Научная статья на тему 'Дело примирения: от дипломатии до культуры. Памяти Вацлава Воровского'

Дело примирения: от дипломатии до культуры. Памяти Вацлава Воровского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ / ДИПЛОМАТИЯ / ПРОПАГАНДА / МАРКСИЗМ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ / REVOLUTION / DIPLOMACY / PROPAGANDA / MARXISM / SOCIALIST REALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сколяр Юлия Николаевна

Статья посвящена деятельности и творчеству Вацлава Вацлавовича Воровского, представлявшего молодую Советскую республику на дипломатическом уровне и являвшегося организатором и вдохновителем нового культурного проекта социалистического реализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reconciliation: from diplomacy to culture. Dedicated to the memory of Vatslav Vorovsky

The article focuses on activities and work of Vatslav Vatslavovich Vorovsky who represented the young Soviet Republic at the diplomatic level and was the organizer and inspirer of the new cultural project, socialistic realism.

Текст научной работы на тему «Дело примирения: от дипломатии до культуры. Памяти Вацлава Воровского»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 27. ГЛОБАЛИСТИКА И ГЕОПОЛИТИКА. 2017. № 1

СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ

Ю.Н. Сколяр*

ДЕЛО ПРИМИРЕНИЯ: ОТ ДИПЛОМАТИИ ДО КУЛЬТУРЫ.

Памяти Вацлава Воровского

J.N. Scholar

THE RECONCILIATION: FROM DIPLOMACY TO CULTURE.

Dedicated to the memory of Vatslav Vorovsky

Статья посвящена деятельности и творчеству Вацлава Вацлавовича Воровского, представлявшего молодую Советскую республику на дипломатическом уровне и являвшегося организатором и вдохновителем нового культурного проекта — социалистического реализма.

Ключевые слова: революция, дипломатия, пропаганда, марксизм, социалистический реализм.

The article focuses on activities and work of Vatslav Vatslavovich Vorovsky who represented the young Soviet Republic at the diplomatic level and was the organizer and inspirer of the new cultural project, socialistic realism.

Key words: revolution, diplomacy, propaganda, Marxism, socialist realism.

Сегодня, говоря о революции 1917 г., современность, пытаясь выяснить ее причины, определить последствия, исследовать изменение взглядов и отношений к этому эпохально значимому событию, теряет из вида людей и их судьбы, характеры, за философией истории перестает видеть непосредственных творцов истории, за процессом — субъект. В то время как люди, стоявшие у руля молодой советской республики, были творцами нового социального устройства во всей его противоречивой и многогранной сложности. Кто были эти люди? Насколько важно сегодня присмотреться к ним ближе?

Историческое время многомерно, но в конечном счете история складывается из конкретных поступков конкретных людей. Как пишет Т.Л. Шес-това, «краткая длительность (годы и десятилетия) проявляется на собы-

* Сколяр Юлия Николаевна — ассистент каф. философии МФ МВТУ им. Баумана. E-mail: jskoliar@yandex.ru

тийном уровне, на уровне политической истории. Эти процессы во многом зависят от деятельности индивидов»1. Деятельность индивидов определяется многими факторами, и, очевидно, сегодня, в эпоху нелинейного понимания истории, в эпоху осознания многомерности социального бытия, требуется по-иному взглянуть на роль личности в истории.

В канун векового юбилея революции 1917 г. в России хочется вспомнить многих ее творцов, в частности, Вацлава Вацлавовича Воровского, революционного деятеля, дипломата, публициста и литературного критика.

Воровский — один из четырех послов России, которые погибли, исполняя свой дипломатический долг. До него — А.С. Грибоедов в 1829 г., после — П.Я. Войков в 1927 и А.Г. Карлов в 2016 г. Убийство полномочного представителя всегда является не только оскорблением государства, но и готовым поводом для войны. Такие «приглашения на войну» Россия всегда отклоняла, в лице своих дипломатов она всегда выступала за исполнение международного законодательства и сохранение мира. Подчас русские дипломаты платили жизнью за службу отечеству. В случаях посягательств на полномочных представителей той или иной державы всегда разгорается дипломатический конфликт. За каждым убийцей стоит не только личный мотив, но и интересы геополитического масштаба. Вспомним обстоятельства четырех убийств российских послов.

