Научная статья на тему 'Декларативные нормы и правовой нигилизм'

Декларативные нормы и правовой нигилизм Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
805
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архивариус
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / STATE / ПРАВО / RIGHT / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND CITIZEN / ДОСТОЙНАЯ ЖИЗНЬ / WORTHY LIFE / СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / SOCIAL JUSTICE / ДЕКЛАРАТИВНЫЕ НОРМЫ / DECLARATIVE NORMS / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Агамиров Карэн Владимирович

Статья посвящена проблеме перенасыщенности законодательства нормами, утверждающими то, чего нет в действительности. Несоответствие правовых установлений и реальной жизни ведет к подрыву авторитета права и его отрицанию как социального института (правовому нигилизму). Право, не отражающее чаяние подданных государства, в котором превалируют запретительные, малопонятные, неэффективные и декларативные нормы, обречено на стагнацию и деградацию вместе с самим государственным образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DECLARATIVE NORMS AND LEGAL NIHILISM

Article is devoted to a problem of oversaturation of the legislation by the norms claiming what isn't present actually. Discrepancy of legal establishments and real life leads to undermining authority of the right and its denial as social institute (legal nihilism). The right which isn't reflecting expectation of citizens of the state in which prohibitive, obscure, inefficient and declarative norms prevail is doomed to stagnation and degradation together with state education.

Текст научной работы на тему «Декларативные нормы и правовой нигилизм»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ДЕКЛАРАТИВНЫЕ НОРМЫ И ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ

Агамиров Карэн Владимирович

кандидат юридических наук, доцент, учредитель сетевого СМИ «Политика и право с Карэном Агамировым» 117463, РФ, г. Москва, проезд Карамзина, дом 5, квартира 305

DECLARATIVE NORMS AND LEGAL NIHILISM

Karen Agamirov

candidate of jurisprudence, associate professor, founder network mass media "Policy and the right with Karen Agamirov" 117463, Russian Federation, Moscow, Karamzin Drive, house 5,

apartment 305

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена проблеме перенасыщенности законодательства нормами, утверждающими то, чего нет в действительности. Несоответствие правовых установлений и реальной жизни ведет к подрыву авторитета права и его отрицанию как социального института (правовому нигилизму). Право, не отражающее чаяние подданных государства, в котором превалируют запретительные, малопонятные, неэффективные и декларативные нормы, обречено на стагнацию и деградацию вместе с самим государственным образованием.

ABSTRACT

Article is devoted to a problem of oversaturation of the legislation by the norms claiming what isn't present actually. Discrepancy of legal establishments and real life leads to undermining authority of the right and its denial as social institute (legal nihilism). The right which isn't reflecting expectation of citizens of the state in which prohibitive, obscure, inefficient and declarative norms prevail is doomed to stagnation and degradation together with state education.

Ключевые слова: государство, право, права и свободы человека и гражданина, достойная жизнь, социальная справедливость, декларативные нормы, правовой нигилизм.

Key words: state, right, rights and freedoms of the person and citizen, worthy life, social justice, declarative norms, legal nihilism.

Сегодня в российском обществе набрал обороты правовой нигилизм. Это произошло не одномоментно, а явилось следствием длительного периода неразберихи в законодательстве, утратившим социальную значимость и привлекательность для людей. Дело усугубляется тем, что ведущие государственные деятели произносят правильные слова и речи, утверждая, что забота о человеке является первостепенной задачей, как и прописано в Конституции (статья 2: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»), а на деле государство фактически самоустранилось от народа, бросило его на произвол судьбы, ограничивая свое вмешательство ручным управлением, сбором налогов и периодическим латанием дыр в безнадежно отставшим от цивилизованного мира социальном законодательстве.

Несоответствие заявляемых власть предержащими позиций и реальной действительности мало того, что лишает людей каких-бы то ни было надежд на лучшую жизнь, еще очень больно бьет по самолюбию граждан, пусть не отягощенных денежной мас-

127

сой, но сохраняющих даже в крайне тяжелых условиях человеческое лицо. Декларации, исходящие из властных структур и материализующиеся в нормативных правовых актах, подрывают нравственные устои государства, и без того расшатанного коррупцией и нищетой подавляющего большинства людей.

Надо иметь в виду, что мы живем в век информационного общества, и граждане сегодня - это не забитая серая масса, ведать не ведающая, что происходит вокруг. Практически ежедневно по телевидению, Интернету и прочим средствам массовой коммуникации нас пичкают новостями об астрономических суммах, изъятых у очередного чиновника, бесконечных заседаниях во властных эшелонах с обещаниями нещадно бороться с коррупцией, не бросать людей в условиях тяжелейшего экономического кризиса и прочих «решительных мерах», которые на поверку оказываются не более чем политической трескотней.

