Научная статья на тему 'Декабристы в Иркутске (к истории вопроса)'

Декабристы в Иркутске (к истории вопроса) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3164
694
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Декабристы в Иркутске (к истории вопроса)»

ДЕКАБРИСТЫ В ИРКУТСКЕ (К ИСТОРИИ ВОПРОСА)

Н.Е. Каменская

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. в г. Санкт-Петербурге и 29 декабря 1825 г. - 3 января 1826 г. Черниговского полка на Украине - яркая и трагическая страница истории России. «Как политическое предприятие 14 декабря было несчастием, стоившим невознаградимых жертв. Но декабристы важны не как заговор, не как тайное общество; это нравственно-общественный симптом, вскрывший обществу недуги, которых оно само в себе не подозревало; это целое настроение, охватившее широкие круги, а не 121 человек только, признанных виновными и осужденных по нескольким степеням виновности», - писал историк В.О.Ключевский1.

Новейшие исследования подтверждают эту мысль В.О.Ключевского. По последним данным2, из общего числа участников тайных обществ в России первой четверти XIX века:

- 141 человек (участники тайных обществ и военных выступлений 1825-1826 годов) был осужден по приговорам судов;

- 110 человек наказаны в административном порядке;

- 99 человек освобождены от наказания;

- 43 человека оправданы в результате следствия;

- 31 человек не был привлечен к следствию;

- 26 человек (предполагаемые участники тайных обществ и военных выступлений 1825-1826 годов, ставшие известными к настоящему времени) вообще не привлекались к следствию, оставаясь вне поля зрения следственной комиссии;

- 20 человек умерли до окончания следственного процесса.

Таким образом, можно говорить о всплеске общественного недовольства, охватившего русское просвещенное дворянство в первой четверти XIX века и о 470-ти декабристах, известных к настоящему времени. Они «забегали со своими освободительными планами вперед. Осуществление лозунга «свобода» могло означать в тех исторических условиях только свободу развития буржуазных отношений, а для России была как раз характерна недостаточная зрелость буржуазных предпосылок. Капиталистический уклад в стране только-только обозначился, третье сословие отсутствовало, крестьянство было проникнуто монархическими настроениями. Гигантскую сложность представляла в России развязка векового антагонизма крепостного и помещика. И, тем не менее, определенные шансы ускорить развитие страны у декабристов имелись в случае военной удачи», - указывают некоторые современные исследователи3.

Именно поэтому, говоря об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года, писатель Л.Н. Толстой отмечал, что освободили крестьян не император и правительство, а декабристы: «Декабристы принесли себя в жертву»4. Они пытались в 1825 г. разрешить те проблемы, которые позднее оказалось бессильно решить правительство Николая I в период его почти 30-летнего царствования.

В советской историографии восстание декабристов оценивалось как начало революционной борьбы в периодизации русского освободительного движении, на основе ленинского определения первого периода освободительного движения в России, как периода «дворянской революционности». В.И. Ленин выстраивал линию исторической преемственности в три главных этапа соответственно трем главным классам русского общества: от декабристов - к разночинцам и буржуазным демократам и далее - до пролетарского периода. По известным причинам в советское время ленинская периодизация критике подвергнута быть не могла. Хотя еще в 1922 г. внук декабриста С.Г. Волконского С.М. Волконский публично обратил внимание на неправомочность такой «преемственности» в силу специфических особенностей движения декабристов, кроющихся, как это позднее подтвердил исследователь русской культуры Ю.М.Лотман, в

самом характере декабриста как историко-психологического и культурного типа личности, не имеющего аналога в русской истории5. Декабризм как общественно-политическое движение, как идейное и общекультурное течение оставил глубокий след в духовной жизни русского общества, в истории русской культуры, создав свое мировоззрение, мораль, эстетику, литературу, свое понимание культуры и ее задач. Пророческими оказались слова Л.Н. Толстого - автора неоконченного романа «Декабристы», сказанные им в 1908 г.: «Если декабристы не интересуют меня как прежде как материал работы, они всегда интересны и вызывают самые глубокие мысли и чувства»6.

