www.pro.rsu.ru
\^ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ
ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Волков А.А.
Кризисные стратегии личностных трансформаций сотрудников милиции общественной безопасности на разных этапах профессиональной самореализации могут быть обусловлены различными ценностно-смысловыми барьерами как субъективными затруднениями в процессе оценки профессиональной значимости ситуации, когда для сотрудника должен раскрыться личностный смысл и возникнуть познавательно-оценочное отношение к содержанию фрагмента постигаемой профессиональной реальности. Ценностно-смысловые барьеры как фактор, обуславливающий кризисные стратегии личностных трансформаций сотрудников милиции общественной безопасности и существенно влияющий на психологическую готовность к профессиональной самореализации, зависит от ценностно-смысловых установок порождаемых как переживание их личностного отношения к ранее возникшей и уже реализованной ситуации, обеспечивая обратную связь между предшествующим и последующим этапами профессиональной деятельности.
Ключевые слова: смысловая сфера личности, трансформации ценностно-смысловой сферы личности, стратегии личностных трансформаций, деформация и регрессия личностной сферы, ценностно-смысловые барьеры, ценностно-смысловые установки.
В настоящее время проблема развития и использования человеческого потенциала рассматривается в новом аспекте. Более высокие требования предъявляются к самостоятельности, креативности, инициативности и предприимчивости человека во всех сферах жизни, что вызвано происходящими в обществе изменениями. Человек входит в жизненный мир, картина которого меняется чрезвычайно быстро. В границах жизни одного поколения глубоко преображаются экономика и технологии, политические приоритеты, социокультурные отношения и мировоззренческие устои.
-С"-"——"
«Вместо архаичного общества, в котором вожди думают и решают за всех, наша страна станем обществом умных, свободных и ответственных людей» (Медведев Д.А.).
Однако стремительная динамика социально-экономической ситуации множит и обостряет разнообразные кризисные явления, которые проникают в различные жизненные контексты (семейные, референтные, профессиональные) обостряя внутренние противоречия между личностью и внешним окружением, порождая различные личностные трансформации и кризисы. Проблема влияния профессиональной деятельности на личностные особенности профессионала на различных этапах приобретает новые трактовки. Как показывают исследования, каждая профессия предъявляет к личности свои требования, тем более объемные и настоятельные, чем сложнее и ответственнее ее содержание, чем в большей степени сама специфика этой деятельности зависит от социально-экономической и политической ситуации в обществе. В то же время сама профессиональная деятельность, будучи значимой для человека, оказывает заметное влияние на его ценностные ориентиры, смысложизненные установки, мотивы деятельности (И.В. Абакумова, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, С.Т. Джанерьян, А.И. Донцов, П.Н. Ермаков, Ю.М. Забродин, Е.А. Климов, В.Б. Ольшанский,
A.В. Петровский, А.А. Реан, З.И. Рябикина, В.И. Слободчиков, В.В. Столин,
B.Д. Шадриков, М.С. Яницкий).
В этой связи исследование и анализ ценностно-смыслового содержания профессиональной деятельности и динамических составляющих ее мотивации, выявление специфических особенностей смысловой сферы личности именно в профессиональном контексте будут представлять реальное содержание профессиональной деятельности и особенности ее влияния на личностные трансформации и искажения. Ценностно-смысловое содержание профессиональной деятельности наиболее отчетливо проявляется в самореализации, в качестве важнейшего показателя которой в данной работе мы рассматривали «меру удовлетворенности человека процессом своего труда» (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев, 2001).
Особый раздел современных антропоцентристких наук, прежде всего, психологии, связан с изучением личностных деформаций и изменений в тех профессиях, которые в наибольшей степени ориентированы на непосредственное поддержание стабильности и безопасности в обществе, направлены на обеспечение правопорядка, безопасности граждан и их имущества.
В настоящее время накоплен огромный материал, посвященный проблемам совершенствования профессиональной деятельности специалистов правоохранительных органов и иных государственных структур, связанных с охраной правопорядка (В.С. Агеев, П.П. Баранов, С.П. Безносов, В.Л. Васильев, А.А. Деркач, О.Ю. Михайлова, А.И. Папкин, В.М. Поздняков, А.М. Столяренко,
А.Р. Ратинов, В.Ю. Рыбников). Проблеме выявления нежелательных трансформаций смысложизненных ориентаций личности посвящены работы В.И. Деева и А.Н. Смелова. А.Н. Шатохин выделил признаки ценностных деформаций: «обезличивание» сотрудников ОВД, социальное иждивенчество и пассивность, острое ощущение вражды к себе со стороны населения, оценка собственной профессии как малопристижной, отношения конкуренции, антипатия к представителям другим служб милиции, В.Ф. Робозеров в качестве одного из признаков профессиональной деформации сотрудников ОВД приводит феномен социально-психологической субъективной переоценки сотрудниками милиции своей социальной роли, а А.Н. Роша предлагает называть это явление «профессиональным эгоизмом».
