Научная статья на тему 'ДЕЛИБЕРАТИВНАЯ ЦИФРОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В БРАЗИЛИИ'

ДЕЛИБЕРАТИВНАЯ ЦИФРОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В БРАЗИЛИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
120
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
делиберативная демократия / цифровая демократия / законотворчество / законодательный процесс / демократия / общество / политическое участие.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ильин Н.С.

Актуальность исследования связана анализом зарубежных делиберативных моделей участия населения при решении публичных проблем. Целью исследования является анализ делиберативной модели цифровой демократии в Бразилии. При написании настоящей работы были использованы методы анализа и синтеза. В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что власти Бразилии обеспечивают участие населения в обсуждении законопроектов на интернет-платформах, а также активно поощряют депутатов на конструктивный диалог с избирателями, но в то же время этот метод имеет ряд недостатков, связанных с технической составляющей процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕЛИБЕРАТИВНАЯ ЦИФРОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В БРАЗИЛИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-11-339-343 ИЛЬИН Николай Сергеевич,

NIION: 2018-0076-11/21-370 преподаватель Гуманитарно-правового колледжа

MOSURED: 77/27-023-2021 -11-569 Института права и управления ГАОУ ВО МГПУ,

SPIN-код: 3916-5650, e-mail: ilinn@mgpu.ru

ДЕЛИБЕРАТИВНАЯ ЦИФРОВАЯ ДЕМОКРАТИЯ В БРАЗИЛИИ

Аннотация. Актуальность исследования связана анализом зарубежных делибератив-ных моделей участия населения при решении публичных проблем. Целью исследования является анализ делиберативной модели цифровой демократии в Бразилии. При написании настоящей работы были использованы методы анализа и синтеза. В результате проведённого исследования можно сделать вывод, что власти Бразилии обеспечивают участие населения в обсуждении законопроектов на интернет-платформах, а также активно поощряют депутатов на конструктивный диалог с избирателями, но в то же время этот метод имеет ряд недостатков, связанных с технической составляющей процесса.

Ключевые слова: делиберативная демократия, цифровая демократия, законотворчество, законодательный процесс, демократия, общество, политическое участие.

IL'IN Nikolai Sergeevich,

lecturer in The College of Humanities and Law of The Institute of Law and Management of The Moscow City University

DELIBERATIVE DIGITAL DEMOCRACY IN BRAZIL

Annotation. The relevance of the study is related to the analysis of foreign deliberative models of public participation in solving public problems. The aim of the study is to analyze the deliberative model of digital democracy in Brazil. When writing this work, the methods of analysis and synthesis were used. As a result of the study, it can be concluded that the Brazilian authorities ensure the participation of the population in the discussion of bills on Internet platforms, and also actively encourage deputies to have a constructive dialogue with voters, but at the same time, this method has a number of shortcomings related to the technical component of the process.

Key words: deliberative democracy, digital democracy, lawmaking, legislative process, democracy, society, political participation.

Зарубежные государства находятся в поиске построения оптимальных моделей участия граждан в принятии политических решений. Наибольшую популярность в странах с развитой экономикой и в странах с догоняющим экономическим развитием приобретает делиберативная форма принятия политических решений. Связано это с внедрением цифровых технологий в демократические процессы. Делибе-ративная демократия является достаточно актуальным способом вовлечения общественных масс в дискуссию по поводу выработки оптимального публичного решения. Делиберативная демократия представляет собой форму выработки решения по важным публичным вопросам посредством их активного обсуждения широким кругом лиц с приходом к в последующем к единому мнению. Одним из государств, преуспевшем в построении подобной схемы, является Бразилия.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

В настоящей статье предлагается рассмотреть особенности построения бразильской модели делиберативной демократии, средства её реализации, а также преимущества и недостатки. Представляется, что изученный зарубежный опыт будет полезен российским законодателям для построения похожих правоотношений.

В 2009 году Палата депутатов Национального конгресса Бразилии создала интернет-портал «e-Democracia» как пилотный проект, целью которого явилась попытка привлечения граждан для участия в законотворческом процессе.

Идея платформы возникла после того, как многопрофильная команда парламентариев, консультантов и цифровых экспертов провела исследование по выявлению наилучших цифровых площадок, реализуемых в других государствах. Исследователи решили перенести ряд механик виртуальных сообществ в политическую сферу

деятельности, чтобы таким образом привлечь наиболее обширный сегмент граждан в обсуждение законодательных инициатив.

В результате проведённых изысканий было принято решение создать интернет-портал «e-Democracia», который сделал бы в Бразилии законотворческий процесс более прозрачным, а также помог бы гражданам понять сущность законотворческого процесса, который в этой стране достаточно сложен. Представлялось важным сделать для граждан более доступным обращение в Национальный конгресс Бразилии, предоставив отдельным гражданам новый канал для взаимодействия с народными представителями и сделав работу депутатов более заметной.

