Научная статья на тему 'ДЕЛО "ДЭНИЕЛС ПРОТИВ КАНАДЫ": ШАГ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО РАВЕНСТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ'

ДЕЛО "ДЭНИЕЛС ПРОТИВ КАНАДЫ": ШАГ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО РАВЕНСТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРТИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ / "НЕСТАТУСНЫЕ" ИНДЕЙЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ирхин Игорь Валерьевич

В статье анализируются конституционно-правовые основы статуса коренных народов Канады. Указывается на особенности правового нормирования положения метисов и так называемых «нестатусных» индейцев в законодательстве Канады. Сформулированы предположения о влиянии решения федерального суда Канады по делу «Дэниелс против Канады» («Дэниелс») с точки зрения его применения в качестве правовой основы обеспечения конституционного равенства коренных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DANIELS V. CANADA AS ONE STEP IN GUARANTEEING THE CONSTITUTIONAL EQUALITY OF ABORIGINAL POPULATIONS

This article analyzes the constitutional basis of the status of indigenous peoples in Canada. The author points out the peculiarities of the legal status of Metis and so-called «non-status» Indians in Canadian law. He also presents proposals about the impact of the Federal Court case «Daniels v. Canada» in terms of its use as a legal basis for constitutional equality of indigenous peoples.

Текст научной работы на тему «ДЕЛО "ДЭНИЕЛС ПРОТИВ КАНАДЫ": ШАГ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО РАВЕНСТВА КОРЕННЫХ НАРОДОВ»

Дело «Дэниелс против Канады»: шаг к обеспечению конституционного равенства коренных народов

Игорь Ирхин

В статье анализируются конституционно-правовые основы статуса коренных народов Канады. Указывается на особенности правового нормирования положения метисов и так называемых «нестатусных» индейцев в законодательстве Канады. Сформулированы предположения о влиянии решения федерального суда Канады по делу «Дэниелс против Канады» («Дэниелс») с точки зрения его применения в качестве правовой основы обеспечения конституционного равенства коренных народов.

^ Хартия; конституционный акт; коренные народы; метисы; «нестатусные» индейцы

Дифференциация правового статуса коренных народов Канады в современных условиях

Канада относится к разновидности государств, основанных на федеративных началах. При этом специфика канадского федерализма наиболее рельефно проявляется сквозь призму широкой палитры признаков, квалифицирующих многокультурную природу этой страны и ее общества. Признание данного феномена зафиксировано на конституционном уровне — согласно статье 27 Канадской Хартии прав человека 1982 года1 настоящая Хартия должна толковаться образом, согласующимся с целями сохранения и приумножения многокультурного наследия канадцев.

Ярким свидетельством много культурно -сти Канады выступает конституционное признание статуса коренных народов — согласно части 2 статьи 35 Хартии под термином коренные народы Канады разумеются индейцы, инуиты и метисы.

Канадское право делит индейцев на «статусных» и «нестатусных», Статусными признаются те из них, которые удовлетворяют

требованиям Акта об индейцах 1951 года и зарегистрированы в качестве таковых2.

А. С. Автономов указывает, что «к статусным индейцам не причисляются потомки индейцев, входивших в племена, не подписавших договоры или не упомянутых в актах о создании резерваций (даже если такие племена были поселены в резервации, где уже жили другие племена). В число статусных индейцев не попали также потомки незарегистрированных индейцев из племен, подписавших договоры или упомянутых в актах о создании резерваций, вследствие того, что в момент подписания договора или издания акта о создании резервации жили вне указанных племен. В то же время потомки лиц неиндейского происхождения, но живших на тех же правах, что и индейцы, в племенах, подписавших договоры или упомянутых в актах о создании резерваций, а значит, зарегистрированных в качестве индейцев, являются статусными индейцами.

Итак, статус индейца Индейский акт и иное канадское законодательство не связывает непосредственно с этнической принад-лежностью3.

Эскимосы или инуиты — это коренной народ арктической Канады, проживающий преимущественно в провинции Нунавут, СевероЗападных территориях, Лабрадоре и на севере Квебека. Их отличает особый язык — инуктитут (1иикШи1).

Под метисами первоначально понимались дети, родившиеся от союзов французских торговцев мехом и женщин индейского племени Кри, а также английских и шотландских торговцев и женщин народности Дене. В настоящее время термин «метисы» широко применяется к потомкам смешанных союзов первых наций и европейцев, которые идентифицируют себя в качестве метисов, отличаясь этим от индейцев, инуитов и неаборигенов. Множество канадцев являются потомками коренных и некоренных народов, однако это не дает оснований для их отнесения к категории метисов. Организации метисов в Канаде также используют различные критерии для идентификации граждан в качестве метисов.