Несмотря на очевидный общественный и научный интерес к повышению профессиональной компетентности сотрудников милиции общественной безопасности, наблюдается очевидный дефицит психологических исследований по изучению личностных трансформаций у рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности, а ведь именно они являются трансляторами и непосредственными исполнителями норм правового взаимодействия гражданина и государства. Их профессиональная деятельность существенно отличается от деятельности в иных силовых структурах по многим основным показателям. От того, насколько профессионально, грамотно они осуществляют порученные им обязанности, непосредственно взаимодействуют с населением, во многом зависит реальный практический успех правоохранительных органов в целом, позитивный имидж сотрудников милиции, вера населения в то, что они действительно выполняют миссию, возложенную на них государством. «Вектор, который мы взяли четыре года назад, - вектор социальной милиции. Это правоохранительный институт правового демократического государства, стоящий на страже конституционных прав и свобод граждан» (Нургалиев Р.Г.). В решениях МВД РФ и других документах неоднократно отмечалась необходимость повышать уровень профессиональной подготовки личного состава органов внутренних дел, особенно в свете государственных приоритетов. Нарастающая сложность задач общественной, экономической и социальной жизни с одной стороны, и возросшие требования к эффективности деятельности - с другой, повышают роль выполнения этих указаний, а также научного изучения проблемы целостного пролонгированного исследования личностных трансформаций сотрудников МВД на различных этапах профессиональной самореализации. Данное противоречие, возникшее между социальным заказом государства по подготовке сотрудников милиции общественной безопасности высокой профессиональной квалификации, свободных от целевых установок коррумпированного сознания, и реальный дефицит целостных исследований по проблемы выявления личностных трансформаций тех, кто непосредственно работает в этой отрасли
■С"--"""
определило проблему настоящего исследования - определить те изменения, которые не просто свойственны каждому человеку, живущему в условиях экономического кризиса и динамически меняющихся смысложизнен-ных ориентиров, но выявить и проанализировать те базовые трансформации ценностно-смысловой сферы сотрудников МВД, которые становятся психологическим барьером в их успешной профессиональной самореализации, существенным и значимым препятствием на пути исполнения их профессионального долга.
Объект исследования - сотрудники рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности с разным профессиональным стажем (447 участковых инспекторов и 482 сотрудника службы ДПС гг. Ставрополя, Мин. Вод, Пятигорска).
Предмет исследования - трансформации личностной сферы сотрудников рядового и младшего начальствующего состава милиции общественной безопасности.
Цель исследования - изучить личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных этапах профессиональной самореализации.
Теоретическая и практическая части исследования проводились в несколько этапов.
1 этап (2003-2005) - поисково-теоретический, включал анализ психологических и юридических источников по проблеме исследования. На этом этапе была выделена проблема, сформулированы цели и задачи исследования, рассмотрены методологические и теоретические подходы к проблеме самореализации с позиций профессионального выбора и профессиональной направленности личности в условиях специфического контекста деятельности, ориентированного на поддержание правовых норм взаимодействия граждан и государства, сформирован инструментарий, разработаны анкеты, отобраны диагностические методики, определена общая логика и детализированная программа исследования.
2 этап (2005-2009) - диагностико-экспериментальный. На этом этапе был проведен сравнительно-диагностический анализ личностных трансформаций на разных этапах профессиональной самореализации сотрудников милиции общественной безопасности с разным регламентом работы и профессиональным стажем, разработана и апробирована программа преодоления ценностно-смысловых барьеров в профессиональной деятельности. Разработана модель психологического сопровождения и коррекции трансформаций ценностно-смысловой сферы сотрудников милиции общественной безопасности.
3 этап (2009-2010) - описательно-итоговый дал возможность обобщить теоретические и эмпирические материалы о личностных трансформациях и выявить генезис профессиональных затруднений как ценностно-смысловых
барьеров в процессе самореализации в работе сотрудников милиции общественной безопасности, описать критерии и характеристики психологической готовности к работе в милиции общественной безопасности.