В настоящее время портал является постоянно действующим и предоставляет гражданам многочисленные способы участия в управлении делами государства. Тем не менее, у проекта были свои взлеты и падения, и он был на грани закрытия в начале 2013 года, потому что ему не хватало политической и административной поддержки [1].

Однако, массовые протесты, которые состоялись в 2013 году в Бразилии, убедили органы власти в том, что участие общественности в законодательном процессе необходимо, особенно в целях противодействия коррупции [1].

Интернет-портал «e-Democracia» содержит в себе три тематических раздела [4, c. 19]:

- тематические интернет-сообщества;

- открытое (свободное) пространство;

- площадка для совместной работы над законопроектами.

В рамках работы тематических интернет-сообществ граждане имеют возможность принять участие в обсуждении законодательных инициатив, а также напрямую общаться с депутатами и представителями других органов власти. Кроме того, они могут участвовать в заседаниях профильных комитетов в дистанционном формате, задавать вопросы участникам слушаний и вносить свои предложения. И, наконец, граждане могут участвовать в электронных опросах [2].

Открытое (свободное) пространство создано в качестве площадки для проведения дополнительных дискуссий в свободной форме по вопросам, затрагивающим деятельность Палаты депутатов федерального парламента.

Площадка для совместной работы над законопроектами «Wikilegis» представляет собой набор инструментов для внесения предложений общественности в виде поправок, комментариев и т.п. к размещённым на портале законопроектам. Основная идея этого ресурса - поощрение активного участия граждан в законотворческом процессе [4, c. 20].

Изначально на портале работало два тематических сообщества: по экологической политике и по вопросам обсуждения закона о молодёжной политике, но достаточно быстро число таких сообществ возросло благодаря созданию соответствующей социальной повестке. В настоящее время существует более 17 тематических сообществ по различным вопросам общественной и государственной жизни: от антикоррупционного законодательства до космической сферы. Согласно статистике портала, уже за три года работы его посетили более 52 миллионов человек [1].

К числу самых больших достижений работы интернет-портала «e-Democracia» следует отнести разработку законопроекта о молодёжной политике, 30% текста которого было сформировано благодаря поправкам молодых людей, участвовавших в его обсуждении, а также законопроект о правах в Интернете, окончательный текст которого насчитал 374 поправки, предложенные гражданами. Стоит отметить, что все поправки были приняты депутатами парламента без значительных изменений [6].

Впоследствии, в 2013 году, создатели портала организовали хакатон (форум разработчиков программного обеспечения), чтобы объединить программных дизайнеров, разработчиков приложений, парламентариев и их помощников для разработки приложений для компьютеров и мобильных устройств с целью повышения прозрачности законотворческого процесса, а также вовлечения в него ещё большего числа граждан [5]. Мероприятие было настолько успешным, что Палата депутатов бразильского парламента приняла резолюцию о создании постоянного онлайн-пространства «LabHacker», которая должна работать как инновационная лаборатория и устанавливать коммуникационные связи между парламентариями, дизайнерами и разработчиками, а также субъектами гражданского общества. Первая в мире парламентская инновационная лаборатория «LabHacker» теперь отвечает за улучшение интернет-портала «e-Democracia», в том числе посредством семинаров и хакатонов. Также лаборатория ответственна за создание инновационных способов увеличения доли электората как участников изучения законодательных инициатив и повышение прозрачности законодательных процедур. Стоит отметить, что создаваемые лабораторией программы обладают открытым исходным кодом, что означает, что любой разработчик может присоединиться к разработке новых приложений или усовершенствованию старых [1].

За время работы портал привлёк относительно большую долю населения. Интернет-портал «e-Democracia» использует популярные социальные сети, а также электронные письма для

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

общения с потенциальными участниками. Обсуждение законодательных инициатив происходит в двустороннем порядке. Модераторы интернет-портала поощряют депутатов и других чиновников за активное участие в диалогах с гражданами, публикуя рейтинг участия каждого отдельного чиновника, однако, у народных избранников функция прямого общения с избирателями не пользуется особой популярностью.

Говоря о портале, стоит отметить, что у его создателей нет данных о политических фокус-группах населения, принимающих участие в его работе. В связи с этим представляется затруднительным сделать выводы об определённой политико-социальной поддержке того или иного решения. Это связано с особенностями регистрации пользователей, от которых требуется предоставить только адрес электронной почты и информацию о месте своего проживания. Как отмечают создатели интернет-портал «e-Democracia», такой шаг был сделан в целях поощрения участия граждан, но допускают в скором времени введение новых форм авторизации на портале [7, c. 23].

