Научная статья на тему 'Дайджест диссертаций диссертации, защищенные в Совете Д. 212. 154. 12 при МПГУ в 2007 и 2008 годах'

Дайджест диссертаций диссертации, защищенные в Совете Д. 212. 154. 12 при МПГУ в 2007 и 2008 годах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
110
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дайджест диссертаций диссертации, защищенные в Совете Д. 212. 154. 12 при МПГУ в 2007 и 2008 годах»

Информация

Дайджест диссертаций

Диссертации, защищенные в совете Д.212.154.12 при МПГУ в 2007 и 2008 годах

Докторские

Черная Анна Викторовна

развитие личности

в контексте традиций игровой культуры

Специальность 19.00.13 - Психология развития, акмеология.

Защита состоялась 15 октября 2007 года.

В диссертации рассмотрен значимый вопрос для психологии развития и акмеологии: развитие личности в контексте традиций игровой культуры.

Докторская диссертация А.В. Черной посвящена актуальной проблеме психология развития. Игра - добровольная и структурированная правилами, сочетающая реальность и вымысел, напряжение и релаксацию - образует пласт культуры, неразрывно связанный с развитием. В пространстве человеческой жизни игра выступает важным условием бытия и развития личности. Передаваемые посредством традиций игровой культуры формы и способы игрового освоения мира создают условия, которые неизменно развивают человека как социальную единицу и уникальную личность.

Для теоретической реконструкции развития личности в традициях игровой культуры диссертант обратилась к тем реалиям бытия, которые объективированы в игровых традициях и явлены в качестве условий развития личности. Целью исследования было определено теоретическое обоснование и эмпирическое изучение особенности развития личности в традициях игровой культуры.

Общей методологической основой исследования выступает идея о зависимости развития личности от контекста общих социальных условий и, в частности, от культуры. В этой связи основополагающей идеей

для данного исследования стала традиционная для отечественной психологии личности и психологии развития идея о развитии человека путем присвоения материальной и духовной культуры, созданной человечеством. В представлении о традициях игровой культуры как форме объективации совокупного опыта игрового освоения человеком мира диссертант исходила из трактовки истории человечества как последовательной смены поколений.

Диссертационное исследование базируется на концепции феноменологии бытия и развития личности В.С. Мухиной, согласно которой истина о человеке как личности может быть объективно раскрыта через выявление взаимосвязи культурных условий (реальностей предметного, природного, образно-знакового, социально-нормативного мира) и индивидуальных достижений в развитии. Названные реальности рассматриваются как наличный материальный и духовный результат, выступающий условием развития внутреннего пространства личности.

Эмпирический материал, на основе которого осуществлена реконструкция этапов развития игровой культуры, сгруппирован в хронологических рамках четырех исторических этапов: 1) этапа древней истории (архаического этапа); 2) этапа Средневековья; 3) этапа новейшей истории; 4) современного этапа.

В работе А.В. Черной традиции игровой культуры, представленные в единстве конкретно-исторического и этноспецифического воплощений, впервые реконструированы как условие развития личности, ее внутреннего психологического пространства и уникального потенциала. Осуществлен анализ культурного контекста игровых традиций в исторической ретроспективе и на этапе современности. Показана многомерность условий развития личности в контексте традиций игровой культуры, отражающих исторически обобщенный опыт игрового освоения человеком мира. Выявлены исторические тенденции, в ходе которых за традициями игровой культуры закрепляются специфические социально значимые функции, реализация которых обогащает бытие и развитие личности. Выявлены потенциальные возможности развития личности в традициях игровой культуры, обогащающие теорию психологических исследований данной проблематики.

Отмечается, что традиции игровой культуры в единстве конкретно-исторического и этноспецифического воплощений создают условия развития внутреннего психологического пространства личности, которое несет в себе контекст общественного опыта, преломляемый индивидуальным сознанием конкретного человека и формирующий его уникальный потенциал.

