Научная статья на тему 'Дебаты в обучении уравнениям математической физики cтудентов-теплоэнергетиков'

Дебаты в обучении уравнениям математической физики cтудентов-теплоэнергетиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
442
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕБАТЫ / КОМПЕТЕНЦИИ ИНЖЕНЕРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙПРОЕКТ / ГРУППОВАЯФОРМАЗАНЯТИЙ / СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERACTIVE INSTRUCTION / DEBATE / COMPETENCE OF AN ENGINEER / RESEARCH WORK / GROUP WORK / SOCIAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Лилия Сергеевна

Современная ориентация инженерного образования на формирование профессиональных компетенций посредством разнообразной учебной деятельности требует создания соответствующихдидактических условий. В статье описываются методические особенности использования интерактивных технологий в условиях профессиональноориентированного двухуровневого обучения уравнениям математической физики студентов направления подготовки «Теплоэнергетика». Рассматривается реализация инновационной методики в рамках технологии «Дебаты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Debates during training of students of the heat and power engineering department on mathematical physics equations

Modern engineering education focuses on the formation of professional competence by means of different learning activities requires the establishment of appropriate didactic conditions. This article describes the methodological features of the use of interactive technologies in professionally oriented two-stage instruction in equations of the mathematical physics for students specialized in the heat and power engineering. The implementation of innovative methods is considered within the framework of the technology «Debate».

Текст научной работы на тему «Дебаты в обучении уравнениям математической физики cтудентов-теплоэнергетиков»

УДК 378.147 л. С ПЕТРОВА

Омский государственный университет путей сообщения

ДЕБАТЫ В ОБУЧЕНИИ УРАВНЕНИЯМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ФИЗИКИ СТУДЕНТ ОВ-ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКОВ

Современная ориентация инженерного образования на формирование профессиональных компетенций посредством разнообразной учебной деятельности требует создания соответствующих дидактических условий В статье описываются методические особенности использования интерактивных технологий в условиях профессиональноориентированного двухуровневого обучения уравнениям математической физики студентов направления подготовки «Теплоэнергетика». Рассматривается реализация инновационной методики в рамках технологии «Дебаты».

Ключевые слова интерактивное обучение дебаты компетенции инженера, исследовательский проект, групповая форма занятий социально-коммуникативная компетентность.

Профессиональная компетентность выпускника технического университета во многом зависит от фундаментального математического образования, которое способствует развитию научного мировоззрения, формированию естественнонаучных и технических знаний. Так, оптимальная организация преподавания раздела «Уравнения математической физики (УМФ)» в рамках курса высшей математики позволит не только обеспечить студентам дальнейшее изучение специальных дисциплин, но и будет способствовать формированию личности будущего специалиста технического профиля. Для этого, наряду с традиционными методами обучения УМФ, необходимо вводить инновационные, в т.ч. интерактивные методы (interactive learning (англ.) — обучение, основанное на активном взаимодействии с субъектом обучения).

Из наиболее актуальных и интересных форм интерактивных технологий выделяются дебаты (от фр. debat — прения, обсуждения вопроса, споры).

В работах доктора педагогических наук Е. О. Галицких дебаты — это форма обучения общению, способ организации воспитательной работы учащихся, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование [1].

Л. Н. Вахрушева и С. В. Савинова рассматривают дебаты как «форму проведения учебного занятия или воспитательного мероприятия, в рамках которого осуществляется формализованный обмен информацией, отражающей полярные точки зрения по одной и той же проблеме, с целью углубления или получения новых знаний, развития коммуникативных умений, культуры ведения коллективного диалога» [2].

Кроме того, по нашему мнению, дебаты можно рассматривать как элемент учебного занятия, посредством которого происходит организация самостоятельной работы учащихся, обобщение, систематизация, закрепление учебного материала, обеспечение «обратной связи»; а также как форму аттестации и тестирования учащихся.

По особенностям содержания и формам организации процесса выделяют следующие виды дебатов: классические дебаты; экспресс-дебаты; свободные дебаты (дискуссии) в больших аудиториях; панельные дебаты; модифицированные дебаты; симпозиум; «круглый стол»; «аквариум»; подсчитывающая дискуссия [3].

