Научная статья на тему 'Давыдов Ю.С. Университет: начало XXI века. Пятигорск, 2002'

Давыдов Ю.С. Университет: начало XXI века. Пятигорск, 2002 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Давыдов Ю.С. Университет: начало XXI века. Пятигорск, 2002»

ЗАМЕТКИ О КНИГАХ

Давыдов Ю.С. Университет: начало XXI века. Пятигорск, 2002.

В рецензируемой работе решается двуединая задача: критически оценивается ситуация в образовательной сфере страны, особенно в высшей школе, и рассматриваются основные проблемы развития высшей школы, с учетом опыта работы ведущих вузов страны и прежде всего ПГЛУ, которым автор руководит уже бсшее 12 лет.

Автор исходит из позиции возрастающей роли высшего образования в современных условиях. Он убедительно показывает ошибочность подхода к школе в широком ее понимании как к затратной сфере. Ныне высшая школа не проситель, а одна из самых выгодных сфер приложения капитала, условие роста благосостояния как самого человека, так и государства в целом. Исследования Всемирного банка показывают, что производственная составляющая валового внутреннего продукта теперь равна всего 18 - 20 %, а остальные 80 % напрямую зависят от качества человеческих ресурсов.

Для России ответ на вызов времени, обусловленный ролью интеллектуального потенциала общества, особенно значим: он должен служить решению социальных экономических проблем трансформационного периода; вывести страну на уровень, адекватный достигнутому наиболее развитыми странами мира. Эго непростая задача, учитывая, что в настоящее время доля человеческого капитала в национальном богатстве в стране составляет лишь 50 против 74 в Западной Европе и 76 % в Северной Америке.

В центре внимания - Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Однако, по мнению автора, главные процессы, осуществляющиеся в настоящее время в высшей школе, -это не модернизация как осовременивание образования, а его реформирование, выходящее в целом ряде случаев на революционные изменения, т.е. коренной поворот, создающий совершенно новые нормы жизни, не всегда оправданные.

Давыдов рассматривает процессы, происходящие в высшей школе с позиций таких ее основополагающих принципов, как государственность, всесословносгь, фундаментальность.

Вопросы государственности автор анализирует с позиций качества подготовки специалистов. Снижение его обусловлено несоответствием между ростом числа студентов (удвоение по сравнению с 1990 г.), развитием материально-технической базы вузов (они финансируются максимум на одну треть потребностей), составом профессорско-преподавательского состава. Если в 1993 г. в вузах один преподаватель приходился на 10 студентов, то ныне - уже на 20. Низким является в большинстве случаев уровень подготовки специалистов в многочисленных филиалах государственных вузов и частных высших учебных заведениях. Как отмечал на VII съезде PCP Президент России В.В. Путин, «го, что растет платное образование, это само по себе неплохо. Плохо только, что качество плохое. С этим я абсолютно согласен. Государство должно обратить на это внимание». Такой же позиции придерживается и автор рецензируемой работы. По его мнению, развитие частного высшего образования объясняется тем, что это - высокодоходная отрасль. В настоящее время по удельному весу студентов, обучающихся в частных вузах, Россия в 13 с лишним раз превосходит Западную Европу. Нехорошо по этому показателю опережать Западную Европу, заметил Давыдов, выступая на VII съезде PCP.

В настоящее время на условиях полного возмещения затрат в стране обучается уже бсшее половины студентов. На бюджетной основе - столько же, сколько в 1970 г. и на 7 % меньше, чем в 1980 г. Это означает, что доступность высшего образования в стране снижается. Как замечает Давыдов, в России идет активный процесс приватизации образования. Не в том смысле, что приватизируются учебные заведения, а приватизируется само право на получение качественного образования той узкой частью нашего общества, которая за это качественное образование может платить. Следовательно, принцип всесословности образования, который как раз означает доступность образования для всех слоев общества в России, все более сужается. Это противоречит мировым тенденциям развития образования.

