УДК 764(092)
DOI: 10.25730/VSU.7606.23.023
«Дело Православия в Алеутской епархии ... начало снова оживать и подавать надежды на лучшее будущее» Отчет Епископа Николая (Зиорова) о состоянии Алеутской и Аляскинской епархии за 1895 г.
Печатнов Валентин Владимирович
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии им. А. Ф. Шишкина. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. ORCID: 0000-0001-9340-9363. E-mail: [email protected]
Аннотация. Материал представляет собой научную публикацию документа - «Отчет о состоянии Алеутской и Аляскинской епархии за 1895 год», написанного епископом Алеутским и Аляскинским Николаем (Зиоровым] для Св. Синода РПЦ. Документ хранится в Государственном историческом архиве России. В публикуемом отчете подводятся первые итоги осуществленных им реформ. Этот, казалось бы, сугубо бюрократический документ дышит живостью и неравнодушием радеющего о своем деле архиерея. Откровенно и по-деловому описывая проблемы епархии, автор делает интересные наблюдения об «американизации» русских священнослужителей в США и угрозе утраты ими духовной и национальной самобытности, а также критически анализирует состояние православной паствы в Америке с ее ярко выраженными национальными различиями. Страницы, посвященные униатскому движению в США, в лице своей иерархии боровшемуся с православием, а в лице своей паствы желающему перейти в православие, вызывают интерес намного более чем исторический, будучи актуальными и для сегодняшнего дня. В отчете также содержится ряд важных предложений, которые будут реализованы уже преемником Николая свт. Тихоном, при котором епархия достигнет своего наивысшего расцвета. Публикация снабжена предисловием и научно-справочным комментарием.
Ключевые слова: Алеутская и Аляскинская епархия, епископ Николай (Зиоров], Аляскинское духовное правление, Священный Синод, униатское движение в США, Русская православная церковь, православие в Америке.
C 1891 по 1898 гг. Алеутскую и Аляскинскую епархию Русской православной церкви возглавлял епископ Николай (Зиоров], специально посвященный в епископский сан для служения этой епархии. Сорокалетний епископ принял епархию в критический момент. В Св. Синоде уже задумались о закрытии заокеанской церковной структуры и передаче американских приходов в ведение одной из сибирских епархий, но обер-прокурор К. П. Победоносцев и куратор епархии митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Исидор (Никольский] убедили Синод дать епархии последний шанс.
Кризис американского православия наступил после продажи Аляски США в 1867 г. Вместо православной Российской империи православная церковь в Америке оказалась в иностранном государстве, законы и нравы которого резко расходились с российскими. Подавляющее большинство русского населения и священнослужителей покинуло Аляску. Вместо них туда приехали протестантские и католические миссионеры и занялись прозелитизмом среди местных жителей - как язычников, так и православных. Финансирование епархии, ранее поддерживаемой упраздненной Русско-Американской кампанией, резко пошло на убыль.
Решительно и энергично взялся епископ Николай за исправление ситуации. За первые пять лет его правления состав священства в епархии был обновлен более чем на 70 %, а состав церковнослужителей - помощников священников - более чем на 80 % [8]. Для лучшего контроля над духовенством на Аляске было создано два новых благочиния. Финансирование епархии было увеличено на 40 %, при этом часть дополнительных средств предназначалась для новых церковноприходских школ, созданных в Ситке и Уналашке. Преосвященный Николай принимал в православие униатов, сотнями и тысячами воссоединявшихся с православной церковью в рамках Униатского движения, открывал новые приходы и духовные миссии, курировал строительство новых храмов. Наконец, по его инициативе в епархии появилось первое периодическое издание - «Американский православный вестник», впоследствии ставшее
© Печатнов Валентин Владимирович, 2023
очень популярным и издававшееся до 1973 г. В результате деятельности еп. Николая американская епархия вышла из кризиса и был подготовлен ее расцвет, наступивший при преемнике Преосвященного Николая свт. Тихоне (Беллавине], будущем Патриархе Московском и всея Руси.
Публикуемый отчет еп. Николая по своей структуре и задачам следует общему порядку обязательных ежегодных отчетов всех епископов Русской православной церкви, направлявшихся в Св. Синод. В нем владыка подводит первые итоги своей деятельности и намечает меры по дальнейшему развитию епархии. Оригинал отчета рукописный (машинопись еще только входила в употребление в епархии] и, видимо, переписан набело в Аляскинском духовном правлении с черновика, составленного вл. Николаем. Его предваряет краткое сопроводительное письмо, написанное малоразборчивым почерком самого архиерея. Отчет был зарегистрирован в Св. Синоде 9 апреля 1896 г. и получил гриф «конфиденциально». К основному отчету прилагаются отчеты о работе церковноприходских школ в Ситхе, на Уналашке и других приходах епархии.
Текст отчета не имеет следов правки или комментариев получателей. Тем не менее он был внимательно прочитан в Св. Синоде. Об этом свидетельствуют подписи на титульном листе ознакомившихся с ним членов Синода, а главное - широкое использование сведений из него во «Всеподданнейшем отчете Обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896-1897 гг.» [1, с. 160, 162-165]. Надо заметить, что с К. П. Победоносцевым - крупным государственным деятелем, ближайшим советником Александра III, учителем Николая II - у вл. Николая сложились доверительные отношения. С самого начала его служения в Америке Победоносцев всячески помогал епископу в его начинаниях, отмечал его перед Св. Синодом и царским двором, вел с ним интенсивную переписку [4, с. 43-44].
Отчет еп. Николая хранится в фонде Святейшего Правительствующего Синода Государственного исторического архива России [7]. Документ публикуется полностью и в современной орфографии при сохранении старых русских написаний американских топонимов (например, Сеатли - Сиэтл]. Текст снабжен краткими комментариями справочного характера.
О состоянии Алеутской и Аляскинской епархии за 1895 г.
В состав Алеутской епархии в отчетном году, кроме церквей Аляскинской Территории и Алеутских островов, до 1867 г. состоявших под покровительством русского флага, входили еще вновь открытые в сем и предшествующем году - приходы и миссии уже, собственно, в Севе-ро-Американских Соединенных Штатах. Всех приходов и миссий в отчетном году в Алеутской епархии было 24 (на Аляске и Алеутских островах 13 и в Соединенных Штатах - 11].
