Научная статья на тему 'Студенты факультета мировой экономики очарованы шедеврами поэзии и классической музыки'

Студенты факультета мировой экономики очарованы шедеврами поэзии и классической музыки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
248
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ART / МУЗЫКА / MUSIC / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSIC EDUCATION / ЛИТЕРАТУРНОМУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / LITERATURE-MUSICAL COMPOSITION / ОРКЕСТР / ORCHESTRA / КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / CLASSICAL MUSIC / ФИЛАРМОНИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ / PHILHARMONIC CONCERTS / ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР / СИМФОНИЯ / SYMPHONY / LITERARY MUSICALE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хамаганова Л.Д.

Целенаправленное музыкальное просвещение и воспитание студентов способствует развитию художественно-эстетического и духовного потенциала личности. В статье раскрываются основные направления и формы работы, проводившейся на факультете мировой экономики и государственного управления ФГБОУ ВПО «БГУЭП», по приобщению студентов к музыкальному искусству. Затрагивается проблема воздействия классической музыки на внутренний мир студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS OF THE FACULTY OF WORLD ECONOMICS ARE FASCINATED BY MASTERPIECES OF POETRY AND CLASSICAL MUSIC

The article deals with purposeful musical education. It gives the main directions and forms of the work carried out at the faculty of world economics and public administration of the Baikal State University of Economics and Law in order to attract the students to the musical art.

Текст научной работы на тему «Студенты факультета мировой экономики очарованы шедеврами поэзии и классической музыки»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 378:78 ББК 85.31 Х18

Л. Д. Хамаганова Иркутск, Россия

СТУДЕНТЫ ФАКУЛЬТЕТА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ ОЧАРОВАНЫ ШЕДЕВРАМИ ПОЭЗИИ И КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Целенаправленное музыкальное просвещение и воспитание студентов способствует развитию художественно-эстетического и духовного потенциала личности. В статье раскрываются основные направления и формы работы, проводившейся на факультете мировой экономики и государственного управления ФГБОУ ВПО «БГУЭП», по приобщению студентов к музыкальному искусству. Затрагивается проблема воздействия классической музыки на внутренний мир студентов.

Ключевые слова: искусство, музыка, музыкальное образование, литературно-музыкальная композиция, оркестр, классическая музыка, филармонические концерты, литературно-музыкальный вечер, симфония.

L. D. Khamaganova Irkutsk, Russia

THE STUDENTS OF THE FACULTY OF WORLD ECONOMICS ARE FASCINATED BY MASTERPIECES OF POETRY AND CLASSICAL MUSIC

The article deals with purposeful musical education. It gives the main directions and forms of the work carried out at the faculty of world economics and public administration of the Baikal State University of Economics and Law in order to attract the students to the musical art.

Key words: art, music, music education, literature-musical composition, orchestra, classical music, philharmonic concerts, literary musicale, symphony.

© Хамаганова Л. Д., 2015

Музыка - единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко, что может изображать переживания этих душ.

Стендаль

2015 год в России объявлен Годом литературы.

Литературно-музыкальная композиция по повести Александра Пушкина «Метель» с музыкальными иллюстрациями Георгия Свиридова, в исполнении Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии 27 января 2015 г., открыла Год литературы в Иркутской области.

24 февраля этот концерт был повторно исполнен. Я с большим удовольствием пригласила на этот концерт моих студентов факультета мировой экономики и государственного управления БГУЭП, зная, что никто не останется равнодушным как к творчеству А. С. Пушкина, так и к музыке Георгия Свиридова. В 1973 году Георгий Свиридов из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, составил сюиту. После концерта студенты восторгались мастерством оркестра и виртуозностью исполнения оркестром этого произведения. Для некоторых студентов это была живая классическая музыка, услышанная впервые.

И так начались наши посещения концертов в филармонии.

Следующий концерт состоялся 27 февраля, мы с большим удовольствием слушали фортепианную музыку. Выступал Олег Полянский из Германии, лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского (1998 г.), международных фортепианных конкуров в Токио, Монреале, Марселе и других городах. Исполнялась музыка Ф. Шуберта фантазия «Скиталец», С. Рахманинова 6 этюдов картин, соната№ 2.

Было посещение концерта 7 апреля «Три века инструментального дуэта» лауреата международных конкурсов Олега Бугаева (виолончель) и Эльмиру Джафарову (фортепиано) из г. Москвы.

