Карнаушенко Леонид Владимирович
Деформация правового сознания в условиях развития Интернета
Деформация правосознания представляет собой серьезную социальную проблему, приводит ко многим негативным последствиям, в том числе является причиной противоправного поведения. В последние годы проблема деформированного правосознания усугубляется вследствие роста социального влияния интернет-коммуникации, которая виртуализирует социум и одновременно формирует множество противоречивых дискурсов, что затрудняет восприятие права, особенно на обыденном уровне.
Ключевые слова: общество, государство, право, правосознание, деформация правосознания, правовой пессимизм, Интернет, интернет-коммуникация, виртуализация.
The deformation of legal consciousness in the context of the development of the Internet
The article notes that the deformation of legal awareness is a serious social problem. The deformation of legal awareness leads to many negative consequences, including the cause of illegal behavior. In recent years, the problem of distorted legal awareness has been aggravated by the growing social influence of Internet communication, which virtualizes society and, at the same time, forms many contradictory discourses, which makes it difficult to perceive law, especially at the everyday level
Keywords: society, state, law, legal awareness, deformation of legal awareness, legal pessimism, Internet, Internet communication, virtualization.
Устойчивое правосознание выступает одним из факторов обеспечения социального порядка и стабильности в современном обществе. Правосознание и аналогичные ему социокультурные конструкты служат надежной базой добровольного лич-ностно осознанного правомерного поведения, что существенно снижает нагрузку на правоохранительную систему государства. В связи с этим сложно переоценить роль правосознания в устойчивости конструкции современной социальной системы.
В.И. Колтунова и В.А. Зайцев справедливо полагают, что «правосознание определяет, каким образом человек будет воспринимать и интерпретировать правовые нормы, какие поступки он будет считать правильными или неправильными с точки зрения закона. Это влияет на его поведение в обществе, соблюдение нормативных предписаний, а также на его отношение к правопорядку и правовой системе в целом» [1, с. 32].
Стоит отметить, что в научной литературе представлены различные варианты определения понятия «правосознание». Поскольку правосознание является объектом междисциплинарного научного познания, имеется множество его трактовок. В частности, В.А. Рыбаков обращает внимание на то, что правосознание понимается:
как знание истории становления и развития права, его современного состояния, система понятий, идей о должном порядке правового регулирования общественной жизни;
как отражение правовой действительности в форме юридических знаний, психологическое отражение государственно-правовой действительности;
как отношение к действующему праву, отношение людей к своим правам и обязанностям;
как восприятие информации о правовой действительности;
как представления о праве, которые формируются у служащих государственного аппарата (в особенности у юристов-практиков) [2, с. 25].
Таким образом, правосознание позиционируется и как отражение правовой реальности, и как набор определенных знаний о праве, и даже как специфическое юридическое профессиональное мировоззрение. Такая «рас-плывчивость» центрального смыслового ядра понятия в существенно отличающихся друг от друга индикаторах осложняет его практическое преломление, особенно в государственно-управленском аспекте. Эта противоречивая ситуация находит свое отражение прежде всего в противодействии со стороны государства и общества деструктивным явлениям в правосознании, непосредственно влияющим на соци-
85
альный и правовой порядок. В частности, речь идет о деформации правосознания.
По мнению А.М. Дроздовой и В.В. Ковалева, деформация правосознания представляет собой «искажение позитивных правовых идей, взглядов, убеждений, чувств, установок, обусловливающее негативные последствия в системе права» [3, с. 17]. Основная опасность деформации правового сознания состоит в том, что это явление разрушает позитивные эффекты, связанные с многолетними фундаментальными процессами воздействия на отдельную личность со стороны общества и государства. Речь идет о социализации и воспитании как общей направленности, так и локальной, преимущественно правовой. В ходе социализации и воспитания формируется социокультурная система координат личности, в которой имеются позитивные и негативные полюсы восприятия социальных явлений, процессов, событий, феноменов и т.д. В случае деформации правосознания право «перемещается» из позитивного полюса системы личностных координат в негативный. Это неизбежно отражается на поведении, социальных практиках людей, проявляется в осуществляемых ими действиях и взаимодействиях с другими социальными акторами. В первую очередь стирается духовно-нравственная грань между правомерным и противоправным поведением.
