Научная статья на тему 'Дельфинотерапия в системе социально-психологической адаптации детей с задержкой в развитии'

Дельфинотерапия в системе социально-психологической адаптации детей с задержкой в развитии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
297
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Л. Н. Лукина, К. К. Горбачева, Е. В. Наумцева, Е. В. Зберовская, О. В. Смирнова

Оценено влияние процедур дельфинотерапии на степень социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития. Доказано, что индивидуальные коррекционные программы с участием дельфинов помогают детям с задержкой психического развития мобилизовать резервные возможности и через игру с дельфином формировать правильный вектор социализации ребенка и семьи в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л. Н. Лукина, К. К. Горбачева, Е. В. Наумцева, Е. В. Зберовская, О. В. Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dolphin therapy in psychosocial adaptation of children with developmental delay

The procedures of Dolphin therapy effects on rated the degree of social and psychological adaptation of children with mental retardation. Proved that the individual correction programmes involving dolphins help children with mental retardation to mobilize reserve abilities and through playing with a dolphin forming the right vector of the socialization of the child and the family as a whole.

Текст научной работы на тему «Дельфинотерапия в системе социально-психологической адаптации детей с задержкой в развитии»

УДК:615.83:615.861 - 053.2/.6

Л.Н. Лукина, К.К. Горбачева, Е.В. Наумцева, Е.В. Зберовская, О.В. Смирнова

ДЕЛЬФИНОТЕРАПИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ В РАЗВИТИИ

г. Севастополь РЕЗЮМЕ

Оценено влияние процедур дельфинотерапии на степень социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития. Доказано, что индивидуальные коррекционные программы с участием дельфинов помогают детям с задержкой психического развития мобилизовать резервные возможности и через игру с дельфином формировать правильный вектор социализации ребенка и семьи в целом.

SUMMARY

The procedures of Dolphin therapy effects on rated the degree of social and psychological adaptation of children with mental retardation. Proved that the individual correction programmes involving dolphins help children with mental retardation to mobilize reserve abilities and through playing with a dolphin forming the right vector of the socialization of the child and the family as a whole.

Проблема помощи «особым детям» социально интегрироваться в общество, создание для них комфортной инфраструктуры жизни продолжает оставаться актуальной. В последние годы получены положительные результаты при использовании черноморских дельфинов-афалин для реабилитации больных неврологического профиля (1), однако влияние дельфинотерапии на социально-психологическую адаптацию детей с задержкой психического развития подробно не рассматривалось.

Дельфинотерапия - это система психофизической реабилитации людей с участием черноморских дельфинов афалин. Комплексное воздействие природных факторов морской среды, физиологических особенностей дельфинов, осуществляемое на фоне психоэмоционального напряжения пациента, позволяет нефармакологическим методом корректировать состояние здоровья человека. В предыдущих работах было показано, что система реабилитации людей с участием дельфинов, разработанная авторами и успешно применяемая на протяжении 15 лет, способствует восстановлению нарушенных функций у больных, страдающих психоневрологическими симптомами заболеваний (2).

В задачу настоящего исследования входила оценка влияния процедур дельфинотерапии на степень социально-психологической адаптации детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Материал и методы

В исследовании принимали участие 150 детей с диагнозом ЗПР в воздасте от 5 до 10 лет. Процедуры проводились в открытой акватории моря с дельфинами, специальным образом подготовленными для занятий с больными детьми.

Психоэмоциональное состояние пациентов оценивали по уровню тревожности, концентрации внимания, характеру внутрисемейных отношений. Степень социальной адаптации изучали по показателям конфликтности и агрессии, коммуникации и любознательности (тест-опросник Рене-Жиля). Исследования психологических характеристик осуществляли по рисуночным тестам, тест-опроснику СМА8 и цветовому тесту Люшера. Оценку состояния пациентов по указанным показателям проводили до и после курса дельфинотерапи

После первичного обследования детей с ЗПР выявляли особенности взаимоотношений ребенка с родителями, а также с братьями и сестрами с целью разработки индивидуальных коррекционных программ с участием дельфинов. При разработке таких программ использовали в качестве ведущей социальной деятельности игру с

дельфинами, для которых игровые реакции являются естественной формой поведения.

