Дефекты медицинских услуг в пластической хирургии
Гришин С. М.
адвокат Московской коллегии адвокатов, к.ю.н., преподаватель Кафедры организации здравоохранения, лекарственного обеспечения, медицинских технологий и гигиены Факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов и Кафедры здравоохранительного права Российского нового университета, эксперт ЗАО «Консультант Плюс» по тематике «Медицина».
Автором проведен анализ современного состояния российского законодательства в области эстетической медицины. В центре внимания - дефекты медицинских услуг в пластической хирургии. Рассматриваются правовые проблемы отрасли. Предлагаются конкретные шаги по созданию условий для качественного улучшения ситуации в сфере нормативно-правового регулирования оказания услуг по пластической хирургии.
Ключевые слова: пластическая хирургия, реконструктивная пластическая хирургия, качество медицинской услуги, нарушение прав пациентов
В силу новизны отрасли услуги в пластической хирургии намного чаще, чем в других отраслях медицины, используются незарегистрированные и экспериментальные медицинские технологии и техники. Но «даже имеющиеся требования на практике часто не соблюдаются, врачи порой не имеют соответствующей квалификации» [15]. Сложившуюся ситуацию усугубляет и отсутствие порядков и стандартов, аналогичных тем, которые применяются при регулировании оказания других медицинских услуг.
Таким образом, в России сложилась ситуация, при которой услуги по пластической хирургии создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Специфика эстетической медицины требует особого подхода при их правовом регулировании, отличного от других медицинских услуг, что связано с особым видом нематериального блага, на которое направлена услуга. Если абсолютное большинство медицинских услуг ориентированы на укрепление здоровья, то услуги по пластической хирургии - на улучшение внешности человека. Вместе с тем, вследствие своей медицинской природы, рассматриваемые услуги воздействуют на здоровье потребителей независимо от воли исполнителя, и данное воздействие, зачастую, полностью устранить невозможно.
Нередко возникает конфликт интересов исполнителя и потребителя услуг, а слабое законодательное регулирование в области эстетической медицины усугубляет рассматриваемую проблему.
Министерство здравоохранения Российской Федерации, Общероссийская общественная организация «Российское общество пластических, реконструктивных и эстетических хирургов» и Общество эстетической медицины России на своем уровне, при всем желании, к сожалению, не могут решить все возникающие проблемы отрасли.
Согласно ст. 3 Всеобщей декларации прав человека [2] и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [3], определившими, что к числу наиболее значимых человеческих ценностей относятся жизнь и здоровье, их защита должна быть приоритетной.
Непосредственно производным от права на жизнь и охрану здоровья, прямо закрепленных в Конституции Российской Федерации [1], является право гражданина на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью.
Базисное правовое регулирование медицинской деятельности составляет Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ[4] (далее - ГК РФ), Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [5], Закон «О защите прав потребителей» [6], постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» [7], постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» [8], Порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», утвержденный Минздравом РФ 30.10.2012 N 555н [9].
Возмездное оказание медицинских услуг представляет собой реализацию гарантируемой в Российской Федерации свободы экономической деятельности, права каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 и ч. 1 ст. 34 Конституции РФ) и производится медицинскими учреждениями в рамках существующих договоров. К таким договорам, как следует из п. 2 ст. 779 ГК РФ, применяются правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
В рамках правоотношений по оказанию медицинских услуг пациент одновременно является потребителем таких услуг. Закон «О защите прав потребителей» устанавливает право потребителя (коим является и пациент) на безопасность услуги (ст. 7), на полную и достоверную информацию об исполнителе и предоставляемой услуге (ст. ст. 8, 9, 10), на судебную защиту нарушенных прав (ст. 17), на оказание услуги в установленный срок и возмещение убытков в случае нарушения исполнителем сроков исполнения услуг (ст. ст. 27, 28), на возмещение убытков, причиненных вследствие недостатков оказанной услуги (ст. 29).
В силу постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 (ред. от 15.04.2013) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» к лицензируемым видам деятельности, составляющим медицинскую деятельность относится пластическая хирургия и челюстно-лицевая хирургия.
Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг в силу постановления Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» определяют как правовую форму, так и содержание правоотношений в области платной медицины.
Согласно п. 14 при заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика им должна предоставляться в доступной форме информация о платных медицинских услугах, содержащая, в частности, информацию о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.
Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения (п. 29 Правил).
Медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору, исполнитель несет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (п. 31 Правил).