Привожу впечатления Шевченко Натальи от концерта: «В нашем „сонном" мире, когда люди живут по привычному и комфортному для себя распорядку дня и передвигаются от пункта до пункта как по замкнутому кругу работа-дом; по моему глубочайшему убеждению, только музыка может пробудить людей для жизни! Так на вечере камерной музыки в исполнении Олега Бугаева (виолончель) и Эльмиры Джафаровой (фортепиано) прозвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха, Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Сергея Рахманинова и других великих композиторов. Хочу отметить, что звучание их инструментов было невероятно гармоничным. А музыка была столь динамичной, что каждый слушатель был заворожен происходящим действом, ведь Олег Бугаев каждое движение смычка и производимую музыку пропускал через себя.

Концерт с участием этих замечательных музыкантов затронул глубинные, давно забытые мной струны души и помог вспомнить, как воспринимать мир по-детски, а именно, как что-то невероятно интересное и полное ярких красок!»

За 4 месяца 2015 г. мы слушали филармонические концерты 14 раз. Каждый раз для студентов открывался мир прекрасной музыки, проверенный веками, годами! Расширялся круг желающих слушать живую классическую музыку.

После каждого концерта выслушивала прекрасные, благодарные отзывы и сделала вывод, что они познают себя и делают новые открытия в своей жизни! Одна студентка сказала: «У меня поменялось мировоззрение!»

16 мая 2015 г. я организовала литературно-музыкальный вечер со студентами 3 курса факультета мировой экономики и государственного управления перед походом на концерт в филармонию, принесла диски разных исполнителей произведений классической музыки, включая Дениса Мацуева, а также фильм «Якутские виртуозы».

После проведенного вечера и посещения концерта попросила их написать отзывы о вечере, а также впечатления о концерте.

Привожу некоторые высказывания студентов о последнем посещении концерта и проведенном литературно-музыкальном вечере 16 мая 2015 г.

Гармаева Ирина: «Литературно-музыкальный вечер прошёл в уютной дружественной обстановке. Ребятам выдалась уникальная возможность пообщаться в неформальной обстановке. Каждый выступающий раскрыл себя с новой стороны. Прозвучали произведения известных авторов: Ахматовой, Есенина, Быкова, а также стихотворения на китайском и вьетнамском языках. Было интересно слушать звучание вьетнамского языка, в котором используется 7 тонов! Мы насладились великолепной игрой «Виртуозов Якутии», которая обрушилась, словно океан, и накрыла бурей эмоций. Артистичность, профессионализм, виртуозное владение инструментом, интереснейшие отработки известных музыкальных произведений, индивидуальность каждого и слаженность целого -все это достойно самых высоких похвал и горячих слов благодарности. Непередаваемые ощущения! На вечере присутствовал Прудников Евгений, который исполнил всем знакомую песню «Belle» из оперы Нотер-Дам де Пари, а также современные произведения Carly Comando и Gary Jules. Каждый проникся теплой душевной атмосферой вечера. Эта встреча сплотила студентов и преподавателей, дала стимул к развитию. Ребятам настолько понравилось узнавать новое, чувствовать произведения на себе, что мы с радостью повторим это не раз!»

Максакова Дарья: «Литературный вечер дал возможность не только отдохнуть душой, приобщиться к поэзии и музыке, но и понять внутренний мир, узнать много нового о своих сокурсниках, которые, продемонстрировав свои таланты, приоткрыли сокровенные уголки своей души».

Беляева Кристина: «Литературный вечер принес всем множество новых, ярких и незабываемых ощущений. Все присутствующие чувствовали какое-то особое единение, единение студентов и преподавателей, единение музыки и поэзии, единение разума и сердца... Царила очень трогательная, душевная атмосфера. Такое мероприятие никого не могло оставить равнодушным. Каждый открыл для себя что-то новое. Я узнала незнакомые до того музыкальные, литературные произведения на родном и иностранных языках, которые произвели на меня неизгладимое впечатление».

Байтлесова Алия: «Когда, если не в субботу, устроить литературно-музыкальный вечер с друзьями? Вот и вчера мы осуществили давнюю мечту. «Якутские виртуозы», произведения в исполнении Дениса Мацуева и много другого интересного было исполнено в теплом кругу. Я, например, прочитала стихотворение о любви С. Есенина, с творчеством которого знаком каждый. Затем мы устроили чаепитие, и в очередной раз мы посетили уже полюбившийся нам Губернаторский симфонический оркестр».

