УДК 727.7
ДЕКОНСТРУКТИВИЗМ В МУЗЕЯХ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Дедовец Р.В
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»,
Академия строительства и архитектуры (структурное подразделение),
адрес: г. Симферополь, ул. Киевская, 181.
e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрен один из новых стилей в музейной архитектуре - деконструктивизм. На примере работ наиболее популярных архитекторов в данном стиле: Захи Хадид и Даниэля Либескинда, рассмотрены особенности и перспективы развития деконструктивизма в музеях современного искусства.
Ключевые слова: деконструктивизм, музей, архитектура.
Введение
Деконструктивизм как направление в архитектуре ХХ века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Деррида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства. Это не разрушение построенных зданий, а сознательное создание конфликта между тем, как человек привык воспринимать язык и смысл, и тем, что он видит [3].
Деконструктивизм - это вопрос архитекторов самим себе, можно ли освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, пользы, функциональности, так ли уж незыблемы понятия порядка и беспорядка и можно ли построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей, или всё же архитектору, разрушив старые принципы, необходимо создать что-то свое. Отрекаясь от старых принципов, необходимо создать новые формы, новое пространство, новые типы зданий, в которых эти мотивы «написаны» заново, утратив свою изначальную гегемонию. А создать, значит сказать «да», а не «нет».
Анализ публикаций
Человеку в современном мире требуется все больше и больше эмоциональных впечатлений, чтобы почувствовать себя живым и встряхнуться. Музею, балансируя между немного закрытой элитарностью и необходимостью соответствовать меняющемуся миру, тоже необходимо реагировать на эту ситуацию и обретать новые функции. Это важно, в том числе для того, чтобы выдерживать конкуренцию с огромным количеством развлечений.
Цель и задачи исследования
Изучить опыт работ Захи Хадид и Даниэля Либескинда в музейной архитектуре.
Определить перспективы развития деконструктивизма в зданиях музея.
Основной раздел
Популярным направлением в музейной архитектуре сегодня стал деконструктивизм, для которого характерны визуальная усложненность, неожиданные ломаные линии и формы, подчеркнуто агрессивное вторжение в городскую среду. Архитектор порождает захватывающие, сложные, почти философские, или кажущиеся легкими, но нарушающие правила образы [1].
Яркой фигурой направления
деконструктивизма стала Заха Хадид, одна из самых титулованных и знаменитых архитекторов современности, первая (и пока единственная) женщина — лауреат Притцкеровской премии.
По словам Хадид, интерес к ее творчеству возник после того, как в 1997 году было построено здание Музея Гуггенхайма в Бильбао (рис. 1). Это здание показывает, как архитектор выворачивает наизнанку образы исторически сложившихся стилей, районов и целых городов. Фактически Музей Гуггенхайма изменил существование провинциального Бильбао и породил новый растущий город. Последним из недавно открывшихся музеев по проекту Хадид стал Национальный музей искусств XXI века (МАХХ1) в Риме (рис. 2).
Заха Хадид говорит, что ее музеи вписываются в пространство и трансформируют его. «Каждый проект — это своего рода ландшафт. Очень важно, как расположатся в этом ландшафте необходимые элементы, какой будет его топография, угол падения света. Архитектор должен думать о том, будет ли человеку просто ориентироваться в нем, легко ли он сможет найти путь назад, если захочет вернуться и еще раз посмотреть на то, что уже видел. Любой проект сначала должен казаться загадочным, словно незнакомая территория, которая ждет, чтобы ее исследовали» [2]. Заха Хадид и ее здания всегда экспрессивны, часто построены на контрастах. Где-то за гибкой легкостью может таиться конфликт. Например, в новом римском музее переходы и лестницы — пересекающиеся черные «ленты» — контрастируют со светлыми бетонными стенами. Все здания словно созданы для того, чтобы вызывать сильные эмоции.
Рис. 2. Национальный музей искусств XXI века в Риме.
Мощный эмоциональный отклик рождают музеи известного архитектора Даниэля Либескинда, который публично деконструирует понятие плоскости и стены (одна из его статей называется «Поверхность должна умереть. Доказательство»). Либескинд известен как архитектор трех Еврейских музеев. Самый яркий из них, Еврейский музей в Берлине (рис.3), — зигзагообразное, разрезающее
пространство, очень агрессивное по форме здание с пугающими узкими помещениями и окнами-щелями. В архитектуре Либескинда здание приспосабливает под себя находящиеся в нем предметы; главное для архитектора — не показать конкретный предмет или исторический документ, а заставить посетителя чувствовать.
Рис. 3. Еврейский музей в Берлине
В таком здании внешняя оболочка предопределяет интерьер и способ подачи информации, тогда как в общемировой музейной традиции архитектура должна предоставлять создателям экспозиций максимальную свободу. Зная, что знаменитым его сделали зигзагообразные линии Еврейского музея, Либескинд преобразовал свою находку в легко узнаваемую концепцию ломаных углов, разбитых и
собранных заново форм и спроектировал здание нового Корпуса имени Фредерика Гамильтона для Денверского музея искусств ( рис. 4). Несмотря на особенности освещения, которые заставляют кураторов по-новому организовывать экспозицию, директор музея считает, что здание музея сделало город особенным, усилило культурный аспект индустрии туризма.
Рис. 4. Корпус имени Фредерика Гамильтона Денверского музея искусств.
Выводы
В среде однообразной и монотонной застройки человек чувствует себя морально «уставшим» и нуждается в разнообразии. И традиционный музей в этом смысле проигрывает. При этом можно предположить, что чем более тоскливая архитектурная среда окружает человека, тем нужнее ему деформированные и перекошенные формы деконструктивизма.
Список литературы
1. Д. А. Турбин, статья «Деконструктивизм».
2. Дженкс Ч. и Айзенман П. Деконструктивизм изнутри и снаружи.
3. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.
4. Сапанжа О. С. Современный художественный музей: на службе человечеству или человеку? // В поисках музейного образа: материалы науч. конф., Санкт-Петербург. 2007. 12-13 апр.
5. Калугина Т. П. Художественный музей как феномен культуры. СПб., 2001. С. 107.
6.Майстровская М. Т. Музейная экспозиция: тенденции развития // На пути к музею ХХ1 века: сб. научн. тр. М., 1997. С. 12.
Dedovec R. V. IN THE MUSEUMS OF MODERN ART
Summary. The article deals with one of the new styles in the museum's architecture - deconstruction. For example, the most popular works in the style of architects: Zaha Hadid and Daniel Libeskind, the peculiarities and prospects of deconstruction in contemporary art museums.
Keywords: deconstruction, museum, architecture.