В рамках настоящей статьи остановимся на проблеме перенасыщенности права декларативными нормами, утверждающих то, чего нет в действительности. Среди всех сфер правового регулирования граждан более всего волнует такое первостепенное для них направление, как защита прав человека. Это и понятно. Мировосприятие людей устроено таким образом, что оно пропускает окружающую действительность через собственное «я», стремящемуся к счастью, включающее материальные и нематериальные блага. В рамках настоящей статьи остановимся на следующих из них:

- право на достойную жизнь;

- право на охрану материнства и детства, защиту семьи;

- право на социальное обеспечение;

- право на социальную справедливость;

- право на жилище;

- право на образование и пользование достижениями культуры.

Начнем с права на достойную жизнь. Ч. 1 ст. 7 Конституции включает реализацию этой задачи в число приоритетных функций социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Достойно жить - не красивые слова. За ними - свобода от изнурительного труда и несоответствующего ему вознаграждения. И если ч. 3 ст. 37 Конституции провозглашает вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека - право каждого работающего на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, то следует выяснить, в какой степени минимальный размер оплаты труда отвечает справедливому вознаграждению.

С 1 июля 2016 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) составляет 7500 рублей в месяц [17]. И это «справедливое вознаграждение»? На столь скудные средства и до финансово-экономического кризиса и введения санкций в отношении Российской Федерации выжить было очень непросто, а сегодня и вовсе нереально. Здесь идет речь уже не о достойной жизни или достойном существовании, а об элементарном выживании. При этом законодатель ведет отсчет МРОТ от прожиточного минимума трудоспособного населения [18], который, в свою очередь, основывается на стоимости потребительской корзины [19]. Стандарты, заложенные в указанных нормативных правовых актах, рассчитаны скорее на прирожденного аскета, чем на обычного человека. Необходимо их пересмотреть, ориентируясь на международные социальные стандарты качества и уровня жизни [20], и чем скорее, тем лучше, не провоцируя рост и без того серьезной социальной напряженности в обществе.

Жизнь дает человеку мать. Материнство и детство, семья, согласно ч. 1 ст. 38 Конституции, находятся под защитой государства. Следует признать, что и эта норма имеет декларативный характер. Возьмем, к примеру, такую форму государственной поддержки российских семей, воспитывающих детей, как материнский капитал. Она оказывается с 1 128

января 2007 г. при рождении или усыновлении второго, третьего или последующего ребенка, имеющего российское гражданство, при условии, что родители не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки [21]. В 2015 году размер материнского капитала составлял 453 026 рубля [22]. В 2016 году вначале планировалось увеличить его до 475 000 рублей [23], однако он остался на прежнем уровне [24]: в соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ в 2016 году размер материнского капитала не индексируется [25], а действие программы по предоставлению материнского капитала продлено лишь до 31 декабря 2018 г. [26]. (И что потом?)

Во-первых, непонятно, почему материнский капитал предоставляется лишь после рождения второго ребенка. Во-вторых, неясен критерий, по которому законодатель определяет сумму материнского капитала. В-третьих, совершенно очевидно, что подобная сумма не может сколько-нибудь серьезно удовлетворить самые необходимые для полноценного материнства и детства потребности.

Представляется, что размер материнского капитала должен быть эквивалентен средней стоимости однокомнатной квартиры в регионе, где проживает семья; тогда он будет оправдывать себя как средство стимулирования образования базовой ячейки общества и рождения детей, ибо непреложным является тот факт, что главным тормозом в решении демографической проблемы является отсутствие у молодой семьи отдельного жилья. (Возможна выдача жилищного сертификата.) Право на материнский капитал следует предоставлять, начиная с первого ребенка. При этом программа по предоставлению материнского капитала должна быть постоянно действующей и не ограничиваться какими-либо сроками.

Необходимо решительно изменить такие формы поддержки материнства и детства, как пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. В настоящее время они ничтожно малы [27], что также самым пагубным образом отражается на демографии.

И это при том, что еще в 2007 году в России на уровне Министерства образования и науки была принята Концепция государственной политики в отношении молодой семьи [28], которая, в свою очередь, базируется на Указе Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» [29] (ред. от 5 октября 2002 г. № 1129). Есть и правительственная Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [30].

Все эти документы, провозглашающие стратегические приоритеты формирования молодой семьи, так и остаются на бумаге. Что касается очередных государственных программ поддержки молодой семьи (например, субсидирование для улучшения жилищных условий, жилищное кредитование), то их тоже нельзя отнести к действенным средствам становления молодой семьи, так как они опутаны множеством формальностей и неподъемными для молодых людей банковскими процентными ставками.