Рассмотрим пример реализации интерактивной методики в рамках технологии «Модифицированные дебаты» при изучении УМФ студентами направления «Теплоэнергетика».

Модифицированные дебаты — это дебаты, в которых допущены некоторые изменения правил или используются отдельные элементы формата дебатов. Например, сокращается регламент выступлений; увеличивается число игроков в командах; допускаются вопросы из аудитории и др.

В качестве темы дебатов, которая должна формулироваться в виде тезиса-утверждения или антитезиса-отрицания, взято следующее достаточно спорное утверждение: «Численные методы решения УМФ с использованием компьютерных технологий, предпочтительнее аналитических».

Цели и задачи проведения дебатов включают различные аспекты:

— образовательный (формирование и развитие специальных математических компетенций будущего специалиста и др.);

— развивающий (развитие умений выделять проблему и предлагать пути ее решения, доказывать и опровергать различные теории и тезисы, развитие речи, эмоциональной сферы, умений работы в группе и пр.);

— воспитывающий (воспитание толерантности, уважительного отношения к мнению окружающих, разработкам ученых, пунктуальности, организованности, воспитание и развитие самооценки, активной гражданской позиции и пр.).

Организация дебатов включает в себя три этапа: подготовку, проведение и обсуждение. Рассмотрим их подробнее.

I. Подготовительный этап.

Участники дискуссии делятся на группы по три-четыре человека. Каждая группа получает за две

*

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

%

недели до проведения дебатов задание. Приводим пример задания для одной группы.

Задание: Составить математическую модель задачи 1.1 или 1.2, выбирая по своему усмотрению уровень сложности. Получить аналитическое решение задачи. Написать программу для численного решения поставленной задачи в системе MathCAD. Подобрать материал по теме дебатов, используя материалы учебников, энциклопедий, данные из Интернета и периодической печати.

Задача 1.1. (базовый уровень): Имеется пластина толщиной 2R = 0,2 м, температура на поверхности постоянна tC=5 °C, начальная температура tH=35°C, коэффициент температуропроводности a = 0,0005 м2/ч. Найти температуру в центре пластины через 10 часов после начала охлаждения.

Задача 1.2. (повышенный уровень): Пластина толщиной 2R = 0,02 м с начальной температурой tH=35 °C охлаждается в среде с температурой tC= = 0°C. Вычислить температуру поверхности tn и температуру центра tq через время т=1ч после начала охлаждения. Коэффициент температуропроводности a = 0,0005 м2/ч, коэффициент теплоотдачи теплообмена а = 9,304 Вт/(м2.К), коэффициент теплопроводности Я = 0,4652 Вт/(м.К).

Заметим, что подобные задания обычно предлагаются студентам в рамках выполнения курсовой работы по разделу «Тепломассообмен» дисциплины «Теоретические основы теплотехники». Поэтому выполнение данного профессионально ориентированного задания при изучении раздела УМФ способствует углублению и закреплению теоретических знаний и приобретению инженерных компетенций по выполнению расчетов теплообменных и массообменных процессов в технологии промышленной теплоэнергетики.

Особенностью данного подбора заданий базового и повышенного уровней сложности является то, что процессы описываются идентичными уравнениями теплопроводности с одной пространственной переменной, но изменения в задании граничных условий влекут к кардинальным различиям в математических моделях. На базовом уровне сложности учитывается, что температура на поверхности постоянна и это приводит к заданию простых граничных условий первого рода. Для повышенного уровня сложности пластина, имея определенную начальную температуру, охлаждается в среде с более низкой температурой, что влечет задание граничных условий третьего рода.

Уровень сложности аналитического и численного решения для смешанной задачи теплопроводности с граничными условиями третьего рода значительно выше, чем для задачи с граничными условиями первого рода.

Приведем аналитические и численные решения поставленных задач.

