2023, №4, часть 1
ISSN 2078-9661
УДК 159.9 DOI 10.24412/2078-9661-2023-4-1-2
Китаева М.П.
АНО ДПО «Институт психологии творчества Павла Пискарёва», г. Санкт-Петербург, Россия
Даосские дыхательные практики как средство нормализации психического и физического здоровья
Аннотация. В статье рассмотрены даосские традиции, а также формы, в которых они воплотились в современном Китае (цигун и другие виды оздоровительной гимнастики, ушу) и распространились по всему миру. Обозначены возможности влияния даосских дыхательных практик, которым отводится главная роль в алхимическом процессе оздоровления организма и достижения единения с Дао, становления бессмертным сянем, на психическое и физическое здоровье. Указаны профилактические, медицинские и психотерапевтические показания к применению даосских дыхательных практик, основанных на их научном исследовании.
Значимость данного исследования обусловлена необходимостью современного человека справляться со стрессами обыденной жизни. Одним из научно-обоснованных инструментов для работы с собой в целях повышения стрессоустойчивости являются даосские дыхательные практики.
Целью исследования является изучение возможности применения даосских дыхательных практик для профилактики и нормализации психического и физического здоровья. Материалы исследования - публикации, опубликованные в системе еНЬгагу с 2013 до 2023 года. Методы исследования: анализ и синтез.
Результаты и их обсуждение. На основе проведенных с 2013 по 2023 гг. исследований можно предположить, что даосские дыхательные практики помогают при лечении хронических болезней желудка, селезенки, легких, сердечно-сосудистых заболеваний, диабета, цирроза печени, глазных болезней, нервного истощения, истерии, последствий сотрясения мозга, вегетивной нервной системы, для общего укрепления организма, являются методом психической саморегуляции, для преодоления зависимостей.
Выводы. Даосские традиции породили множество практик, в которых главное место выделено умению управлять собственным дыханием. Даосские дыхательные практики позволяют улучшить психическое и физическое здоровье, служат профилактикой развития различных заболеваний, предотвращают негативное воздействие стресса благодаря формированию большей стрессоустойчивости и повышению общей способности к психической саморегуляции.
Ключевые слова: даосские практики, дыхательные практики, медитации, психическое здоровье, физическое здоровье, профилактика психического здоровья, профилактика физического здоровья, стрессоустойчивость, психическая саморегуляция.
Kitaeva M.P.
Taoist breathing practices as a means of normalizing mental and
physical health
Annotation. The article examines the Taoist traditions, as well as the forms in which they were embodied in modern China (qigong and other types of health-improving gymnastics, wushu) and spread around the world. The possibilities of the influence of Taoist breathing practices, which play a major role in the alchemical process of healing the body and achieving unity with the Tao, becoming an immortal xiang, on mental and physical health, are outlined. Preventive, medical and psychotherapeutic indications for the use of Taoist breathing practices based on their scientific research are indicated.
«Гуманитарный научный журнал» Электронный научный журнал
2023, №4, часть 1 ПАРАДИГМА ISSN 2078-9661
The significance of this study is due to the need of a modern person to cope with the stresses of everyday life. One of the scientifically-based tools for working with oneself in order to increase stress resistance are Taoist breathing practices.
The aim of the study is to study the possibility of using Taoist breathing practices for the prevention and normalization of mental and physical health. Research materials are publications published in the elibrary system from 2013 to 2023. Research methods: analysis and synthesis.
Results and their discussion. Based on studies conducted from 2013 to 2023, it can be assumed that Taoist breathing practices help in the treatment of chronic diseases of the stomach, spleen, lungs, cardiovascular diseases, diabetes, cirrhosis of the liver, eye diseases, nervous exhaustion, hysteria, the effects of concussion, the autonomic nervous system, for general strengthening of the body, are a method of mental self-regulation, to overcome addictions.
Conclusions. Taoist traditions have given rise to many practices in which the main place is allocated to the ability to control one's own breathing. Taoist breathing practices can improve mental and physical health, prevent the development of various diseases, prevent the negative effects of stress due to the formation of greater stress resistance and increase the overall ability to mental self-regulation.
Keywords: Taoist practices, breathing practices, meditations, mental health, physical health, prevention of mental health, prevention of physical health, stress resistance, mental self-regulation.
Жизнь современного человека наполнена событиями, вызывающими стресс. То, как человек справляется со стрессами, определяет его общее физическое и психическое благополучие. В настоящий момент существует множество самых разнообразных способов, позволяющих справиться со стрессом. Одним из таких способов является телесно-ориентированная психотерапия. Она включается множество направлений. В том числе дыхательные, медитативные практики, традиционно используемые различными народами. Целью нашего исследования будет определение потенциала даосских дыхательных практик для общей нормализации психического и физического здоровья человека в современных условиях. Объектом исследования будут научные публикации, опубликованные по теме в России за последние 15 лет. Методы исследования: анализ научных публикаций; синтез материала, полученного методом анализа.
Даосизм как самостоятельное философско-религиозное направление зародилось в Китае в IV-III вв. до н. э. в размышлениях ученого Лао-Цзы, опубликованных в работе «Дао Дэ Цзин» [10, 15, 18, 21]. Лао-Цзы сформулировал несколько законов. Некоторые из них: «Мягкое и слабое одолевают твёрдое и сильное», «Прибегать к помощи внешних сил, следуя законам Неба и Пределу древности», «Я не дерзну шагнуть и на цунь вперёд, но отступлю на чи назад», «Намеревайся свершить трудное, пока оно легко. Осуществляй большое, пока оно мало» [44, с. 157-158].
