Хейнинен Л. Циркумполярные международные отношения и геополитика // Доклад о развитии человека в Арктике. Перевод с английского / Науч. ред. А.В. Головнев — Екатеринбург; Салехард: Этнографическое бюро, 2007. — C. 206—224.
Цигельницкий И.И. Исследования полярных областей за рубежом // Полярный круг, 1988. — М.: Мысль, 1988. - С. 524-534.
Ширина Д.А. Отчет НИР «Международное сотрудничество в Арктике 80-х-90-х годов XX в.». Якутск, 2007 // Текущий архив ИГИиПМНС СО РАН. - С. 22.
Шпайхер А.О. Исследования США в Арктическом бассейне // ИВК Информация. URL: http:// www.ivki.ru/kapustin/journal/shpayher.htm (дата обращения: 09.01.2009).
Arctic Research: Advances and Prospects. Part 1. Proceedings of the Conference of Arctic and Nordic Countries on Coordination of Research in the Arctic, Leningrad, December 1988 / Под. общ. ред. В.Е. Соколова и В.М. Котлякова. — M.: Наука, 1990.
Arctic Research: Advances and Prospects. Part 2. Proceedings of the Conference of Arctic and Nordic Countries on Coordination of Research in the Arctic, Leningrad, December 1988 / Под. общ. ред. В.Е. Соколова и В.М. Котлякова. — M.: Наука, 1990.
ASSW 2013: The Artic Hub-Regional and Global Perspectives // Scientific Committee on Antarctic Research. URL: http://www.scar.org/news/othernewslet-ters/ IASC_Progress_Spring13.pdf (дата обращения: 01.02.2014).
Founding Articles for an International Arctic science committee. Final edition. August 1990 // Текущий архив ИГИиПМНС СО РАН.
7th report of the Standing Committee on Foreign Affairs and International Trade. Chapter 8 - Supporting scientific, educational and cultural cooperation in the Arctic // Parliament of Canada. URL: http://www.parl. gc.ca/35/Archives/committees352/fore/ reports/07_1997-04/chap8e.html (дата обращения: 29.04.2008).
Letter of agreement between the International Arctic Social Science Association (IASSA) and International Arctic Science Committee (IASC) // International Arctic Science Committee. URL: http://www.iasc.info/files/ MOU_LOA/IASC_IASSA.pdf (дата обращения: 01.02.2014).
Schytt V. Ymer-80: A Swedish expedition to the Arctic Ocean // The Geographical Journal. — Vol. 149 — No. 1 (Mar., 1983). - P. 22-23.
A.A. Suleymanov
The transformation of the international scientific cooperation system in the Arctic at the turn of 80—90th years of XX century.
This article examines the key events, which took place in the science during of the transition from a military-political opposition to the international cooperation in the Arctic. It was the period when the modern system bases of international cooperation on the Arctic region studying were laid.
Keywords: Arctic, international scientific cooperation, the Murmansk Initiative, Conference of Arctic countries on coordination of research in the Arctic (Leningrad, 1988), The International Arctic Science Committee.
УДК 39 (571.151)
В.В. Ушницкий Дауры: новые этнографические материалы
Статья посвящена даурам — приамурскому народу, ныне живущему в Китае. Во время экспедиции во Внутреннюю Монголию летом 2013 г. автору удалось ознакомиться с культурой данного народа. Дауры считаются потомками киданей, занимались земледелием и садоводством. Дауры проникали на территорию Якутии, вступали в этнокультурные контакты с представителями народа саха. Предполагаемые связи саха с даурами отражаются в схожих этнонимах, национальных играх.
Ключевые слова: этнография, дауры, Китай, кидане, этнокультурные контакты, этногенез, Приамурье.
Постоянные миграции были свойственны новления твердых границ между государства-большинству этносов Евразии вплоть до уста- ми. В ходе постоянных межплеменных войн
© В.В. Ушницкий, 2014 г
одни племена вытесняли другие с прежних мест обитания. Возникновение сильных государств также приводило к миграции мелких племен с пограничных с ними территорий. Это следует учитывать всем исследователям этногенеза современных народов Сибири.