Показано, как в традициях игровой культуры объективирован исторически обобщенный опыт игрового освоения человеком реалий предметного, природного, образно-знакового, социально-нормативного мира. Каждая из этих реалий, представленная в поле традиций игровой культуры, задает логику развития личности через контекст исторически складывающихся условий: 1) предметна реальность; 2) природная реальность; 3) образно-знаковая реальность; 4) социальная реальность.

В работе утверждается также, что традиции игровой культуры выступают условием развития и бытия личности, задавая систему сопровождения человека на этапах его онтогенеза как социальной единицы и уникальной личности, социальная сущность которой раскрывается в историческом контексте многопоколенного и однопоколенного социального пространства.

На конкретных эмпирических материалах исследования показано, как традиции игровой культуры влияют на формирование механизмов развития и социального бытия личности. В игровой практике в условиях групповых и индивидуальных взаимодействий человек овладевает идентификацией и обособлением как способами установления социальных отношений. Идентификация и обособление, трансформируясь во все сферы культурного пространства реалий предметного, природного, образно-знакового, социально-нормативного мира, выступают условием развития и бытия личности.

Доказывается, что традиции игровой культуры реализуют специфические социально и личностно значимые функции (тренинговые, социализирующие, развлекающие, рекреационные, релаксирующие, психотерапевтические и мн. др.), обогащающие развитие личности.

Полученные в исследовании научно обоснованные данные об условиях развития личности в традициях игровой культуры могут быть использованы в организации психологического сопровождения онтогенеза развития средствами игровой деятельности, игровой психотерапии. Собранный в исследовании эмпирический материал, характеризующий исторические, этнокультурные аспекты развивающего психологического потенциала игровых традиций может быть использован в проектировании развивающей игровой среды, органично сочетающей традиции и новации.

Гаджимурадова Зугра Магомедовна

этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интеграционных процессов (на материале исследования народов Дагестана)

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

Защита состоялась 2 июня 2008 года.

В докторской диссертации З.М. Гаджимурадовой проведено изучение особенностей представителей тесно контактирующих этносов друг с другом, с культурой и новыми идеями мирового сообщества в таком стратегически важном (приграничном) регионе, как Дагестан, что актуально для российского государства и психологии личности проблема.

Этническое самосознание дагестанцев, проживающих в условиях исторического межэтнического взаимодействия в едином геоисторическом пространстве, впервые рассматривается через контекст изучения общих теоретических вопросов самосознания (самосознания личности и самосознания этносов), включая моральное самосознание личности, а также через контекст этнического самосознания в условиях интернали-зации новых ценностей, «культурного шока» и угрозы столкновения цивилизаций. В исследовании показано, что моральное сознание как отдельной личности, так и отдельных этносов (аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев), подверженных, с одной стороны, влиянию других этносов, проживающих в едином геоисторическом пространстве, а с другой - влиянию глобальной аккультурации, обладает спецификой единого универсального (общедагестанского) типа.

В рамках диссертационного исследования разработана концепция развития этнического самосознания аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин и лакцев в условиях Дагестана. Выявлены и охарактеризованы особенности психологического содержания этнического самосознания младшего и старшего поколений дагестанцев (аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин и лакцев) в условиях интенсификации интеграционных процессов и традиционного межэтнического взаимодействия в первое десятилетие XXI века (выраженная этничность и направленность на этнокультурные ценности своей общности, отношение к традиционному имени, притязание на признание, половая идентификация, социально-нормативная пространство).

Выявлены основные типы реакций (агрессивные - у мужчин и игнорирующие - у женщин) дагестанцев на фрустрацию при депривации структурных звеньев этнического самосознания личности аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин и лакцев (обоих полов). Выявлены особенности ценностных ориентаций, смыслов и целей жизни дагестанцев, связанных с исторически сложившейся общедагестанской межнациональной идентичностью и интенсификации интеграционных процессов в первое десятилетие XXI века.

