Научная статья на тему 'ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ЭКОПОЭЗИСА:ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД'

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ЭКОПОЭЗИСА:ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛОНИЗАЦИЯ / ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ / ЭКОПОЭЗИС / КОРЕННЫЕ НАРОДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Левин Стивен К.

В этом эссе автор делится личными взглядами на колонизацию и деколонизацию и их связь с экопоэтическим мировоззрением, основываясь на опыте жизни в Северной Америке. Деколонизация подразумевает привнесение до- или постколониальной точки зрения на экопоэзис, поскольку без такого взгляда экопоэзис может быть абстрактной и антиисторической концепцией. Автор эссе полагает, что необходимо выйти за рамки общепринятого взгляда на цивилизацию в привычном смысле этого слова и рассмотреть достоинства другого отношения к окружающей среде, в котором люди понимаются как принадлежащие Земле, экосфере и являются одним из видов живых существ наряду со многими другими. Сформулированы некоторые предложения по изменению представлений людей о самих себе и окружающей среде на основе экопоэтической деколонизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ЭКОПОЭЗИСА:ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД»

УДК: 008; 502/504

DOI 10.24412/2713-1831-2023-1-33-38

ДЕКОЛОНИЗАЦИЯ ЭКОПОЭЗИСА: ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

ЛЕВИН Стивен К.

доктор философии, DSSc, REAT, заслуженный профессор Йоркского университета (Торонто, Канада), декан докторантуры в области экспрессивных искусств в Европейской высшей школе (Швейцария)

Аннотация. В этом эссе автор делится личными взглядами на колонизацию и деколонизацию и их связь с эко-поэтическим мировоззрением, основываясь на опыте жизни в Северной Америке. Деколонизация подразумевает привнесение до- или постколониальной точки зрения на экопоэзис, поскольку без такого взгляда экопоэзис может быть абстрактной и антиисторической концепцией. Автор эссе полагает, что необходимо выйти за рамки общепринятого взгляда на цивилизацию в привычном смысле этого слова и рассмотреть достоинства другого отношения к окружающей среде, в котором люди понимаются как принадлежащие Земле, экосфере и являются одним из видов живых существ наряду со многими другими. Сформулированы некоторые предложения по изменению представлений людей о самих себе и окружающей среде на основе экопо-этической деколонизации.

Ключевые слова: колонизация, деколонизация, экопоэзис, коренные народы.

Введение: краткая история колонизации Америки

Америка — «земля свободных и дом смелых» (слова, которыми заканчивается «Звездно-полосатый флаг», национальный гимн США). По крайней мере, так меня учили в детстве. Америка была названа в честь флорентийского мореплавателя Америго Ве-спуччи, который открыл Новый Свет во время своих экспедиций в начале XVI века. Поскольку на протяжении тысячелетий ее населяли коренные народы, Америка была новой землей только для европейских держав, которые, открыв для себя этот континент, начали долгий период его эксплуатации и колонизации.

Впервые она была названа Америкой Матти-асом Рингманном и Мартином Вальдземюл-лером в книге «Введение в космографию», опубликованной в 1507 году. Когда я говорю людям в Южной Америке, что я родом из Америки, они всегда меня поправляют, напоминая мне, что я родом из Соединенных Штатов Америки, а не из Америки как таковой.

Итак, Соединенные Штаты — это «дом смелых». Бейсбольная команда «Boston Braves» (теперь «Atlanta Braves») называлась так с 1907 года. «Braves» — это имя, данное мужчинам-индейцам, которые в фильмах представали в виде бесстрашных всадников. Термин «индеец» восходит к Колумбу, который думал, что земля, которую он открыл, была частью Ост-Индии.

