ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Щ Check for updates
Оригинальное теоретическое исследование
УДК 159.9
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-20-33
Деформация устойчивого смыслового образования и ее отличие от трансформации в переживании ситуации жизненного кризиса
Алексей А. Заболотько1 ЕЗ, Лидия А. Дятлова2
'Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1 ^Региональный научный центр Российской академии образования в Южном федеральном округе, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42 Hpsychologza@gmail.com
Аннотация
Введение. Деформация смыслового образования, как внутренний механизм изменения личностного смысла в ситуации жизненного кризиса, изучена недостаточно. Это приводит к ограниченному использованию процесса смысловой регуляции изменения личностного смысла, которое влечет за собой затруднения личности в нахождении пути коррекции своего смыслоориентированного состояния, такого как стагнация, застревание и преодоление. Цель. Раскрыть механизм деформации смыслового образования при изменении в нем личностного смысла в ситуации жизненного кризиса и указать отличие деформации от трансформации.
Сопоставление процессов деформации и трансформации. Используя сравнительный анализ процессов деформации и трансформации смыслового образования, мы находим явную разницу в механизме изменения личностного смысла. При деформации ситуация жизненного кризиса остается неизменной, включая мотив и цель (смысловой мотив), установку и действие (смысловая установка). В этом случае меняется только их соотношение, в отличие от трансформации смыслового образования, где ситуация полностью меняется с полным переходом смысловых структур в новые или другие.
Паттерн смысловой регуляции. Деформации смыслового образования раскрываются в механизме паттерна смысловой регуляции, где происходят изменения личностного смысла при переживании ситуации жизненного кризиса посредством смыслового выбора. Смысловой выбор является системообразующим фактором изменения личностного смысла в сторону одного из трех полюсов паттерна смысловой регуляции, в смысловой след опыта (интроекцию), в осознанное переживание (ансартенцию) и в целеполагание (интенцию).
Стратегии смыслового выбора. При деформации смыслового образования смысловой мотив и смысловая установка не переходят в новые смысловые структуры, а изменяют внутреннее соотношение цели и действия соответственно. Это происходит посредством смыслового выбора с целью изменить личностный смысл в сторону устойчивости (определенности) или неустойчивости (неопределенности). В изменении личностного смысла участвует три типа стратегии смыслового выбора: стратегия смыслового следа опыта, стратегия осознанного переживания и стратегия целеполагания.
Обсуждение результатов. При деформации смыслового образования формируется его тип и тип личности в зависимости от того, какой смысловой выбор был сделан под воздействием ситуации жизненного кризиса. Определяется такой показатель смыслового выбора как готовность личности его сделать в переживании ситуации жизненного кризиса.
Ключевые слова: деформация смыслового образования, трансформация, смысловой выбор, смысловой след опыта, переживание, целеполагание, готовность
Для цитирования. Заболотько, А. А., и Дятлова, Л. А. (2024). Деформация устойчивого смыслового образования и ее отличие от трансформации в переживании ситуации жизненного кризиса. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 7(3), 20-33. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-20-33
© Заболотько А.А., Дятлова Л.А., 2024
Original Theoretical Research
Deformation of Stable Meaning Formation and Its Difference from Transformation in Experiencing a Situation of Life Crisis
Alexey A. Zabolotko1 H, Lidiya A. Dyatlova2
'Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation 2Regional Scientific Center of the Russian Academy of Education in the Southern Federal District, 105/42, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, Russian Federation Bpsvcholog/a@gmail.com
Abstract
Introduction. Deformation of meaning formation, as an internal mechanism of personal meaning change in the situation of life crisis, is insufficiently studied. This leads to a limited use of the process of meaning regulation of personal meaning change, which entails difficulties of the individual in finding a way to correct his or her meaning-oriented state, such as stagnation, getting stuck and overcoming.
Objective. To reveal the mechanism of deformation of meaning formation when personal meaning changes in it in the situation of life crisis and to indicate the difference between deformation and transformation.
Comparison of deformation and transformation processes. Using a comparative analysis of the processes of deformation and transformation of meaning formation, we find a clear difference in the mechanism of personal meaning change. In the case of deformation, the situation of life crisis remains unchanged, including motive and goal (meaning motive), attitude and action (meaning attitude). In this case, only their ratio changes, in contrast to the transformation of meaning formation, where the situation changes completely with a complete transition of meaning structures into new or different ones. Pattern of meaning regulation. Deformations of meaning formation are revealed in the mechanism of the pattern of meaning regulation, where changes in personal meaning occur when experiencing a situation of life crisis by means of meaning choice. Meaning choice is a system-forming factor of personal meaning change towards one of the three poles of the pattern of meaning regulation, in the meaning trace of experience (introjection), in conscious experience (ensartence) and in goal-setting (intension).
Strategies of meaning choice. In the case of deformation of meaning formation, the meaning motive and meaning attitude do not change into new meaning structures, but change the internal ratio of the goal and action, respectively. This occurs through meaning choice with the purpose of changing personal meaning toward stability (certainty) or instability (uncertainty). Three types of meaning choice strategies are involved in changing personal meaning: the strategy of meaning trace of experience, the strategy of conscious experience, and the strategy of goal setting. Discussion. At deformation of semantic formation its type and type of personality are formed depending on what semantic choice was made under the influence of the situation of life crisis. Such an indicator of semantic choice as readiness of a personality to make it in experiencing the situation of life crisis is determined.
Keywords: deformation of meaning formation, transformation, meaning choice, meaning trace of experience, experience, goal setting, readiness
For citation. Zabolotko, A. A., & Dyatlova, L. A. (2024). Deformation of stable meaning formation and its difference from transformation in experiencing a situation of life crisis. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 7(3), 20-33. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2024-7-3-20-33
Введение
Проблематика деформации смысловых образований лежит в плоскости «ситуативной изменчивости смысла» (Леонтьев, 2003, с. 78), в зависимости от актуального состояния личности, когда «нарушено равновесие и поэтому возникает процесс, направленный на установление нового состояния равновесия ... системы в целом» (Левин, 2001, с. 117). В исследовании деформации устойчивых смысловых образований в переживании ситуации жизненного кризиса (ЖК) мы сталкиваемся с проблемой недостаточности изучения процессов изменения личностного смысла и регуляции такого изменения через смысловой выбор при нахождении личности в переживании ситуации ЖК. Такая ситуация в смысловом образовании является, при ее возникновении, постоянной и не меняется в процессе переосмысления и изменения личностного смысла. При этом смысловой мотив (соотношение мотива к цели) и смысловая установка (соотношение установки к действию) в отношении ситуации ЖК так же неизменны, поскольку относятся только к данной ситуации ЖК, и воздействуют на изменение личностного смысла, меняя только свое внутреннее соотношение к цели и действию соответственно при смысловом выборе в границах данной ситуации ЖК и границах данного смыслового образования. Трансформация же смыслового образования предполагает его переход в другое при изменении ситуации ЖК и наличии другого смыслового мотива (другого мотива и другой цели) и другой смысловой установки (другой установки и другого действия) в отношении измененной ситуации ЖК.
Деформация, в отличие от трансформации, предполагает изменение личностного смысла по отношению к ситуации ЖК внутри смыслового образования. При этом ЖК является для личности постоянной и не меняется. Изменение личностного смысла предполагает воздействие на него существующего смыслового мотива и смысловой
установки, которые, как и личностный смысл, сформировались до возникновения ситуации ЖК и меняют свое внутреннее соотношение баланса к цели и к действию при существующей ситуации ЖК. В результате формируется необходимость применения смыслового выбора для изменения личностного смысла в один из трех полюсов паттерна смысловой регуляции (СР). Это определяет поляризацию личностного смысла внутри смыслового образования по отношению к существующей ситуации ЖК, фиксируя одно из трех смыслоориентированных состояний личности и трех смысловых форм. Деформация смыслового образования очерчена границами паттерна СР, где происходит изменение личностного смысла под воздействием на личность ситуации ЖК. Ситуация жизненного кризиса затрагивает в смысловом образовании такие структуры, как личностный смысл, смысловой мотив и смысловая установка, определяя готовность личности сделать смысловой выбор по отношению к ЖК, чтобы выйти из переживания такой ситуации, определив свое будущее поведение и качество личностного развития. Развитие личности в переживании ситуации ЖК предполагает изменение ее личностного смысла под воздействием обстоятельств и условий ее жизнедеятельности, что выявляет проблему деформации смыслового образования, что необходимо исследовать в паттерне СР как механизме изменения личностного смысла и регуляции такого изменения.