Дж. Тэйллет выделяет две основные причины, обосновывающие необходимость квалификации метисов в качестве коренного народа. Во-первых, метисы развивались в особой культурной среде и проживали в СевероЗападной части Канады до момента ее присоединения к современной территории Канады. Во-вторых, культура метисов уникальна. Она является продуктом смешения американо-индейских и евро-канадских обычаев, традиций и языка, появившихся задолго до прихода поселенцев4.

Правовой статус коренных народов конкретизируется в региональных правовых актах.

Например, в провинции Саскачеван принят Акт о метисах5, в котором отмечается вклад метисов в развитие и процветание Канады. Признается культурная самобытность общин метисов и их традиционного образа жизни; указывается на важность языков метисов, включая мичиф (М/сЛ//), для языка и культуры Канады; признается почетная и неоценимая роль участия ветеранов в двух мировых войнах, Корейской войне, а также в других миссиях по поддержанию мира; оценена важная роль предпринимателей-метисов для экономики Канады; сказано о роли развития образовательной, социальной сфер, здравоохранения и других форм обеспечения метисов; указывается на существенную роль

метисов провинции Саскачеван в отражении нужд и потребностей всех метисов.

Часть 3 этого документа устанавливает, что правительство провинции и метисы будут действовать на основе двустороннего сотрудничества в целях решения вопросов, представляющих особую значимость для метисов, в том числе по вопросам строительства, территории, промысла, управления.

В территории Нунавут действует Акт о защите инуитского языка6 (языка эскимосов), который определяет условия и гарантии его использования в различных сферах жизни. На основе данного документа создан специальный орган по инуитскому языку (Inuit Uqausinginnik Taiguusiliuqtiit), наделенный обширными полномочиями по развитию, распространению, мониторингу, контролю, защите языка и практики его использования. В территории учреждена должность министра по языкам, на которого возложена обязанность по координации, управлению и защите полного, эффективного и действенного осуществления прав и преференций, установленных настоящим актом (часть 3). В целях гарантированного осуществления и признания установленных настоящим актом прав, статуса и привилегий введена должность уполномоченного по языкам (часть 4).

Таким образом, институционализация нормативно-правовых характеристик статуса коренных народов является объективно необходимым, закономерным условием развития и сохранения мультикультурной цивилизаци-онной среды в Канаде.

Решение федерального суда Онтарио по делу «Дэниелс» (Daniels) и его влияние на уравнивание правового статуса аборигенов Канады

Место, роль и значение «статусных» индейцев и инуитов в целом являются определенным, поскольку в отношении них предусмотрены и применяются специальные правила правового регулирования. Так, правовое положение «статусных» индейцев подробно регламентируется Индейским актом7. Инуиты были приравнены в правах к «статусным» индейцам в смысле статьи 91 (24) Конституционного акта Канады 1867 года еще в 1939 году (Решение Верховного суда Канады по делу «Об эскимосах»8).

Между тем регламентация правового статуса метисов и «нестатусных» индейцев до настоящего времени производилась на основе норм обычного права, судебной практики и регионального законодательства, устанавливающих соответствующие персонифицирующие параметры. Однако применение такого подхода приносило незначительные результаты ввиду фрагментарности форм правового регулирования.

В связи с этим вопросы выработки комплексных системных мер (генеральный подход) институционализации положения метисов и «нестатусных» индейцев в целях преодоления проблем, связанных с высоким риском фактора коллизионности правового регулирования, а также необходимости реализации магистральной цели оптимизации нормативной регламентации этого блока общественных отношений, приобрели особую актуальность.

8 февраля 2013 года федеральный суд Канады вынес решение по делу «Дэниелс»9 в соответствии с которым на метисов и «нестатусных индейцев» стали распространяться положения статьи 91 (24) Конституционного акта Канады 1867 года. Согласно указанной норме к исключительной компетенции Парламента Канады относятся «индейцы и земли, зарезервированные за ними».

Указанное решение является результатом 13-летней судебной тяжбы, которая была начата по инициативе Президента Конгресса коренных народов Канады Гарри Дэниелса, а с 2005 года продолжена его сыном — Габриелем Дэниелсом.

Приведенная конституционная фабула статьи 91 (24) Хартии имеет огромное значение для определения характеристик правового статуса коренных народов. Это связано с принятием и распространением на них законодательства, специальных программ, принимаемых Парламентом Канады, создающих и учитывающих особые условия их жизни (здравоохранение, образование, освобождение от уплаты арендных платежей за землю и т. д.). Поэтому распространение конституционных предписаний статьи 91 (24) Хартии на все коренные народы предопределяет их уравнение в правах со «статусными» индейцами.

Вместе с тем результат правового отождествления метисов и «нестатусных» индейцев

будет виден только через определенное время в виде специальных законодательных мер и процедур по организации взаимодействия и сотрудничества уполномоченных субъектов правового регулирования на основе обновленного содержания конституционного значения и роли указанных народностей в национальной/региональной политике. Однако и на данном этапе можно сформулировать некоторые предположения о влияния решения суда на различные области общественных отношений, связанные с регламентацией правового статуса указанных народностей.