Особенное место среди прав человека занимает право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца (ст. 39 Конституции). Здесь также ситуация крайне неблагоприятная. Размер пенсий остается на крайне низком уровне. Прорабатывается вопрос об увеличении пенсионного возраста, в том числе для сотрудников силовых структур [31]. В отношении военнослужащих такое повышение уже произошло [32]. И если в отношении сотрудников силовых структур и военнослужащих эту меру еще можно объяснить наличием у них значительного количества льгот, то увеличение пенсионного возраста для основной массы населения представляется нецелесообразной мерой в силу и без того низкой продолжительности жизни в стране.

Крайнюю озабоченность вызывает инициатива Министерства труда и социальной защиты об увеличении сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями. Изменения коснутся протезно-

129

ортопедических изделий, кресел-колясок, абсорбирующего белья и подгузников. Так, срок службы кресла-коляски с ручным приводом базовой комнатной предлагается увеличить с шести до восьми лет, модульного протеза бедра - с двух до пяти лет, слуховых аппаратов - с четырех до шести лет, абсорбирующего белья и подгузников - с восьми до двенадцати часов [33]. И это затронет четырнадцать миллионов российских семей, из которых около пятьсот тысяч семей с детьми-инвалидами.

В неразрывной связи с проблемой совершенствования законодательства о правах и свободах человека и органически связанной с ней задачей социальной защиты населения и совершенствования социальной структуры общества стоит необходимость строжайшего соблюдения принципа социальной справедливости. Несправедливое распределение ресурсов является благодатной почвой для недовольства людей и, как следствие, социальных катаклизмов и расшатывания основ конституционного строя. Несправедливость выражается как в откровенно преступных формах обогащения (взяточничество и другие преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, преступления против собственности, в сфере экономической деятельности и пр.), так и в несовершенстве социально-экономического механизма распределения благ, в первую очередь реальной заработной платы.

Сегодня ситуация в большинстве трудовых коллективов такова, что доходы работников мало зависят от их трудового вклада. В каких ты отношениях с начальством, а всего лучше быть в родственных связях, обучен ли искусству доносительства на коллег и тому подобным вещам - вот что важно для материальной подпитки таких квазиработников. Низкие заработные платы подавляющего большинства давно стали привычным делом; непреходящее чувство материальной ущербности вызывает у людей депрессию, перерастающую со временем в агрессию. И это при нескрываемых супердоходах руководителей предприятий, топ-менеджеров и представителей власти.

Представляется, что, во-первых, восстановление социальной справедливости в области оплаты труда должно иметь законодательное выражение в виде определенного соотношения минимального размера оплаты труда (МРОТ) и заработной платы государственных служащих и депутатов всех уровней (вполне приемлемо соотношение один к семи), и, во-вторых, принятия нормативного акта о соответствии МРОТ жизненным стандартам в развитых странах. Сегодняшний его размер и конституционная декларация о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, разнятся как земля и небо.

Необходимо преодолеть существенную разницу в качестве обслуживания и материальной базе общедоступных и ведомственных учреждений бесплатных услуг: больниц, поликлиник, санаториев, детских учреждений, предприятий общественного питания и т.п.

Важнейшей задачей в удовлетворении насущных потребностей населения на современном этапе является решение жилищной проблемы, и важным звеном ее решения может стать апробированная в ряде стран система первоочередного удовлетворения жилищных нужд путем расширения строительства малогабаритного жилья, предоставляемого во временное пользование на период строительства более просторного жилья.

Возможность скорейшего улучшения жилищных условий оказывает решающее воздействие на трудовое поведение работника, выбор потребительских ориентиров и планирование структуры расходов. Затраты на жилье как первостепенное потребительское благо, составляя существенную часть общего бюджета семьи, становятся стимулом к активному труду. Следует напомнить, что статья 40 Конституции декларирует право на жилище (ч.1), которое должно быть реализовано органами государственной власти и органами местного самоуправления поощрением жилищного строительства, созданием условий для осуществления права на жилище (ч. 2). При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно 130

или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3).

К сожалению, и эта норма Основного Закона является не более чем благим пожеланием. Тысячи ветеранов Великой Отечественной войны до сих пор стоят в так называемой «очереди», чего уж говорить о других. Государственная программа «Доступное жилье» оказалась неэффективной. И если в условиях кризиса следует отдавать отчет в том, что бесплатное жилье равносильно бесплатному сыру в мышеловке, то почему не работает система долгосрочного ипотечного кредитования? Почему она не учитывает ограниченную платежеспособность населения и высокую инфляцию? Почему банковские проценты столь высоки? Это вопрос к бизнес-структурам, которые постоянно твердят о «кошмаривании» бизнеса властями, а сами беззастенчиво «кошмарят» своих же граждан, не идя даже на реструктуризации жилищных ипотечных кредитов из-за резкого падения курса рубля.

