Научная статья на тему 'СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ / MEANING / PERSONAL MEANING / MEANING FIELD / MEANING-BUILDING / STRATEGY OF OF MEANING-BUILDING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абакумова И. В., Годунов М. В.

В статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы в контексте стратегий образования смыслов. Научную новизну представляет обзорный анализ отечественных исследований смыслообразующих стратегий, на основании которого выявлен их инициирующий, содержательный и динамический компонент. Именно личностные смыслы выступают интегральными регуляторами деятельности переживающего субъекта, его отношений во внутреннем и внешнем мире, освоения получаемого опыта и осознания прошлых состояний. При этом в смысловой сфере индивида происходит генезисе личностных смыслов, их иерархическая перестройка в совокупности с трансформацией ценностей и борьбой мотивов, составляющей основу волевой регуляции деятельности. Особенное значение это приобретает в кризисные периоды развития личности, как в процессе её становления и социализации, так и при восхождении к состоянию акме. В современных версиях деятельностно-смыслового подхода разработка проблематики именно регуляции деятельности посредством личностных смыслов позволяет предлагать механизмы формирования целостной и самодостаточной мировоззренческой системы, адекватной современным вызовам общества. С таких позиций формирование и усложнение образа мира происходит в субъективном семантическом пространстве при восприятии и осознании внешних социальных ценностей посредством их опредмечивания и переживания во внутреннем мире как нормирования ценностно-смысловых рамок деятельности. Такая деятельность имеет смысловую природу и в её процессе возможно не только совпадение смыслов, но и диссонанс смыслового порядка. Это обеспечивает условия для перевода жизнедеятельности индивида с уровня необходимого адаптивного функционирования в условиях жесткой детерминированности внешними условиями на уровень возможной эволюции личности, осуществляемой как внутренняя преадаптивная самодетерминация открытой саморазвивающейся системы человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абакумова И. В., Годунов М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIES OF MEANING-BUILDING: REVIEW OF DOMESTIC RESEARCH

The article presents a review of domestic research devoted to the study of the valuemeaning sphere in the context of strategies for the formation of meanings. Scientific novelty is represented by a review analysis of domestic research of meaning-building strategies, on the basis of which their initiating, meaningful and dynamic component is revealed. It is the personal meanings that act as intergal regulators of the activity of the experiencing subject, his relations in the inner and outer world, the development of the experience and the awareness of past states. At the same time, in the meaning sphere of the individual there is a genesis of personal meanings, their hierarchical restructuring in conjunction with the transformation of values and the struggle of motives that form the basis of the volitional regulation of activity. This is especially important in crisis periods of personal development, both in the process of its formation and socialization, and in the ascent to the state of acme. In modern versions of the activity - meaning approach, the development of problems of regulation of activity by means of personal meanings allows us to offer mechanisms for the formation of a holistic and self-sufficient worldview system, adequate to the modern challenges of society. From such positions, the formation and complication of the image of the world takes place in the subjective meaning space in the perception and awareness of external social values through their identification and experience in the inner world as the normalization of the value and meaning framework of activity. Such activity has a meaning nature and in its process it is possible not only the coincidence of meanings, but also the dissonance of meaning order. This provides the conditions for the transfer of the individual's life from the level of necessary adaptive functioning in the conditions of rigid determinism by external conditions to the level of possible evolution of the individual, carried out as an internal preadaptive self-determination of the open self-developing human system.

