УДК 9(571.5)(092)+78(571.5)(091) ДЕКАБРИСТЫ И МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
А.К. Бобков1
Иркутский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1.
Многие из декабристов были хорошими музыкантами. П. Свистунов и Ф. Вадковский сочиняли музыку, играли на разных инструментах, В. Ивашев и А. Юшневский - на пианино, отменными скрипачами были Ф. Вадковский, Н. Крюков; П. Свистунов - флейтист и виолончелист; Д. Щепин-Ростовский, А. Тютчев, А. Крюков обладали хорошими голосами. П. Свистунов руководил в Читинской каторжной тюрьме хором. Декабристы считали, что музыка должна быть использована в процессе воспитания личности. Они открыли музыкальные школы в Петровском заводе и Ялуторовске. Таким образом, декабристы внесли большой вклад в музыкальное просвещение и воспитание сибиряков. Библиогр. 16 назв.
Ключевые слова: сибирская ссылка; просветительство; музыкальная культура; русская народная песня; социокультурное пространство Сибири.
DECEMBRISTS AND MUSICAL CULTURE A.K.Bobkov
Irkutsk State University,
1, Carl Marx St., Irkutsk, 664003.
Many of the Decembrists were good musicians. P. Svistunov and F. Vadkovsky composed music, played different musical instruments. V. Ivashev and A. Yushnevsky played the piano. F. Vadkovsky and N. Kryukov were excellent violinists, P. Svistunov was a flutist and violoncellist. D. Schepin-Rostovsky, A. Tyutchev, A. Kryukov had good voices. P. Svistunov conducted a choir in Chita penal servitude prison. Decembrists considered that music should be used in the upbringing of a personality. They opened musical schools in Petrovsky Factory and Yalutorovsk. Thus, the Decembrists made a great contribution to musical education and upbringing of the Siberians. 16 sources.
Key words: Siberian exile; enlightenment; musical culture; Russian folk song; socio-cultural space of Siberia.
Будучи на каторге и в ссылке, невольно соприкасаясь с гущей своего народа, отвергнутого, обездоленного, декабристы смогли познать его величие и непреклонность. Именно к этому времени относится пересмотр участниками декабрьского восстания воззрений на искусство вообще и музыку в частности. В условиях ссылки декабристы поставили очень хорошо пропаганду культуры, просветительство народа в бескрайней Сибири, хотя любая деятельность декабристов контролировалась властями. А потому рапорты о поведении ссыльных декабристов составляют в архивах сибирских городов тысячи листов.
Сибирская жизнь декабристов, их активная культурная, хозяйственная деятельность, доброжелательность и взаимопонимание в отношении с местным населением отмечены в исторической и мемуарной литературе. К примеру, А. Бестужев присутствовал на одном из самых сокровенных якутских народных праздников - весеннем обряде «Ысых», М. Муравьеву-Апостолу разрешалось смотреть заклинания шаманов, Н. Бестужеву местные жители рассказывали народные предания, сказки, пели песни. Декабристы писали об увиденном и услышанном, благодаря этому мы имеем представление о той социокультурной среде, в которой они жили и на которую оказывали свое
влияние.
Многие из декабристов были хорошими музыкантами. В числе тех, кто обладал хорошими музыкальными способностями, были пианисты В. Ивашев, А. Юшневский, скрипачи Ф. Вадковский и Н. Крюков, виолончелист П. Свистунов, флейтист К. Игельстром, отличавшиеся хорошими голосами Д. Щепин-Ростовский, А. Тютчев (тенор), А. Крюков (бас).
В Читинской каторжной тюрьме сформировался хор, в котором с увлечением пели многие декабристы. Руководителем хора был П. Свистунов.
По свидетельству декабриста Д. Завалишина, в распоряжении заключенных было 8 фортепиано [1, с. 270].
Декабристы занимались музыкой индивидуально и коллективно, ансамблями. Они упражнялись в игре на своих любимых инструментах - фортепиано, гитаре, флейте, скрипке, был организовал струнный квартет. В составе квартета были Ф. Вадковский (первая скрипка), Н. Крюков (вторая скрипка), А. Юшневский (альт), П. Свистунов (виолончель). Квартет возглавлял Ф. Вадковский - разносторонний музыкант, обладавший педагогическими способностями.
М. Бестужев записал свой разговор с А. Тютчевым: «Злодей Вадковский измучил меня. Вытягивай
1 Бобков Анатолий Кириллович, доцент кафедры теории и практики журналистики, соискатель кафедры отечественной истории и политологии, тел.: 89048335958.
Bobkov Anatoly, Associate Professor of the Department of the Theory and Practice of Journalism, Competitor for a scientific degree of the Department of Native History and Political Science, tel.: 89048335958.
ему каждую нотку до последней тонкости, как она у него написана на бумаге» [2, с. 21]. Вадковский сочинял музыку, в частности, написал на слова А. Одоевского «Славянские девы».
