Научная статья на тему 'Вклад декабристов в развитие культуры и промышленности Сибири'

Вклад декабристов в развитие культуры и промышленности Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
9716
491
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декабристы / ссылка / школа / просвещение / краеведение. / Dekabrists / exile / school / education / Regional Studies.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Глазкова Елена Ивановна

Статья посвящена обзору деятельности ссыльных декабристов в XIX веке на периферии Российской империи. В целом, представлены основные достижения декабристов в просветительстве, краеведении в суровых условиях ссылки. В статье представлены биографические сведения о декабристах, местах ссылки, провинциальная жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dekabrists’ contribution to the development of culture and industry of Siberia

The article is devoted to the review of the activities of the exiled Dekabrists in the XIX century to the periphery of the Russian Empire. In general, the main achievements of the Dekabrists in educating, regional studies in the harsh conditions of the exile are presented. The article presents biographical information about the Dekabrists, places of their exile, provincial life.

Текст научной работы на тему «Вклад декабристов в развитие культуры и промышленности Сибири»

УДК 94(571)

Вклад декабристов в развитие культуры и промышленности Сибири

Глазкова Елена Ивановна

заведующий сектором Редкого фонда научной библиотеки ВКГУ имени С. Аманжолова. E-mail: altaytanu@gmail.com

Аннотация. Статья посвящена обзору деятельности ссыльных декабристов в XIX веке на периферии Российской империи. В целом, представлены основные достижения декабристов в просветительстве, краеведении в суровых условиях ссылки. В статье представлены биографические сведения о декабристах, местах ссылки, провинциальная жизнь. Ключевые слова: декабристы; ссылка; школа; просвещение; краеведение.

Восстание декабристов было жестоко подавлено самодержавием. В Манифесте по поводу событий 14 декабря 1825 года императором Николаем I было сказано: «...правосудие запрещает щадить преступников. Они, быв обличены следствием и судом, воспримут каждый по делам своим заслуженное наказание». Пять декабристов - Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Петр Каховский, Михаил Бестужев-Рюмин, Сергей Муравьев-Апостол были повешены, 84 человека подлежали ссылке на каторгу, 15 - на поселение в Сибирь. Позднее, по приговору провинциальных военно-судных комиссий, а также по делам членов Общества соединенных славян и Общества военных друзей были отправлены на каторгу и поселение еще свыше 50-ти человек. Немало декабристов попало в сибирскую ссылку без суда.

Выступление декабристов против самодержавия и крепостничества оставило глубокий след в истории России и Сибири. В своих программных документах -«Русской Правде» и «Конституции»по отношениюкСибири декабристы выдвинули общую перспективу ее развития в составе будущей демократической России. Это - демократизация управления, подъем экономического благосостояния «восточных сибирских народов» и способствование «к смягчению суровых нравов и введению просвещения и образованности».

Декабристы разделяли общепринятый взгляд на Сибирь как на страну мрачную, страну изгнания. Попав в этот суровый край и близко познакомившись с ее природой и населением, они расширили, углубили и существенно изменили свои представления о нем. Большое впечатление на декабристов произвело гостеприимство сибиряков, сочувствие и теплота, которыми встретило их сибирское население. В своем дневнике невеста декабриста Анненкова Полина Гебль писала: «на долгом пути по Сибири, как невеста декабриста, встречала повсюду исключительную отзывчивость и бескорыстие сибиряков - русских и бурят».

Большое впечатление на декабристов произвела природа Сибири, разнообразие климата и богатство недр. Сибирь «богата всеми дарами царства природы», - писал И.И. Пущин. «Сама природа указала Сибири средство существования и ключи промышленности. Схороня в горах ее множество металлов и цветных камней, дав ей обилие вод и лесов, но между тем загородив ее от Европы, она явно дает знать, что Сибирь должна быть страной фабрик и заводов », - писал А.А. Бестужев-Марлинский.

Сибирь и раньше находилась в поле внимания декабристов в связи с выработкой общеполитических программ движения, службой в центральных ведомствах, непосредственной работой в самой Сибири и научным интересом

к востоку страны. Целую серию работ декабристов, посвященных Сибири, начинает вождь декабристского движения П.И. Пестель.

