Проблемы исторической памяти
УДК 930.1 ББК 63.1
A.A. Королева
Деконструкция советской концепции декабризма в современной отечественной историографии
Автор исследования задается целью создать историографический обзор процесса деконструирования и демифологизации советской концепции декабризма в современном интеллектуальном процессе. Тенденции 1990-х - начала 2000-х гг. привели к распространению работ, которые способствовали закреплению советской концепции с обратными, т. е. негативными, оценками декабристов и их деятельности. Однако с середины 2000-х гг. историки начинают рассматривать объект с актуальных позиций истории терминов, новой интеллектуальной истории, применять междисциплинарные методы. В результате был сконструирован процесс формирования декабристского мифа. Он начался с 1826 г. и проходил в несколько этапов как в официальном, так и в оппозиционном дискурсе. Понимание этого процесса способствует «очищению» образа декабризма от «слоев мифа» в потенциальных исследованиях.
Ключевые слова: декабризм, М.В. Нечкина, деконструкция, исторический миф, историография
Исследования исторической памяти являются одним из самых актуальных направлений современной исторической науки, поскольку одновременно отвечают на общественный запрос как инструмент для формирования и поддержания государственной идентичности и дают научное объяснение, почему и как меняется образ прошлого. Теоретические основания и методологический инструментарий для изучения механизмов формирования и функционирования исторической памяти заимствованы из смежных дисциплин (социология, психология, философия, лингвистика), которые ранее были направлены на предмет социальной и культурной памяти. Согласно теории культурной памяти Яна Ас-мана, только наиболее значимые представления об этапах разви-
© Королева А.А., 2022
тия, целях и месте общности сохраняются от поколения к поколению и приобретают форму мифа1.
К деконструкции морально устаревших мифов приводят масштабные социальные потрясения и политические изменения, которые затрагивают не только текущее восприятие современниками событий, но и традиционные, укоренившиеся в культурной памяти общества образы2. Историк, принимая участие в процессе демифологизации - сложном самостоятельном исследовательском предприятии с неизвестным или труднодоказуемым результатом, стремится приблизиться к максимальной «достоверности» через очищение фактов от искажений памяти с помощью профессиональных методов. Однако неверно полагать, что таким образом миф окончательно исчезает. Более того, само опровержение нередко может стать мифом. Именно к ним относится советская концепция декабризма академика Милицы Васильевны Нечкиной.
История декабристского движения стала обрастать мифами, которые определили образ его и его участников с самого начала. Он основывался на полном неприятии правомочности русского общества самостоятельно воздействовать на правительственный строй и государственную политику3. Необходимость в развенчивании дореволюционной концепции пришла после 1917 г. Большим влиянием тогда пользовался академик М.Н. Покровский, который фактически отказывал «дворянскому» этапу революционного движения в единстве и отрицал революционность Северного общества в лице С.П. Трубецкого в принципе. Закономерно, что после разгрома школы М.Н. Покровского в 1934 г. начала складываться «официальная концепция» декабризма, которую связывают с именем М.В. Нечкиной.
Наиболее полно и четко она была сформулирована в двухтомной монографии академика «Движение декабристов» 1955 г. В книге обнажились все основополагающие аспекты модели «дворянской революционности». Под этим подразумевалось, во-первых, что декабризм являлся единым течением, которое объединило Северное и Южное тайные общества; во-вторых, что это было радикальное движение приверженцев демократических идей; в-третьих, что декабристам была присуща классовая ограниченность (они действовали для народа, но не с ним). Кроме того, вдохновившись В.И. Лениным, М.В. Нечкина сконструировала образ движения декабристов как первых русских революционеров и вписала их в плеяду русских революционных движений. Механизмы закрепления данной модели в историческом сознании советского общества действовали столь успешно, что до сих пор движение декабристов воспринимается в соответствии с ней. Тем не менее отмечают одновременное существование «неофициального направления» «на протяжении всей истории советского декабристоведения»4, на которое была возложена надежда на освобождение его от предустановленных выводов исследований. В полной мере процесс «демифологизации» развернулся только с перестройки и в постсоветской историографии.
1 Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
2 Иллерицкая Н.В. Конструирование прошлого в контексте интеллектуального многообразия // Вестник РГГУ Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2013. № 1 (102). С. 36-48.
3 Ильин П.В. Актуальные направления в изучении истории декабристов вчера и сегодня: некоторые оценки и наблюдения // Декабристы: актуальные направления исследований. СПб., 2010. С. 4.
4 Там же. С. 7.
Деконструкция советской концепции декабризма.