Показан и объяснен феномен сложной иерархической структуры самосознания личности дагестанцев, состоящей из диалектически взаимосвязанных между собой разноуровневых идентификаций с этносом, с Дагестаном, с Россией и с планетой Земля. Выявлено наличие универсального (общедагестанского) морального сознания в общей структуре этнического самосознания дагестанцев, связанного с общностью традиций, сложившихся в условиях одновременного повышенного конфликто-генного потенциала и вынужденной консолидации.

Также в исследовании была показана зависимость особенностей морального самосознания дагестанцев от этнокультурных ценностей, способствующих сохранению многих, сложившихся в истории стереотипов, в том числе и негативных (кровная месть, эндогамия и пр.); выявлена специфика ген-дерных различий в моральном самосознании дагестанцев, выраженная в наличии жесткой половой идентификации. Обнаружены новые типы негативных и неадаптивных в условиях глобализации идентичностей дагестанцев (ваххабитская, джамаатская, родовая (внутритухумная) идентичности), составляющие особую психологическую проблему в условиях всеоб-

щей интеграции. Выделены и объяснены стратегии поведения аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин и лакцев в условиях всеобщей интеграции и определены аккультурационные типы дагестанцев (интеграция и сепарация). Установлены особенности толерантного межэтнического взаимодействия и восприятия дагестанцами друг друга. Изучены авто- и гетеростереотипы аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин и лакцев (старшего и младшего поколений). В исследовании выявлено наличие единого общедагестанского этнического самосознания.

В работе предложена технология изучения психологических особенностей самосознания личности в ситуации нестабильности в единстве теории и методов, что может быть использовано в практике психологического консультирования. Более глубокое понимание проявлений особенностей самосознания уникальной личности в реальной жизни открывает перспективы развития адаптивных способностей и культуры самосознания личности. Данные исследования позволяют повысить эффективность психодиагностики и психокоррекции структурных звеньев самосознания личности посредством включения в арсенал практического психолога валидных методик, использованных в исследовании.

Полученные результаты могут быть использованы как конкретный материал для работы в многонациональных школах и вузах различных регионов страны; как материал для составления программ развития самосознания, позитивных идентичностей и психологии адаптивности в условиях нестабильности; гармонизации межэтнических отношений в полиэтнической среде.

Кандидатские

Двойнин Алексей Михайлович

ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

Защита состоялась 19 ноября 2007 года.

В кандидатской диссертации А.М. Двойнина выделены основные подходы к пониманию психологической природы ценностных ориента-ций - когнитивный, эмотивный и смысловой; уточнено содержание понятия «ценностно-смысловые ориентации», выражающее смысловую природу ценностных образований личности, имеющее содержательный и процессуальный планы. В исследовании выявлены особенности ценностно-смысловых ориентаций в контексте религиозной веры: направ-

ленность на трансцендентную реальность, выраженная иерархичность, внешний/внутренний характер религиозной ориентации и др.

Установлено, что ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной веры определяют субъективную значимость и смысл явлений действительности в континууме категорий «Божественное -Мирское». Эмпирически выявлена неоднозначность поведенческих реакций на реальные жизненные ситуации фрустрации у будущих клириков и верующих, живущих в миру; установлено, что при депривации ценностно-смыслового содержания структурных звеньев самосознания, учащиеся православных учебных заведений демонстрируют преимущественно толерантные реакции. Обнаружено, что в ситуациях фрустрации у учащихся православных учебных заведений, наряду с религиозной, актуализируется общечеловеческая (мирская) ценностно-смысловая ориентация; установлено, что данные ориентации противоречиво взаимодействуют при регуляции поведения личности. Охарактеризованы особенности смысложизненных ориентаций учащихся православного вуза в сравнении со студентами светского вуза; установлено отсутствие корреляции между вербально выражаемой религиозной ценностно-смысловой ориентацией и общей степенью осмысленности жизни личности.