Иркутск - одно из основных мест памяти декабристов, что определяется его особой ролью крупного административного, политического, экономического и культурного центра. Через Иркутск дважды - сначала на каторжные работы, а затем на поселение - прошли почти все декабристы, члены Северного и Южного обществ, Общества Соединенных Славян, Общества военных друзей, Астраханского и Оренбургского тайных обществ; солдаты-декабристы - участники восстаний 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге и Черниговского полка на Украине, не считая отправленных в действующую армию на Кавказ. Из Иркутска как «столицы» Восточно-Сибирского генерал-губернаторства велось непосредственное наблюдение за декабристами - «государственными преступниками» в годы каторги и поселения. Иркутская поселенческая колония была одной из самых значительных и интересных. Она объединяла большую группу декабристов (50 человек, из которых 35 человек жили продолжительное время на территории современной Иркутской области). Это М.С. Лунин, С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, братья Н.М. и А.М. Муравьевы, братья П.И. и А.И. Борисовы, братья А.В. и ИВ. Поджио, В.Ф. Раевский, Ф.Б. Вольф, П.А. Муханов, А.П. Юшневский, Ф.Ф. Вад-ковский, В.А. Бечаснов, Н.А. Панов, А.Н. Сутгоф, А.И. Одоевский, П.Ф. Громннцкий, И.А. Анненков, П.Ф. Дунцов-Выгодовский, А.Н. Муравьев, А.И. Якубович, Н.А. Чи-жов, Н.Ф. Заикин, Н.А. Загорецкий, В.М. Голицын, А.В. Веденяпин, М.Ф. Митьков, В.П. Колесников, Х.М. Дружинин, Д.П. Таптыков, Н.П. Репин, А.Н. Андреев, В.И. Штейнгейль, И.И. Иванов, П.Н. Свистунов, М.И. Рукевич, братья А.И. и П.П. Беляевы, А.А. Быстрицкий, Ю.К. Люблинский, Н.И. Лорер, М.К. Кюхельбекер, солдат-декабрист Н. Поветкин, А.Н. Луцкий, М.А. Назимов, А.З. Муравьев, А. Л. Кучевский. На короткое время в период поселения приезжали братья Н.А. и М.А.Бестужевы, И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер, И. Д. Якушкин.

К тому же в ведении канцелярии генерал-губернатора Восточной Сибири находились декабристы, поселенные в Якутской области (10 человек), в Забайкалье (10 человек) и в Енисейской губернии (30 человек)7.

До событий 1825-1826 г.г. в Иркутске служил в 1819-1821 г.г. инженер-капитан путей сообщения, соратник М. М. Сперанского декабрист Г. С. Батеньков, после заключения бывший на поселении в Томске (1846-1856 г.г.).

Переосмысление пройденного пути привело декабристов к необходимости продолжить в новых для них условиях ссылки служение Отечеству так, как они это понимали. «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили», - писал декабрист М.С.Лунин8. Этими словами определяется общественно-политическая направленность деятельности ссыльных декабристов. В Сибири они не замкнулись в своем кружке, не обособились в своей внутренней жизни, а повернулись лицом ко всем насущным проблемам большого Сибирского края. Их многолетняя, бескорыстная, многогранная, неустанная деятельность способствовала развитию многих сторон научной, хозяйственной, промышленной, культурной жизни Восточной Сибири. Она благотворно влияла на общественно-политическую жизнь края и рост самосознания сибирского населения, практически охватывая все его слои.

С 1845 г., после переезда семей Волконских и Трубецких в Иркутск, и до амнистии 1856 г., губернская столица на протяжении одиннадцати лет была также и «столицей» декабристской колонии Восточной Сибири. По признанию самих декабристов и их современников, именно дома Волконских и Трубецких являлись двумя главными центрами, которые объединяли всех остальных членов иркутской поселенческой колонии, а также приезжавших в Иркутск декабристов из Западной Сибири и Забайкалья9.

