Научная статья на тему 'ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНА «НОВЫЕ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ'

ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНА «НОВЫЕ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые медиа / Маршалл Маклюэн / старые медиа / new media / Marshall McLuhan / old media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сенчищев М.А.

В статье исследуется проблема дефиниций термина «новые медиа» в современной отечественной и зарубежной науке, выделены ключевые характеристики и особенности явления, под названием «новые медиа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEFINITIONS OF TERM "NEWMEDIA" IN MODERN SCIENCE

The article examines the problem of definitions of the term "new media" in modern domestic and foreign science, highlights the key characteristics and features of the phenomenon called "new media".

Текст научной работы на тему «ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНА «НОВЫЕ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ»

УДК 004

Сенчищев М.А.

магистрант каф. «Связи с общественностью Донской государственный технический университет (г. Ростов-на-Дону, Россия)

ДЕФИНИЦИИ ТЕРМИНА «НОВЫЕ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Аннотация: в статье исследуется проблема дефиниций термина «новые медиа» в современной отечественной и зарубежной науке, выделены ключевые характеристики и особенности явления, под названием «новые медиа».

Ключевые слова: новые медиа, Маршалл Маклюэн, старые медиа.

Что такое «новые медиа»?

Ответить на этот вопрос пыталось множество авторов, как отечественных, так и зарубежных. [5], [1], [3].

В «Справочнике новых медиа», в 2006 году, констатировалось что «вопрос о том, что такое новые медиа, а что нет, остается открытым и нерешенным» [7, P. 8].«Все думают, что знают, что имеют в виду под термином «новые медиа», но на практике это всегда будет изменчивый, условный термин» - пишется в другой работе [6, P. 1 ].

Пожалуй, самый известный исследователь медиа в истории, Маршалл Маклюэн, но, к сожалению, он умер на самом пороге цифровой революции, так и не увидев, как изменился мир коммуникации. Тем не менее, он широко использовал термин «новые медиа» в своих текстах (так, можно вспомнить текст «Report on Project in Understanding New Media» 1960 года [16]), еще до появления привычных нам новых медиа как феномена. К новым медиа великий исследователь относил прессу, телевидение и даже радио — то, что сейчас считается старыми медиа [2, P. 1].

Современными учеными часто предпринимаются попытки использовать наследие Маклюна для анализа уже цифровой реальности, той реальности, которую философ не застал. Одна из самых значительных подобных попыток — монография «Digital Mcluhan: a guide to the information millennium» [13]. Также существует текст друга и коллеги Маклюэна Роберта К. Логана «Understanding New Media: Extending Marshall McLuhan» [15]. Эти попытки критикуются, справедливо замечание что все же «в работах Маклюэна мало что касается той революции в электронных медиа, о которую совершили новые медиа» [17]. Одна из самых важных попыток дать объяснение феномену новых медиа была предпринята исследователем Львом Мановичем, в знаменитом тексте «Язык новых медиа», выпущенном еще в 1960 году.

Лев Манович, один из первых ученых кто пытался осмыслить новую медиареальность, и выделить ключевые особенности новых форм коммуникации. «Язык новых медиа» — это поздняя работа автора, которая подводит своеобразный итог его размышлениям о феномене новых медиа.

Манович выдвигает пять основных принципов новых медиа [4, с. 61]:

Цифровая репрезентация - все что мы называем, новыми медиа является цифровым, даже если оно было конвертировано с аналогового источника информации. Все эти объекты можно представить математически.

Модульность — Медиаэлементы состоят из ряда дискретных элементов, складывающихся вместе.

Автоматизация — программы могут генерировать медиа автоматически. Особенно актуально этот принцип выглядит сейчас, в эпоху бума нейросетей создающих медиаконтент.

Вариативность — объекты новых медиа автор не считает чем-то завершенным, они могут «существовать в разных и потенциально бесконечных версиях» [4, с. 70].