Что касается «земли свободных людей», упоминаемой в государственном гимне США, то, возможно, многие из людей, изначально населявших когда-то эти земли, были свободными (по крайней мере, те, которые были неподвластны империям инков или ацтеков). После колонизации коренное население Северной и Южной Америки было либо уничтожено, либо помещено в резервации, обычно расположенные на землях, бесполезных для поселенцев-колонистов. Не были свободны и женщины, поскольку они не имели права голоса и юридически были связаны со своими мужьями. Не были свободны чернокожие, купленные белыми колонизаторами и отправленные из Африки в колонии. Кстати, в моем

детстве слово «колония» не имело уничижительного оттенка. Меня учили, что осваивавшие Америку колонисты восстали против своих тиранических хозяев, британцев, и их подвиг достоин того, чтобы о нем вспоминали по сей день.

Индейцев, которых я видел только в кино, показывали вероломными мятежниками, побеждаемыми отважной кавалерией бледнолицых. Сегодня канадская хип-хоп-группа «A Tribe Called Red» выступает на фоне эпизодов из этих фильмов, изображающих храбрых офицеров, входящих в вигвам туземца, и скво, которая встречает его с распростертыми объятиями.

В 2021 году министр внутренних дел Де-бра Энн Хаалан, американский политик, представляющая Демократическую партию, предложила заменить термин «скво» как уничижительный. В детстве я смотрел телесериал «Одинокий рейнджер», в котором показаны приключения ковбоя в маске, совершающим добрые дела вместе со своим туземным другом Тонто. Они покидали город, не дожидаясь от людей благодарности за помощь. Комик Ленни Брюс в 1968 году разыграл пародию под названием «Спасибо, человек в маске», в которой Одинокий рейнджер говорит, что если бы он дожидался слов благодарности, он мог бы стать зависимым от них.

Я мало думал о коренных американцах до 1960-х годов, когда во время войны во Вьетнаме они стали восприниматься как альтернатива американской милитаристской культуре. В то время коренные американцы начали создавать организации и бороться за свои права. Многие молодые люди, не являвшиеся коренными американцами, стали носить головные уборы или одежду, призванную показать их восхищение коренными народами. Хотя я понимал мотивацию этих молодых людей, я также задавался вопросом, что бы я чувствовал, если бы потомки нацистов начали носить на своей одежде изображения желтых звезд и ермолки религиозных евреев. Тем не менее, я сочувствовал этим настроениям при написании диссертации по антропологии во время обучения в аспирантуре в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке и работая в качестве редактора журнала «Critical Anthropology», миссией которого была пропаганда того мировоззрения,

которому могли бы научить нас, колонизаторов, коренные народы Америки, показывая, как мы могли бы жить в мире друг с другом и с землей.

Что касается разрушительного воздействия колониализма на природу Америки, достаточно вспомнить о бизонах, которых в середине 1800-х годов насчитывалось от 30 до 60 миллионов особей. Они были важны для коренных жителей, которые употребляли мясо бизонов в пищу и использовали шкуры для изготовления одежды. Это было одной из причин, по которой белые колонисты начали истреблять бизонов, наряду с иными причинами, такими как продвижение колонизаторов на запад и строительство железной дороги. К 1884 году на континентальной части Соединенных Штатов насчитывалось всего 325 особей бизонов. Со временем их популяция была частично восстановлена, и сейчас их насчитывается около 500 000 особей.

Другим примером последствий колонизации Северной Америки может быть судьба странствующего голубя. Когда-то этих птиц было от трех до пяти миллиардов. В результате вырубки лесов и охоты на диких голубей этот вид теперь полностью исчез. Последняя особь по имени Марта, названная в честь жены Джорджа Вашингтона, умерла в зоопарке Цинциннати в 1914 году. Затем ее заморозили во льду и отправили в Смитсоновский институт в Вашингтоне, где в таком виде выставили на обозрение для посетителей. Вот вам и биоразнообразие.

Инициативы по деколонизации земли и человека

Что касается территорий Северной Америки, то значительная ее часть сейчас занята автомагистралями и мегаполисами, а также сельскохозяйственными монокультурами. Конечно, есть попытки восстановления биоразнообразия, такие как посадка лесов и регенеративное земледелие. Я провожу по несколько месяцев на маленьком острове Мартас-Винъярд на юго-востоке штата Массачусетс и вижу, что местными жителями предпринимается много попыток сохранить

землю и виды, оставшиеся на ней, а также в прибрежных водах. Здесь работает учреждение под названием Земельный банк, которое выделяет часть выручки от продажи недвижимого имущества, обычно составляющую значительную сумму, на сохранение и обновление земли. С этой целью Земельный банк покупает большие участки земли.

