ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ
М.В. Кутин, канд. экон. наук, доцент Д.Н. Цветкова, студент
Кубанский государственный технический университет (Россия, г. Краснодар)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11245
Аннотация. В данной статье раскрывается возникновение дебиторской задолженности и способы управления ею. Среди основных способов были выделены: заключение договора на предоплату и факторинг. Рассмотрен достаточно нестандартный способ управления дебиторской задолженностью, который используют крайне редко - это аккредитив. Также дебиторская задолженность рассмотрена с разных зон ответственности, что дает наиболее детальную проработку по ее управлению. По итогу, разработана стратегия по тому, как не допускать появление сомнительных и безнадежных долгов на будущий период времени.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, аккредитив, факторинг, факторинговые операции, кредит.
Управление дебиторской задолженностью - это функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыликомпании за счёт эффективного использования такого финансового инструмента, как дебиторская задолженность [1, с. 87]. Согласно статистике, 20-25% всех активов обычного промышленного предприятия составляет дебиторская задолженность, тогда как кредиторская задолженность всего 10-15% пассивов. Иными словами, дебиторская задолженность является внушительной частью активов компаний в развивающейся, современной экономике. Принимая во внимание эти факты, следует признать, что управление дебиторской задолженностью является важной частью краткосрочной финансовой политики фирмы. Задача управления дебиторской задолженностью состоит в ускорении платежей со стороны клиентов фирмы, снижении сомнительных долгов (т.е. долгов, выплаты по которым уже точно не поступят или данная вероятность очень мала), в проведении эффективной политики продаж и продвижения на рынке.
Рассмотрим, как не допускать появление сомнительных и безнадежных долгов на будущий период времени.
Один из способов - это заключение договора на предоплату. Если возникают сомнения по поводу платежеспособности
покупателя, то наиболее лучшим вариантом будет заключить договор на предоплату. Если риск слишком велик, то лучше договариваться о 100% предоплате.
Если есть встречная дебиторская задолженность, то в большинстве случаев можно не использовать предоплату, а отгружать без подстраховки и обеспечения, так как всегда есть возможность перекрыть их путем взаимозачёта.
Далее рассмотрим достаточно нестандартный вариант, который используют крайне редко - это аккредитив. Его смысл заключается в том, что обе стороны только начали сотрудничать между собой и еще не доверяют друг другу. В таком случае нужна третья независимая сторона, которой будет являться банк.
Банк в свою очередь выполняет следующие действия:
- открывает аккредитив;
- денежные средства, поступившие от покупателя переводят на специальный счёт в банке. Покупатель в течение определенного времени не может использовать данные денежные средства;
- банк оповещает поставщика о том, что денежные средства поступили на счёт, и отгрузка может быть осуществлена;
- на время осуществления отгрузки банк как бы «резервирует» денежные средства и ждёт подтверждающие документы о получении товара от покупателя;
- после предоставления документов, подтверждающих отгрузку, поставщику перечисляются денежные средства от покупателя.
К сожалению, данная услуга популярностью не пользуется, так как данная процедура недешевая. При этом если её рассматривать со стороны финансовой и гражданско-правовой стороны, то это надежный способ для предотвращения накопленных долгов.
Теперь перейдём к тому, что же делать с уже существующей дебиторской задолженностью.
Во-первых, можно рассчитать плановый уровень дебиторской задолженности, то есть максимально допустимый размер дебиторской задолженности, а точнее кредитный лимит каждого покупателя.
Суть подхода заключается в том, чтобы оценить, как изменится период оборачиваемости по каждому клиенту и с учетом планового объема продаж этому контрагенту рассчитать кредитные лимиты покупателей КЛП, тыс. руб по следующей формуле:
Также наиболее популярный способ -факторинг. Экономическая сторона факторинга проявляется в том, что он позволяет увеличить ликвидность активов предприятия, а также оборачиваемость капитала, а тем самым рентабельность деятельности предприятия. Использование факторинга во многих случаях позволяет предприятиям снизить расходы на содержание специальных финансовых служб, повысив эффективность финансового обслуживания за счет передач этих функций специализированным компаниям, где такая деятельность, как правило, более эффективна в силу высокой степени рационализации.
Факторинг имеет ряд преимуществ перед кредитором для продавца:
- быстрое предоставление денежных средств;
- освобождение от функции оценки платежеспособности дебиторов;
КЛП = Уплан : О б ожид (1)
где Уплан - планируемый объем продаж, тыс. руб.;
- ожидаемый период оборачиваемости.