Фундаментальность высшего образования определяется развитием в вузах научных исследований и приобщением к ним студентов. Еще в 1936 г. в стране были введены должности научных сотрудников без педагогической нагрузки, задача которых - работа со студентами. Таких в штатных расписаниях вузов уже давно нет. А с 1 января 2002 г. из штатных расписаний вузов выведены все научные сотрудники. Нет денег? Но автор как доетор экономических наук убедительно показывает, что деньги в стране есть как на науку, так и на материально-техническую базу вузов, на достойную заработную плату профессорско-преподавательского состава, стипендию студентов.

На высшую школу России в настоящее время направляется в год около 2 млрд дол. В работе названы < источники получения 600 млрд р дополнительных средств, которые уходят либо в тень, либо в карманы олигархов.

Для читателей, несомненно, интересными будут разделы книги, оценивающие введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

Давыдов считает, что ЕГЭ необходим, но как мероприятие, проводимое примерно раз в 5 лет для объективной оценки состояния общего образования в стране. Ежегодно правомерно централизованное тестирование только на сугубо добровольной основе. Переход на ЕГЭ как обязательную процедуру, по его мнению, невозможен, ибо слишком отличаются уровни образования в различных регионах страны. И это различие - не вина учащихся, а их беда, связанная с положением средней школы и учителей страны.

Автор считает, что силы МВД ФСБ, ОБЭП, РУБОП и та, которые инструкцией по обеспечению информационной безопасности привлекаются к проведению ЕГЭ, должны быть направлены на достижение других целей, таких, например, как выявление названных выше 600 млрд р. и их обращение на цели социально-экономического развития России.

По мнению Давыдова, введение тесно связанных с ЕГЭ ГИФО главной своей целью имеет сокращение государственного финансирования вузов. По его расчетам, введение ГИФО приведет к сокращению финансирования вузов примерно на пятую часть. В целом по стране, по данным из доклада «Бремя государства и экономическая политика, либеральная альтернатива», подготовленного группой авторов под руководством профессора Е. Ясина, введение системы

ЕГЭ - ГИФО должно дать экономию бюджетных расходов примерно на 10 млрд р.

Все составные части образовательной деятельности университетов - образовательную, научную, культурно-воспитательную - автор рецензируемой книги рассматривает, опираясь на работу ПГЛУ.

Университет в текущем году отметит свое 64-летие. Это один из всего лишь четырех государственных лингвистических вузов страны. В 2001 г. он был отмечен как один из 50, а в 2002 г. - один из 60 вузов, которые определены благотворительным фондом, учрежденным В О. Потаниным, как «Лучшие вузы России».

В ПГЛУ обучаются студенты из 32 республик, краев и областей России, в том числе из таких отдаленных регионов, как Приморский, Хабаровский и Красноярский края, Сахалинская, Читинская, Тюменская области, Республика Коми, Ямало-Ненецкий автономный округ. Учатся здесь и студенты из Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый второй студент - обладатель золотой или серебряной медали, полученной при окончании школы.

Следовательно, обобщение опыта работы со студентами, выходцами из такого большого числа регионов России, делает его весьма представительным.

Автором прежде всего рассмотрена образовательная деятельность университета с позиций освоения государственных образовательных стандартов, качества образования, кадрового и учебнометодического обеспечения профессиональной подготовки студентов. Представлено в книге слово деканам и заведующим кафедр университета.

В решении коллегии Министерства образования РФ «Об итогах работы в 2002 году и очередных задачах системы образования России по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указывается на необходимость «ввести в действие многоуровневую систему подготовки кадров». В рецензируемой работе анализируется 10-летний опыт такой работы, ибо ПГЛУ одним из первых в стране перешел на нее.

