Научная статья на тему 'Деконструктивизм в музеях современного искусства'

Деконструктивизм в музеях современного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
228
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ / DECONSTRUCTION / МУЗЕЙ / MUSEUM / АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дедовец Р.В.

В статье рассмотрен один из новых стилей в музейной архитектуре деконструктивизм. На примере работ наиболее популярных архитекторов в данном стиле: Захи Хадид и Даниэля Либескинда, рассмотрены особенности и перспективы развития деконструктивизма в музеях современного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN THE MUSEUMS OF MODERN ART

The article deals with one of the new styles in the museum's architecture deconstruction. For example, the most popular works in the style of architects: Zaha Hadid and Daniel Libeskind, the peculiarities and prospects of deconstruction in contemporary art museums.

Текст научной работы на тему «Деконструктивизм в музеях современного искусства»

УДК 727.7

ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ В МУЗЕЯХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Дедовец Р.В

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,

Академия строительства и архитектуры (структурное подразделение),

адрес: г. Симферополь, ул. Киевская, 181.

e-mail: b-boy-sandy@yandex.ua

Аннотация. В статье рассмотрен один из новых стилей в музейной архитектуре - деконструктивизм. На примере работ наиболее популярных архитекторов в данном стиле: Захи Хадид и Даниэля Либескинда, рассмотрены особенности и перспективы развития деконструктивизма в музеях современного искусства.

Ключевые слова: деконструктивизм, музей, архитектура.

Введение

Деконструктивизм как направление в архитектуре ХХ века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Деррида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит [3].

Деконструктивизм - это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы «написаны» заново, утратив свою изначальную гегемонию. А создать, значит сказать «да», а не «нет».

Анализ публикаций

Человеку в современном мире требуется все больше и больше эмоциональных впечатлений, чтобы почувствовать себя живым и встряхнуться. Музею, балансируя между немного закрытой элитарностью и необходимостью соответствовать меняющемуся миру, тоже необходимо реагировать на эту ситуацию и обретать новые функции. Это важно, в том числе для того, чтобы выдерживать конкуренцию с огромным количеством развлечений.

Цель и задачи исследования

Изучить опыт работ Захи Хадид и Даниэля Либескинда в музейной архитектуре.

Определить перспективы развития деконструктивизма в зданиях музея.

Основной раздел

Популярным направлением в музейной архитектуре сегодня стал деконструктивизм, для которого характерны визуальная усложненность, неожиданные ломаные линии и формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Архитектор порождает захватывающие, сложные, почти философские, или кажущиеся легкими, но нарушающие правила образы [1].

Яркой фигурой направления

деконструктивизма стала Заха Хадид, одна из самых титулованных и знаменитых архитекторов современности, первая (и пока единственная) женщина — лауреат Притцкеровской премии.

По словам Хадид, интерес к ее творчеству возник после того, как в 1997 году было построено здание Музея Гуггенхайма в Бильбао (рис. 1). Это здание показывает, как архитектор выворачивает наизнанку образы исторически сложившихся стилей, районов и целых городов. Фактически Музей Гуггенхайма изменил существование провинциального Бильбао и породил новый растущий город. Последним из недавно открывшихся музеев по проекту Хадид стал Национальный музей искусств XXI века (МАХХ1) в Риме (рис. 2).

Заха Хадид говорит, что ее музеи вписываются в пространство и трансформируют его. «Каждый проект — это своего рода ландшафт. Очень важно, как расположатся в этом ландшафте необходимые элементы, какой будет его топография, угол падения света. Архитектор должен думать о том, будет ли человеку просто ориентироваться в нем, легко ли он сможет найти путь назад, если захочет вернуться и еще раз посмотреть на то, что уже видел. Любой проект сначала должен казаться загадочным, словно незнакомая территория, которая ждет, чтобы ее исследовали» [2]. Заха Хадид и ее здания всегда экспрессивны, часто построены на контрастах. Где-то за гибкой легкостью может таиться конфликт. Например, в новом римском музее переходы и лестницы — пересекающиеся черные «ленты» — контрастируют со светлыми бетонными стенами. Все здания словно созданы для того, чтобы вызывать сильные эмоции.

Рис. 2. Национальный музей искусств XXI века в Риме.

Мощный эмоциональный отклик рождают музеи известного архитектора Даниэля Либескинда, который публично деконструирует понятие плоскости и стены (одна из его статей называется «Поверхность должна умереть. Доказательство»). Либескинд известен как архитектор трех Еврейских музеев. Самый яркий из них, Еврейский музей в Берлине (рис.3), — зигзагообразное, разрезающее

пространство, очень агрессивное по форме здание с пугающими узкими помещениями и окнами-щелями. В архитектуре Либескинда здание приспосабливает под себя находящиеся в нем предметы; главное для архитектора — не показать конкретный предмет или исторический документ, а заставить посетителя чувствовать.

Рис. 3. Еврейский музей в Берлине

В таком здании внешняя оболочка предопределяет интерьер и способ подачи информации, тогда как в общемировой музейной традиции архитектура должна предоставлять создателям экспозиций максимальную свободу. Зная, что знаменитым его сделали зигзагообразные линии Еврейского музея, Либескинд преобразовал свою находку в легко узнаваемую концепцию ломаных углов, разбитых и

собранных заново форм и спроектировал здание нового Корпуса имени Фредерика Гамильтона для Денверского музея искусств ( рис. 4). Несмотря на особенности освещения, которые заставляют кураторов по-новому организовывать экспозицию, директор музея считает, что здание музея сделало город особенным, усилило культурный аспект индустрии туризма.

Рис. 4. Корпус имени Фредерика Гамильтона Денверского музея искусств.

Выводы

В среде однообразной и монотонной застройки человек чувствует себя морально «уставшим» и нуждается в разнообразии. И традиционный музей в этом смысле проигрывает. При этом можно предположить, что чем более тоскливая архитектурная среда окружает человека, тем нужнее ему деформированные и перекошенные формы деконструктивизма.

Список литературы

1. Д. А. Турбин, статья «Деконструктивизм».

2. Дженкс Ч. и Айзенман П. Деконструктивизм изнутри и снаружи.

3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.

4. Сапанжа О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа: материалы науч. конф., Санкт-Петербург. 2007. 12-13 апр.

5. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. С. 107.

6.Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // На пути к музею ХХ1 века: сб. научн. тр. М., 1997. С. 12.

Dedovec R. V. IN THE MUSEUMS OF MODERN ART

Summary. The article deals with one of the new styles in the museum's architecture - deconstruction. For example, the most popular works in the style of architects: Zaha Hadid and Daniel Libeskind, the peculiarities and prospects of deconstruction in contemporary art museums.

Keywords: deconstruction, museum, architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.