Деформация смыслового образования дополняет «исследование «большой» и «малой» динамики смысловых образований в личности» (Асмолов и др., 1979, с. 37) и является механизмом регуляции смыслов в нем посредством смыслового выбора при воздействии на личность обстоятельств и условий ситуации ЖК, погружая ее в психологическое состояние переживания и процесс переосмысления. «Изучение процесса изменения в переживаниях позволит по-новому взглянуть на природу самих переживаний» (Джендлин, 2000, с. 18), позволяя личности рассматривать переживание как причину сделать смысловой выбор в ту или иную сторону своего развития. Позволит опредметить и вербализовать процесс переосмысления изменения личностного смысла в одну из трех форм паттерна СР, поскольку «за переосмысливанием стоят невербализованные переориентировки» (Тихомиров, 1984, с. 64).
Таким образом, перед нами ставится задача показать отличие деформации смыслового образования от его трансформации в переживании ситуации ЖК, раскрыть механизм изменения личностного смысла в паттерне СР и процесс регуляции такого изменения через смысловой выбор, что и вызывает деформацию смыслового образования.
Сопоставление процессов деформации и трансформации
В исследовании используется метод сравнительного анализа для сопоставления процессов деформации и трансформации смыслового образования. Таким образом мы раскрываем их сущность, показывая, что их отличает, какие условия создаются для одного процесса, а какие для другого, и что при этом меняется. При деформации раскрывается процесс изменения личностного смысла в паттерне СР при постоянной ситуации ЖК, ее переживании, и смысловом выборе в отношении такой ситуации, чтобы изменить личностный смысл и выйти из переживания. При трансформации раскрывается процесс создания нового смыслового образования с изменением ситуации, что отображает малую и большую динамику развития смыслового образования. В статье более подробно раскрывается процесс деформации смыслового образования, поскольку это наименее изученная область механизма изменения личностного смысла и его регуляции в переживании ситуации ЖК.
Личностные смыслы составляют «ядро» личности, что «составляет экзистенциальный уровень организации, который, как её опорный каркас, включает трудно формализуемые категории в виде... выбора» (Годунов, 2022, с. 168). Для обозначения ядра личности «вводится термин «смысловое образование», центром которого является связная система личностных смыслов» (Асмолов и др., 1979, с. 35). Смысловое образование - это особая психологическая реальность. Уточним, что личностный смысл - это «отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия» (Асмолов и др., 1979, с. 36) и «всегда смысл чего-то» (Леонтьев, 1975, с. 113), «значение-для-меня» (Асмолов, 2007, с. 356). Добавим, что личностный смысл также является отражением отношения смысловой установки к самому непосредственному действию в сознании личности. Поэтому в результате смыслового выбора, когда регулируется изменение внутреннего отношения смыслового мотива к цели, а смысловой установки к действию в переживании ситуации ЖК, личностный смысл изменяется, поляризуясь в одну из трех сторон паттерна СР.
Чтобы представить деформацию смыслового образования более детально, необходимо соотнести ее с большой и малой динамикой, понять механизм изменения личностных смыслов и их регуляцию в паттерне СР внутри смыслового образования. Необходимо отличить деформацию при изменении личностного смысла в переживании ситуации ЖК от трансформации при большой и малой динамике развития смыслового образования, также выявить их взаимосвязь и последовательность реализации, их единство, поскольку «существует два единства динамических функций: мышление и реальная деятельность» (Выготский, 1956, с. 472).
Если рассмотреть малую динамику развития смысловых образований, то она определяет их порождение и трансформацию «в ходе движения той или иной особенной деятельности» (Асмолов и др., 1979, с. 39). Характеристиками такого движения и саморазвития является «надситуативная активность (тенденция субъекта
действовать над порогом внешней и внутренней ситуативной необходимости) и установка ... как стабилизатор движения» (Асмолов и др., 1979, с. 39). Переход к новой деятельности вне ситуации и сдерживание ее в определенных границах и является развитием особенной деятельности, что определяет надситуативную активность, когда преодолевается предыдущая установка и формируется новая установка, определяя тем самым, последующую надситуацтивную активность, создавая «спираль смыслообразования» (Асмолов и др., 1979, с. 40). Таким образом смысловое образование трансформируется в другую особенную деятельность, полностью меняя под нее смысловую установку. При трансформации личность находится над ситуацией, преодолевая ее смысловую установку. Она действует по той необходимости, которую диктует имеющаяся ситуация, позволяя личности производить другую деятельность, формируя под нее другую смысловую установку. Таким образом, личность производит малую динамику развития смыслового образования, трансформируя его под совершенно новую ситуацию, выходя за границы изначально существующего смыслового образования, порождая новое смысловое образование. Малая динамика развития смыслового образования выходит за его границы, трансформируя его, формируя новую смысловую установку и новую ситуацию. В результате, в малой динамике участвует смысловая установка, которая полностью меняется с полным изменением ситуации, чего не происходит при деформации смыслового образования.
Если рассмотреть большую динамику развития смысловых образований, то она определяет их рождение и изменение «в ходе жизни человека, в ходе смены различных видов деятельности» (Асмолов и др., 1979, с. 38). Когда меняются социальные условия или происходят возрастные перестройки, происходят утраты или болезни, приобретения или изменения к худшему или к лучшему в личности. В результате происходит несоответствие мотива и уровня развития личности, что приводит «в конечном итоге к смене мотивов и трансформации прежних смысловых образований» (Асмолов и др., 1979, с. 38). При этом действия, перерастая «круг деятельностей... вступают в противоречие породивших их мотивов» (Леонтьев, 1975, с. 154). В большой динамике развития смыслового образования наблюдается общее смыслообразующее устремление личности, как осознанность прошлого и будущего, в выстраивании своих идеалов, в понимании своего развития. Большая динамика выявляет общие закономерности нормального или отклоненного развития личности и ее поведения в процессе ее жизнедеятельности. Таким образом, личность производит большую динамику смыслового образования, когда рождаются новые смысловые образования или трансформируются существующие в процессе перехода одного смыслового образования в другое, если действия начали формировать другой «круг деятельностей», выйдя из предыдущего, чего при деформации смыслового образования не происходит. Большая динамика развития смыслового образования выходит за границы изначального смыслового образования, трансформируя его, формируя новый смысловой мотив и новую ситуацию. Таким образом, в большой динамике участвует смысловой мотив, который полностью меняется с полным изменением ситуации и формированием другой деятельности, чего не происходит при деформации смыслового образования.