В университете в настоящее время больше половины преподавателей имеют ученые степени кандидатов и докторов наук. Ныне унифицированным аккредитационным показателем для всех университетов является наличие ученых степеней у 60 % всего профессорско-преподавательского состава, в том числе не менее 10 % профессоров. В 1999 г. эти показатели были ниже, соответственно 52 и 8,6 %. Чем вызвано повышение показателя? Как считает автор, мнение, конечно, не бесспорное, объективных доказательств нет. По его мнению, эти и многие другие показатели аккредитации вузов не могут быть одинаковыми для всех вузов. Они должны быть дифференцированными в зависимости от профиля вуза.

В лингвистических вузах, по его расчетам, только 15 % учебной нагрузки должно выполняться профессорами и доцентами (лекции, руководство дипломными проектами и курсовыми работами, аспирантами, соискателями, докторантами, проведение консультаций). Помимо прочих, такой подход имеет и экономическое значение.

Большое внимание в работе уделяется научно-исследова-тельской работе университета, ибо только в сочетании ее с образовательной деятельностью могут быть достигнуты наибольшие резуль-

таты в качестве подготовки специалистов. Автор цитирует французского философа-гуманиста М. де Монтеня, который еще в XVI в. писал: «В процессе обучения нужно прежде всего «привить» вкус и любовь к науке; иначе мы воспитаем просто ослов, нагруженных книжной премудростью».

Практическое значение для читателей, работников вузов будет иметь знакомство с опытом ПГЛУ в области конкретных форм по-ликультурпого, нравственного, физического воспитания, психологической помощи студентам, работы студенческого клуба и студенческого совета. Это тем более интересно, что на Всероссийском конкурсе «Организация воспитательной деятельности в высших учебных заведениях», проведенном Министерством образования РФ, научно-исследовательским институтом высшего образования и межвузовским центром проблем развития личности, воспитательная система ПГЛУ была удостоена диплома I степени.

Особое внимание в книге уделено вопросу информатизации образования как необходимому условию качественной подготовки специалистов и работе института дополнительных образовательных программ, обеспечивающего возможность выбора студентом индивидуальной траектории своего образования.

Не оставит без внимания читатель и проблемы вхождения в мировое образовательное пространство. Отмечая необходимость и показывая конкретные формы сотрудничества с зарубежными вузами, рассматривая возможности участия в Болонском процессе, автор вместе с тем считает, что в настоящее время недопустимо мало внимания уделяется развитию сотрудничества вузов самой России. Весьма плодотворным, по его мнению, может быть сотрудничество между субъектами Южного федерального округа, например в области гуманитарного образования. Оно может проявляться в организации включенного и дистанционного обучения по всему спектру изучаемых в университетах гуманитарных дисциплин на основе двусторонних и многосторонних договоренностей. Такое обучение может также включать обмен преподавателями - для чтения спецкурсов по гуманитарному, и особенно для ПГЛУ, лингвистическому циклу, обмен стажерами и аспирантами, обучение аспирантов и докторантов по языковым дисциплинам, включая языки народов Северного Кавказа; разработку и проведение сравнительно-сопоставительных межкультурных исследований менталитета, психического склада, нравов, традиций и обычаев народов Северного Кавказа с другими многонациональными регионами России и другими многонациональными странами.

Не оставит читателя равнодушным и рассмотрение автором сложных экономических проблем, с которыми приходится сталкиваться вузам в настоящее время, сопровождаемое конкретными предложениями их разрешения на путях выполнения требований законов об образовании.

Монография - одно из редких изданий подобной направленности. Несмотря на спорность отдельных из содержащихся в ней положений, она с интересом будет воспринята широким кругом читателей как работа, проникнутая заботой о высшей школе России и повышении ее роли в развитии нашего общества.

А. А. Греков, Б. Я. Гершкович

Попов В.П., Крайнгоченко И.В. Информация, эволюция и управление. Ессентуки,2001.

Проблемы научного построения на теоретическом уровне фило- стояли в центре внимания исследователей в дисциплинах как естсст-

софского обоснования изучаемых процессов и методологии всегда венного, так и гуманитарного цикла. Это не случайно. От выбора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.