Содержащийся в диссертации теоретический и практический материал может использоваться в специализированных курсах по возрастной психологии, психологии личности, психологии религии, религиозной антропологии, а также при составлении научно-исследовательских программ по анализу психологических особенностей людей с религиозным типом сознания. Разработанный в исследовании методический инструментарий может найти применение в деятельности психологической службы при работе с верующими.

Васильченко Анатолий Анатольевич

психология понимания

жизненного пути личности православной молодежью (учащиеся духовных школ)

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

Защита состоялась 19 ноября 2007 года.

В кандидатской диссертации А.А. Васильченко выявлены и охарактеризованы выраженные различия в понимании и осуществлении жизненного пути студентами духовных школ и студентами светских учебных заведений (для учащихся духовных школ характерны единые тенденции реагирования в проективных ситуациях, толерантный тип поведения, единодушие в осознании своего «я»).

Диссертантом также выявлены и охарактеризованы показатели высокой сепарации учащихся духовных школ (что может означать тенденцию к психологическому капсулированию, направленную на сохранение традиционного стиля жизни за пределами общечеловеческой интеграции). Прослежена зависимость стабильной и последовательной ориентации на ценности, которые определяют константы, формирующие самосознание личности от выбора жизненного пути и следования его социальным ожиданиям. Показана детерминируемость выбора жизненного пути от характера предстоящей деятельности, так и особенностей самосознания личности.

Определены условия для формирования толерантного типа поведения и их зависимость от выбора жизненного пути в сфере православного служения. Выявлены очевидные различия в отношении предпочтения для жизни условий своей или иной культуры у учащихся духовных школ и учащихся светских учебных заведений: учащиеся духовных школ в ситуации выбора позиции в отношении аккультурационных опций преимущественно тяготеют к сепарации в собственную национальную и религиозную культуру; учащиеся светских учебных заведений преимущественно тяготеют к интеграции в иную культуру.

Охарактеризовано самосознание студентов светских вузов от самосознания студентов духовных школ: в плане самосознания студенты светских вузов часто обнаруживают отсутствие рефлексии своей духовной сущности, избегание самокритики, невидение своих негативных черт, тогда как у студентов духовных школ четко построены антиномии духа, в соотнесении с которыми они оценивают себя.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в психологической практике (как светских, так и духовных учреждений) для решения реальных проблем молодежи, связанных с выбором жизненного пути.

Новикова Любовь Михайловна

гендерные особенности морального

сознания молодежи

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

Защита состоялась 17 декабря 2007 года.

В кандидатской диссертации Л.М. Новиковой развернут и обобщен опыт исследования морального сознания личности в философско-этичес-ких и психологических концепциях. Оохарактеризована проблема гендер-ных особенностей морального сознания и показана ее взаимосвязь с культурой и возрастом. Установлено, что в основном различия между мужчинами и женщинами главным образом заключаются в выраженности позиций.

Гендерные различия больше культурных, но только при условии, что культуры близки. Если же культуры далеки друг от друга, то гендерные особенности мало будут значить по сравнению с культурными.

Экспериментально выявлена картина основных моральных категорий, представленных в моральных суждениях современной молодежи: «Релятивизм ситуации», то есть тезис: «все зависит от ситуации» и «иезуитизм»: «цель оправдывает средства», что свидетельствует о размытых моральных обоснованиях, апелляциях к ситуативности и прагматично-расчетливому иезуитизму.

Установлено, что в молодости гендерные особенности моральных суждений не имеют ярко выраженной специфики; во многих случаях очевидны сходные обоснования мужчин и женщин (количественные различия выявлены лишь в вопросе о допустимости насилия над личностью, а также в частоте употребления категории «равенство»: женщины использовали эту категорию чаще мужчин).

Выявлено множество количественных различий между мужчинами и женщинами, но все они были обнаружены только на уровне тенденции. Выявлено, что в целом типично «женские» и типично «мужские» обоснования укладываются в рамки традиционных представлений о женской и мужской ролях в обществе. Экспериментально выявлена и описана возрастная динамика гендерных особенностей морального сознания: гендерные различия ярко проявляются в возрастной группе 15-17-летних, а в возрасте 2035 лет становятся слабо выраженными.