Все эти приходы, состоя под непосредственным управлением Епархиального архиерея и Аляскинского духовного правления1, разделялись на три благочиния: Ситхинское, Уналаш-кинское и Нью-Йоркское. К Ситхинскому благочинию относились следующие церкви: Ситхинская Архангело-Михайловская, Киллисновская - св. Андреевская, Джуновская - св. Николаевская, Кенайская - Успенская, Кадьякская - Воскресенская и Афогнакская2 - Рождество-Богородичная. К Уналашкинскому округу относились следующие церкви: Уналашкин-ская - Воскресенская с Атхинскою (прежняя приходская церковь], Георгиевская - на острове св. Георгия, Петро-Павловская на острове св. Павла, Покровская в Михайловском редуте (приписана вся Кускоквимская миссия], Кресто-Воздвиженская в Икогмюте на Квихпахе, Нугашак-ская Петро-Павловская и Бельковская Воскресенская. Кроме этих церквей в состав Ситхин-ского и Уналашкинского благочиний входило около 70 часовен, которыми заведовали местные начетчики в качестве псаломщиков, а в иных местах и учителей школ грамотности.
К Нью-Йоркскому благочинию относились следующие церкви: Нью-Йоркская св. Николаевская, Бриджпортская св. Духовская, Анзонийская Трехсвятительская (приписная к нью-йоркской церкви], Вилькесбарская Успенская с Шептонскою Иоанно-Крестительскою (приписная], Осцеольская Рождество-Богородичная с Филиппсбургскою Иоанно-Крестительскою (припис-
1 Духовное правление, по сути, не отличалось от духовной консистории и было совещательным и исполнительным органом управления епархией, находившемся в ведении правящего архиерея. Оно должно было всесторонне помогать архиерею в управлении епархией, занимаясь, в частности, церковным судом в епархии и епархиальными финансами, а если архиерейская кафедра становилась вакантной, брало на себя все управление епархией.
2 Открыт приход на местные средства, причем второй псаломщик Кадьякской церкви Николай Кашеваров назначен туда священником (прим. еп. Николая).
ная), Аллегенская Александро-Невская, Чикаговская св. Владимирская со Стриторскою - Трех-святительскою (приписная] и Миннеаполисская - Покровская. Кроме этих приходских церквей на континенте Америки существовали еще четыре миссии под непосредственным управлением Епархиального архиерея - С. Францисканская, Джексоновская, Сеаттливская, Гальвестонская и Арабская - в Нью-Йорке.
В состав Аляскинского духовного правления, кроме Епархиального архиерея как председателя оного, входили еще следующие члены: протоиерей Н. Гринкевич, священник Д. Кам-нев, диакон Н. Васильев и иподиакон Н. Ренский. В начале 1895 г. член Правления иеромонах Иннокентий переведен был в г. Осцеолу, а затем, в мае месяце в Аллегени, а с декабря месяца и совершенно уволен в Россию. Причиной такого передвижения иеромонаха Иннокентия было его недисциплинированное отношение к Епархиальной власти.3 Диакон Васильев переведен священником в Анзонию с оставлением на содержании диакона. Таким образом, к началу 1896 г. в состав Правления входили Епархиальный архиерей, протоиерей (с 25 декабря] Н. Гринкевич (он же и казначей], священник Д. Камнев (он же и секретарь] и иподиакон Н. Ренский (он же заведующий епархиальным складом]. Обязанности делопроизводства по Правлению лежали в различное время на различных лицах, - к концу года признано за лучшее возложить эти обязанности на трех псаломщиков: П. Попова, П. Грепачевского и Ф. Паш-ковского с платой за их труд из суммы, ассигнованной для сей цели одному из членов Правления, на котором будет лежать обязанность делопроизводства.
О должностном действовании Аляскинского духовного правления нельзя, к сожалению, сказать много утешительного: крайняя медлительность в делопроизводстве, отсутствие интереса к делу, нехотение взяться за дело, сваливание с одних плеч на другие - вот общие черты должностного действования Правления4. Члены Правления, несмотря на мои настаивания, бумаг почти не исполняют, а потому постоянно получаются жалобы со всех сторон на неисполнительность и так далее. Вследствие такой инертности Правления в нынешнее лето почти вся Аляска оставалась без свечей, так что в иных местах даже в Пасху нечем было осветить церковь. Репрессивные меры мало помогают, ибо все члены хорошо понимают, что менять часто состав Правления выпиской новых членов из России - и неудобно, и невыгодно, а посему и действуют все так, кто как хочет, и сколько хочет. В конце концов, вся тягота Правления, даже в мелочах, лежит на Епархиальном архиерее. Архиерей не имеет даже домашнего секретаря, а посему в большинстве случаев собственноручно ведет важнейшее делопроизводство. Духовного попечительства при Аляскинском духовном правлении нет. Благочинными в настоящее время состоят: в Ситхе - иеромонах Анатолий, кандидат Санкт-Петербургской духовной академии, назначенный туда в сентябре месяце прошлого года, а до этого времени состоял священник Владимир Донской, перешедший с сентября месяца на службу в Таврическую епархию. О благочинном В. Донском можно сказать только одно хорошее: как священник, как миссионер, как благочинный он оставил по себе добрую память в Алеутской епархии.
Благочинным Уналашкинского округа в течение всего года состоял священник А. Кед-ровский - студент Вологодской духовной семинарии. О. Кедровский подает большие надежды - и своим благочестивым житием, и своею примерно-усердной деятельностью в звании благочинного и миссионера. До его назначения на Уналашку благочинным состоял иеромонах Митрофан, который своим пьянственным житием и скандалами вынудил меня отправить его обратно в Россию.
С апреля до конца отчетного года состоял нью-йоркским благочинным священник Е. Баланович, переведенный из Новой Деревни, что на Черной речке в Санкт-Петербурге, а до него - протоиерей А. Товт5. Протоиерей А. Товт из обращенных униатов, назначен был мною
3 На этом бурная карьера Иннокентия (Пустынского] не закончилась. По возвращении в Россию он работал в духовной цензуре, а в 1903 г. вернулся в Америку и возглавил вновь образованный Аляскинский викариат. В 1909 г. снова вернулся в Россию, возглавлял ряд епархий, а в начале 1920-х гг. примкнул к «обновленцам». Арестован ОГПУ в 1933 г., расстрелян в 1937.
4 Недовольство еп. Николая работой членов Правления имело серьезные основания. Его особые нарекания вызывал старший член Правления священник Н. Гринкевич, который в ответ на критику владыки за неисправное ведение отчетности подал прошение об увольнении в Россию. В 1896 г. он был выведен из состава Правления, а вскоре после этого вернулся на родину [12].