П.И. Пестель был непосредственно связан с Сибирью через своего отца - И.Б. Пестеля, сибирского генерал-губернатора (1806-1819), оставившего мрачный след в ее истории. В своей книге «Открытие торговли морем округ мыса Доброй Надежды между Россиею, Китаем, Япониею, Филиппинскими островами и Камчаткою» П.И. Пестель обозначил проблемы развития экономики и коммерции Сибири. В основу работы положены две главные идеи: экономическое развитие Сибири и активная роль государства в расширении русской внешней торговли.

Широкое развитие торговли, расширение капиталов, устройство путей сообщения, подъем культуры, земледелия, использование новейших технических достижений, призыв к научным изысканиям - все пункты программы Пестеля открывали перед Сибирью возможности прогрессивного развития.

Несмотря на приговор к политической смерти, несмотря на запрещение публиковать их произведения, неблагоприятные условия жизни, гибель рукописей, декабристы и в Сибири продолжали жить, творить, работать.

Многие из декабристов, находясь в Сибири на каторге и в ссылке, пришли к пониманию необходимости изучения природы и этнографии края, животного и растительного мира, географии и истории, жизни и быта населения.

В каземате составил карту Забайкальского края Д.И. Завалишин.

Собирал сведения экономического характера Н.В. Басаргин, который, выйдя на поселение, написал проект о развитии путей сообщения, промышленности и торговли Сибири.

В.И. Штейнгель в Ишиме занимался статистическим описанием края.

ВелперепискуповопросамэкономикиСибирисредактором«Земледельческой газеты» Е.А. Энгельгардтом И.Пущин.

Ф.Б. Вольф и И.Д. Якушкин в Тобольской губернии проводили натуралистические и метеорологические наблюдения, изучали флору, минеральные источники.

В Бурятии собирали и изучали этнографический материал братья Н. и М. Бестужевы. Статьи, письма и заметки Николая Бестужева проникнуты глубокой симпатией к бурятскому народу, а в целом, любовь и понимание всех сибирских народов, убежденное утверждение их полноценности и потенциального равенства с европейскими народами, способность к культурному творчеству. Работы Михаила Бестужева содержат описания городов Сибири, областей Забайкалья и Приамурья, а так же быта населения городов Восточной Сибири.

Земледелием, садоводством и животноводством занимались в Сибири М.М. Нарышкин, Д.И. Завалишин, С.Г. Волконский, В.К. Тизенгаузен.

Велики заслуги декабристов в области просвещения в Сибири. Народному образованию они всегда уделяли большое внимание. Почти во всех программных документах декабристов просвещение почиталось как «вернейший сподвижник в борьбе противу зла». Будучи образованнейшими людьми своего времени, они считали, что учить народ, - значит, способствовать преобразованию общества на лучших, более справедливых общественных началах.

В Сибири гражданские школы были очень малочисленны. В начале 19 века в ней были два главных народных училища, девять малых, а также школа татарского языка в Тобольске. Учеников насчитывалось всего лишь 419 человек. Скудное финансирование со стороны государства, недостаток педагогических кадров, отсутствие школьных помещений, учебных пособий сдерживало развитие школ и не способствовало увеличение их количества.

Характерной особенностью Сибири являлось то, что она была краем низших учебных заведений. Но даже школ, дающих самые элементарные знания, было не достаточно для удовлетворения потребности в обучении детей. Поэтому сибирское крестьянство предпочитало частное обучение своих детей. Это и стоило намного дешевле, и дети как подсобная рабочая сила оставались дома.

В первой половине 19 века прослойка местной интеллигенции в Сибири была слишком незначительной, что отрицательно сказывалось на развитии производительных сил края. Исходя из всего выше сказанного, понятно, какой огромный вклад внесли декабристы в дело просвещение, образования и воспитания молодого поколения сибиряков.

К просветительской деятельности в Сибири декабристы начали активно готовиться, будучи узниками Петровского каземата. Они занимались самообразованием, делились друг с другом знаниями в различных отраслях наук и уже в то время искали возможности воспитания молодого поколения. Благодаря настойчивости им удалось открыть школу для детей местных жителей. Школа работала 8 лет, вплоть до отбытия декабристов на поселение. Трудовое обучение, методические приемы и весь опыт казематской школы получили отражение в последующей педагогической практике декабристов.

