ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
УДК 159.9
ДЕФОРМАЦИЯ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Т.П. СКРИПКИНА1, Ю.В. СЕЛЕЗНЕВА2*
1 НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», Москва;
2 ГОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», Ростов-на-Дону
В статье рассматриваются результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных деформаций у педагогов дошкольных образовательных организаций при разных моделях доверительных отношений. В исследовании принимало участие 120 педагогов с разным стажем работы (1-5 лет, 10-15 лет). Полученные данные позволили доказать, что при нарушении баланса между уровнем доверия к себе и уровнем доверия к Миру и с увеличением стажа работы у педагогов развиваются профессиональные деформации, что выражается в использовании зрелых вариантов психологических защит, обострении акцентуаций характера и в изменениях преобладающих стратегий поведения в конфликте.
Ключевые слова: профессиональное развитие, профессиональные деформации, доверие, доверительные отношения.
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что профессиональное развитие - процесс, определяющий возможности становления человека как профессионала. Приобретая профессиональный опыт, повышая уровень профессионального мастерства, работник достигает вершин профессионализма, что составляет позитивную траекторию его развития. Однако ряд исследований (Зеер Э.Ф., Безносов С.П.) убедительно доказывает, что в профессиях со-циономического типа возможен и деструктивный вариант развития профессионала и в этом случае в результате длительного пребывания в профессии у работника могут
© Скрипкина Т.П., Селезнева Ю.В., 2014
* Для корреспонденции:
Селезнева Юлия Викторовна
ст. преподаватель кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО РО «Ростовский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», 344011 Ростов-на-Дону, пер. Гвардейский, 2/51
появиться негативные личностные образования (профессиональные деформации), искажающие его личностный и профессиональный профиль [5].
Несмотря на большое количество работ в этой области, завершенных исследований, изучающих особенности профессиональных деформаций у педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО), в настоящий период фактически нет. Между тем современная система дошкольного образования находится в достаточно противоречивой ситуации. С одной стороны, растут образовательные потребности родителей, их понятные ожидания в отношении высокого качества образовательных услуг, с другой - отмечается увеличение количества детей в группах, снижение индекса их здоровья, нехватка квалифицированных специалистов - все это создает для педагога ситуацию чрезмерного эмоционального напряжения, которое, к сожалению, не проходит бесследно. По мнению Э.Ф. Зеера, именно эмоциональная напряженность труда и как следствие
- снижение психологической устойчивости человека, ослабление его активности -являются факторами развития профессиональных деформаций.
Новизна данного исследования обусловлена тем, что впервые процесс профессионального развития педагога ДОО рассматривается через призму доверительных отношений личности. Доверие, являясь одним из важнейших факторов социализации личности, может существенно повлиять на характер и результаты профессионального развития педагога ДОО. Теоретический анализ исследований по проблеме доверия показал, что двойственность направленности психики предполагает, с одной стороны, наличие доверия к Миру как условие взаимодействия с ним, а с другой - наличие доверия к себе как условие активности (Скрипкина Т.П.). Оптимальное соотношение уровня доверия к себе и к Миру позволяет человеку более продуктивно выстраивать взаимодействие с социумом, не утрачивая при этом свою индивидуальность и проявляя необходимую степень активности. Таким образом, рассмотрение наличия профессиональных деформаций у педагогов ДОО во взаимосвязи с особенностями развития доверительных отношений приобретает особую значимость в теоретическом и практическом плане, чем и определяется актуальность исследования.
В связи с обозначенным подходом было проведено эмпирическое исследование, целью которого стало изучение особенностей профессиональных деформаций у педагогов ДОО при разных моделях доверительных отношений в зависимости от времени пребывания в профессии. В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие предположения: под влиянием профессиональной деятельности, в результате длительного пребывания в профессии у педагогов ДОО могут развиваться профессиональные деформации; особенности системы доверительных отношений педагогов ДОО взаимосвязаны
с акцентуациями характера, стратегиями поведения в конфликте, психологическими защитами; все эти параметры взаимосвязаны с возникающими профессиональными деформациями; гармонично выраженная система доверительных отношений является фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций.
Объектом исследования выступили педагоги ДОО с разным стажем работы (от 1-5 лет, от 10-15 лет).
Методика
На первом этапе диагностического исследования, используя методики «Оценка доверия к себе» (Скрипкина Т.П.) и «Шкала межличностного доверия (Роттер Дж.Б.) была изучена выраженность доверия к себе и доверия к Миру и описаны модели доверительных отношений у педагогов с разным стажем работы.
