JURISPRUDENCE
Научная статья УДК 342.951
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-21 -24 EDN: https://elibrary.ru/aouead
NIION: 2003-0059-2/24-990 MOSURED: 77/27-003-2024-02-189
Декларирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Глеб Николаевич Василенко
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected] Рецензент: профессор кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент Д. Н. Шурухнова
Аннотация. Представлена авторская точка зрения на административно-правовую природу декларирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и его принадлежность к соответствующему административно-правовому институту.
Ключевые слова: субинститут, административное право, декларирование, контрактная система, добросовестность, декларация, конкуренция
Для цитирования: Василенко Г. Н. Декларирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Вестник Московского университета МВД России. 2024. № 2. С. 21-24. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-21-24. EDN: AOUEAD.
Original article
Declaration in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs
Gleb N. Vasilenko
Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, [email protected]
Reviewer: Professor of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor D. N. Shurukhnova
Abstract. The author's point of view on the administrative-legal nature of declaration in the field of procurement of goods, works, services to ensure state and municipal needs and its belonging to the relevant administrative-legal institute is presented. Keywords: sub-institute, administrative law, declaration, contract system, good faith, declaration, competition For citation: Vasilenko G. N. Declaration in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024;(2):21-24. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2024-2-21-24. EDN: AOUEAD.
В условиях совершенствования системы государственного управления административно-правовой институт декларирования продолжает формироваться, преодолевая межотраслевые границы. Появившись в пределах таможенного и налогового права, декларирование активно встраивается в существующие системы традиционных средств государственного управления; сохраняя свою уникальность, приобретает универсальный характер.
Нами выявлено 16 субинститутов административно-правового декларирования1, в рамках некоторых из них выделяются подвиды; например, субинститут декларирования соответствия включает в себя 16 самостоятельных подвидов декларирования, дифференцированных исходя из определения объекта соответствия2.
Особое значение для развития декларирования приобрела регламентация принципа добросовестности декларанта и ее стимулирования на уровне феде-
1 Налоговое декларирование; таможенное декларирование; декларирование пожарной безопасности; декларирование соответствия; декларирование промышленной безопасности; лесное декларирование; антикоррупционное декларирование; инвестиционное декларирование; экологическое декларирование; добровольное декларирование активов и счетов (вкладов) в банках; энергетическое декларирование; декларирование розничной продажи алкогольной продукции; декларирование безопасности гидротехнического сооружения; декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; проектное декларирование; декларирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2 Декларирование соответствия колесных транспортных средств; декларирование соответствия машин и оборудования;
© Василенко Г. Н., 2024
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
рального законодательства о контроле (надзоре) [2, ст. 8, 44, 45, 48], а также в документах стратегического планирования федеральных органов исполнительной власти. В Плане мероприятий на период 2021-2024 гг. по реализации Стратегии развития таможенной службы РФ до 2030 г. степень добросовестности декларанта рассматривается в качестве одного из условий обеспечения минимизации рисков совершения нарушения таможенных правил; отмечается нацеленность профильного правового регулирования на снижение административной нагрузки на добросовестных и законопослушных участников внешнеэкономической деятельности; повышение точности определения объектов таможенного контроля [3].
Исходя из понимания сущности правового явления, добросовестность декларанта может рассматриваться с позиций теории солидаризма права как исходное («нулевое») значение доверия государства к участникам публичных отношений во имя общего блага. С 2020 г. принципы взаимного доверия государства и общества, а также социальной солидарности нашли отражение в положениях Конституции РФ [1, ст. 75.1], что подтверждает намерения государства продолжить движение в направлении совершенствования правового регулирования партнерских, доверительных отношений в долгосрочной перспективе.
В сложившихся условиях благоприятного развития правовой регламентации соответствующего института метод декларирования применяется в самых различных сферах государственного управления, в том числе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Анализ положений Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» [2, ст. 8] и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4, ст. 8] позволяет констатировать корреляцию содержащихся в них норм-принципов, а именно стимулирования добросовестности декларанта и обеспечения конкуренции соответственно.
Принцип стимулирования добросовестности декларанта реализуется через систему мероприятий, осуществляемых в отношении подконтрольных объектов уполномоченными органами исполнительной власти с учетом декларации, содержащей сведения о самообследовании декларанта.
В свою очередь, принцип обеспечения конкуренции в рамках контрактной системы в сфере закупок направлен на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок, основанной на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Добросовестность участников закупок, в первую очередь тех, которым может быть предоставлено легальное конкурентное преимущество, определяется посредством декларирования.