В соответствии с приказом Минздрава России от 30.10.2012 N 555н утвержден Порядок оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия», который устанавливает правила оказания медицинской помощи по профилю «пластическая хирургия» в медицинских организациях. Так, медицинская помощь включает комплекс медицинских и реабилитационных мероприятий, целью которых является: устранение изъянов покровных и подлежащих тканей любой локализации, связанных с возрастными изменениями, с желанием пациента внести коррекцию в свою внешность, с эстетическими последствиями результативного устранения анатомических и (или) функциональных дефектов покровных и подлежащих им тканей любой локализации с помощью пластической хирургии (эстетическая пластическая хирургия).
К сожалению, споры о качестве оказанных услуг и о возмещении убытков, причиненных некачественными услугами в области пластической хирургии, встречаются в судебной практике все чаще.
Оценка качества исполнения по договору возмездного оказания услуг, с учетом легального определения услуги в п. 1 ст. 779 ГК РФ как деятельности, не направленной на создание какого-либо результата, предполагает определенную специфику в сравнении с оценкой качества работ.
В литературе преобладает подход, согласно которому оценка качества услуги подразумевает характеристику самого процесса оказания услуги (процедуры) и условий ее потребления, но не результата деятельности исполнителя[14]. Соответственно, недостижение какого-либо результата не может по общему правилу рассматриваться как ненадлежащее исполнение обязательства и являться основанием для отказа в выплате вознаграждения исполнителю или применения к нему мер ответственности. Данная позиция нашла отражение в судебной практике по спорам, связанным с проведением лечебными учреждениями пластических операций.
Ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, наступает независимо от вины причинителя вреда (ч. 1 ст. 1095 ГК РФ).
Таким образом, в рамках специального деликта для возложения на причинителя вреда внедоговорной ответственности должны быть в совокупности установлены такие обстоятельства как: наличие вреда, причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда. Противоправность действий причинителя вреда и вина предполагаются, поскольку ответственность за причинение вреда здоровью наступает вне зависимости от вины причинителя вреда.
В указанном аспекте (повреждение здоровья) подлежит анализу и качество оказанных услуг в области эстетической медицины.
Необходимо отметить, что деятельность в области эстетической медицины, к какой относится пластическая хирургия, является медицинской, поскольку сопряжена с использованием медицинских методик и технологий для достижения желаемого эстетического эффекта для пациента и основана на базисной цели медицины - снижении причиняемого или вероятного вреда здоровью.
Однако цель оказания услуг по пластической хирургии по желанию пациента без медицинских показаний, отлична от цели лица, обращающегося к пластической хирургии для устранения пороков развития, иных явных дефектах внешнего вида (восстановление здоровья). Лицо, не имеющее потребности в пластической хирургии по состоянию здоровья (при отсутствии медицинских показаний для оперативного вмешательства), обращается за получением данной медицинской услуги для удовлетворения потребности в эстетическом улучшении внешнего облика.
Соответственно, критерии оценки качества услуг пластической хирургии, оказанных по самостоятельной и добровольной инициативе заинтересованного лица в таких услугах, не могут быть связаны с несоответствием ожиданий пациента фактическому результату пластической операции. Кроме того, любое оперативное вмешательство в организм лица, при отсутствии медицинских показаний для такого вмешательства, сопряжено со значительной долей риска (негативных последствий). Следовательно, оценка качества оказанных услуг в области пластической медицины основывается исключительно на анализе более серьезных последствий пластической хирургии, а именно - вреда здоровью (отсутствия такового) вследствие проведенных манипуляций.
Автор соглашается с позицией Мограбян А.С., аргументирующей необходимость установления более высоких размеров компенсации морального вреда при причинении вреда в результате ненадлежащего оказании услуг по пластической хирургии по сравнению с размерами компенсации морального вреда при ненадлежащем оказании других медицинских услуг в целях обеспечения воспитательного воздействия на причинителя вреда, а также с предложением внести в перечень нематериальных благ, который приводится в статье 150 Гражданского кодекса РФ, внешность человека [12].
Обеспечение безопасности жизни и здоровья потребителей услуг по эстетической медицине, напрямую сопряжено с законодательной базой, детально регламентирующей оказание подобного вида услуг. Существует объективная необходимость переработки действующего законодательства в области здравоохранения в целях обеспечения регулирования услуг по пластической хирургии, разработки основных терминов и определений договора возмездного оказания услуг по пластической хирургии, начиная с определения самих услуг, и создания специальных правовых норм, регламентирующих и учитывающих их специфику.