5 В 1994 г. прот. Алексий Товт (1853-1909] был прославлен в лике святых Православной Церковью в Америке. Униатский священник из Австро-Венгрии, о. Алексий обратился в православие в США в
благочинным в этот округ - в уповании, что - как знающий дух и направление своих соплеменников-униатов - будет самым лучшим управителем в качестве благочинного и вместе с тем - одним из преданнейших мне сотрудников в деле обращения униатов. К сожалению, о. Товт не оправдал моих надежд: упрямый, своенравный, он решительно не хотел признавать ничьей власти, действуя часто очертя голову и вопреки моим распоряжениям, как например: он устроил покупку Аллегенской церкви с долгом в 5500 долл.; такую же операцию произвел и в Бриджпорте с постройкой тамошней церкви; наконец, самовольное расходование сумм по своей приходской церкви сперва - в Миннеаполисе, а затем и в Вилькесбаррах безо всякого контроля, - заставило меня, когда он подал прошение об увольнении от благочиния, - принять эту отставку и назначить на его место вновь прибывшего из С. Петербурга священника Е. Балановича. К сожалению, священник Баланович при порядочных административных способностях и при знании канцелярского дела не оказался в Новом свете на высоте своего звания. Войдя в мелочи и дрязги приходской жизни, он сразу разменял себя на мелочи, а затем, запутавшись в этих дрязгах, вынужден был и совсем оставить свою службу в Алеутской епархии. Назначенный на его место благочинным священник И. Недзельницкий6 обнаруживает пока послушание, усердие и умелость в деле управления приходом и благочинием. С введением в дело Епархиального управления благочиннического надзора заметно оживилась деятельность духовенства, - особенно на Аляске, и особенно в Ситхинском благочинии, где сам благочинный личным примером и усердием в служебных делах много влиял на подведомое духовенство.
В истекшем году открыты следующие миссии: в Нью-Йорке - Сиро-Арабская, в Гальве-стоне - греко-сербская, в Сеаттли - греко-сербская. Последняя, однако же, ввиду отказа Министерства финансов дать средства на ее отдельное существование может быть соединена снова с Джексоновской миссией. Открыты также две псаломщицких вакансии в Анзонии, штате Коннектикут и при Нью-Йоркской св. Николаевской церкви. Последняя ввиду затруднений, вызываемых со стороны министерства финансов, может быть закрыта, хотя и с ущербом для миссионерского дела в Нью-Йоркском благочинии. Открытие новых миссий и приходов вызывается частию присоединением униатов - карпато-руссов к православию, а частию - нуждами православного населения в Америке, в состав которого, главным образом, входят теперь греки, сербы и арабы.
В отчетном году Епархиальным архиереем посещены дважды почти все приходы Соединенных Штатов за исключением Сеаттли и Гальвестона - во время следования в Россию (отпуск) и на обратном пути из России. Архиерейские служения были в Миннеаполисе, Чикаго и Нью-Йорке (по дважды).
Монастырей в Алеутской епархии нет, хотя в интересах религиозного просвещения в духе православия и желательно бы было иметь, по крайней мере, два монастыря: один в восточных штатах Америки (для вновь воссоединенных униатов-русинов), а другой - на Аляске (хорошо бы на острове Еловом, где почивает инок Герман, просветитель алеутов)7.
В отчетном году обозрение церквей Аляски и Алеутских островов было поручено мною тамошним благочинным, причем благочинный В. Донской объехал все свое благочиние, про-
1892 г., за три года до периода отчета еп. Николая. Ниже последний отзывается о нем отрицательно, но впоследствии, по всей вероятности, о. Алексий привык к иерархической дисциплине православной Церкви, а еп. Николай изменил о нем свое мнение. В отчете о состоянии епархии за 1897 г. он отметит его среди «выдающихся в епархии по своему усердию и деятельности» [9].
Во всяком случае, если благочиннический опыт о. Алексия был неудачным, то о его деятельности как проповедника и апологета Православия следует сказать обратное и даже больше. Неутомимый проповедник православной веры среди униатов, прот. Алексий за семнадцать лет своего служения в православной Церкви (1892-1909) прямо или косвенно повлиял на обращение в православие более 20 тысяч униатов [13].
6 Протопресвитер Иоанн Недзельницкий (1866-1946) - усердный пастырь и миссионер, более полувека прослуживший в Малороссии и в Америке. Период отчета еп. Николая был первым годом его служения в США. В 1906 г. он вернется в Россию, но после революции, спасаясь от преследований советской власти, снова прибудет в Соединенные Штаты, где продолжит священническое служение до конца своих дней. Подробнее о нем см. [3, с. 49-50, 52].
7 Преподобный Герман (Попов, 1751-1836) входил в первую группу миссионеров, принесших свет православной веры на американский континент в 1794 г. Глава Кадьякской духовной миссии с 1807 г., монах высокой духовной жизни, учитель веры, скорый помощник местным жителям в их нуждах и болезнях, их заступник перед светским начальством. Прославлен в лике святых в 1970 г.
быв в путешествии около трех месяцев, испытывая всевозможные лишения, а иногда даже и опасности от бури на море. Нучекский отдел он объехал вместе с псаломщиком А. Кашеваро-вым, совершив, где требовалось, требы и дав религиозное утешение бедным алеутам, в течение нескольких лет не видевшим священника. В благочинии Ситхинском более других выдавался своею миссионерскою деятельностью священник А. Ярошевич в Кенайской миссии8. Свою ревность по Богу он дважды даже запечатлел своею кровию; лукавые и нечестивые приказчики Аляскинской торговой кампании дважды его избили до крови, причем один из них врывался в церковь во время богослужения с пистолетом, чтобы выгнать народ на работу. Этого священника, как и других наших миссионеров, возненавидели приказчики Аляскинской торговой кампании за стремление водворить в среде инородческого населения трезвость и целомудрие, которым не покровительствуют они, - и, конечно, в своекорыстных целях.
Уналашкинский благочинный посетил Михайловский редут, побывал и на Квихпаке, где освятил, по моему поручению, вновь устроенную церковь во славу Креста Господня, посетил и Прибыловы острова, и в селении Бельковском и на острове Ун. И здесь замечается такой же антагонизм между нашим духовенством и приказчиками Аляскинской торговой кампании, особенно в Нушагаке. К сожалению, жалобы наши Американскому Правительству нам мало помогают, ибо они в большинстве случаев оставляются без последствий.
Благочинный Нью-Йоркского благочиния священник Е. Баланович объехал почти все свое благочиние, сопутствуя мне при возвращении моем из России в С.-Франциско.
