http://dx.doi.org/10.18611/2221-3279-2015-6-4(21)-110-112
СИМВОЛ ГОРОДА В СОЗНАНИИ ЖИТЕЛЕЙ КАК ИДЕНТИФИКАТОР КОНЦЕПТА СТОЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ КАСИМОВ И МЫШКИН*
Б.А. Барабаш
В конце июня 2015 года Клуб геополитических исследований НСО при поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках изучения пространственных мифов о столичности, распространенных в сознании жителей малых городов России, провёл небольшие экспедиции в города Касимов и Мышкин. «Что такое столица в субъективном понимании?» и «Является ли каждый их этих городов столицей в каком-либо смысле?» - два главных вопроса, сформировавших основу всего исследования. В каждом из городов был проведён анализ исторических нарративов, собраны материалы во время глубинных интервью, а также проведены опросы. Проведение статистического опроса является важным социологическим инструментом любого исследователя, принявшего решение работать в полевых условиях. С помощью него становится возможным оценить субъективное отношение людей к какому-либо вопросу, взглянуть на проблемную тему другими глазами и, в конце концов, сделать важные выводы. Среди вопросов, адресованных респондентам, присутствовал один, предлагающий выбрать три экспоната, которые могли бы рассказать о Касимове или Мышкине на выставке в большом городе. На самом деле данный вопрос ставил своей целью установить, с какими символами жители ассоциируют со своими городами.
Касимов
Пространственный миф, связанный с возможной столичностью Касимова, предполагался быть связанным с татарским народом и его культурой, так как несколько веков назад этот город в действительности представлял собой столицу Касимовского ханства. С тех пор в городе сменилось немало эпох, наиболее значительными из которых, по мнению самих жителей, явились период купечества, советский период, а также начало XXI века. Тем не менее, до начала проведения опроса, предполагалось, что большинство жителей будут выделять именно период ханства и отмечать тот факт, что город некогда и впрямь являлся столицей.
Среди 327 возможных символов города, которые выбрали 109 респондентов, только 16% так или иначе связаны с татарской культурой, причём 11% из них представляли одну из главных городских достопримечательностей - старинную мечеть и минарет. Остальные 5% представляли древние гробницы татарских правителей - Текие, а также различные предметы промысла (например, костюмы). Несколько людей выделили в отдельные символы города «толерантность» и «дружбу народов» как вполне себе уникальные характеристики города. Многие ка-симовцы гордятся подобной атмосферой в своём городе, и некоторые респонденты даже
* Публикация подготовлена при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда №15-33-01206 «Роль столицы в процессе государственного строительства: генезис, социальный конструктивизм, типология», руководитель И.Ю. Окунев.
110 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
ставили это в пример другим городам России. После анализированная исторических нарративов, местной периодической печати и ответов респондентов появилось предположение о том, что в городе происходит некоторое «замалчивание истории» именно периода в составе ханства. На это косвенно указывает лишь поверхностное упоминание эпохи во время экскурсии в главном музее города. В самом сознании людей этот исторический период, если и имел место быть, зачастую смешивался с другими. Так, например, некоторые респонденты из важных исторических моментов города упоминали касимовскую невесту, якобы являющеюся дочерью ханского правителя, и Петра I, который отдал город в дар хану Касиму, несмотря на то, что на самом деле этих исторических персонажей разделяли целые века. По сути, память о былом величии ханства трансформировалась в добрососедские отношения двух культур и религий, о чём сами жители не прочь упомянуть. Справедливости ради, следует отметить, что в относительном отношении символы татарской культуры стоят на одном из первых мест наравне с православными храмами (14%) и различными символами, связанными с природой, пейзажами и рекой (11%). Подобное размежевание можно объяснить тем фактом, что сам Касимов по размеру территории (31,6 км2) и населения (31 494 чел.) принадлежит к средней категории, в нём достаточно места различным постройкам, ландшафтным элементам и сооружениям для вариативного выбора в качестве символов города, а насыщенная событиями историческая жизнь только умножает подобный выбор. Только 32% всех опрошенных касимовцев на вопрос о том, какое значение имеет город для истории татар, так или иначе упомянули столичность.