В 1826 г. отношения России и Персии после заключения Туркманчай-ского мира, юридическую часть которого готовил Александр Грибоедов, складывались успешно, что привело к изменению международного положения в Центральной Азии, заключавшегося в усилении противостояния Российской империи и Великобритании. В 1829 г. Грибоедов был убит местными жителями под предлогом пренебрежения к их обычаям и религии. Считалось, что за убийством стояли спецслужбы европейских держав, недовольных усилением России. Однако Россия не была втянута в новую войну с персами.

В начале 1920-х гг., особенно в связи с переходом к нэпу, довольно успешно развивались отношения между молодой советской республикой и мировым сообществом. Во многом это было заслугой первых советских дипломатов. Убийство в 1923 г. Вацлава Воровского было провокацией, направленной на срыв дипломатической миссии в Европе. В результате убийства был издан декрет СССР «О бойкоте Швейцарии», который денонсировал дипломатические и торговые отношения между двумя странами и запрещал въезд в СССР всем швейцарским гражданам, не принадлежащим к рабочему классу. Дипломатические отношения между СССР и Швейцарией удалось восстановить только в 1946 г.

Переворот 1926 г. в Польше, приведший к установлению диктатуры, крайне ухудшил российско-польские отношения. Полномочный представитель СССР в этой стране Пётр Войков работал в условиях постоянной угрозы, поскольку польское правительство практически не принимало мер

1 Шестова Т.Л. Глобальный историзм и кризис научной рациональности // Лесной вестн. 2013. №5(97). С. 34.

по обеспечению безопасности советской дипломатической миссии. Убийство Войкова стало провокацией, направленной на обострение отношений с СССР. Борис Коверда, убийца посла, на суде говорил, что «выступил против большевиков во имя поруганной Родины»2. За убийством дипломата стоял Лондон, заинтересованный в резком ухудшении отношений между СССР и Польшей, рассматривая последнюю в качестве плацдарма для будущей агрессии против Москвы. Помимо Польши, в качестве своего геополитического инструмента Великобритания использовала Германию, постоянно натравливая ее на Россию.

2016 год. Деятельность российских посольств в странах, сопредельных с Сирией, где идет борьба России с террористами, становится крайне опасной. Осложнение отношений между Россией и Турцией невыгодно для самой Турции, но имеет значение для ослабления консолидации стран в их совместной борьбе с угрозой масштабного терроризма. Убийство посла России в Турции Андрея Карлова — провокация, направленная на ухудшение российско-турецких отношений, на срыв мирного процесса в Сирии. В России убийство посла расценили как теракт и сигнал к тому, что мировому сообществу необходимо объединить усилия в борьбе с международным терроризмом.

Как мы видим, покушение на посланника государства всегда является либо местью государству за проводимую им политику, либо провокацией, цель которой — разжигание конфликтов.

Людей, стоявших у истоков советской дипломатии, отличала высокая культура. Благодаря им некоторые достижения пролеткульта обрели международную известность. Несмотря на невероятность самого своего появления и становления, РСФСР настойчиво и твердо выходила на международный дипломатический уровень и формировала свой новый культурный проект.

«К весне 1920 года международное положение советской страны изменилось. Выступления пролетариата на Западе потерпели временную неудачу. Подавлена Баварская Советская республика. Бесчинствуют контрреволюционные банды. Зверски убиты вожди немецких рабочих, коммунистов Роза Люксембург и Карл Либкхнет. Но Советская Россия устояла»3. Став первым послом нового мира, Воровский с достоинством и честью защищал интересы своего отечества.