На втором этапе диагностического исследования были изучены основные показатели, свидетельствующие о наличии профессиональных деформаций у педагогов ДОО, и проведен сравнительный анализ уровня выраженности этих показателей с различными моделями доверительных отношений, имеющих место у педагогов (эмпирическая часть данного этапа представлена методиками: опросник «Индекс жизненного стиля» - Келлерман - Плутчик; «Акцентуации характера» - К. Леонгард; «Стратегии поведения в конфликтных ситуациях» - К. Томас).
Результаты
Полученные на первом этапе исследования данные представлены в таблице 1.
Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что отмечаются существенные различия в проявлении профессиональных деформаций у педагогов ДОО при разных моделях доверительных отношений в зависимости от времени пребывания в профессии.
Таблица 1
Модели доверительных отношений у педагогов с разным стажем работы
Группы Показатель доверия % от выборки
10-15 лет 1-5 лет
А Средний уровень доверия к себе и средний уровень доверия к Миру 15 10
Б Уровень доверия к себе выше, чем уровень доверия к Миру 40 30
В Уровень доверия к себе ниже уровня доверия к Миру 23 37
Г Высокий уровень доверия к себе и высокий уровень доверия к Миру 22 23
Д Низкий уровень доверия к себе и низкий уровень доверия к Миру 0 0
Так, при гармоничном соотношении уровня доверия к себе и уровня доверия к Миру (группы «А», «Г») не были зафиксированы изменения на уровне использования психологических защит, выбора стратегий поведения в конфликте, представленности акцентуаций характера у педагогов ДОО с разным стажем работы. При нарушении баланса уровня доверия к себе и к Миру (группы «Б», «В»), напротив, с увеличением стажа работы были зафиксированы изменения на уровне вышеобозначенных характеристик, что позволило объединить группы «А» и «Г» в группу с гармоничным типом доверительных отношений; группы «Б» и «В» - с дисгармоничным типом доверительных отношений.
При дисгармоничной модели доверительных отношений в целом характерна сходная картина проявления профессиональных деформаций на уровне перестройки профессионального профиля по всем изучаемым параметрам. В отношении использования психологических защит: у педагогов со стажем работы от 10-15 лет увеличивается их общая напряженность и более выраженными становятся более зрелые варианты психологических защит. Так, психологическая защита по типу «Интел-
лектуализация», не представленная у начинающих педагогов и у педагогов со стажем от 10-15 лет при гармоничной модели доверительных отношений, появляется у педагогов, работающих свыше 10-15 лет при модели доверительных отношений, где уровень доверия к себе выше уровня доверия к Миру. Для категории «Гармоничные» характерно снижение уровня напряженности психологических защит и уменьшение их количества в зависимости от стажа профессиональной деятельности. Таким образом, при гармоничной модели доверительных отношений в такой же непростой ситуации педагог становится более зрелым, о чем свидетельствует общее снижение используемых психологических защит. Проведенный анализ показал, что во всех исследуемых подгруппах отсутствуют психологические защиты по типу «Регрессия», «Замещение» как несвойственные педагогической профессии в целом. Динамика изменения уровня выраженности и наличия психологических защит при разных моделях доверительных отношений и с разным стажем работы представлена на рисунках 1 и 2.
Сходные изменения в зависимости от разных моделей доверительных отношений были обнаружены и при изучении особенностей поведения педагога ДОО при разрешении конфликтов.
При деструктивной модели доверительных отношений (группы «Б», «В») были зафиксированы изменения, связанные с отсутствием вариативности при выборе стратегий поведения в конфликте, а также смена конструктивной стратегии поведения «Сотрудничество» на деструктивную - «Приспособление», что можно интерпретировать как проявление профессиональных деформаций. Отсутствие стратегии «Соперничество» в группе педагогов со стажем работы от 1015 лет подчеркивает, что выбор стратегий поведения в конфликте является отражением определенного отношения человека к себе и к Миру, определенным способом понимания противоречий, лежащих в основе конфликтной ситуации. Полученные результа-
ты убедительно доказывают, что педагоги со стажем работы свыше 10 лет в меньшей мере склонны к использованию данной стратегии, позволяющей отстаивать собственную профессиональную позицию, анализировать сущность противоречий, лежащих в основе конфликта, ограничивая свой поведенческий репертуар использованием стратегий «Компромисс», «Избегание» и «Приспособление».
