Научная статья на тему 'Дебиторская и кредиторская задолженность: принципы анализа, классификации и методика внутреннего контроля'

Дебиторская и кредиторская задолженность: принципы анализа, классификации и методика внутреннего контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2985
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS RECEIVABLE / КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ACCOUNTS PAYABLE / ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА / PRINCIPLES OF ANALYSIS / КЛАССИФИКАЦИИ / CLASSIFICATIONS / МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL METHODOLOGY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PERFORMANCE / КОНТРАГЕНТЫ / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ / WORKING CAPITAL / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / FINANCIAL STABILITY / ТОВАР / GOODS / УСЛУГИ / SERVICES / КРЕДИТОРЫ / CREDITORS / ПОКУПАТЕЛИ / BUYERS / ЗАКАЗЧИКИ / CUSTOMERS / КАПИТАЛ / CAPITAL / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ / FINANCIAL CONDITION / COUNTERPARTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михалёнок Наталья Олеговна, Шнайдер Ольга Владимировна

В настоящее время многие крупные организации, функционирующие на экономическом рынке достаточно давно, могут себе позволить задерживать платежи в силу того, что они уже смогли утвердить своё положение на рынке надежной репутацией и доверием партнеров и клиентов. В отличие от крупных и финансово устойчивых предприятий небольшие организации просто обязаны соблюдать платежную дисциплину, так как они не имеют такого доверия со стороны кредиторов, как крупные и для них это вопрос вопрос выживания. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Дебиторская задолженность предприятия, её размеры и виды определяются множеством факторов, но в большинстве своем именно кредитной политикой предприятия. Дебиторская задолженность всегда сопровождают риски, а также возможности непредвиденных расходов, которые могут привести к большим убыткам. Кредиторской задолженностью является денежное обязательство данной организации по отношению к своему клиенту (покупателю), юридическим лицам, своим работникам и другим лицам, которое образовывается в результате приобретения материальных ценностей, работ и услуг, а также при расчетах с бюджетом, оплатой труда и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTS RECEIVABLE AND ACCOUNTS PAYABLE: PRINCIPLES OF ANALYSIS, CLASSIFICATIONS AND METHODS OF INTERNAL CONTROL

At present, many large organizations operating on the economic market for a long time can afford to delay payments because they have already been able to establish their position in the market with a reliable reputation and trust of partners and customers. Unlike large and financially sustainable enterprises, small organizations are simply obliged to observe payment discipline, since they do not have such credibility on the part of creditors, as large and for them this is a matter of survival. Settlements with debtors and creditors are reflected by each party in its financial statements in amounts resulting from accounting records and recognized by it as correct. On loans and credits received, the debt is shown taking into account the interest due at the end of the reporting period. The amounts reflected in the accounting statements for settlements with banks and the budget should be coordinated with the relevant organizations and are identical. The remaining unsettled amounts on these accounts are not allowed for these calculations. Accounts receivable of an enterprise, its size and types are determined by a number of factors, but in the majority it is the credit policy of the enterprise. Accounts receivable always accompany risks, as well as the possibility of unforeseen expenses, which can lead to large losses. Accounts payable is a monetary obligation of the organization in relation to its customer (buyer), legal entities, its employees and other persons, which is formed as a result of the acquisition of material values, works and services, as well as in calculations with the budget, labor payment, etc.

Текст научной работы на тему «Дебиторская и кредиторская задолженность: принципы анализа, классификации и методика внутреннего контроля»

экономические Михалёнок Наталья Олеговна, Шнайдер Ольга Владимировна

науки ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ...