На территории современной Иркутской области похоронены: в Иркутске - В. А. Бечаснов, В.П. Колесников, П.А. Муханов, И.В. Поджио, Н.А. Панов, П.Ф. Дунцов-Выгодовский, Е.И. Трубецкая с детьми Софьей, Владимиром, Никитой; А.З. Муравьев, А.П. Юшневский; в с. Оек - Ф.Ф. Вадковский; в Усолье-Сибирском - П.Ф. Громниц-кий; в с. Каменка - И.И. Иванов; в с. Олонки - В. Ф. Раевский с женой Евдокией Моисеевной и сыном Михаилом; в с. Верхоленское - Н.П. Репин и А.Н. Андреев; в с. Кор-кино - М.И. Рукевич; в с. Александровское - Н. Поветкин; в пос. Б.Разводная - братья А.И. и П.И. Борисовы; в с. Урик - Н.М. Муравьев с племянником Никитой10.

В Иркутске и области находятся историко-архитектурные и ландшафтные памятники и памятные места, связанные с декабристами. Это - дома Волконских, Трубецких, П. А. Муханова в Иркутске; дом П. Ф. Громницкого в с. Бельск; дом В. М. Голицына в г. Киренске; дом и сад В.Ф. Раевского в с. Олонки; дом В.А. Бечаснова в с. Смоленщина; дачное место декабристов - «Камчатник» в устье р. Куды с каменными диванами, по семейному преданию, вырубленными С.Г. Волконским и др11.

Одно из самых старых сооружений, связанное с жизнью декабристов в Иркутске, - это Преображенская церковь. Церковь заслуживает внимания — если не с архитектурной, то с исторической точки зрения. Ведь для семьи Волконских она была как бы домашней церковью. В ее стенах отпевали декабриста П. А. Муханова. Здесь венчались дети многих декабристов, и их имена нередко встречаются в старых церковных книгах.

Через дорогу от церкви стоит здание Сиропитательного дома Елизаветы Медвед-никовой. Основанный в 1838 году, он предназначался для воспитания девочек из бедного сословия и стал первым женским учебным заведением Восточной Сибири. Благодаря декабристам программа обучения здесь стала гораздо шире, чем в подобных ему заведениях. Если в других давали воспитанницам только начала письма, чтения, счета и в основном учили рукоделию, домашнему хозяйству, то здесь преподавали историю, географию, естествознание, грамматику, рисование, пение и даже гимнастику, проводили литературные вечера, устраивали спектакли

Здание областного художественного музея - хранилище бесценных реликвий Н.А. Бестужева. Среди художников в 40-50-х годах XIX века большой популярностью в Иркутске пользовался именно этот художник-декабрист. Бестужев изображал не только своих товарищей по судьбе и их жен. Благодаря Бестужеву сегодня мы видим зарисовки каторжных работ, поселений декабристов в Сибири.

С именами М.С. Лунина и П.Ф. Выгодовского, который умер здесь в полной нищете и безвестности для русского общества, связано в Иркутске здание Польского костела. Польский костел - памятник интернационального значения, но для иркутян он является еще и памятником истории, так как со времени его постройки он становится местом встреч политических ссыльных и одним из центров оппозиции царским властям.

14 декабря 1985 года Иркутск отмечал 160 лет со дня восстания декабристов. В ознаменование этого события было решено установить камень там, где предполагалось поставить памятник. Прошло более 20 лет, и Иркутск уже отметил 180-летие, уже выросло новое поколение людей, а камень все стоит - недвижимый. Тем не менее, современный Иркутск - признанный центр декабристоведения и хранитель духовного наследия декабристов. Трудами ученых, стоявших у истоков разработки проблем декабри-стоведения и работавших в Иркутске - М.П. Овчинникова, Б.Г. Кубалова, М.К. Азадов-

ского, Ф.А. Кудрявцева, С.Ф. Коваля и других - подготовлен качественно новый, современный этап изучения данной темы. Из узкокраеведческой она переросла в общероссийскую по своей значимости и вписывается в рамки огромной проблемы - общественного движения и революционной борьбы России первой четверти XIX века.