В смысловом образовании, при воздействии на личность ситуации ЖК, мы усматриваем наличие трех смысловых структур, которые влияют на смыслообразование и формируют деформацию смыслового образования в границах такой ситуации. Таковыми являются личностный смысл, смысловой мотив и смысловая установка. Данные смысловые структуры также участвуют в малой и большой динамике развития смысловых образований, порождая или трансформируя смысловые образования в новые или другие, если они полностью меняются с полным изменением ситуации, чего не происходит при деформации смыслового образования. В деформации мы не выходим за границы ситуации ЖК, не формируем другую ситуацию, а изменяем личностный смысл только в пределах существующей ситуации ЖК, обогащая смысловые структуры смысловым следом такой ситуации, изменяя их внутреннее соотношение мотива к цели и установки к действию. Смысловой след - это присутствие смысла сторонней ситуации или процесса в структуре смыслового образования, что учитывается как фактор и к чему надо всегда быть готовым, определяя взаимосвязь со смыслом ситуации или процесса, где такой смысл был рожден. «То, что мы предпочтем в следующий момент, во многом определяется характером смысловых следов, открывшимся нам в предшествующие мгновения» (Абакумова, 2008, с. 96). Изменения происходят в пределах внутренних соотношений смыслового мотива и смысловой установки, что и приводит к изменению личностного смысла, деформации смыслового образования и регуляции изменения личностного смысла. «Личностный смысл, смысловая установка и мотив . не являются устойчивыми, инвариантными образованиями. В отличие от смысловых конструктов, смысловых диспозиций и ценностей, обладающих трансситуативным и «наддеятель-ностным» характером, они складываются и функционируют лишь в пределах конкретной отдельно взятой деятельности; выход их за рамки этой деятельности и приобретение устойчивости означает трансформацию их в другие, устойчивые структуры» (Леонтьев, 2003, с. 128). Таким образом, деформация смыслового образования определяет изменение личностного смысла, которое происходит в результате изменения соотношения мотива к цели в смысловом мотиве, а установки к действию в смысловой установке, определяя поляризацию личностного смысла и самого смыслового образования к полюсам паттерна СР, а именно, к смысловому следу опыта, к осознанному переживанию или к целеполаганию, не выходя за границы ситуации ЖК. Уточним, что
«смысловая установка - это составляющая исполнительных механизмов деятельности, отражающая в себе жизненный смысл объектов и явлений действительности, на которые эта деятельность направлена, и феноменологически проявляющаяся в различных формах воздействия на протекание актуальной деятельности» (Леонтьев, 2003, с. 184). Таким образом, деформация смыслового образования сохраняет его внешние границы, не трансформируясь в другое смысловое образование, поскольку ситуация ЖК и ее переживание, не меняется, а остается той же для всех трех форм изменения (поляризации) личностного смысла. При этом смысловое образование не нарушает связи между другими смысловыми образованиями в смысловой сфере личности также, как и их связи с данным смысловым образованием, когда формируется смысл жизни и складывается мировоззрение личности. Личностный смысл в переживании ситуации ЖК посредством смыслового выбора меняется в одну из трех сторон -в смысловой след опыта, переживание и целеполагание, - изменяя внутреннее соотношение смыслового мотива и смысловой установки, определяя отношение к уровню цели и действия соответственно. Данные изменения определяют качественные и количественные характеристики смыслового мотива и смысловой установки, что приводит к изменению личностного смысла в четко обозначенной и определенной ситуации ЖК, ее переживания, по отношению к четко обозначенной цели и действию личности. Это и есть деформация смыслового образования при механизме изменения личностного смысла и его смысловой регуляции через смысловой выбор в одну из трех его смысловых форм в паттерне СР. Переживание ситуации ЖК всегда сопровождается деформацией смыслового образования, если мы хотим изменить личностный смысл и выйти из такого неосознанного переживания, оставаясь в ситуации ЖК пока последняя себя не изживет, что добавит к активу личности еще один ее жизненный опыт. По сути, ситуация ЖК старается перестроить личностный смысл под свой, пытаясь подчинить личность и дать ей развиваться в заданных параметрах смысла ситуации ЖК, с чем и должна бороться личность, определяя и применяя стратегию смыслового выбора по отношению к переживанию ситуации ЖК.
Паттерн смысловой регуляции
При исследовании деформации смыслового образования вводится новое понятие «паттерн смысловой регуляции». С нашей точки зрения есть необходимость дополнить смысловое образование механизмом смысловой регуляции изменения личностного смысла в виде паттерна СР, чтобы «создать ощущение смысла» (Csikszentmihalyi, 1990, р. 215), «стремиться к смыслу ... каков бы ни был их видимый объект ... на расширение и углубление смысла» (Р11етх, 1964, р. 344), чтобы управлять деформацией смыслового образования. Паттерн смысловой регуляции - это механизм изменения и регуляции личностного смысла в смысловом образовании в переживании ситуации жизненного кризиса посредством смыслового выбора, приводящий к деформации смыслового образования. Этот механизм функционирует тогда, когда возникает ситуация ЖК, причем совершенно любая, которая заставляет личность входить в состояние переживания, запуская процесс переосмысления, изменяя уже ранее сформированный личностный смысл. Ситуация жизненного кризиса - это обстоятельства и условия, формирующие ситуацию жизненного кризиса, при которой меняется психологическая устойчивость личности, вызывающую у нее состояние переживания, при столкновении смыслов ситуации и личностных смыслов на границе восприятия, определяя процесс переосмысления и изменение личностных смыслов. В паттерне СР выделен системообразующий фактор - смысловой выбор, «поскольку необходимо выделить тот главный, системообразующий фактор, который определяет направление и характер изменения изучаемого процесса» (Гусев, 2004, с. 270). Изучаемый процесс - это деформация смыслового образования как изменение личностного смысла в механизме паттерна СР под воздействием смыслового мотива и смысловой установки, как структур смыслового образования, участвующих в его деформации в границах ситуации ЖК. Паттерн СР может позиционироваться как «всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (Ухтомский, 1978, с. 95), как «система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» (Леонтьев, 2004, с. 65), что определяет механизм изменений личностного смысла к одному из трех его полюсов.
Паттерн СР имеет три полюса, которые характеризуют изменение (поляризацию) личностного смысла в одну из трех его форм (смысловой след опыта, осознанное переживание, целеполагание) при столкновении со смыслами ситуации ЖК и их переосмыслении. Такое столкновение возникает на границе восприятия личностью ситуации ЖК, у нее генерируется состояние переживания, которое запускает процесс переосмысления, формируется осознанность личности (как готовность), в результате чего, личность производит смысловой выбор. Паттерн СР характеризует устойчивость (определенность) или неустойчивость (неопределенность) смыслового образования, когда личность делает осознанный смысловой выбор выхода из состояния неосознанного переживания ситуации ЖК в один из трех полюсов паттерна СР. В результате, смысловой выбор характеризует интроекционально-устой-чивое (стагнация), ансартентно-неустойчивое (застревание) или интенционально-устойчивое (преодоление) развитие личности, что соответствует полюсам паттерна СР. Механизм паттерна СР показывает каким образом происходит деформация смыслового образования, когда личность, переосмысливая «противоречия» (Асмолов и др., 1979, с. 39), старается выйти из переживания как преодоление «некоторого «разрыва» жизни» (Василюк, 1984, с. 27) через смысловой выбор. Выходя из переживания через смысловой выбор, личность становится ответственной за саму себя, определяя, какие «возможности заслуживают реализации, а какие нет» (Леонтьев, 2003, с. 43),
осуществляя выбор между будущим (неизвестность) и прошлым (неизменность) (Maddi, 1983). Переживание, как «проявление смысла, его след, устанавливающий связь между предшествующим и последующим моментами смыслообразования» (Абакумова, 2008, с. 96), запускает процесс переосмысления, что определяет смысловой выбор, который является регулятором изменения личностного смысла, определяя значение и уровень мотива/цели и установки/действия. Смысловой выбор в паттерне СР изменяет (поляризует) личностный смысл в одну из сторон его полюсов, в сторону смыслового следа опыта, осознанного переживания или целеполагания. Смысловой выбор корректирует внутреннее соотношение мотива к цели в смысловом мотиве и установки к действию в смысловой установке относительно ситуации ЖК, воздействуя тем самым на изменение личностного смысла.