Викария в Алеутской епархии нет, но в интересах дела, а главное - ввиду обширности епархии - было бы желательно иметь викария в Ситхе, откуда он бы мог управлять Аляской. С другой стороны, в интересах миссионерского дела было бы желательно кафедру правящего архиерея перенести в Нью-Йорк, оставив в С.-Франциско только священника и псаломщика на общем положении Джексоновской и Гальвестонской миссий.
В отчетном году выстроены на средства прихожан при пособии от Аляскинского духовного правления следующие церкви: в Джексоне - св. Саввского (каменная], в Сеаттли - св. Спиридона (деревянная), в Гальвестоне - свв. Равноапостольных Константина и Елены, в Бриджпорте -св. Духовская (деревянная], в Филиппсбурге - Иоанно-Крестительская (деревянная], в Стриторе -Трехсвятительская (деревянная]. Устройство церквей, как и открытие миссий, вызывается необходимостью в них: наличный состав их не может удовлетворять всех нужд православного населения, раскинутого на огромных пространствах Северо-Американских Соединенных Штатов.
Больниц и богаделен при церквах не имеется; но взамен этого существуют при некоторых приходах наблюдатели за больными (при братствах], которые ухаживают за больными и дают знать о переменах в состоянии здоровья пациентов приходскому священнику и Братству. Братство в большинстве случаев приходит на помощь больным своею материальною поддержкою. Таковые братства существуют почти во всех приходах на континенте Америки, и при некоторых - на Аляске. Они составляют особый союз в целях взаимопомощи, управляемый выборным советом, состоящим из Нью-Йоркского Генерального Консула, Нью-Йоркского священника и нескольких членов-братчиков. Этот союз выдает единовременную помощь вдове в 300 долларов, а вдовцу - 150 долл., кроме случайных пособий беднякам и больным. Этот союз братства организован в апреле месяце 1895 г.
Состав духовенства Алеутской епархии хотя и не велик по количеству, но весьма неодинаков по качеству. Здесь есть священники совершенно без всякого образования, как например, З. Бельков и Иннок. Лестеньков и священники, учившиеся в католических коллегиях и даже в Римской Propagando fide9 (священник Амвросий Вретта, протоиерей А. Товт, священ-
8 Александр Ярошевич, выпускник Холмской духовной семинарии. В Алеутской епархии с 1888 г.: псаломщик при Михаило-Архангельском соборе в Ситхе, священник-миссионер Кенайской миссии (с 1893 г.), затем - в Джуновской миссии (с 1895 по 1906 гг.). Награжден набедренником и скуфьей за «отлично усердное служение» [10]. В 1896 г. подал в суд на агента Аляскинской торговой кампании за производство самогона и спаивание православных прихожан, но тот отделался минимальным взысканием.
9 Конгрегация Propaganda fide («Распространение веры») была одним из своего рода ведомств в папской администрации и занималась вопросами римско-католической миссии. При ней существовал Урбаниан-ский колледж (Со1^ю, коллегия) для подготовки священников-миссионеров. В нем учились в т. ч. униаты, каковыми были упомянутые священники до перехода в православие. В 1967 г., после II Ватиканского собора, конгрегация Propaganda fide была переименована в «Конгрегацию евангелизации народов», а в 2022 г. объединена с «Папским советом по новой евангелизации» в одно большое учреждение под названием «Дикастерия евангелизации».
ники В. Товт и Михаил Балог); большинство же с семинарским образованием. Нельзя, однако же, утверждать, что с высшим образованием и религиозно-нравственная настроенность стоит на соответствующей степени. Нет, наблюдались случаи и совершенно обратного отношения. Наблюдается, что чем выше по образованию священник, тем он самомнительнее, тем более обнаруживает склонности к самоволию, упрямству, а часто даже - и к непочтительности к высшей власти; наблюдается не столько подчинение, сколько уклонение от своей обязанности. К счастью, с изменившимся взглядом в высших правящих сферах на дела Алеутской епархии и на отношение к Епархиальному начальству этой епархии стало наблюдаться и больше дисциплины в духовенстве здешнем. Очень благодетельное влияние как вообще на состояние клира, так и на оживление пастырской деятельности в епархии произвела смена прежнего духовенства новым - из России. И хотя и в присланных из России было несколько неудачных экземпляров, тем не менее, дело стало лучше от обновления состава духовенства Алеутской епархии, что особенно заметно на Аляске. Отрезвление духовенства, а с ним и Епархии, идет после этого довольно успешно. В настоящее время всю Аляску за исключением очень немногой части можно считать на пути к оздоровлению и вытрезвлению.
Относительно исправности духовенства по отношению к Богослужению и назиданию паствы можно дать отзыв весьма удовлетворительный: за немногими исключениями дело это ведется исправно и довольно благоговейно. Судя по богослужебным журналам, существующим при каждой церкви, Богослужение совершается не менее трех раз в неделю, а проповедование слова Божия идет почти за каждым богослужением.
Относительно нравственного состояния духовенства можно сказать, что оно теперь в относительно удовлетворительном положении - преступлений и проступков против нравственности - особенно крупных, не было, или по крайней мере, не усмотрено мною. Единственное, что обращает на себя внимание в здешнем духовенстве - это быстрое утрачивание русского и церковного в себе обличья и усваивание в жизни общественной и домашней часто нежелательных сторон американской культуры. Духовенство с переменой одежды с церковной на светскую меняет не только прическу и обличье русского православного духовенства, но часто и язык, и нрав, и обычай. Посты почти нигде не соблюдались; старинные церковные обычаи забыты; в семействах весь склад жизни по американскому порядку - не всегда, однако же, лучшему по сравнению с русским. Вообще, поклонение доллару, стремление все делать из-под доллара, личный комфорт, личная независимость во всем, свобода, граничащая иногда с произволом - вот черты, которые были наблюдаемы в здешнем духовенстве; к счастью, с назначением из России новых людей заметной становится перемена к лучшему и в этом отношении: во многих местах - и на Аляске, и на континенте - стали священники жить по старине - православной, русской, и это заметно стало отражаться и на повышении нравственности и прихожан.
В материальном отношении духовенство Алеутской епархии обеспечено хорошо: жаловаться ему на нужды и лишения нет резонов, если только не будет развивать в себе прихотей и привычек, несообразных с духовным званием. В некоторых приходах, например, на Аляске и во вновь образованных в Пенсильвании, есть еще и доходы от прихожан, которые бывают больше или меньше смотря по заработкам прихожан, которые не всегда бывают одинаковы каждый год, особенно на Аляске (промыслы).