Созданный в 1976 г. при Иркутском государственном университете научный проблемный совет «Декабристы и Сибирь» объединил усилия ученых-декабристоведов страны работой над многотомной серией документов и материалов «Полярная Звезда»12. Значительным вкладом в развитие исторической науки стали научно-практические конференции о декабристах 1975, 1981, 1985, 1995, 2000 г.г., проведенные в Иркутске.

Богатейшие документальные материалы по истории пребывания декабристов в Сибири хранятся в Государственном архиве Иркутской области. В научной библиотеке Иркутского государственного университета хранятся собрания книг М.С. Лунина, С.П. Трубецкого, некоторые издания из библиотек С.Г. Волконского, В.Ф. Раевского, А.О. Корниловича, братьев А.И. и П.И. Борисовых13.

Тема декабристов за последние десятилетия прочно вошла в культуру, искусство, литературу современного Иркутска. С 1985 г. проводится ежегодный фестиваль «Декабристские вечера».

Дом-музей декабристов был открыт в Иркутске в 1970 г. как отдел Иркутского областного краеведческого музея. Однако этому важному событию в культурной жизни Восточной Сибири предшествовал длительный исторический период, на протяжении которого формировалась коллекция декабристских раритетов, вынашивалась идея создания такого музея. Ещё при декабристах в библиотеку и музей Восточно-Сибирского отдела Русского Императорского Географического общества стали поступать книги и различные предметы. В 1913 г. небольшая декабристская коллекция была показана на выставке иркутской старины, организованной Иркутской Губернской учёной архивной комиссией. В 1916 г. дом Волконских в Иркутске был признан историческим памятником. В 1925 г. в Иркутском музее Революции была открыта большая выставка к 100-летнему юбилею восстания декабристов. Многие ее экспонаты составили основу мемориальной коллекции Музея декабристов. После соединения с краеведческим музеем в 1928 г. специальный раздел о декабристах был организован в отделе истории и действовал там вплоть до открытия музея в доме Трубецких в 1970 г.. Но, наряду с идеей переноса всех сохранившихся в Иркутске декабристских могил в одно место, в 1936 г. обсуждался вопрос о создании музея декабристов в бывшем доме Волконских. Война надолго отодвинула работы по открытию декабристского музея в Иркутске. Иркутская общественность вернулась вновь к обсуждению этого вопроса в конце 1950-х годов. Правнук декабриста С.Г. Волконского М.П. Волконский, посетив Иркутск в 1960 г., считал, что лучшего места для такого музея, как сохранившийся дом Волконских, трудно найти.

Не будем забывать, что декабристский музей открылся как отдел краеведческого под занавес 1970 года - года столетия В.И.Ленина, а официальная пропаганда настороженно относилась к революционерам-романтикам, «князьям». После временной выставки 1970 г. «Декабристы в Иркутске» была создана экспозиция «Декабристы в Восточной Сибири» 1973 г. Она рассказывала о предыстории появления декабристов в крае, о годах каторги, жизни на поселении и амнистии. В 1985 г. после большой реставрации распахнулись двери дома Волконских, ставшего музеем. В 1999 г. отдел декабристов реорганизован в Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов. Богатейшие документальные материалы по истории пребывания декабристов в Сибири хранятся в Иркутском музее декабристов. В музее собраны уникальные коллекции - подлинные вещи К.Ф. Рылеева, И.И. Пущина, И.И. Горбачевского, Н.В. Басаргина, П.Г. Каховского, Д.И. Завалишина, Г.С. Батенькова, семей Волконских,

Трубецких, Муравьёвых, Юшневских, Ивашевых, Кюхельбекеров и Фонвизиных. Музей регулярно проводит музыкально-литературные салоны. Возрожден «Домашний театр Волконских». Открыта для посещения конюшня Волконских и конюшня Трубецких.