Контримович Софья: «Перед походом на концерт мы провели поэтический вечер. Было безумно приятно послушать игру Жени Прудникова на фортепиано, а также послушать знакомые любимые стихи, например, «Песня последней встречи» Анны Ахматовой, стихи Федерико Гарсия Лорка, Намжила Нимбуева в исполнении Людмилы Даниловны Хамагановой или стихотворение Е. Евтушенко, которое рассказала Настя Морозова. А послушать зарубежную поэзию в оригинале и вовсе - бесценно. К счастью, мировая экономика за счёт изучения иностранных языков может себе это позволить. Здорово понимать, насколько талантливы ребята МЭКа и наши преподаватели. Некоторые вещи мы не успели послушать, однако это ли не повод повторить мероприятие?»

Впечатления студентов от концерта Губернаторского симфонического оркестра. Премьера «Волшебные флейты» Первого дирижера Болгарии Эмила Табакова.

Максакова Дарья: «Концерт поразил своей живостью и слаженной работой оркестра, на лице каждого музыканта можно было прочитать выражение сосредоточенности и напряжения, каждый из них проникся духом произведения и изо всех сил старался передать свои чувства аудитории, ощущалась заслуга дирижера в гармонизации и поднятии духа оркестра. Больше всего понравилась 10 симфония Шостаковича, во время ее прослушивания представлялся сложный жизненный путь композитора, его радости и потрясения».

Беляева Кристина: «Концерт в филармонии вызвал восторг! Такой разнообразный по композиции, но проникнутый единым настроением. Все исполненные произведения были схожи своей тревожностью, волнением, чувством

надвигающейся опасности... Поэма «Финляндия» - удивительное олицетворение в музыке целой страны, ее могущества, колорита, неповторимости, бед и невзгод, торжества над ними. Во время прослушивания концерта с флейтами у всех возникали такие разные образы: волнующееся море; приближающаяся буря; дремучий лес, из которого не выбраться; ссора любящих друг друга сильного мужчины и слабой, маленькой женщины. Завершился вечер бесподобным исполнением Шостаковича, кому-то знакомого, а для кого-то нового и неизведанного. Музыка, передающая переживания и страдания самого автора не могла не тронуть. Пожалуй, практически все слушатели вышли немного другими после этого концерта, обновленными и воодушевленными, готовыми к новым открытиям и свершениям».

Гармаева Ирина: «Концерт произвел невероятное впечатление! Присутствовать на концерте известного во всем мире Эмила Табакова для меня честь. Высокий, элегантный, с энергичной, чёткой, в меру резковатой манерой дирижирования, он показал себя тонким, глубоко чувствующим стиль дирижером и композитором. В первом отделении прозвучал концерт Эмила Табакова для двух флейт и симфонического оркестра, написанный им в 2001 году, который впервые исполняется в России. Этот концерт все ждали с большим нетерпением, и оно было оправдано музыкантами. Тонкие и легкие звуки флейт тронули душу. В голове возникали образы природной стихии, спокойной и воинственной. Во втором отделении прозвучала симфония № 10 Дмитрия Шостаковича. Тревожная и грустная музыка, передающая страх, трагедию, катастрофу и беспомощность, оказала сильное впечатление, описывающее судьбу автора. Зрители напоминали терракотовую армию: застывшие фигуры, внимательно следящие за происходящим на сцене. И ничто не могло вырвать их из этого транса. Ни чей-то простуженный кашель, ни внезапный телефонный звонок. Должно быть, именно под такую музыку приходит вдохновение. Каждый из музыкантов пропускал каждый звук через себя. И это было заметно. Живая музыка так называется не только потому, что её играют при вас, но и от того, что в ней эта жизнь чувствуется».

Байтлесова Алия: «И вот в очередной раз мы посетили уже полюбившийся нам Губернаторский симфонический оркестр. В этот вечер нам удалось насладиться симфонической поэмой Сибелиуса и симфонией Шостаковича. Также стоит упомянуть и о том, что дирижером был очень известный Эмил Табаков из Болгарии, который показал свой высший профессионализм и мастерство. Концерт был очень впечатляющим, все остались счастливыми и довольными. Считаю дни до следующего визита в филармонию».

Тимошенко Виктория: «Начало ознаменовало весь вечер! Произведение «Финляндия» запало глубоко в душу и разошлось отголосками по всему телу миллионами фриссонов. Завораживающе и проникновенно. Сменившие две скрипки были одновременно противоположностями, дополняющими друг друга. На мой неопытный взгляд очень живо, лирично и интересно! После антракта познакомилась с Шостаковичем. Очень проникновенно, грустно и тревожно. Словно поднимаешься высоко под грозовые тучи и вместе с ливнем и грохотом обрушиваешься на бренность этого мира. Вопреки низким нотам музыки концерт был легким на восприятие, эмоциональным и запоминающимся. Концерт произвел на меня глубокое впечатление».