Сетовать на избыток в духовенстве Епархиальное начальство не может, ибо Епархиальному архиерею часто приходится совершать все то, что в других епархиях, великороссийских, делают обыкновенные клирики; напротив, относительно сей статьи должно сказать, что Алеутская епархия еще во многом и многом нуждается. Особенная затруднительность в снабжении приходов и миссий духовенством является отсутствие в Алеутской епархии собственных школ, где бы могли приготовляться священно- и церковнослужители, почему приходится выписывать таковых из-за моря, что и дорого и во многих отношениях не всегда удобно.
Выдающеюся пастырской деятельностью на Аляске отличались в истекшем году священник В. Донской, священник А. Ярошевич, священник Т. Шаламов, священник А. Кедров-ский. Они усердно объезжали свои приходы, неустанно проповедывали слово Божие, заводили общества трезвости, внебогослужебные собеседования, преподавали в школах.
К инославному духовенству наше духовенство относилось всегда в духе мира и любви, не задевая никого и не стараясь входить в столкновение с кем-либо; но к чести его нужно сказать, где требовало достоинство нашей церкви, там наше духовенство умело за себя постоять. В данном случае особенно тяжело было положение причта Кадьякской Воскресенской церкви,
Нушагакской и Уналашкинской, где пресвитерианские и методистские миссионеры, покровительствуемые тайно и явно агентами Вашингтонского правительства, особенно же инспектором народного образования Челдоном Джексоном, Роскай (в Кадьякском приходе), Токк (на Уналашке) и Вульф (в Нушагагской миссии), путем обмана и насилия забирали детей православного населения в свои приюты и здесь перевоспитывали их в духе сектантских учений -с явною ненавистью ко всему русскому и православному. Фанатизм этих проповедников доходил до крайней степени, особенно на Кадьяке, где диакон Н. Кашеваров, посланный священником Шаламовым, чтобы привести детей к исповеди и причастию, был избит Роскаем в присутствии многих свидетелей. Ситхинский суд, куда были предъявлены жалобы потерпевших, в угоду всемогущему Джексону уклонился от решения сих дел, так что обиженным пришлось утешаться только тем, что Господь все видит и, конечно, воздаст в свое время каждому по делам его. Вообще нужно сказать, инославные миссионеры далеко не так снисходительно и терпимо относятся к православию, как это говорится на митингах и пишется в конституциях Американских Соединенных Штатов: фанатизм и нетерпимость пресвитериан нисколько не хуже тех же качеств католических миссионеров, особенно иезуитов. Только Епископалы составляют исключение из общего правила: они всюду относятся к нам предупредительно и с почтением. О всех этих злочиниях и настроениях я доводил уже не один раз до сведения Вашингтонского правительства и прямо, и косвенно; но пока ощутительных результатов в улучшении положения дел не замечаю, хотя Роскай и Вульф негласно отозваны, а Токк сделан из заведующего училищем только учителем.
Во вновь устроенных приходах восточных Штатов - из прежних униатских - отношения нашего духовенства к католическому и униатскому тоже не из мирных.... Поддерживаемое своими старокраевскими архиереями, особенно митрополитом Сембратовичем и епископом Фирцаком, а также покровительствуемые Папским нунцием кардиналом Сатолли и начальником propaganda fide кардиналом Ледоховским, католическое и униатское духовенство с особенным озлоблением набрасывалось на наше духовенство в Пенсильвании, стараясь зачернить его всякого рода клеветой и инсинуациями. В данном случае главною мишенью, в которую были направляемы стрелы вражии, были протоиерей А. Товт и другие священники из униатов, не всегда с тактом действовавшие; затем священник Амвросий Вретта и священник Попов. В Стриторе и Вилькесбаррах подняли судебный процесс в целях отнять у нас церковное имущество, на которое будто бы жертвовали католики и униаты, и которое поэтому должно быть католическим и униатским, но никак не православным. В Стриторе суд отказал в этой претензии; а в Вилькесбаррах вот уже два года ведется процесс по этому поводу, стоящий православной стороне 1200 долларов, и столько же, если не больше, - противной стороне; к суду были вызываемы сотни свидетелей с обеих сторон, выслушивались самые обстоятельные изложения отличий православия от папизма, а последнего от унии; католики прибегали ко всем средствам, чтобы сломить православных, даже покушались путем взлома ящика у письменного стола протоиерея Товта выкрасть нужные документы, и все же цели же своей пока не достигли. Один из главных преследователей православных, униатский священник Михаил Балог, в самой средине процесса обратился в православие и заявил себя противником униатов и католиков. Это произвело сильное впечатление на всех, и суд отложил дело. Чтобы положить предел этим судебным делам и трате наших денег, я послал в суд предъявление на 8000 долларов, мною издержанных на содержание причта, ремонт церкви, утварь и прочее, прося наложить запрещение на имущество, в случае, если суд приговорит возвратить церковное имущество униатам; ибо принимая эти приходы в православие, я не получал в свое время претензий от католических и униатских епископов, вследствие чего и сделал затраты, которых бы не было при обратном отношении к этому делу этих епископов. Протест с нашей стороны дал иное направление этому делу, и, кажется, противная сторона проиграет вполне, как уже и проиграла подобное же дело в Стриторе.
Существующие две униатские газеты: «Свобода» для галичан, и «Русский Американский Вестник» для угроруссов много злобы и грязи вылили на православие, называя последнее в насмешку «цареславием», - за то, что мы молимся при каждом Богослужении за Благочестивейшего Государя. Особенным озлоблением ознаменовала «Свобода» дни кончины Государя Александра III-го: таких мерзких и пасквильных статей не появлялось даже и в нигилистических органах, какими украсилась пресловутая «Свобода». Вторили этой «Свободе» только «Литва» и «Польша». В последних газетах меня величали не иначе как «убийцей» и «лодарем», который ездит «сквернить» (читай - освящать) храмы благочестивых «верников»; иные
называли меня даже «самозванцем», не имеющим епископского сана, и только морочащим головы людей. В защиту православия протоиерей Алексий Товт написал брошюру под заглавием «що вш' э?»10, в которой на основании писем редактора Грушки к нему, Товту, разоблачает всю фальшь этого человека (он был редактором «Свободы»).