Декабристам удалось обогатить иркутскую культурную традицию теми красками, которые до них еще не существовали. Знаменитый светский салон М. Волконской был центром культурной жизни Иркутска. Здесь обучал музыке и пению учитель из Флоренции Иосиф Борзатти. Он шесть лет прожил в иркутском доме Волконских. Кстати, по свидетельству современников, в начале XIX века в городе насчитывалось три-четыре фортепиано, а в декабристский период их уже было около шестидесяти.

Декабристы считали образование основой жизни. Декабрист И. Якушкин открыл в Ялуторовске школу. Талантливый педагог В. Раевский тоже организовал подобную школу в селе Олонки. Более того, в период жизни декабристов в Иркутске было построено первое постоянное театральное здание. Именно декабристы консультировали иркутских актеров при постановке многих спектаклей.

Жены декабристов были известны своей благотворительностью. Княгиня Трубецкая брала на воспитание детей-сирот. Как могла, она помогала и церквям. Иркутский архиепископ Нил называл ее «второй Матерью», несмотря на то, что она все-таки была светской дамой. Когда княгиню Трубецкую хоронили в ограде Знаменского монастыря, монахини несли ее гроб на руках. За ними шел в молчании весь город: и нищие, и купцы, и чиновники во главе с генерал-губернатором. Один из современников тех лет писал, что никогда не видел, чтобы так по кому-либо скорбел иркутский люд.

Декабристы первыми в Сибири стали выращивать огурцы в парниках. Крестьяне рассказывали, как политические ссыльные «поднимали окошки над овощью». В диковинку сибирякам было видеть в краю суровых морозов дыни и арбузы, ведь им были известны лишь «земляные яблоки» (картофель).

Привили декабристы иркутским жителям и интерес к шахматам. Если верить преданиям, в Иркутске есть шахматный столик, сделанный С. Волконским. В экспозиции музея декабристов есть пешка из агата от шахматного комплекта, сделанного декабристом В. Ивашевым.

В настоящее время у музея много важных проблем. Одна из них - продолжение реставрационных работ обеих декабристских усадеб. Очень нуждаются в опеке и помощи декабристские места Иркутской области, музейные уголки, где отбывали ссылку невольные узники края. Представляется важным сохранить и передать потомкам частицу духовного наследия славного прошлого для возрождения и процветания России и ее неотъемлемой части - Сибири.

1 Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах. - Т.5. - М., 1988. - С.428.

2 Ильин П.В. Новое о декабристах. Прощенные, оправданные и необнаруженные следствием участники тайных обществ и военных выступлений 1825-1826 г.г. - СПб., 2004. - С.582-589.

3 Пантин И.К., Плимак Е.Г., Хорос В.Г. Революционная традиция в России. - М., 1986. -С.94-96.

4 Цит. по: Эйдельман Н.Я. Герцен против самодержавия. - М., 1984. - С.254.

5 Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( XVIII - начало XIX века). - СПб., 1994. - С.331-384.

6 Толстой Л.Н. Полн.собр.соч. - М., 1984. - Т.т.19-20. - С.644.

7 Павлов Ю.П., Воробьев В.И. Декабристы в Сибири. Справочные материалы. - Сибирь и декабристы. - Иркутск, 1988. - Вып.5. - С.238-271.

8 Свистунов П.Н. Сочинения и письма. Т. 1. Сочинения. Письма (1825-1840). Иркутск, 2002. - С.185.

9 Знаменский М.С., Белоголовый Н.А. Исчезнувшие люди. Повести, статьи, воспоминания. Воспоминания сибиряка. Иркутск, 1988. - С.259.

10 Полунина Н.М. Памятные места пребывания декабристов на территории Иркутской области - Декабристы и Сибирь. - Новосибирск, 1977. - С.248-251.

11 Полунина Н.М. Указ. соч.

12 К настоящему времени вышло 25 томов документов и материалов.

13 Куликаускене Н.В. Книги декабристов в редком фонде библиотеки Иркутского университета - Сибирь и декабристы. - Вып.1. - Иркутск, 1978. - С.199-209; Боннер А.Г. Бесценные сокровища. - Иркутск, 1979. - С.80-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.