Как полагает Д.М. Нугаева, «лица, совершившие противоправное деяние с деформированным правосознанием, не осознают в полной мере свою ответственность перед обществом и не уважают законы, что делает их склонными к деструктивному поведению. Люди с деформированным правосознанием могут считать, что совершение ими преступления или правонарушения законно и морально оправдано в конкретных обстоятельствах» [4, с. 200].
Одним из самых опасных эффектов деформации правосознания следует признать не просто склонность к девиациям и/или совершению преступлений. Речь идет именно о глубоком духовно-нравственном кризисе, так как право выступает одним из центральных элементов духовной жизни общества наряду с моралью, религией, наукой. Утрата правом роли именно духовного (а не только государственно-властного) регулятора приводит к опасным социальным дезорганизациям и угрожает как государству, так и обществу в целом.
Еще столетие тому назад русский философ И.А. Ильин отмечал: «Человечество заблудилось в своей духовной жизни, и хаос настигнул его неслыханной бедою. И если задача органи-
зовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задача права и правосознания, то современный кризис обнажает, прежде всего, глубокий недуг современного правосознания» [5, с. 155]. Мысли Ильина оказались пророческими. Мировые войны, революции, гражданские войны, репрессии и т.п. унесли в XX в. жизни десятков миллионов людей. Одной из основных причин этого стал глубокий моральный кризис человечества, обрушивший позиции права как универсального регулятора, как приоритетной цели любых действий, в том числе и в политической сфере.
Стоит отметить, что деформация правосознания представляет собой социальную проблему, которая характеризуется серьезными последствиями: разрушается фундамент правомерного поведения как глубоко осознанного выбора личности, как свидетельства доминирования рациональных оценок и картин мира над иррациональными, конструктивных поведенческих практик над деструктивными. В связи с этим важное значение приобретают мероприятия, которые бы позволили противодействовать деформации правосознания, достигая множества важных целей как в локальном, так и в общесоциальном аспектах.
Исследователи указывают, что «одним из действенных способов преодоления деформации правосознания является развитие правовой информированности (соответственно, и правовой грамотности) населения. Конкретная реализация указанного способа подразумевает два основных способа:
- путем увеличения объема правовых знаний, получаемых учащимися учебных заведений различных видов и уровней;
- через правовое информирование граждан (в частности, путем распространения правовой информации с помощью различных средств и способов)» [3, с. 18].
Стоит отметить, что правовой информированности мешает парадокс современного информационного общества с его выраженной дисфункцией информационного обмена. В результате вместо полноценного информационного воздействия агенты социализации осуществляют отрывочное, фрагментарное информационно-коммуникационное влияние, что ухудшает общую правовую информированность и способствует более опасным процессам деформации правового сознания, формирующимся на основе искаженного восприятия права.
Среди множества факторов деформации правосознания в условиях современного об-
86
щества выделяется интенсификация воздействия на сознание и поведение людей глобальной компьютерной сети Интернет. Сам по себе Интернет, безусловно, не является деструктивным социальным феноменом. Напротив, глобальная сеть предоставляет людям широкие возможности образования, самореализации, ведения бизнеса, культурного обмена и т.д. Однако в современных условиях интенсивное развитие Интернета ознаменовало собой глубокие изменения в передаче информации, а также социального и культурного опыта, в социализации и воспитании, т.е. в основополагающих социальных процессах.
С Интернетом связана и еще одна проблема - виртуализация социальной реальности, когда физические явления, объекты, феномены заменяются эфемерными электронно-коммуникативными конструктами. Возникает парадокс современного общества: стремительное развитие Интернета приносит существенную долю негативных социальных последствий наряду с позитивными. И это несмотря на прогрессивный в целом характер глобальной сети, ее инновационность, технологичность и т.п. Указанное напрямую касается сферы правосознания. При формировании правосознания личности имеет место «конкурентная борьба» между различными акторами влияния на личность, находящуюся в стадии правовой социализации. С одной стороны, воздействие оказывают система образования, воспитания, родители, педагоги, деятели науки, культуры, политики и т.д. С другой стороны, и в этом «заслуга» прежде всего Интернета, деструктивное влияние на личность оказывают «лидеры мнений» интернет-среды (медийные личности, блогеры, активные комментаторы социальных сетей и пр.). При этом зачастую большим доверием (и, соответственно, влиянием) обладают именно неформальные интернет-коммуникаторы, которые способствуют «размытию» образа права, его пренебрежительному и/или негативному позиционированию.
