Научная статья на тему 'Декомпозиция целей как основа стратегии развития города'

Декомпозиция целей как основа стратегии развития города Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
900
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЦЕЛЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ГОРОДА / МЕТОДОЛОГИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ / МИССИЯ ГОРОДА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Асташева Е. Д.

В статье рассматривается потенциал метода декомпозиции целей для разработки стратегии развития города. При этом акцентируется внимание на эффективности использования метода декомпозиции целей в формировании концептуальных представлений о городе. Последние позволяют выделить ключевые подсистемы города, на развитие которых направлены целевые векторы. Целевые векторы, в свою очередь, предопределяют структуру целей развития города. Делается вывод о том, что метод декомпозиции целей преобразует концептуальные представления о городе в структурированные данные о целях его развития.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article, the potential of the method of decomposition of purposes for the formulation of the strategy of develop-ment of the city is considered. In this, attention on use efficiency of the method of decomposition of purposes in building of conceptual representations of the city is accented. These representations allow allocating the key subsystems of the city, to development of which target vectors are directed. Target vectors, in turn, predetermine the structure of purposes of develop-ment of the city. It is drawn conclusion that method of decomposition of purposes transforms conceptual representations of the city to structured data of purposes of his development.

Текст научной работы на тему «Декомпозиция целей как основа стратегии развития города»

УДК 352/354

Е. Д. Асташева

Администрация города Томска Томский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Томск, Россия)

ДЕКОМПОЗИЦИЯ ЦЕЛЕЙ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ГОРОДА

Принята к публикации 15.06.2018

В статье рассматривается потенциал метода декомпозиции целей для разработки стратегии развития города. При этом акцентируется внимание на эффективности использования метода декомпозиции целей в формировании концептуальных представлений о городе. Последние позволяют выделить ключевые подсистемы города, на развитие которых направлены целевые векторы. Целевые векторы, в свою очередь, предопределяют структуру целей развития города. Делается вывод о том, что метод декомпозиции целей преобразует концептуальные представления о городе в структурированные данные о целях его развития.

Ключевые слова: декомпозиция целей, муниципальное управление, стратегия развития города, методология стратегического планирования, миссия города.

DOI: 10.32324/2412-8945-2018-2-66-72

Вопросы эффективного управления местными сообществами в современной России имеют особую значимость. Муниципальное управление в Российской Федерации представлено двумя взаимоисключающими началами.

С одной стороны, управление территориями муниципальных образований характеризуется принципом децентрализации. Этот принцип имманентно присущ местному самоуправлению и получил формальное закрепление. Так, Конституцией Российской Федерации признается и гарантируется самостоятельность местного самоуправления, обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти. Это созвучно и общей мировой практике современного муниципального управления, исходящей из устоявшегося понимания местного самоуправления как децентрализованной, неиерархичной, самоорганизующейся системы [9, р. 16—18]. Все это предполагает возможность в полной мере использовать разнообразные методы в сфере муниципального управления.

С другой стороны, особенности российской модели федерализма обусловливают последовательную интеграцию местных сообществ в единую вертикаль власти. В таких условиях обостряются противоречия между механизмами централизации и децентрализации, «горизонтального» и «вертикального» нормирования, интересами территорий в составе государства и государства в целом. Одним из инструментов сглаживания констатируемых противоречий, разумного сочетания механизмов централиза-

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 2 (12). © Е. Д. Асташева, 2018

ции и децентрализации в управлении городом является стратегия развития.

Разработка в конце 1997 г. первой в России стратегии развития городской территории (Санкт-Петербург) стала опорной точкой для стремительного развития стратегического планирования. Сфера государственного и муниципального управления приобрела качественно новый инструмент. Первоначально в течение так называемого этапа «творческого индивидуального стра-тегирования» планирование развития территорий в Российской Федерации осуществлялось вне формальных рамок отечественного законодательства [8, с. 36]. Впоследствии идея стратегического планирования была формализована рамками бюджетного, градостроительного законодательств и специальными нормами о стратегическом планировании в Российской Федерации.

Вместе с тем законодательство Российской Федерации, а также многочисленные теоретические исследования стратегического планирования не формируют окончательного представления о методологии разработки стратегий развития российских городов. Остаются не до конца решенными следующие проблемы:

— совмещение научной методологии со слабо структурируемыми объектами муниципального управления;

— нацеленность стратегических планов городов на развитие их территорий без учета сложной взаимозависимости территории и населения;

— игнорирование этапа формирования концептуальных представлений о городе;

— ограниченность методов, применяемых в процессе разработки стратегий развития городов, сведение их к SWOT-анализу и построению «дерева целей» (проблем).