Часть 2 ст. 43 Основного Закона гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Часть 3 той же статьи обеспечивает право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Что же мы видим на деле? В детских садах и школах процветают поборы с родителей на косметический и капитальный ремонты, улучшение питания, приобретение средств гигиены, учебной литературы, канцтоваров и пр. Одно дело, когда родители добровольно помогают детским садам и школам, в которых содержатся и учатся их дети, и совсем другое - когда руководство и педагогический состав детских садов и школ вынуждает родителей делать т.н. «обязательные взносы», предупреждая, что в противном случае пребывание в них детей окажется под вопросом или это скажется на содержании в детском саду или успеваемости в школе ребенка.

Следует усилить ответственность администрации и педагогического состава детских садов и школ за поборы. Пока что она сводится к дисциплинарным взысканиям (в крайнем случае дело заканчивается увольнением), что совершенно не отвечает тяжести деяния. Совсем уж зарвавшихся руководителей этих заведений привлекают время от времени к уголовной ответственности по ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», однако до применения максимальной санкции ч. 1 -лишения свободы на срок до четырех лет - дело практически не доходит. На педагогический состав эта статья вообще не распространяется, так как воспитатели и учителя не обладают организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, характерными для должностного лица.

Между тем именно в детских садах и школах происходит формирование личности; дети, будучи в курсе подобных вещей, уже с раннего возраста подвергаются воздействию царящей вокруг них антиправовой атмосферы, и неудивительно, что во многих из них вызревает на этом этапе развития установка на антиобщественное поведение, которое со временем может перейти (и часто переходит) в установку на совершение преступления. «Если взрослые так себя ведут, значит, и мне можно» [15].

Необходимо ввести в Уголовный кодекс статью «Поборы» (ее можно включить в главу 21 «Преступления против собственности»), а именно «не предусмотренные законом сборы денежных средств от лиц, находящихся в зависимом положении от виновного, не являющегося должностным лицом», выделить квалифицирующий признак «поборы в детских садах и школах» и установить за совершение этих деяний достаточно серьезную ответственность педагогического состава этих учреждений.

Бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии также является одним из базовых конституционных прав человека и гражданина (ст. 43 Конституции).

131

Принципиальный вопрос, который обсуждается не первый год, состоит в том, должно ли высшее образование не на конкурсной основе быть платным, как сейчас?

Оно может и должно остаться платным, но не в такой степени как сегодня, когда в «платники» берут практически всех подряд, и в результате мы имеем на выходе квазиспециалистов. За многих выпускников школ вопрос - куда пойти учиться дальше -решают родители, руководствуясь не столько способностями своего ребенка в той или иной области, сколько соображениями престижа вуза и конкретного факультета в нем. Отсюда и халатное отношение к учебе («мы же платим»), и, соответственно, низкая успеваемость, что не мешает закончить вуз и получить диплом [15, 16].

В Закон «Об образовании в Российской Федерации» [34] следует внести изменения и дополнения, в соответствии с которыми вузы обязаны предоставлять при поступлении как минимум 70-80 процентов бюджетных мест.

Принципы «Мы платим - ты учишься» (позиция родителей) и «Я закончу вуз в любом случае, потому что за меня платят» (психология «платника») с резким сокращением платных мест (и возможным повышением стоимости платного обучения) канут в лету. Могут возразить: не всем же удастся пройти по конкурсу; что же делать с остальными молодыми людьми, если возможность платного обучения будет значительно урезана? И как определить - кому разрешить платное обучение, а кому отказать?

На второй вопрос следует ответить следующим образом. Среди «платников» должен быть свой конкурс, и им тоже нужно сдавать полновесные экзамены, а не только проходить собеседование и тестирование; тогда мы увидим среди поступивших самых достойных, и по окончании ими вуза значительно повысится приток на предприятия и в организации действительно квалифицированных кадров. (Если же ситуация не изменится, то, по оценке Российского союза промышленников и предпринимателей, в 2017 году дефицит квалифицированных работников составит 83% [35].)

Те же из молодых людей, кто не смог поступить и на платное отделение, должны заняться серьезной подготовкой для поступления на будущий год. Возможно, придется отслужить в армии, и в этом ничего постыдного нет. Совеститься следует как раз тем, кто поступает в вуз на платной основе исключительно ради того, чтобы избежать службы в армии.

Теперь что касается собственно платы за обучение. Российский бизнес любит жаловаться на то, что власть его «кошмарит». А вот о том, чтобы разделить вместе с властью социальную ответственность за страну и людей, - об этом речь ведется неохотно. Между тем, в п. 9 Российского кодекса предпринимательской этики (Двенадцать принципов ведения дел в России) [36] сказано: «Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия».

Применительно к нашей теме речь идет о том, чтобы бизнес-структуры разделили с государством ответственность за судьбы нового поколения и творили добро не на словах, а на деле, оплачивая обучение в вузах тех студентов, в которых они заинтересованы как в будущих специалистах своих компаний. Сегодня ситуация такова, что выпускники мечтают устроиться в бизнес-структуры, а те как будто делают им великое одолжение, если идут навстречу и принимают на работу. Ничего не вкладывая, они обзаводятся каким-никаким, но дипломированным специалистом.