Контримович Софья: «Хотелось бы, чтобы такие дни, как 16 мая, стали для нашего факультета доброй традицией. Насколько же глупо жить в таком городе как Иркутск и не пользоваться всеми возможностями, которые он предлагает для саморазвития! Чудесный Губернаторский симфонический оркестр не оставляет равнодушным никого после своих концертов. Так произошло и в этот раз - на своем заключительном в этом сезоне выступлении они исполнили симфоническую поэму «Финляндия» Сибелиуса, десятую симфонию Шостаковича, а также был исполнен впервые в России концерт для двух флейт и симфонического оркестра Э. Табакова. Стоит отметить, что дирижировал в тот вечер сам Табаков, что, я думаю, должно было еще больше заинтересовать каждого слушателя. Шостакович испугал, заставил сопереживать, растрогал и, все-таки, дал надежду. «Финляндия» почему-то напомнила органную музыку, особенно ее торжественное вступление. В этот раз, наверное, как раз Сибелиус впечатлил

больше всего: прекрасная трагичная гармония, в которой композитор выразил свой протест, вкупе с грандиозными партиями духовых инструментов, полет мелодии, символизирующий стремление к свободе - это все то, что находит отклик глубоко внутри. Произведение Табакова удивило своими контрастами, хотелось бы также отметить мастерство солисток. После подобных музыкальных вечеров находит какое-то удивительное умиротворение, которое, как это ни странно, заряжает энергией».

Свистова Екатерина: «Филармония. С этим местом лично у меня связано очень много воспоминаний. Когда я еще училась в музыкальной школе, мне посчастливилось выступать на этой сцене на отчётных концертах нашей школы. Поэтому не понаслышке знаю, как себя чувствуешь, выходя на сцену: даже если выступаешь хором или целым оркестром, все равно волнуешься каждый раз. Стараешься выступить правильно и без запинки от начала и до конца.

Наш губернаторский симфонический оркестр прекрасно играет любой сложности произведения и даже не со своим дирижёром. На заключительном концерте этого сезона оркестр играл очень слаженно, четко и синхронно. Первое произведение - симфоническая поэма «Финляндия» Яна Сибелиуса - погружает слушателей в мир северной страны с ее суровой, но по-своему прекрасной природой, историей и преданиями, жителями, готовыми защищать свою родину до последнего. Закрывает первый акт произведение самого дирижера Эмиля Табакова - концерт для двух флейт с оркестром. Оно достаточно необычно, но в тоже время содержит свою сюжетную линию. Когда слушаешь это произведение, все сливается в единую картину диалога двух флейт, двух людей, которые порой ссорятся, а затем мирятся.

Во втором акте прозвучала десятая симфония Дмитрия Шостаковича. В этом произведении слышатся отзвуки той эпохи, тех событий, которые переживал композитор. Начало наполнено раздумьями по поводу прошлого и сомненьями о светлом будущем, но проблескивают робкие, слабые лучи надежды на лучшее. И только в четвертой части утверждается мысль о том, что наступит светлое будущее, которое разгонит тьму настоящего, как добро побеждает зло.

Я считаю, что если бы наш оркестр играл с дирижером Илмаром Лапиньш, то произведения прозвучали бы ярче, красочнее. Лично мне немного не хватило живости и наполненности, глубины.

Ещё я хочу сказать огромное спасибо Людмиле Даниловне за такую возможность вновь окунуться и заново познать мир классической музыки».

Шохонова Дарья: Каната «Александр Невский» Сергея Прокофьева оставила во мне неизгладимые впечатления. С первых нот стало понятно, что вся музыка будет пропитана духом того времени. Краткие исторические справки повествователя создавали удивительную атмосферу. Музыка как будто передавала глубинный смысл слов и то, что словами передать невозможно. Будучи в зале среди множества зрителей, удобно устроившись в кресле, я как будто мысленно перенеслась в ту эпоху. В самом же начале тревожные ноты скрипок и виолончелей заставили почувствовать напряжение и суровость исторических событий. Ощущалась тяжесть гнета монгольского ига, а затем и наступления крестоносцев. Но немного погодя атмосфера меняется, и начинают звучать яркие патриотические ноты, а хор своей торжественностью дополняет картину, отражая душевный подъем народа, не желающего более оставаться подавленным. В этот момент чувствуешь неописуемый всплеск эмоций и прилив сил. Это осталось для меня самым ярким впечатлением. Кроме того, хотелось бы отметить талант солистки и слаженную работу оркестра. Было видно, что они сами прониклись музыкой и это настроение передали нам - зрителям, среди которых были гости из Канады, не знающие российской истории и русского языка и, тем не менее, получившие удовольствие и выразившие свое восхищение. Действительно, после таких концертов приходит желание посещать их вновь и вновь».