Рассмотрим один из методов разработки стратегии развития города — метод декомпозиции целей, его роль в совершенствовании процесса стратегического планирования развития российских городов.

Роль целеполагания в стратегическом планировании переоценить сложно. Вместе с тем

целеполагание не может начинаться и заканчиваться само по себе. Оно невозможно без предварительной оценки ситуации. Особую значимость для декомпозиции целей имеют концептуальные представления о городе, которые структурируются и формализуются в стратегии развития города (рис. 1).

Концептуальное представление о городе, его проблемах и путях развития является абстрактным. Оно оперирует понятиями, суждениями и умозаключениями. Базируется на чувственном восприятии объектов действительности. При этом концептуальное представление о городе — это не набор неупорядоченных образов. «Город как реальность — это континуум разнородных по своей природе явлений и процессов, но это всегда некоторый порядок» [6, с. 114]. Кроме того, концептуальное представление о городе позволяет вытеснить понятие муниципального образования представлениями о местном сообществе. Разделяя мнение Е. Н. Пясецкой о том, что местное сообщество рассматривается как социокультурная среда процессов управления в муниципальных образованиях [7, с. 61—62], отметим ключевую особенность города как объекта управления: «.. .город — это не просто набор видов "от дома до работы", а живой организм.» [2, с. 5].

Существуют различные концептуальные трактовки города.

Парадигмы и модели

Так, В. В. Кафидов выделяет четыре ключевые позиции города:

— концентрацию достаточно большого количества людей на определенной территории;

— часть территории государства, на которой посредством реализации властных полномочий организуется жизнедеятельность людей;

— место социализации населения города и людей, преимущественно находящихся на его территории;

— систему экономических отношений по производству и реализации товаров, работ, услуг, ориентированную на удовлетворение потребностей жителей города [3].

Интересным с методологической точки зрения является подход С. В. Пирогова [6, с. 116—126], который выделяет четыре парадигмы понимания города и в рамках парадигм двенадцать моделей, определяя для каждой векторы целевой направленности (табл. 1).

Таблица 1

города по С. В. Пирогову

Парадигма Модель города Целевой вектор управления

Натурализм Искусственно созданная среда обитания, система технических артефактов Градоохранительная деятельность, сохранение традиций, их осмысленное включение в практику управления

Структурализм Социотехническая система Организация технологических связей между функциональными элементами — институциональными подсистемами: технической, демографической, транспортной и т. п.

Функционально-структурированное пространство — система зон жизнедеятельности Регулирование материальных (в том числе и финансовых) потоков и ресурсов, повышение эффективности производства

Семиотическая система — текст Решение проблем коммуникативного пространства города

Конструктивизм Мифологический конструкт Изменение способов видения реальности

Идеологический проект социальных отношений Отделение идеологии от управления или, наоборот, при необходимости учет идеологии

Сциентистский проект и социоинженерная конструкция Развитие техники и материальный комфорт

Ценностно-рациональный проект Рациональное управление с учетом ценностных установок

Социокультурный проект Конструирование благоприятной среды обитания для саморазвития как символических сообществ, так и отдельной личности

Виртуальный (имиджевый) проект Конструирование на основе виртуального проекта действительности

Окончание табл. 1

Парадигма Модель города Целевой вектор управления

Феноменология Композиция жизненных миров горожан, или динамическая система топосов Определение типа города через доминирующий тип отношений, оптимальное обустройство жизненного пространства жителей

Синергетическая (аутопойетическая) система Управление саморазвитием города

Наиболее приближенным к практике стратегического планирования, на наш взгляд, является мнение группы авторов о системной концепции городской среды [4]. Ими выделяются четыре важнейшие городские подсистемы:

— подсистема жизнеобеспечения;

— подсистема экономической деятельности;

— подсистема административного управления;

— социально-политическая подсистема.

Системная

Эти подсистемы являются необходимыми и достаточными для начала работ по проектированию стратегии развития города. Подсистемы были выделены на основании фиксации многообразия взглядов на город, их эмпирического обобщения и концептуализации понятийных представлений о городе. При этом подсистемы города не обособлены. Они взаимосвязаны между собой, в том числе посредством решения общих проблем города (табл. 2).