УДК 658

ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ: ПРИНЦИПЫ АНАЛИЗА, КЛАССИФИКАЦИИ И МЕТОДИКА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

© 2018

Михалёнок Наталья Олеговна, доктор экономических наук, профессор кафедры

«Экономика и финансы» Самарский государственный университет путей сообщения (443066, Россия, Самара, Первый Безымянный пер., 18, E-mail: [email protected]) Шнайдер Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])

Аннотация. В настоящее время многие крупные организации, функционирующие на экономическом рынке достаточно давно, могут себе позволить задерживать платежи в силу того, что они уже смогли утвердить своё положение на рынке надежной репутацией и доверием партнеров и клиентов. В отличие от крупных и финансово устойчивых предприятий небольшие организации просто обязаны соблюдать платежную дисциплину, так как они не имеют такого доверия со стороны кредиторов, как крупные и для них это вопрос - вопрос выживания. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своей бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными. По полученным займам и кредитам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов. Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается. Дебиторская задолженность предприятия, её размеры и виды определяются множеством факторов, но в большинстве своем именно кредитной политикой предприятия. Дебиторская задолженность всегда сопровождают риски, а также возможности непредвиденных расходов, которые могут привести к большим убыткам. Кредиторской задолженностью является денежное обязательство данной организации по отношению к своему клиенту (покупателю), юридическим лицам, своим работникам и другим лицам, которое образовывается в результате приобретения материальных ценностей, работ и услуг, а также при расчетах с бюджетом, оплатой труда и др.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, принципы анализа, классификации, методика внутреннего контроля, эффективность деятельности, контрагенты, организация, оборотный капитал, финансовая устойчивость, товар, услуги, кредиторы, покупатели, заказчики, капитал, финансовое состояние.

ACCOUNTS RECEIVABLE AND ACCOUNTS PAYABLE: PRINCIPLES OF ANALYSIS, CLASSIFICATIONS AND METHODS OF INTERNAL CONTROL

© 2018

Michalenok Natalia Olegovna, Doctor of Economics, Professor Department of Economics and Finance Samara State University of Railway Engineering (443066, Russia, Samara, First Bezymyannyi per., 18, E-mail: [email protected]) Schneider Olga Vladimirovna, candidate of economic sciences, associate professor of the department "Accounting, analysis and audit" Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya Street, 14, e-mail: [email protected])

Abstract. At present, many large organizations operating on the economic market for a long time can afford to delay payments because they have already been able to establish their position in the market with a reliable reputation and trust of partners and customers. Unlike large and financially sustainable enterprises, small organizations are simply obliged to observe payment discipline, since they do not have such credibility on the part of creditors, as large and for them this is a matter of survival. Settlements with debtors and creditors are reflected by each party in its financial statements in amounts resulting from accounting records and recognized by it as correct. On loans and credits received, the debt is shown taking into account the interest due at the end of the reporting period. The amounts reflected in the accounting statements for settlements with banks and the budget should be coordinated with the relevant organizations and are identical. The remaining unsettled amounts on these accounts are not allowed for these calculations. Accounts receivable of an enterprise, its size and types are determined by a number of factors, but in the majority it is the credit policy of the enterprise. Accounts receivable always accompany risks, as well as the possibility of unforeseen expenses, which can lead to large losses. Accounts payable is a monetary obligation of the organization in relation to its customer (buyer), legal entities, its employees and other persons, which is formed as a result of the acquisition of material values, works and services, as well as in calculations with the budget, labor payment, etc.

Keywords: accounts receivable, accounts payable, principles of analysis, classifications, internal control methodology, performance, counterparties, organization, working capital, financial stability, goods, services, creditors, buyers, customers, capital, financial condition.