Вацлав Воровский родился в Москве в 1871 г. Чтобы исполнить завет отца и стать инженером, он перешел с физико-математического факультета Московского университета в Московское высшее техническое училище. В годы студенчества вел активную пропагандистскую работу. До революции его статьи публиковались в ленинской «Искре», большевистских газетах «Вперед», «Пролетарий», «Новая жизнь», «Волна», журналах «Правда», «Вестник жизни», «Образование», «Просвещение», «Мысль». Отбыв трехлетнюю ссылку за распространение нелегальной литературы,

2 Убийство Войкова и дело Бориса Коверды / Пер. с пол. Париж, 1927. С. 118.

3 Краснопольская Н.Е. Во имя любви к человечеству... Документальная повесть о В.В. Воровском. М., 1981. С. 207.

в 1902 г. он эмигрировал, а в 1904 г. вернулся и стал одним из организаторов Южного бюро ЦК в Одессе. В 1905 г., будучи редактором газеты «Вперед», Воровский был назначен В.И. Лениным, высоко ценившим его многогранный талант, представителем РСДРП в Международном социалистическом бюро. В 1907—1912 гг. Воровский жил в Одессе, это время столыпинской реакции, время запрета легальной большевистской печати. Он много публиковался в «Одесском обозрении», а также в изданиях «Наша заря» и «Черноморский портовый вестник». Воровский — талантливый критик, публицист, популяризатор марксизма, замечательно сочетал «нелегальное» влияние в легальной прессе, ловко лавируя между цензурными рифами. Он критиковал декадентство с его духом упадничества и отвержением многовековых народных традиций, с подрывом веры в человека и самого себя, свое будущее, с бесшабашной жизнью и претензией занять место новой русской культуры. Такие явления в культуре Воровский называл «мародерами революции». Критиковал и никогда не вовлекался ни в богоискательство, ни в богостроительство, популярные в России начала ХХ в. Его строгая марксистская позиция не находила примирения с субъективным идеализмом «махистского поветрия», которое он воспринимал как чуждое русской душе явление. Для него махизм — «утверждение субъективизма под флагом материализма».

Воровский много занимался переводами с польского, итальянского, немецкого, английского. В своих трудах он затрагивал широкий круг вопросов: история, международные отношения, философия, весь спектр насущных и актуальных политических и социальных проблем. На страницах «Одесского обозрения» выступал по вопросам литературы, искусства, был великим мастером фельетона. Всегда критиковал раскол, меньшевиков, бесплодные дискуссии и закулисные интриги.

Всюду, куда проникал капитализм и его черствость, расчетливость, бесчестие, завоевывая себе область деятельности, как противовес проникала идеологически-политическая философия русских большевиков-марксистов. Говоря о капитализме как об эпохе реформ, Воровский писал: «Но она не могла подорвать и разрушить в живущих поколениях самих этих идеалов добра и общественного сознания, передававшихся по традиции от дедов к отцам, от отцов к сыновьям. И ряд поколений умирающего в общественном значении слоя обречен был на трагедию контраста этих идеалов со всеуменьшающейся силой самого слоя. И когда эта сила дошла, наконец, до нуля, пошатнулась вера в них, расслабла воля, желания сменились апатией, тоска — скукой, и сложился знакомый нам тип "лишних людей'»4. Его фельетоны не только острополитические, но и социальные: в центре внимания и градоначальник, и проворовавшийся казенный раввин, и жулики предвыборных компаний, и многое другое — актуальное и своевременное. Для создания выразительных образов он использовал литературных героев прошлого, легко балансируя между тонкой сатирой и испепеляющим сарказмом, сочетая природное остроумие с политической

4 Воровский В.В. Сочинения. Т. II. М., 1931. С. 41.