Таблица 2

городской среды

Подсистема города Основные элементы подсистемы Схема взаимодействия элементов подсистемы Решаемые проблемы

Жизнеобеспечение Переработка и потребление ресурсов Взаимосвязь переработки ресурсов и их потребления Ограниченность ресурсов, справедливость их распределения, эффективность их ресурсов

Экономическая деятельность Потребление и предпринимательская деятельность Рыночные отношения, взаимодействие между продавцом и покупателем

Административное управление Субъект и объект административного управления Реализация норм, обязательных для выполнения

Социально-политическая подсистема Власть и население Согласование норм, обязательных для выполнения Устранение недостатков прямого решения проблем жизнеобеспечения

Если методология системного анализа позволяет сформировать представления об основных подсистемах города и их взаимодействии, то декомпозиция целей эффективна для последующего структурирования и формирования

стратегии управления. Декомпозиция целей рассматривается нами на основе системной модели анализа, предложенной Ф. И. Перегудовым, Ф. П. Тарасенко [5]. Модель адаптирована для целей настоящей статьи (рис. 2).

Рис. 2. Модель декомпозиции по Ф. И. Перегудову, Ф. П. Тарасенко

Декомпозиция осуществляется на основе содержательной модели, которая сопоставляется с объектом анализа. Объектом анализа в нашем случае выступают цели развития города. При этом назначение декомпозиции — разложить сложный объект анализа на конечный набор простых подобъектов. Следовательно, главной целью декомпозиции при разработке

стратегии развития города можно определить сведение неструктурированной совокупности разрозненных целей управления городом, сформированных с учетом различных концептуальных позиций, к конечному структурированному набору целей стратегического развития города.

В результате декомпозиции целей развития города формируется модель, принципиально

отличающаяся от «дерева целей». Она включает в себя:

— миссию города, раскрывающую главную идею, смысл и предназначение существования города, выступающую основой для объединения населения города, органов управления городом и различных институциональных образований;

— важнейшие подсистемы города, сформированные на основе концептуальных представлений о нем, закономерности их взаимодействия;

— целевые векторы (направления) развития города, связанные с важнейшими подсистемами города;

— непосредственно систему целей развития города, в том числе цели вышестоящих и нижестоящих по отношению к городу систем;

— состав подсистемы реализации целей: кадровое обеспечение, средства реализации целей, отношения по реализации целей и т. п.;

— структуру управленческого цикла по реализации целей, в частности планирования, организации, контроля.

Отдельные элементы рассматриваемой модели широко применяются в практике разработки стратегических планов российских городов.

В качестве примера были проанализированы стратегические планы Томска, Новосибирска и Нижнего Тагила.

Объекты анализа выбраны не случайно. Основные целевые векторы развития Новосибирска были сформированы в 2005 г., когда доминировал индивидуальный, творческий подход к разработке документов стратегического планирования. В связи с этим выбор стратегических целей развития города обусловлен принципом устойчивого развития территории с учетом ценностных установок жителей. Прослеживается взаимосвязь между концептуальными представлениями о городе и целями его развития. Подход к стратегическому планированию будущего Томска актуализирован в 2016 г. во многом под влиянием изменений правовой основы стратегического планирования. Социально-экономическое развитие Нижнего Тагила базируется на долгосрочных ориентирах, обоснованных в переходный период при одновременном влиянии творческого и формализованного подходов к разработке стратегических документов развития территорий (табл. 3).

Таблица 3

Результаты анализа стратегических планов городов Томска, Новосибирска и Нижнего Тагила на предмет применения метода декомпозиции

Критерий анализа Стратегический план устойчивого развития Новосибирска Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 года Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года

Способ формализации Утвержден решением городского Совета от 28 марта 2005 г. № 575 Утверждена решением Нижнетагильской городской Думы от 22 ноября 2011 г. № 53-П Утверждена решением Думы города Томска от 27 июня 2006 г. № 224

Характеристика периода разработки и принятия Период творческого, индивидуального подхода к разработке документов стратегического развития Переходный период, характеризующийся унификацией и формализацией процесса разработки стратегических планов Период «шаблонного» стратеги-рования в рамках законодательства о стратегическом планировании

Методы Декомпозиция целей, SWOT-анализ, построение «дерева целей», оценка относительной значимости стратегических целей методом парных сравнений в процессе анализа иерархий (метод Саати) PEST-анализ, SWOT-анализ, «квадрат неопределенностей» при определении сценариев развития города, матрица влияния управленческой деятельности SWOT-анализ, интегральная оценка социально-экономической ситуации, построение «дерева целей»