ю--
О -1-1-1-1-1-1-1-1
ОПРЗБИРоК
—•— от 1- 5 лет ■ от 10-15 лет
Рис. 1. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы при гармоничной модели доверительных отношений
20--
ю--
О -I-1-1-I-I-1-1-1-1
12345678
—•—от 1-5 лет ■ от 10-15 лет
Рис. 2. Представленность психологических защит у педагогов с разным стажем работы при дисгармоничной модели доверительных отношений
Оценивая выраженность и представленность акцентуаций характера как показателей профессиональных деформаций у педагогов ДОО было отмечено, что по мере увеличения педагогического стажа при дисгармоничной модели доверительных отношений наблюдается обострение «Гипертимной», «Эмотивной», «Застревающей» и «Демонстративной» акцентуаций характера, что дает возможность говорить об их профессиональной обусловленности.
Так, усиление «Гипертимной» акцентуации во многом есть отражение особен-
ностей профессиональной деятельности педагога ДОО, а именно: ведущее значение общения. С годами чрезмерно развитые умения, связанные с профессиональным общением, трансформируясь в профессиональные деформации, проявляются в повышенном стремлении педагога к общению; при этом общение отличает догматизм, наличие речевых штампов, эмоциональная окрашенность речи, недостаточное внимание к собеседнику и обсуждаемой проблеме.
Последнее замечание подтверждается тем, что у педагогов ДОО с увеличением стажа работы, по результатам проведенного исследования, помимо «Гипертим-ной», усиливается «Экзальтированная» и «Эмотивная» акцентуации характера. Проявляясь в качестве профессиональных деформаций, данные характеристики представлены как склонность педагога к проявлению бурных эмоций, высокой эмоциональной восприимчивости, что также объясняется необходимостью постоянно проявлять эмоции в режиме профессиональной деятельности, организуя взаимодействие с детьми дошкольного возраста.
Интересно отметить, что проведенный факторный анализ в группе «Дисгармоничные» у педагогов с разным стажем работы позволил выделить отдельный фактор «Общение» в группе педагогов со стажем работы от 10-15 лет, включающий в себя с наибольшим факторным весом показатель «Гипертимная» акцентуация (0,565). При этом именно представленность данной акцентуации оказывает решаюшее влияние на выраженность определенных «зрелых» типов психологических защит («Интеллектуализация» - 0,364; «Замещение» - 0,378; «Реактивные образования» - 0,468; «Компенсация» - 0,519) и усиление ряда других акцентуаций характера («Эмотивная» - 0,429; «Тревожная» - (-0,377); «Циклотимная» -0,374; «Возбудимая» - (-0,410); «Дистимная» - 0,441; «Демонстративная» - 0,491), что в совокупности составляет профиль профессиональных деформаций у педагогов ДОО данной группы.
Описывая результаты факторного анализа, необходимо отметить, что фактор «Доверие» в двух группах имеет самостоятельное значение и наибольший факторный вес. Так, например, в группе педагогов со стажем от 1-5 лет фактор «Доверие» (0,985) представлен в сочетании с Доверием к Миру - (-0,672); «Возбудимым» типом акцентуации (-0,317) и стратегией поведения в конфликте «Приспособление» (0,375). Таким образом, доверие к себе у педагогов со стажем работы от 1-5 лет при дисгармоничной модели доверительных отношений связано с формами приспособительного поведения на фоне отсутствия доверия к Миру. Особенно опасной такая ситуация становится, если рассматривать низкий уровень доверия к Миру как частный случай проявления низкого уровня доверия детям, с которыми работает педагог.
Обсуждение
Обобщенный анализ данных позволил прийти к выводу, что профессиональное развитие педагога ДОО - вариативный процесс, предполагающий: либо развитие Человека в профессии, что определяет позитивную траекторию профессионального развития; либо деструктивное изменение личностных качеств под влиянием профессии, что можно интерпретировать как профессиональные деформации. При этом гармонично выраженная система доверительных отношений является фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций у педагогов ДОО.