Текст научной работы на тему «СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ СТРАТЕГИИ: ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 159.9

Смыслообразующие стратегии: обзор отечественных исследований

Ирина В. Абакумова

доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО

декан факультета «Психология, педагогика и дефектология»

Донской государственный технический университет

пл. Гагарина 1, Ростов-на-Дону, 344000

E-mail: abakira@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2202-2588

Михаил В. Годунов

кандидат психологических наук

преподаватель ЧОУ ДПО Школа Сотворчества

ул. Коминтерна 86 «Б», Ростов-на-Дону, 344116

E-mail: godunmv997@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3696-7347

Аннотация

В статье представлен обзор отечественных исследований, посвященных изучению ценностно-смысловой сферы в контексте стратегий образования смыслов. Научную новизну представляет обзорный анализ отечественных исследований смыслообразующих стратегий, на основании которого выявлен их инициирующий, содержательный и динамический компонент. Именно личностные смыслы выступают интегральными регуляторами деятельности переживающего субъекта, его отношений во внутреннем и внешнем мире, освоения получаемого опыта и осознания прошлых состояний. При этом в смысловой сфере индивида происходит генезисе личностных смыслов, их иерархическая перестройка в совокупности с трансформацией ценностей и борьбой мотивов, составляющей основу волевой регуляции деятельности. Особенное значение это приобретает в кризисные периоды развития личности, как в процессе её становления и социализации, так и при восхождении к состоянию акме. В современных версиях деятельностно-смыслового подхода разработка проблематики именно регуляции деятельности посредством личностных смыслов позволяет предлагать механизмы формирования целостной и самодостаточной мировоззренческой системы, адекватной современным вызовам общества. С таких позиций формирование и усложнение образа мира происходит в субъективном семантическом пространстве при восприятии и осознании внешних социальных ценностей посредством

их опредмечивания и переживания во внутреннем мире как нормирования ценностно-смысловых рамок деятельности. Такая деятельность имеет смысловую природу и в её процессе возможно не только совпадение смыслов, но и диссонанс смыслового порядка. Это обеспечивает условия для перевода жизнедеятельности индивида с уровня необходимого адаптивного функционирования в условиях жесткой детерминированности внешними условиями на уровень возможной эволюции личности, осуществляемой как внутренняя преадаптивная самодетерминация открытой саморазвивающейся системы человека.

Ключевые слова

смысл, личностный смысл, смысловая сфера, смыслообразование, стратегия смыслообразования

Strategies of meaning-building: review of domestic research

Irina V. Abakumova, doctor of Psychology, professor

corresponding member of Russian Academy of Education dean of the faculty «Psychology, pedagogy and defectology» Don State Technical University 1 Gagarin sq., Rostov-on-Don, 344000 E-mail: abakira@mail. ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2202-2588

Mikhail V. Godunov

candidate of psychology

teacher Creativity School

86 «В» Kominterna street, Rostov-on-don 344116

E-mail: godunmv997@gmail. com

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3696-7347

Abstract

The article presents a review of domestic research devoted to the study of the value-meaning sphere in the context of strategies for the formation of meanings. Scientific novelty is represented by a review analysis of domestic research of meaning-building strategies, on the basis of which their initiating, meaningful and dynamic component is revealed. It is the personal meanings that act as intergal regulators of the activity of the experiencing subject, his relations in the inner and outer world, the development of the experience and the awareness of past states. At the same time, in the meaning sphere of

the individual there is a genesis of personal meanings, their hierarchical restructuring in conjunction with the transformation of values and the struggle of motives that form the basis of the volitional regulation of activity. This is especially important in crisis periods of personal development, both in the process of its formation and socialization, and in the ascent to the state of acme. In modern versions of the activity - meaning approach, the development of problems of regulation of activity by means of personal meanings allows us to offer mechanisms for the formation of a holistic and self-sufficient worldview system, adequate to the modern challenges of society. From such positions, the formation and complication of the image of the world takes place in the subjective meaning space in the perception and awareness of external social values through their identification and experience in the inner world as the normalization of the value and meaning framework of activity. Such activity has a meaning nature and in its process it is possible not only the coincidence of meanings, but also the dissonance of meaning order. This provides the conditions for the transfer of the individual's life from the level of necessary adaptive functioning in the conditions of rigid determinism by external conditions to the level of possible evolution of the individual, carried out as an internal preadaptive self-determination of the open self-developing human system.