Мышкин
Предполагаемая столичность Мышкина, очевидно, связана с образом мыши, в честь которой и был назван город в Ярославской области. В опросе, проведённом в этом городе, приняло участие 103 человека, которым было предложено выбрать 309 символа города (каждый мог выбрать три «экспоната»). Количество символов города, так или иначе связанных с образом
мыши составило рекордные 34% в относительном отношении и 104 экспоната в абсолютном. В среднем каждый респондент, так или иначе, выбрал в качестве символа города «что-то мышиное». Около 19% из них составил символ мыши как таковой, а 5% объединял образ мыши и произведения народного промысла (кошельковые мыши, куклы и т.д.). Остальные символы, связанные с мышью, включали в себя Мышиные палаты, Музей мыши, а также царские мышиные регалии. Несмотря на то, что в относительном отношении «мышиные экспонаты» хотя и составляют только одну треть от всех символов, в количественном отношении они многократно превышают другие символы, связанные с архитектурными купеческими постройками, производством валенок и гончарных изделий, а также мемориалом, построенным к 60-летию победы в Великой Отечественно войне. Сам Мышкин представляет собой удивительный пример построения туризма, фактически, не имея никакой культурной и исторической базы. История современного туристического города начинается с открытия в 1991 году музея Мыши, позиционирующего себя как «единственный в мире». После популяризации символа администрацией города и построения особого туристического центра «Мышиные палаты», количество туристов в городе многократно возросло, обеспечив рабочие места населению и дополнительный доход для облагораживания города - так в 2014 году в Мышкине соорудили каменную набережную. Необходимо заметить, что, несмотря на то, что символ мыши сыграл свою роль в становлении современного города, некоторые жители высказали сомнение на счёт подобной идеи популяризации искусственного бренда, а некоторые выказали прямой скептицизм и неодобрение. Обладая территорией в 5 км2 и населением в 5866 человек, Мышкин является типичным малым городом России. Однако это также означает и гораздо меньший выбор существенных объектов в городе, которые могут стать его символами. Кроме того, согласно туристической легенде города, Мышкин в действительности является столицей Мышиного царства.
COMPARATIVE POLITICS ■ 4 (21) / 2015
111
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
Наконец, 53% всех опрошенных мыщкин-цев на вопрос о значении города Мышкина для мышей всего мира упомянули концепт столичности.
Компаративный анализ
Касимов Мышкин
Размер и 31,6 км2 5 км2
население 31 494 чел. 5866 чел.
Столичность Столица Столица
Касимовского Мышиного
ханства царства
Символы, 15,9%: 33,7%:
связанные со 11,9% Мечети + 18,8% Мышь
отоличностью Минарет 5,2% Промысел
(%) 2,1% Промысел (мышиный)
1,2% Текие 4,2% Мышиные
0,6% Дружба палаты
народов 4,2% Музей мыши 1,3% Царские регалии
Ближайшие по 15% Православные 14,9% Промысел
популярности храмы (валенки, гончарное
символы 11,6% Природа, дело и т.д.)
река, леса 2,6% Мемориал ВОВ
Столичность 32,1% упомянули 52,4% упомянули
города концепт концепт
столичности столичности
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что пространственный миф о столичности своего города у мышкинцев развит гораздо сильнее, чем у касимовцев, даже несмотря на то, что первые имеют искусственную и вымышленную столицу, а последние некогда на самом деле были столицей целого ханства. Возможное различие может объяснить тот факт, что мышкинцы заинтересованы в построении собственного мифа, так как он приносит им деньги за счёт туризма, причём данная система уже налажена и работает, чего нельзя сказать о Касимове. Там лишь небольшая прослойка татарской элиты заинтересована в сохранении статуса приемника ханства, но на административном уровне для поддержания такого статуса практически ничего не делается. Наконец, важно принять в расчёт также и расположение городов, и их размер относительно друг друга. Затруднённый транспортный доступ играет не меньшую роль в определении отношения жителей к своему городу.
Символ города в сознании жителей как идентификатор
концепта столичности на примере городов Касимов и Мышкин
Богдан Алексеевич Барабаш, студент Факультета политологии I МГИМО (У) МИД России.
Н Аннотация: В статье представлен сравнительный анализ распространения кон-
щ цепта «столичности» в двух малых городах России.
щ Ключевые слова: Касимов, Мышкин, «столичность», сравнительный анализ.
Town’s Symbol in the Mind of its Residents as a Determinant of a Concept of ‘Capitalness’: The Cases of Kasimov and Myshkin
Bogdan Alexeevish Barabash, BA student, School of Political Affairs,
I MGIMO University.
Abstract: The article concerns comparative analysis of the spread of the term ‘capitalness ’ in two small Russian towns.
Key words: Kasimov, Myshkin, ‘capitalness’, comparative analysis.
112 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ■ 4 (21) / 2015