рисунок 1
Деформация смыслового образования при функционировании паттерна смысловой регуляции
Смысловое образование Ситуация жизненного кризиса Смысловой след ситуации ЖК
Ось субъективного/
объективного +
Паттерн смысловой регуляции Граница восприятия Переосмысление
Смысловой выбор
\
Смысловой след опыта Переживание (застревание)
Целеполагание
, (стагнация)
Смысловой мотив
\ Смысловая установка
ичностныи смысл
(преодоление)
Ось
развития
личности/
время
Полюс паттерна смысловой регуляции Деформация смыслового образования
Устойчивость Неустойчивость Изменение личностного смысла
Любая ситуация ЖК и ее переживание меняет обстоятельства и условия жизнедеятельности личности, заставляя ее переосмысливать уже ранее сформировавшиеся личностные смыслы, которые определяли устойчивость смыслового образования до возникновения такой ситуации. Теперь устойчивость потеряна и личности необходимо делать смысловой выбор, чтобы скорректировать смысловой мотив и смысловую установку под ситуацию ЖК и изменить личностный смысл в границах такой ситуации, осуществив деформацию смыслового образования, определив его устойчивость или неустойчивость относительно возникшей ситуации ЖК и ее переживания. В результате у личности возникают внутренние противоречия, ведущие к переживанию, поскольку ее обычная текущая жизнедеятельность подверглась изменению, к которому она не была готова. Такие противоречия выражают «наличие рассогласованности, становящейся точкой бифуркации с возможностью выбора» (Абакумова, и Годунов, 2019, с. 62). Поэтому, когда личность осознает такие противоречия, возникает готовность осуществить смысловой выбор, произвести регулируемое изменение личностного смысла, чтобы восстановить жизнедеятельность личности, определив одну из трех его форм. Противоречия есть не что иное, как противостояние смыслов личности и смыслов ситуации ЖК, когда последние разрушают первые, вынуждают личность совершить смысловой выбор, поскольку личность становится психологически неустойчивой, а ее поведение, восприятие себя и отношение к внешнему миру нарушены. В результате происходит деформация смыслового образования в сторону устойчивости (смысловой след опыта и целеполагание) или неустойчивости (осознанное переживание) посредством смысловой регуляции изменения личностных смыслов через смысловой выбор, который поляризует их в паттерне СР в одну из трех его сторон. Данный процесс характеризует деформацию смыслового образования. Таким образом, деформация смыслового образования дополняет большую и малую динамику развития смыслового образования, как изменение личностного смысла в переживании одной четко определенной ситуации ЖК. В дальнейшем, когда ситуация становится другой, происходит трансформация смыслового образования в новое при изменении под эту новую ситуацию смыслового мотива и смысловой установки, что не происходит при деформации.
стратегии смыслового выбора
При деформации смыслового образования суть смыслового мотива одна - это выйти из состояния неосознанного переживания, реализуя необходимое и сбалансированное, в зависимости от ресурсов и потенциала личности,
соотношение мотива к цели. Суть смысловой установки - это выйти из состояния неосознанного переосмысления, реализуя необходимое и сбалансированное, в зависимости от ресурсов и потенциала личности, соотношение установки к действию, посредством смыслового выбора в паттерне СР, изменяя тем самым личностный смысл к одному из трех его полюсов. Для личности ситуация ЖК при деформации не становится другой, как и в отношении ситуации ЖК не становятся другими смысловой мотив и смысловая установка, меняется их наполненность и соотношение к целям и действиям личности. В итоге осуществляется изменение личностного смысла в смысловой след опыта, в целеполагание или в переживание, формируя устойчивость или неустойчивость смыслового образования как результат деформации.
Смысловые структуры (личностный смысл, смысловой мотив, смысловая установка) смыслового образования под воздействием переживания ситуации ЖК, начинают разрушаться и терять функциональность, личность чувствует безысходность, дискомфорт, жизненную пустоту. Она не достигает результатов, ее опыт уже не имеет значение, вокруг нее все меняется не так, как она предполагает или к чему стремится. Таким образом она входит в состояние переживания, начинает переосмысливать все то, что происходит вокруг нее. Деформация смыслового образования и изменение личностного смысла будут происходить до тех пор, пока личность, осознав ситуацию ЖК, как готовность осуществить смысловой выбор, тем самым, не запустит процесс смыслового выбора и не сделает его. При смысловом выборе смыслового следа опыта, уходе в себя (интроекция), личность возвращается к прошлому, к личностному смыслу до ситуации ЖК. Как она предполагает, она отстраняется от ситуации ЖК для сохранения того, что было до того, как она произошла. В результате этого личность получит устойчивость смыслового образования, но стагнацию своего развития, хроническое отклонение, поскольку отказалась от взаимодействия с внешним миром в новых условиях воздействия на нее ситуации ЖК. При смысловом выборе оставаться в осознанном переживании (ансартенции), личность получит неустойчивость, поскольку останется в процессе переживания и переосмысления в неопределенности. В таком случае у личности не происходит адаптация, возникает патологическое отклонение, что определяет неготовность личности определиться по отношению к ситуации ЖК и к самой себе. Возникает необходимость «учета разнообразных внутренних субъективных факторов развития - ..., мотивов, интересов и целей деятельности индивида» (Абакумова и др., 2019, с. 60). При выборе целеполагания (интенция) личность получает устойчивость смыслового образования, намерение осуществлять взаимодействие с внешним миром, психологически нормализует и синхронизирует личностные смыслы и смыслы ситуации ЖК, определяя ее преодоление. В данной форме измененного личностного смысла личность получает сбалансированное отклонение.
При деформации смыслового образования и осуществлении смыслового выбора, личностный смысл, смысловой мотив и смысловая установка не успевают разрушиться под воздействием переживания ситуации ЖК, поскольку личность осуществляет готовность сделать смысловой выбор. В результате она совершает данный выбор в сторону определенности и устойчивости смыслового образования, путем выхода из состояния неосознанного переживания и процесса хаотического переосмысления, не позволяя себе остаться в безысходности, чтобы деградировать и не понимать, как жить дальше. Осуществляя свою обычную жизнедеятельность, при возникновении ситуации ЖК, личность всегда будет испытывать готовность сделать смысловой выбор, корректируя смысловой мотив и смысловую установку, изменяя личностный смысл, деформируя смысловое образование.
Личность в переживании ситуации ЖК, будет реализовывать три варианта стратегии смыслового выбора. Во-первых, пытаться не обращать внимание на такую ситуацию, осуществляя свою обычную жизнедеятельность как до ситуации ЖК, но, учитывая смысловой след такой ситуации. Это значит, что при смысловом выборе смыслового следа опыта, личность возвращается к существующему личностному смыслу, смысловому мотиву и смысловой установке, которые были до ситуации ЖК, к так называемому «смысловому следу опыта», предполагая, что они не изменились и все будет как раньше. Поскольку личностный смысл обогатился «смысловым следом» ситуации ЖК, когда она возникла, сохранить личностный смысл в первозданном виде не представляется возможным. Поэтому, переходя к прошлому как смысловому следу опыта, личность как бы живет в двух виртуальных мирах, отличающихся от реальности. Первый имеет смысловой след опыта от личностного смысла до ситуации ЖК, который начал меняться под ее воздействием, а второй имеет смысловой след ситуации ЖК, который нало-жился на первый, когда личность осуществляла смысловой выбор в переживании ситуации ЖК. В данном случае формируется устойчивость смыслового образования, но определяется стагнация развития личности, поскольку происходит внутренняя проработка смыслового следа опыта. Когда личность пытается вернуться и сохранить то, что у нее уже есть, во взаимосвязи со смысловым следом ситуации ЖК она понимает, что у нее недостаточно внутренних возможностей и ресурсов справиться с такой ситуацией. При выборе смыслового следа опыта смысловой мотив и смысловая установка дополняются смыслом того, что ситуация ЖК есть, личность с ней столкнулась, но личностный смысл еще необходимо укреплять. В данном случае у личности отсутствует целеполагание, она возвращается к тому, что у нее уже было, к своему предыдущему личностному смыслу, к изначальному мотиву/ цели и установки/действию. Во-вторых, при смысловом выборе осознанного переживания, личность определяет психологическую и психическую дезадаптацию, фиксируя неспособность и неготовность выстроить в отноше-
нии ситуации ЖК свои смысловые структуры. В-третьих, при смысловом выборе целеполагания, личностный смысл дополняется проработкой смыслового следа ситуации ЖК, адаптацией к ней, реализуется интенция как взаимодействие личности с внешним миром. Личность синхронизируется с ситуацией ЖК, беря от нее все лучшее, что может интегрировать в свой личностный смысл, изменив его и не потеряв изначальную его суть (мотив/ цель, установка/действие). В результате осуществления смыслового выбора к целеполаганию личностный смысл получает направление реализации во внешнем мире. Смысловой мотив, при этом является движущей силой, а смысловая установка ограничителем при осуществлении действий личности в выбранном направлении на внешнюю ориентацию, что и определяет в совокупности «целеполагание», а не цель или действие по отдельности, создавая устойчивость смыслового образования и выход из неопределенности. Таким образом, работает деформация смыслового образования и функционирование механизма паттерна СР в смысловом образовании, определяя изменение личностного смысла в переживании ситуации ЖК.