После того, как подобным образом будут выполнены расчеты кредитных лимитов покупателей, итоговую сумму среднемесячной дебиторской задолженности сравнивают со значением дебиторской задолженности на данный момент. Если выяснится, что сумма лимитов больше допустимой дебиторской задолженности, то от сотрудничества с некоторыми контрагентами придется отказаться.
Также дебиторскую задолженность можно распределить на разные зоны ответственности, что даст наиболее детальную проработку. Всё, конечно, зависит от масштаба предприятия, но имеет смысл определить ответственность каждого отдела, которую более наглядно можно рассмотреть в таблице 1.
- улучшение балансовой структуры.
Недостатками факторинга является высокая стоимость услуги и усложнение взаимоотношений с покупателями в результате смены держателя дебиторской задолженности.
Договор (соглашение) о факторинговом обслуживании обычно заключается на срок от одного года до четырех лет.
До заключения договора на предоставление факторинговых услуг факторинговый отдел должен:
- проанализировать кредитоспособность поставщика;
- изучить данные о качестве производимых товаров или услуг, объемах и темпах роста реализации, учесть сезонный характер колебаний объемов продаж;
- собрать и проанализировать информацию о платежеспособности должников;
Таблица 1. Распределение ответственности по отделам
Отдел Зона ответственности
Коммерческий отдел Отсрочка платежа
Юридический отдел Сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность
Бухгалтерия Оформление и списание дебиторской задолженности
- предварительно оценить качество долговых требований, которые будут переуступлены (подразумевается, что соответствующему отделу банка или факторинговой фирме будет предоставлена вся необходимая документация), проводится анализ условий поставок и расчетов в договоре поставки, возможных причин возникновения спорных вопросов и т. п.
Факторинговые операции облагаются также налогом на добавленную стоимость. Поставщики, заключившие договор с банком на факторинговое обслуживание, включают оплату за него в себестоимость продукции/услуг.
Комиссионное вознаграждение за факторинговое обслуживание зачисляется в доходы банка и учитывается при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль.
Факторинговые операции специфичны и требуют тесных и доверительных связей с поставщиками.
Иногда факторинг пытаются сравнивать с кредитом, хотя факторинг и банковский кредит имеют различную природу и направлены на удовлетворение разных потребностей поставщиков. Кредит характеризуется срочностью, что предполагает его
погашение через определенный срок. Таким образом, банковский кредит абсолютно неприемлем для финансирования поставок с отсрочкой платежа. Если шестимесячный кредит будет направлен на финансирование отгрузок товаров с отсрочкой платежа, то как изменятся условия работы компании в ситуации погашения товарного кредита, и что будет, если поставщику не удастся получить новый кредит после его погашения. Сегодня в России большинство кредитов выдаются на срок до года, что как раз и приводит к подобным ситуациям. Факторинг же на сегодняшний день является единственным бессрочным пассивом в российской экономике и позволяет планировать программу развития на многие годы вперед.
Другой особенностью кредита является необходимость предоставления залога для его получения. Принципиальным отличием факторинга и кредита заключается в том, что кредит ориентирован на успехи компании в прошлом, на те активы, которые были заработаны вчера, факторинг же ориентирован на будущие успехи в продажах, и даже если продажи вырастут в 5 раз, это не будет ограничением для финансирования в рамках факторинга.
Библиографический список
1. Карасева, И.М. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации «Менеджмент организации» / И.М. Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П. Анискина. - М.: ОМЕГА-Л, 2009. - 335 с.
ACCOUNTS RECEIVABLE: ORIGIN AND METHOD OF MANAGEMENT
M.V. Kutin, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
D.N. Tsvetkova, Student
Kuban State Technical University
(Russia, Krasnodar)
Abstract. This article discloses the occurrence of receivables and how to manage it. Among the main methods were highlighted: the conclusion of an agreement for prepayment and factoring. A rather non-standard method of receivables management, which is used extremely rarely, is considered as an ac-credit. Accounts receivable are also considered from different areas of responsibility, which gives the most detailed study of its management. As a result, a strategy was developed on how to prevent the appearance of doubtful and bad debts for a future period of time.
Keywords: accounts receivable, letter of credit, factoring, factoring operations, credit.