41
Результат оказался неоднозначным. С одной стороны, историческая наука обогатилась работами по свежим, значимым, но ранее не изученным проблемам и сюжетам. С другой - трудный для науки период в 90-е гг. вынуждал исследователей ориентироваться на широкий круг читателей и удовлетворять их интересы, которые принимали форму требования «сенсаций», разоблачения «мифов». Кажется, что социальный запрос совпал с проблемой научного де-кабристоведения, однако нередко рождались работы, в которых критическое переосмысление подменялось пересмотром оценок, сменой полюсов. На этом ощутимо сказалось идеологическое влияние консервативно-охранительного спектра. Оно заключалось в обращении к дореволюционной официальной позиции власти, современной самим декабристам. Таким образом, советский миф декабризма только укоренялся в общественном сознании.
Однако исследователи активно пытаются преодолеть это негативное влияние и выдвигают гипотезы нового образа декабристов, который вписан в широкий контекст европейских общественных движений первой половины XIX в. Деконструкция избранных авторами сюжетов и дискурса последних лет позволила выявить современные тенденции интеллектуального процесса.
Одна из самых актуальных - это анализ смыслового содержания понятий и терминов эпохи. Центральным понятием, на которое, так или иначе, опираются все работы по декабризму, является «тайное общество». Первую попытку создать наиболее полную и всестороннюю картину разного рода (в том числе тайных) общественных объединений первой трети XIX в. предприняла В.М. Бо-кова. Под общественным объединением, которое Бокова приравнивает к «сословию» или «разряду» «на языке эпохи», она подразумевает «сравнительно устойчивую, более или менее организационно оформленную группу лиц, связанных... коммуникативными и интеллектуальными интересами и отношениями»5. Разница с тайным обществом состоит лишь в наличии элементов конспиративной деятельности, которая носила весьма условный характер, что позволяет отнести декабристские общества к тайным организациям. Ведь «никто из декабристов, включая Пестеля, не сделал конспиративную деятельность единственным делом своей жизни»6, - отмечает Бокова.
Свою трактовку понятия «тайных обществ» предложила петербургский историк Наталья Дмитриевна Потапова. «Он [термин] был введен в 80-е гг. XVIII в. в европейской политической публицистике консервативного толка для объяснения причины антипра-
« 7
вительственных выступлений в разных государствах»7, - пишет автор. Понятие «тайное общество» - это конструкт, который носит политический, а не правовой характер. Вокруг этого утверждения Потапова выстраивает концепцию, что «декабристский миф», который принято называть советским, был создан еще во время следствия через фальсификацию его материалов и распространение официальной версии событий 14 декабря и его контекста.
То, что концепция декабризма Нечкиной создавалась еще с 1826 г. и нова только оценками, полагает и О.И. Киянская. Она не
Там же. С. 7. Там же. С. 543. Потапова Н.Д. Основания к расследованию деятельности «тайного общества» в конце 1825 г.: фальсификация дела // Проблемы социального и гуманитарного знания. 1999. Вып. 1. С. 97.
5
6
7
оспаривает, что движение декабристов - составная часть общественного движения в России начала XIX в., но отказывает ему в какой-либо уникальности: идеологической или организационной. Идеи конституционализма - это своего рода мода Александровской эпохи, заданная самим императором, как и мода на тайные общества в Европе. Реальным же центром общественной жизни начала XIX в. была армия, где и велась «конкретная работа по организации русской революции»8.
Конструирование социокультурного типа декабриста и его ментальных установок, а также то, как они повлияли на процесс формирования их идей, - другая актуальная тенденция интеллектуального процесса. Например, Т.Н. Жуковская интерпретировала программы декабристов в контексте мощного влияния европейского либерализма на российскую дворянскую интеллигенцию в начале XIX в. и заключила, что «обобщающая формула "либерализм декабристов" столь же абстрактна, как и формула "дворянская революционность", и следовательно - антиисторична»9. Таким образом, декабристы предстали не представителями особого национального типа либерализма, а создателями особого национального опыта политической деятельности и политического переворота. Важен вклад В.С. Парсамова, который сконструировал процесс зарождения образа единого движения декабристов (это произошло только в Сибири), транслируемый в мемуарах и публицистике.
Несмотря на то что самая мощная волна критики советской концепции декабризма уже фактически прошла, нельзя сказать, что демифологизация этой традиции исторической памяти была успешно завершена. В период резкой смены социально-политической обстановки на рубеже XX и XXI вв. она грозила обернуться замещением новым мифом. Однако декабристоведение продолжает развиваться как перспективная и актуальная сфера, которая обогащается новыми подходами и выходит на свободный от мифов междисциплинарный уровень.
Киянская О.И. Движение декабристов: Взгляд из XXI века // Декабристи в Укра!ш: дослвдження й матерiали, 2009. Т. 6. С. 79; Булдакова Д., Киянская О. Столетие восстания декабристов в советской периодике середины 1920-х гг. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 11 (44). С. 9-16. Киянская О.И. Указ. соч. С. 48.
8
9