Keywords

meaning, personal meaning, meaning field, meaning-building, strategy of of meaning-building

Введение

Наивысшим уровнем регуляции развития личности является смысловая регуляция её деятельности, как во внешнем, так и во внутреннем мире. Смысловая природа ключевых механизмов управления взаимодействиями индивида обусловлена интегральным характером влияния смысловых конструктов на поведение индивида. При изучении способов взаимодействий человека в окружающей реальности, кроме влияния его личной истории внутренних переживаний о будущем, существенное значение играет его деятельность в мире. Интерес представляет состояние исследований особенностей смысловой регуляции в плане стратегий смыслообразования как способов формирования личностных смыслов, осуществляющих управление деятельностью переживающего субъекта. Для этого проведём теоретический обзор отечественный исследований по данной проблематике.

Теоретическое обоснование

Теория деятельности, разрабатываемая в рамках отечественной психологии, исходит из культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, описывающего соотношения и механизмы элементарных и высших психических функций.

В таком подходе критерием для установления возрастной периодизацией служит то психическое новообразование, которое появляется и является характерным для каждого из периодов развития. В общем случае развитие представляет собой чередование стабильных и кризисных периодов. Определяющее качественно воздействие на развитие происходит при прохождении кризисов как периодов структурных изменений как психических функций, так и отношений ребенка [Выготский, 2018].

Д. Б. Эльконин при разработке концепции ведущей деятельности в развитии ребенка, отмечает важность учета социальной ситуации развития ребенка. Источник психического развития детей содержится в их внешней практической деятельности. Под воздействием культурно-исторической теории Л. С. Выготского, а именно социально-культурной обусловленности возрастного развития [Выготский, 2018], сформирована гипотеза о наличии ведущего типа деятельности, которая предложена А. Н. Леонтьевым в ходе разработки деятель-ностного подхода в психологии [Леонтьев, 2005]. Ведущие типы деятельности соответствуют наиболее значимым мотивам в каждом возрасте либо в определенных значимых ситуациях [Эльконин, 2017]. Исследователь рассматривает включенность ребенка и подростка в систему деятельности с предметами и взрослыми. Личность ребенка представлена как высшая инстанция управления собственным поведением как преодолением самого себя.

По мнению Д. А. Леонтьева, потенциал личности невозможно полностью реализовать исходя из максимизации позитивных эмоций, из гедонистических требований приятного «здесь-и-теперь». Желание минимизировать или исключить отрицательные эмоции в сиюминутном контексте показывает игнорирование смыслового контекста деятельности, временных перспектив при реализации долгосрочного жизненного пути. В плане саморегуляции, постановки и достижения жизненных целей, ключевую роль отводится психологическим ресурсам личности. К ним относятся ресурсы саморегуляции, устойчивости, инструментальные и мотивационные ресурсы личности [Леонтьев, Иванова, Осин и др., 2018]. Для такой саморегуляции в качестве критерия исследователь выделяет осуществление жизни личности как внутреннюю необходимость.

В. Е. Клочко, развивая подходы смысловой теории мышления О. К. Тихомирова, применяет трансспективный анализ проблем и задач с междисциплинарных позиций. Для успешности выбранного междисциплинарного дискурса необходим переход из поликультурной (разноязыкой) формы осмысления феноменов сознания в сферу представления человека в виде саморазвивающейся системы. Одной из точек общего соприкосновения взглядов в данном трансспективной подходе выступает принятие положения о том, что происходит саморегулировании человеком своей жизни как сложной системы [Клочко, 2017].

Б. С. Братусь отмечает поуровневое строение личностно-смысловой сферы. Благодаря личностным смыслам происходит оформление содержания субъективных семантических пространств, в которых осуществляется различение внешне происходящего (наблюдаемого) с приписыванием ему своих собственных атрибутов, совокупность которых создает субъективное мнение [Братусь, 2014].

В подходе А. В. Карпова к деятельности сознания с метасистемных позиций исследуется механизм «удвоения бытия» из-за действия атрибута отражения психики. Возникновение внутренней субъективной реальности отражает внешнюю объективную реальность благодаря внутренней локализации психической метасистемы в системе сознания. Поэтому стратегия поведения индивида при достижении наилучшей адаптации в окружающем мире состоит в стремлении обеспечить наиболее полное совпадение в сознании внутренней и внешней реальности [Карпов, 2016].