И если тот же Российский союз промышленников и предпринимателей бьет тревогу о катастрофической нехватке квалицированных кадров, то именно бизнес-структурам следует проявлять интерес к тому, чтобы к ним приходили на работу не полусырые выпускники, пребывающие в аморфном состоянии, а зрелые и в гражданском, и в профессиональном отношении специалисты. Для этого они должны взять на себя функции заказчиков и вести студентов-платников «от и до»: оплачивать обучение, контролировать успеваемость, помогать адаптироваться к нелегким требованиям нашего времени и постепенно, уже в процессе обучения в вузе, вводить подопечных в курс и специфику дел компаний. (Оптимальный вариант - привлекать их в свободное от учебы время в ка-132

честве стажеров к выполнению тех или иных трудовых функций.)

То же самое относится и к государственным учреждениям и организациям по отношению к тем студентам, которые поступили в вуз бесплатно на конкурсной основе, то есть обучаются за счет государства. Они, как заказчики, также обязаны уже с первого курса быть рядом с будущими выпускниками во всех отношениях, а не изображать надменную недоступность, развивая в молодых людях комплекс неполноценности.

Среди фундаментальных конституционных прав человека и гражданина - участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям. При этом каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч.ч. 2 и 3 ст. 44 Конституции).

Законодательное регулирование этих непреходящих ценностей возложено на Основы законодательства Российской Федерации о культуре [37] и Федеральный закон Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [38]. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 утверждены также Основы государственной культурной политики [39]. При этом в преамбуле президентского Указа подчеркивается, что правовой базой настоящих Основ является Конституция Российской Федерации, т.е. вышеуказанная ст. 44.

Все эти нормативные правовые акты следует объединить в один - Федеральный закон «О культуре и объектах культурного наследия в Российской Федерации». Новый закон призван вобрать в себя наиболее прогрессивные законодательные установления отмеченных актов и, главное, обеспечить реализацию конституционных гарантий. Пока же мы наблюдаем размытость и неопределенность законодательных формулировок. В тех же президентских Основах культура возведена в ранг национальных приоритетов, признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития. Среди принципов государственной культурной политики Основы выделяют равный доступ всех граждан к культурным ценностям, участию в культурной жизни и пользованию организациями культуры, открытость и взаимодействие с другими народами и культурами и пр. Предусмотрены создание координационного органа по разработке и реализации государственной культурной политики и формирование Российского фонда культурного развития.

Много еще важных и нужных направлений обозначил Указ Президента, как и до него Основы законодательства Российской Федерации о культуре и Закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Последний нормативный правовой акт в главе IV «Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия», прописал гарантии для объектов культурного наследия, включенных в государственный реестр. Так, ст. 23 этой главы устанавливает, что исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации; в отношении объекта культурного наследия федерального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы; в отношении объекта культурного наследия регионального значения - по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - согласованного с органом местного самоуправления).

При этом исключение объекта культурного наследия из реестра осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им истори-

133

ко-культурного значения.

В главе VII «Сохранение объекта культурного наследия» Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» детально прописаны меры, направленные на такое сохранение, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В целях привлечения внимания общества к вопросам сохранения объектов природного наследия и в связи с исполняющимся в 2017 году 100-летием создания в России первого государственного природного заповедника Президент Российской Федерации Указом от 1 августа 2015 г. № 392 постановил провести в 2017 году в Российской Федерации Год особо охраняемых природных территорий [40].

Что же мы видим в реальной действительности? А то, что ежегодно в России гибнет около двухсот объектов наследия - такую цифру привел еще в 2010 году не кто иной, как министр культуры [41], и дело с тех пор к лучшему не меняется. Застройщики готовы уничтожать и уничтожают исторические здания ради выгодных подрядов, и государство не предпринимает действенных мер к их защите. В Москве под угрозой ликвидации - палаты князя Пожарского на Большой Лубянке, храм Воскресения Христова в Кадашах. В Подмосковье идет натиск на земли музеев-заповедников и пейзажных парков. Часть охранной зоны музея-усадьбы «Архангельское» окончательно передана в аренду олигархическим структурам, так как в бюджетах правительства Московской области и Министерства культуры не нашлось двадцати миллионов рублей его содержание. На другой части ранее заповедных территорий открыт строительный супермаркет. На территории заповедных зон вокруг Абрамцева и Радонежа строятся коттеджи. Застройщики не оставляют попыток обосноваться на периферии места воинской славы -Бородинского поля, находящегося под охраной государства в составе музея-заповедника.