Ванюкова Анна: «Восьмого мая 2015 года мне посчастливилось побывать в Иркутской областной филармонии, в которой в этот вечер была исполнена кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». Этот концерт также был приобщен к празднованию 70-летия Великой Победы во Второй мировой войне. Кантата носит имя русского князя и полководца Александра Невского, великие

подвиги которого и были воспеты в данном произведении. Она состоит из семи частей и описывает различные исторические события: битва на Чудском озере; устрашающее наступление рыцарей-крестоносцев; стремительные атаки русских; песнь девушки, выражающая скорбь о гибели русских солдат. Произведение в целом вызывает бурю эмоций: тревогу, печаль, надежду, чувство патриотизма и, конечно же, гордость за Великую страну. Но самое большое впечатление на меня произвела та часть кантаты, в которой хор исполняет тему «Вставайте, люди русские!». Эта тема вбирает в себя всю любовь к родине, самоотверженность и борьбу за свободу и справедливость. Музыка настолько четко и ясно «обрисовывает» всю картину происходящего боя, что, кажется, будто ты переносишься из зала и сам становишься свидетелем разворачивающегося действа. Перед глазами то и дело появляются образы рыцарей-крестоносцев, кровавая битва, тихое поле после боя...

Но данное произведение не было бы таким проникновенным и глубоким без соответствующего исполнения. И именно благодаря Губернаторскому симфоническому оркестру под руководством талантливого дирижёра Илмара Ла-пиньша и Камерному хору, весь тот замысел, заложенный в произведение С. Прокофьевым, был воплощен в жизнь.

После посещения таких концертов появляется чувство просветления и умиротворения. Хочется жить и радоваться каждому дню, и с гордостью и уважением относиться к истории своей Родины и к подвигам предков».

Семенчуков Никита: «В преддверии всенародной годовщины Дня Победы в Иркутской филармонии была исполнена кантата «Александр Невский» композитора Сергея Прокофьева. Меня очень обрадовал выбор предпраздничного произведения. Победа Александра Невского - это один из множества великих подвигов русского народа. Кантата и сама легенда напоминают о могуществе и силе нашего народа, который всегда побеждал. Исполнение произведения также было на высоте, играл иркутский оркестр при участии хора, состоящего как из взрослых, так и из юных исполнителей. Каждая из частей кантаты уникальна и передает музыкальные образы исторических событий и героев: коварное та-

таро-монгольское иго, крестоносцы, подвиги Александра Невского и русского народа. Каждый музыкальный образ передал настроение врагов и героев Руси. Такого эффекта мог достигнуть только высокопрофессиональный оркестр, дирижер и хор.

Часть «Вставайте люди русские» была если не кульминационной, то очень яркой и запоминающейся, единение оркестра и хора создает образ народного единства при борьбе с врагом. Сольное вокальное исполнение не могло никого оставить равнодушным. Исполнительница вокальной партии превосходно исполнила свою часть, ее проникновенный голос достиг глубин души каждого зрителя.

В итоге можно сказать, что концерт, посвященный нашему главному празднику, был отличным подарком для иркутян и гостей города. Мы помним победы над всеми захватчиками и гордимся ими».

Морозова Анастасия: «Восьмого мая 2015 года мы отправились на кантату «Александр Невский» Сергея Прокофьева в исполнении Губернаторского симфонического оркестра (главный дирижер и художественный руководитель -Илмар Артурович Лапиньш) с солисткой, лауреатом международных конкурсов Ольгой Басовой и камерным хором Губернаторского симфонического оркестра.

Илмар Лапиньш - поистине выдающийся человек. Его приглашали лучшие концертные залы и оперные площадки многих городов России, Европы, Китая, Монголии. За плечами заслуженного деятеля искусств РФ опыт работы в качестве главного дирижёра в Уфе, Томске, Екатеринбурге, других крупных культурных центрах страны. Довелось маэстро представлять и российскую школу дирижирования в Югославии, Австрии. К слову, в послужном списке Илмара Артуровича находим и должность советника министерства культуры Австрии по вопросам Боснии и Герцеговины, а также почётное гражданство этой республики (http://www.vsp.ru/social/2012/02/28).

Ольга Басова - лауреат региональных конкурсов, фестивалей; победительница в номинациях «Лучший женский голос» и «Любимая солистка оперы»; дипломант международных конкурсов (http: //krasopera.ru/arti sts/view/).