Транскодинг — буквально это значит перевод объекта в другой формат, однако автор пишет немного о другом. Он полагает что новые медиа, по сути, состоят из двух слоев — культурного элемента, считываемого человеком, и

компьютерного, считываемого машиной. По мнению ученого неизбежно наложение и влияние этих двух частей медиа друг на друга. Компьютерные средства репрезентации должны оказывать влияние на традиционную культуру. К принципу транскодинга автор неоднократно обращается в течение всей своей работы, и считает его крайне важным для понимания новых медиа.

Уже упомянутый выше неоднократно, социолог Ян ван Дейк в монографии «Сетевое общество. Социальные аспекты новых медиа» [11], представил на суд читателя свой взгляд на это понятие. Ученый отмечает, что новые медиа — это комбинация онлайн и оффлайновых медиа, «структурная революция сигнализирует о конце различия между медиа, фиксированными в пространстве и времени, и медиа, соединяющими эти измерения.» [11, И 4].

Специалист выделяет несколько ключевых характеристик «новых медиа»:

Интеграция — новые медиа мультимедийны и конвергентны. Происходит постепенная цифровизация разнообразных медиа, и их интегрирование в интернет-пространство.

Интерактивность — автор выделяет несколько уровней интерактивности медиа. От самого простого уровня, предполагающего возможность установления связи, до гораздо более продвинутых технологий, таких как уровень с высокими возможностями контроля, или даже уровень, на котором возможно полноценное взаимодействие с пониманием всех аспектов коммуникации — уровень диалога с ИИ.

Цифровой код — это хоть и техническая характеристика новых медиа, но Ян ван Дейк полагает что она необходима для понимания сущности исследуемого явления. Так переход к цифровой коммуникации означает и переход от линейного к гиперссылочным медиа, что «является одним из самых важных культурных эффектов» [11, Н 199]. Цифровизация увеличивает шансы на стандартизацию и вместе с тем, и дифференциацию культуры, фрагментацию, коллажирование, ускорение, визуализацию [11, Н 198]. Растет объем производимого контента. Снижается вероятность того, что мы увидим

новый тип искусства, и напротив, все больше число вторичных работ.

Термин «новые медиа» инклюзивен, он избегает редукции к более четким техническим определениям, и вместе с тем, несет ряд позитивных коннотаций — отмечают исследователи в «Критическом введении в Новые медиа» [14, P. 11-12]. Новые медиа — это новый текстуальный опыт, новые жанры и формы, это новые способы репрезентации мира, новые отношения между субъектами и медиа технологиями.

Современные медиатехнологии приносят сжатие пространства-времени, делают несущественными расстояния между людьми. Также они порождают сегментацию и фрагментацию аудитории, потребители делятся на дискретные группы в то время, как в эпоху старых медиа, мы наблюдали централизованное производство и по-настоящему массовое потребление информации. Некогда огромный разрыв между производителем контента и его потребителем сегодня крайне мал. Практически любой пользователь новых медиа легко может стать контентмейкером. Новые медиа отличает высокая демократичность и открытость, а не только массовость.

«Новые медиа сложный и многоуровневый объект» [7, P. 25].

Интересным вопросом задались авторы оксфордского текста «Новые медиа: Введение» - почему, собственно говоря, «новые медиа» именно «новые». Насколько правильно такое наименование — ведь когда-то и радио с телевидением было новыми медиа, незнакомыми публике?

Новизна заключается, считают ученые, в интерактивности, феномене, который практически отсутствовал в старых медиа. Другой ответ на вопрос «Что же нового в «новых медиа»» предложен в «Справочнике новых медиа» [10, P. 4]. Новые медиа отличаются от старых способами социального формирования и социальными последствиями. Необходимо подчеркнуть, что, хотя авторами отмечается тенденция, что на смену технологическому детерминизму в исследовании новых медиа приходит социальный детерминизм, термин «social shaping» употребляемый исследователями не является строго социально-детерминистским, а скорее указывает на процесс взаимного влияния

друг на друга технологий и социального.

