ОБУЧЕНИЕ НА СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТОЧНЫХ НАУК
12 3
Нематова Р. , Хамраев А. , Фахриддинов О. Email: [email protected]
1Нематова Раъно - учитель математики; 2Хамраев Асрор - учитель физики;
3Фахриддинов Ориф - учитель физики,
Лицей при Навоийском государственном горном институте, г. Навои, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается влияние на повышение мотивации обучающихся к изучению точных наук использования в обучении социокультурного опыта. Выделены такие составляющие социокультурного опыта, как генетический подход, элементы историзма, практическая и гуманитарная направленность, воспитательные и эстетические аспекты обучения математике, представление о математике как языке науки. В концепции развития математического образования, проблема повышения мотивации учащихся к изучению точных наук выделена как основная проблема развития математического образования в Узбекистане. Эта проблема тесно связана с оптимальным решением проблемы содержания образования, определением принципов его отбора и построения. Одним из таких основных принципов является построение обучения на социокультурном опыте. Лучшие педагоги прошлого постоянно подчеркивали недостаточность и педагогическую ошибочность чисто абстрактного изложения точных наук и настаивали на том, чтобы точные науки получали зримые черты метода познания окружающего нас мира, чтобы обучающиеся осознали, что точные науки имеют своей целью изучение некоторых сторон этого мира. В школьном преподавании эта важная сторона изучения точных наук нередко не доходит до сознания учащихся, которым эта наука, по крайней мере, в некоторых своих частях, представляется чем-то вроде игры с произвольно установленными правилами.
Ключевые слова: обучение точным наукам, повышение мотивации, социокультурный опыт, генетический подход, практическая направленность, воспитательные аспекты, эстетические аспекты, математика как язык науки.
LEARNING ON SOCIOCULTURAL EXPERIENCE AS A MEANS OF INCREASING MOTIVATION TO STUDY EXACT SCIENCES
1 2 3
Nematova R. , Khamraev A. , Fakhriddinov O.
1Nematova Rano - Mathematic Teacher; 2Khamraev Asror - Physics Teacher; 3Fakhriddinov Orif - Physics Teacher, LYCEUM AT NAVOI STATE MINING INSTITUTE,
NAVOI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the impact on the increase of students' motivation to study the exact sciences of the use of sociocultural experience in teaching. The article highlights such components of sociocultural experience as the genetic approach, elements of historicism, practical and humanitarian orientation, educational and aesthetic aspects of teaching mathematics, the idea of mathematics as the language of science. In the concept of the development of mathematical education, the problem of increasing the motivation of students to study the exact sciences is highlighted as the main problem of the development of mathematical education in Uzbekistan. This problem is closely related to the optimal
solution to the problem of the content of education, the definition of the principles of its selection and construction. One of these basic principles is the construction of learning on sociocultural experience. The best teachers of the past constantly emphasized the inadequacy and pedagogical fallacy of a purely abstract presentation of the exact sciences and insisted that the exact sciences receive the visible features of the method of cognition of the world around us, so that students realize that the exact sciences have as their goal the study of some aspects of this world. In school teaching, this important aspect of the study of the exact sciences often does not reach the consciousness of students, to whom this science, at least in some of its parts, seems to be something like a game with arbitrarily established rules. Keywords: teaching exact sciences, increasing motivation, sociocultural experience, genetic approach, practical orientation, educational aspects, aesthetic aspects, mathematics as the language of science.
УДК 070. 378.174
Математика как часть общечеловеческой культуры имеет два аспекта. В первом аспекте математика мыслится как готовый продукт, результат научной деятельности поколений. С другой стороны, математика является видом человеческой деятельности, преследующим своей целью познание некоторых сторон действительности [1. C. 125]. Новый ГСО, как известно, предполагает использование в обучении системно-деятельностного подхода. Поэтому в настоящее время в школьном обучении наиболее важен деятельностный аспект математики, позволяющий рассматривать ее как инструмент для познания, для поиска. На это обстоятельство обращал внимание еще Г. Фройденталь: «Ныне мы требуем, чтобы школьник изучал истинное возникновение математики - создавал ее заново» [3. С. 56].
Обучение на социокультурном опыте предполагает, что процесс формирования и развития ведущих понятий должен в сжатом, сокращенном виде воспроизводить действительный исторический процесс рождения и становления этих понятий. Лучший способ направлять умственное развитие индивидуума - заставить пройти его путь умственного развития человеческого рода.
Это положение вытекает из закона соответствия процесса развития знаний и мышления у ребенка и исторического процесса рождения и становления знаний, и его часто называют генетическим принципом. Нарушение этого положения часто приводит к трудностям в преподавании точных наук, к непониманию материала, поскольку в этом случае учащиеся лишены возможности наблюдать развитие понятий, процесс их становления и развития. Становится непонятным, для чего их изучают и откуда они взялись. Это одна из причин потери интереса учащихся к изучению математики и тех бед, которые есть в преподавании этих дисциплин.
Наоборот, систематическое использование этого принципа помогает учащимся строить абстрактные конструкции, оперировать ими, наиболее полно видеть предмет и ее приложения. Материал, изложенный в таком виде, нагляден, доступен, вызывает интерес. А познавательный интерес выступает в качестве ведущего мотива учебно-познавательной деятельности.
Задача формирования у учащихся представлений о точных науках как части общечеловеческой культуры может быть успешно решена, если в содержание математических курсов будут органически вплетены богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки. Изучение истории математических структур, возникновения и становления этих понятий, математических идей, лежащих в их основе, позволяет сформировать взгляд на эти дисциплины как целостную науку, развивающуюся во взаимосвязи ее отдельных областей [2. C. 28]. Содержание любой дисциплины следует рассматривать как результат социокультурного опыта, т.е. деятельности людей, их усилий в поиске истины. Учащиеся должны получить представление о том, как создавалось здание математики, физики, что они, как и
другие элементы общечеловеческой культуры, строятся на фундаменте знаний, полученных в предыдущие эпохи.
С помощью математического языка закрепляются, сохраняются и передаются новым поколениям не только математические знания, но и знания по физике, химии, психологии и другим наукам. Язык математических формул не может быть сведен к словесной форме, но позволяет ясно и точно выражать мысли, что особенно важно для любой науки. Адекватность выражения мысли, точность, последовательность и логичность языка обеспечивают мышлению четкость и организованность. Каждая наука пытается разрабатывать свой собственный язык, способный максимально точно передавать свойственные ей особенности. Однако эти языки не распространяются на другие области знания. В этом отношении язык математических формул обладает большой универсальностью.
Список литературы /References
1. Тестов В.А. Основные проблемы развития математического образования // Образование и наука, 2014. № 4.
2. Тестов В.А. Стратегия обучения математике: монография. М.: Технологическая школа бизнеса, 1999.
3. Фройденталь Г. Математика как педагогическая задача. М.: Просвещение, 1982. Ч. 1. 208 с.; Ч. 2, 1983.