В культурной столице Русского Севера - Вологде уже много лет один за другим гибнут представляющие историческую ценность деревянные дома. В Екатеринбурге под угрозой уничтожения находятся Медицинский городок и другие памятники свердловского конструктивизма. В городе Торжок (Тверская область) по результатам государственной экспертизы сняты с государственной охраны 45 объектов культурного наследия. В Нижнем Новгороде погибает исторический «Шахматный дом», так как нет денег на его реставрацию. Заброшены реставрационные работы на легендарной двадца-тидвухглавой Преображенской церковью в Кижах. (В 1990 году Кижский погост вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.) И так почти по всей России [42].

Встает вопрос - почему, несмотря на правильные вроде бы законы, подобное становится возможным? Во-первых, потому что нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере культуры, не имеют финансовой базы, без которой закон остается лишь благим пожеланием. Отсутствие финансовой стратегии государства в сфере культуры, финансирование ее по остаточному принципу сводит на нет усилия законодателя. Во-вторых, - отсутствие воли государства к реализации законодательных установлений. Властные органы закладывают в бюджет астрономические суммы на обновление своих автопарков, а вовсе не таких уж заоблачных средств на реставрацию объектов культурного наследия найти не могут. В-третьих, прописанные нормы сами по себе содержат возможности выдавливать культурные ценности из единого государственного реестра. Вернемся к ст. 23 главы IV Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и обратим внимание, что исключение из реестра объекта культурного наследия осуществляется на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы. Совершенно 134

очевидно, что только независимая, а не государственная историко-культурная экспертиза, может выносить приговор историческим и культурным памятникам.

Что же касается реализации ч. 2 ст. 44 Конституции, закрепляющей право пользования учреждениями культуры и доступа к культурным ценностям, то, по нашему глубокому убеждению, посещение музеев должно стать бесплатным для всех и на постоянной основе, а не один раз в месяц или по праздникам, как определил, например, Департамент культуры г. Москвы [45]. Удивительно, но даже считающийся прогрессивным проект нового Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» ведет речь в п. 5 ч. 2 ст. 11 не о бесплатном посещении музеев для всех, а лишь о льготах для тех или иных категорий граждан [44]. Следует сделать также бесплатным посещение Государственной Третьяковской галереи и других объектов мирового культурного наследия. Если утвержденные Указом Президента от 24 декабря 2014 г. Основы государственной культурной политики закрепили в качестве одного из принципов государственной культурной политики равный доступ всех граждан к культурным ценностям, участию в культурной жизни и пользованию организациями культуры, то пора от слов переходить к делу.

Список литературы:

1. Агамиров К.В. Проблемы юридического прогнозирования: методология, теория, практика. М., 2015. С. 316.

2. Агамиров К.В. Юридическое прогнозирование как фундамент развития правовой системы. М., 2015.

3. Агамиров К.В. Прогностические проблемы совершенствования правовой системы, законотворчества и социального механизма правореализации. М., 2016.

4. Агамиров К.В. Прогнозирование правового поведения. М., 2017.

5. Агамиров К.В. Принципы и механизмы эффективного обеспечения правомерного поведения // Человеческий капитал. 2013. № 12.

6. Агамиров К.В. Основы прогнозирования в теории и социологии права. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016.

7. Агамиров К.В. Психология права // Человеческий капитал. 2016. № 8.

8. Агамиров К.В. Информационная база юридического прогнозирования // Ученые труды российской Академии адвокатуры и нотариата. 2016. № 3.

9. Агамиров К.В., Григорьева М.А. Сознательное в политике и праве // Человеческий капитал. 2016. № 11.

10. Агамиров К.В., Григорьева М.А. От права на самореализацию к праву на саморазвитие // Человеческий капитал. 2016. № 12.

11. Агамиров К.В., Григорьева М.А. Отчуждение личности и тревожность как факторы отклоняющегося поведения // Юридическая наука. 2016. № 6.

12. Агамиров К.В., Григорьева М.А. Информационные войны: причины, механизм и пути преодоления // Человеческий капитал. 2017. № 1.

13. Агамиров К.В. К понятию правовой системы // Вопросы российского и международного права. 2017. № 1.

14. Агапов В.С., Секач М.Ф. Общая психология. Раздел 1. Введение в психологию: Хрестоматия. М., 2014.

15. Букалерова Л.А, Шагиева Р.В. Коррупционные преступления в сфере образования // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2015. № 2.

16. Панин В.В. Коррупция в образовании современной России // Ректор вуза. 2010. № 8. С. 36-43.

17. О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»: Федеральный закон от 2 июня 2016 г. № 164-ФЗ // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198850&fld=134&dst =1000000001,0&гпё=0.05880320561482444.

18. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 // http://base.garant.ru/172780/; http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138624.

19. О потребительской корзине в целом по Российской Федерации: Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 227-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 5956. 07.12.2012; http://www.rg.ru/2012/12/07/korzina-dok.html; http://base.garant.ru/70271718/.

