http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-4(21)-105-106
ДЕКОНСТРУКЦИЯ МИФА О СТОЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МЫШКИНА*
Е.С. Окунева
Столица - не только место размещения центральных органов власти, центр управления суверенитетом страны, но и важнейший элемент, формирующий, воспроизводящий и трансформирующий ее государственно сть.
Столица является наиболее типичным институциональным закреплением функции политического центра в противовес «периферии». Вадим Россман отмечает, что столицы являются не только местом расположения органов государственной власти, но в их функции входит «представление нации себе и окружающему миру. Столицы представляют собой идеализированные образы нации и национальной истории, своего рода нации в миниатюре»1. Таким образом, специфичность столицы подчеркивается как на символическом, так и на функциональном уровне, что подтверждает наше предположение о существовании дополнительного механизма национального строительства, выражающегося в создании идеального образа нации и противопоставления его маргинальности периферии.
Целью данного исследования является проведение полевого исследования с когнитивным картированием исторической памяти столиц с проблемной государственностью на примере столицы выдуманного государства (город Мышкин).
1 Россман В. Столицы: их многообразие, закономерности развития и перемещения / В. Россман. - М. Изд-во Института Гайдара, 2013. -С. 35-36.
В ходе полевых исследований в городе Мышкине антропологическими методами были сделаны следующие наблюдения, отражающие существование мифа о столич-ности как элементе национального строительства:
1. Мышиному царству присущи такие атрибуты государственности, как, например, собственная Конституция, валюта или часы «Мышанты» (по аналогии с кремлевскими курантами). В центре города располагается царская резиденция - «Мышиные палаты». Мыши, приехавшие из других городов и стран, подлежат регистрации в «Мышиной канцелярии» (прообраз Федеральной миграционной службы). Среди наград, вручаемых жителям города, - орден Мыши и премия «Золотая мышь».
2. Форма правления данного воображаемого государства - наследственная монархия. Имя царя (Мышаус 229-й) говорит нам о древности государства, а семиотика -о древнеримских корнях правителя.
3. Мышкин позиционирует себя как столица Мышиного царства, входящего в Империю Медведя (премьер-министром в царстве также является медведь). Тем самым мыш-кинцы показывают, что они не являются сепаратистами, оставаясь частью России.
4. В Мышином царстве культивируется образ внешнего «другого» - кошек. В Мышкине можно встретить следующую символику: мышь в доспехах, оседлавшая кошку, со знаменем «Мыши всех стран, объединяйтесь!».
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда №15-33-01206 «Роль столицы в процессе государственного строительства: генезис, социальный конструктивизм, типология», руководитель И.Ю. Окунев.
COMPARATIVE POLITICS ■ 4 (21) / 2015 105
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
5. В царском дворце располагается мышиный зоопарк, в котором демонстрируются различные виды мышей, а также крысы. Это отображает палитру многообразия мышиной нации, которую должна представлять столица как ее собирательный образ. В царском дворце также находится так называемая «сырная ком-
ната» - образ мышиного рая или идеала, присущего столице.
Таким образом, историческая память о столичности влияет на идентичность людей не только после того, как город перестал быть столицей, но даже когда данное государство давно исчезло или является выдуманным.
Деконструкция мифа о столичности на примере города Мышкина
Елизавета Сергеевна Окунева, магистр «Заребужного регионоведения», МГИМО (У) МИД России.
Аннотация: Столица является наиболее типичным институциональным закреплением функции политического центра в противовес «периферии». Историческая память о столичности влияет на идентичность людей не только после того, как город перестал быть столицей, но даже когда данное государство давно исчезло или является выдуманным
Ключевые слова: столица, формирование «столичности», Мышкин, идентичность, деконструкция.
Deconstruction of a Myth about ‘Capitaleness’: A Case of a Town Called Myshkin
106 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015