Деформация смыслового образования не выходит за его границы, порождая внутри него изменение всех трех смысловых структур в границах переживания ситуации ЖК. При деформации сохраняется ситуация ЖК, действующая на личность, что определяет работу механизма паттерна СР по отношению к такой ситуации, где личностные смыслы, сталкиваясь (граница восприятия) со смыслами ситуации ЖК, интегрируются друг в друга, конфликтуют, начинают искажаться и разрушаться, теряют функциональность. Чтобы остановить такое разрушительное влияние переживания ситуации ЖК, необходимо определить готовность к смысловому выбору и сделать его. Поскольку личность, находясь в состоянии переживания, запускает процесс переосмысления, пытаясь ответить на вопросы о том, почему так происходит, почему не работают ее личностные смыслы, почему она не может справиться с тем, с чем всегда справлялась, ей необходимо сделать смысловой выбор, заключающийся
в том, будет ли она оставаться в состоянии неосознанного переживания или выйдет из него. Также ей предстоит решить, сможет ли она перейти в прошлое как смысловой следа опыта, сохраняя то, что было до ситуации ЖК, перейдет ли в осмысленное переживание, чтобы восстановиться, или перейдет к целеполаганию, перестраивая взаимоотношения с внешним миром, преодолевая ситуацию ЖК. Ко всем таким изменениям личность определяет свою готовность (осознанность) как понимание того, что она находится в состоянии переживания и, что для нее есть ситуация ЖК, на которую она обратила внимание, которая ей уже мешает. Такая деформация смыслового образования определяет смысловую регуляцию личностных смыслов при помощи механизма паттерна СР внутри смыслового образования, где нужно учитывать не только свой личностный смысл, но и смысл ситуации ЖК, как смыслы негативного внешнего воздействия, что усложняет процесс переосмысления, где надо понимать, усваивать, сопоставлять. Но, при этом, «усложнение смысловой регуляции расширяет возможности человека произвольно строить свои отношения с миром» (Леонтьев, 2003, с. 128). Деформация смыслового образования не выходит за его границы и границы существующей в ней ситуации ЖК.
Определяя деформацию смыслового образования в виде изменения личностного смысла под воздействием ситуации ЖК при смысловом выборе, мы можем выявить такое смысловое образование по показателям и исследовать его качественные (интроекциональность, ансартентность и интенциональность), количественные (смысловой след опыта, переживание, целеполагание) и смыслоориентированные (стагнация, застревание, преодоление) характеристики. Деформация смыслового образования при функционировании в нем механизма паттерна СР в переживании ситуации ЖК в экспериментальном исследовании выявляется путем регистрации следующих показателей:
1. «Неустойчивость» как отклонение смыслового образования в сторону переживания (ансартентности), когда под воздействием ситуации ЖК в процессе переосмысления у личности возникает психологическое состояние неопределенности.
2. «Устойчивость» как отклонение смыслового образования в сторону смыслового следа опыта (интроекци-ональности) и в сторону целеполагания (интенциональности), когда под воздействием ситуации ЖК у личности возникает психологическое состояние определенности.
Функциональность паттерна смысловой регуляции при изменении личностного смысла в переживании ситуации ЖК в экспериментальном исследовании выявляется путем регистрации следующих показателей:
1. «Готовность» как осознание того, что необходимо сделать смысловой выбор, что личность поняла и обратила внимание на то, что она находится в состоянии переживания ситуации ЖК и ей это мешает, что происходит разрушение ее личностных смыслов. Готовность - это мостик между неосознанным и осознанным, где она является «первым импульсом» осознанности. Готовность - это ориентация на смысловой выбор, которая определяет, что такой выбор обязательно состоится.
2. «Смысловой выбор» - это векторность того, в какую сторону произошел смысловой выбор, в смысловой след опыта (интроекциональность/стагнация), в осознанное переживание (ансартентность/застревание) или це-леполагание (интенциональность/преодоление), с целью изменить личностный смысл, смысловой мотив и смысловую установку.
Деформация смыслового образования является его статикой, когда личностный смысл, изменяясь, пытается уравновесить поведение личности и ее отношение к ситуации ЖК, не разрушая само смысловое образование 27
и его взаимосвязи с другими образованиями смысловой сферы личности, уравновешивая его по отношению к ним. Личность, осуществляя смысловой выбор, погружена в ситуацию ЖК и ее переживание и пытается найти пути выхода из такого переживания. Значит, под воздействием ситуации ЖК, регулируя изменение личностного смысла в один из трех полюсов паттерна СР смысловым выбором, само смысловое образование сохраняет равновесие по отношению ко всем другим образованиям в смысловой сфере личности. Значит смысловое образование при деформации сохраняет свою идентификацию и принадлежность к определенной ситуации ЖК и структурность смыслового выбора в отношении смысловых структур смыслового образования, формируя дальнейшее поведение личности.
Изменение личностного смысла деформирует смысловое образование, определяя его устойчивость или неустойчивость. Проявляются количественные и качественные характеристики личностных смыслов: смысловой след опыта и интроекция, целеполагание и интенция или осознанное переживание и ансартенция. Ситуация ЖК изменяет для личности восприятие как самой себя, так и внешнего мира, определяя необходимость личности осуществить смысловой выбор. С этого момента начинается смысловая регуляция в паттерне СР смыслового образования. Характеристика личностного смысла - это отношение показателя смыслового мотива в соотношении мотива к цели и показателя смысловой установки в соотношении установки к действию в переживании ситуации жизненного кризиса, что определяет изменение (поляризацию) личностного смысла в сторону смыслового следа опыта. Это происходит при наличии готовности вернуться в начало поставленной цели и действия, к осознанному переживанию, готовности восстановить поставленную цель и действие или к целеполаганию, готовности добиться поставленной цели и действия, фиксируя деформацию смыслового образования при смысловом выборе. Готовность можно рассматривать как «нервно-психическое состояние готовности, обусловленное прошлым опытом и оказывающее направляющее или динамическое влияние на реакции индивида на все объекты и ситуации, с которыми он связан» (АИрой, 1935, р. 810), как «...предрасположенность классифицировать группы объектов или явлений и реагировать на них в определенном соответствии с их оценкой» (McGuire, 1974, р. 360) и как «.предрасположенность индивида определенным образом оценивать объект или его символ» (Каг & Stotland, 1959, р. 428).
Если личность не интегрирует смысл ситуации ЖК со своим личностным смыслом, не хочет впускать ее в свою жизнь и не хочет менять то, что у нее уже было до такой ситуации, личность уходит в себя, в интроекцию, отклоняясь в стагнацию. В таком случае личностный смысл изменяется, приобретая количественную характеристику «смысловой след опыта (стагнация)». Тогда в смысловом мотиве «отношение мотива к цели» явно будет выражен мотив, поскольку личность возвращается к тому мотиву, который был до ситуации ЖК, не обращая внимания на поставленную цель, так как она для нее пока не достижима. В свою очередь, в смысловой установке «отношение установки к действию» явно будет выражена установка, чтобы действие, которое не реализуется, далее не осуществлять, оставаясь в рамках того, что было до ситуации ЖК. Таким образом, смысловой мотив и смысловая установка определяют изменение личностного смысла в сторону прошлого, в сторону смыслового следа опыта, поскольку вернуться в точно сохраненное прошлое нельзя, но со смысловым следом ситуации ЖК, где личность ничего не хочет менять, погружается в саму себя, пытаясь сохранить свое прошлое поведение, свое понятное и уже знакомое психологическое состояние. В данном случае личностный смысл изменяется, приобретая качественную характеристику «интроекциональность». В результате такой деформации формируется «устойчивый интроекциональный тип смыслового образования» и «массивный тип личности».