Кантата состояла из 7 частей, каждая из которых была посвящена решительному предостережению и напоминанию о том, что ждёт врага, который решится напасть на нашу Родину:

■ «Русь под игом монгольским»;

■ «Песня об Александре Невском»;

■ «Крестоносцы во Пскове»;

■ «Вставайте, люди русские»;

■ «Ледовое побоище»;

■ «Мёртвое поле»;

■ «Въезд Александра во Псков».

Возникшая из музыки к кинофильму, кантата оригинальна в жанровом отношении. В ней наряду с вокальными хоровыми номерами содержатся и оркестровые живописно-изобразительные эпизоды.

Нельзя не отметить интонационную и тембровую выразительность этой музыки. Сочетание пронзительных нот в исполнении гобоя и кларнета с грубыми и тяжелыми басами в исполнении тубы и контрафагота.

Хор пел в унисон и был построен на чередовании фраз и музыки.

На мой взгляд, в кантате «Александр Невский» Сергею Прокофьеву удалось выразить образ и дух русского народа: великий, непокорный и могучий. Кантата оставила неизгладимое впечатление и нашла отклик в сердцах многих людей.

После концерта Людмила Даниловна познакомила нас с главным дирижером Илмаром Лапиньшем и с солисткой меццо-сопрано Ольгой Басовой. Мы сделали несколько фотографий, которые всегда будут напоминать о чудесно проведенном времени.

16 мая 2015 года мы побывали на закрытии сезона Губернаторского симфонического оркестра. Программа была представлена симфонической поэмой «Финляндия» Яна Сибелиуса, симфонией № 10 Дмитрия Шостаковича и концертом для двух флейт симфонического оркестра Эмила Табакова.

Симфоническая поэма «Финляндия» открывается грозным мотивом в исполнении медных духовых инструментов. Начавшись в медленном темпе, композиция ускоряется, и вновь звучат спокойные нотки. И лишь к концу произведения медные духовые ведут мелодию к финалу.

Десятая симфония Дмитрия Шостаковича представляет собой продолжительное по времени произведение с трагическим, скорбным и суровым характером, с попеременно меняющимися нотками светлой темы.

Эмил Табаков - известен во всем мире, в качестве приглашенного дирижера выступал с оркестрами Германии, Англии, Дании, Швеции, Польши, Франции, Италии, России, Испании, Румынии, Австрии, Швейцарии, США, Австралии, Канады, Японии, Южной Кореи, Сингапура, Тайваня, Бразилии, Израиля, Нидерландов.

Первое отделение открылось исполнением концерта для двух флейт Эмиля Табакова, где он выступил в качестве дирижера. К слову, Эмил Табаков дирижировал на протяжении всего концерта, а Илмар Лапиньш наблюдал за ним из зрительного зала. Флейты были изюминками концерта, привлекая к себе все внимание слушателей.

В тот же день, 16 мая, прошла наша творческая встреча с ребятами. На встрече звучали стихи и музыка. Звучали произведения Мао Цзэдуна «Цзин-ганшань», Евгения Евтушенко «Любимая, спи.», Юрия Штенникова «Не жди», Сергея Есенина.

Евгений Прудников исполнял различные композиции, исполнял песни. Для меня это было незабываемо.

После просмотра концертных записей, прошло чаепитие, где мы с ребятами обсуждали увиденное и услышанное. Встреча прошла в очень теплой и уютной атмосфере. Она останется в сердце надолго.

Хотелось бы выразить огромную благодарность нашей дорогой Людмиле Даниловне за возможность прикоснуться к прекрасному миру музыки».

Белый Женя: «Это был один из серых зимних дней. После интенсивного рабочего дня в университете в голове царила пустота, изредка нарушаемая вры-

вающимися звуками окружающей реальности. Ведомое желанием поскорее оказаться дома тело двигалось вяло и неохотно. Уже прощаясь, однокурсница сказала мне, что Людмила Даниловна собрала ребят, и сегодня все вместе они идут на концерт в областную филармонию. Во мне проснулся неподдельный интерес. Несмотря на то, что до начала выступления Губернаторского оркестра оставалось менее часа, я позвонил Людмиле Даниловне и попросил взять меня с собой. Она решила все вопросы с билетами за несколько минут, и вместо уютного дома, я отправился навстречу еще неведомому мне миру классической музыки. Стыдно сказать, но за 22 года своей жизни, я ни разу не был на концерте классической музыки. Рок, рэп и поп-музыка, танцевальные хиты, джаз, шансон, - все что угодно, но не классика, присутствовало в моем опыте слушателя.