Также «новые» это про «динамизм и склонность к постоянным изменениям»

[15, P. 18] про «открытость и борьбу между различными идеями, пользователями, логиками».

Динамизм как ключевую черту новой коммуникационной реальности отмечают и другие ученые. Так в сборнике под редакцией Джона Хартли даже постулируется оригинальный подход к новым медиа - динамический

[6, P. 1]. Динамика в новых медиа бывает, как эндогенной, так и экзогенной, продиктованной внешними средствами.

В своем тексте Хартли и его коллеги выделяют особый характер феномена новых медиа — новые медиа — это пример шумпетерианского «созидательного разрушения», ломающего правила, а не часть постепенного процесса конкурентного развития.

Такая особенность изучаемого объекта делает необходимым реконфигурацию дисциплинарных подходов в «new media studies», чтобы наиболее полно отразить медиареальность.

Если старые медиа в основном исследовались через модернистскую оптику, новые медиа крайне продуктивно рассматривать через линзы постмодернистского подхода [9, P. 15]. Постмодерн сделал важный шаг в сторону от модернистской и структуралистской теории, воспринимающей аудиторию как пассивный объект, переосмыслил пользователей как активных участников производства смыслов, что конечно же близко к новым медиа и их интерактивности.

Постмодернистское недоверие к фиксированному понятию «реального» прекрасно отражает проникновение новых медиа, стирание границ между виртуальностью и реальностью. Гибкая идентичность в новом цифровом мире крайне далека от идентичности эпохи модерна — идентичности, которая прежде всего наследовалась.

Гипертекстовая культура создает проблемы с определением авторства

контента, что, разумеется, заставляет вспомнить про теорию «смерти автора».

«Установленные различия между автором и читателем, исполнителем и зрителем, творцом и интерпретатором становятся размытыми и уступают место континууму чтения и письма, который расширяется от разработчиков технологии и сетей до конечного получателя, каждый из которых способствует деятельности другого — исчезновению подписи» - пишет Пьер Леви [14, Р. 19].

Ссуществующие традиционные теории медиа, которые успешно применяли для изучения коммуникации раньше, крайне плохо подходят для понимания новых медиа [12].

Еще один вопрос, порождаемый термином «новые медиа» - они всегда будут «новыми»?

«Ответ, конечно, состоит в том, что новые медиа станут старыми медиа, когда появится что-то существенно отличающееся от них.» [7, Р. 20].

Евгения Сиапера, профессор университетского колледжа в Дублине, рассматривает в своем «Понимании новых медиа» различные альтернативы термину «новые медиа», такие как «цифровые медиа» или же онлайн-медиа.

Термин «цифровые медиа» - справедливо замечает она, хотя и указывает на важный аспект, но имплицитно склоняет употребляющего этот термин к технологическому детерминизму, при этом теряется социальная составляющая медиа [15, Р. 13].

«Онлайн — медиа» тоже неудачный термин, который хотя и подчеркивает другой важный аспект новых медиа, но снова проводит неуместную редукцию к одному аспекту обсуждаемого явления.

Термин «социальные медиа» шире рассматриваемых выше, но и он довольно ограничен. Им упускается ряд новых медиа, которые, хотя и имеют социальную составляющую, но не фокусируются на ней. Также этот термин концентрируется на личности пользователя, упуская роль корпораций и государств в контроле медиа.

Выходит, что при всей сложности и неоднозначности этого термина, «новые медиа» оказывается наиболее емким и удачным вариантом. Он

инновационный и динамичный, передающий дух происходящих радикальных изменений, достаточно глубокий чтобы отразить масштаб рассматриваемого явления.

Кэталин Фенер, в своем докладе «The Frameworks of New Media», предлагает модель новых медиа как метасети объединяющей общество бизнес и культуру.