По выходу на поселение «государственным преступникам» разрешалось заниматься земледелием, торговлей и промыслами, медицинской практикой, но категорически запрещалось обучать детей, так как правительство опасалось их влияния на молодое поколение. Однако декабристы выискивали пути обхода подобных запретов и почти все занимались педагогической деятельностью: вели занятия, создавали учебники и учебные пособия, разрабатывали и внедряли новые прогрессивные методы обучения

На дому и в школах обучали детей А. Бестужев-Марлинский, М.А. Назимов, М.И. Муравьев-Апостол, П.Ф. Выгодовский - в Якутии; Ф.П. Шаховской - в Туруханске; А.И. Шахирев - в Сургуте; С. Кривцов и братья А. и П. Беляевы - в Минусинском крае; братья В. и М. Кюхельбекеры, И.И. Пущин, Е.П. Оболенский и Н.В. Басаргин - в Баргузине; К.П. Торсон и братья М. и Н. Бестужевы -в Селенгинске; Д.И. Завалишин - в Чите, А.П. Юшневский и братья А. и П. Борисовы - в деревне Малая Разводная, а В.Ф. Раевский - в селе Олонки близ Иркутска; И.И. Горбачевский - в Петровском Заводе; М.И. Муравьев-Апостол - в Бухтарминской крепости; группа декабристов во главе с И.Д. Якушкиным -в Ялуторовске; А.М. Муравьев и П.Н. Свистунов - в Тобольске.

Так, М.И. Муравьев-Апостол, прибывший в 1828 году в Вилюйск, занялся устройством школы для детей разных сословий и национальностей. Он обучал их чтению, письму и арифметики, а за неимением учебников сам составил несколько учебных пособий.

Чтению, письму, арифметике, географии, истории и различным ремеслам обучали детей разных сословий и национальностей С. Кривцов и братья А. и П. Беляевы в Минусинске в открытой ими по просьбе «мещан, крестьян близ лежащих деревень и чиновников» школе.

Бесплатно обучал детей в Перовском Заводе и на свои деньги выписывал для них учебники из Петербурга виднейший член Общества Соединенных славян И.И. Горбачевский.

На свои скромные деньги нанял помещение и учителя один из пионеров применения в России системы взаимного обучения В. Ф. Раевский, проживший в селе Олонцы с 1928 года до конца своих дней.

С выходом на поселение широко развернул просветительскую деятельность

Д.И. Завалишин - бывший преподаватель Кадетского корпуса. Его общественной активности обязано Забайкалье открытием ряда сельских приходских училищ, возобновлением работы в Чите казачьей и солдатской школ. Д.И. Завалишин открыл в Чите для мальчиков и девочек, в которой обучал детей грамматике, арифметике, истории, географии, ремеслам. В 60-е годы он выступил со статьями по вопросам воспитания в московском журнале «Современная летопись», систематизируя и анализируя педагогический опыт декабристов в Сибири.

Декабристы считали, что в улучшении благосостояния народа большую роль играет наряду с просвещением квалифицированный труд. Поэтому они придавали большое значение трудовому воспитанию учеников. Братья Н. и М. Бестужевы еще при организации казематской школы для детей служащих и мастеровых Петровского Завода были инициаторами трудового обучения детей.

Глубокий след в культурной жизни Западной Сибири, в том числе в развитии просвещения оставила ялуторовская колония декабристов в лице М.И. Муравьева-Апостола, И.И. Пущина, Н.В. Басаргина, И.Д. Якушкина, В.К. Тизенгаузена, Е.П. Оболенского, А.В. Ентальцева. Ими были открыты мужская и женская школы в Ялуторовске, а 6 августа 1842 года было открыто и училище. Несмотря на препятствие местных властей, ялуторовским декабристам удалось 1 июля 1846 года открыть школу и для девочек, которая была первой всесословной среди женских школ не только Сибири, но и во всей России.

Школы декабристов были поистине всесословными и интернациональными. В них обучались дети мастеровых, крестьян, казаков, купцов, чиновников: русские, буряты, татары, якуты и представители других народов. Обучение, как правило, проводилось бесплатно.

Введя новые приемы и методы обучения, декабристы значительно расширили уровень общеобразовательной подготовки учащихся по сравнению с правительственными школами. В программах и педагогической практике школ декабристов большое внимание уделялось предметам естественнонаучного цикла, всемерному внедрению наглядности, использованию местного материала.

Декабристы воспитывали своих учеников в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине и к родному краю, терпимости и уважения к другим народам, видя в них людей, которым предстоит преобразовать общество на более справедливых началах.