направленностью. Во многом он расходился даже с таким последовательным марксистом, как Г.В. Плеханов, который говорил о В.В. Воровском, что «слабость революционной интеллигенции проявлялась у большого литератора в яркой форме»5. Расхождения нашлись и в отношении к роману М. Горького «Мать», в котором Плеханов находил следствие «недостаточной компетентности в вопросах марксизма»6, а для Воровского роман ознаменовал приход Горького на позиции рабочего класса. «Горький познакомил читателей с процессом проникновения в массы социалистической идеологии, нашел положительного героя в пролетариате»7. Но после публикации «Исповеди», по мнению Воровского, Горький навсегда порвал с марксизмом.

Журналистика, литература, философия всегда привлекали В.В. Воровского, но от писательской и философской деятельности он был оторван дипломатической службой, где оказались незаменимыми его талант, чуткое восприятие действительности, деловитость, твердость характера и живой ум. Воровскому-дипломату принадлежит величайшая роль в ведении неофициальных переговоров с немцами в 1918 г., в 1920-м он готовил мирный договор с получившей независимость Эстонией, который В.И. Ленин назвал окном в Европу. «Наши противники утверждали, что революция на Западе далека и что без нее мы не удержимся. Но не только удержались, но и победили»8. В 1921 г. Воровский открывает постпредство РСФСР в Риме, а год спустя участвует в работе советской делегации на международной конференции в Генуе, подытожившей устройство Европы после Первой мировой войны и ее отношения с советской Россией.

С 1914 г. Воровский работал инженером в «Обществе электрического освещения 1886 г.» в Москве. Осенью 1915 г. по рекомендации Л. Красина он был направлен торговым представителем в отделение фирмы «Сименс-Шукерт» в Швеции. Однако Воровский не прервал свою литературную, философскую и публицистическую деятельность. На страницах шведского «Политикен» он занимается популяризацией марксизма, публикует статью «Ленин — вождь русской социал-демократии» с фотокарточкой вождя.

События Октября 1917 г. застают Воровского в Стокгольме. Правительство РСФСР назначает его полномочным представителем в Швеции, Дании и Норвегии. Назначение неожиданное, но Воровский сдает дела фирмы и выполняет всю надлежащую новому дипломатическому ведомству новой страны нового мира работу. Его визитеры несколько удивлены тем, что посол сам встречает посетителей, сам ставит визы, сам провожает, и делает это в свой скромной квартире. Ситуация складывалась сложная, официальный Стокгольм не признавал страну Советов де-юре, но де-факто не отзывал своего представителя из России и не вмешивался в ее внутриполитические дела. Исследователь жизни Воровского Н. Жуковский назвал свою книгу он нем «Посол нового мира». Вот что он пишет: «назначение

5 Семеновский О. Воровский в Одессе. Одесса, 1962. С. 53.

6 Там же. С.100

7 Там же. С.101.

8 Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40. С.111

Воровского полномочным представителем было одним из шагов по созданию аппарата советской дипломатической службы. Он создал бюро дипломатических миссий в Дании и Норвегии, оказывал бывшим русским военнопленным, бежавшим из германских лагерей, помощь в возвращении на Родину, вел переговоры о закупках машин, станков, плугов, кос, продовольствия, семян, книг. Воровский пользовался доверием и уважением в широких кругах Скандинавских стран, положил начала развитию с ними добрососедских отношений»9.