О квартете декабристов вспоминают в письмах и мемуарах многие участники восстания: «Музыка вообще, особенно квартетная, где игрались пиесы лучших, знаменитейших композиторов, доставляла истинное наслаждение, и казематская наша жизнь много просветлела», - писал А. Беляев [3, с. 225].
Силами декабристов-музыкантов устраивались и смешанные концертные вечера. В их программу входили произведения Гуммеля, Фильда, Бертини, Шопена, Мендельсона. Аудитория была разнообразной: присутствовали декабристы, местное население и солдаты охраны.
Особенно плодотворной и общественно значимой была музыкально-просветительская деятельность декабриста П.Н. Свистунова. Хорошо изучив музыку в Пажеском корпусе, а затем занимаясь музыкой в Кавалергардском полку, он продолжал разностороннюю музыкальную деятельность в Чите, Петровском заводе. В ссылке, в Минусинске Свистунов организовал детский хор, вместе с другими декабристами открыл школу. Продолжал занятия композицией [4]. Здесь Свистунов охотно играл на многих домашних музыкальных вечерах.
«Одаренный высокой музыкальной культурой П.Н. Свистунов возглавил (в Тобольске. - А.Б.) старинное музыкальное учреждение города - хор певчих, а кроме этого создал оркестр и струнный квартет, в котором играли три декабриста: М. Фонвизин (скрипка), П. Н. Свистунов (виолончель), Е. Оболенский (контрабас) и четвертый был местный житель Челичеев (скрипка) [6, с. 46]. Дом Свистунова в Тобольске был своеобразным центром культуры, а его хозяин заметным деятелем культуры.
П.Н. Свистунову принадлежит мысль: «...Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили» [15, с. 351]. Эти слова неоднократно повторялись декабристами. Для П.Н. Свистунова они были путеводной звездой.
Будучи людьми высокой культуры и образованности, декабристы не только увлекались, но и хорошо знали классическую музыку и музыкальный фольклор. Они использовали музыку в просветительских целях. Декабрист А. Беляев говорил о психологических, ассоциативных моментах, связанных с воздействием музыки: «На чужбине родная песня имеет чудное обаяние, особенно для русских. родная песнь, родная степь, беспредельная, как океан, могучее племя с его простотою и величием, русское самоотвержение, русская вера - вот что надо русскому сердцу» [12, с. 111].
Декабристы считали, что музыка должна быть использована в процессе воспитания личности как своеобразный способ обогащения и углубления чувств и разума человека, усовершенствования его нравственного облика. Суждения декабристов о музыке связаны с их взглядами на сущность прекрасного и критериями
идеала, на взаимоотношения искусства и действительности. В среде декабристов была сформулирована и одна из самых ранних в России эстетических программ развития русской национальной музыкальной школы. К примеру, Ф. Глинка в статье «О природной способности русских к приятным искусствам» писал: «Пусть и в наш век перо, резец, кисть и смычок обратятся к прославлению добродетелей и подвигов отечественных» [7, с. 54-55].
Пребывая в Сибири, декабристы активно занимались организацией местного музыкального быта. М. Муравьев-Амурский вел музыкальные занятия с ялуторовскими детьми. Урок посвящался музыкальному образованию и идейному воспитанию подростков [8, С. 104].
Декабристы открыли музыкальные школы в Пет-ровске и Тобольске. В музыкальной школе Петровска, по утверждению Д. Завалишина, учились 90 человек.
Декабристы прибегали к другим формам развития музыкальных интересов и вкусов сибиряков. В Минусинске хор, составленный из декабристов, пел в Петропавловском соборе. Руководил им П. Свистунов, после его отъезда - Н. Крюков. Все заезжие артисты находили у Свистунова в Тобольске радушный прием и сочувствие их таланту. «Он принимал в них самое деятельное участие, хлопотал и помогал им в устройстве концертов, раздаче билетов и, будучи всеми уважаем и любим в Тобольске, был очень полезен для бедных артистов» [5, с. 407].
В Сибири сложилась еще одна своеобразная форма просветительства декабристов. Это музицирование в казематах, в присутствии казаков-охранников и других служащих. Д.И. Завалишин вспоминал: «.все жители Читы собирались бывало около каземата слушать музыку и пение» [9, с. 271].
В Сибири музыкальная деятельность декабристов охватывала предельно широкий круг населения: от заключенных местных тюрем и до посетителей аристократических салонов, губернаторских домов Иркутска и Тобольска, тем самым исчезла грань, разделявшая их личное музицирование и музыкально-просветительскую общественную деятельность. «На семейных праздниках крестьян, на вечерках декабристы были рядовыми участниками: пели, играли, плясали. Андреев и Чижов устраивали в Олекме общественные гуляния», - писал Б.Г. Кубалов [10, с. 158].