В 1985 году в городе Чилмарк, одном из пяти городов, расположенных на острове я участвовал в общественной деятельности. Мы пытались остановить продажу риелто-рами около 300 акров земли, которая ранее не была застроена. Покупатель намеревался построить на участке 60 коттеджей и 60 гостевых домов. Члены сообщества предприняли ряд мер, чтобы этого не произошло. Те из нас, чьи дома соединялись с магистралью грунтовой дорогой, смогли сохранить первые сто футов своей земли, чтобы дорогу нельзя было заасфальтировать для тяжелой техники. Также мы ввели меру по охране земли на том основании, что на ней водятся редкие бабочки. Мы убедили город ввести годичный мораторий на строительство, а сами продолжили борьбу.

Мы утверждали, что эта земля была частью территории коренных народов (племени вампаноаги, признанного на федеральном уровне). Некоторые из тех, кто продал свою недвижимость риелторам, подали в суд, утверждая, что риелторы нарушили свое обещание по застройке. Нам повезло, что цена на землю в этот период снизилась, из-за чего застройщику было трудно окупить свои инвестиции путем продажи недвижимости. В этот момент Земельный банк предложил выкупить недвижимость и вывести ее из собственности застройщиков. После того, как она была выкуплена, территория была превращена в охраняемый объект, доступный для широкой публики. Кроме того, наши соседи пожертвовали более 200 акров земли. В результате у нас теперь есть более 500 акров незастроенных охраняемых земель в нескольких минутах ходьбы от нашего дома в Чилмарке, которые управляются Земельным банком. На этой земле проложены тропы для пешеходных прогулок. Я часто бываю там с другом и думаю о том, что еще мы можем сделать для этой земли. В этом, я думаю, и заключается истинный смысл экопоэзиса. Экопоэтическая позиция

состоит не только в том, чтобы наслаждаться красотой природы, но и в том, чтобы действовать таким образом, чтобы защищать и преобразовывать жизненную среду, когда ей угрожают бизнес и корыстные человеческие интересы.

Большую часть года я живу в Торонто, который разросся до агломерации под названием GTA (район Большого Торонто), на территории которой сейчас проживает около 5 миллионов человек. Чтобы защитить природу провинции Онтарио от разрушения вследствие человеческой деятельности, земли вокруг Торонто были объявлены Зеленым поясом, который нельзя застраивать. Премьер-министр Дуг Форд был избран на этот пост после того, как взял на себя обязательство не застраивать Зеленый пояс. Впрочем, сейчас он изменил свою позицию и решил, что было бы неплохо провести через Зеленый пояс автостраду № 413. Конечно, для Зеленого пояса это обернулось бы настоящей катастрофой. Недавно я присоединился к инициативе SCAN (Seniors for Climate Action Now). Цель этой инициативы — привлечь пожилых людей, часто обладающих влиянием и опытом, для поддержки усилий молодых людей по предотвращению разрушения планеты (о чем я в стихотворной форме написал в разделе журнала «В резонансе с Землей»). Можно сказать, что негативные экологические изменения на территории современного Торонто и в его окрестностях являются результатом колонизации этой части мира, которая до прихода поселенцев-колонизаторов была покрыта лесами и населена коренными народами.

В Канаде и других странах растет осознание того, что мы насильственно захватили земли коренных народов, которые жили здесь многие тысячи лет. Поэтому теперь на открытиях разных публичных мероприятий принято выступать с заявлением о признании этого факта, упоминать о том, кому ранее принадлежала та или иная территория, признавая, что мы находимся на их земле. На веб-сайте Торонто, например, можно видеть следующее:

«Признание захвата земли Торонто Мы признаем, что земля, которую мы сейчас населяем, является традиционной территорией многих народов, включая народы миссиссаугас-де-кредит, анишнабег,

чиппева, хауденосауни и вендат, и в настоящее время является домом для эскимосов».