Результат применения метода декомпозиции Обоснована система ценностей городского сообщества Сформированы образ будущего города и генеральная цель его развития Выделены направления декомпозиции генеральной цели на основе системных установок жителей города Обоснованы стратегические цели, по количеству совпадающие с направлениями развития Проработаны пути достижения каждой цели Выделены четыре важнейшие подсистемы города, их основные элементы и принципы их взаимодействия Сформулирована миссия города Ключевые проблемы города стали базой для определения направлений развития Направления развития обусловливают выбор «точек роста» Сформулированы четыре стратегических цели, связанные с важнейшими подсистемами города Для каждой стратегической цели определены задачи Выделены три ключевые подсистемы города Сформулирована миссия города Миссия предопределяет формулировку стратегической цели развития города Анализ ключевых проблем и конкурентных возможностей стал основой выделения основных направлений (целевых векторов) развития Целевые векторы и задачи развития города логично связаны друг с другом с учетом трех ключевых подсистем города

Существенную роль метод декомпозиции играет при формировании миссии, которая задает образ будущего города. Миссия выступает ориентиром долгосрочного развития города,

показывает смысл существования города и его уникальность. Миссия города является объединяющим началом для представителей власти, бизнеса и гражданского общества.

В Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года, утвержденной решением Думы города Томска от 27 июня 2006 г. № 224 (далее — Стратегия развития Томска), сформулирована четырехзвенная миссия Томска:

1. Инновационный город — акцент на интеллектуальном потенциале.

2. Большой город — акцент на агломерационных процессах.

3. Сибирские Афины — акцент на культурной составляющей.

4. Лучшее место для жизни и работы — акцент на интересах населения.

Миссией Нижнего Тагила определено устойчивое повышение качества жизни населения города, основанное на экономическом росте, диверсификации структуры экономических отношений, развитии социальной сферы и улучшении среды обитания.

Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска, утвержденный решением городского Совета от 28 марта 2005 г. № 575 (далее — План развития Новосибирска), не содержит прямого указания на миссию города. При этом целевым ориентиром Новосибирска стал переход к устойчивому развитию.

Вышеизложенное позволяет разделить следующее мнение. В условиях разработки стратегий развития городов по единому шаблону «миссии городов... являются перечнем пожеланий или возможных услуг, которые программируются для города. абсолютно без опоры на исторические реалии, без учета логики развития города, вырастающей из прошлого» [1, с. 794]. Так, рассмотренная миссия Томска охватывает разрозненные направления. В ней смешиваются цели развития города, направления его развития, а также идеальные представления городской власти о городе в будущем. Наряду с этим среди элементов миссии Томска можно отметить ряд характеристик, отражающих его уникальность:

— место концентрации интеллектуального потенциала;

— источник хорошо подготовленных кадров;

— обладатель и хранитель деревянного зодчества рубежа XIX—XX вв.;

— центр томской агломерации.

Миссия Нижнего Тагила больше походит на стратегическую цель его развития. Она не содержит уникальных характеристик города, не позволяет позиционировать его среди других российских городов.

Вслед за миссией в целях стратегического планирования выделяются важнейшие подсистемы города. Они формируются на основании концептуальных представлений о городе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ Стратегии развития Томска позволяет выделить три подсистемы города:

— городскую среду;

— инновационную экономику;

— возможности самореализации горожан.

При этом в стратегии развития Томска не

содержатся вводные данные о том, каким образом были определены эти три подсистемы и как отобраны из множества других. Это при том, что этап формирования концептуального образа города мы считаем важнейшим в процессе разработки стратегии развития города.

В Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 года, утвержденной решением Нижнетагильской городской Думы от 22 ноября 2011 г. № 53-П (далее — Стратегия развития Нижнего Тагила), акцентировано внимание на четырех подсистемах города: диверсификационной структуре экономики, социальной инфраструктуре, экологической подсистеме и подсистеме обеспечения достойных условий жизни и благополучия жителей города. Поскольку одним из авторов Стратегии развития Нижнего Тагила является М. М. Щербинин, интересным будет сравнить ее положения с методологической концепцией городской среды, в разработке которой М. М. Щербинин также принимал участие [4]. Подсистемы города, выделенные в Стратегии развития Нижнего Тагила, только частично совпадают с важнейшими подсистемами города, продуманными концептуально (рис. 4).