Ключевую роль в современном обществе играет интернет-пространство как уникальная социотехническая среда. С.А. Данилов отмечает, что «интернет-пространство сформировалось с применением цифровых, технологических и телекоммуникационных технологий. Появление Интернета привело к генезису виртуальной социальной реальности. Она является жизненно освоенной индивидами: там они общаются, обучаются, живут, воспроизводя реальные социальные ситуации, идентичные повседневной жизни» [6, с. 45].
Основные проблемы, связанные с виртуальной реальностью, локализуются в плоскости дисфункций формирования образов реальных явлений, процессов, феноменов. В результате формируется «клиповое», отрывочное, порой существенно искаженное мировосприятие, которое оказывает непосредственное воздействие на образы права в обыденном сознании. Ситуация осложняется еще и тем, что само по себе обыденное сознание содержит в себе риски искажения социальных объектов вследствие невысоких возможностей его носителей относительно рефлексии сложных социальных явлений, в числе которых и право.
В этом аспекте следует обратить внимание на еще одну проблему, связанную с формированием посредством Интернета так называемого правового пессимизма. Такого рода воздействие происходит прежде всего посредством неформальной сетевой коммуникации.
Как отмечает Д.А. Лагун, «правовой пессимизм в крайней форме является предвестником правового нигилизма. От последнего он отличается тем, что право как социальный феномен в целом одобряется индивидом, рассматривается с позитивных позиций, но с ним субъект не связывает улучшение жизненных ситуаций, не видит в нем средства, способного помочь в разрешении сложных проблем как самого индивида, так и общества в целом. Человек, как следствие, не прибегает к правовым средствам, уклоняется от использования юридических механизмов, считая их бесполезными» [7, с. 31].
Механизм формирования установок правового пессимизма посредством неформальной коммуникации в сети Интернет связан с виртуальным общением в социальных сетях. Здесь пользователь сталкивается с тем, что многие из окружающих его «собеседников» (в реальности речь может идти даже об одном человеке, использующем множество различных аккаун-тов в социальных сетях) делятся своим «опытом» правомерного поведения. При этом подобный опыт прямо или косвенно маркируется как неудачный, неоптимальный, недостаточно эффективный для решения каких-то проблем. Постепенно интернет-пользователь усваивает негативные установки по отношению к праву, воспринимая его скорее как «артефакт», «пережиток прошлого», нежели актуальный социальный регулятор. Именно так зачастую осуществляется и криминализация сознания в интернет-среде, когда императивность действий согласно праву подменяется некоей целесообразностью действий «по понятиям» (как «справедливо», как «принято» в определенных
87
ситуациях, как это делают «значимые другие» и т.д.). Основная проблема для интернет-пользователя в данной ситуации состоит в том, что он практически не может проверить достоверность как личности собеседника (во многих случаях), так и рассказанных им «жизненных историй» (в большинстве случаев).
С правовым пессимизмом в Интернете связана и еще одна опасная тенденция - системная дискредитация власти интернет-комментаторами. Как отмечают исследователи, «дискредитация отрицательно влияет на государственные и общественные отношения, что выражается в негативном воздействии на состояние международных и внутригосударственных отношений; неуважении или пренебрежении населения к органам власти, законам, нормам права; противоправном (преступном) поведении граждан; деформациях правового сознания личности» [8, с. 217].
Особенно опасна данная ситуация для лабильного молодежного сознания. Молодые люди, не обладая серьезным жизненным опытом, находясь под влиянием процесса социально-биологического взросления (иррационализм, алогичность в действиях), зачастую некритично принимают на веру те сведения, которые интернет-собеседник сообщает им о праве. Они не осуществляют соответствующей рефлексии относительно возможных мотивов такого интернет-собеседника. Как результат, формируется правовой пессимизм, который, в свою очередь, трансформируется в деформацию правового сознания. Описанный сценарий - лишь один из многочисленных вариантов негативного воздействия посредством сети Интернет на аудиторию, результатом чего выступает деформация правового сознания.
Подводя итоги, стоит отметить, что деформация правового сознания в условиях
1. Колтунова В.И., Зайцев В.А. Правосознание и его деформации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 31-33.