На мой взгляд, это достойная попытка вспомнить нашу историю колонизации. Однако это также может стать формальностью, которую люди вынуждены выполнять и которая не приводит к каким-либо действиям. В квартале от моего дома в Торонто кто-то повесил на фонарный столб табличку: «Вы украли нашу землю, и все, что мы получили — это паршивое признание захвата нашей земли». Насколько мне известно, признание захвата земли редко приводит к каким-либо последствиям. В Интернете есть театральная пародия под названием «Баронесса фон Скетч». Перед началом выступления ведущая выступает с признанием о захвате земли, приглашает людей насладиться шоу, а затем поворачивается, чтобы уйти со сцены. В этот момент женщина в зале встает и говорит: «Извините, мы не должны уйти?» Ведущая отвечает: «Нет, нет, все в порядке, просто наслаждайтесь шоу», но женщина из зала продолжает: «Я имею в виду, если это их земля, разве мы не должны ее покинуть?» Далее она спрашивает, будет ли часть стоимости билета отдана коренным народам, а часть денег, полученных от продажи бутылок с артезианской водой, собранной на этой земле, передана коренному населению. В результате женщина, представляющая шоу, становится все более и более испуганной. Я думаю, что смысл пародии в том, чтобы поднять вопрос о том, что мы превращаем признания о захвате земли в пустую формальность, не имеющую никаких последствий, которые принесли бы пользу тем, кто жил до нас на этой земле. Некоторые коренные народы уже отмечали формальный характер таких признаний. Лично я иногда думаю о подобных признаниях как о способе продемонстрировать свою политкор-ректность и не испытывать сложных чувств, связанных с осознанием ущерба, причиненного земле и коренным народам белыми колонизаторами.

В Канаде, как и в Соединенных Штатах, детей представителей коренных народов помещали в школы-интернаты, забирая их из семей, жестоко обращались с ними, запрещали им говорить на их родном языке. Масштабы такого обращения недавно были обнародованы и вызвали настоящий переполох и попытки

реституции. Геноцид и жестокое обращение с коренными народами, основанные на их предполагаемой неполноценности, привели к возникновению определенных контрмифов. Слово «коренной» стало использоваться, чтобы показать альтернативу бедам цивилизации. Этот миф связан с представлением о том, что все коренные народы одинаково «чистые» и обладают сознанием более высокого уровня, чем некоренные народы. В то же время, как среди коренных, так и некоренных народов есть как хорошие, так и плохие люди (с точки зрения этики их отношений с людьми и землей). Зерно истины во всей этой мифологизации коренных народов состоит в том, что, поскольку цивилизация привела к огромному росту населения и причинила ущерб природе, нам действительно нужна альтернатива — такая картина будущего и представлений о человеке, которая могла бы быть противопоставлена нынешнему плачевному положению.

Заключение:

деколонизация экопоэзиса

Экопоэзис — одна из таких альтернатив, попытка преобразовать нашу среду по имя достижения справедливых отношений народов друг с другом и миром природы. Возможно, деколонизация необходима, чтобы заложить основу для этой альтернативы. Иногда миф может служить основой и мотивацией к действию. Ведь слово «мифос» изначально означало историю, а не ложную картину реальности. Нам всем нужна история и такой нарратив, который помог бы понять наше место и роль в мире.

Что означает деколонизация экопоэзиса? Прежде всего, нужно другое отношение к земле. Вместо того, чтобы думать о земле как о собственности, которая принадлежит нам и которой мы можем распоряжаться по своему желанию, мы можем думать о себе как о принадлежащих земле и имеющих определенные обязательства по отношению к ней, например, заботиться о ней и относиться к ней бережно. Это означало бы не только сохранение земли в том виде, в каком она существует сейчас, но и шаги по улучшению экологической ситуации.