Каждая организация, будь то коммерческое предпри- а также её конкурентоспособность [1, c. 215]. Очевидно, ятие или бюджетная организация так или иначе взаимо- что грамотно построенные взаимоотношения между действует с кредиторами и вступает с ними в кредитные кредитором и хозяйствующим субъектом оказывают отношения. От того, насколько эффективно происходит влияние на благополучие организации. это взаимодействие зависит экономическое положение Дебиторской задолженностью, с точки зрения эко-организации. Контрагенты оформляют между собой до- номики, определяются денежные средства организации, говорные отношения, на основании которых формиру- которые в процессе торговли были изъяты из обраще-ются взаимовыгодные отношения. На основании этих ния, то есть это денежные средства, но не в осязаемом взаимоотношений у организации формируется дебитор- плане, а в виде имущественных требований и обяза-ская и кредиторская задолженности, которая является тельств физических и юридических лиц, которые явля-основным элементом оборотного капитала, который, ются должниками предприятия [2, c. 84]. в свою очередь, является одним из главных факторов, Дебиторская задолженность образуется в результате определяющих финансовую устойчивость организации, заключения договоров и контрактов между экономиче-Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22) 191

Michalenok Natalia Olegovna, Schneider Olga Vladimirovna ACCOUNTS RECEIVABLE AND ACCOUNTS PAYABLE .

economic sceinces

скими субъектами в момент, когда право собственности на товары и услуги приходят к покупателю позже, чем оплата за них.

Дебиторская задолженность раскрывается в трех аспектах:

1) как возможность скорейшего погашения кредиторской задолженности, во-вторых;

2) как продукция, перешедшая во владение к покупателю;

3) как важнейшая составляющая оборотного капитала [3, с.21].

Совершенно очевидно, что каждая организация ставит перед собой цель продать товар тому, кто сможет оплатить его сразу или же в ближайшее время.

Оборотные активы хозяйствующего субъекта примерно на 50 % состоят из дебиторской задолженности [4, с. 180]. Несвоевременное погашение дебиторской задолженности влечет за собой дефицит денежных средств, который происходит по причине того, что покупатель несвоевременно погашает задолженность, по этой причине организация вынуждена искать дополнительный оборотный капитал, так как ему попросту не из чего производить новый товар. Вследствие этого происходит ухудшение финансового состояния организации (см. рисунок 1) [5, с. 97].

Рисунок 1 - Последствия несвоевременной оплаты дебиторов

Дебиторская задолженность классифицируется по различным видам, в зависимости от экономического содержания обязательств, от продолжительности (срока предоставления), по своевременности оплаты [6 с. 74]. В сущности, можно выделить несколько видов дебиторов (см. рисунок 3). Наиболее крупную часть составляет задолженность покупателей, а также заказчиков, в среднем дебиторская задолженность состоит на 90% именно из неё [7, с. 35].

Дебиторская задолженность по характеру образования подразделяется на нормальную, допустимую и неоправданную. Нормальной задолженностью называют такую, которая является плановой для организации, она обусловлена расчетами. Примером может послужить задолженность организации перед поставщиком за отгруженные материалы, за которые срок платежа поступит позднее, также это может быть задолженность по предъявленным претензиям. Срок погашения такой задолженности чаще всего составляет не более одного месяца [8, с.227].

К допустимой дебиторской задолженности можно отнести авансы на погашение образовавшегося долга за электроэнергию, претензии за некачественную продукцию, привезенную поставщиком, также за недопоставки им материалов, выполнение работ не в те сроки, которые указаны в договоре, авансы на командировочные расходы, только при условии, что срок сдачи авансового отчета ещё не истек [9, с.139].

Неоправданной кредиторской задолженностью считают такую задолженность, как недостачи и хищения, т. е. возникшую из-за нарушения расчетной и финансовой дисциплины и в результате недостатков в ведении бухгалтерского учета.

Если рассматривать кредиторскую задолженность с точки зрения долгового обязательства организации, то

можно сказать, что она всегда содержит в себе суммы, которые в ближайшее время будут уплачены и которые требуют к себе особой наблюдательности и контроля [10].

По тому, каким образом исполняются обязательства перед кредиторами, задолженность различают нормальную и просроченную. В состав просроченной кредиторской задолженности входит: задолженность, по которой ещё не уплачены денежные средства, а также невостребованная задолженность, по которой уже истек срок исковой давности [11, с. 119].