При обнаружении когнитивных механизмов работы сознания, по мнению А. Ю. Агафонова, человек в конкретный момент времени может осознавать лишь ту часть поступаемой информации, которую он понимает. При этом в собственной памяти он может хранить намного больше информации, чем только та, что он может узнать либо вспомнить. В ходе восприятия многозначных, неопределенных стимулов их осознание возможно при условии выбора среди образцов понимания тех внешних воздействий, которые уже имеются в сознании, но при этом не осознаются [Агафонов, 2018].

В работах смыслодидактической школы И. В. Абакумовой установлено сложное иерархическое строения смысловой системы, имеющей разнообразные функций и стратегии образования. Система личностных смыслов выражает образ мира, многомерность которого представлена во внутреннем мире человека. Образ мира психически здорового человека выступает целостным образованием, в структуре которого затруднительно выделить конкретные каналы перцептивного восприятия либо ведущие мыслительные акты, что свидетельствует о полимодальности смысловой сферы [Абакумова, Кагермазова, Масаева, 2018; Абакумова, Зорина, 2017]. Полимодальность смысла показывает, что смысл не может быть хорошим или плохим - он является просто другим. Присутствие этой альтернативности показывает, что с одной стороны смыслы могут не входить в какие-либо полярные структуры с полюсами в виде актуального смысла. Но, с другой стороны, в смысловой сфере при взаимодействиях разнообразной природы может наблюдаться рассогласование либо совпадение систем смыслов на разных уровнях. С этих позиций при осуществлении взаимодействий и познания человек может находиться в ситуациях, в которых его сознание соприкасается с чем-нибудь новым, что может приводить к двум непохожим состояниям:

1) консонанс в виде согласия и принятия сознанием нового факта из-за его соответствия (полного либо частичного) тому, что уже известно. Консонанс

показывает субъективно приемлемую степень релевантности поступившей информации как уместности или совпадений ожиданий, имеющихся у субъекта. Это показывает, что воспринимаемое схоже с содержанием, имеющимся в сознании.

2) диссонанс в виде конфликтной ситуация при несовпадении по каким-либо причинам параметров воспринимаемого элемента с характеристиками воспринимающей системы. Диссонанс отражает несоответствие поступившей и наличной информации, как нерелевантности отношений образуемой пары элементов. Такая неадекватность выражает наличие рассогласованности, становящейся точкой бифуркации с возможностью выбора. Выбор в таком дуальном состоянии означает либо подстройку новых элементов под требование системы для последующего слияния с ней либо существование в виде несовпадающих полюсов.

В ходе изучения влияния смыслов на формирование содержания деятельности, осуществляемой субъектом, возникают вопросы выявления структуры ценностно-смысловой сферы, а также способов её трансформации в новых условиях или соответствия выбору других целей. Исходя из этого, динамика смыслообразующих процессов будет отражать суть механизмов, реализующихся во внешнем и внутреннем мире человека, что будет способствовать более качественно моделировать его поведение. В современном деятельностно-смысловом подходе образование смыслов рассматривается в виде процесса их распространения из ведущих структур в ядре смысловой системы к её периферии - к частному проявлению в практических ситуациях. Это происходит посредством проявления личностных свойств, обладающих гибкостью или устойчивостью [Леонтьев, Иванова, Осин и др., 2018].

Смыслообразующая стратегия выражает взгляд в настоящее из будущего, который направлен на формирование новых причин как целевое программирование жизненных ситуаций для их смены с целью преодоления сопротивления среды. В сравнении с тактикой, работающей с планом необходимых следствий, в этой стратегии содержатся нелинейные переходы исходя из парадоксальной логики возможного на новые уровни сложности функционирования [Фридман, 2018; Гуревич, 2017]. Стратегия направлена на качественный переход системы от одних контекстов к другим с благодаря целеполаганию из надсистемы, она служит своеобразным фильтром от случайностей, что позволяет генерировать из хаоса определенный список поступков с целью удержания задаваемого образа мира [Почепцов, 2015; Щедровицкий, 2018].