г Достойные условия жизни и благополучие жителей города 1 Экологическая подсистема

Диверсифика-ционная экономика [^Социальная инфраструкту-

П од система жизнеобеспечения Подсистема административного управления

Экономическая ^ подсистема Социально-политическая подсистема ^

Рис. 4. Сравнение системных элементов города Нижний Тагил, обоснованных в концепции городской среды и содержащихся

в Стратегии развития Нижнего Тагила

Очевидным преимуществом в исследуемом родских жителей, обосновывающих выбор пяти

аспекте обладает План развития Новосибирска. важнейших подсистем города: В нем содержится развернутый анализ системы — экономической; ценностей городского сообщества, стиля и об- — научной;

раза жизни в городе, системных установок го- — обеспечения безопасной жизни в городе;

— обеспечения благосостояния населения города;

— городской среды и архитектурного облика.

Подсистемы города, базирующиеся на концептуальных представлениях о нем, становятся основой для определения целевых векторов (основных направлений) развития города.

В Стратегии развития Томска содержатся следующие целевые векторы:

I. Комфортная городская среда:

1. Сбалансированное пространственное развитие и узнаваемый архитектурный облик.

2. Качественная инфраструктура жизнеобеспечения.

3. Доступное комфортное жилье.

4. Экологичная и безопасная среда.

II. Возможности для самореализации граждан:

1. Гармоничное развитие личности.

2. Укрепление здоровья и долголетие.

3. Гражданственность и городской патриотизм.

III. Рост благосостояния населения на основе инновационной экономики:

1. Повышение уровня жизни населения.

2. Эффективное управление муниципальными ресурсами.

3. Развитие города как центра инновационной экономики.

4. Создание условий для деловой и социальной инициативы.

В развитии Нижнего Тагила доминируют четыре целевых вектора:

1. Новый стиль и образ мышления.

2. Экологическая безопасность.

3. Диверсифицированная структура промышленности.

4. Развитая инфраструктура.

В Плане развития Новосибирска пяти важнейшим подсистемам соответствуют следующие целевые векторы:

— рост экономического потенциала и расширение производства товаров и услуг;

— развитие науки и культуры;

— обеспечение безопасной жизни в городе;

— обеспечение благосостояния населения города;

— улучшение качества городской среды и архитектурного облика.

Выделение важнейших подсистем города, целевых векторов его развития влияет на формирование системы целей развития города. Как правило, она состоит из генеральной цели, нескольких стратегических целей, ориентированных на реализацию основных направлений (целевых векторов) развития города, и задач.

Так, в Плане развития Новосибирска на базе образа будущего города, концептуальных представлений о системе ценностей жителей города сформулирована генеральная цель городского развития — стабильное улучшение качества жизни (повышение уровня жизненного потенциала) всех слоев населения Новосибир-

ска в процессе устойчивого развития города. Уровнями декомпозиции целей развития Новосибирска выступают направления развития важнейших подсистем города. Баланс интересов при решении городских проблем достигнут за счет интеграции экономических, социальных, экологических целей и задач городского сообщества.

На этой стадии метод декомпозиции целей становится интегрирующим началом для других методологических инструментов. Одним из самых распространенных в практике разработки стратегий развития российских городов выступает SWOT-анализ. Он позволяет оценить положительные («имиджевые») характеристики города, возможности его развития, угрозы (риски) и отрицательные стороны города. Предварительная оценка факторов внешней и внутренней среды позволяет сформулировать приоритетные цели развития города. К примеру, SWOT-анализ использован при разработке трех исследуемых нами стратегических планов.

Еще одним распространенным инструментом целеполагания выступает построение «дерева целей». В рамках настоящей статьи нет нужды пояснять принципы построения «дерева целей». Вместе с тем стоит обратить внимание на следующее. Применительно к комплексному развитию городской территории «дерево целей» должно включать полную совокупность целей развития города с учетом мнения всех слоев населения, представителей власти и бизнеса. В дальнейшем из множества различных по своей природе целей необходимо выбрать те, которые станут необходимыми и достаточными для проектирования стратегии развития города. При этом методология стратегического планирования городского развития не располагает алгоритмом определения границ, задающих необходимое и достаточное количество целей для включения в стратегический план развития города.

Частичному решению обозначенной проблемы может служить применение метода декомпозиции целей, позволяющего сочетать противоречивые принципы полноты и простоты анализа за счет сведения сложного объекта к конечной совокупности простых подобъектов. Учитывая, что на выбор окончательной совокупности целей развития города влияет субъективное мнение разработчиков стратегии, метод декомпозиции целей предусматривает возможность последующей корректировки модели анализа. Таким образом, выбранные цели развития города не являются окончательными. Предусматривается их корректировка в случае необходимости. Например, стратегические цели развития Томска были скорректированы в 2016 г. с учетом изменения следующих факторов внешней среды:

— принятия на федеральном и областном уровне важнейших стратегических документов, задающих ориентиры стратегического планирования;

— повышения конкурентоспособности сибирских городов за счет агломерационных процессов;

— существенных изменений в системе муниципального управления.