Полученные результаты исследования, позволили сформулировать следующие выводы.
1. Профессиональная деятельность, в том числе и специфика деятельности сотрудников милиции общественной безопасности, обуславливает личностные трансформации, которые существенно влияют на особенности профессиональной самореализации.
2. Динамика трансформаций личностной сферы сотрудников милиции общественной безопасности на разных этапах профессиональной самореализации проявляется в виде устойчивых смысложизненных стратегий, обеспечивающих возможность переживать опыт связей с миром в контексте профессиональной деятельности как устойчивое отношение, включающее в себя субъективное ощущение источника собственного опыта (принятие решения, ответственность, выделение значимых профессиональных перспектив).
3. Стратегии трансформаций ценностно-смысловой сферы могут типо-логизироваться как позитивные - обеспечивающие высокий уровень профессиональной самореализации, и как кризисные - ведущие к деформациям и даже регрессиям в отношениях с окружающими людьми и общественными (социальными) структурами.
4. Сотрудники с позитивными стратегиями, ориентированные в своих смысложизненных устремлениях на саморазвитие, отличаются наибольшей структурированностью и последовательностью в ситуациях личностного выбора. Они продуктивны в нахождении промежуточных смыслов своих действий, им свойственна активная и просоциальная мировоззренческая позиция.
5. Кризисные стратегии обусловлены наличием ценностно-смысловых барьеров, которые возникают в процессе профессиональной деятельности, препятствуя самореализации личности в этом важнейшем жизненном контексте. Ценностно-смысловые барьеры, присущие сотрудникам милиции общественной безопасности, будут различными в зависимости от объективных и субъективных факторов. К объективным (интерперсональным) факторам относятся регламент профессиональной деятельности (было выявлено, что у участковых и сотрудников ДПС они различны) и профессионального стажа. Среди субъективных факторов наиболее значимыми являются: уровень развития смысловой сферы самого сотрудника, особенности его профессиональной мотивации, ценностные ориентации и общая направленность личности. При этом существенным является направленное воздействие со стороны профессионального окружения, ориентированное на формирование соответствующих смысловых установок как важнейшего катализатора интроспективных потребностей и как следствие, тех
■С"--"""
его смысловых интенций, которые выводят, со временем, личность на уровень самореализации, в форме потребности в самопонимании, рефлексии, самооценке при анализе успехов и неудач в процессе профессиональной деятельности.
6. Наиболее часто ценностно-смысловые барьеры возникают в связи с отсутствием рефлексии, затруднениями в вербализации самоотношения и экс-трополяции личностного смысла в новые профессионально необычные ситуации. Эти барьеры проявляются в затрудненной смысловой актуализации соотнесения внешнего объекта деятельности с внутренней потребностью, невозможностью субъективного переноса смыслового содержания одной ситуации в другие профессиональные условия.
Нами была разработана модель психологического сопровождения и коррекции сотрудников милиции общественной безопасности, находящихся на разных уровнях профессиональной самореализации. Модель основана на преодолении ценностно-смысловых барьеров и формировании позитивных ценностно-смысловых установок в контексте профессиональной деятельности и может быть реализована через повышения общего уровня психологической готовности к профессиональной деятельности.
Оперативно-служебная деятельность участковых инспекторов милиции и сотрудников ДПС характеризуется наличием психологических проблем, специфических ценностно-смысловых барьеров, что обуславливает роль соответствующей психологической готовности как важного компонента профессионального мастерства сотрудника милиции общественной безопасности.
Основными элементами психологической готовности, отвечающими требованиям оперативно-служебной деятельности, выступают: -психологическая устойчивость к специфическим условиям решения
оперативно-служебных задач; -профессионально-психологические умения;
-по-видимому, еще одним компонентом является профессионально-психологическая ориентированность личности, как особое качество сотрудника, выражающееся в его ценностно-смысловой установке к пониманию и практическому учету психологических аспектов оперативно-служебной деятельности.
Эти элементы психологической подготовленности участковых инспекторов милиции и сотрудников ДПС определяют основное содержание профессионально-психологической подготовки. Его следует, конечно, конкретизировать в строгом соответствии с профилем профессиональной деятельности (в зависимости от регламента профессиональной деятельности и профессионального стажа).
Психологическая подготовленность участковых инспекторов милиции и сотрудников ДПС носит профессиональный характер, отвечающий специфике его деятельности, и принципиальным образом отличается от профессиональной
подготовки воинов, спортсменов, операторов и других специалистов, в среде которых получила распространение психологическая подготовка.