Первой, согласно программе концерта для фортепиано с оркестром Александра Глазунова, выступала известная российская пианистка Наталья Трулль. Когда она вышла на сцену, мне стало ее даже жалко. Худая, хрупкая, немного сутулая женщина с выразительными чертами лица робко поклонилась зрителям и заняла исходное положение за музыкальным инструментом.

Первые звуки музыкального оркестра мгновенно заполнили пустоту в моей голове и отразились яркими и сочными образами. Высокие ноты рояля, формализованные в форме мелодии, искрами врывались в сознание, задевая самые глубокие струны души.

Пианистка играла виртуозно, вкладывая часть собственной души в исполняемую музыку. Во время коротких перерывов она свешивала вниз обессиленные руки, давая им немного отдохнуть, чтобы через несколько секунд снова пожертвовать их силой ради музыки.

Первый опыт глубоко врезался в мое сознание. После концерта у меня был гигантский прилив жизненной энергии, и под впечатлением от выступления с ребятами и преподавателем мы решили отправиться на следующий день на концерт Олега Безинских, контртенор (г. Москва), квартет «Déjà vu», руководитель Татьяна Акимова.

На сцену вышел колоритный мужчина с пивным животиком и в рубахе времен 17-18 вв. Он скорее напоминал деревенского жителя, нежели певца. Как только он начал петь, это было что-то невероятное. Здоровенный мужик пел женским высоким голосом. Было видно, как старательно он выговаривал каждую букву, каждое слово. С каждой новой песней я расплывался в улыбке, а на душе было тепло.

Наверное, после того концерта я понял, как сильно мне не хватало подобных культурных программ. Оказалось, что посещение филармонии - неиссякаемый источник жизненной энергии. С тех пор я решил по возможности чаще посещать концерты классической музыки. Для меня она стала настоящим открытием.

К сожалению, только через полгода мне удалось выбраться вместе с ребятами на очередной концерт. Я хотел поделиться своими эмоциями с братом, и решил пригласить его в филармонию на концерт Д. Шостаковича. Как и в первый раз, музыка увлекала меня. Экспрессивный дирижер оркестра как Фигаро управлял музыкантами. Казалось, что еще чуть-чуть, и он полетит камнем с высоты сцены филармонии.

Брат, как и я, оказался под глубоким впечатлением от услышанного. Он был очень благодарен за приглашение. Несмотря на эмоциональную скупость, свойственную его характеру, даже он проникся, и его лицо, как зеркало, отражало восторг, грусть, эйфорию, настороженность и другие эмоции.

Я очень рад, что мир классической музыки появился в моей жизни, хоть и достаточно поздно. Спасибо Людмиле Даниловне за музыкальное просвещение и воспитание студентов!»

Цыден-Ешиева Бажигма: «Мне всегда нравилась музыка без слов, живая музыка, но, к сожалению, получалось её услышать только сквозь плеер и наушники. Казалось, что услышать музыку вживую, видеть, как музыканты, закрыв глаза, перебирают струны или касаются клавиш, могут какие-то особые люди, все, кроме меня. Но, приняв однажды приглашение от своего преподавателя Людмилы Даниловны на концерт губернаторского оркестра с участием пиа-

нистки Натальи Трулль, я поняла, что прикоснуться к живой инструментальной музыке может каждый. Стоит лишь захотеть, сделать шаг и окунуться в мир искусства.

Первый поход в филармонию оказался волнительным и самым запоминающимся. Как это обычно бывает, когда что-то, чем ты восхищался долгое время, уже совсем близко, тебя начинает это немного пугать. Но, преодолев некоторую неопределенность, ты с головой окунаешься в это. Так, я до сих пор сравниваю последующие концерты инструментальной музыки с самым первым моим знакомством с ней.

Каждый раз, посещая очередной концерт, я понимаю, почему я здесь. Каждодневные дела, работа, учеба и многие другие причины порой отвлекают наше внимание, заставляют забыть о приятных мелочах, которые подпитывают нас. Мы меньше общаемся с близкими людьми, меньше разговариваем, больше работаем, больше раздражаемся.

В таких непростых ситуациях важно уметь возвращаться к людям, забывать, отвлекаться от насущных проблем. И в этом огромную роль играет музыка. Каждая мелодия, каждый звук несёт в себе собственный маленький смысл. И когда ты слышишь мелодию, которую создают люди своими руками, у тебя на глазах, ты начинаешь понимать, почему ты всё-таки сидишь здесь и сейчас в концертном зале.