Содержащийся в диссертации теоретический и прикладной материал может использоваться в специализированных курсах по психологии личности, гендерной психологии, психологии развития, этике, аксиологии, а также при составлении научно-исследовательских программ по анализу морального сознания современной молодежи. Разработанный в исследовании методический инструментарий может найти применение в деятельности психологической службы при работе с молодежью.

Мататова Полина Рувиновна

особенности гендерной идентичности в зависимости от специфики мезосреды (на материале исследования дагестанской молодежи)

Специальность 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Защита состоялась 2 июня 2008 года.

Кандидатская диссертация П.Р. Мататовой посвящена значимой проблеме психологии развития - становлению гендерной идентичности и ее специфики в молодости произрастающей из проблемы общей идентичнос-

ти личности в зависимости от условий проживания (мезосреды) и культурной принадлежности индивида. В диссертации выявлены и охарактеризованы выраженные различия в осознании своей гендерной идентичности и гендерного поведения дагестанской молодежи, проживающей в селе, в городе и в мегаполисе, что, несомненно, зависит от характеристик мезосреды (общественного мнения, укоренности традиционных ценностей, семейно-родовых отношений).

Показано влияние двух тенденций на гендерную идентичность современной дагестанской молодежи: 1) актуализация традиционных ценностей, норм взаимодействия между мужчинами и женщинами; 2) интеграция современных европейских норм гендерного поведения. Установлен и охарактеризован факт психологической значимости для дагестанских юношей и девушек традиционной этнокультурной модели гендерного поведения, а также модификации этого поведения в зависимости от условий проживания (село, город, мегаполис).

Выявлено влияние мезосреды на гендерную идентичность дагестанской молодежи: сельские юноши ориентируются на традиционные маскулинные качества; юноши, проживающие в городе и мегаполисе, - на современные; в условиях женской выборки показательно уменьшение традиционных фемининных ценностей с увеличением типа поселения (от села, к городу и мегаполису).

Показаны особенности формирования толерантного типа поведения у дагестанских юношей и девушек, в ситуации фрустрации гендерной идентичности и его зависимость от особенностей мезосреды (село, город, мегаполис). Охарактеризованы гендерные различия при проявлении своей гендерной идентичности, независящие от места проживания: в частности, выраженное толерантное отношение дагестанской молодежи к родителям и агрессивное отношение к сверстникам.

Опираясь на полученные в диссертации данные, становится возможным прогнозирование особенностей гендерного поведения молодежи, понимание и решение личностных проблем молодежи как представителей разных культур, а также возможно составление программ, направленных на улучшение взаимопонимания и улучшения взаимоотношений между представителями разных культур. Результаты представленного исследования дают представление о гендерных особенностях молодежи в современном мироустройстве, что может быть использовано в психологической терапевтической и консультативной практике. Применение полученных данных возможно при решении ситуаций, связанных с адаптацией личности в условиях другой культуры, а также при миграции молодежи из одного типа поселения в другой.

Махмузова Алина Вазирхановна

особенности самосознания личности разделенных этносов в условиях полиэтнической среды (на материале

исследования дагестанских караногайцев)

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

Защита состоялась 17 ноября 2008 года.

В кандидатской диссертации А.В. Махмузовой этническое самосознание административно и территориально разделенных караногайцев, проживающих в условиях полиэтнической среды Дагестана, рассматривается через контекст изучения общих теоретических вопросов самосознания (самосознания личности и самосознание этноса), включая моральное самосознание личности, а также через контекст этнического самосознания в условиях глобализации общественной жизни. В диссертации разработана концепция развития этнического самосознания дагестанских караногайцев в условиях полиэтнического Дагестана. Выявлены и охарактеризованы особенности психологического содержания этнического самосознания младшего и старшего поколений дагестанских караногай-цев в условиях интенсификации интеграционных процессов и многоэтнической среды Дагестана в первое десятилетие XXI века (выраженная этничность и направленность на этнокультурные ценности своей общности, этнический романтизм, отношение к традиционному имени, притязание на признание, половая идентификация, социально-нормативное пространство).