Если личность осуществляет смысловой выбор перейти в осознанное переживание, быть в неопределенности, в поиске решений, пытается восстановиться, найти ответы на то, как ей дальше быть, она застревает в ситуации ЖК. Личность становится неустойчивой, неопределенной, а личностный смысл изменяется, приобретая количественную характеристику «осознанное переживание (застревание)». Тогда в смысловом мотиве «отношение мотива к цели» оказывается не выражен ни мотив, ни цель, поскольку личность не может определиться, принять решение, у нее хватает сил только на восстановление цели и действия, чтобы в дальнейшем повторить свой смысловой выбор, если у нее будет в этом необходимость. Тогда в смысловой установке «отношение установки к действию» не выражена ни установка, ни действие, личность не знает, как ей быть, куда двигаться, что она хочет. Не очерчены будут и ее будущие границы, ей все безразлично, неинтересно, отсутствуют любые перспективы будущего, она усугубляет свое психологическое и психическое состояние, делая его хроническим. Таким образом, смысловой мотив и смысловая установка определяют изменение личностного смысла в сторону постоянного осознанного переживания и переосмысления. В данном случае личностный смысл изменяется, приобретая качественную характеристику «ансартентность». В результате такой деформации формируется «неустойчивый ансартентный тип смыслового образования» и «застревающий тип личности».
Если личность хочет преодолеть ситуацию ЖК, учитывая смыслы такой ситуации, и взаимодействует с внешним миром, определяя свое постепенное личностное развитие, интегрируя смысл ситуации ЖК в свой личностный смысл, то последний изменяется, приобретая количественную характеристику «целеполагание (преодоление)». Тогда, в смысловом мотиве «отношение мотива к цели», явно будет выражена цель, поскольку лич-
ность старается реализовать изначально поставленную цель, которую она не достигла, и хочет ее достичь, чтобы получить результат. Тогда, в смысловой установке «отношение установки к действию», явно будет выражено действие, направленное на осуществление цели с помощью выстраивания определенных намерений. Таким образом, смысловой мотив и смысловая установка определяют изменение личностного смысла в сторону целепо-лагания, синтезируя цель и действие с намерением осуществить как цель, так и действие, и намерение достичь результата, пытаясь преодолеть ситуацию ЖК, улучшить свое поведение во взаимодействии с внешним миром. В данном случае личностный смысл изменяется, приобретая качественную характеристику «интенциональность». В результате такой деформации формируется «устойчивый интенциональный тип смыслового образования» и «активный тип личности».
Обсуждение результатов
Исследование проведено для выявления такого понятия как деформация смыслового образования в переживании ситуации ЖК и описания его механизма в виде паттерна смысловой регуляции. В результате мы имеем комплексную картину изменения личностного смысла и его регуляции в переживании ситуации ЖК, схожего с тем, как «сформулирована психологическая концепция смысла жизни как системного смыслового образования личности, комплексно охватывающая его генезис, структуру, функции и свойства» (Карпинский, 2019, с. 13).
В нашем исследовании рассмотрена деформация смыслового образования как изменение личностного смысла в переживании ситуации ЖК. Деформация определяется неизменной ситуацией ЖК и фактом ее переживания. Одной ситуации жизненного кризиса соответствует одно конкретное смысловое образование, его смысловые структуры как личностный смысл, смысловой мотив и смысловая установка, как и переживание в отношении такой ситуации. Ситуация ЖК и ее переживание является причиной деформации смыслового образования. Поскольку ситуаций ЖК может быть множество, существует множество смысловых образований, в которых разные личностные смыслы, как и разные смысловые мотивы и смысловые установки, имеют отношение к разным таким ситуациям. Таким образом, одно смысловое образование имеет отношение к одному личностному смыслу и к одной ситуации ЖК, обеспечено одним смысловым мотивом и смысловой установкой, что и определяет деформацию смыслового образования, когда происходит изменение личностного смысла при смысловом выборе под воздействием переживания ситуации ЖК. Это важно с практической точки зрения, поскольку смысловой выбор формирует смыслоориентированное состояние личности (стагнация, застревание или преодоление), что в целях психотерапии и психокоррекции позволяет отследить динамику психологического развития личности при попадании ее в ситуацию ЖК. Он также позволяет вывести личность из неосознанного переживания, регулируя ее переход в состояние «стагнации», «застревания» или «преодоления», в зависимости от поляризации личностного смысла в паттерне СР в смысловой след опыта, в осознанное переживание или в целеполагание, а далее нормализовать ее психологическое состояние по уровню целей и действий. Выявляя измененный личностный смысл под ситуацию ЖК и идентифицируя саму такую ситуацию, психотерапевт может регулировать психологическое и психическое состояние личности, изменяя под такую ситуацию ее личностный смысл, корректируя внутреннюю составляющую соотношений внутри смыслового мотива и смысловой установки. Выявление механизма паттерна СР в смысловом образовании позволяет применить стратегию смыслового выбора (три ее типа) к смысловой регуляции изменения личностного смысла, скорректировав соотношение мотива к цели в смысловом мотиве и установки к действию в смысловой установке в отношении текущей ситуации ЖК. Это происходит также через определение необходимости для личности изменить личностный смысл в один из полюсов такого паттерна. В контексте данной работы предполагается, что смысловые образования с такими смысловыми структурами как личностный смысл, смысловой мотив и смысловая установка, реализовываясь в четко определенной и заданной ситуации ЖК, взаимосвязаны с другими смысловыми образованиями и образуют смысловую сферу личности. Отдельные же группы взаимосвязанных смысловых образований образуют последовательность в смысловой сфере личности в виде ее смыслов жизни, формируя ее мировоззрение. Таким образом, подход нашего исследования полностью соотносится и согласуется с подходами других исследователей тем, что стремится убрать «психотические переживания» (Волков, 2004, с. 425), рассмотреть вопрос «бытия личности в аномалии» (Магомед-Эминов, 1998, с. 41) и помочь личности выйти из неосознанного переживания ситуации ЖК при деформации смыслового образования, чтобы «обладать чем-нибудь осмысленно» (Шлет, 1996, с. 117).