Вернувшись в 1919 г. в Россию, Вацлав Воровский занялся научной деятельностью и стал членом Социалистической академии. Не имея возможности находится на полях гражданской войны из-за слабого здоровья, он много выступал, создавая своими пламенными речами на митингах и собраниях весомую поддержку в тяжелое время разрухи и голода. Воровский всегда испытывал тягу к журналистской и литературной деятельности, от которой был оторван дипломатической службой, и ВЦИК поручил ему возглавить Государственное издательство. С одной стороны — это рутинная работа, связанная с выбором здания, объединением издательств, распределением их направленности. Возникли проблемы не только с наличием бумаги, ноис наличием самих литераторов. И здесь, с другой стороны, талант и работоспособность Воровского позволили ему создать новое направление в литературе и искусстве — соцреализм. Вот что он писал, оговаривая свое понимание поставленной перед ним задачи: «Государственное издательство отнюдь не находит, что того нового массового читателя, которого породила революция, следует снабжать исключительно политической, в частности агитационно-пропагандистской, литературой, искусственно задерживая допуск к нему литературы изящной, в частности произведений буржуазных романистов и поэтов. Надо совершенно не верить в глубокие корни революции и в творческую мощь трудовых масс России, чтобы думать, что знакомство с психологически чуждыми пролетариату настроениями может видоизменить развитие революции. Но в той конкретной обстановке, в какой ведется сейчас в России борьба за социализм, при такой скудности технических средств, так необходимых пролетариату для его просветительско-творческой работы, Государственное издательство обязано направить все силы на облегчение этой работы, обязано давать массам ту концентрированную умственную пищу, которая необходима для усвоения малосознательными элементами задач и целей пролетарской революции, давать ее во всех формах — агитационной, пропагандистской, популярно-научной, художественной, или строго научной, — пригодной для пропаганды практического осуществления социалистических идей и всех технических переходных мероприятий, которые служат этой цели»10.

Требования, выдвигаемые к новому культурному проекту — социалистическому реализму, представляли собой создание такого искусства, в котором должна отражаться правда, не сводящаяся к случайным прояв-

9 Жуковский Н. Посол нового мира. М., 1978. С. 158.

10 Воровский В.В. Сочинения. Т. III. М., 1933. С. 385.

лениям жизни. Как пишет А.В. Бондарь, «активизация опорных пунктов идеологической философии в те годы требовала от партии выработки социалистической программы действий по идеологической переориентации всех областей знания на идеи диалектического материализма. В таком же идеологическом повороте нуждалась и сфера человековедения»11. В соцреализме, где отображение правды действительности является основой, Воровский не уменьшал фактора психики художника. Различие между наукой и искусством он видел в самом способе освоения действительности, специфика искусства — в мышлении образами. «Художник связан не только реальностью внешней жизни, но и реальностью своей психики. Творческая психика отличается своеобразными чертами... и творческая психика должна, согласно своим законам, переварить впечатления внешней (и внутренней) жизни, чтобы они стали материалами для художественного творчества. А для этого прежде всего нужен определенный склад психики, нужно, чтобы психика художника была в состоянии воспринимать и перерабатывать определенный жизненный материал»12.

Соцреализм требовал от искусства изображения мощных общественных движений, значительных и важных событий. Снова печатается Горький, горячо встречены Маяковский, Чуковский, Бонч-Бруевич. Требованием соцреализма становится не сугубо личное, лежащее на поверхности, а общее и типическое, прошедшее через личное. В основе художественного творчества «лежит воплощение в индивидуальных характерах общественно-психических типов, — именно то, что можно назвать типологизацией действительности»13. Отгораживаясь от реальности, от ее правды, художник искажает смысл, смещает перспективу, выносит второстепенное на передний план.

Типологизация у Воровского это воплощение в индивидуальном важного и существенного в действительности. Важным в действительности становится коммунистическая идейная парадигма, рождающая в субъекте творчества соответствующее понимание. Сама действительность становится реальностью. Понятие категории «реальность» сегодня вновь становится значительным и важным. В типологии реальностей на основе системоло-гического подхода, различая типы реальности, В.И. Фалько пишет: «Прежде всего, различению, по-видимому, предшествует созерцание нерасчле-ненной реальности. Затем предметом рефлексии становится соотнесение человеком себя и мира, отношение человека к миру. Сам мир как предмет соотнесения с ним выступает перед человеком как некая данность. Поэтому нашим сознанием рефлектируются и формы, в которых созерцается мир: пространство и время»14. Социалистическая действительность, неся идею, передает ее субъекту, из объективной она становится субъективной.

11 Бондарь А.В. Основные тенденции в развитии философской проблематики человековедения в СССР (1917—1930 гг.): Дисс. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 1983. С. 13.

12 Воровский В.В. Сочинения. Т. II. С. 216.

13 Там же. С.164.