«Новые медиа — это слияние сетей, в которых контент, платформа и личность встречаются» [8].

Итак, краткое рассмотрение проблемы показывает, что новые медиа — это крайне широкий зонтичный термин, охватывающий разнообразные аспекты современной коммуникации, включающий в себя как соцсети, так и другие виды медиа. Он весьма по-разному понимается исследователями, но вместе с тем есть ряд ключевых черт, упомянутых выше, на которые указывают многие авторы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бузуева Ю. Г. Развитие маркетинга отношении в системе высшего образования на основе эффективных коммуникативных инструментов : дис. канд. экон. наук Орел, 2014. 128 с.;

2. Кузьменко А.А. Понятие новых медиа в современном информационно-коммуникационном пространстве // Студенческая наука и XXI век, 2022 № 1-2(22). С. 458-460;

3. Ляо Яньни «Цифровые медиа» и «новые медиа»: соотношение понятий в культурфилософском дискурсе // Сборник статей XLI Международной научно-практической конференции. Пенза: Изд.: Науки и Просвещение, 2022. С. 160 -162;

4. Манович Л. Язык новых медиа. М.: АД Маргинем Пресс, 2018. 400 с.;

5. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия// Коммуникативные исследования. 2016. №4 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novye-media-

k-opredeleniyu-ponyatiya (дата обращения: 06.08.2023);

6. A Companion to New Media Dynamics / Editor Hartley J.,Burgess J., Bruns A. Wiley-Blackwell. 2013. 520 p;

7. Dewdney A., Ride P. The New Media Handbook Andrew Dewdney and Peter Ride. Routledge. 2006. 354 p;

8. Feher K. The Frameworks of New Media URL: https://www.researchgate.net/publication/277307475_The_Frameworks_of_New_Me dia (дата обращения: 29.09.2023);

9. Creeber G., Martin R. Digital Cultures Understanding New Media. Open University Press. 2008. 224 p;

10. Handbook of New Media: Student Edition / Editor Lievrouw L. A., Livingstone S. SAGE Publications Ltd. 2006. 496 p;

11. Jan van Dijk. The Network Society Social Aspects of New Media. SAGE Publications Ltd. 1999. 302 p;

12. Kemunto G. Deconstructing Media and Communication Theories: Critical Assessment of the Advent of the New Media // Sapientia Global Journal of Arts, Humanities and Development Studies (SGOJAHDS), Vol.5 No.1 March, 2022, p.g. 101 - 111;

13. Lane C. Top Universities in Emerging Europe and Central Asia in 2021 https://www.topuniversities.com/university-rankings-articles/eeca-university-rankings/top-universities-emerging-europe-central-asia-2021 (дата обращения: 09.10.2023);

14. Lister M., Dovey J. New Media: a critical introduction. Routledge. 2009. 464 p;

15. Logan R. Understanding New Media Extending Marshall McLuhan. Peter Lang Inc., International Academic Publishers. 2010. 390 p;

16. McLuhan's 1960 Report on Project in Understanding New Media URL: https://blogs.ubc.ca/nfriesen/2014/11/18/mcluhans-1960-report-on-project-in-understanding-new-media/ (дата обращения: 01.10.2023);

17. Zulaikha S. New Media Theory From Medium Theory to the Second Media

Age URL:

https://www.academia.edu/8845436/New_Media_Theory_From_Medium_Theory_to _the_Second_Media_Age (дата обращения: 09.10.2023).

Senchishchev M.A.

Don State Technical University (Rostov-on-Don, Russia)

DEFINITIONS OF TERM "NEW MEDIA" IN MODERN SCIENCE

Abstract: the article examines the problem of definitions of the term "new media" in modern domestic and foreign science, highlights the key characteristics and features of the phenomenon called "new media".

Keywords: new media, MarshallMcLuhan, old media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.