В результате деформации смыслового образования, происходит отклонение личностного смысла от его изначальных устойчивых и сформировавшихся параметров, которые были до ситуации ЖК, обогащаясь смыслом ситуации ЖК, поэтому «при изучении. смысловых образований необходимо научиться экспериментально вызывать и контролировать подобные «отклонения»» (Субботский, 1977, с. 66). Контролировать и осуществлять регуляцию изменения личностного смысла, деформируя смысловое образование, помогает стратегия смыслового выбора, когда личность выходит из неосознанного переживания ситуации ЖК тремя путями, определяя осознанную готовность быть как раньше, отказавшись от ситуации ЖК, осознанную готовность быть в неопределенности, подчинившись ситуации ЖК, или осознанную готовность завершить начатое, синхронизировавшись с ситуацией ЖК. Стратегия смыслового выбора определяет «метод смыслового выбора в переживании ситуации
жизненного кризиса» в структуре эмпирических методов психологии, когда осуществляется реальное взаимодействие субъекта, (личность и ее личностный смысл) и объекта (ситуация ЖК и ее смысл) исследования, определяя три типа стратегии (стратегия смыслового следа опыта, стратегия осознанного переживания и стратегия це-леполагания). Данный метод позволяет выявить такой показатель смыслового выбора как «готовность» личности осуществить смысловой выбор, когда личностью осознается ситуация ЖК и ее переживание в отношении такой ситуации. Это определяет начало процесса смысловой регуляции изменения личностного смысла и направленность осуществления смыслового выбора в один из полюсов паттерна смысловой регуляции, как «рациональное противопоставление субъектом одного объекта другому» (Дружинин, 1994, с. 12). Готовность сделать смысловой выбор выявляется авторской методикой «готовность личности сделать смысловой выбор в переживании ситуации жизненного кризиса», разработанной в виде опросника. Опросник является шкалограммным анализом с построением гомогенных (однородных) шкал путем кумулятивных высказываний. Деформация смыслового образования через механизм паттерна СР, как регуляция изменения личностного смысла, позволяет смысловому образованию находиться в трех состояниях, таких как «устойчивость в смысловом следе опыта», «неустойчивость в осознанном переживании» и «устойчивость в целеполагании», а личности в трех смыслоориентированных состояниях, таких как «стагнация», «застревание» и «преодоление». Тем самым, формируется устойчивость (определенность) или неустойчивость (неопределенность) смыслового образования в процессе смысловой регуляции и готовность личности изменить свое отношение к ситуации ЖК, определив свое дальнейшее развитие, и сделать смысловой выбор. Проводя параллель с другими исследователями, мы согласны с тем, что посредством смыслового выбора, инициируется процесс «смыслообразования, как устойчивой личностной стратегии, которая может интерпретироваться не как перманентно образующийся смысл, а как полярные позиции в континууме смысловых проявлений» (Абакумова и др., 2021, с. 6). Стратегия смыслового выбора согласуется и соотносится с такими стратегиями как мотивационно-динамическая стратегия изучения организации личности, где «исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. субъективных переживаний (стремлений, желаний и т.п.) и установок в поведении личности» (Асмолов, 2007, с. 219-220), согласуется и соотносится со «стратегией жизни» (Карпинский, 2019, с. 95), которая определяет идеальную форму развития личности как субъекта собственной жизни, формируя мотивационно-смысловую (ради чего жить) и операционально-техническую (как жить) стороны, согласуется и соотносится с «приспособительной стратегией смыслообразования, ... развивающей стратегией смыслообразования» (Абакумова и др., 2021, с. 65-66). С первой из них реализуется формальная и стереотипная предзаданность целей, позволяя личности подстроиться и производить однообразные движения в уже существующих личностных смыслах под воздействием внешней среды, которая является для личности доминирующей и детерминирующей ее жизнедеятельность, как положительное направление свойств личности. Во второй из них реализуется ориентация на осознание мотивов и порождение актуальных целей, как способ трансформации смысловой сферы в целях рождения перспективных смыслов, и своевременную перестройку их содержания для личностного роста в условиях влияния внешних факторов, которые преодолимы, как самодетерминация своей деятельности, что соответствует отрицательному направлению свойств личности.
Таким образом, деформация смыслового образования является существенным дополнением к малой и большой динамике развития смысловых образований, где рассматривается трансформация развития смыслового образования. Дело в том, что в переживании ситуации ЖК мы вначале осознаем такую ситуацию, само переживание, переосмысливая достигнутое, определяем готовность, осуществляем смысловой выбор, изменяя смысловые структуры (личностный смысл, смысловой мотив, смысловая установка), а уже потом, вне ситуации, если на то есть необходимость, трансформируем смысловое образование. Паттерн СР как механизм изменения и регуляции личностного смысла в смысловом образовании является дополнением к общей теории смыслов, расширяя ее возможности, а у личности появляется еще одна готовность осуществить смысловой выбор и выйти из переживания ситуации ЖК. Деформация смыслового образования, построенная по методу смыслового выбора в переживании ситуации жизненного кризиса, выявляет три формы личностного смысла, таких как смысловой след опыта, осознанное переживание и целеполагание, и три смыслоориентированных состояния личности, таких как стагнация, застревание и преодоление. Такой подход позволит диагностировать психологическое и психическое состояние личности на уровне изменений ее личностных смыслов, чтобы в дальнейшем его корректировать, изменять поведение личности, осуществляя смысловую регуляцию, управляя изменением личностного смысла в смысловом образовании в однородной и постоянной среде переживания ситуации ЖК. Деформация смыслового образования, реализующаяся в процессе изменения личностного смысла, «будет показывать суть процессов, реализующихся во внутреннем и внешнем мире человека, что поможет более качественно предсказывать его поведение» (Абакумова и др., 2021, с. 63), Паттерн СР, как механизм изменения личностного смысла в смысловом образовании, позволяет «создать целостные психологические теории смысла, раскрыть и описать смысловую природу психического, придав, тем самым, смысловым категориям методологический уровень и подведя практически направленные отрасли психологии к необходимости пересмотра динамики и механизмов различных психических
проявлений в реальной деятельности (прежде всего, в образовании, науке, медицине и т. д.) в смысловой интерпретации» (Абакумова, 2008, с. 59).
Заключение. В исследовании выстроена психологическая система деформации смыслового образования как изменения и регуляции личностного смысла, имеющая свою внутреннюю динамику и содержательность, иерархическую последовательность и функциональность, отражающая «процессы развития и функционирования личности» (Серый, 2003, с. 4) на различных этапах ее жизнедеятельности под воздействием переживания ситуации ЖК как готовности личности сделать смысловой выбор.
Исследование является перспективным в части применения стратегии смыслового выбора, когда личности необходимо выйти из неосознанного переживания ситуации ЖК и изменить свое отношение к такой ситуации, сформировав смыслоориентированное состояние. Ограничением в данном исследовании является четкое определение границ всех процессов, как граница смыслового образования и граница ситуации ЖК, которую личность переживает. Деформация смыслового образования дополняет общую теорию смыслов, формируя смысло-образование как изменение личностного смысла, в ситуации ЖК, поэтому, можно утверждать, что существуют два самостоятельных процесса в теории смыслов, такие как деформация и трансформация развития смысловых образований. Деформация дает понимание того, каким образом меняются смысловые структуры (личностный смысл, смысловой мотив, смысловая установка) в смысловом образовании, в отличии от такого процесса, как трансформация смыслового образования. Таким образом, личность, понимая механизм работы паттерна смысловой регуляции, принцип изменения ее личностных смыслов в переживании ситуации ЖК, а также взаимосвязи и последовательность всех процессов, может корректировать свое смыслоориентированное состояние, изменяя свое поведение и смыслообразовывать формы личностного смысла.
список литературы
Абакумова, И. В. (2008). Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. Изд-во «КРЕДО».
Абакумова, И. В., и Годунов, М. В. (2019). Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 2(1), 57-65.
Абакумова, И. В., Годунов, М. В., и Голубова, В. М. (2019). Теоретические подходы к изучению эффектов неопределенности в процессах смысловой регуляции развития личности. Российский психологический журнал, 16(3), 59-71. https://doi.Org/10.21702/rpj.2019.3.5
Абакумова, И. В., Ермаков, П. Н., Годунов, М. В., и Данченко, И. В. (2021). Психология стратегий смыслоо-бразования: полимодальность каузальных образов и выбор в условиях неопределенности. Кредо.
Асмолов, А. Г. (2007). Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека (3-е изд., испр. и доп). Смысл; Издательский центр «Академия».
Асмолов, А. Г., Братусь, Б. С., Зейгарник, Б. В., Петровский, В. А., Субботский, Е. В., Хараш, А. У, и Цветкова, Л. С. (1979). О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности. Вопросы психологии, 4, 35-76.
Василюк, Ф. Е. (1984). Психология переживания. МГУ
Волков, П. В. (2004). Психологический лечебник. Руководство по профилактике душевных расстройств. РИПОЛ классик.
Выготский, Л. С. (1956). Избранные психологические произведения. Издательство Академии педагогических наук РСФСР.
Годунов, М. В. (2022). Стратегии смыслообразования личности в условиях информационной неопределенности: преадаптивный и адаптивный подход [докторская диссертация]. ДГТУ
Гусев, А. Н. (2004). Психофизика сенсорных задач: Системно-деятельностный анализ поведение человека в ситуации неопределенности. Издательство Московского университета; УМК «Психологи».