Примером может служить регенеративное сельское хозяйство, отличающееся от агро-индустриализации и создания монокультурного сельского хозяйства для получения максимальной прибыли. В таких местах, как остров Мартас-Винъярд, есть много мелких фермеров, которые занимаются регенеративным сельским хозяйством.

В дополнение к иному отношению к земле мы также можем изменить отношение к животным. Это потребует осознания людей как части мира животных, а не только как разумных существ, для которых животные существуют исключительно для блага человечества. Нам не обязательно при этом становиться вегетарианцами. Относиться к животным с уважением означает не сажать их в зоопарки, чтобы на них смотрели как на «других», а если мы продолжаем есть мясо, то убивать их гуманно (что на первый взгляд может показаться странным), а не массово и бессердечно, не обращая внимания на их страдания.

В детстве у меня было очень мало контактов с животными. Ни в моей семье, ни у моих друзей не было домашних питомцев. Когда мне было 17 лет, я посещал разные учебные заведения, чтобы понять, куда мне поступать после школы. Одним из них был Пенсильванский университет, куда ранее поступил мой брат. Мы с другом зашли в здание и оказались в комнате с собаками в клетках. Я думаю, смотритель решил, что мы студенты-медики, потому что он вынул собаку из клетки, положил ее на стол и сделал ей укол. Затем он взял скальпель и разрезал собаку от шеи до гениталий. Ее сердце все еще билось. Я был в ужасе. Но все равно решил поступать в этот университет.

Помимо отношения к животным мы можем и должны изменить свое отношение к природной среде: перестать загрязнять океаны, воздух и землю, на которой живем. Мы состоим из тех же самых «первоэлементов», что и все живое на этой планете.

Нам не обязательно отказываться от достижений цивилизации и становиться

«первобытными людьми», чтобы сохранить жизнь на Земле и себя, но нам нужно осознать свое существование как вида, подобного многим другим видам живых существ. Нам следует признать конечность нашего существования, чтобы почувствовать себя по-настоящему живыми и научиться ценить свою жизнь и жизнь других существ.

В 1970-х гг. мы с моей женой Эллен Левин стали проводить семинары «Отчаяние и расширение прав и возможностей», разработанные Джоанной Мэйси и направленные против гонки вооружений. Основная идея этих семинаров заключалась в том, чтобы в полной мере почувствовать отчаяние и беспомощность, вызванные разработкой оружия массового уничтожения, на этой основе обрести внутреннюю силу и решимость менять ситуацию глобального противостояния и остановить распространение этого оружия. Совсем недавно Джоанна Мэйси разработала аналогичный подход к решению экологических проблем под названием «Работа, которая воссоединяет». Ее работа, которая ведется с буддийской точки зрения, связана с осознанием того, что мы разрушаем Землю, и, в то же время, можем остановить этот процесс.

Я считаю, что в отличие от прожектерства или упований на чисто технологические решения экологических, геополитических и гуманитарных проблем в духе колонизаторского мышления, инициативы Джоанны Мэйси являются примером творческого ответа на разрушение природной и человеческой экосистем, способом деколонизации экопоэзиса. Возможно, мы нуждаемся в этом больше, чем когда-либо, в постколониальное время, в котором мы сейчас живем. То, что мы разрушили, может никогда не вернуться, но могут возникнуть новые формы жизни, прекрасные и жизнеутверждающие. Я считаю, что экопо-эзис всегда возможен, даже в самый критический и опасный момент существования человека и Земли.

Ссылка для цитирования

Левин С. К. Деколонизация экопоэзиса: личный взгляд // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика: электрон. науч. журн. — 2023. — T. 4, № 1. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка» (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате чч.мм.гггг (число, месяц, год)] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Levine S. K. Decolonizing ecopoiesis: a personal perspective // Ecopoiesis: Eco-Human "tteory and Practice [open access internet journal]. — 2023. — Vol. 4, No. 1. — URL: http://en.ecopoiesis.ru (d/m/y).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.