20. http://www.domeuropa.eu/leys/jobs-ley/4-salari-minim.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 4263. 31.12.2006; http://base.garant.ru/12151286/; http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 165864/#p112.

22. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 384-Ф3 // Российская газета. Федеральный выпуск № 6550. 05.12.2014; http://base.garant.ru/70810756/1/; http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 171692/.

23. http://www.mk.ru/social/2015/09/09/materinskiy-kapital-s-2016-goda-povysyat-na-22-000-rubley.html.

24. О федеральном бюджете на 2016 год: Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. № 359-Ф3 // Российская газета. Федеральный выпуск № 6856. 17.12.2015; http://www.rg.ru/2015/12/15/budjet-site-dok.html.

25. Российская газета. Федеральный выпуск № 6644. 08.04.2015; http://www.rg.ru/2015/04/08/oklad-dok.html; http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 177587/.

26. О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»: Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 433-ФЗ // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191416;fld=134;dst=100 0000001,0;rnd=0.7030144457239658.

27. Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165122/.

28. О Концепции государственной политики в отношении молодой семьи. Письмо Минобрнауки РФ от 08.05.2007 № АФ-163/06: Утверждена Министром образования и науки Российской Федерации 8 мая 2007 г. // http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/z3v.htm.

29. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=255452.

30. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г.: Утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р г. // http://www.rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html; http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70627660/.

31. http://www.topnews.ru/news_id_75341.html; http://rbcdaily.ru/society/562949988920373.

32. О внесении изменений в статьи 49 и 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»: Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 64-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск № 6349. 04.04.2014; http://www.rg.ru/2014/04/04/armiya-dok.html http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161219/.

33. http://dislife.ru/news/view/35769?comment_id=57336.

34. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. Федеральный выпуск 136

№ 5976. 31.12.2012; http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html;

http://base.garant.ru/70291362/.

35. http://www.rg.ru/2011/09/27/rspp.html.

36. Российский кодекс предпринимательской этики (Двенадцать принципов ведения дел в России, 1998) // Торгово-промышленные ведомости. 15.05.1999; http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_44_aId_17232.html.

37. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 46. Ст. 2615; http://base.garant.ru/104540/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165970/.

38. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ // http://www.rg.ru/2002/06/29/pamjatniki-dok.html; http://base.garant.ru/12127232/.

39. Основы государственной культурной политики: Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 // http://base.garant.ru/70828330/.

40. О проведении в Российской Федерации Года особо охраняемых природных территорий: Указ Президента Российской Федерации от 1 августа 2015 г. № 392 // http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201508010001

41. http://www.russkiymir.ru/news/24922/.

42. http://regnews.ru/society/utrachennye-pamyatniki-arkhitektury-382/.

43. http://mos-holidays.ru/besplatnye-muzei-moskvy/.

44. http://www.rg.ru/2011/10/26/kultura-site-dok.html.

References:

1. Agamirov K. V. Problems of legal forecasting: methodology, theory, practice. M, 2015. Page 316.

2. Agamirov K. V. Legal forecasting as base of development of a system of law. M,

2015.

3. Agamirov K. V. Prognostic problems of enhancement of a system of law, lawmaking and social mechanism of right implementation. M, 2016.

4. Agamirov K. V. Forecasting of legal behavior. M, 2017.

5. Agamirov K. V. Principles and mechanisms of effective ensuring good behavior/Human capital. 2013. No. 12.

6. Agamirov K. V. Forecasting bases in the theory and sociology of the right. M.: REU of G. V. Plekhanov, 2016.

7. Agamirov K. V. Right psychology//Human capital. 2016. No. 8.

8. Agamirov K. V. Information base of legal forecasting//Scientific works of the Russian Academy of legal profession and notariate. 2016. No. 3.

9. Agamirov K. V., Grigorieva of M. A. Soznatelnoye in policy and the right//the Human capital. 2016. No. 11.

10. Agamirov K. V., Grigorieva M. A. From the right to self-realization to the right to self-development//the Human capital. 2016. No. 12.

11. Agamirov K. V., Grigorieva M. A. Alienation of the personality and uneasiness as factors of deviant behavior//Jurisprudence. 2016. No. 6.

12. Agamirov K. V., Grigorieva M. A. Information wars: reasons, mechanism and ways of overcoming//Human capital. 2017. No. 1.

13. Agamirov K. V. To a concept of a system of law//Questions of the Russian and international law. 2017. No. 1.

14. Agapov V. S., Sekach M. F. General psychology. Section 1. Introduction in psychology: Anthology. M, 2014.

15. Bukalerova L. A., Shagiyeva R. V. Corruption crimes in education//Scientific works of the Russian academy of legal profession and a notariate. 2015. No. 2.

16. Panin V. V. Corruption in formation of modern Russia//the Rector of higher education institution. 2010. No. 8. Page 36-43.