К категориям участников контрактной системы с конкурентным преимуществом, предоставляющих соответствующие декларации, законодатель относит учреждения или предприятия уголовно-исполнительной системы, организации инвалидов, социально ориентированные некоммерческие организации, субъектов малого предпринимательства.
В качестве критериев определения добросовестности декларанта учитываются количественные и качественные характеристики.
К первой группе можно отнести:
♦ численный состав членов общероссийских общественных организаций инвалидов (в том числе созданных как союзы общественных организаций инвалидов) — инвалиды и их законные представители должны составлять не менее чем 80 %;
♦ уставный (складочный) капитал организаций должен полностью состоять из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в них по отношению к другим работникам должна составлять не менее чем 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 %;
декларирование соответствия низковольтного оборудования; декларирование соответствия продукции, предназначенной для детей и подростков; декларирование соответствия табачной продукции; декларирование соответствия соковой продукции из фруктов и овощей; декларирование соответствия молока и молочной продукции; декларирование соответствия средств индивидуальной защиты; декларирование соответствия масложировой продукции; декларирование соответствия аппаратов, работающих на газообразном топливе; декларирование соответствия пиротехнических изделий; декларирование соответствия пищевой продукции; декларирование соответствия мебельной продукции; декларирование соответствия оборудования, работающего под избыточным давлением; декларирование соответствия космической техники; декларирование соответствия средств связи.
JURISPRUDENCE
♦ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) открытыми конкурентными способами, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб.
Ко второй группе, помимо организационно-правовой принадлежности к категории участников контрактной системы с конкурентным преимуществом, можно отнести:
♦ непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица;
♦ отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
♦ неприостановление деятельности участника закупки;
♦ отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 % балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
♦ отсутствие у участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки судимости за преступления, предусмотренные УК РФ [5, ст. 289, 290, 291, 291.1] (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята);
♦ неприменение в отношении участника закупки — физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
♦ участником закупки не может быть юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного КоАП РФ [6, ст. 19.28];
♦ обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
♦ отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является: физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки; руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки; единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки;
♦ участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем 10 % голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающих 10 % в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
♦ участник закупки не является иностранным агентом;
♦ отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
В заключение отметим, что среди относительно новых юридических образований в отечественном административном праве получил развитие институт декларирования, сформировавшийся в результате применения одноименного метода регулирования, истоки которого обнаруживаются в системе источников таможенного и налогового права. Современное декларирование — это совокупность административно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с уведомлением в нормативно установленном порядке физическими и (или) юридическими лицами, их представителями, уполномоченных органов государственной власти о своих доходах (расходах), доходах (расходах) третьих лиц, о соответствии принадлежащих им денежных средств, вещей, иных материальных объектов или производимых ими товаров, работ или оказываемых услуг, нормативно допустимым качественным и (или) количественным показателям, в целях осуществления внутрихозяйственного и государственного контроля (надзора) в определенных административным законодательством сферах деятельности.
Основу метода декларирования и его уникальность характеризует принцип добросовестности декларанта, который, обладая достаточным для контролирующего субъекта исполнительной власти правосознанием, воспринимается как законопослушный субъект публично-правовых отношений.
Список источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Российская газета. 2020. 5 авг.
3. План мероприятий на период 2021-2024 гг. по реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 г. // URL://https://cu-stoms.gov.ru/
4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апр.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 дек.
References
1. Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved in the course of the all-Russian vote on July 1, 2020) // LRS «ConsultantPlus».
2. Federal Law of July 31, 2020, № 248-FZ «On State Control (Supervision) and Municipal Control in the Russian Federation» // Rossiyskaya Gazeta. 2020. August 5.
3. Action Plan for the period of 2021-2024 to implement the Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030 // URL://https://customs.gov.ru/
4. Federal Law № 44-FZ dated April 5, 2013 «On the Contract System in the Sphere of Procurement of Goods, Works, Services for State and Municipal Needs» // Rossiyskaya Gazeta. 2013. April 12.
5. Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996, № 63-FZ // CL RF. 1996. № 25. Art. 2954.
6. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001, № 195-FZ // Rossiyskaya Gazeta. 2001. December 31.
Информация об авторе
Г. Н. Василенко — заместитель начальника кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author
G. N. Vasilenko — Deputy Chief of the Department of Administrative Law of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 22.09.2023; одобрена после рецензирования 20.11.2023; принята к публикации 18.01.2024. The article was submitted 22.09.2023; approved after reviewing 20.11.2023; accepted for publication 18.01.2024.