Музыка наполняет тебя изнутри различными эмоциями, порой награждает воспоминаниями и дает силы для будущих побед. Я благодарна Людмиле Даниловне, что она взяла меня за руку и привела в мир культуры и искусства. Надеюсь постепенно, шаг за шагом, я и другие молодые люди будем постигать азы инструментальной музыки».

Юргатова Аня: «Мне хотелось бы начать с того, что посещение концерта Губернаторского симфонического оркестра города Иркутска под руководством дирижера из Болгарии Эмилом Табаковым 16 мая было моим первым визитом в филармонию. Я сожалею, что не смогла раньше выкроить время и пойти вместе со всеми студентами и Людмилой Даниловной на какие-либо предыдущие кон-

церты. Но лучше поздно, чем никогда. Я совершенно спонтанно решила пойти и не прогадала.

Так как это был мой первый визит в Иркутскую филармонию, несомненно, у меня возникло небольшое волнение. Еще на входе, когда мимо меня проходили люди, среди них куда-то пробегали музыканты, я почувствовала что-то знакомое, что-то может даже домашнее и теплое. Просто нет тех слов, с помощью которых я точно смогу описать то ощущение, возникшее еще до начала концерта. Это чувство было схоже с тем, когда я будучи сама ученицей музыкальной школы, сама играла на концертах или пела в хоре. Чуть позже, после двойного звонка, все зрители последовали в зал. После нескольких приветственных речей началось первое отделение.

Открытием концерта стало произведение Яна Сибелиуса. С самых первых аккордов я погрузилась в музыку. Хочется отметить неимоверную силу оркестра, их профессионализм, хочу также отметить синхронность, вплоть до того, как музыканты перелистывали ноты. Несомненно, было видна титаническая работа дирижера, он сам просто светился талантом. Музыка пронизывала насквозь, до самых косточек. В первом же отделении был концерт для двух флейт с оркестром, написанный самим Эмилом Табаковым. Я знаю, что, возможно, кто-то не понял этого произведения, кому-то просто структурно не понравилось или же не легло на слух. Однако для меня это было полным восторгом.

Мое воображение творило нечто. Когда солировали флейты, для меня это был диалог двух людей. Иногда они шли вместе, разговаривали, как влюбленные на свидании. Были моменты, когда они вздорили и пытались перекричать друг друга. Я не могу знать точно, какой смысл был вложен в это произведение дирижером Эмилом Табаковым, но для меня оно приняло свой окрас. Во время, когда флейты не солировали, вступал оркестр. И вот на этих моментах я с уверенностью могу сказать, что во мне что-то переворачивалось и не один раз. Порой мне казалось, что когда вступал оркестр, в моей голове начинались сумасшедшие пляски. Я зарядилась колоссальной энергией. Мое воображение не

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

останавливалось, я понимала, что именно в такие моменты человек должен и может творить искусство. На такой сильной ноте закончилось первое отделение.

Второе отделение было полностью посвящено симфонии № 10 Дмитрия Шостаковича. Сказать, что это было феерично, ничего не сказать. На момент второго отделения, уже большая часть публики была в одухотворенном состоянии, музыканты разогреты. И это стало просто полуторачасовой картиной того времени, всю мощь, чувства композитора витали в атмосфере зала. Меня особенно приятно удивили музыканты, находящиеся в глубине сцены, играющие на медных духовых инструментах, и особенно музыканты ударных инструментов. Кого-то из них мне не видно было вообще, однако меня накрывало волной, когда вступали литавры и были мощнейшие удары тарелок. Это было сродни гордости за людей, за страну.

Этот концерт отложил отпечаток в моей памяти, в моем сознании. Я смогла почувствовать прилив энергии, я думаю, что другие люди тоже смогли зарядиться. Душа танцевала и пела. Я хотела бы выразить благодарность всем, кто находился там. Работа абсолютно всех людей была отлажена и внесла свой вклад, и я говорю не только о музыкантах и дирижере. Я говорю о всех тех, кто продавал билеты, работал в гардеробе, настраивал свет, приводил в порядок зал и многих других. Так как это заслуга всех. И, конечно, я надеюсь, что в будущем смогу стать одним из постоянных посетителей Иркутской филармонии».

Заканчивая данное повествование «откровения моих студентов», хочу также выразить им благодарность и сказать, что все они такие талантливые, с чистой душой личности! Они раскрываются как бутоны цветов, согреваемые солнцем. Классическая музыка трогает их нежные души, заставляет размышлять, страдать и восхищаться, открывать для себя новый мир.

27, 28 мая 2015 года идем опять восхищаться шедеврами мирового музыкального искусства на «V Международный фестиваль оперной музыки». Количество студентов, желающих испытать счастье, составляет уже около 50 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.