ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ И НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ
(РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ): РОССИЯ И КИТАЙ
Юдина Тамара Николаевна
доктор экономических наук, доцент. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова факультет государственного управления, кафедра стратегического планирования и экономической политики г. Москва, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье проанализирована современная тенденция продолжающейся деиндустриализации российской экономики и примитивизации производства де-факто в рамках неолиберальной теории, Поствашингтонского консенсуса и перспективы реализации плана В.В. Путина на становление инновационной экономики в России. В то же время другая развивающаяся страна по классификации ООН и Мирового банка - Китай - становится «новой индустриальной страной», успешно развивает новую индустриализацию - реиндустриализацию в контексте государственных институционально-экономических инициатив построения инновационного государства и гармонического общества.
Ключевые слова: новая индустриализация; реиндустриализация; деиндустриализация; государственные институционально and экономические инициативы; инновации; неодирижизм
Код УДК: 330.34
Annotation. The article analyzes the current trend of continuing de-industrialization of Russian economy and factual primitivization of production within the neoliberal theory, Post-Washington consensus and prospects of Putin's plan of innovational economy development in Russia. At the same time another developing country in UN and World Bank classification (China) is becoming a «new industrial country», and has successfully developed new industrialization - reindustrialization in the context of government economic and institutional initiatives of innovative state and harmonious society building.
Keywords: new industrialization; reindustrialization; deindustrialization; state institutional and economic initiatives; innovation; neodirigism
Мир в начале XXI в. стал реальным «миром перемен», касающихся всех сфер человеческой жизнедеятельности. Количественные и качественные перемены коснулись широко и глубоко, системно и комплексно, хозяйства и экономики, их секторов, реального и финансового, становящегося все более спекулятивным, фиктивным и виртуальным, одновременно по-прежнему господствующим и определяющим стоимостные отношения. В условиях формирующегося глобального рынка, инноватизации и государственного инновационного неодирижизма наметилась четкая тенденция новой индустриализации, или реиндустриализации, в новых индустриальных странах, в число которых попал Китай, некоторых развивающихся и прежде всего в экономически развитых экономиках мира. Наблюдается также неоиндустриализм и неиндустриализм как постиндустриализм. Однако в то же время в отдельных развитых странах со смешанной экономикой (например, США), а также в развивающихся, например, в России наблюдается другая
Деиндустриализация и новая индустриализация (реиндустриализация): Россия и Китай 77
индустриализация - эта тенденция современного мирового экономического развития. Она выступает для России как императив.
Как позиционировать сегодня новую индустриализацию - реиндустриализацию - как мировой и /или китайский тренд; императив интегрального общества или России, а также императивы современного хозяйственного развития? Каково соотношение между постиндустриальной экономикой и неоиндустриализацией? На какую теоретическую базу должна опираться экономическая политика и хозяйственная практика? Может правильный вектор хозяйственного развития даст философия хозяйства, опирающаяся на физику и метафизику, нетрансцендентное и трансцендентное? Какова роль Китая и России в процессе новой индустриализации?
Деиндустриализация и постиндустриализм. Деиндустриализация и постиндустриализация экономики Соединенных Штатов Америки и других экономически и промышленно развитых стран стимулировали формирование хозяйства Китая как «фабрики мира», а точнее «мировой промышленной фабрики (мастерской)». Если в 50-х гг. ХХ в. доля экономики США в мировом промышленном производстве составляла примерно половину мирового объема промышленного производства, то уже в 2010 г. удельный вес этой страны упал до 19,4%. В 2010 г. объем промышленного производства Поднебесной превысил аналогичный показатель США на 0,4% и достиг 19,8%. О постиндустриализме как неиндустриализме и в целом деиндустриализации экономики США свидетельствует тот факт, что в настоящее время в структуре ВВП промышленность как вторичный сектор ВВП составила 19,2%, в то время как сфера услуг как третичный сектор ВВП - 79,7%. Для Китая как новой индустриальной страны эти цифры следующие: промышленность (в основном - обрабатывающая промышленность) - 45,3%, сфера услуг - 44,6%. Структура ВВП экономики России как развивающейся страны: промышленность -37,5% (главным образом добывающая промышленность, производство без добавленной стоимости), сфера услуг как показатель постиндустриальной экономики - 58,4% [1].