Следует отметить явные преимущества Бразильской модели электронной представительной демократии [7, c. 24-25]:

1. Высокий уровень политической поддержки со стороны высокопоставленных лиц. Разработчики и модераторы «e-Democracia» и «LabHacker» стараются извлечь максимальную выгоду для совершенствования проектов, будучи приближёнными к высокопоставленным политическим кругам. Несмотря на сотрудничество с бюрократическим аппаратом, они имеют достаточную автономию и гибкость при решении своих повседневных задач.

2. Постоянная поддержка со стороны консультантов по законодательным вопросам. Насчитывается около 200 специалистов, которые консультируют и готовят представителей для обсуждений законопроектах в профильных комитетах, на пленарных заседаниях и оказывают конкретную техническую помощь в разработке законопроектов. Они играют решающую роль на интернет-портале, поскольку отвечают за подготовку контента для тематических сообществ, модериро-вание обсуждений, анализ предложений и отчётность перед парламентариями. Таким образом, консультанты по законодательным вопросам выступают в качестве «технических переводчиков», направляя граждан и помогая им вносить свой вклад в процесс разработки законопроектов. Некоторые депутаты активно участвуют в работе интернет-портал, и играют ключевую роль в обеспечении того, чтобы предложения граждан были отражены либо в окончательном законопроекте, либо в их докладе на пленарных заседаниях пар-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

ламента или профильных комитетов для дальнейшего обсуждения.

3. Налаженная обратная связь между гражданами и парламентариями. В конце законотворческого процесса составляется окончательный отчёт, в котором объясняется, какие предложения были использованы и где представители, ответственные за законопроект, согласны или не согласны с предложениями и почему. Затем эта информация передаётся обратно людям, которые участвовали в онлайн-обсуждениях. Как предполагают идеологи портала, это создаёт элемент транспарентности в деятельности парламента.

Тем не менее, вместе с тем несмотря на ряд преимуществ, действующая система вовлечения граждан в государственные процессы имеет свои недостатки [7, а 26]:

1. Предложения граждан обрабатываются в мануальном режиме. Это увеличивает время обсуждения законопроекта и время обратной связи. Также увеличенный объём работы негативно сказывается на консультантах по вопросам законодательства, тем самым снижая их уровень внимательности и профессионализма при реализации своих полномочий на портале.

2. Проблемы использования интерфейса интернет-портала. Интернет-портал обладает сложным интерфейсом и предоставляет широкий спектр различных инструментов, виртуальных пространств и веб-форумов, которые часто могут накапливать сотни комментариев пользователей. Это может затруднить пользователям понимание того, как используются их предложения и как развиваются дискуссии. Тем не менее, лаборатория «LabHacker» пытается решить эту проблему, создавая новую версию портала.

3. Недостаточная осведомленность общественности о портале. Несмотря на достаточно быстрый прирост пользователей портала, отмечается, что до сих пор недостаточно большое количество электората знают о возможности участия в управлении делами государства. Отчасти это вызвано техническими проблемами, однако основной проблемой является низкий уровень образованности и правовой грамотности в стране.

4. Непонимание гражданами своей роли в демократических процессах. Большинство граждан ввиду отсутствия достаточных правовых знаний и отсутствия политико-правовой пропаганды не понимают важность своего участия в обсуждении законопроектов, а также не осознают своего влияния на процесс принятия государственных решений. В некотором роде недоверие к электронной демократии в данном случае связано с отсутствием полного понимания сущности законотворческого процесса.

5. Отсутствие чётких алгоритмов работы с предложениями граждан. Как отмечают создатели портала, депутаты не всегда обрабатывают поступившие замечания на законопроект, поэтому может создаваться лишь видимость работы портала, а реальные цели создания таким образом игнорируются.

Такие примеры, как краудсорсинговый законопроект о молодежной политике и законопроект о правах в Интернете, показывают, как интернет-портал «e-Democracia» позволил народным представителям услышать более широкий спектр мнений граждан таким способом, который ранее был невозможен или затруднён. Можно говорить, что полученная от граждан информация существенно улучшила качество обсуждений законопроектов в палате и качество законов, принятых с использованием этого процесса. Модераторы платформы отмечают, что для парламентариев многие предложения граждан оказались интересными и своевременными, поскольку помогли получить от них реальное видение проблем на местах, а с некоторыми из представителей населения были организованы дополнительные встречи с целью их большего вовлечения в экспертную деятельность.

Отсутствие достаточных данных о пользователях и их отношении к фокус-группам является проблемой для окончательного понимания влияния платформы. Тем не менее, следует отметить высокую степень прозрачности законотворчества, которая была достигнута благодаря существованию проекта. В этом смысле платформа «e-Democracia» привнесла большую ответственность в парламентские процедуры, поскольку она делает многие повседневные функции законодательного процесса более открытыми и общедоступными.

