GS4 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^D
DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10849 КРАВЧЕНКО Елена Викторовна,
кандидат филологических наук доцент Академического департамента английского языка Восточного Института - Школы региональных и международных исследований
Дальневосточного федерального университета e-mail: [email protected]
ТИТОВА Ольга Константиновна,
кандидат филологических наук, доцент доцент Академического департамента английского языка Восточного Института - Школы региональных и международных исследований
Дальневосточного федерального университета
e-mail: [email protected]
ЕРЕМЕНКО Александра Владимировна,
кандидат филологических наук доцент Академического департамента английского языка Восточного Института - Школы региональных и международных исследований
Дальневосточного федерального университета e-mail: [email protected]
ДЕБАТЫ КАК МЕТОД АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»
Аннотация. В статье рассматривается возможность эффективной интеграции дебатов как одного из методов активного обучения в рабочую программу учебной дисциплины «Иностранный язык». Реализация компетентностного подхода в системе высшего образования диктует необходимость пересмотреть методические подходы, а значит и содержание рабочих программ учебных дисциплин. Обнаруживается необходимость преобразования учебного процесса на основании новой образовательной парадигмы, выбора методов и техник, позволяющих успешно реализовывать цели и задачи, поставленные в рабочей программе. Одним из таких эффективных методов, направленных на качественное развитие коммуникативных способностей студентов, являются дебаты. В статье рассматриваются трудности при обучении коммуникации, на преодоление которых направлен данный метод, описываются правила организации и проведения одного из возможных форматов дебатов.
Ключевые слова: рабочая программа, дебаты, компетентностный подход, методы активного обучения, образовательный процесс.
KRAVCHENKO Elena Viktorovna,
Candidate of Philology, Associate Professor, Academic Department of the English Language, Institute of Oriental Studies -School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University
TITOVA Olga Konstantinovna,
Candidate of Philology, Associate Professor, Academic Department of the English Language, Institute of Oriental Studies -School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University
EREMENKO Aleksandra Vladimirovna,
Candidate of Philology, Associate Professor, Academic Department of the English Language, Institute of Oriental Studies -School of Regional and International Studies, Far Eastern Federal University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
DEBATE AS AN ACTIVE TEACHING METHOD IN IMPLEMENTING SYLLABUS OOBJECTIVES FOR FOREIGN
LANGUAGE DISCIPLINE
Annotation. The article deals with the possibility to effectively integrate debate activity as one of active teaching methods into the syllabus for Foreign Language discipline. The implementation of the competency-based approach in the system of higher education dictates the need to review methodological approaches, and thus the content of academic disciplines syllabuses. There is a need to transform the educational process on the basis of a new educational paradigm, the choice of methods and techniques that allow successful implementation of objectives set in the syllabus. One such effective method aimed at qualitative development of students' communication abilities is debate. The article discusses the difficulties in teaching communication, which this method aims to overcome, and describes the rules of organizing and conducting one of the possible debate formats.
Key words: syllabus, debate, competency-based approach, active teaching methods, educational process.
Введение. Актуализация роли образования как ведущего стратегического ресурса модернизации общественной и экономической жизни страны, как одной из главных сфер формирования интеллектуального капитала и генерации инноваций обусловливает необходимость реформирования российской высшей школы. Важнейшим направлением происходящего реформирования является переход от традиционной знаниево-квалифи-кационной образовательной парадигмы к новой, более гибкой - компетентностной. Новая образовательная парадигма ориентирует обучение не столько на передачу информации, сколько на ее понимание. Поэтому образовательный процесс должен быть ориентирован не на усвоение фиксированного содержания учебной дисциплины, а на поиск подходов, способов решения проблем, позволяющих освоить это содержание не только как культурный, но и как личностный феномен. Обучающийся, студент, рассматривается как субъект познавательной деятельности, что предусматривает его активную учебную деятельность. Поддерживается авторство и уникальность участников учебного процесса, его исследовательская и экспертная направленность.
В современных условиях развития общества все более возрастает спрос на дипломированных специалистов, способных самостоятельно и компетентно решать профессиональные вопросы с использованием иностранного языка, поскольку практическое владение иностранным языком является потребностью каждого образованного человека. Иностранный язык оказывает значительное воздействие на культурный уровень людей, развивает их коммуникацию.
Овладение студентами универсальными, общекультурными и профессиональными компетенциями, позволяющими осуществлять коммуникацию на иностранном языке, является основной
целью обучения иностранному языку. В связи с реализацией компетентностного подхода в высшем образовании возникает необходимость пересмотреть методологические подходы к преподаванию, учебно-методическое содержание курсов, рабочие программы дисциплин по иностранному языку, в частности. В новой образовательной парадигме обучающийся рассматривается как субъект познавательной деятельности, что предусматривает его активную учебную деятельность.
В данной работе предложены рекомендации продуктивного использования метода активного обучения «Дебаты» в реализации задач рабочей программы учебной дисциплины «Иностранный язык».
