Раздел IV
Методическое и технологическое сопровождение инновационных процессов в образовательном учреждении
УДК 371.214.272
А.Р. Чудинова Декада русского языка, литературы и истории в гимназии как способ развития информационнокоммуникативной компетенции учащихся и педагогов
В статье описывается опыт МАОУ «Гимназия №33» г. Перми по развитию информационно-коммуникативной компетенции учащихся и педагогов посредством организации предметных декад. Автор не только воссоздаёт структуру предметных декад, проведённых в гимназии за несколько лет, но и раскрывает развивающий потенциал отдельных мероприятий. Статья рассчитана на педагогов гуманитарных дисциплин и руководителей общеобразовательных учреждений.
Ключевые слова: информационная компетенция, коммуникативная компетенция, предметная декада, ИКТ, исследование, диалог
Продуктивная самореализация личности в XXI в. осуществляется через принципиально новые формы и методы получения образования: сетевые системы образования и организации школьной жизни, опору на индивидуальные траектории и интегрированные методы обучения.
© Чудинова А.Р., 2010
Фраза «Кто владеет информацией, тот владеет миром» в современных условиях приобретает особую актуальность. Освоение информационной компетенции (владение современными средствами информации и информационными технологиями, умение искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, а также преобразовывать и сохранять её) повышает социальную мобильность человека. Это в равной мере относится и к ученикам, и к педагогам. Не секрет, что многие учителя склонны недооценивать роль ИКТ в современном мире, и в образовании в частности. Одна из задач ЦИО «Развитие информационно-коммуникативной компетенции учащихся на уроках гуманитарного цикла и во внеучебной деятельности в преемственных отношениях школа-вуз» МАОУ «Гимназия №33» -изучать и апробировать способы использования ИКТ в образовательном процессе с целью его оптимизации.
В основе коммуникативной компетенции лежит умение анализировать (критически воспринимать) чужой текст и создавать собственный в соответствии с требованиями ситуации, социальной ролью. Освоение учащимися умений, связанных с анализом и построением авторского текста, может отрабатываться и диагностироваться с использованием интерактивных технологий. Несомненным плюсом в выборе интерактивных технологий для решения этой непростой задачи является неослабевающий интерес школьников к ИКТ, фото- и видео творчеству, что отчасти решает проблему мотивации учащихся, так как совершенствование устной и письменной речи становится для них групповой ценностью.
ЦИО МАОУ «Гимназия №33» в течение нескольких лет активно работает над проблемой соотношения ИКТ и традиционных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы. Внедрение ИКТ в образовательный процесс происходит в следующих направлениях:
1) в качестве дидактического материала;
2) для освоения, систематизации и обобщения способов действия с изученным материалом;
3) в качестве объекта лингвистического исследования;
4) для анализа и диагностики уровня освоенности коммуникативной компетентности.
Декады русского языка, литературы и истории, ставшие в гимназии традиционными, рассматриваются нами как один из способов развития информационнокоммуникативной компетенции учащихся и педагогов.
Предметная декада - это не только традиционное внеучебное мероприятие, преследующее определенные учебные и воспитательные цели, это еще и многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими образовательными задачами, и подчиненной решению этих задач рационально отстроенной системы занятий, конкурсов, игр, олимпиад, тематических клубов и конференций.
Цель предметной декады по русскому языку и литературе: создать условия для актуализации использования информационно-коммуникационных технологий при изучении предметов гуманитарного цикла.
Задачи:
• мотивация учебной деятельности учащихся, формирование устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, литературы и истории;
• знакомство учащихся и педагогов гим-
назии с различными ИК-технологиями, Интернет-ресурсами, электронными пособиями, оптимизирующими процесс усвоения гуманитарных дисциплин;
• вовлечение учащихся, педагогов и родителей в совместную образовательную творческую деятельность гуманитарной направленности с использованием ИКТ;
• создание условий для развития коммуникативных способностей учащихся;
• выявление творческих способностей учащихся, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
В данной работе нам хотелось бы кратко представить опыт проведения двух предметных декад МО гуманитарных дисциплин МАОУ «Гимназия №33», показать изменения в подходах к их организации, представить свою позицию в отношении влияния предметных декад на развитие информационной и коммуникативной компетенции учащихся и педагогов.