Список литературы:

[1] Алимов, Э.В., Помазанский, А.Е. Делибе-ративная демократия: новые вызовы и возможности в условиях развития информационного общества [Электронный ресурс] // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka. m/artide/n/deliberativnaya-demokratiya-novye-vyzovy-i-vozmozhnosti-v-usloviyah-razvitiya-informatsionnogo-obschestva (дата обращения: 12.11.2021).

[2] Грибанова, Г.И. Специфика развития латиноамериканского федерализма: политические аспекты [Электронный ресурс] // ПОЛИТЭКС. 2016. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/spetsifika-razvitiya-latinoamerikanskogo-federalizma-politicheskie-aspekty (дата обращения: 18.10.2021).

[3] Денисенко, В.В. Доверие как фактор легитимации закона в условиях цифрового государства [Электронный ресурс] // Теоретическая и прикладная юриспруденция. 2021. № 3. Режим доступа: https://cyberl eninka.ru/article/n/doverie-kak-faktor-legitimatsii-zakona-v-usloviyah-tsifrovogo-gosudarstva (дата обращения: 10.10.2021).

[4] Емельянов, А.И., Варнацкая, Я.В. Основы прямой демократии в латинской америке [Электронный ресурс] // ARS ADMINISTRANDI. 2020. № 2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ osnovy-pryamoy-demokratii-v-latinskoy-amerike (дата обращения: 18.02.2022).

[5] Кошель, А.С. «Мини-парламенты» в пост-диктатурных демократиях Западной Европы и Латинской Америки [Электронный ресурс] // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2020. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ mini-parlamenty-v-postdiktaturnyh-demokratiyah-zapadnoy-evropy-i-latinskoy-ameriki (дата обращения: 18.10.2021).

[6] Надпорожский, И.А. Особенности современного интернет-пространства как триггер распространения популизма [Электронный ресурс] // Скиф. 2020. №12 (52). Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo-internet-prostranstva-kak-trigger-rasprostraneniya-populizma (дата обращения: 18.11.2021).

[7] Simon, J., Bass, T., Boelman, V. and Mulgan, G. (2017). Digital Democracy. The tools transforming political engagement. // Nesta Publ., 2017. 99 p.

Spisok literatury:

[1] Alimov, E.V., Pomazanskii, A.E. Deliberativnaia demokratiia: novye vyzovy i vozmozhnosti v usloviiakh razvitiia informatsionnogo obshchestva [Elektronnyi resurs] // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniia. 2020. № 4. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/deliberativnaya-demokratiya-novye-vyzovy-i-vozmozhnosti-v-usloviyah-razvitiya-informatsionnogo-obschestva (data obrashcheniia: 12.11.2021).

[2] Gribanova, G.I. Spetsifika razvitiia latinoamerikanskogo federalizma: politicheskie aspekty [Elektronnyi resurs] // POLITEKS. 2016. № 2. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/ spetsifika-razvitiya-latinoamerikanskogo-federalizma-politicheskie-aspekty (data obrashcheniia: 18.10.2021).

[3] Denisenko, V.V. Doverie kak faktor legitimatsii zakona v usloviiakh tsifrovogo gosudarstva [Elektronnyi resurs] // Teoreticheskaia i prikladnaia iurisprudentsiia. 2021. № 3. Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/doverie-kak-faktor-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

legitimatsii-zakona-v-usloviyah-tsifrovogo-gosudarstva (data obrashcheniia: 10.10.2021).

[4] Emel'ianov, A.I., Varnatskaia, Ia.V. Osnovy priamoi demokratii v latinskoi amerike [Elektronnyi resurs] // ARS ADMINISTRANDI. 2020. №2. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-pryamoy-demokratii-v-latinskoy-amerike (data obrashcheniia: 18.02.2022).

[5] Koshel', A.S. «Mini-parlamenty» v postdiktaturnykh demokratiiakh Zapadnoi Evropy i Latinskoi Ameriki [Elektronnyi resurs] // Vestnik RUDN. Seriia: Iuridicheskie nauki. 2020. № 4. Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/mini-parlamenty-v-postdiktaturnyh-demokratiyah-

zapadnoy-evropy-i-latinskoy-ameriki (data

obrashcheniia: 18.10.2021).

[6] Nadporozhskii, I.A. Osobennosti sovremennogo internet-prostranstva kak trigger rasprostraneniia populizma [Elektronnyi resurs] // Skif. 2020. №12 (52). Rezhim dostupa: https:// cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovremennogo-internet-prostranstva-kak-trigger-rasprostraneniya-populizma (data obrashcheniia: 18.11.2021).

[7] Simon, J., Bass, T., Boelman, V. and Mulgan, G. (2017). Digital Democracy. The tools transforming political engagement. // Nesta Publ., 2017. 99 p.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 11 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.