Результаты исследований

Психодиагностическое обследование детей до процедур дельфинотерапии с помощью теста Люшера выявило наличие у 70 % испытуемых отклонения в психоэмоциональной сфере, которые можно было охарактеризовать как негативные и в 30 % случаев - как позитивные. Негативный эмоциональный фон отличался агрессивностью, протест-ным поведеним, напряжением в отношениях с окружающими, что сопровождалось страхами, депрессией, нейротизмом. Для позитивного эмоционального фона было характерно эмоциональное возбуждение, желание деятельности, стремление выйти из неприятной или затруднительной ситуации.

Повторное тестирование детей после цикла занятий с дельфинами выявило значительное уменьшение пациентов с негативным фоном. После окончания процедур дельфинотерапии у 82 % случаев отмечался позитивный эмоциональный фон, а у 18 % у испытуемых регистрировали негативный эмоциональный фон, что сопровождалось напряжением, обусловленным ограниченными возможностями, стремлением защитить себя от конфликтов, неуверенностью в собственных силах.

Первичное тестирование по методике «Диагностика страхов» показало наличие большого количества разнообразных страхов как у мальчиков, так и у девочек, свидетельствующих о высоком уровне тревожности у детей с ЗПР.

Наибольшее количество проявлений страхов у детей относилось к страхам по отношению к животным, сказочным персонажам, боязнь высоты, воды, темноты. После проведения процедур с дельфинами количество девочек со страхами снизилось до 42% (с 81%), а мальчиков - до 24% ( с 60%).

Анализ рисуночных тестов проводился по следующим показателям: цветовое изображение; количество деталей, завершенность деталей. До сеансов с дельфинами во всех рисунках дети рисовали черным цветом, а после прохождения сеансов

дельфинотерапии представительство черного цвета уменьшилось до 12%. Небольшое количество изображенных деталей на рисунке было у 84% детей, после занятий с дельфинами их осталось у 30%. Отсутствие завершенности объектов отмечалось у 75% детей, после дельфинотерапии осталось у 23%.

Анализ результатов теста «Рисунок несуществующего животного» показал у подавляющего большинства детей ярко выраженный эгоцентризм, эмоциональную незрелость (инфантильность), нежелание общения с другими людьми. Для испытуемых была свойственна легкость возникновения недоверия, опасений и страхов, большое значение они придавали своему внешнему виду. После занятий с дельфинами многие симптомы эмоциоан-льных дисфункций уменьшились или перестали проявляться вовсе.

Анализ результатов проекционного теста «Рисунок семьи» показал, что для 40% испытуемых самым значимым и авторитетным человеком была мама. Низкий авторитет в глазах детей имели: па-па-20%, бабушка-15% и братья или сестры-25% (рисунок 1).

Рисунок 1 Степень значимости членов семьи у детей с ЗПР

3; 15%

Оказалось, что в семьях детей с ЗПР существовала эмоциональная разобщенность, приводящая к чувству ненужности и отверженности у таких детей, они испытывали дефицит нужного общения, нежности и ласки. Дети пытались заполнить вакуум в чувствах, недополученных от матери и отца, общением с другими членами семьи, которых они привлекали к контактам. Через взаимоотношения с членами семьи дети «моделировали» состав своей семьи, невольно предлагая ее улучшенный, усовершенствованный вариант. Страдая от ощущения ненужности, отверженности, дети в рисунках неосознанно давали оценку каждому члену семьи, таким образом указывая выход из конфликтной или тяжелой для них ситуации в семье.

Тест - опросник по методике Рене-Жиля выявил у испытуемых несколько блоков вопросов, которые после цикла занятий с дельфинами существенно изменились. Так, любознательность оценивалась через интерес детей к сказкам и сказочным сюжетам. Выяснилось, что у 70% детей с ЗПР отмечался низкий уровень заинтересованности, крайне суженный объем известных сказочных сюжетов, ограничивающийся простейшими сказками.

Важным параметром с точки зрения социометрии является конфликтность и агрессия. Для детей с ЗПР была характерна завышенная самооценка и явно выражена конфликтность и агрессия (рисунок 2) .

Рисунок 2.