Какую же теперь установить точку зрения на униатское движение в Америке? Униатское движение в Америке, или точнее - стремление униатов к Православию - существует: это факт несомненный... В нем убеждает существование самых газет «Свобода» и «Русский Американский вестник»; здесь прямо и открыто заявляется борьба не на живот, а на смерть с православием, которое вносило и вносит разделение в русский народ. Почему же такое озлобление, когда православие дает только одно хорошее?! Причина не в народе, а в духовенстве, народ - это материал, из которого что хотят, то и делают эти «отцы». Духовенство же здешнее делится на две партии: одна партия галичан, а другая угроруссов... Галичанское духовенство почти все заражено украинофильством, следовательно, и москово-фобством... отсюда понятно, почему оно борется против православия. Кроме этого, в этом духовенстве есть много социалистов (Грушка, Дмитров), которые ставят рабочий вопрос выше религиозного, и материальный комфорт выше спасения души. Стоит только прочитать передовые статьи Г. Грушки11 - его стихотворения и прочее - чтобы убедиться в этом. Угрорусское духовенство - то задается другими целями; оно думает устроить независимую униатскую церковь в Америке с самостоятельной организацией на пресвитерианских началах и только с номинальной зависимостью от старокраевских епископов; это духовенство, все воспитанное в духе иезуитских коллегий (образчиком могут служить фанатики - Яцкович и Дзубай), так же ненавистно относится к православию, как и католическое: оно пойдет скорее на компромисс с ксендзами латинскими, нежели с православным епископом. К вящему несчастью несчастных русинов, это духовенство еще в начале движения униатов к православию частию закрепило церкви и приходские дома за латинскими епископами (айригийскими, как здесь их величают русины), а частию позакладывало в банки, и подобравши денежки, удрало восвояси, чтобы дома жить по-«господарьски». К разряду последних относятся Андрухович и Кошалко. Эти джентльмены не только позакладывали церковное имущество, но даже попродавали и священные сосуды. Несчастный народ, кровавым трудом добывавший деньги на покупку церковных земель, на постройку приходских домов и храмов, - в результате оказался еще и с долгами на церковном имуществе, - и не малыми: есть, например, долги от 8000 долларов до 35000 дол. и более (напр., в Бруклине церковь имеет долгу 8000 долларов, в Юнкерсе 35000, а в Питсбурге 37000 дол.). Они бы давно были православными, но этому мешают уже не столько их грехи, сколько долги. Ради долгов на церковном имуществе я отказал Буфальцам, Ольфорджцам и Кливлендцам. Некоторым униатским патерам я отказал в принятии в православие - просто из неуверенности, что они искренно этого желают.
Отношения наши к старокатоликам американским были все время дружественны. Архиепископ Виллат всячески хочет нравиться нам и всячески ищет общения с нами. Часто и очень часто получались мною письма от разных лиц инославных исповеданий с вопросами о православии, с симпатиями к нашему делу в Америке; а во время поездок по Епархии - и лично являлись ко мне с приветствиями и выражениями всякого рода симпатий, как духовные, так и миряне, и преимущественно из Епископальной церкви.
К сожалению, в то время, как я напрягал все свои силы на борьбу с духовенством ино-славным, - в среде нашего духовенства находились экземпляры, которые частию по узкости своего миросозерцания, а частию - просто из личного нерасположения ко мне, не всегда бла-говолительно относившемуся к их недисциплинарному поведению, - не только не помогали мне, но и даже старались делать мне претыкания. К числу таких недоброжелателей относится, к великому моему огорчению, мой бывший питомец и постриженник, на которого я возлагал большие надежды, - иеромонах Иннокентий Пустынский.
Со своей стороны - мы полагаем лучшим средством для борьбы с врагами православия в Америке - иметь свой штатный орган, который при помощи Божьей и при содействии Святейшего Правительствующего Синода имеет выходить в свет на двух языках: русском и английском, - будет вместе с этим посредником между православием и инославием.
10 «Что он есть?» (укр.).
11 В скором времени Григорий Грушка, священник-униат, перейдет вместе со своим приходом в православие. Он будет служить настоятелем церкви в Олд Фордже (Пенсильвания) и станет редактором православной газеты «Свет», издававшейся на малорусском языке.
Паства Алеутской епархии, благодарение Богу в общем не уменьшается, а все более и более возрастает в своем количестве. По официальным данным, ее насчитывается свыше 22000 обоего пола; но надобно полагать еще столько же нигде не записанных. Всех воссоединенных униатов в разное время к началу нынешнего года было более 2500 человек. В отчетном году вновь воссоединилось - в Анзонии, штата Коннектикут, - 83 человека, в Бриджпорте еще 141 человек, в Майнфильде - 50 человек, в Шептоне - около 50 человек с детьми, в Миннеаполисе - еще 15 человек, - всего около 239 человек. На Аляске: в Джуно - 28 чело-век-калош12, в Ситхе - около 40 человек, на Квихпахе 160, в Михайловском Редуте 85, - всего же униатов, католиков и язычников 550 человек. Некоторое замедление в присоединение калош Джуновских, которые при Преосвященном Владимире подавали прошение в числе 2000 человек о принятии их в православие (это прошение после подтвердили Ситхинский губернатор, священник В. Донской и церковный староста Костромитинов], и которое хранится в числе документов в архиве Св. Синода, - объясняется частию незнакомством священника Бортновского с калошским наречием, а частию и другими условиями. На мой запрос по сему предмету бывший благочинный Ситхинского округа, священник В. Донской, писал мне в конце отчетного года следующее: «Причиной сравнительного малого числа обращенных из язычества служит то, что индейцы, как народ кочевой и рабочий, не всегда могут посвящать шесть недель на изучение пред крещением истин святой веры и молитв13, как это практикуется теперь миссионерами; многие из индейцев, при всем желании принять св. Крещение, устрашаются такого долгого срока и оставляют исполнения своего желания на неопределенное время, а у некоторых совершенно отпадает охота к принятию православия. Священник Бортновский высказывается, что малым числом обращающихся он нисколько не смущается, ибо он опытно дознал, служа прежде в Ситхе и Килисну, что крещающиеся без предварительной подготовки калоши редко когда выходят хорошими христианами, и напротив, он смело может поручиться, что обращенные им в Джуно индейцы, хотя их и немного, есть люди истинно верующие и преданные св. Церкви (Рапорт Благочинного от 22 сентября 1895 г. № 136]. Теперь в Джуно приход составляет 225 человек обоего пола.