Основная часть. Дебаты представляют собой развивающее умение активно отстаивать свои взгляды и суждения, умение конкурировать, умение вести полемику. Дебаты — интеллектуальное соревнование, представляющее собой особую форму дискуссии, проводимую по определенным правилам. Исходя из тезиса о том, что принципы обучения иностранному языку носят разнообразный характер [1], предложенный метод выбран для решения задач обучения речевой деятельности в рамках дисциплины «Иностранный язык». Данная методика увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности; повышает эффективность работы учащихся и заинтересованность путем предоставления им возможности проявить инициативу. Проблемная подача материала, как известно, способствует повышению эффективности процесса обучения, поскольку это придает тонус мыслительной деятельности, к самостоятельному поиску информации и стремление к анализу и обобщениям.
Применение данного метода будет способствовать преодолению трудностей на уроках прак-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
тического иностранного языка, с которыми может встретиться преподаватель. Например, это теоре-тизированность и «скучность» темы.
Использование метода направлен на формирование таких умений у студентов, как:
- развивать умения приводить яркие примеры в целях аргументации или контраргументации и оспаривать значение примеров, приведенных противником;
- приводить в качестве доказательств сравнение по аналогии или по контрасту и оспаривать правомерность аналогий и контраста противника;
- построить правдоподобные «гипотетические случаи» для обоснования своего мнения и доказать неправдоподобность таких случаев, приведенных противником;
- препарировать факты и явления, абстрагируясь от отдельных их сторон, условий и т.д.;
- развивает умение организовывать и проводить групповую дискуссию в форме дебатов, то есть противопоставления аргументов и контраргументов;
- мотивирует обучающихся к выполнению учебных задач в процессе освоения образовательной программы.
Данный метод направлен на формирование ряда компетенций у студентов, например:
• умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
• владение культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
• готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.
При интеграции данного метода в образовательный процесс необходимо учитывать следующие правила организации кооперативной деятельности в группах:
1) четкая формулировка темы и задач для каждой группы участников (для команды спикеров и для команды судей);
2) работа с определениями понятий;
3) конструирование системы аргументов и контраргументов;
4) создание системы поддержки аргументов;
5) сравнение аргументов;
6) составление речей, регламентированных по времени;
7) владение критическим мышлением (рациональным, рефлексивным и творческим мышлением, необходимым при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);
8) владение навыком публичного выступления, развитие коммуникативной культуры;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
9) исследовательские навыки (приводимые аргументы, требующие доказательства и примеров, для поиска которых, необходима работа с источниками информации);
10) организационные навыки (подразумевается не только организация самого себя, но и излагаемых материалов);
11) навыки слушания и ведения записей.
Форматы дебатов широко варьируются [2; 3;
4; 5; 6]. В рамках реализации дисциплины «Иностранный язык» студентам может быть предложен следующий формат проведения дебатов:
Этап 1 Вводится вопрос, подлежащий обсуждению, и предложение вносится в группу.
Этап 2 Группа разбивается на две подгруппы по пять человек. Члены команд отбираются систематически, чтобы студенты с различными способностями могли быть распределены равномерно. Затем учащимся предлагается выбрать положительную или отрицательную позицию по теме и назначить различные роли для выполнения в своих подгруппах. Первый, второй и третий выступающие выбираются в каждой подгруппе.
Важно, чтобы учащиеся знали об обязанностях и индивидуальных заданиях, которые они должны выполнить, чтобы успешно выполнить задание в подгруппах.
Этап 3 Студенты проводят исследование и сортируют информацию для сбора аргументов по обеим сторонам вопроса. При разработке аргументов студенты могут сотрудничать и обмениваться идеями в группах для выявления наиболее сильных аргументов. Преподаватель оказывает помощь, соответствующую способностям каждой группы, помогает им найти материал, выделить соответствующую информацию и объяснить, как они могут эффективно использовать ее в дебатах.
Этап 4 Определяются три аргумента, которые представляются противоположной команде. Каждый аргумент представляется в форме заявления. Никаких объяснений или иллюстраций не предоставляется.
Этап 5 Участники разрабатывают контраргументы для опровержения аргументов противоположной команды. Командам предлагается провести «мозговой штурм» и предвосхитить список контраргументов противоположной стороны, чтобы дать разумные ответы.
Этап 6 Студенты собирают информацию и готовят свои выступления, делают плакаты для иллюстрации своей позиции и репетируют свои презентации.
Этап 7 Дебаты.
Первый раунд.
Первые спикеры команд по очереди представляют три аргумента в поддержку позиции
своих команд. За приведенными аргументами следуют ясные объяснения и подробные иллюстрации.
Перекрестный огонь. Противоположная команда отвечает тремя вопросами, пытаясь выявить основные слабые стороны аргументов, представленных первыми ораторами обеих команд.
