the History Department of the Taurida Academy (JV), FGAOU VO "Crimean Federal University. IN AND. Vernadsky "(Russia, Simferopol) e-mail: arktur4@rambler.ru

CURRENCY OF THE MINISTRY OF STATE PROPERTY

LATE 19TH - EARLY 20TH CENTURY (ON THE MATERIALS OF THE TAVRIC GOVERNMENT)

Annotation. The article deals with typical office work of the Ministry of State Property of the Russian Empire on the example of preserved documentary files in the State Archives of the Republic of Crimea. A package of documents related to the Ministry's sphere of activity, such as the leasing of government vintage articles, was examined. The typical incoming documents that accompany the process of leasing the land were studied. Analyzed: reports, draft contracts, contract terms, acts of land transfer and sentences.

Key words: Russian Empire, Ministry of State Property, TaurianGubernia.

Начало XIX столетия Российская империя встретила административной реформой, в ходе которой была сформирована министерская система управления. Манифест от 8 сентября 1802 г. предписывал «разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой». Управление «частями» вверялось первым восьми Министерствам: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения и юстиции [1].

Несмотря на то, что земледелие в России было основным источником дохода подавляющей части населения и государства, для управления им

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 отдельного Министерства создано не было. Земледелие считалось традиционным и естественным занятием русского человека, не требующим государственного управления в силу его природного характера, поэтому вопросам его развития долгое время не придавалось государственного значения. При образовании Министерств управление государственными крестьянами и имуществами было отнесено к ведению Министерств внутренних дел и финансов. Законы 25 июля и 17 августа 1810 г. о разделении государственных дел по Министерствам уточнили их функции. В результате центральное управление государственными имуществами и крестьянами сосредоточилось в Департаменте государственных имуществ Министерства финансов. Однако учреждение, занятое финансовым управлением, в силу своей специфики не могло повысить благосостояние и платежеспособность государственных крестьян.

В 1837 г. учреждено Министерство государственных имуществ, в составе трех департаментов государственных имуществ, канцелярии, совета министра и ученого комитета. На Министерство было возложено заведование государственными имуществами, попечительства над государственными крестьянами и колонистами, оценка, описание и межевание казенных земель, лесное дело, сельскохозяйственное образование, собирание и распространение сведений по земледелию и сельскому хозяйству, принятие необходимых мер к дальнейшему развитию и усовершенствованию различных отраслей его [2]. 21 марта1894 г. последовало учреждение Министерства земледелия и государственных имуществ.

Регламентация деятельности любого учреждения начинается с правоустанавливающих документов, для всех министерств - это Манифест об общем учреждении министерств (25 июля (7 июня) 1811 года) и частное более полное и с конкретными особенностями присущими деятельности МГИ -Высочайшее учреждение Министерства Государственных Имуществ (26 декабря 1837 года). Документы регламентировали все аспекты деятельности ведомства, его структуру, предметы ведения, штат, необходимые департаменты

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018

и должности.

У министерства был достаточно широкий круг полномочий и предметов ведения: «Ведомству первого Департамента принадлежат государственные имущества и попечительство над государственными крестьянами в губерниях, состоящих на оброчном положении...», а также дела по оброчной и подушной подати и по сбору земских повинностей; наблюдение за своевременным составлением и рассылкой окладных листов, податных тетрадей, таблиц, шнуровых книг по части взимания денежных сборов, наблюдение за раскладкой и взысканием их и мн. др. [3, 4, 5]

Источниковой базой исследования выступают некоторые юридические нормативы (Манифест об общем образовании министерств, Высочайше утвержденное учреждение МГИ и пр.), и архивные документы Государственного архива Республики Крым (дела фонда № 81 «Таврическо-Екатеринославское управление земледелия и землеустройства» [6]), в котором сохранились дела с комплексами документов, связанных с отдачей казенных оброчных статей в арендное пользование, что было достаточно массовым явлением и значительной частью деятельности Министерства.

Дело «О заключении контрактов с арендаторами казенных оброчных статей на 1896 г.» являетсядокументальным массивом типичных входящих бумаг по сдаче в арендное пользование земли [6, д. 2978].

Сдача в арендное пользование казенных оброчных статей могла происходить с торгов или без них. Рассмотрим массив документов, поступавших в Управление Государственными Имуществами Таврической и Екатеринославской губерний при сдаче земли с торгов [6, д. 2978].

Первоначально после торгов поступала бумага или рапорт от уполномоченного заключать контракты с взявшими землю с торгов. К этой бумаге прилагались проект контракта и условия.Также мог поступать Рапорт об исполнении предписаний.К этому документу прилагался типовой, отпечатанный на бланке Проект контракта.

К Проекту контракта прилагались Условия контракта. Они были типовые,

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 напечатанные типографским способом на специальных бланках. В Условиях обязательно оговаривались следующие моменты:

1) «Казенные участки сдаются арендаторам чиновниками Управления Государственными Имуществами, о чем составляется надлежащий акт за обоюдной подписью. Арендаторы обязаны пользоваться этими участками в границах действительного владения казны. Если бы впоследствии, по измерению, оказалось в сих участках число десятин, оплачиваемых арендной платой, больше или меньше против показанного по плану и по контракту, то в первом случает арендатор обязан за излишнее число десятин доплатить по расчету установленной по контракту платы, а во втором, по тому же расчету, Управление Государственными Имуществами обязано сложить с арендатора плату, по числу десятин, излишне оплаченных. .