Они первыми приступили к созданию публичных библиотек и библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

Открыв женские школы на территории Сибири, они фактически первыми в России положили начало вовлечение женщин непривилегированных слоев населения в сферу умственного труда.

Разрабатывая проекты экономического развития Сибири и уделяя исключительное внимание вопросам подготовки специалистов высокой квалификации, развитию высшего образования на территории Сибири, они готовили общественное мнение и приближали день открытия первого университета в Сибири.

После подавления восстания декабристов многие из них были сосланы в города и крепости, пограничные с Казахской степью.

Декабрист С.М. Семенов (1789-1852) служил в Усть-Каменогорске и Омске чиновником колониальных учреждений. В 1829 году он сопровождал А. Гумбольта во время его путешествия из Омска в Усть-Каменогорск и зарекомендовал себя авторитетным знатоком географии и этнографии Сибири и Казахстана и ее населения.

В семипалатинском гарнизоне рядовым солдатом служил член Северного общества П.П. Коновницын (1802-1830), а в Оренбургском - декабрист Д.А. Искрицкий (1803-1831).

В Бухтарминской крепости в 1829-1836 годах отбывал ссылку Матвей Иванович Муравьев-Апостол (1793-1886), который до этого находился в Якутии и занимался там этнографией, зоологией, метеорологией.

В «Истории Сибири» высоко оценивается благотворное влияние декабристов на общественную и культурную жизнь края. «В любом месте, где бы они ни были, в Урике или Минусинске, Красноярске или Ялуторовске рождались ростки новой жизни. Общественные интересы передовой сибирской интеллигенции поднимались на новую высоту», - писал Пругавин.

Это подтверждают и факты из жизни Матвея Ивановича Муравьева-Апостола в ссылке в Бухтарминской крепости.

Из дворян. Родился в Петербурге 18 апреля 1793 года. Отец его - Иван Матвеевич был посланником сначала в Париже, затем в Мадриде. В силу этого образование получил вместе с братом Сергеем в Париже в пансионе Хикса, затем в Петербурге в корпусе инженеров путей сообщения. Участник Отечественной войны 1812 года (Витебск, Бородино, Тарутино, Малоярославец) и заграничных походов. Матвей и Сергей Муравьевы были горячими поклонниками идей французских просветителей. Находясь в числе организаторов тайных обществ «Союза спасения» и «Союза благоденствия», они выступали за активную деятельность членов общества, ратовали за «ускорение успехов образования», за создание «общего мнения» против крепостничества и самодержавия.

В списке членов Южного общества М.И. Муравьев-Апостол записан четвертым (после трех казненных руководителей). В судебном обвинении его деятельность охарактеризована следующими словами: «Имел умысел на цареубийство и готовился к совершению оного, участвовал в восстановлении деятельности Северного общества и знал умысел Южного во всем их пространстве, действовал в мятеже и взят с оружием в руках». Судебным определением М.И. Муравьев-Апостол был отнесен к первому разряду «государственных преступников» и присужден к «смертной казни через отсечение головы», замененной затем 20 годами каторжных работ и бессрочным поселением в Сибири.

Первоначально местом ссылки для него был определен Вилюйск, в котором в то время было всего 4 деревянных дома. Ссыльного поселили в юрте, в окна которого вместо стекол на зиму вставлялись льдины. По ходатайству сестры, с соизволения Николая I, Муравьев-Апостол в апреле 1829 года был переведен из Вилюйска в Бухтарминскую крепость. По водворению в крепость за ним, по приказу коменданта Шевнина, был учрежден строжайший надзор: приставлен солдат, приказано было не покидать стены крепости, нельзя было завести разговор с его немногочисленными обитателями.

Как и большинство декабристов, М.И. Муравьев-Апостол и в ссылке остался верен идее выдающейся роли просветительства в деле преобразования общества. Еще в период пребывания в Вилюйске он изучал английский язык и занимался делом, «могущим принести пользу другим, выдумал учить детей грамоте». В Вилюйске М.И. Муравьев-Апостол выращивал сельскохозяйственные культуры. Опыт с выращиванием картофеля оказался удачным.