На территории Приамурья к приходу русских в середине XVII в. мирно проживал земледельческий народ дауры. Возникновение сильного Маньчжурского государства привело к походам маньчжурских войск в 40-х гг. XVII в. в Приамурье. Сильное сопротивление им оказал народ, обозначенный ими в хрониках под именем сахарча по маньчжурскому названию реки Амур — Сахалянь черная река. Произошло массовое восстание дауров под руководством силача Бомбогора. Тогда еще дауры начали строить сильные укрепленные поселения — крепости. Они стали местом ожесточенных столкновений, когда из Ленского края, начали проникать отряды казаков и промышленников. Дауры оказались между двух огней. Если в Ленском крае русские под давлением царских указов старались щадить аборигенное население как потенциальных плательщиков ясака, то в благодатном Амурском крае, где можно было завести пашню, речь сразу шла о завоевании и покорении местного населения вплоть до полного истребления, чтобы самим занять эту территорию [Бахрушин, 1925]. Поэтому при малейшем сопротивлении казаки, по их словам, «рубили под пень», истребляли дауров и дючеров (чжурчжэней) огнестрельным и холодным оружием. А завоевали тогда Амур атаманы, отличившиеся при покорении якутских улусов, — письменный голова Василий Поярков и Ерофей Хабаров, первым из русских заведший пашню в Витиме, видимо, по примеру дауров, обитавших и в тех местах. Времена лихолетья надолго запечатлелись в исторической памяти дауров.
Впервые известие о даурах на Амуре сообщили якутские воеводы П. Головин и М. Глебов: «Живет... вверх по Витиму реке даурский князец именем Ботога с товарищами... по обе стороны Витима реки даурские конные многие люди, а бой де у них лучной, а язык де, государь, у них свой, с якутским и тунгусским не сходится» [Цыбенов, 2012, с. 46].
В итоге произошла небольшая пограничная война между маньчжурами, уже завоевавшими Китай и основавшими империю Цинь, и русскими отрядами, завершившаяся взятием крепости Албазин и её разрушением, пленением русского гарнизона. В итоге вплоть до середи-
ны XIX в. китайская граница проходила по Витиму. Якуты и эвенки, уходившие на промыслы на Амур и Шантарские острова, по существу, переходили китайскую границу. Поэтому в китайской географии Приамурье и Приморье принято именовать Внешней Маньчжурией, а провинцию Хэйлунцзян (Маньчжурия) — Внутренней. Однако Цины после ухода побежденных русских из края решили сделать Приамурье нейтральной, пограничной зоной и переселили единокровных баргутов, солонов, дючеров и дауров в Маньчжурию. Даурские воины стали одним из знаменных войск Цинской империи. После исхода из Приамурья численность дауров — воинов с доспехами — 2709 чел., женщин и детей — 2964, всего 5673 чел. [Цыбенов, 2012, с. 77].
Интересна проблема происхождения дауров. По мнению наиболее авторитетных китайских [Хао Цилюнь, 1999] и российских ученых [Цыбенов, 2009; Нестеров, 1996] была принята в качестве общепризнанной теория киданьско-го происхождения даурского народа. Это показательно, так как одно время была популярна гипотеза известного российского лингвиста В.М. Наделяева о киданьском происхождении и саха, построенная на созвучии имени прародителя народа Эллэя с императором Елюем Даши, бежавшим с остатками киданьского войска в монгольские степи.
Киданьская (китайская) теория происхождения дауров нам представляется наиболее убедительной. Дело в том, что дауры народ со старыми земледельческими традициями, выращивали многие зерновые культуры, занимались садоводством и бахчеводством (выращивали яблоки, груши, арбузы и дыни, огурцы), свиноводством, разводили кур, сажали табак, получали вино из хлеба, одевались в хлопчатобумажные и шелковые одежды. Еще Г.В. Ксено-фонтов писал о возможной связи якутского слова догор — друг с именем дауров — дахур, дагур. По сведениям Б.О. Долгих [1960], небольшая колония дауров существовала в Амге и даже в Верхоянье. Таким образом, якутское население через дауров могло познакомиться с продуктами земледелия и садоводства задолго до прибытия русских культуртрегеров.