Первые ораторы должны ответить, а их товарищи по команде помогают поддержать позицию команды.
Второй раунд.
Вторые ораторы команд представляют три контраргумента, опровергающие аргументы другой команды.
Перекрестный огонь. Противоположная команда отвечает на три вопроса, чтобы выявить несоответствие представленных контраргументов.
Вторые выступающие должны ответить, а их товарищи по команде помогут поддержать представленную позицию. Третий раунд.
Третьи спикеры команд по очереди подводят итоги по позициям, которые занимают их команды. Их задача показать, почему аргументы и контраргументы, представленные их командами, сильнее и последовательнее, чем аргументы и контраргументы, представленные спикерами противоположной команды. Они также могут показать, почему представленные противниками контраргументы недостаточно сильны, чтобы опровергнуть их аргументы.
Этап 8 Судьи оценивают обе команды и выбирают победителя, присваивая ему баллы на основании предоставленных преподавателями критериев оценки. Учащиеся оцениваются как индивидуально, так и командами, причем оценка каждого из них вносит свой вклад в оценку.
Как показывает практика, применение данного метода способствует преодолению ряда трудностей, возникающих у студента при обучении коммуникации на иностранном языке, а именно:
• Концентрация на задаче. Способствует концентрации студента на задаче, использованию всех способностей для выявления цели исследования и решения задач, умению проанализировать точку зрения противника. Особенности метода «Дебаты» таковы, что внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения и результативность при этом значительно увеличивается. Не надо тратить дополнительные усилия на удержание своего внимания.
• Запоминание. Разбор ситуации с использованием ключевых элементов позволяет
структурировать и анализировать исследование, способствует запоминанию ключевых моментов интерактивного метода. Информация запоминается блоками, соответственно задачам исследования, в соответствии с общей целью, что значительно усиливает эффективность запоминания и памяти в дальнейшем. Видение информации внутренним мысленным взором.
• Мышление. Хороший метод поэтапного анализа с систематизацией ключевых трудностей. Мышление становится более четким и гибким. Дополнительный инструмент для проявления интуитивных способностей. Способствует развитию способности постоянного видения общей цели при решении конкретных задач. Развивает понятийное мышление. Творческие способности также активизируются.
Заключение. Таким образом, дебаты являются эффективным инструментом, позволяющим сформировать необходимые в процессе обучения компетенции. Данный метод рекомендуется включать в рабочую программу учебной дисциплины «Иностранный язык», поскольку он прививает навыки логического и пространственного мышления, формирует умение выделить основное в потоке информации, формирует навыки для правильной организации учебной и научно-исследовательской работы. Помогает преподавателю в подготовке и проведении занятий, планировании учебного материала, принятии решений.
Список литературы:
[1] Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004. - 384 с.
[2] Bellon J. A research based justification for debate across the curriculum. Argumentation and Advocacy. 2000. Vol. 36, № 3. - P.161-173.
[3] Dixon Graham. Debate Champions. 9 Steps Organizing Great ESL Debates. URL: https:// busyteacher.org/21711-great-debates-9-steps-to-organizing.html (дата обращения: 15.10.2020).
[4] Eremenko A.V., Titova O.K., Kravchenko E.V. A Debating Activity in EFL classes // Высшее образование сегодня. 2020. №1. - С. 61-66.
[5] Krieger D. Teaching Debate to ESL Students: A Six-Class Unit // The Internet TESL Journal [Electronic resource]. 2005. Vol. XI, №2. URL: http:// iteslj.org/Techniques/Krieger-Debate.html (дата обращения 22.10.2020).
[6] Oros A.L. Let's debate: Active learning encourages student participation and critical thinking. Journal of Political Science Education. 2007. Vol. 3, № 3. - P. 293-311.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020
Spisok literatury:
[1] Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psi-hologiya. M.: Logos, 2004. - 384 s.
[2] Bellon J. A research based justification for debate across the curriculum. Argumentation and Advocacy. 2000. Vol. 36, № 3. - P.161-173.
[3] Dixon Graham. Debate Champions. 9 Steps Organizing Great ESL Debates. URL: https:// busyteacher.org/21711 -great-debates-9-steps-to-organizing.html (data obrashcheniya: 15.10. 2020).
[4] Eremenko A.V., Titova O.K., Kravchenko E.V. A Debating Activity in EFL classes // Vysshee obrazovanie segodnya. 2020. №1. - S. 61-66.
[5] Krieger D. Teaching Debate to ESL Students: A Six-Class Unit // The Internet TESL Journal [Electronic resource]. 2005. Vol. XI, №2. URL: http:// iteslj.org/Techniques/Krieger-Debate.html (data obrashcheniya 22.10.2020).
[6] Oros A.L. Let's debate: Active learning encourages student participation and critical thinking. Journal of Political Science Education. 2007. Vol. 3, № 3. - P. 293-311.
ЮРКОМПАНИ
www. law-books, ru
-4,
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020