В разрезе данной классификации можно выделить срочную задолженность (та, которая имеет первостепенное значение: оплата труда работникам, социальное страхование и обеспечение), а также обычную (обязательства по выплате дивидендов, полученные авансы, расчеты с прочими кредиторами; уплата задолженности поставщикам) [12, с. 339].

Дебиторскую задолженность, в свою очередь, можно подразделить на такие виды, как: реальная, спорная и безнадежная. Реальной дебиторской задолженностью является сумма, которую в будущем будет своевременно погашена [13, с. 449].

Спорной дебиторской задолженностью является такая задолженность, которую можно погасить только лишь, обратившись в суд, т. е. по данной задолженности были предъявлены претензии в органы власти и по ним идет разбирательство. Если перспективы погашения задолженности не наблюдается, то задолженность называют безнадежной. После того, как срок исковой давности истекает, она надлежит списанию в убыток [14, с. 94].

Для того, чтобы признать кредиторскую задолженность необходимо выполнение следующих условий: обязательное наличие будущих перспектив экономических выгод (получения или оттока денежных средств), которые тесно связаны с данным обязательством. Стоимость данного обязательства должна быть надежно оценена и находится под постоянным контролем [15, с. 326].

В настоящее время можно выделить следующие основные правила ведения учета кредиторской задолженности:

1) необходимо вовремя выявить основных должников организации, которые должны наибольшую сумму денежных средств и обеспечить контроль за их выплатами;

2) чётко и правильно отражать дебиторскую и кредиторскую задолженности на счетах бухгалтерского учета и отчетности;

3) тщательно контролировать сроки погашения задолженности и четко соблюдать правила списания безнадежной задолженности обоих видов [16, с. 915].

В зависимости от того, какие обязательства содержит организация кредиторскую задолженность можно подразделить на ту, что связана с покупкой каких-либо товарно-материальных ценностей: задолженность за покупку мебели или продуктов питания, услуги по ремонту зданий и сооружений, и не связана с ней: долг по расчетам с бюджетом, задолженность перед работниками организации, перед учредителями организации, выплате дивидендов, а также прочих задолженностей) [17, с. 99].

В более развернутом плане под кредиторской задолженностью понимается долг предприятия поставщику за какой-либо товар. Кредиторская задолженность по сроку выплаты делится на краткосрочную и на долгосрочную. Кредиторская задолженность считается краткосрочной, если она будет погашена в срок 12 месяцев после принятия товара или услуги к учету. По возможности исполнения обязательств перед кредиторами задолженность можно подразделить на нормальную и просроченную [18, с. 83].

Нормальной кредиторской задолженностью принято считать ту, которая погашается в установленный по договору срок, т.е. не превышает его.

Просроченная кредиторская задолженность - это

экономические науки

Михалёнок Наталья Олеговна, Шнайдер Ольга Владимировна ДЕБИТОРСКАЯ И КРЕДИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ...

задолженность, по которой срок оплаты наступил, но оплата не поступила. В состав просроченной кредиторской задолженности включаются два вида задолженности:

1) задолженность, срок исковой давности по которой не истек;

2) невостребованную задолженность, т.е. с истекшим сроком исковой давности [19, с. 24]. Таким образом, дебиторская задолженность - это совокупность долговых обязательств поставщика к организации, а кредиторская задолженность - это совокупность заемных средств. Общей чертой данных видов задолженностей является то, что они основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой, а также требующей постоянного контроля.

Федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязует все экономические субъекты организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. А экономические субъекты, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны организовать и осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета и составления отчетности (за исключением случаев, когда руководитель самостоятельно ведет бухгалтерский учет) [20].

В современных условиях хозяйствования всё большее значение имеет информация, как на внешних, так и на внутренних уровнях. На основе экономической информации сейчас принимается любое экономически важное решение. Именно по этой причине в современном мире появилась необходимость постоянного контроля за полнотой и достоверностью текущей и отчетной экономической информации. Основным инструментом решения экономических проблем является своевременный внутренний контроль. Принятие управленческого решения крайне зависит от этого процесса.