Смыслообразующая стратегия выражает ход, а также знак генерируемого образа-смысла. При становлении субъектности осуществляется развитие смыслообразующих стратегий, на основе которых кристаллизуются смысложизнен-ные стратегии. Например, из смыслов различных направлений деятельности

актуализуется смысл жизни, как наивысший интегрирующий уровень смыслового пространства субъекта, задающий генеральную линию его эволюции [Абакумова, Кагермазова, Масаева, 2018].

Выводы

Смыслы составляют ядерную основу ценностно-смысловой и мотивационной сферы личности, определяющих её деятельность на всех пространствах жизнедеятельности, что было показано выше. Исходя из этого, стратегия образования смыслов содержит следующие компоненты [Годунов, 2019]:

1) инициирующий компонент - выражает специфику трансформации смыслов в генерализованные элементы смысловой сферы, как точки роста в ходе её развития;

2) содержательный компонент - показывает, чем наполнен личностный смысл, смысловая установка, т. е. отражает их качественную субстанциональность;

3) динамический компонент - передает направление развития смыслового континуума под влиянием смыслообразующих мотивов, целей и потребностей.

Именно объединение инициирующего, содержательного и компонентов развития смыслов оформляется как стратегия их образования. Это динамический вектор, характеризующийся точкой приложения, содержательным наполнением и траекторией развития смысловой сферы. Нами предлагается определение стратегий смыслообразования - это организованные под действием мотивов, целей, потребностей, субъективных отношений и опыта способы формирования, а также развития системы личностных смыслов для их качественного и содержательного наполнения, что отражает динамику и специфику актуализации индивидом смыслов в конкретных ситуациях жизнедеятельности.

Предлагаемое определение смыслообразующей стратегии позволяет рассматривать не только возможные, но и актуально действующие способы организации смыслового пространства, содержащего разные качественные предпочтения и точки зрения на происходящее во внешнем и внутреннем мире личности. Данный подход открывает дополнительные возможности изучения особенностей смысловой организации взаимодействий человека в разнообразных ситуациях, содержащих оценивание и выбор, что означает следование разным смыслообразующим стратегиям.

Авторы заявляют об отсутствие конфликта интересов.

Литература

Абакумова И. В., Зорина Е. С. Реализация гуманитарно-смысловой экспертизы для определения характеристик личностного развития детей и подростков / Материалы съезда Российского психологического общества (Казань, 5-7

октября 2017 г.). Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2017. Том 1. С. 378-379.

Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Масаева З. В. Технологии направленного и опосредованного смыслообразования ценностных ориентаций антитеррористического сознания студентов вуза / Социокультурные проблемы развития образования в условиях проектного управления: сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Ростов-на-Дону, 22-23 марта 2018) / под ред. И.В. Абакумовой, М.Ю. Елагиной. М.: Кредо, 2018. С. 451-458.

Агафонов А. Ю. Осознание как следствие преодоления когнитивной энтропии / Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием (Самара, 19-20 апреля 2018 г.). В 2-х томах. Под общей и научной ред. Е. В. Бакшутовой, О. В. Юсуповой, Е. Ю. Двойниковой. Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2018. Т. 1. С. 9-15.

Братусь Б. С. Уровни развития смысловой сферы личности / Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования, смыслодидак-тика. Хрестоматия / Сост. И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. М.: КРЕДО, 2014. С. 135-146.

Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Перспектива, 2018. 224 с.

Годунов М. В. Ансамбль свойств личности: триалектическое развитие пре-адаптивных возможностей. Книга 2. М.: Кредо, 2019. 320 с.

Гуревич П. С. Основы философии: учебное пособие. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2017. 478 с.

Карпов А. В. Метасистемный подход к проблеме сознания // Мир психологии, 2016. № 2 (86). С. 15-31.