Гибкость системы целей развития Томска, обусловленная использованием системного подхода, в частности отдельных элементов модели декомпозиции целей, позволила актуализировать отдельные ее элементы, не нарушая целостности.

Итак, метод декомпозиции в практике разработки стратегий развития российских городов служит:

— выделению важнейших подсистем города, на которые будет направлено основное регулирующее воздействие;

— формированию миссии города;

— структурированию системы целей развития города, как правило, включающей генеральную цель, несколько стратегических целей или направлений развития (целевых векторов), подсистему целей и задач, подчиненных стратегическим ориентирам.

Кроме того, в результате исследования выявлен неиспользуемый в интересах стратегического планирования потенциал метода декомпозиции целей. Так, метод декомпозиции целей может использоваться:

— для укрепления связи между концептуальными представлениями о городе и системой целей его развития;

— детализации подсистемы реализации целей, включающей свойства целей, уровни реализации целей, средства реализации целей (ресурсы, кадры и т. п.), структуру управленческого цикла по реализации целей.

Таким образом, декомпозиция целей как метод преобразует концептуальные представления о городе в структурированные данные о целях развития города и взаимосвязанных с ними подсистемах. Последние становятся основой для разработки стратегии развития города. В случае, если будет задействован неиспользуемый потенциал метода декомпозиции целей, стратегия развития города может приобрести характер ценностно-ориентированного документа, учитывающего системные установки

жителей города, содержащего детально проработанный механизм реализации целей стратегического развития города.

Список литературы

1. Бурлина Е. Я., Кузовенкова Ю. А. Городские стратегии: трансдисциплинарные формы и жанры // Изв. Самар. науч. центра Рос. акад. наук. Т. 16. 2014. № 2 (4). С. 792—795.

2. Иванов М. В., Андерсон П. Нарушение законодательства при сохранении архитектурного наследия Санкт-Петербурга // Вестн. Юж-но-Урал. гос. ун-та. Сер.: Строительство и архитектура. 2017. Т. 17. № 2. С. 5—12.

3. Кафидов В. В. Понятие системы управления городом [Электронный ресурс] // Управление экономическими системами : электрон. науч. журн. 2013. № 7 (55). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ponyatie-sistemy-upravleniya-gorodom-1, свободный из науч. электрон. б-ки КиберЛе-нинка (дата обращения: 05.05.2018).

4. Концепция городской среды как инструмент стратегического планирования [Электронный ресурс] / И. Г. Майзлер и др. URL: http://www.acmegroup.ru/node/263, свободный к публикациям центра АКМЭ (дата обращения: 30.04.2018).

5. Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Основы системного анализа : учеб. 2-е изд., доп. Томск : Изд-во науч.-техн. лит., 1997. 396 с.

6. Пирогов С. В. Концептуальные модели управления развитием города // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2012. № 1 (17). С. 114—128.

7. Пясецкая Е. Н. Местное сообщество и муниципальное управление: трансформация взаимодействия // Концепт. 2015. № 09 (сентябрь). С. 61—65.

8. Стратегии малых городов: территория творчества / Б. С. Жихаревич и др. ; под ред. Б. С. Жихаревича. СПб. : Междунар. центр соц.-эконом. исслед. «Леонтьевский центр», 2017. 68 с.

9. M. Djordjevic. The Effect of Strategie Flanning on Urban Governing Arrangements: The Foli-tics of Developmental Flanning in Budapest and Warsaw: A Doctoral Dissertation. Budapest, 2006. 235 p.

E. D. Astasheva

GOALS DECOMPOSITION AS THE BASIS OF THE CITY DEVELOPMENT STRATEGY

In the article, the potential of the method of decomposition of purposes for the formulation of the strategy of development of the city is considered. In this, attention on use efficiency of the method of decomposition of purposes in building of conceptual representations of the city is accented. These representations allow allocating the key subsystems of the city, to development of which target vectors are directed. Target vectors, in turn, predetermine the structure of purposes of development of the city. It is drawn conclusion that method of decomposition of purposes transforms conceptual representations of the city to structured data of purposes of his development.

Keywords: goals decomposition, municipal management, city development strategy, strategic planning methodology, city mission.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.