Задачей внутреннего контроля является получение руководством организации необходимой для управления ею информации. Данный процесс обеспечит их уверенностью в том, что цели организации достигаются, финансовая (бухгалтерская) отчетность верная, хозяйственные операции выполняются в соответствии с законодательством РФ [21, с. 114].

Основной функцией внутреннего контроля является не только разработка каких-либо действий по устранению обнаруженных нарушений, а также рекомендаций по повышению эффективности управления, разработки предложений по использованию новых программ для упрощения деятельности, а также оказание консультаций по мере требования руководства организации. Внутренний контроль помогает выявить, насколько результативна деятельность организации.

Внутренний контроль - это одна из частей системы управления, которая служит для того, чтобы в экономическом субъекте обеспечивалась долгосрочная финансовая устойчивость, а также эффективность функционирования. От эффективности его проведения зависит вся деятельность организации.

Организация внутреннего контроля в процессе управления должна быть направлена на организационно-правовую форму, размер организации, а также на масштабы ее деятельности. Чем сложнее структура внутренней среды экономического субъекта, тем больше информации необходимо для принятия эффективных управленческих решений [17, с. 129].

Но так как во многих организациях, таких как например бюджетные, отсутствуют подобные отделы, осуществляющие внутренний аудит и ревизионной комиссии, то в таком случае организации следует использовать структурно-функциональную форму для проведения внутреннего контроля. Данное понятие отражает потребность взаимодействия единиц одной из организационных структур: линейно-функциональной, дивизионной, матричной, которые соответствуют их контрольным функциям. Данная форма контроля применяется на

любом экономическом субъекте.

Для организации внутреннего контроля, необходимо разработать систему внутреннего контроля (далее СВК). СВК организации - это постоянно функционирующая система, которая создана с целью выполнения целей и задач компании, а также стремящаяся к повышению эффективности системы управления деятельностью организации за счет использования качественной информации, которая в итоге должна обеспечить организацию: оперативностью принятия управленческих решений; своевременностью выявление и анализ рисков; соблюдением законодательства и внутренних политик и процедур; эффективного использования ресурсов и сырья; сохранности активов; достоверности финансовой и управленческой отчетности.

Особенность внутреннего контроля состоит в его двойственной роли в процессе управления организацией. В результате глубокой интеграции контроля и других элементов процесса управления на практике невозможно определить круг деятельности для работника таким образом, чтобы он относился только к какому-либо одному элементу управления без его взаимосвязи и взаимодействия с контролем.

В качестве форм внутреннего контроля организации, по нашему мнению, нужно выделить:

- внутренний аудит;

- структурно-функциональную форму внутреннего контроля.

В широком смысле под внутренним контролем следует понимать ответственную проверку соблюдения норм, а также установленных целей и задач, а также соответствие плана фактическому состоянию дел. В подобной мере раскрывается функциональное назначение контроля, его появление в момент определенного этапа хозяйственно жизни.

Контроль - это завершающая стадия экономической деятельности, которая дает руководству понять, были ли достигнуты результаты, к которым оно стремилось, сходится ли фактический показатель с плановым. Также стоит отметить, что контроль представляет собой некую форму обратной связи руководителя организации с подчиненными, благодаря этой форме руководитель имеет возможность получить подробную информацию о процессе деятельности его «команды». Таким образом, в широком смысле внутренний контроль следует рассматривать в трех основных аспектах, (см. рисунок 2):

Рисунок 2 - Аспекты внутреннего контроля

В основе осуществления деятельности контроля лежат методические приемы. Их три: общенаучные методические приемы контроля, собственные эмпирические методы, специфические методы, подробнее рассмотрим их на рисунке 3.