Клочко В. Е. Проблема цифровых кочевников: трансдисциплинарный подход / Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд. Материалы III Международной трансдисциплинарной научно-практической web-конференции «СоппеС>ипгуекит - 2016» (Томск, 24-26 мая 2016 г.). Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 144-150.

Леонтьев А. Н. Эволюция, движение, деятельность. М.: Смысл, 2012. 560 с.

Леонтьев Д. А., Иванова Т. Ю., Осин Е. Н., Рассказова Е. И., Кошелева Н. В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. 2018. Т. 8. № 1. С. 85-121.

Почепцов Г. Г. Информационные войны. Новый инструмент политики. М.: Алгоритм, 2015. 256 с.

Фридман Л. Д. Стратегия: война, революция, бизнес. М.: Кучково поле, 2018. 768 с.

Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология (курс лекций). М.: «Студии Артемия Лебедева», 2018. 464 с.

Эльконин Д. Б. Игра в психическое развитие // Альманах Института кор-рекционной педагогики РАО. 2017. № 28. С. 32-66.

References

Abakumova I.V., Zorina E.S. (2017). Implementation of humanitarian and semantic expertise to determine the characteristics of personal development of children and adolescents. Proceedings of the Congress of the Russian psychological society (Kazan, 5-7 October 2017). Kazan: Kazan (Volga region) Federal University, No. 1, P. 378-379.

Abakumova I.V., Kagermazova L.C., Musaeva Z.V. (2018). Technologies of the directed and mediated the formation of value orientations of antiterrorist consciousness of University students. Social and cultural problems of development of education in the context of project management: collection of scientific works scientific-practical conference with international participation (Rostov-on-don, 2223 March 2018) / Ed. I.V. Abakumova, M.Y. Elagina, I.V. M.: Credo, P. 451-458.

Agafonov A.Y. (2018). Awareness as a consequence of overcoming cognitive entropy. Collection of scientific works of scientific-practical conference with international participation (Samara, April 19-20, 2018). In 2 volumes. Under the General scientific editorship of E.V. Bakshutova, O.V., Yusupova, E.Y. Dvoynikova. Samara: Samara state technical University, No. 1, P. 9-15.

Bratus B.S. (2014). The development of the semantic sphere of the personality. The General theory of meaning, the psychological concept of meaning, Smyslova-tick. Reader. M.: CREDO, P. 135-146.

Vygotsky L.S. (2018). Questions of child psychology. M.: Prospect, 224 p.

Godunov M.V. (2019). The Ensemble properties of the personality: the trialectic preadaptive development opportunities. Book 2. M.: CREDO, 320 p.

Gurevich P.S. (2017). Fundamentals of philosophy: textbook. 4-e izd., erased. M: KNORUS, 478 p.

Karpov A.V. (2016). Metasystemic approach to the problem of consciousness. World of psychology, No. 2 (86), P. 15-31.

Klochko V.E. (2017). The problem of digital nomads: transdisciplinary approach. Digital nomadism as a global and Siberian trend. Materials of the III international transdisciplinary scientific and practical web-conference "Connect-Universum-2016" (Tomsk, may 24-26, 2016). Tomsk: national research Tomsk state University, P. 144-150.

Leontiev A.N. (2012). Evolution, movement, activity. M.: Smysl, 560 p.

Leontiev D.A., Ivanova T.Y., Osin E.N., Rasskazova E.I., Kosheleva N.B. (2018). Modern problems of studying personal resources in professional activity. Organizational psychology. Vol. 8. No.1, p. 85-121.

Pocheptsov G.G. (2015). The Information war. New policy tool. M.: Algorithm, 256 p.

Friedman L.D. (2018). Strategy: war, revolution, business. M: Kuchkovo pole, 768 p.

Schedrovitsky G.P. (2018). Organizational Thinking. Ideology, methodology, technology (lectures). M.: Publishing House «Art», 464 p.

Elkonin D.B. (2017). The game of mental development. The Almanac of the Institute of correctional pedagogy of RAO. No. 28, P. 32-66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.