Первая предметная декада, которая проходила в гимназии в 2008/09 учебном году, была посвящена Году семьи, объявленному ЮНЕСКО. Схематичный план дня предметной декады выглядит следующим образом. Первая половина дня - учебные мероприятия (особым образом выстроенные занятия: мастер-классы «Использование ресурсов Интернета (Национального корпуса русского языка) для решения учебных задач», «Создание авторского текста в одном из риторических жанров», уроки-конференции «Речевой портрет подростка - участника чата», «Динамика лексической системы литературного языка на примере внутренних заимствований», викторины, тематические игры и т.д.). Вторая половина дня - учебно-развлекательные мероприятия (конкурсы, викторины, турниры, марафоны и пр.).
Первая предметная декада русского языка и литературы проходила в форме марафона-пазла. Ежедневно после подведения итогов наиболее активным классам выдавались фрагменты «лингвистической карты». В лучшем случае каждый
класс к концу предметной недели должен был собрать карту полностью. Помимо этого подсчитывался рейтинг классов, в результате которого объявлялись классы-победители в каждой возрастной параллели (5-7-х, 8-11-х). Подсчитывался также рейтинг педагога, учитывающий как массовость участия его учеников в мероприятиях декады, так и результативность этого участия.
Мероприятия предметной декады разбиты условно на пять блоков. (Далее подробно будет говориться только о тех мероприятиях декады, которые направлены в первую очередь на развитие информационно-коммуникативной компетенции):
1) Турниры знатоков русского языка.
2) «Родной язык и литература в моей семье, для моей семьи, о моей семье».
Задачи: развитие личностных нравственных, эстетических качеств гимназистов, ориентированных на истинные духовные ценности; усиление консолидирующей роли семьи в нравственном развитии общества; развитие предметных и содержательных связей между детьми, родителями, дедушками, бабушками в процессе творческой деятельности, раскрытие роли ИКТ в создании совместного творческого продукта.
Мероприятия:
1. Конкурс эссе «Мое родословное древо» (9-11 классы).
К эссе прилагается схема родословного древа, выстроенного с использованием одной из электронных технологий, с мультимедийной презентацией на этапе публичного представления работы. Коллективные работы не принимаются.
2. Литературная игра «Мама, папа, я
- читающая семья» (5-6 классы).
Состав команды - 6 человек от класса (три ученика, три родителя).
Выбранная форма организации мероприятия призвана актуализировать разновозрастное диалоговое взаимодействие участников, а созданная игровая ситуация - снять некоторые сдерживающие факторы этого взаимодействия.
3. Научно-практическая конференция с использованием ИКТ «Как просто рассказать о сложном» (конкурс презентаций по русскому языку).
Задача: вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам при помощи использования информационно-коммуникационных технологий.
Учащимся под руководством педагогов предлагается создать мультимедийную презентацию в Microsoft PowerPoint на тему «Русский язык. Как просто рассказать о сложном». Выбирается интересующий аспект языкознания, желательно использовать материал, выходящий за рамки школьной программы. Оценивается сама презентация и ее защита.
Конкурс проводится в трёх возрастных группах: 5-6, 7-8 и 9—11-е классы.
4. День ораторского искусства.
Задача: создать условия для развития
коммуникативных способностей учащихся (в устной и письменной форме), привлечения ИКТ для поиска, обработки и оформления представляемых материалов.
Мероприятия:
1) Стендовая защита брошюр и газет лингвистической тематики (конкурс стенгазет, брошюр по русскому языку и литературе среди 5-11 классов).
2) Конкурс устных сообщений на свободную тему среди учащихся 5-6-х гимназических классов.
3) «Уроки ораторского мастерства» (встреча с пермскими журналистами) -7-8-е классы.
5. В мире произведений Н.Н. Носова.
Задача: повышение интереса учащихся к творчеству Н.Н. Носова, мотивация творческой исследовательской деятельности учащихся, направленной на создание текста сценария литературного вечера и его реализацию.
Мероприятия:
Литературный вечер для учащихся 1—7-х классов, посвященный 100-летию со дня рождения Н.Н. Носова.
Предметная декада по русскому языку, литературе и истории «Малая академия гуманитарных наук» проводилась в МАОУ «Гимназия №33» в декабре 2009 г. и была посвящена Году молодёжи, что и определяло тематику и проблематику мероприятий декады. Предметная декада разделялась на несколько тематических дней, в каждый из которых класс «сдает зачет» по определенной дисциплине и получает сертификат об овладении следующими специальностями: «Исследо-
ватель», «Грамотей», «Интерпретатор», «Писатель», «Кинорежиссер».