Изменение показателя конфликтности и агрессии у детей с ЗПР до и после процедур дельфинотерапии

Показатель конфликтности и агрессии удетей с ЗПР

I

I I

I р

У У У У

3 10 20 30 40 50 60 70 30

процекг от общего количества дете

Благодаря занятиям с дельфинами сказочные сюжеты у детей с ЗПР обогатились новыми понятиями о нравственных категориях добра и зла, вежливости и невежества, любви и ненависти, уважения и терпения. В целом такой показатель, как социальная адаптация, после процедур дель-финотерапии увеличился в 2,5 раза по сравнению с первичным тестированием. После занятий с дельфинами при вторичном обследовании показатели «стремление к общению», «любознательность», «социальная адаптация» были выше, чем при первичном обследовании, а «конфликтность, агрессивность» - ниже.

Из представленных материалов видно, что непосредственный контакт с дельфином оказывал сильное эмоциональное воздействие на пациента и создавал благоприятный терапевтический фон, а выполнение физических упражнений в воде с дельфином мобилизовали усилия пациента на преодоление болезни. Использование дельфина в качестве инструмента переключения внимания с болезненной доминанты на оптимистически-исцеляющие мотивации у пациента явилось весьма эффективным приемом при заболевании детей с ЗПР.

По результатам экспериментально-психологического исследования после курса дельфинотера-пии у детей с ЗПР установлено повышение активности мышления. В своих самоотчетах пациенты отмечали душевный подъем, внутреннее облегчение, уменьшение напряженности. У всех пациентов произошло также улучшение в эмоциональной сфере, причем в наибольшей степени - в случаях наличия агрессии перед процедурами, что указывает на ведущую роль в терапии положительных эмоций. У исследуемых пациентов повышалась активность, гибкость мышления, появлялось стремление к самоутверждению, эмоциональная вовлеченность в общение с дельфином, желание понимать других людей, устремленность в будущее. Наряду с этим, в сеансах дельфинотерапии была применена методика психокоррекции внутрисемейных отношений, позволившая произво-

дить перестройку нарушенных семейных отношений по стадиям, постепенно подводя членов семейного коллектива к мысли об изменении межличностных взаимоотношений.

Было отмечено, что в процессе процедур у детей формировались новые интересы, желания и мотивации к выздоровлению, увеличению своих возможностей, повышению уровня самооценки и веры в свои силы. Данные, полученные в ходе исследований, показывают, что у детей с ЗПР после дельфинотерапии изменялся тип реагирования нервной системы с парасимпатического (непродуктивного) на симпатический (продуктивный).

Анализируя полученые данные, можно согласиться с рядом авторов, которые считают, что нарушение процесса социальной адаптации у детей с ЗПР обусловлено следующими факторами: недостатками социально-педагогической работы с детьми; длительной и массивной психической депривацией; соматической ослабленностью ребенка; эмоцио-

нальными нарушениями (3, 4). Неадекватные способы взаимодействия родителей с ребенком, неумение наладить эмоциональный контакт и общаться с ним, искажают естественный ход социализации ребенка с раннего возраста, влияют на становление его личностных качеств и осознанного отношения к окружающему миру. Дети с задержкой развития иначе, чем нормально развивающиеся сверстники, воспринимают социальный мир и функционируют в нем неадекватно и часто инфантильно. Однако, как утверждал Л. С. Выгодский (5), для социальной адаптации ребенка с ЗПР важено не только наличие самого факта заболевания, но и возможность его социальной компенсации.

Наши исследования показали, что индивидуальные коррекционные программы с участием дельфинов помогают детям с ЗПР мобилизовать резервные возможности и через игру с дельфином формировать правильный вектор социализации ребенка и семьи в целом.

Литература

Лукина Л.Н. Дельфинотерапия в реабилитации детей с психоневрологической патологией /Л.Н. Лукина //Лжування та дiаг-ностика.-1999. -№1(3). -С. 68-70.

Лукина Л.Н. Дельфинотерапия как система психофизической реабилитации людей /Л.Н. Лукина //-Севастополь.-НПЦ «ЭКО-СИ-Гидрофизика», 2012. -210с.

Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями / С. А..Завражин, Л.К. Фортова. //-М.: Знание. -2005.- 38 с. Rones M. School-Based Mental Health Services: A research Review / M. Rones, K. Hoagwood // Clinical Child and family psychology review.-2000. -vol. 3, No. 4.- P.223-241.

Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. //М.: Просвещение, 1995.- 218 с.

в КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013

Поступила 29.01.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.