В Эвенкийском национальном хошуне есть даурский уезд. Там мы познакомились с даура-ми и небольшим даурским музеем при сельской администрации. Согласно информации Минды (54 года), сейчас дауры держат овец, лошадей, коз, коров. Рядом с даурским домом располагались кукурузные поля. Но как оказа-
лось, кукурузу выращивают для скота, сами не едят. Его отец, ныне 81-летний старик, раньше делал старинные телеги для продажи или обмена на скот. Сейчас Минды работает проверяющим сельхозугодий. По рассказам Минды, в даурской национальной борьбе борются на кушаках, бывают состязания по перетягиванию палки — мот тэтэбэ, но не часто, во время больших праздников. Когда Минды узнал, что у якутов тоже есть перетягивание палки, то подчеркнул, что дауры и якуты жили поблизости. Поэтому есть много схожего: национальные игры одинаковые, антропологически дауры и якуты тоже близки. Дауры также занимаются собирательством. Собирают для себя бруснику и черемуху [ПМА, информация от Минды].
Чжоу Эньлай в 1954 г. подписал указ о признании дауров, солонов и орочонов в качестве отдельных народностей. Раньше их включали в состав монголов. Они вошли в список 56 народов Китая. В Даурском национальном хошу-не АРВМ (Автономный район Внутренняя Монголия) проживает 450 тыс. чел., из них 70 тыс. дауров.
Многие дауры знают 14 поколений предков. Чапу — родословную книгу никому не показывают. Туда включены предки только по мужской линии. У шэнехенских бурят тоже есть такая книга. Женщины возмущаются запретом включать их в родословную книгу семьи. Приезжали японцы, проводили исследование крови. С монголами у дауров есть генетическое сходство [ПМА, информация от Баясунгха, хорчина].
Киданьская теория происхождения дауров опирается на этимологическую связь имени дауров с названием правящего рода киданей — Дахэ. В последнее время исследованиями китайских генетиков довольно убедительно доказана генетическая преемственность между даурами и киданями. Результаты показали близость ДНК киданей и дауров [Цыбенов, 2012, с. 20]. Из «Сокровенного сказания монголов» и «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина вытекает, что в начале XIII в. в Северном Китае было три сильных этнических коллектива, боровшихся за власть в регионе. Это чжурчжэни — создатели империи Цзинь, представители старой правящей династии Ляо — кидане и сами ханьцы — сторонники династии Мин. В этой борьбе монголоязычные кидане поддержали монголов Чингисхана. Видимо, тогда же, в XIII в., часть киданей мигрировала в Приамурье.
В последнее время в России только начали открывать завесу тайны над феноменом кида-ней — монголоязычного племени, покорившего огромный Китай и даже давшего ему свое имя [Пиков, 2007]. Так, российские археологи А.В. Харинский, Е.В. Ковычев летом 2013 г. участвовали в совместной китайско-монгольско-российской экспедиции, выявлявшей остатки киданьских городищ на территории трех стран. Ученые многих стран с помощью языка дауров бьются над расшифровкой большой киданьской письменности.
Поводом к выдвижению гипотезы о взаимосвязи этнонимов хор и даур, послужили источники, в которых этноним даур записан как дахур/дахор [Цыбенов, 2012, с. 43]. Бурятские исследователи многократно указывали сходство языка и культуры дауров и западных бурят. На этой основе даже выдвинута гипотеза о меркитском происхождении дауров [Цыбенов, 2012, с. 26].
Из даурских этнонимов наше внимание привлекли два названия их родов. Это род алдан, возможно их имя получила р. Алдан. Через Алдан и Амгу издревле существовала дорога на Амур. Напомним, что прародитель хоролор-ских родов Якутии Улуу Хоро, переселяясь верхом на быке через Алдан, Амгу и Таатту, дал им эти названия [Боло, 1994]. Напомним также, что в якутском фольклоре встречается словосочетание Кытат Хоро сирэ, эта страна находится далеко на юге, где птицы зимуют. Также в списке даурских родов мы обнаруживаем род Сан-гаар. Сангар это название административного центра Кобяйского района, данное слово воспроизводится от эвенкийского слова со значением дыра, отверствие. Маленькая группа дау-ров, ныне именующаяся как род алдан, была зафиксирована русскими в 30-х гг. XVII в. на Алдане, в районе устья его притока — р. Амга [Долгих, 1958, с. 128]. На р. Алдан дауры ушли из бассейна р. Зея, вероятно, по тому же пути, по которому позже в Приамурье из Якутска прошел отряд В.Д.Пояркова, а впоследствии и якутские купцы [Цыбенов, 2012, с. 57].