Вторая декада имела несколько существенных отличий от предыдущих. Во-первых, кроме русского языка и литературы была задействована ещё одна образовательная область - история. Во-вторых, декада была спланирована как ряд массовых, масштабных мероприятий, участниками которых становились учащиеся различных параллелей (литературно-музыкальная гостиная «Страницы истории», дискуссия «Молодёжный язык: норма или антинорма», пресс-конференция учащихся-авторов сборников «Малые фольклорные жанры» и «Сочиняем сказку» для 5-9-х классов). В-третьих, декада существенно расширила свою «географию»: были организованы мероприятия за пределами гимназии или с привлечением дополнительных творческих коллективов (концерт артистов Пермского академического театра оперы и балета «Музыка на все времена», экскурсия по Перми «Исторические и литературные памятники Перми», лекция для 10-11 классов «Современная литература. Произведения - лауреаты литературных премий»). Некоторые мероприятия декады были открыты для посещения педагогами района. В-четвёртых, предполагалось, что активное участие в мероприятиях должны были принимать родители учащихся гимназии, выступая не только как помощники и консультанты, но и как члены родительского жюри,
например, в конкурсе уроков развития речи и культурологи в 5-6-х классах. В-пятых, выбор форм мероприятий декады определялся разнообразием текстов, создаваемых в процессе подготовки и проведения мероприятий.
1) «Грамотей».
Конкурс проводится по трём возрастным категориям: 5-6 классы «Линг-волото», 7-8 классы «Лингвистическое путешествие», 9-11 классы «Лингвока-вардак».
Конкурс «Лингвистическое путешествие» имеет краеведческий уклон, ориентирован на исследование топонимики Пермского края и проверку знаний учащихся о родном городе. Команде от класса предлагается домашнее задание: представление в творческой форме одного из памятников г. Перми. Для конкурса «Лингвокавардак» старшеклассникам в качестве домашнего задания предлагается подготовить социальную рекламу о русском языке.
2) «Исследователь».
Тема дня - «Язык и культура молодёжи».
Учащиеся 9-11 классов (индивидуально или командами по 2-3 человека) участвуют в конкурсе проектов уроков развития речи и культурологии для 5-6 классов. На этапе подготовки учащимся рекомендуются примерные темы уроков, которые они вправе принять или отклонить, сформулировав тему самостоятельно с учётом условий конкурса: «Культурные способы диалогового взаимодействия: история и реальность», «Кого (как) раздевает речь (речевой портрет социальной группы)», «Невербальные компоненты в диалоговом взаимодействии» и т.д. Учащиеся под руководством педагогов разрабатывают проекты и проводят уроки для учеников 5-6 классов. Проведённый урок и текст проекта оценивается жюри, состоящим из учителей-предметников, представителей родительских комитетов классов, учащихся. Причём для каждой
категории участников жюри разработаны свои критерии оценки, ориентированные на уровень их компетентности.
Учащимся 5-6 классов предлагается поучаствовать в конкурсе мини-исследований на тему «Лексика, ограниченная в употреблении, как предмет лингвистического исследования». Учащиеся выполняют лингвистическое исследование (например: «Сегодняшний день русских фразеологизмов», «Профессионализмы в речи моих родителей», «Особенности языка интерактивного взаимодействия» и т.д.) и разрабатывают дидактические материалы для проведения уроков русского языка в 5-6 классах в форме мультимедийной презентации.
На диспут «Язык молодёжи: норма или антинорма» приглашаются команды учащихся 10-11 классов. Организаторами и ведущими диспута также являются старшеклассники под руководством педагогов, что позволяет расширить спектр жанров, опыт работы с которыми могут получить участники предметной декады. Выбор такой формы, как диспут, неслучаен. Спонтанное диалоговое взаимодействие (даже при условии оговоренной заранее темы) является наиболее сложной формой проявления коммуникативной компетенции и даёт богатый материал для педагогической диагностики и рефлексии.
В ходе диспута жюри оценивает как уровень подготовки команд, так и уровень организации и ведения диспута.
3) «Интерпретатор».
Конкурс культурологических интерпретаций «Загадки истории» предлагается учащимся 7-8 классов. Из программного материала по истории и литературе им нужно выбрать фрагмент для театрализации (2-3 минуты) с последующей интерпретацией (3-5 минут). Предметное содержание, которое осваивают учащиеся 7-8 классов, отражает обычно историческую или художественную реальность, отделённую от них несколькими веками.
