Научная статья на тему 'ДЕКОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЕКАБРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ'

ДЕКОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЕКАБРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКАБРИЗМ / М.В. НЕЧКИНА / ДЕКОНСТРУКЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ МИФ / ИСТОРИОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Королева Анастасия А.

Автор исследования задается целью создать историографический обзор процесса деконструирования и демифологизации советской концепции декабризма в современном интеллектуальном процессе. Тенденции 1990-х - начала 2000-х гг. привели к распространению работ, которые способствовали закреплению советской концепции с обратными, т. е. негативными, оценками декабристов и их деятельности. Однако с середины 2000-х гг. историки начинают рассматривать объект с актуальных позиций истории терминов, новой интеллектуальной истории, применять междисциплинарные методы. В результате был сконструирован процесс формирования декабристского мифа. Он начался с 1826 г. и проходил в несколько этапов как в официальном, так и в оппозиционном дискурсе. Понимание этого процесса способствует «очищению» образа декабризма от «слоев мифа» в потенциальных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECONSTRUCTION OF THE SOVIET CONCEPT OF DECEMBRISM IN MODERN RUSSIAN HISTORIOGRAPHY

The author of the study aims to create a historiographical review of deconstruction and demythologization of the Soviet concept of Decembrism in the modern intellectual process. Because of the 1990s - early 2000s trends, the works that contributed to the Soviet concept with the reverse, i.e. negative assessments of the Decembrists and their activities spread. However, since the mid-2000s historians begin to consider the object from the current positions of the history of terms, new intellectual history, and apply interdisciplinary methods. As a result, the formation of the Decembrist myth was constructed. It began in 1826 and went through several stages, both in official and opposition discourse. Through this, it is possible to clear the image of Decembrism from the “layers of myth”; in potential research.

Текст научной работы на тему «ДЕКОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЕКАБРИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ»

Проблемы исторической памяти

УДК 930.1 ББК 63.1

A.A. Королева

Деконструкция советской концепции декабризма в современной отечественной историографии

Автор исследования задается целью создать историографический обзор процесса деконструирования и демифологизации советской концепции декабризма в современном интеллектуальном процессе. Тенденции 1990-х - начала 2000-х гг. привели к распространению работ, которые способствовали закреплению советской концепции с обратными, т. е. негативными, оценками декабристов и их деятельности. Однако с середины 2000-х гг. историки начинают рассматривать объект с актуальных позиций истории терминов, новой интеллектуальной истории, применять междисциплинарные методы. В результате был сконструирован процесс формирования декабристского мифа. Он начался с 1826 г. и проходил в несколько этапов как в официальном, так и в оппозиционном дискурсе. Понимание этого процесса способствует «очищению» образа декабризма от «слоев мифа» в потенциальных исследованиях.

Ключевые слова: декабризм, М.В. Нечкина, деконструкция, исторический миф, историография

Исследования исторической памяти являются одним из самых актуальных направлений современной исторической науки, поскольку одновременно отвечают на общественный запрос как инструмент для формирования и поддержания государственной идентичности и дают научное объяснение, почему и как меняется образ прошлого. Теоретические основания и методологический инструментарий для изучения механизмов формирования и функционирования исторической памяти заимствованы из смежных дисциплин (социология, психология, философия, лингвистика), которые ранее были направлены на предмет социальной и культурной памяти. Согласно теории культурной памяти Яна Ас-мана, только наиболее значимые представления об этапах разви-

© Королева А.А., 2022

тия, целях и месте общности сохраняются от поколения к поколению и приобретают форму мифа1.

К деконструкции морально устаревших мифов приводят масштабные социальные потрясения и политические изменения, которые затрагивают не только текущее восприятие современниками событий, но и традиционные, укоренившиеся в культурной памяти общества образы2. Историк, принимая участие в процессе демифологизации - сложном самостоятельном исследовательском предприятии с неизвестным или труднодоказуемым результатом, стремится приблизиться к максимальной «достоверности» через очищение фактов от искажений памяти с помощью профессиональных методов. Однако неверно полагать, что таким образом миф окончательно исчезает. Более того, само опровержение нередко может стать мифом. Именно к ним относится советская концепция декабризма академика Милицы Васильевны Нечкиной.

История декабристского движения стала обрастать мифами, которые определили образ его и его участников с самого начала. Он основывался на полном неприятии правомочности русского общества самостоятельно воздействовать на правительственный строй и государственную политику3. Необходимость в развенчивании дореволюционной концепции пришла после 1917 г. Большим влиянием тогда пользовался академик М.Н. Покровский, который фактически отказывал «дворянскому» этапу революционного движения в единстве и отрицал революционность Северного общества в лице С.П. Трубецкого в принципе. Закономерно, что после разгрома школы М.Н. Покровского в 1934 г. начала складываться «официальная концепция» декабризма, которую связывают с именем М.В. Нечкиной.

Наиболее полно и четко она была сформулирована в двухтомной монографии академика «Движение декабристов» 1955 г. В книге обнажились все основополагающие аспекты модели «дворянской революционности». Под этим подразумевалось, во-первых, что декабризм являлся единым течением, которое объединило Северное и Южное тайные общества; во-вторых, что это было радикальное движение приверженцев демократических идей; в-третьих, что декабристам была присуща классовая ограниченность (они действовали для народа, но не с ним). Кроме того, вдохновившись В.И. Лениным, М.В. Нечкина сконструировала образ движения декабристов как первых русских революционеров и вписала их в плеяду русских революционных движений. Механизмы закрепления данной модели в историческом сознании советского общества действовали столь успешно, что до сих пор движение декабристов воспринимается в соответствии с ней. Тем не менее отмечают одновременное существование «неофициального направления» «на протяжении всей истории советского декабристоведения»4, на которое была возложена надежда на освобождение его от предустановленных выводов исследований. В полной мере процесс «демифологизации» развернулся только с перестройки и в постсоветской историографии.