Во-первых, принятое решение позволит внести ясность в нормативное содержание статьи 91 (24) Конституционного акта Канады 1867 года посредством распространения соответствующих положений на метисов и «нестатусных» индейцев. Во-вторых, решение суда обеспечит четкость и определенность критериев дифференциации полномочий федерального центра и регионов в сфере регулирования этих представителей коренных народов. В-третьих, реализация судебного постановления зафиксирует основного субъекта нормативного регулирования правового положения метисов и «нестатусных» индейцев — Парламент Канады. В-четвертых, это будет способствовать обогащению и развертыванию содержания правового статуса этих народностей в плоскости конституционного регулирования. В-пятых, судебное решение содействует универсализации критериев идентификации метисов и «нестатусных» индейцев. В-шестых, оно позволит выровнять объем и содержание государственной политики по направлению всех коренных народов.

Между тем отношение представителей метисов и «нестатусных» индейцев к решению суда по делу «Дэниелс» на данный момент является, скорее, скептическим ввиду возможности его отмены апелляционными судебными инстанциями. Кроме того, вызывает критику итоговая форма правовой интерпретации судом дефинитивной конструкции «метисы».

В решении суда установлено, что метисами являются представители коренных народов, сохранившие прочную связь с индейской наследственностью (происхождением), не имеющие статуса индейцев. Но, как справедливо отмечают, Дж. Тэйллет и Дж. Мэд-ден, суд не учел тот факт, что метисы являют-

ся самостоятельной, особой разновидностью коренного народа, который обладает неповторимой самобытностью, культурой и языком. На этой основе авторы указывают, что использованные судом критерии не позволяют правильно определить метисов как коренной народ Канады. Метисы не являются индейцами в равной мере, как и инуиты представляют самостоятельный коренной народ Канады10.

Думается, что основной подход для идентификации метисов должен основываться на комплексном сочетании признаков, отличающих уникальную идентичность этого народа от иных коренных и некоренных народов Канады, охватывающий в совокупности культурологические, антропологические, географические, социологические, исторические, генетические и иные параметры, позволяющие максимально гибко и адаптивно интерпретировать его представителей. Можно использовать аналогичные критерии для идентификации «нестатусных» индейцев.

Подводя итог, необходимо отметить, что распространение положений статьи 91 (24) Конституционного акта Канады на метисов и «нестатусных» индейцев детерминируется объективной потребностью обеспечения подлинного конституционного равенства всех коренных народов Канады. Очевидно, что метисы, а также «нестатусные» индейцы в силу статьи 35 Канадской Хартии прав и свобод по своему конституционному статусу и значению не отличаются от иных коренных народов Канады. Поэтому преодоление сложившегося дисбаланса является верным шагом на пути формирования среды, основанной на принципах уважения и признания равенства правового положения всех коренных народов этой страны.

Ирхин Игорь Валерьевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права

Кубанского государственного университета.

dissertacia@yandex.ru

1 Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост., введ. и вступ.: В. В. Маклаков. 2-е изд., исправ. и доп. М.: БЕК, 1996. С. 465551.

2 См.: Белоусова Е.В. Правовое положение коренного населения Канады (http://www.law.edu. ru/article/article.asp?articleID=156454).

3 См.: Автономов А. С. О статусе индейцев в Канаде // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1997. № 1 (18). С. 18-26 (http://www.niiss.ru/mag13_statindian.shtml).

4 См.: Teillet J., Madden J. Plainspeak on the Daniels Case January 2013. P. 3 (http://www. metisnation.ca/wp-content/uploads/2013/02/ Daniels-Plainspeak-FINAL.pdf).

5 The Métis Act being Chapter M-14.01 of The Statutes of Saskatchewan, 2001 (effective January 28, 2002) (http://www.mn-s.ca/uploads/1/5/1/4/ 15144322/_metis-act.pdf).

6 Language Rights in Canada's North: Nunavut's New Official Language Act. Final Report. A Special Study on the motion that the Senate concur in the June 4, 2008 passage of the Official Languages Act by the Legislature of Nunavut (http:// langcom.nu.ca/sites/langcom.nu.ca/files/ consSNu2008c17.pdf).

7 Indian Act (R.S.C., 1985, c. I-5) (http://laws-lois. justice.gc.ca/eng/acts/l-5/).

8 См.: Teillet J. Métis Law in Canada. 2011. P. 47; Teillet J., Madden J. Op. cit.

9 Daniels Decision: Federal Court ruling on Métis and non-status Indians (http://www.nccah-ccnsa.

ca/378/Daniels_Decision__Federal_Court_

ruling_on_Metis_and_non-status_Indians. nccah; http://www.ammsa.com/sites/default/ files/ articles/article-photos/t-2172-99_reasons_ jan-8-2013_eng.pdf).

10 См.: Teillet J, Madden J. Op. cit. P. 6, 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.