Научная статья на тему 'Музыка в жизни и деятельности декабристов'

Музыка в жизни и деятельности декабристов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
667
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — А. В. Зеленов

Представленная работа анализирует влияние первых русских революционеров декабристов на развитие русской музыкальной культуры. Работа состоит из четырех самостоятельных частей, в каждой из которых рассмотрены взгляды декабристов на музыку вообще и на русскую в частности. В преобразовательных планах декабристов большое место занимали вопросы музыкального творчества. Они сознательно ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа. Это отразилось и в конституционных проектах декабристов и в их идейном творчестве. С точки зрения декабристов, музыка должна быть использована в процессе воспитания личности как своеобразный способ обогащения и углубления чувств и разума человека, усовершенствования его нравственного облика. Декабристы стремились использовать эти возможности музыки в различных сферах приложения своих творческих сил. Перед музыкой ставились задачи формирования не только высоких этических качеств личности, но и возвышенных эстетических идеалов. Также первые русские революционеры уделяли большое внимание народной песне, ценимой ими за художественновоспитательные возможности. Декабристы неоднократно подчеркивали, что на протяжении всей истории страны песня постоянная спутница жизни их соотечественников. В работе делается акцент на то, что музыкальное творчество декабристов приобрело и черты просветительства. Они воспитали или оказали решающее воздействие на целую плеяду русских музыкантов. За счет воспитанников декабристов в конце XIX в. пополнились ряды прогрессивных деятелей культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The presented work analyses the influence of the first Russian revolutionaries Decembrists on the development of the Russian musical culture. This work consists of four separate parts, and each of them deals with the views of the decembrists on music in general, and on the Russian music in particular. The matters of musical creativity took an important place in the converting plans of decembrists. They deliberately presented the struggle for the progressive culture, for education of the people as their goal. This was reflected both in the constitutional projects of the decembrists and in their ideological works. According to the of view of the decembrists, should be used in the process of upbringing of a person as a special way of human feelings and intellect top be enriched and become deeper, and moral qualities to become more perfect. The decembrists wanted to use these opportunities of music in various spheres of application of their creative energy. The aim of the music was not only to form high moral qualities of a person, but also to form lofty aesthetic ideals. The first Russian revolutionaries also paid great attention to the folk song, which they valued for its artistic and educational opportunities. The decembrists often accentuated the fact, that during the whole history of the country song is the inseparable companion of the life of their compatriots. In this work it is emphasized, that the musical works of the decembrists acquired also educational features. They had raised or influenced strongly the whole galaxy of the Russian musicians. Due to the pupils of the decembrists in the end of the 19th century the number of the progressive persons involved into arts increased.

Текст научной работы на тему «Музыка в жизни и деятельности декабристов»

УДК 93/99+78

А.В.ЗЕЛЕНОВ

Экономический факультет, студент группы БА-00,

ассистент профессора

МУЗЫКА В ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕКАБРИСТОВ

Представленная работа анализирует влияние первых русских революционеров - декабристов -на развитие русской музыкальной культуры. Работа состоит из четырех самостоятельных частей, в каждой из которых рассмотрены взгляды декабристов на музыку вообще и на русскую в частности.

В преобразовательных планах декабристов большое место занимали вопросы музыкального творчества. Они сознательно ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа. Это отразилось и в конституционных проектах декабристов и в их идейном творчестве. С точки зрения декабристов, музыка должна быть использована в процессе воспитания личности как своеобразный способ обогащения и углубления чувств и разума человека, усовершенствования его нравственного облика. Декабристы стремились использовать эти возможности музыки в различных сферах приложения своих творческих сил. Перед музыкой ставились задачи формирования не только высоких этических качеств личности, но и возвышенных эстетических идеалов. Также первые русские революционеры уделяли большое внимание народной песне, ценимой ими за художественно-воспитательные возможности. Декабристы неоднократно подчеркивали, что на протяжении всей истории страны песня - постоянная спутница жизни их соотечественников. В работе делается акцент на то, что музыкальное творчество декабристов приобрело и черты просветительства. Они воспитали или оказали решающее воздействие на целую плеяду русских музыкантов. За счет воспитанников декабристов в конце XIX в. пополнились ряды прогрессивных деятелей культуры.