Что касается религиозного состояния Алеутской епархии, то вследствие многих причин, действовавших здесь издавна, а главное - вследствие пребывания многих вне благодетельного влияния св. Церкви в течение многих лет, - то относительно этого нужно желать еще многого. Многое, что было привито с принятием православия на Аляске, уже оставлено или пришло в такое состояние, что едва держится, - особенно ослабли семейные узы, вследствие легких разводов, по американским законам; посты забыты; чествование двунадесятых праздников, вследствие обязательности работать в эти дни, - оставлено и проч. Но что особенно пагубно, так это - привычка вкоренившаяся, особенно у сербов, - не ходить к исповеди и св. причащению. Так как в американских школах Закона Божия не преподается, а многие из прихожан живут слишком далеко от церквей; то знание молитв и Закона Божия очень слабо как у родителей, так и у детей, - и в сем отношении у славян особенно. Здешние христиане, преимущественно из славян и греков, - отвыкли жертвовать что-либо в пользу церкви и причта: они думают, что все это должна давать им единоверная Россия; случается весьма часто, что ничего не дают при совершении треб, даже за свечи, не говоря уже о чем другом. Сравнительно горячее к церкви и своему спасению относятся обращенные из унии русины и затем -алеуты: здесь поддерживаются во всей силе старинные добрые навыки и обычаи. Если сравнивать население Алеутской епархии по степени благочестия и усердия к церкви, то надобно установить такой последовательный порядок: прежде всех следует поставить русинов, затем - алеутов, потом - арабов, а далее - русских, креолов, греков и других инородцев и, наконец, сербов.
Катехизические поучения и вообще собеседования заведены мною во всех приходах Епархии. В большинстве приходов они производятся за торжественными вечернями, после акафистов, - по воскресным дням. В Ситхе ведутся, при содействии переводчика, на калош-ском наречии, на Уналашке - на алеутском, в Квихпахе - эскимосском, а в других местах на
12 Калоши (др. варианты: колоши, калюжи, колюжи, калюши] - собирательное название индейцев северо-западного побережья Северной Америки (тлинкитов, хайда-кайгани, цимшиан и нек-рых др. племен], не входивших в этнические группы эскимосов и алеутов. См. [3].
13 Этого я требую от всех миссионеров (прим. еп. Николая].
русском или русинском. Иеромонах Севастиан Дабович14 вел беседы на английском и сербском языках, а священник А. Вретта - на греческом.
Почти при всех церквах существуют школы, хотя и не везде с ежедневным преподаванием, - в большинстве случаев субботние и воскресные. Так как по американским законам обучение почти во всех штатах обязательно, а в школах, вследствие разноверия, не ведется преподавание Закона Божия, то для восполнения этого пробела оставляется вне учебных занятий суббота: в этот день детям предоставляется право учиться Закону Божию у своих пасторов. Посему, в большинстве случаев, американские дети учатся Закону Божию только по субботам и воскресеньям у своих пасторов. Тому же порядку подчиняют своих детей и наши православные прихожане. Очень большим препятствием в деле преподавания истин веры служит то, что наше духовенство, особенно вновь назначенное из России, - не знает английского языка и местных наречий, а учащиеся, даже и славяне, - не понимают по-русски. Поэтому в отношении школьного дела в Алеутской епархии остается еще много дела. Лучшею - ежедневною - церковноприходскою школою была школа при Миннеаполисской Покровской церкви; благодаря усердию священника Маляревского и псаломщика Зайченко здесь более 30 детей обучены довольно основательно русской грамоте, Закону Божию и церковному пению. При нашей кафедре существует субботняя школа, открытая в день преподобного Сергия - в день 500-летнего юбилея Лавры, названная по имени преподобного «Сергиевскою». Здесь обучалось детей от 25 до 15-ти в течение трех лет. Преподавание велось почти все время на английском языке. В Ситхе и Уналашке открыты двухклассные миссионерские школы с причетническим классом, по типу русских двухклассных образцовых школ. Эти школы еще не вполне организованы. Отчеты по ним при сем прилагаются. В отчетном году из обучавшихся в Ситхинской школе, а также и в Пенсильванских церковноприходских школах - поступили пять мальчиков в С.-Петербургское Александро-Невское Духовное училище (один в 3-й класс, три - в 4-й) и два в семинарии: один - в 1-й класс Петербургской Духовной семинарии, а другой - в 3-й класс Холмской Духовной семинарии. Успехи означенных учеников, судя по отзывам начальствующих лиц, очень хороши, так что есть надежда, что из этих детей выйдут хорошие служители церкви Божией в Алеутской епархии15.
В заключение сего отчета можно с некоторою уверенностью сказать, что дело православия в Алеутской епархии после застоя и даже упадка в предшествующие двадцать с лишком лет начало снова оживать и подавать надежды на лучшее будущее. Всемилостивейшее отношение к этой отдаленной Епархии в Бозе почившего Государя, а также всегда живое и теплое участие Св. Синода к нуждам ее, при обновлении клира новыми силами, было причиною этого оживления. Теперь остается только поддерживать начатое дело в том же духе и в том же направлении - с неослабной энергией, и с Божьей помощью оно пойдет от силы в силу и от славы в славу, - еже буди, буди.
Николай, епископ Алеутский и Аляскинский.
1896 г. 1/13 марта. г. С.-Франциско.
Список литературы
1. Всеподданнейший отчет Обер-прокурора Святейшего синода К. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1896-1897 гг. СПб, 1899. 279 с. + Прил.
2. Гринев А В. Об этнониме «колоши». URL: https://www.booksite.ru/fulltext/russ_america/04_53.html (дата обращения: 11.03.2023).
14 Прп. Севастиан (Дабович, 1863-1940) родился в США в семье сербских эмигрантов, но получил духовное образование и принял монашество в России. Вернувшись в США, о. Севастиан был рукоположен еп. Николаем во иеромонаха и стал служить миссионером на Западном побережье США. В 1894 г. для сербской общины в Джексоне (Калифорния) построил храм во имя свт. Саввы Сербского, при котором был создан первый сербский приход в Америке. В 1905 г. епископ Алеутский и Аляскинский Тихон (будущий святитель) назначил о. Севастиана благочинным сербских храмов США; позднее в том же году указом Св. Синода о. Севастиан стал начальником новоучрежденной Сербской духовной миссии в составе Алеутской и Североамериканской епархии РПЦ, а также был возведен в сан архимандрита. В годы Второй Балканской (1912-1913) и Первой мировой войн служил капелланом в Сербской армии. Последние годы жизни провел на покое в монастыре св. Саввы в Жиче (Сербия). В 2015 г. был прославлен Сербской православной церковью в лике святых как преподобный Севастиан Джексонский, и почитается как основатель сербской православной юрисдикции в Америке.
15 Один из этих выпускников Ситхинской школы - Петр Чубаров, по окончании Петербургского Алек-сандро-Невского Духовного училища стал впоследствии учителем в той же школе [11].