Таким образом, под влиянием профессии у педагога ДОО могут усиливаться некоторые изначально присущие особенности (на примере акцентуаций характера) и возникать новые негативные личностные образования. При этом гарантом в профилактике и предотвращении развития деструктивных изменений становится сам педагог. Именно его активность, возможность рефлексии во многом определяют траекторию профессионального развития. Однако внешняя ситуация, система управления в не меньшей мере
может повлиять на ход профессионального развития педагога. Жесткий стиль управления, отсутствие возможности в проявлении инициативы педагога, ориентация на немедленное исполнение не всегда понятных инструкций блокирует у работника проявление субъектных качеств, позволяющих сохранять мотивацию, быть в траектории профессионального саморазвития. Так, В.Н. Дружинин в работе «Варианты жизни», описывая «жизнь по правилам» (столь характерную для современного дошкольного образования), отмечал, что именно этот вариант «освобождает от принятия ответственности и собственных решений. Точное соблюдение инструкции избавляет от необходимости думать» [4, с. 91]. Ориентируясь во многом на одобрение окружающих, человек избавляет себя от чувства неопределенности за результаты своих действий и лишается определенной автономности. Это актуально и в отношении профессионального становления в условиях жесткого контроля. По мнению автора, результаты такого варианта жизни очевидны: пресс контроля приводит к включению большого количества психологических защит, происходит «обеднение духовного мира, многообразные спектры жизни схло-пываются в линию», наблюдается снижение инициативы и активности. Таким образом, важным направлением в профилактике профессиональных деформаций у педагогов ДОО становится работа с руководителями организаций как организаторов оптимальных условий труда. Вместе с тем только сам Человек, непрерывно анализируя свой профессиональный путь, отслеживая изменения в себе и в своей профессиональной деятельности, может управлять процессом собственного профессионального развития.
Интересно замечание известного философа М.К. Мамардашвили. По его мнению, современного человека и вовсе не существует. Мы можем говорить только о возможном человеке, который «создается, непрерывно, снова и снова создается. Создается в истории, с участием его самого, его индивидуальных усилий. Человек есть та-
кое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме» [7].
Заключение
В целом, проведенное исследование позволило нам сформулировать основные обобщенные выводы:
1. По мере увеличения стажа работы, под влиянием особенностей профессиональной деятельности у педагогов ДОО появляются негативные личностные образования, которые преобразуются в устойчиво выраженные качества личности, что свидетельствует о формировании профессиональных деформаций.
2. Основными показателями профессиональных деформаций у педагогов ДОО являются: изменение выраженности и представленности используемых психологических защит со смещением от более незрелых защитных стратегий к защитам более зрелого типа; обострение акцентуаций личностных черт, что позволяет говорить об их профессиональной обусловленности; изменения в используемых стратегиях поведения в конфликтных ситуациях.
3. Гармонично выраженная система доверительных отношений служит фактором, препятствующим развитию профессиональных деформаций у педагогов ДОО, что
проявляется в снижении уровня напряженности и уменьшении количества психологических защит, в вариативности при выборе стратегий поведения в конфликте с преобладанием конструктивных стратегий.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. - СПб., 1995. - 167 с.
3. Доверие в социально-психологическом взаимодействии / Под ред. Т.П. Скрипкиной. -Ростов-на-Дону: Изд. РГПУ, 2006. - 356 с.
4. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. - М.: Per Se, 2005. - 135 с.
5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. - М.: Академический проект, 2005. - 237 с.
6. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. - М.: «Институт психологии РАН», 2008. - 571 с.
7. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. - СПб: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. - 569 с.
8. Luhmann N. Trust and power. - Chichester, England: Willey, 1979.
9. Horney K. Our inner conflicts. A constructive theory of neurosis. - New York, Norton, 1966.
10. YoungK. Motivation and emotion. - NY, 1961.
DEFORMATION OF TRUST RELATIONSHIP AS A FACTOR OF PROFESSIONAL DEFORMATION OF TEACHERS IN PRESCHOOL
EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
T.P. SKRIPKINA1, Y.V. SELEZNEVA2
1 University of the Russian Academy of Education, Moscow;
2 Rostov Institute of Professional Development and Retraining of Educators, Rostov-on-Don
The article discusses the results of the empirical studies of professional deformation in teachers of preschool educational institutions with different trust models. The study involved 120 teachers with different work experience (1-5 years, 10-15 years). The data obtained show that misbalance between the level of credibility and the level of trust to the World and the length of teaching experience are the main factors of professional deformation, resulting in the use of mature psychological defenses, aggravation of character accentuation and changes in prevailing conflict strategies.
Keywords: professional development, professional deformation, trust, trust relationship.