Просветительскую и научную деятельность Матвей Иванович продолжал и в Бухтарминской крепости. У ссыльного декабриста сразу же установились хорошие отношения с местными жителями, в том числе с офицерами гарнизона крепости. Обладая медицинскими знаниями, он вылечил местную казачку. Почти

через 200 лет эта история дошла до нас уже в виде предания: в деревне жила травница, которую звали Березка. Всех лечила, а сама маялась больными ногами - ступни отекали, язвы не заживали. Матвей Иванович несколько раз ходил к этой Березке, и, представьте, вылечил. Все затянулось».

О влиянии декабристов на местных жителей, о тяге передовой интеллигенции к общению с политическими ссыльными свидетельствует письмо тобольского вице-губернатора Копылова, в котором он пишет, что некоторые жители городов позволяют себе встречаться с «государственными преступниками» на обедах, «разделять с ними удовольствия общежития и делать их сочленами в своих беседах и собраниях», а это, по его мнению, «есть то же, что противодействовать правительству и некоторым образом возвращать им прежние права, высочайшей властью и законом отнятые».

В Бухтарме в 1829-1836 годах М.И. Муравьев-Апостол был единственным ссыльным декабристом. Вокруг этого высокообразованного человека группировалась либерально настроенная часть интеллигенции и офицерства. Декабрист часто оказывал помощь не только своими знаниями, но и материальными средствами. В начале 1831 года Муравьев свой дом отдал члену Бухтарминской пограничной таможни коллежскому асессору Андрееву, из человеколюбия, так как он имеет семью, а приличной квартиры в крепости не нашел.

Многие жители Бухтармы отдавали своих детей М.И. Муравьеву-Апостолу для обучения, а так же приглашали Муравьевых на семейные праздники и крестины детей как крестных родителей.

У М.И. Муравьева-Апостола была хорошая библиотека, которая все время обновлялась, пополнялась и широко использовалась местной интеллигенцией.

Разумеется, не только доброе расположение к себе встречали декабристы. Были среди окружающих и такие, которые с враждебностью относились к ссыльным и искали повода, чтобы доносами заслужить благорасположение высшего начальства. Не избежал этого и М.И. Муравьев-Апостол.

По доносу некоего Петрова, М.И. Муравьев-Апостол был переведен из Бухтарминской крепости в сентябре 1836 года сначала в Омск, а 1 октября прибыл в Ялуторовск, где и прожил почти 20 лет.

Не прерывал Матвей Иванович просветительской деятельности и в Ялуторовске. Активно помогал И.Д. Якушкину в создании в Ялуторовске школ для мальчиков и девочек, в налаживании работы этих школ. Книгами из его библиотеки широко пользовалась местная интеллигенция. Продолжал М.И. Муравьев-Апостол оказывать медицинскую помощь беднякам. Занимался сельским хозяйством, учил новым агрономическим приемам крестьян-сибиряков.

До конца дней Матвей Иванович Муравьев-Апостол оставался верен идеям декабристов о прогрессивном преобразовании России и Сибири.

Декабристердщ Сiбiр мэдениет мен енФрюшщ дамуына

коскан Yлестерi

Глазкова Елена Ивановна

С.Аманжолов атындагы Ш^МУ гылыми гатапханасыныц Сирек ^оры бел!мшщ мецгерушю. E-mail: altaytanu@gmail.com

ty^h. Ма^алада Х1Х гасырда Ресей империясынан тыс жерлерге айдауга кеткен декабристердщ эркетi жайлы баяндалган. Жалпы алганда, айдаудьщ ^атал шарттарында жYрген декабристердщ агарту жэне елкетану iсiндегi басты жетiстiктерi сипатталган. Ма^алада декабристердщ биографи-ясы, айдалган жер^ айма^тагы емiр жайлы мэлiметтер бертген. ТYЙiн сездер: декабристер; айдау; мектеп; агарту; елкетану.

Dekabrists' contribution to the development of culture and industry of Siberia

Glazkova Elena Ivanovna

Head of the Rare Fund sector of S.Amanzholov EKSU scientific library. E-mail: altaytanu@gmail.com

Abstract. The article is devoted to the review of the activities of the exiled Dekabrists in the XIX century to the periphery of the Russian Empire. In general, the main achievements of the Dekabrists in educating, regional studies in the harsh conditions of the exile are presented. The article presents biographical information about the Dekabrists, places of their exile, provincial life. Keywords: Dekabrists; exile; school; education; Regional Studies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.