Декабристы способствовали и созданию базы для развития местной музыкальной культуры. Переезжая с места на место, покидая Сибирь, они передавали, продавали свои музыкальные инструменты местным жителям. В Петровске Ивашёвы оставили клавесин, это же сделали Трубецкие в Иркутске, Свистуновы в Тобольске. Розен, выезжая на Кавказ, оставил фортепиано. «В Сибири остались четыре уникальные скрипки декабристов: три Страдивари и одна Гварнери», -писала Т.А. Роменская [11, с. 312].
Особое внимание декабристы уделяли русскому национальному искусству. В годы каторги и ссылки в их репертуаре прочно утвердились лучшие образцы фольклора. Народные песни пели П. Свистунов, С. Кривцов, А. Тютчев. А. Розен, а также К. Ивашёва, Е.
Трубецкая. В их репертуаре были такие замечательные образцы национального творчества, как «Не белы снега», «Уж как пал туман», «У поле криниченька», «Среди долины ровные». Яркое социальное звучание в исполнении ссыльных получил романс Алябьева «Прощание с соловьем». Репертуар декабристов в ссылке обогатился произведениями инструментальной музыки, подобранными не без скрытого умысла. Это были симфонии Бетховена в переложении для фортепиано, мазурки Шопена.
Самими декабристы были написаны новые музыкальные произведения (П. Свистунов, В. Ивашев).
Этот репертуар стал почти народным. Так случилось с былиной М. Бестужева «Что ни ветер шумит». Ее в 1956 году записала М. Богданова. [12, с. 233-234]. Еще в 1937 году фольклористы А. Гуревич и Л. Элиасов записали народную песню как вариант агитационной песни декабристов [13, с. 14-15].
Несомненно, что декабристы воспитали или оказали решающее воздействие на целую плеяду русских музыкантов, любителей и профессионалов. Идеи де-
кабризма, в их числе музыкальные, оказали воздействие на творчество А. Алябьева, М. Глинки, В. Одоевского. Это отмечают исследователи Б. Штейнпресс [14], Канн-Новикова [15].
В 60-80-е годы XIX столетия в Сибири значительно возросло число просвещенных купцов, чиновников, интеллигенции, прогрессивных деятелей искусства и литературы. Они продолжили дело и традиции декабристов в социокультурном пространстве Сибири. «Декабристы пробудили... интерес к политике и к общественным вопросам еще тогда, когда вся Россия была погружена в глубокий сон» [16, с. 40]. Деятельность декабристов глубока, многогранна и всеохватывающа. Всеми доступными способами они старались внести свой посильный вклад, в том числе в культуру, музыкальное просвещение и воспитание сибиряков. Можно утверждать, что декабристы заложили фундамент культурного влияния на сибирское общество. Несомненно, движение декабристов внесло свой вклад и в историю русской культуры.
Библиографический список
1. Завалишин Д.И. Записки декабриста. СПб., 1906.
2. Гирченко В. Музыка в каземате декабристов в годы сибирской каторги // Советская музыка, 1950. № 3.
3. Беляев А. Воспоминание декабриста о пережитом и перечувствованном. СПб., 1882.
4. Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Т. 1-2.
5. Эристов Б. Недопетая песня. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000.
6. Отповедь П. Н. Свистунова // Русский архив, 1871. № 2.
7. Глинка Ф. О природной способности русских к приятным искусствам // Русский вестник, 1815. Ч. 1, кн. 3.
8. Знаменский М. С. Детство среди декабристов // Сибирские огни. 1946. № 2.
9. Францева М. Д. Воспоминания // Исторический вестник. 1888. Т. 32.
10. Кубалов Б.Г. Сибирское общество и декабристы // 100-летие восстания декабристов: сб. статей, документов. М.: Изд. общ-ва политкаторжан, 1928.
11. Роменская Т.А. Музыка в жизни и деятельности декабристов // Декабристы и русская культура. Л.: Наука, 1975.
12. Богданова М. Из истории декабристского фольклора // Енисей. 1956. Кн. 17.
13. Старый фольклор Прибайкалья. Иркутск, 1939. Т. 1.
14. Штейнпресс Б. Страницы из жизни Алябьева. М., 1956.
15. Канн-Новикова Е.М. И.Глинка. М.-Л., 1950.
16. Попов И.И. Минувшее и пережитое за 50 лет. Л., 1924.
УДК 316
ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ ВЫПУСКНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
М.В. Большедворская1
Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
В современном мире синергетический подход получил статус общенаучного метода познания. С точки зрения синергетического подхода рассмотрен процесс выбора профессионального пути выпускником профессионального учебного заведения. Компетентностный подход выбран как основополагающий в системе профессионального образования современного российского общества. Формирование профессиональных и социальных умений позволяет подготовить специалистов и социально адаптированных людей. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: синергетический подход; точка бифуркации; система профессионального образования; компетентность; выпускник.
1 Большедворская Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры информатики, тел.: 89148923955, е-mail: [email protected]
Bolshedvorskaya Marina, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Computer Science, tel.: 89148923955, e-mail: [email protected]