1 Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.

2 Иллерицкая Н.В. Конструирование прошлого в контексте интеллектуального многообразия // Вестник РГГУ Серия: Политология. История. Международные отношения. Зарубежное регионоведение. Востоковедение. 2013. № 1 (102). С. 36-48.

3 Ильин П.В. Актуальные направления в изучении истории декабристов вчера и сегодня: некоторые оценки и наблюдения // Декабристы: актуальные направления исследований. СПб., 2010. С. 4.

4 Там же. С. 7.

Деконструкция советской концепции декабризма.

41

Результат оказался неоднозначным. С одной стороны, историческая наука обогатилась работами по свежим, значимым, но ранее не изученным проблемам и сюжетам. С другой - трудный для науки период в 90-е гг. вынуждал исследователей ориентироваться на широкий круг читателей и удовлетворять их интересы, которые принимали форму требования «сенсаций», разоблачения «мифов». Кажется, что социальный запрос совпал с проблемой научного де-кабристоведения, однако нередко рождались работы, в которых критическое переосмысление подменялось пересмотром оценок, сменой полюсов. На этом ощутимо сказалось идеологическое влияние консервативно-охранительного спектра. Оно заключалось в обращении к дореволюционной официальной позиции власти, современной самим декабристам. Таким образом, советский миф декабризма только укоренялся в общественном сознании.

Однако исследователи активно пытаются преодолеть это негативное влияние и выдвигают гипотезы нового образа декабристов, который вписан в широкий контекст европейских общественных движений первой половины XIX в. Деконструкция избранных авторами сюжетов и дискурса последних лет позволила выявить современные тенденции интеллектуального процесса.

Одна из самых актуальных - это анализ смыслового содержания понятий и терминов эпохи. Центральным понятием, на которое, так или иначе, опираются все работы по декабризму, является «тайное общество». Первую попытку создать наиболее полную и всестороннюю картину разного рода (в том числе тайных) общественных объединений первой трети XIX в. предприняла В.М. Бо-кова. Под общественным объединением, которое Бокова приравнивает к «сословию» или «разряду» «на языке эпохи», она подразумевает «сравнительно устойчивую, более или менее организационно оформленную группу лиц, связанных... коммуникативными и интеллектуальными интересами и отношениями»5. Разница с тайным обществом состоит лишь в наличии элементов конспиративной деятельности, которая носила весьма условный характер, что позволяет отнести декабристские общества к тайным организациям. Ведь «никто из декабристов, включая Пестеля, не сделал конспиративную деятельность единственным делом своей жизни»6, - отмечает Бокова.

Свою трактовку понятия «тайных обществ» предложила петербургский историк Наталья Дмитриевна Потапова. «Он [термин] был введен в 80-е гг. XVIII в. в европейской политической публицистике консервативного толка для объяснения причины антипра-

« 7

вительственных выступлений в разных государствах»7, - пишет автор. Понятие «тайное общество» - это конструкт, который носит политический, а не правовой характер. Вокруг этого утверждения Потапова выстраивает концепцию, что «декабристский миф», который принято называть советским, был создан еще во время следствия через фальсификацию его материалов и распространение официальной версии событий 14 декабря и его контекста.

То, что концепция декабризма Нечкиной создавалась еще с 1826 г. и нова только оценками, полагает и О.И. Киянская. Она не

Там же. С. 7. Там же. С. 543. Потапова Н.Д. Основания к расследованию деятельности «тайного общества» в конце 1825 г.: фальсификация дела // Проблемы социального и гуманитарного знания. 1999. Вып. 1. С. 97.

5

6

7

оспаривает, что движение декабристов - составная часть общественного движения в России начала XIX в., но отказывает ему в какой-либо уникальности: идеологической или организационной. Идеи конституционализма - это своего рода мода Александровской эпохи, заданная самим императором, как и мода на тайные общества в Европе. Реальным же центром общественной жизни начала XIX в. была армия, где и велась «конкретная работа по организации русской революции»8.

Конструирование социокультурного типа декабриста и его ментальных установок, а также то, как они повлияли на процесс формирования их идей, - другая актуальная тенденция интеллектуального процесса. Например, Т.Н. Жуковская интерпретировала программы декабристов в контексте мощного влияния европейского либерализма на российскую дворянскую интеллигенцию в начале XIX в. и заключила, что «обобщающая формула "либерализм декабристов" столь же абстрактна, как и формула "дворянская революционность", и следовательно - антиисторична»9. Таким образом, декабристы предстали не представителями особого национального типа либерализма, а создателями особого национального опыта политической деятельности и политического переворота. Важен вклад В.С. Парсамова, который сконструировал процесс зарождения образа единого движения декабристов (это произошло только в Сибири), транслируемый в мемуарах и публицистике.

Несмотря на то что самая мощная волна критики советской концепции декабризма уже фактически прошла, нельзя сказать, что демифологизация этой традиции исторической памяти была успешно завершена. В период резкой смены социально-политической обстановки на рубеже XX и XXI вв. она грозила обернуться замещением новым мифом. Однако декабристоведение продолжает развиваться как перспективная и актуальная сфера, которая обогащается новыми подходами и выходит на свободный от мифов междисциплинарный уровень.

Киянская О.И. Движение декабристов: Взгляд из XXI века // Декабристи в Укра!ш: дослвдження й матерiали, 2009. Т. 6. С. 79; Булдакова Д., Киянская О. Столетие восстания декабристов в советской периодике середины 1920-х гг. // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2018. № 11 (44). С. 9-16. Киянская О.И. Указ. соч. С. 48.

8

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.