Поэтому многие исторические и культурные реалии остаются ими непонятыми. Изучение исторических и культурологических источников призвано способствовать более внимательному прочтению учащимися предлагаемого материала (произведения), а театрализованная форма представления - творческому и разностороннему представлению результатов своего исследования.
Конкурс проводится в форме театрализованной конференции.
Задачи, во многом схожие с конкурсом культурологических интерпретаций «Загадки истории», стоят перед литературно-музыкальной гостиной «Страницы истории» для 9-11 классов. Однако в силу возраста задачи несколько усложняются. Участникам предлагается, изучив предложенную эпоху (эпоха выбирается в соответствии с программой по литературе и истории, например, Серебряный век, сталинская эпоха, хрущёвская оттепель и т.д.), наиболее полно и ярко представить её всеми возможными творческими способами (литературный монтаж, пение, танцы, исторические комментарии, театрализация, мультимедийная презентация и т.д.) в течение 10-12 минут.
Подготовка и участие в литературномузыкальной гостиной требует от участников серьёзного, вдумчивого анализа выбранной эпохи, выделения наиболее типичных её черт, отбора яркого материала и разнообразных форм его представления, проявления творческого потенциала, недюжинных коммуникативных умений при написании сценария и последующем выступлении.
4) «Писатель».
Учащимся 5-9 классов предлагается попробовать себя в роли автора художественного текста. Выбор жанра письменного текста определяется возрастными особенностями авторов и программой по литературе: 5 классы - малые фольклорные жанры; 6 класс - сказка; 7-9 класс
- письмо от лица литературного героя.
Конкурс завершается пресс-конференцией победителей. Для участия в конференции победители готовят спичи, а прочие участники — вопросы. Таким образом создаётся ещё одна ситуация меж-возрастного диалогового взаимодействия в заранее оговорённых тематических рамках.
5) «Кинорежиссер».
Гимназический кинофестиваль «Поколение Next», посвященный Году молодежи. На конкурс представляются видеоролики на тему «Поколение Next» хронометражем до 5 минут, созданные учащимися, возможно, в соавторстве с родителями или под руководством педагогов, классных руководителей. Участие в кинофестивале — это ещё одна возможность представить авторский текст в рамках предложенной темы (точнее, свою интерпретацию темы) с использованием ИКТ.
Декада русского языка и литературы выстроена таким образом, что в ходе подготовки к ней учащиеся неизбежно создают авторские тексты: текст-представление (защита) своей творческой работы, учебный текст-обобщение материала, сценарий, газета или брошюра, стендовый доклад и т.д.; участвуют в содержательном предметном диалоге с разными собеседниками (сверстниками, старшими и младшими учениками, консультантами, родителями, учителями). Подобное творчество востребует целый комплекс коммуникативных умений, которые осваиваются в гимназии: умение выделять главное, коротко и грамотно формулировать свою мысль, ориентироваться в культурном контексте, эмоционально и выразительно воспроизводить уже созданный текст, вступать в диалог и поддерживать его и т.д. ИКТ осознаются учащимися как средство поиска, обработки и эффектного и эффективного представления материала исследования.
В ходе декады разработаны дидактические и методические материалы, которые легли в основу электронного сборника «Декада русского языка, литературы и истории как способ развития основных компетенций учащихся гимназии» и были представлены в ходе курсов повышения квалификации ПГПУ «Роль и место ИКТ в преподавании гуманитарных предметов и организации внеучебной деятельности».
Библиографический список
Извозчиков В.В. Интернет как компонент информационной картины мира и глобального информационно-образовательного пространства / В.В. Извозчиков, Г.Ю. Соколова, Е.А. Тумалева // Наука и школа. - 2000. - №4.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.
Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах / И.В. Роберт //Информатика и образование. - 2001. - №5.
Соколова Н.Ю. Методы обучения при использовании информационных и телекоммуникационных технологий / Н.Ю. Соколова // Вопросы Интернет-образования. - 2007. -№29.
Зайцева С. А. Современные информационные технологии в образовании / С.А. Зайцева, В.В. Иванов. - Режим доступа: sgpu2004.narod.ru/infotek/
infotek2.htm
Использование информационных и коммуникационных технологий в общем среднем образовании. Разработка Института дистантного образования Российского университета дружбы народов, 2006. - Режим доступа: www.ido.rudn. ru/nfpk/ikt/ikt5.html