The presented work analyses the influence of the first Russian revolutionaries - Decembrists - on the development of the Russian musical culture. This work consists of four separate parts, and each of them deals with the views of the decembrists on music in general, and on the Russian music in particular.

The matters of musical creativity took an important place in the converting plans of decembrists. They deliberately presented the struggle for the progressive culture, for education of the people as their goal. This was reflected both in the constitutional projects of the decembrists and in their ideological works. According to the of view of the decembrists, should be used in the process of upbringing of a person as a special way of human feelings and intellect top be enriched and become deeper, and moral qualities to become more perfect. The decembrists wanted to use these opportunities of music in various spheres of application of their creative energy. The aim of the music was not only to form high moral qualities of a person, but also to form lofty aesthetic ideals. The first Russian revolutionaries also paid great attention to the folk song, which they valued for its artistic and educational opportunities. The decembrists often accentuated the fact, that during the whole history of the country song is the inseparable companion of the life of their compatriots. In this work it is emphasized, that the musical works of the decembrists acquired also educational features. They had raised or influenced strongly the whole galaxy of the Russian musicians. Due to the pupils of the decembrists in the end of the 19th century the number of the progressive persons involved into arts increased.

В преобразовательных планах декабристов немалую роль занимали вопросы культуры. Они сознательно ставили своей целью борьбу за передовую культуру, за просвещение народа. Это отразилось и в конституционных проектах декабристов и в их идейном творчестве.

Роль музыки в жизни декабристов. Музыка привлекала внимание декабристов сравнительно меньше, чем другие виды ис-

кусства. Тем не менее, размышления русских революционеров о музыкальном творчестве представляют несомненный интерес. Будучи людьми высокой культуры и образованности, они хорошо знали классическую музыку и музыкальный фольклор и увлекались ими. Музыка, с точки зрения декабристов, - средство воздействия на чувство и разум не только отдельного человека, но и коллектива. Поэтому музыка должна

162 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.150. Часть 1

быть использована в процессе воспитания личности как своеобразный способ обогащения и углубления чувств и разума человека, усовершенствования его нравственного облика. Декабристы стремились использовать эти возможности музыки в различных сферах приложения своих творческих сил.

Одна из них представляла область домашней музыкальной практики. Уроки музыки, пения, танцев были неотъемлемой частью системы воспитания. Серьезное внимание уделялось музыке в благородных пансионах при Московском и Петербургском университетах и в Царскосельском лицее. В стенах последнего воспитывались три будущих декабриста - И.Пущин, В.Кюхельбекер, В.Вольховский. Многое дали лицеистам уроки музыки, а в часы досуга они часто пели, сочиняли лирические романсы и «лицейские гимны».

Обогащению и углублению музыкальных интересов декабристов способствовало широкое общение во время походов и путешествий с людьми различных сословий и наций, знакомство с высокими достижениями в области оперного, симфонического и камерно-вокального жанров западноевропейских народов. Например, В.Кюхельбекер, путешествуя в 1821 г., слушал романсы бедных детей Савойи, Прованса, канцоны итальянских гондольеров. Органично сочетались две области деятельности декабристов пропаганда высоких этических идеалов в культуре вообще и в музыке в частности, т.е. представление о значении музыки не как средства светского развлечения, а как важного фактора просветительской деятельности.

Перед музыкой ставились задачи формирования не только высоких этических качеств личности, но и возвышенных эстетических идеалов. Мне кажется, в этом смысле серьезная музыкальная культура была одним из залогов большой эффективности просветительской работы.

Роль народной песни. Декабристы считали, что подлинное народное музыкальное творчество отвечает высоким идей-но-художественным требованиям. Поэтому

они уделяли особенно большое внимание народной песне, ценимой ими за ее художественно-воспитательные возможности. Они неоднократно подчеркивали, что песня на протяжении всей истории постоянная спутница жизни их соотечественника.

Актуальной задачей стала не только публикация музыкального фольклора, но и его исследование. В.Кюхельбекер хорошо знал сборники народных песен. Он в крепости и ссылке изучал строение и размеры народных песен, делал их переводы. А. Бестужев в «Обзорах» русской словесности также касался вопросов народного музыкального творчества. Этим же темам посвящались некоторые публикации «Журнала Вольного общества любителей российской словесности».