Ряд элементов материальной и духовной культуры дауров свидетельствует об этнических контактах с саха. Так, среди национальных видов спорта огромной популярностью пользуется перетягивание палки. Есть также состязание хужуу мэлжбэй, где участники сидят друг против друга, упираясь ногами, руки лежат на ногах. Кушак со специальной ленточкой-отметкой, связанной в кольцо, набрасывается на шею игроков. По сигналу соревнующиеся на-
чинают тянуть, проигрывает тот, кого поднимают с земли или у кого сгибаются ноги в коленях [Цыбенов, 2012, с. 174]. Эту игру можно сравнить с якутской игрой кулун тардысыы.
Командная борьба, когда на помост выходят по очереди противники противоборствующих команд, напоминает якутский хомуур хапсагай, также получивший широкую популярность в современное время. Популярностью пользуется и игра на варгане — муклене, аналогичном якутскому хомусу. Национальным видом спорта дауров является хоккей на траве, не случайно олимпийская команда Китая формируется из игроков данной национальности.
В отличие от других монгольских народов дауры занимаются рыболовством. Зимой — подледным ловом рыбы. На Амуре, по сведениям Р. Маака, длинный невод складывали на носилки, чтобы он не путался, переносили из воды в лодку, клали вместе с носилками на корму, и снова принимались ловить рыбу [Цы-бенов, 2012, с. 104]. Так же поступают якуты во время зимней подледной рыбалки с помощью невода.
Из даурских терминов родства выделяются ача (отец) и эвэ (мать), сравнимые с тувинскими ача и ие, а также с якутскими экэ (дед) и эбэ (бабушка). Из средств передвижения выделяются даурская повозка, деревянная лодка, сани. Отличительной чертой даурской повозки являлись очень высокие колеса [Цыбенов, 2012, с. 96].
Якутские филологи и этнографы, по моему мнению, должны изучать язык и культуру дау-
ров как одного из близких в этническом плане народов.
ИСТОЧНИКИ
ПМА (2013) — полевые материалы автора (экспедиция во Внутреннюю Монголию, Китай).
ЛИТЕРАТУРА
Бахрушин С.В. Казаки на Амуре. — Л.: Изд-во Брокгауз и Эфрон. 1925. — С. 108.
Боло С.И. Прошлое якутов до прихода русских на Лену (По преданиям якутов бывшего Якутского округа). — Якутск: Бичик, 1994. — 352 с. — На якут. яз.
Долгих Б.О. Этнический состав и расселение народов Амура в XVII в. по русским источникам // Сборник статей по истории Дальнего Востока. — М., 1958. - С. 125-142.
Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. — М.: Наука, 1960. — С. 617.
Нестеров С.П. Народы Приамурья в эпоху раннего средневековья. — Новосибирск: Наука, 1996.
Пиков Г.Г. Из истории названия «Китай» // Чингисхан и судьбы народов Евразии: Материалы Международной научной конференции. — Улан-Удэ. 2007. — С. 111—123.
Цыбенов Б.Д. История и культура дауров Китая. Историко-этнографические очерки. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГУТУ, 2012. — 252 с.
Цыбенов Б.Д. О киданьской версии происхождения дауров // Проблемы этнической истории и культуры тюркомонгольских народов. — Элиста: Изд-во Колмыцкого ИГИ, 2009. — С. 5—13.
Хао Цилюнь. Китайские ученые о происхождении дауров // Традиционная культура Востока Азии. — Благовещенск, 1999. — 207—210.
V.V. Ushnitskiy Daur: new ethnographic materials
The article is devoted Daur - Amur people are living in China now. During the expedition to Inner Mongolia in the summer of 2013, it was possible to get acquainted with the culture of the people. Daur considered descendants of the Khitans were engaged in farming and horticulture. Daur penetrated into the territory of Yakutia was entered in the ethnocultural contacts with representatives of the Sakha people. Sakha alleged links with Daur, reflected in similar ethnonyms, national games.
Keywords: Ethnography, Daur, China, Khitan ethnic and cultural contacts, ethnogenesis, the Amur region.
Ma