В настоящее время законодательное регулирования рынка операций в области эстетической медицины нуждается в совершенствовании. На наш взгляд, целесообразно принять специальный нормативно-правовой акт, который подробно урегулировал бы отношения в сфере оказания медицинских услуг по изменению внешнего облика человека путем оперативного вмешательства и который включал требования о возрастных ограничениях, обязательности ведения архивов фотофиксаций изображений пациентов до и после пластических операций, а также детально регламентировались бы условия договора на оказание услуг, среди которых должно быть предусмотрено условие, касающееся результатов ее оказания.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//«Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//«Российская газета», N 67, 05.04.1995
3. Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»//«Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 1994
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ//«Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//«Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724.
6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»/«Собрание законодательства РФ», 15.01.1996, N 3, ст. 140.
7. Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")» (вместе с «Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")»)//«Собрание законодательства РФ», 23.04.2012, N 17, ст. 1965.
8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»//«Собрание законодательства РФ», 08.10.2012, N 41, ст. 5628.
9. Приказ Минздрава России от 30.10.2012 N 555н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "пластическая хирургия"»//«Российская газета» (специальный выпуск), N 90/1, 25.04.2013.
10. Галюкова М.И. Уголовно-правовая оценка дефектов оказания медицинской помощи//«Российский судья», 2008, N 12.
11. Мограбян А.С. Перспективные направления решения правовых проблем, возникающих в связи с оперативным изменением внешнего облика человека// «Гражданское право», 2012, N 5.
12. Мограбян А.С. Право физического лица на неприкосновенность внешнего облика. Дисс. на соискание уч. ст. к.ю.н., Волгоград, 2011.
13. Мограбян А.С. Правовое регулирование операций по изменению внешнего облика человека//«Медицинское право», 2008, N 3.
14. Санникова Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве: Автореф. дисс. на соискание уч. ст. д-ра юрид. наук. М., 2007.
15. Шолом Е.А., Договор возмездного оказания косметологических услуг. Дисс. на соискание уч. ст. к.ю.н., Саратов, 2010.
Defective Medical Services in Plastic Surgery
Grishin S. M.
The lawyer of the Moscow bar, candidate of law, lecturer of the Department of health, drug supply, medical technology and occupational Faculty training of health workers of the Russian University of
friendship of peoples and the Department of health law at the Russian new University, the expert of the company "Consultant Plus" in the category "Medicine".
The author analyzes the current state of Russian legislation in the field of aesthetic medicine. In the spotlight -defects of medical services in plastic surgery. Discusses legal issues in the industry. Proposes concrete steps to create conditions for the qualitative improvement of the situation in the sphere of legal regulation of rendering of services in plastic surgery.
Keywords: plastic surgery, reconstructive plastic surgery, quality medical services, violation of the rights of patients
References
1. Constitution of the Russian Federation.
2. The Universal Declaration of Human Rights.
3. International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights. Adopted and opened for signature, ratification and accession by General Assembly resolution 2200A (XXI) of 16 December 1966.
4. Civil Code of the Russian Federation, Part II, Article 140.
5. Federal Law of November 21, 2011 No 323-FZ "On Public Health in the Russian Federation."
6. Federal Law of February 07, 1992 "On Protection of Consumer's Rights." Article 140.
7. Government of the Russian Federation, Regulation of April 16, 2012 "On Medical Activity Licensing."
8. Government of the Russian Federation, Regulation of October 04, 2012 "On Adoption of Rules for Provision by Medical Organizations of Paid Medical Services."
9. Ministry of Health Care of the Russian Federation, order of October 30, 2012 No 555n "On Adoption of the Procedure for the Provision of Medical Care in Plastic Surgery."
10. Galjukova M.I, "Criminal and legal evaluation of medical care defects." Rossijsky Sudja 12 (2008).
11. Mograbyan A.S, "Prospective solutions of legal problems arising from operational changes in human appearance." Grazhdanskoye Pravo, 5 (2012).
12. Mograbyan A.S, "The right of an individual to the inviolability of the external appearance." PhD thesis, Volgograd, 2011.
13. Mograbyan A.S, "Legal regulations of operations, changing human appearance." Meditsinskoye Pravo 3 (2008).
14. Sannikova L.V, "Obligations on the provision of services in the Russian civil law." PhD thesis, Moscow, 2007.
15. Sholom E.A, "Contract for paid provision of cosmetic services." PhD thesis, Saratov, 2010.