Лидерство третичного сектора в структурах ВВП «постиндустриальных» экономик США (79,7%) с огромным финансовым (спекулятивным) сектором и крупнейшей структурой формирующегося глобального рынка - международным финансовым центром в Нью-Йорке, а также - Великобритании (78,5%) со столицей в г. Лондоне как финансовой столицы мира с его Лондонским Сити - все это свидетельствует о неустойчивости мировой и глобальной экономик, процессах виртуализации и роста фиктивного капитала, не связанного никоим образом с реальным капиталом, а значит взращивающего и воспроизводящего фиктивную экономику.
Лучшим образом выглядят традиционная («старая») и «новая» экономики Германии с высокотехнологичным реальным сектором, где доля промышленности в ВВП составляет 30,5%, а сфера услуг - 68,5%. Реальный сектор экономики Германии (машиностроение, химическая, фармацевтическая, легкая промышленности, энергетика и др.) активно развивается, является конкурентоспособным за счет внедрений в производство достижений НТП и «новой экономики».
Новая индустриализация - реиндустриализация. Новая индустриализация представляет собой одновременно и мировой тренд и императив, например, российской экономики. На начальном этапе формирования глобального рынка в процессе деиндустриализации экономики США и Великобритании утрачивали свое промышленное лидерство и одновременно решали задачу новой индустриализации своих хозяйств. Экономики этих англо-саксонских стран - ныне лидеры в формировании и развитии новой индустриализации, поскольку на территории США сформировался глобальный центр финансового капитала и глобальный центр человеческого капитала. Они обладают новейшими технологиями, внедренными в производство благ. Новая индустриализация связана с внедрением инновационных продуктов на основе КБ1С- технологий (нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий) - основой нового формирующегося шестого технологического уклада, КБТС - конвергенции. Вслед за США и Великобританией по пути новой
индустриализации как реиндустриализации идут экономики Германии, Японии, Южной Кореи и Китая.
Новая индустриализация как императив российской и китайской экономик: общее и особенное. Общим для России и Китая на пути к новой индустриализации как императиву развития национальных экономик является прежде всего высокая роль государства в этом процессе, государственно-корпоративное и государственно-частное партнерство. Теоретико-концептуальную основу новой индустриализации в России и Китае можно позиционировать как государственные инновационно-институциональные, финансово-хозяйственные инициативы [2, с. 38].
Россия имеет реальные шансы в формировании новой промышленности на основе NBIC -технологий. В Москве функционирует Курчатовский центр NBIC-технологий и их конвергенции, создана государственная корпорация «Роснанотех». В Санкт-Петербурге проводятся фундаментальные исследования по физике наноструктур во главе с Ж. Алферовым. В России эффективно функционирует 5 технопарков, формируется инфраструктура национальной инновационной системы, сама НИС. Однако не найдены механизмы соединения интересов государства, бизнеса и общества в реализации новой индустриализации. Инновационная модель развития не находит реального воплощения в отечественной хозяйственной практике.
К началу третьего тысячелетия в экономике КНР закончился период индустриализма на основе пара и электричества. К этому периоду была создана сильная, по некоторым показателям конкурентоспособная добывающая и обрабатывающая промышленности. На XVII съезде КПК был взят курс на построение инновационного государства. Новая индустриализация как глобальная нео-и новая индустриальная модель стала реальным императивом развития экономики Поднебесной. Стратегия индустриализации нового типа с китайской спецификой», создание «государства инновационного типа» в контексте XVIII съезда КПК (ноябрь 2012 г.) ориентирует реальную китайскую экономику на новые стратегические производства: мобильная связь, широкополосной доступ в Интернет, цифровое телевидение, дисплеи нового поколения, новые материалы, новые источники энергии, биотехнологии и биофармацевтика, информатизация.
Выводы. Новая индустриализация на основе NBIC-технологий и конвергенции - это и мировой тренд, и императив развития национальных экономик, например, Китая и России. Следует различать новую индустриализацию как реиндустриализацию, реальную и как прожект, от неоиндустриализма и постиндустриализма как неиндустриализма и деиндустриализации. Новая индустриализация позиционируется концептуально в принципах, институтах, отношениях и механизмах; практически - в доле инновационного продукта в ВВП.
ЛИТЕРАТУРА
1. The World Factbook [Electronic resourse]. - Mode of access: http https://www.cia.gov/library/ publications/the-world-factbook/geos/pk.html. - Date of access: 25.09.2014.
2. Юдина Т. Н. Государственные финансово-хозяйственные институционально-инновационные инициативы России и Китая в контексте конкурентоспособности национальной экономики и сотрудничества [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.theoreticaleconomy.info -Дата доступа: 08.04.2014