Внутренний контроль осуществляет определенные функции. Рассмотрим некоторые из них:

- организационные. В их число входят объекты и субъекты контроля, а также определение звеньев в организационной структуре, т.е. кто и кому подчиняется, у кого какие полномочия;

- объемы контроля. Данная функция показывает число контролируемых элементов, а также на сколько часто их нужно проверять и в каком количестве;

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 1(22)

193

Michalenok Natalia Olegovna, Schneider Olga Vladimirovna ACCOUNTS RECEIVABLE AND ACCOUNTS PAYABLE .

economic sceinces

- информация для контроля. Эта функция определяет объем и точность информации, необходимой в данный момент;

- совокупность затрат на осуществление контроля — это денежные средства, которые так или иначе связаны с организацией внутреннего контроля в организации: зарплата аудиторам, камеры видеонаблюдения и др.;

- методы проведения контроля — это те приемы и способы, которые помогают осуществлять этапы контроля.

Рисунок 3 - Основные методы внутреннего контроля

Существуют следующие методы проведения внутреннего контроля:

1. Предварительный контроль.

2. Метод направляющего контроля.

3. Метод фильтрующего контроля.

4. Метод последующего контроля.

В заключении необходимо отметить, что для достижения наивысшего эффекта от проведенного внутреннего контроля все перечисленные методы нужно использовать в комплексе. В современности зачастую организации выбирают только один из перечисленных методов - метод последующего контроля. Тогда как более эффективными являются процедуры предварительного, направляющего, фильтрующего внутреннего контроля. По нашему мнению, именно этим методам руководство должно отдать предпочтение, так как они призваны предупреждать появление ошибок, требующих исправления и финансирования на эти цели, как того требует метод последующего контроля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волчкова М. Проверка расчетов с дебиторами и кредиторами в бюджетных учреждениях //Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, 2011. - 312 с.

2. Волнин В.А., Королева А.А. Анализ и оценка риска несбалансированной ликвидности предприятия // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, 2011. - 176 с.

3. Ефимова О.В. О прозрачности и аналитичности бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет, 2014.

- 267 с.

4. Санин К.В., Санин М.К. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - СПб.: СПб ГУИТМО, 2015. - 400 с.

5. Российские стандарты бухгалтерского учета и Разъяснения к ним : Консультант плюс, электронная версия: http://www.consultant.ru

6. Короткова М.В. Анализ и эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации // Налоги и налоговое планирование, 2012.

- 126 с.

7. Лиференко Г.Н. Финансовый анализ предприятия. - М: Издательство «Экзамен», 2015. - 160 с.

8. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский

учет. - М.: Андросов, 2011. - 390 с.

9. Сильвестрова Т. Программа ревизии: особенности составления //Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности, 2015. - 187 с.

10. Jeff Z., Gresh B. Aimed marketing. New rules for attracting and retaining customers. Legal owner: Eksmo, 2012, 350p.

11. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2012. - 384 с.

12. Парушина, Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности/Н.В. Парушина// Бухгалтерский учет, 2010. - 655 с.

13. http://mbu128.ru

14. Гусев А. Проведение аудита в бюджетных организациях //Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности, 2010. - 112с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Акчурина Е.В., Солодко Л.П., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие, - М.: Издательство «Экзамен», 2011. - 416 с.

16. Андросов А. М., Викулова Е. В. Основы бухгалтерского учета. Учебное пособие для самостоятельного изучения. - М.: Изд-во Андросов, 2015. - 1024 с.

17. Кемтер В.Б. Бухгалтерский учет, налогообложение и аудит финансовых результатов предприятия: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 390 с.

18. Рахман Б., Шеремет А. Бухгалтерский учет в рыночной экономике. М.: Инфра-М, 2015. - 312 с.

19. Малкова О.А. Управление дебиторской задолженностью // Главная книга, 2014. - 554 с.

20. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете».

21. Гарнов И. Бюджетный учет с 1 января 2009 года. Анализ основных изменений //Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение, 2009. - 221 с.

Статья поступила в редакцию 15.02.2018

Статья принята к публикации 24.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.