ДЕДУКТИВНАЯ МЕТОДИКА В ПРЕПОДАВАНИИ ТОЧНЫХ НАУК Неъматова Р.Х.1, Улугбердиева Г.А.2, Асланова Г.С.3
1Неъматова Раъно Хазратовна - преподаватель математики; 2Улугбердиева Гулчехра Аликуловна - преподаватель математики;
3Асланова Гулноза Саттаровна - преподаватель информатики, Лицей Навоийский государственный горно-технологический университет, г. Наваи, Республика Узбекистан
Аннотация: изучение точных наук по методике, принятой в мировой практике, отличается несистемным подходом. Индуктивный метод их преподавания повторяет исторически сложившийся процесс развития науки от простых явлений к сложным процессам, от частного к общему. В результате теряется связь между явлениями различной сложности. Так, например, преподавание физики начинается с изучения простейшей механической формы движения и постепенно переходит к изучению более сложных явлений, лежащих в основе простых физических процессов. Ключевые слова: наука, физика, математика, информатика, образование, индукция, дедукция, системный подход, качество.
DEDUCTION METHODOLOGY IN TEACHING THE EXACT SCIENCES Nematova R-Kh.1, Ulugberdieva G.A.2, Aslanova G.S.3
1Ne'matova Rano Khazratovna - teacher of mathematics;
2Ulugberdieva Gulchekhra Alikulovna - teacher of mathematics;
3Aslanova Gulnoza Sattarovna - teacher of computer science, LYCEUM NAVOI STATE MINING AND TECHNOLOGY UNIVERSITY, NAVAI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the study of the exact sciences according to the methodology adopted in world practice is distinguished by a non-systematic approach. The inductive method of teaching them repeats the historically established process of the development of science from simple phenomena to complex processes, from the particular to the general. As a result, the connection between phenomena of varying complexity is lost. For example, the teaching ofphysics begins with the study of the simplest mechanical form of motion and gradually moves on to the study of more complex phenomena underlying simple physical processes.
Keywords: science, physics, mathematics, informatics, education, induction, deduction, systems approach, quality.
УДК 821.161.1
Естественные науки прошли сложный путь развития. В древности они считались частью философии, изучавшей природу, и назывались натурфилософией. Как философия в целом, натурфилософия носила умозрительный характер. Создавшие её античные мыслители относились с большим недоверием к чувственным восприятиям, которые, как они считали, искажают реальную действительность. Они, в связи с этим, отрицали значение опыта в процессе познания мира, а критерием истины считали логическую непротиворечивость суждений и умозаключений [1. c 125]. Несмотря на проникновение в суть вещей с помощью чистого разума, они, тем не менее, пришли к ряду гениальных умозаключений, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени.
Однако уже в Средние века проявилась непродуктивность умозрительного метода познания, как в связи с его неоднозначностью, так и, в особенности, в связи с его оторванностью от практической деятельности. Его поэтому сменил эмпирический метод — методика, основанная на эксперименте [2. c 45]. Созданная учёными Средневековья экспериментальная наука использовала, однако, индуктивный, несистемный метод познания. Он сводился к теоретическому обобщению частных результатов наблюдений и к установлению на этой основе общих закономерностей. Единственным критерием объективности и истинности признавалась при этом практика. В позднем Средневековье важной частью естественных наук стала математика, которая углубила возможности теоретического осмысления и обобщения опытных данных. Вместе с этим математика с течением времени придала науке абстрактный характер, затруднявший её понимание. Кроме того, в связи с ограниченными возможностями наблюдений и эксперимента наука развивалась от изучения простейших форм движения ко всё более усложняющимся формам [3. c 71].
В последнее столетие по мере проникновения науки в глубины материи и дали космоса ситуация усугубилась [4. c 35]. Выяснилось, что наука, именуемая классической, отражает лишь законы доступного для непосредственного наблюдения макромира, в котором мы живём, и противоречит
фундаментальным законам Вселенной в целом. Оказалось, кроме того, что в глубинах микромира и далях космоса теряется достоверность информации, полученной эмпирическим путём, и растёт, как мы считаем, необходимость возврата к умозрительному методу изучения действительности. Возникшие в связи с этим новые теории, в первую очередь теория относительности, квантовая физика, физическая космология, синергетика, генетика и др., настолько вошли в противоречие с непосредственными восприятиями действительности и здравым смыслом, что стали восприниматься в массовом сознании как некий анахронизм, оторванный от реальности. Кроме того, возрастающее насыщение физики и других естественных наук абстрактными и малопонятными математическими теориями резко усложнило возможность их восприятия средними учениками. Всё это приводит к широко практикуемому в настоящее время отказу от обязательного изучения в средней школе физики, биологии, других точных наук и их изучению на факультативной основе.
Список литературы /References
1. Элементарный учебник физики / Под редакцией академика Г. С. Ландсберга. 7-е изд. М.: Изд-во «Наука», 1971.
2. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке. М.: Изд-во «Мысль», 1970.
3. Кошарский В. Системный подход — путь к познанию и решению проблем. Хайфа, Израиль, 2006. Выпуск 2
4. Прейгерман Лев. За пределами реальности. Израиль: Изд-во «Мысль», 2012.