Подготовка участковых инспекторов милиции и сотрудников ДПС в учебных центрах МВД, УВД эффективна, если она по своему содержанию, средствам и методам обеспечивает формирование всех слагаемых психологической готовности, личностной устойчивости, обуславливает необходимость введения в учебных заведениях и подразделениях МВД, УВД особого вида профессиональной подготовки - профессионально-психологической.
В ходе проведенного исследования были выделены наиболее эффективные виды специальных занятий по курсу психологической подготовки: -занятия на полосе препятствий психологической подготовки и площадках для эмоционально-волевых упражнений, тренировки элементов волевой саморегуляции; -психорегулирующие тренировки по преодолению ценностно-смысловых барьеров. В качестве продуктивных могут быть рекомендованы учебные ситуации содержательно ориентированные на разделение «Я» и «Мое», через актуализацию «Я», учебные ситуации, направленные на организацию одновременной представленности сознания двух или более отношений, ситуации, направленные на осознание факта пересечения жизненных отношений, учебные ситуации, направленные на обнаружение или установление разного рода связей между жизненными отношениями. -занятия в психологически сложных ситуациях оперативно-служебной деятельности по типу конкретных ситуаций. Различают три этапа реализации конкретных ситуаций по их месту и характеристикам в структуре процесса обучения: стартовая, текущая и игровая. Стартовая конкретная ситуация формируется в начале учебного занятия. Текущая - на этапе выхода из стартовой, она существует и непрерывно изменяется вследствие преобразования обучаемым предмета изучения и ведущих действий преподавателя. Итоговая ситуация является главной составляющей конца учебного занятия и отражает как сложившееся состояние обученно-сти обучаемого, так и особенности трансформации его ценностного отношения к изучаемому, на основе которой будет складываться очередная стартовая ситуация. Стартовая и итоговая конкретные ситуации показывают особенности содержательно-смысловых трансформаций, а текущая - мотивационно-динамические изменения у обучаемого с использованием конкретных ситуаций. Общая процессуальная структура системы операционализации конкретных ситуаций заключается в том, что из потенциального центра смыслообразования поступает информация-импульс на уровень актуализации смысла, побуждающая обучаемого к действию. Потенциальный центр смыслообразования функционирует в соответствии со смысловым уровнем развития обучаемого. Обучаемый (как носитель потенциального смысла) выполняет действия по преобразованию объекта
isnn 1812-1853 • российский психологический журнал • 2009 том 6 № 5
учения (содержание конкретной ситуации), который при этом проявляет свои свойства. Обучаемый воспринимает проявление этих свойств как инициацию к смыслообразованию, в результате приобретаются дополнительные возможности действия в конкретной ситуации, и актуализируется личностный смысл самой конкретной ситуации. К преподавателю также поступает информация о том, что обучаемый уже усвоил на уровне личностного присвоения, поэтому он может направлять дополнительную информацию как инициацию о том, что обучаемый уже усвоил как новый этап смыслообразования и проникновения на качественно новом уровне. -занятия по изучению основ применения психологии в оперативно-служебной деятельности.
Специальными занятиями по курсу психологической подготовки нами достигнуто существенное повышение уровня профессионально-психологической подготовленности: -улучшение показателей результатов работы выпускников по задержанию
преступников на 43 %; -повышение психологической устойчивости к специфическим условиям
решения оперативно - служебных задач на 53 %; -повышение уровеня профессионально - психологических умений на 66 %. В целом психологическая подготовленность слушателей к оперативно-служебной деятельности повысилась на 62 %. Необходимо отметить, что полученные результаты удалось достигнуть даже при наличии некоторых недостатков в организации занятий, их методике, уровне педагогического мастерства преподавателей, недостатков материально-технического характера.
Литература
1. Волков А.А. Актуальные проблемы борьбы с насильственной преступностью // сб. Генезис насилия в Российском обществе. - Ставрополь: Центр исследования проблем терроризма КЮИ МВД РФ, 2002.
2. Волков А.А., Степаненко В.В., Масалов А.Г. и др. Гуманитарная подготовка кадров органов внутренних дел. - Ставрополь: изд-во СГУ, 1999.
3. Волков А.А., Столяренко А.М., Пономарев И.Б., Битянова Н.Р., Трубочкин В.П. и др. Методика проведения занятий по профессионально-психологической подготовке милиционеров, обучающихся в системе первоначальной подготовки. Учебное пособие. - Москва: Академия МВД СССР, 1989.