Показано, что особенность самосознания современных караногай-цев составляет сложная иерархическая структура, включающая многомерные идентичности. Показано, что при проективной депривации ценностей другим дагестанским этносом у караногайской молодежи (обоих полов) происходит выраженное фрустрирование в форме агрессии, что говорит о напряженности этнического самосознания караногайцев в условиях полиэтнической среды. Выявленное в процессе исследования мнение подавляющего большинства дагестанских караногайцев о меньших возможностях «своего» этноса по сравнению с «другими» этносами Дагестана, а также меньшая удовлетворенность национально-культурными, материальными и политическими потребностями на разных территориальных (общедагестанском и общероссийском) уровнях, детерминируют низкую этническую самооценку. Выделены и объяснены стратегии поведения дагестанских караногайцев в условиях всеобщей интеграции и определены аккультурационные типы (интеграция и сепарация). Изучены авто- и гетеростереотипы караногайцев (старшего и младшего поколений).

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы как конкретный материал для построения работы в многонациональных школах и вузах различных регионов страны; как материал для построения программ воспитания культуры межнационального общения и толерантности у молодого поколения в условиях межэтнического взаимодействия; как материал для гармонизации межэтнических отношений в полиэтнической среде; для учета интересов разделенных и малых этносов при проведении национальной и социальной политики, а также при решении миграционных и земельных вопросов в условиях, провоцирующих аномалии развития этнического самосознания личности.

Сапожникова Светлана Евгеньевна

психология читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин

Специальность 19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии.

Защита состоялась 29 декабря 2008 года.

В кандидатской диссертации С.Е. Сапожниковой выявлено, что психология читательского выбора научных монографий обусловлена современным социокультурным контекстом: 1) культурно-ценностными приоритетами в обществе; 2) отношением к книге как объекту материальной и духовной культуры; 3) контекстом научной деятельности, в том числе навыками выбора научных изданий, отвечающих проблеме исследования. Доказано, что психология читательского выбора обусловлена особенностями присвоения научных знаний, сложившимися научными интересами читателя и контекстом Великого идеополя общественного сознания.

Обращение к значимым идеям классических и современных трудов, вошедших в Великое идеополе общественного сознания, может способствовать усвоению значимых идей, тезаурусов авторов-ученых, формированию профессионального читательского выбора и тем самым определять культуру научного чтения. Обнаружено, что одним из значимых условий читательского выбора научных монографий является адекватность рефлексий представителей научного сообщества на особенности профессиональной умственной деятельности. Определено, что специалисты всех уровней научных квалификаций затрудняются сформулировать идеи и тезаурусы классических философских и научных произведений, если в период опроса эти произведения не являются предметом научного обсуж-

дения. Затрудненность схватывания читателем концепций и подходов автора может быть отнесена к познавательной маргинальности. Установлено, что интеграция профессиональных знаний и личностных позиций автора-ученого и издателя-редактора способствует созданию качественной научной монографии и является одним из условий читательского выбора.

В работе предложены методы изучения психологии читательского выбора научных монографий. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в психологической практике для изучения детерминант читательского выбора научных монографий и профессиональных рефлексий на классические и современные труды, вошедшие в Великое идеополе общественного сознания представителей научного сообщества разных квалификаций: докторов наук и докторантов, кандидатов наук, аспирантов и соискателей, студентов и магистрантов. Результаты реконструкции модели качественной научной монографии могут использоваться при создании научных монографий, соответствующих ожиданиям значимых представителей научного сообщества, как в профессиональной среде специалистов-психологов, так и в профессиональной среде специалистов-издателей.

Материал подготовил Алексей Обухов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.