Нередко деятели тайных обществ сами создавали тексты в стиле русского народного искусства, а также национального фольклора, стимулируя внимание к народному творчеству. Таковы «Песнь невольника» В.Раевского, «Песня партизанская» К.Рылеева и др. В 1818 г. был опубликован сборник Ф.Глинки, представляющий приспособление новых текстов к «голосам» наиболее любимых и высокохудожественных народных песен. Все вышесказанное свидетельствует о понимании высокой реалистической природы музыкального фольклора. Находя в песне отпечаток народного характера, декабристы видели в ней средство познания наций.

Музыка как средство общения. Во время заключения и каторги музыка была средством общения, налаживания связей изгнанников с окружающим их миром. Изучая различные материалы, я пришел к выводу, что музыка в годы после разгрома восстания приобрела для декабристов особый смысл. Она стала хоть какой-то отдушиной в жизни заключенных. Известно, что А.Одоевский пел романсы в своей одиночной камере. Песня «Среди долина ровныя» помогла барону Розену привлечь внимание стражника. Положение «государственных преступников» ставило декабристов в сибирском изгнании перед кругом сплошных ограничений. По существу, только их музи-

- 163

Санкт-Петербург. 2002

цирование не вызывало у местного начальства протеста.

Действительно, в числе осужденных на сибирское изгнание были истинные мастера. Среди них такие выдающиеся музыканты, как П.Свистунов, А.Юшневский, Ф.Вад-ковский. Они могли соперничать с лучшими дилетантами и профессионалами России той поры. Десятки высказываний, рассыпанных в мемуарах декабристов, позволяют утверждать, что в условиях суровой изоляции, политической смерти и личных драм музыка, доставляя эстетическое наслаждение, удовлетворяя потребность в творчестве, стала одним из стимулов к жизни.

Музыка как проводник идей декабристов. Музыкальное творчество декабристов приобретало и черты просветительства. Самым значительным мероприятием в области музыкального просветительства было создание очагов массового (в масштабах того времени) музыкального образования -музыкальных школ в Петровске и Тобольске. Репертуар учеников Петровской школы не ограничивался культовой музыкой. Изгнанники прибегали и ко многим другим формам развития музыкальных интересов сибиряков. Например, в Тобольске П.Свистунов возглавил старинное музыкальное учреждение города - хор церковных певчих и, кроме того, создал оркестр, струнный квартет и фортепианные трио-коллективы.

Декабристы способствовали и созданию «материальной базы» для развития местной музыкальной культуры. Переезжая с места на место, покидая Сибирь, они передавали или продавали свои инструменты местным жителям. В Сибири остались четыре уникальные скрипки декабристов: три Страдивари и одна Гварнери. В результате этого музыкальная деятельность декабристов охватывала предельно широкий круг сибирского населения.

Научный

В сибирский репертуар изгнанников входили их собственные агитационно-пропагандистские сочинения, также вошла новая национально-патриотическая тема в героико-эпической трактовке. Наиболее глубокое и сильное раскрытие идея необходимости объединения интернациональных сил в борьбе за осуществление народных чаяний получила в самой развернутой из сохранившихся композиций декабристов -песне «Славянские девы» А.Одоевского -Ф.Вадковского. В ней авторы призывают все славянские народы к укреплению взаимопонимания и братского содружества. В Сибири декабристы продолжали развивать свой опыт создания сатирических песен. Достижением музыкальной деятельности декабристов периода каторги и поселения явилось обогащение их репертуара произведениями инструментальной музыки, подобранными тоже не без скрытого смысла. Это были симфонии Бетховена, мазурки Шопена. Но, конечно, репертуар декабристов не ограничивался произведениями, прямо или косвенно выражающими социальную тенденцию. В него входили сочинения лирико-философского плана: фуги Баха, песни Шуберта, отрывки из опер Вебера, Глюка, Моцарта.

Выводы

Значение музыкальной деятельности декабристов не ограничивается пределами Сибири. Они воспитали или оказали решающее воздействие на целую плеяду русских музыкантов. В частности, они оказали влияние на творчество А.Алябьева и М.Глинки. За счет воспитанников декабристов в 60-90-е годы XIX века пополнились ряды сибирского просвещенного купечества и чиновничества, прогрессивных деятелей искусства и литературы, продолживших на новом этапе традиции декабристов.

уководитель профессор, д.и.н. В.Г.Афанасьев

164 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. ТЛ50. Часть 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.