3. Печатное В. В. «Жатва велика, да делателей мало...» (Донесение о. Иоанна Недзельницкого о состоянии Нью-Йоркского округа Алеутской и Аляскинской епархии за 1898 г.) // Концепт: философия, религия, культура. 2023. № 1. С. 47-61.
4. Печатное В. В. Жизнь российского духовенства в Америке конца XIX в. (по материалам переписки обер-прокурора Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцева) // Концепт: философия, религия, культура. 2021. № 4. С. 41-61.
5. Печатное В. В., Печатное В. О. Американская эпопея епископа Нестора (Засса) // Вестник Вятского государственного университета. 2022. № 2 (144). С. 41-56.
6. Печатное В. О., Печатное В. В. Российская дипломатия и Православная Российская Церковь в США (1867-1917 гг.) // Российская история. 2021. № 5. С. 83-96.
7. РГИА (Российский государственный исторический архив). Ф. 796. Оп. 177 (1896 г.). Д. 3290.
8. РГИА. Ф. 796. Оп. 178 (1896 г.). Д. 3549. Л. 41-161.
9. РГИА. Ф. 796. Оп. 179. Д. 4034. Л. 11.
10. ARCA (Alaskan Russian Church Archives), Cont. B. 9-10, Iaroshevich Aleksandr, 1888-1925.
11. ARCA, Cont. H. 3-5 (Chubarov, Petr, 1895-1909, 1914.
12. ARCA, Library of Congress, Manuscript Division. Cont. D. 472-474 (Grinkevich, Nikolai, Reports by, 1893-1894.
13. Orthodox Christians in North America (1794-1994). URL: https://www.oca.org/history-archives/ orthodox-christians-na (дата обращения: 11.05.2023).
"The cause of Orthodoxy in the Aleutian Diocese ... has begun to revive again and give hope for a better future" Report of Bishop Nikolai (Ziorov) on the state of the Aleutian and Alaska Diocese for 1895
Pechatnov Valentin Vladimirovich
PhD in Historical Sciences, associate professor of the Department of Philosophy n. a. A. F. Shishkin.
Moscow State Institute of International Relations (University) Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.
ORCID: 0000-0001-9340-9363. E-mail: [email protected]
Abstract. The material is a scientific publication of the document - "Report on the state of the Aleutian and Alaska Diocese for 1895", written by Bishop Nikolai (Ziorov) of Aleutian and Alaska for the Holy Synod of the Russian Orthodox Church. The document is kept in the State Historical Archive of Russia. The published report summarizes the first results of the reforms implemented by him. This seemingly purely bureaucratic document breathes with the vivacity and indifference of a bishop who cares about his work. Describing the problems of the diocese frankly and in a businesslike manner, the author makes interesting observations about the "Americanization" of Russian clergy in the United States and the threat of their loss of spiritual and national identity, and also critically analyzes the state of the Orthodox flock in America with its pronounced national differences. The pages dedicated to the Uniate movement in the United States, in the person of its hierarchy struggling with Orthodoxy, and in the person of its flock wishing to convert to Orthodoxy, arouse interest much more than historical, being relevant for today. The report also contains a number of important proposals that will be implemented by the successor of Nicholas svt. Tikhon, under whom the diocese will reach its highest flourishing. The publication is provided with a preface and a scientific reference commentary.
Keywords: Aleut and Alaska diocese, Bishop Nicholas (Ziorov), Alaska Spiritual Board, Holy Synod, Uniate movement in the USA, Russian Orthodox Church, Orthodoxy in America.
References
1. Vsepoddannejshij otchet Ober-prokurora Svyatejshego sinoda K. Pobedonosceva po vedomstvu pra-voslavnogo ispovedaniya za 1896-1897gg. - The most comprehensive report of the Chief Prosecutor of the Holy Synod K. Pobedonostsev on the Department of the Orthodox Confession for 1896-1897. St. Petersburg, 1899. 279 p. + Adj.
2. Grinev A. V. Ob etnonime "koloshi" [About the ethnonym "koloshi"]. Available at: https://www.book-site.ru/fulltext/russ_america/04_53.html (date accessed: 11.03.2023).
3. Pechatnov V. V. "Zhatva velika, da delatelej malo..." (Donesenie o. Ioanna Nedzel'nickogo o sostoyanii N'yu-Jorkskogo okruga Aleutskoj i Alyaskinskoj eparhii za 1898g.) ["The harvest is great, but there are few workers..." (Report by O. John Nedzelnitsky on the state of the New York district of the Aleutian and Alaska Diocese in 1898)] // Koncept: filosofiya, religiya, kul'tura - Concept: philosophy, religion, culture. 2023. No. 1. Pp. 47-61.
4. Pechatnov V. V. Zhizn' rossijskogo duhovenstva v Amerike konca XIX v. (po materialam perepiski ober-prokurora Svyatejshego Pravitel'stvuyushchego Sinoda K. P. Pobedonosceva) [The life of the Russian clergy
in America at the end of the XIX century (based on the correspondence of the chief prosecutor of the Holy Governing Synod K. P. Pobedonostsev)] // Koncept: filosofiya, religiya, kul'tura - Concept: philosophy, religion, culture. 2021. No. 4. Pp. 41-61.
5. Pechatnov V. V., Pechatnov V. O. Amerikanskaya epopeya episkopa Nestora (Zassa) [The American epic of Bishop Nestor (Zassa)] // Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta - Herald of Vyatka State University. 2022. No. 2 (144). Pp. 41-56.
6. Pechatnov V. O., Pechatnov V. V. Rossijskaya diplomatiya i Pravoslavnaya Rossijskaya Cerkov' v SShA (1867-1917gg.) [Russian diplomacy and the Orthodox Russian Church in the USA (1867-1917)] // Rossijskaya istoriya - Russian History. 2021. No. 5. Pp. 83-96.
7. RSHA (Russian State Historical Archive). F. 796. Inv. 177 (1896). File 3290.
8. RSHA. F. 796. Inv. 178 (1896). File 3549. Sh. 41-161.
9. RSHA. F. 796. Inv. 179. File 4034. Sh. 11.
10. ARCA (Alaskan Russian Church Archives), Cont. B. 9-10, Iaroshevich Aleksandr, 1888-1925.
11. ARCA, Cont. H. 3-5 (Chubarov, Petr, 1895-1909, 1914.
12. ARCA, Library of Congress, Manuscript Division. Cont. D. 472-474 (Grinkevich, Nikolai, Reports by, 1893-1894.
13. Orthodox Christians in North America (1794-1994). Available at: https://www.oca.org/history-archives/orthodox-christians-na (date accessed: 11.05.2023).