3) Арендатор обязан вносить арендную плату непосредственно в местное Уездное Казначейство, за каждые полгода вперед, и не позже 15 января и 15 июля месяцев. Пеня и штраф исчисляются не по числу просроченных дней, а за полные месяцы.

4) Сверх платежа арендных денег содержатели казенных участков, в продолжении арендного времени, должны исполнять распоряжения Правительства и земских учреждений по истреблению на арендуемой земле вредных насекомых, под страхом установленной по закону ответственности»[6, д. 2978, л. 9].

Для руководства арендаторам выдавались чертежи, на которых показано в каком году какое поле поступает в обработку. Согласно этим чертежам и должно производиться пользование землею, причем отступление от установленного порядка не допускается. Под посев табаку и масличных растений может быть занято не более десятой части смены, т. е. не более десятой части площади полей, распахиваемых ежегодно. На полях, остающихся не распаханными (залежными) дозволяется арендатору производить пастьбу скота и сенокошение, а также и посев кормовых трав, с тем лишь условием, чтобы при посеве травы под каким видом не были употребляемы зерновые

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 хлеба или же масличные растения.

Далее обычно следовал Акт о передаче земли. Также к массиву документов, связанных с отдачей в арендное пользование земли, принадлежит Приговор, т.е. документ, прилагающийся вместо денежного залога от крестьян. Чаще всего выглядел он таким образом:«1895 года ноября 26 дня, Мы нижеподписавшиеся Крестьяне домохозяйства КунанскогоОсибскогообщества той же волости, Евпаторийского уезда, состоящего из 191 ревизских души созданные нашим сельским старостой Филиппом Колодным на осибский сход в числе 64 человек из общего количества 90 домохозяев, что составит более двух третей всех домохозяйств имеющих право голоса на осибском сходе, на котором нам объявлено предписание Управления Государственными Имуществами Таврической и Екатеринославской губерний от 16 ноября за № 5655 о разрешении Г. Министром Земледелия и Государственными Имуществами предписанием от 15 октября за № 12419 отдать обществу в аренду заторгованный нами оброчный участок Казенной земли при деревне Карлов в количестве 788 десятин из оброка 1505 р. 8 коп. в год сроком с 1-го января будущего 1896 года на 3 года и в дополнение к приговору нашему от 8 мая 1894 года за № 4 для заключения и подписания Контракта избираем вместо заболевшего односельца нашего Евлатия Золотухина, Михаила Еремизина, что настоящим приговором мы ручаемся друг за друга и все за одного в исправности платежей оброчных денег причитающихся за Карловский Казенный участок в том подписываемся. Крестьяне домохозяйства дер. Кунан грамотные» [6, д. 2978. Л. 28].

Закон 5 июня 1900 г. определив ценность мирского приговора и тем самым количество земли, которое может быть отдаваемо крестьянским обществам, - в значительной мере, как показывает практика, ограничил прежнюю возможность брать по высоким ценам и в чрезмерном количестве землю. После нового закона сдана с торгов меньшая часть района - в 1903 году и в текущем году. Хотя и на этих торгах наивысшая сравнительно цена предложена, по обыкновению, обществами, тем не менее, помянутых случаев

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 высоких арендных цен не было. Участки с обычною третью распашки сданы на 6 лет в среднем за десятину: в 1903 году по 5 р. 40 к., а 5-го сего июня по 5 р. 32 к. При местных арендных ценах в последние два года за десятину на один съем под хлеба не менее 12 рублей и за земельную (толочную) не менее 2 1/2рубл. -приведенные арендные цены, определившиеся на последних торгах, отнюдь нельзя считать высокими. Они соответствуют местным ценам, приближаются к ним. Принимая же во внимание, что казенная земля, благодаря принятой системе, лучше не только крестьянской, но и частновладельческой, каковое качество статей хорошо известно арендаторам. Нельзя не признать, что ныне казенная арендная земля несколько дешевле частновладельческой [7].

В настоящее время для большинства российских государственных организаций и коммерческих фирм характерно отсутствие упорядоченной системы ведения делопроизводства, несмотря на то, что именно рациональное и четко организованное делопроизводство, определяющее документационное обеспечение управления организацией, может существенно увеличить эффективность деятельности учреждения. Организация работы с документами является важной составной частью процессов управления и принятия управленческих решений, существенно влияющей на оперативность и качество управления. Именно для совершенствования управления в сегодняшнем дне необходим анализ и тщательное исследование предыдущего опыта в данной сфере.

Список источников:

1. Манифест об учреждении министерств от 8 сентября 1802 года. Сборник статусных нормативных документов: науч.-практич. пособие / сост. и авт. Р. С. Мулукаев, В. В. Черникова. М., 2012.

2. Высочайше утвержденное Учреждение Министерства государственных Имуществ//Полное собрание законов Российской империи. Собр 1. СПб, 1837. Т. 12. № 10834.

3. Изложение главных оснований преобразования управления

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, № 4 (15) 2018 государственными крестьянами и имуществами. СПб.: Б.и.,1838.217 с.

4. Историческое обозрение пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837-1887. Ч. 1. СПб.: Паровая скоропечатная Яблонский и Перрот, 1888. 103 с.

5. Очерк пятидесятилетней деятельности Министерства государственных имуществ 1837-1887. СПб.: Паровая скоропечатня Яблонский и Перрот, 1887. 271 с.

6. Государственный архив Республики Крым. Ф. 81. Оп. 1.

7. Емельянова Т.В. Главное управление землеустройства и земледелия России (1905-1914 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2009. 233 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.