17. About modification of article 1 of the Federal law "About the Minimum Wage": The federal law of June 2, 2016 No. 164-

FZ//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=198850&fld=134 &dst=1000000001,0&rnd=0.05880320561482444.

18. About a subsistence minimum in the Russian Federation: The federal law of October 24, 1997 No. 134-FZ//http://base.garant.ru/172780/; http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138624.

19. About a consumer goods basket in general across the Russian Federation: The federal law of December 3, 2012 No. 227-FZ//the Russian newspaper. Federal release No. 5956. 07.12.2012; http://www.rg.ru/2012/12/07/korzina-dok.html; http://base.garant.ru/70271718/.

20. http://www.domeuropa.eu/leys/jobs-ley/4-salari-minim.

21. About additional measures of the state support of the families having children: The federal law of December 29, 2006 No. 256-FZ//the Russian newspaper. Federal release No. 4263. 31.12.2006; http://base.garant.ru/12151286/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165864/#p112.

22. About the federal budget for 2015 and for planning period of 2016 and 2017: The federal law of December 1, 2014 No. 384-FZ//the Russian newspaper. Federal release No. 6550. 05.12.2014; http://base.garant.ru/70810756/1/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/.

23. http://www.mk.ru/social/2015/09/09/materinskiy-kapital-s-2016-goda-povysyat-na-22-000-rubley.html.

24. About the federal budget for 2016: The federal law of December 14, 2015 No. 359-FZ//the Russian newspaper. Federal release No. 6856. 17.12.2015; http://www.rg.ru/2015/12/15/budjet-site-dok.html.

25. Russian newspaper. Federal release No. 6644. 08.04.2015; http://www.rg.ru/2015/04/08/oklad-dok.html; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177587/.

26. About modification of article 13 of the Federal law "About Additional Measures of the State Support of the Families Having Children": The federal law of December 30, 2015 No. 433-

FZ//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191416;fld=134;dst= 1000000001,0;rnd=0.703 0144457239658.

27. About compulsory social insurance on a case of temporary disability and in connection with motherhood: The federal law of December 29, 2006 No. 255-FZ//http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165122/.

28. About the Concept of state policy concerning a young family. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 08.05.2007 No. AF-163/06: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-gosudarstvo/z3v.htm is approved as the Minister of Education and Science of the Russian Federation on May 8, 2007//.

29. About the main directions of the state family policy: The presidential decree of the Russian Federation of May 14, 1996 No.

712//http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=255452.

30. The concept of the state family policy in the Russian Federation for the period till 2025: No. 1618-r of//http://www.rg.ru/2014/08/29/semya-site-dok.html is approved by the Order of the Government of the Russian Federation of August 25, 2014; http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70627660/.

31. http://www.topnews.ru/news_id_75341.html; http://rbcdaily.ru/society/562949988920373.

138

32. About introduction of amendments to articles 49 and 53 of the Federal law "About a Conscription and Military Service": The federal law of April 2, 2014 No. 64-FZ//the Russian newspaper. Federal release No. 6349. 04.04.2014; http://www.rg.ru/2014/04/04/armiya-dok.html http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161219/.

33. http://dislife.ru/news/view/35769?comment_id=57336.

34. About education in the Russian Federation: The federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 No. 273-FZ//the Russian newspaper. Federal release No. 5976. 31.12.2012; http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html; http://base.garant.ru/70291362/.

35. http://www.rg.ru/2011/09/27/rspp.html.

36. The Russian code of entrepreneurial ethics (Twelve principles of business management in Russia, 1998)//Commerce and industry sheets. 15.05.1999; http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_44_aId_17232.html.

37. Bases of the legislation of the Russian Federation on culture: The law of the Russian Federation of October 9, 1992 No. 3612-I//Sheets of the Congress of People's Deputies of the Russian Federation and the Supreme Council of the Russian Federation. 1992. No. 46. Art. 2615; http://base.garant.ru/104540/;

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165970/.

38. About objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of the people of the Russian Federation: The federal law of June 25, 2002 No. 73-FZ//http://www.rg.ru/2002/06/29/pamjatniki-dok.html; http://base.garant.ru/12127232/.

39. Fundamentals of the state cultural policy: The presidential decree of the Russian Federation of December 24, 2014 No. 808//http://base.garant.ru/70828330/.

40. About carrying out in the Russian Federation Years of especially protected natural territories: The presidential decree of the Russian Federation of August 1, 2015 No. 392//http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201508010001

41. http://www.russkiymir.ru/news/24922/.

42. http://regnews.ru/society/utrachennye-pamyatniki-arkhitektury-382/.

43. http://mos-holidays.ru/besplatnye-muzei-moskvy/.

44. http://www.rg.ru/2011/10/26/kultura-site-dok.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.