2. Рыбаков В. А. Правосознание: к вопросу о понятии // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2015. № 3. С. 23-28.
3. Дроздова А.М., Ковалев В. В. О некоторых аспектах деформации личностного и общественного правосознания // Юридический вестник ДГУ. 2022. Т. 42, № 2. С. 13-19.
4. Нугаева Д.М. Проблема деформации правосознания и пути ее преодоления // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023. № 7. С. 198-201.
развития Интернета становится серьезной проблемой современного общества. Деформированное правосознание представляет угрозу социальному порядку, стабильности общества, так как существенная часть населения отрицает право в качестве регулятора человеческих взаимодействий. В таких условиях неизбежно увеличивается нагрузка на правоохранительную систему государства, на инструменты принуждения граждан к правомерному поведению.
В настоящее время государство и общество не обладают эффективными механизмами противодействия установкам, отрицающим право, что приводит к обострению проблемы деформации правосознания. Основная сложность состоит в практически полной свободе интернет-коммуникаторов, которые оттесняют традиционных агентов правовой социализации и формируют «правовую картину мира» миллионов людей. Следует учитывать и психологию человека: он зачастую доверяет «себе подобным» - людям с похожим социальным статусом.
Стоит отметить, что репрессивные, запретительные меры в отношении Интернета имеют ограниченный характер и не могут в корне изменить проблемную ситуацию. Они способны привести лишь к краткосрочным положительным эффектам, так как в основе данного процесса не только прогресс науки и технологий, но и происходящие изменения в сознании людей, особенно подрастающих поколений (виртуализация повседневности, клиповость, фрагментарность мировосприятия). Одновременно сказывается информационная перегрузка общества, что снижает эффективность социа-лизационного и воспитательного воздействия на личность. Именно поэтому рассмотренная проблема имеет широкую локализацию в современной социальной системе.
1. Koltunova V.I., ZaitsevV.A. Legal consciousness and its deformations // Law and state: theory and practice. 2023. No 9(225). P. 31-33.
2. Rybakov V.A. Legal consciousness: on the issue of the concept // Bulletin of Omsk University. Series: Law. 2015. No 3. P. 23-28.
3. Drozdova A.M., Kovalev V.V. On some aspects of the deformation of personal and public legal consciousness // Legal Bulletin of the DSU. 2022. Vol. 42, no 2. P. 13-19.
4. Nugaeva D.M. The problem of deformation of legal consciousness and ways to overcome it // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2023. No 7. P. 198-201.
88
5. Ильин И. А. Теория права и государства / под ред. и с предисл. В. А. Томсинова. М., 2014.
6. Данилов С.А. Риски и потенциал интернет-социализации молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 2. С. 42-46.
7. Лагун Д.А. Кризис и деформация правосознания // Право и демократия: сб. науч. тр. Минск, 2015. С. 22-37.
8. Воробьев С.М., Лещенко О. В. Деформация правосознания личности в условиях дискредитации власти в Российской Федерации // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 442. С. 217-225. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deformatsiya-pravosoznaniya-lichnosti-v-usloviyah-diskreditatsii-vlasti-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 14.03.2024).
5. Ilyin I.A. Theory of law and state / ed. and with a pref. by V.A. Tomsinov. Moscow, 2014.
6. Danilov S.A. Risks and potential of Internet socialization of youth //News of Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy. 2012. No 2. P. 42-46.
7. Lagun D.A. Crisis and deformation of legal consciousness // Law and democracy: coll. of sci. papers. Minsk, 2015. P. 22-37.
8. Vorobyev S.M., Leshchenko O.V. Deformation of a person's legal consciousness under bringing discredit upon the authorities in the Russian Federation //Tomsk State University Journal. 2019. No 442. P. 217-225. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/deformatsiya-pravosoznaniya-lichnosti-v-usloviyah-diskreditatsii-vlasti-v-rossiyskoy-federatsii (date of access: 14.03.2024).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Карнаушенко Леонид Владимирович, доктор исторических наук, профессор, начальник кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России; тел.: +78612583414.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
L.V. Karnaushenko, Doctor of Sciences in History, Professor, Chief of the Department of Theory and History of Law and State, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; ph.: +78612583414.
89