14 Фалько В.И. Типология реальностей // Философские науки. 2005. № 7. С. 122.

Воровский проводит обобщение личностей героев в определенные психологические типы. Основным методом литературной жизни той или иной эпохи Воровский считал метод социально-психического анализа формаций в их последовательной исторической смене, раскрывающий как социально-экономическую основу, так и роль воспитания. Таким образом, произведения искусства, по Воровскому, «картины самой жизни, всегда были самым чутким указателем изменений, происходящих в обществе»15.

Воровский внес значительный вклад в трактовку категории типического. Делая это одним из первых в материалистической философии, он всеми силами и способами боролся за иной вид новой русской культуры. Литература, по мнению Воровского, является одним из наиболее действенных средств влияния на широкие массы. «Идеальное бытие было открыто благодаря тому, что теоретические понятия обрели объективное существование вне головы человека в текстах и других предметах куль-туры»16. Задача соцреализма — рисовать жизнь правдиво, всесторонне, и такое изображение подчинено интересам этического и эстетического воспитания.

Вацлаву Воровскому принадлежит значительная роль в деле примирения русской интеллигенции с революцией, в деле сохранения русской национальной науки и литературы.

В 1921 г. Воровский открывает постпредство РСФСР в Риме, он полпред РСФСР и УССР в Италии. В ноябре 1922 г. в Лозанне начинает работу международная конференция по Ближнему Востоку; задача посла — подписать (действующую и поныне) Конвенцию о режиме судоходства в контролируемых Турцией черноморских проливах. Вечером 10 мая 1923 г. в ресторане гостиницы «Сесиль» Морис Конрати сразил Вацлава Воровского наповал первым же выстрелом в затылок...

«Живая личность со всеми своими помыслами и чувствами становится деятелем истории на свой собственный страх. Она, а не какая-нибудь мистическая сила, ставит цели в истории и движет к ним события сквозь строй препятствий, поставленных ей стихийными силами природы и исторических условий»17. Так писал сам Воровский в книге «Личность Карла Маркса. К истории марксизма в России», вкладывая это в уста своего оппонента, но как это точно озвучивает ситуацию и положение непосредственного субъекта, участника революционного процесса, которого спустя сто лет потеряли из вида, пытаясь бесконечно углубляться в осмысление причин и определение последствий революции как исторического и общественного события. Честное исполнение долга перед Родиной, верность выбранной позиции, основанной на искренней вере, любовь к человеку, забота о будущем — такие простые качества личности делают ее дела значимыми для всего общества. И именно то, что индивидуальное воплощает

15 Байчук Р. В борьбе за марксистскую эстетику. Днепропетровск, 1964. С. 8.

16 Фалько В.И. Указ. соч. С. 119.

17 Воровский В. Личность Карла Маркса. К истории марксизма в России. М., 2012. С. 169.

важное и существенное в действительности, приводит к забвению самой личности как творца великого процесса, что автор и попытался частично исправить данной статьей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Байчук Р. В борьбе за марксистскую эстетику. Днепропетровск, 1964.

Бондарь А.В. Основные тенденции в развитии философской проблематики человековедения в СССР (1917—1930 гг.): Дисс. ... канд. филос. наук. Хабаровск, 1983.

Воровский В.В. Сочинения. Т. II. М., 1931.

Воровский В.В. Сочинения. Т. III. М., 1933.

Воровский В. Личность Карла Маркса. К истории марксизма в России. М., 2012.

Жуковский Н. Посол нового мира М., 1978.

Краснопольская Н.Е. Во имя любви к человечеству... Документальная повесть о В.В. Воровском. М., 1981.

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 40.

Семеновский О. Воровский в Одессе. Одесса, 1962.

Убийство Войкова и дело Бориса Коверды / Пер. с пол. Париж, 1927.

Фалько В.И. Типология реальностей // Философские науки. М., 2005. № 7.

Шестова Т.Л. Глобальный историзм и кризис научной рациональности // Лесной вестн. 2013. № 5(97).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.