Аналитическое решение задачи 1.1. Дана пластина толщиной 0,2 м. Если толщина пластины мала по сравнению с длиной и шириной, то такую пластину обычно считают неограниченной. Требуется определить температуру t(x, т) в любой точке в любой момент времени т, удовлетворяющую следующим условиям:

dt

дт

0,0005

d2t dx 2

, т > 0, - 0,1 < x < 0,1,

t(x,0) = 35, - 0,1 < x < 0,1 t(- 0,1, т) = 5, т > 0, t(0,l, т) = 5, т > 0.

Задача неоднородная. Чтобы граничные условия стали однородными, необходимо сделать замену переменной W(x, т)= t(x, т) — 5. Далее, решая задачу методом Фурье, получаем общее решение в виде:

да

W(x, т) = X Ake-0'05^ cos ^, k=1 0,1

n(2k -1)

где M-k =---------, k e N. Используя начальное усло-

вие W(x, 0) = 30 и разложение в ряд Фурье по системе

функций cos ^kx , найдем произвольные постоянные 0,1

Ak =(- l)k

120

. Подставив значения p,k и Ak

(2k - 1)п

получим решение исходной задачи

юл да ( i)k+1 -0,05™2(2k-1)2 (ог ..)

t(x, т) = tc + ^ £ Ь1^ e 4 cos (2k - l)nx .

п k=1 2k - 1

0,2

Быстрота сходимости ряда в основном зависит

ат 0,0005 ■ 10

от величины Ро =-------=-= 0,5. В частности,

Я2 0,01

если Бо>0,4, то можно взять один член ряда, при условии, что не требуется большая точность вычислений {.

120

-п20,5

При x=0 t » 5 +----e 4 cos 0. Таким образом,

п

в центре пластины через 10 часов после начала охлаждения температура t =16,1 °C.

К смешанной задаче теплопроводности с граничными условиями третьего рода приводит составление математической модели в условиях, когда на поверхности пластины происходит конвективный теплообмен.

Аналитическое решение задачи 1.2. Необходимо найти функцию t(x, т), удовлетворяющую следующим условиям:

dt

d2t

= 0,0005 — , т > 0, - 0,01 < x < 0,01,

2

дт dx

t(x,0) = 35, - 0,01 < x < 0,01

t'x (0,01, т) = - 9,304 t(0,0l, т), т > 0, x 0,4652

t’x(- 0,01, т) = 9,304 t(- 0,01, т), т > 0.

0,4652

9,304

Условие t'x (- 0,01, т) = — ---1(- 0,01, т) можно за-

0,4652

менить следующим: t'x(0, т) =0, что следует из симметрии температурного поля пластины при заданных условиях.

Используя метод разделения переменных, получим решение уравнения теплопроводности в виде

t(x, т) = e-0,0005^ (в cos VXx + A sin -JXx) .

Из условия t'x(0, т)=0 находим, что A=0. Тогда решение уравнения будет записано следующим образом: t(x, т) = Be-0'0005^ cosjXx.

Используем теперь граничное условие t (0,01, т) = = — 20t(0,01, т), получим VX sin^XR = 20 cos-JXR, где

Я = 0,01. Введем обозначение 4ХЯ = ц, выражение = Б1 называется критерием Био и является без-

Х

размерной величиной. Это приводит к уравнению ц

С;дц = —, которое можно решить только прибли-Б1

женно и таблица первых шести корней этого уравнения в зависимости от Б1 приведена, например, в [4]. Следовательно,

u := Pdesolve

u,x,| 0j, t, I T |,І00,І0

и(0.1,10) = 16.099.

Пример численного решения задачи 1.2 в системе МаШСАО методом сеток.

1еп<±=1 N=5 а: = 9.304 Я: = 0.4652 И := 001 С: = 0.5

N

^ т ■ 0.0005 т: = С.И2 °:=------:---- i:=0..N и.: = 35

t(x' т) = £ Bk

r2 Hkx

R co

= £ Bk

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-5тЛ,

^kx

0,01

Используя условие t(x, 0) = 35 и разложение в

„ ^kx

ряд Фурье по системе функций cos------------, имеем

0,01

= 70 sin ^k

^k + sin ^k cos ^k Получаем решение поставленной задачи в виде

t(x т) = £-

70 sin ^k

k=1 ^k + sin ^k cos ^k

^kx

0,01

Так как т=І, Bi

aR

X

0,2, ^=0,4328, ц2=3,2039,

70 sin ц,

cos ^‘x

c ' t = І4 І4 "C

0,01 Іц 14,14 C.