Джендлин, Ю. Д. (2000). Фокусирование: Новый психотерапевтический метод работы с переживаниями (А. С. Ригина, пер. с англ.). Независимая фирма «Класс». (Оригинал опубликован в 1996 г.).
Дружинин, В. Н. (1994). Структура и логика психологического исследования (2-е изд., испр.). ИПРАН.
Карпинский, К. В. (2019). Психология смысложизненного кризиса: монография. ГрГУ
Левин, К. (2001). Динамическая психология: Избранные труды. Смысл.
Леонтьев, А. Н. (2004). Деятельность. Сознание. Личность. Смысл; Издательский центр «Академия».
Леонтьев, А. Н. (1975). Деятельность. Сознание. Личность. Политиздат.
Леонтьев, Д. А. (2003). Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности (2-е изд., испр.). Смысл.
Магомед-Эминов, М. Ш. (1998). Трансформация личности. Психоаналитическая Ассоциация.
Серый, А. В. (2003). Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов. В «Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов». Выпуск 2. Кузбассвузиздат.
Субботский, Е. В. (1977). Изучение у ребенка смысловых образований. Вестник Московского университета, 1, 62-72.
Тихомиров, О. К. (1984). Психология мышления: Учебное пособие. Издательство Московского университета.
Ухтомский, А. А. (1978). Избранные труды. Наука.
Шлет, Г. Г. (1996). Явление и смысл: феноменология как основная наука и ее проблемы. Водолей.
Allport, G. W. (1935). Attitudes. In C. Murchison (ed.) A handbook of social psychology (P. 798-844). Clark University Press.
Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. Harper Perennial.
Katz, D., & Stotland, E. (1959). A preliminary statement to a theory of attitude structure and change. In S. Koch (ed.) Psychology: a study of a science (P. 423-475). McGraw-Hill.
Maddi, S. R. (1983). Existential Analysis. In R. Harre, R. Lamb (eds.) The encyclopedic dictionary of psychology (P. 223-224). Blackwell.
McGuire, W. J. (1974). Attitudes. In Encyclopaedia Britannica (P. 360-363). Chicago.
Phenix, P. (1964). Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. McGraw-Hill.
References
Abakumova, I. V (2008). Sense-Didactics. Textbook for Masters of Pedagogy and Psychology. CREDO Publishing House. (In Russ.)
Abakumova, I. V., & Godunov, M. V. (2019). Meaning-making strategies: a review of domestic research. Innovative science: psychology, pedagogy, defectology, 2(1), 57-65. (In Russ.)
Abakumova, I. V, Godunov, M. V., & Golubova, V. M. (2019). Theoretical approaches to the study of uncertainty effects in the processes of meaning regulation of personality development. Russian Psychological Journal, 16(3), 59-71. (In Russ.) https://doi.org/10.21702/rpj.2019.3.5
Abakumova, I. V, Ermakov, P. N., Godunov, M. V., & Danchenko, I. V. (2021). The psychology of meaning-making strategies: polymodality of causal images and choice under uncertainty. Credo. (In Russ.)
Allport, G. W. (1935). Attitudes. In C. Murchison (ed.) A handbook of social psychology (P. 798-844). Clark University Press.
Asmolov, A. G. (2007). Psychology of personality: Cultural-historical understanding of human development (3rd ed., revised and supplement). Smysl; Academia Publishing Center. (In Russ.)
Asmolov, A. G., Bratus, B. S., Zeigarnik, B. V., Petrovsky, V A., Subbotsky, E. V., Kharash, A. U., & Tsvetkova, L. S. (1979). On some perspectives of the study of meaning formations of personality. Voprosypsychologii, 4, 35-76. (In Russ.)
Csikszentmihalyi, M. (1990). Flow: The Psychology of Optimal Experience. Harper Perennial.
Druzhinin, V. N. (1994). Structure and logic of psychological research (2nd ed., revised). IPRAN. (In Russ.)
Godunov, M. V. (2022). Strategies of meaning-making of personality in conditions of information uncertainty: preadaptive and adaptive approach [Doctoral dissertation]. DSTU. (In Russ.)
Gusev, A. N. (2004). Psychophysics of sensory tasks: System-activity analysis of human behavior in a situation of uncertainty. Moscow University Publishing House; UMK "Psychologists". (In Russ.)
Gendlin, Y. D. (2000). Focusing: A new psychotherapeutic method for working with experiences (A. S. Rigina, pers. comm. in English). Independent firm "Class". (Original published 1996). (In Russ.)
Gray, A. V (2003). Structural and content characteristics of the system of personal meanings. In "Siberian psychology today: Collection of scientific papers". Issue 2. Kuzbassvuzizdat. (In Russ.)
Katz, D., & Stotland, E. (1959). A preliminary statement to a theory of attitude structure and change. In S. Koch (ed.) Psychology: a study of a science (P. 423-475). McGraw-Hill.
Karpinsky, K. V. (2019). Psychology of meaning-life crisis: a monograph. GrSU. (In Russ.)
Lewin, K. (2001). Dynamic psychology: Selected writings. Meaning. (In Russ.)
Leontiev, A. N. (2004). Activity. Consciousness. Personality. Meaning; Academia Publishing Center. (In Russ.)
Leontiev, A. N. (1975). Activity. Consciousness. Personality. Politizdat. (In Russ.)
Leontiev, D. A. (2003). Psychology of meaning: the nature, structure and dynamics of meaning reality (2nd ed., revised). Meaning. (In Russ.)
Magomed-Eminov, M. Sh. (1998). The transformation of personality. Psychoanalytic Association. (In Russ.)
Maddi, S. R. (1983). Existential Analysis. In R. Harre, R. Lamb (eds.) The encyclopedic dictionary of psychology (P. 223-224). Blackwell.
McGuire, W. J. (1974). Attitudes. In Encyclopaedia Britannica (P. 360-363). Chicago.
Phenix, P. (1964). Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. McGraw-Hill.
Speth, G. G. (1996). Phenomenon and meaning: phenomenology as a basic science and its problems. Aquarius. (In Russ.)
Subbotsky, E. V (1977). Study of meaning formations in the child. Vestnik of Moscow University, 1, 62-72. (In Russ.)
Tikhomirov, O. K. (1984). Psychology of thinking: A textbook. Moscow University Press. (In Russ.)
Ukhtomsky, A. A. (1978). Selected works. Science. (In Russ.)
Vasilyuk, F. E. (1984). The psychology of experience. Moscow State University. (In Russ.)
Volkov, P. V (2004). Psychological Healer. Guide to the prevention of mental disorders. RIPOL Classic. (In Russ.) Vygotsky, L. S. (1956). Selected psychological works. Publishing house of the Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. (In Russ.)
Об авторах:
Алексей Александрович Заболотько, ассистент кафедры общей и консультативной психологии, Донской государственный технический университет (Российская Федерация, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID, psychologza@gmail.com
Лидия Александровна Дятлова, лаборант-исследователь, Региональный научный центр Российской академии образования в Южном федеральном округе на базе Южного федерального университета (ЮРНЦ РАО) (Российская Федерация, 344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 105/42), ORCID, dyatlovall@bk.ru
поступила в редакцию 12.04.2024 поступила после рецензирования 29.04.2024 принята к публикации 08.05.2024
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
About the Authors:
Alexey Alexandrovich Zabolotko, Assistant of the General and Consultative Psychology Department, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, Russian Federation), ORCID, psychologza@gmail.com Lidiya Aleksandrovna Dyatlova, laboratory research assistant, Regional Scientific Center of the Russian Academy of Education in the Southern Federal District based on the Southern Federal University (RCRAO) (105/42, B. Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344006, Russian Federation), ORCID, dyatlovall@bk.ru
Received 12.04.2024 Revised 29.04.2024 Accepted 08.05.2024
Conflict of interest
The author declares that there is no conflict of interest.
The author has read and approved the final manuscript.