Вычисляя температуру на поверхности, подставляем x = 0,0!

70 sin ц,

-5ц,2

^lx

0,01

tn =І2,845 °C.

Сравнение решений предлагаемых задач приводит к выводу, что замена граничных условий первого рода на условия третьего рода способствует более сложным выкладкам при нахождении общего решения, приводящим к использованию числа Bi и табли-

цы значений корней уравнения ctgp.:

Bi

Изменения в граничных условиях при получении численных решений ведут к не менее серьезным проблемам. В первой смешанной задаче для уравнения теплопроводности граничные условия заданы в форме Дирихле, для этого типа задач в системе MathCAD применяются встроенные функции pdesolve, numol. Но решать задачу с граничными условиями в форме Робэна с помощью встроенных функций невозможно.

Пример численного решения задачи 1.1 в системе MathCAD.

D: = 0.0005 L: =0.2 T:=10

Given

Ut(X t)

u(x, 0) = 30ф(х -0.005)- 30Ф(х -0.195) + 5 u(0, t) = 5 u(L, t) = 5

upper(N, U, t) := U10 — (1 - 2 ■ D) ■ U0 + 2 ■ D ■ U1

U !n — 2 ■ D ■ Un-і +

+ ^1 - 2 ■ D - 2 ■ ■ D j ■ UN

for i є L.N - І

U1l — D ■ (Ui-і + Ul+l)+ Ui ■(l - 2 ■ D) U!

Ures(tend,U) :=

то е^ = е-53,2039 И 0, е^ = И 0,392. В силу

того, что второе слагаемое мало по сравнению с первым, ограничимся одним членом ряда. Таким образом, при х = 0

t — 0 k — 0

while t < tend k — k + І t —— t + т

U — upper(N,U,t)

U

U1: = Ures(tend,U)

U10= І4.І44 UL= І2.838

Х0 = 0 х5 = 0.01

5 5

На основании формул численного дифференцирования уравнение и граничные условия аппроксимируются конечно-разностными уравнениями. При решении используется явная разностная схема, вследствие чего система устойчива только в случае

т 1

л2 і + (і + л)2

Профессиональные компетенции, формирующиеся в результате учебной деятельности на первом этапе, приведены в табл. 1.

II. Проведение дебатов.

Сначала ведущий знакомит учащихся с правилами проведения дебатов, которые заключаются в следующем:

— в дебатах принимают участие все: часть учащихся выступает в ролях спикеров (представители групп), председателя — ведущего, секретаря, остальные — в роли экспертов (зрителей);

— к концу дебатов каждый определяет свою позицию и аргументирует ее;

— в процессе выступлений все соблюдают регламент, в противном случае ведущий имеет право прервать выступающего;

— каждый спикер имеет право выступить только один раз (4 мин);

— в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер имеет право взять один тайм-аут длительностью до 1 мин;

— спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;

— эксперты оценивают аргументы, но не участников.

e

e

R

k

5тц cos

e

t

ц

<

a

tn =

e

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (101) 2011

Таблица 1

Формирование профессиональных компетенций инженера-теплоэнергетика в процессе подготовительного этапа дебатов

Организационная структура подготовительного этапа дебатов Компоненты квалификационных умений инженера -т еплоэне ргетика

1) Члены группы: Проектно-конструкторская деятельность

— выбирая уровень сложности поставленной перед ними задачи (базовый или повышенный), составляют математическую модель описанного процесса, — анализируют и выбирают методы решения задачи, — планируют, каким образом будет осуществляться решение поставленной задачи (например, кто и за какую часть задания отвечает), — осуществляют поиск материалов по предложенной теме. 2) Обсуждение в группе по выполнению задания: и производственно-технологическая деятельность: — формулирование целей проекта (программы) решения задач, критериев и показателей достижения целей; — разработка обобщенных вариантов решения проблемы, анализ этих вариантов, прогнозирование последствий, планирование реализации проекта; — использование ИКТ при проектировании энергетических и энерготехнологических систем и сетей. Исследовательская деятельность:

— разбор решения задачи, анализ аналитического и численного решений, — сравнение эффективности методов, — поиск и исправление ошибок, — обоснование общей точки зрения о преимуществе численных или аналитических методов решения, — выработка аргументов, поддержек и контраргументов, которые используются для доказательства правильности и наилучшей обоснованности своей позиции, — выбор представителя, который будет в процессе дискуссии отстаивать их общее мнение. — создание теоретических моделей, позволяющих прогнозировать свойства и поведение объектов деятельности; — анализ состояния и динамики объектов деятельности; — использование компьютерных технологий моделирования и обработки результатов. Организационно-управленческая деятельность: — организация работы коллектива исполнителей; — принятие управленческих решений в условиях различных мнений; — нахождение компромисса между различными требованиями при планировании.

Дебаты организует и проводит председатель (ведущий). Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом, в его обязанности входит: следить за соблюдением регламента; не давать участникам дебатов отклониться от темы; задавать вопросы, касающиеся темы дебатов; осуществлять речевой переход от одного участника к другому, подводит итоги дебатов, сообщая о разных точках зрения участников как результате проведения дебатов.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, выписывает на двух частях доски аргументы, приводимые спикерами («За», «Против»), ведет протокол дебатов.

Во время проведения дебатов представители групп собираются в центре и получают возможность высказывать мнение группы, отстаивая её позиции, обмениваются мнениями, суждениями, касающимися разных аспектов проблемы, дают оценку тому или иному факту.

Остальные участники, не высказывая своего мнения, могут лишь передавать в ходе обсуждения свои соображения в письменном виде. Основная задача в дебатах — склонить зрителей (но не представителей групп с противоположным мнением) к своей точке зрения.

III. Обсуждение.

По истечении отведенного времени или после принятия решения обсуждение заканчивается, проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции, и представители групп сдают преподавателю разработки каждой группы. Ведущий анализирует «судейские» протоколы и на следующем занятии сообщает, какой из пунктов был оценен одинаково хорошо всеми экспертами, а какие пункты оценены по-разному. Полученные данные позволят выявить слабые стороны в усвоении материала и в последующей работе устранить имеющиеся недостатки.

Среди особенностей проведения дебатов для студентов-теплоэнергетиков в рамках изучения УМФ следует выделить следующие:

1) формулировка темы должна быть актуальной, затрагивать значимые проблемы студентов, пригодной для вынесения на дебаты, т.е. должна быть представлена в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон;

2) задания должны быть профессионально ориентированными;

3) необходим более длительный подготовительный этап для решения нетривиальных задач и разработки исследовательских проектов.

Анализируя рассматриваемые проблемы, студенты, получают образцы решения проблем с анализом и особенностями творческих решений, что оказывает влияние на формирование их творческой активности. Это в полной мере способствуют решению основных задач российского образования: формированию общих и социально-коммуникативных компетенций; критического мышления; потребности к самообразованию; социально активной личности.

Библиографический список

1. Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности / Е. О. Галицких. — М. : Академический проект, 2004. — 240 с.

2. Вахрушева, Л. Н. Дебаты в системе методической работы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

школы / Л. Н. Вахрушева, С. В. Савинова // Справочник заместителя директора школы — 2009. — № 1. — С. 21—32.

3. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе активации, интенсификации эффективного управления УВП / Г. К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2005. — 288 с.

4. Исаченко, В. П. Теплопередача / В. П. Исаченко, В. А. Осипова, А. С. Сукомел. — М. : Энергоиздат, 1981. — 416 с.

ПЕТРОВА Лилия Сергеевна, старший преподаватель кафедры высшей математики.

Адрес для переписки: е-таП: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.01.2011 г.

© Л. С. Петрова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.