Даосская традиция включает три основные составляющие: 1) психофизиологические методы трансформации сознания (медитация, визуализация, гимнастика, дыхательные упражнения, сексуальная практика); 2) алхимия (внешняя и внутренняя); 3) ритуалы (амулеты, заклинания,
«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал
2023, №4, часть 1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661
мудры, Юевы шаги, осознанные сновидения) [10, 15, 25]. Духовно-философской составляющей даосских практик являлись следующие понятия:
1) ци - жизненная энергия, существование которой было доказано в 80-х гг. XX в. Гу Ханьсен в Шанхайском Институте Атомной Энергетики [5, 10, 15];
2) инь (женская, пассивная, земная энергия) и ян (мужская, активная, небесная энергия) - две полярные формы проявления жизненной энергии ци [5, 10, 16, 17, 21, 43]; 3) три Киноварных поля - три области накопления энергии ци в организме человека - нижнее (в области живота), главное, «океан жизненных сил»; среднее (в области солнечного сплетения), «пурпурный дворец»; верхнее (в голове), «дворец нирваны» [5, 10, 14]; 4) Дао - «обозначение первоосновы мира, источника жизни и предела всякого существования, нормы и меры всего сущего» [41, с. 211], Абсолют, первоначало и основа бытия [5, 10, 14, 16, 17, 28], Истина-Путь, Истина как Путь и Путь как Истина [39-40] - «Абсолютная реальность в даосизме воспринимается многозначно: как высшее начало (Путь), как потенциальное бытие (у), из которого рождается существующее бытие, как лоно и источник жизни (Мать Мира)» [14, с. 11]; атрибуты Дао - «вечность, бесконечность, бесформенность и естественность» [21, с. 56]; 5) человек является микрокосмом, который отражает макрокосм (вселенную); 6) алхимия -внешняя (вай дань, лабораторная) и внутренняя (нэй дань, психофизиологическая) [14, 38]. Восстановление здоровье человека основано на приведение распределения энергий инь и ян в организме к балансу.
Профилактическая и исцеляющая гимнастика цигун («ци» - дыхание, «гун» - тщательная работа) является наиболее практичной реализацией даосского мировоззрения [10, 22, 42]. Цигун используется для лечения заболеваний желудка, селезенки, легких, для общего укрепления организма и омоложения, как метод психической саморегуляции [1, 11, 27, 34, 36, 42], «для профилактического лечения ряда хронических болезней, таких как гипертония, сердечные болезни, диабет, хронические болезни желудка, цирроз печени, глазные болезни, нервное истощение, истерия, последствия сотрясения мозга» [23, с. 53-54], для нормализации состояния вегетативной нервной системы [42], для преодоления зависимостей [31]. Цигун доступен и пожилым людям, и детям [32, 33]. Практики цигуна подразделяют на статические, динамические и смешанные [42].
На основе даосизма сформировались виды гимнастики: тай-цзицюань, багуа-чжан, синь-и-цюань [37]. Даосские воззрения определили формирование боевого искусства ушу, которое также используется для оздоровления организма человека. Помимо этого существовали определенные сексуальные практики (например, описанные в «Книге простой девы»), позволяющие исцелить и психические, и физические заболевания [10]. Даосские практики используются в искусстве управления людьми в организациях [12, 30].
«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал
2023, №4, часть 1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661
Конечной целью любого даоса является достижение состояния небожителя (сяня), бессмертного [2, 7, 26], познавшего Дао и слившегося с ним [18-20]. Предполагалось, что предварительным условием достижения бессмертия является нравственное самосовершенствование [13]. Практиками достижения бессмертия являлись внешняя и внутренняя алхимия [14, 17]. Главной дыхательной практикой внутренней алхимии считается зародышевое дыхание, когда человек пытается постепенно разучиться дышать носом и ртом, достигнув состояния эмбриона, который питается и дышит через плаценту «материнскими» веществами [13, 14, 24]. Также при достижении бессмертия использовались телесные и сексуальные практики [14 ]. «К «внутренней алхимии» относятся: медитация, взращивание внутри «бессмертного зародыша», вскармливание «внутреннего духа», добрые поступки. К «внешней алхимии» относились: диеты, массаж, дыхательные упражнения, гимнастика, сексуальные практики, лабораторная алхимия, прием трав, различных веществ и порошков с целью достичь долголетия» [35, с. 115]. «А. Масперо выделяет три вида обязательных для «внутренней алхимии» практик: «взращивание жизненного принципа» (ян син), «взращивание духа» (ян шэнь) и «концентрация на единственном» (шоу и)» [29, с. 26].
К началу XX в. в даосской традиции окончательно сформировалось направление "женской алхимии", теоретико-философской базой которого являлось около 30 сочинений, в том числе «Собрание работ по женской алхимии», «Десять правил женской алхимии», «Женское мастерство внутренней алхимии», «Поучения Изначальной владычицы Сунь Бу-эр», «Последовательность овладения мастерством женского ДаоПути», «Важнейшие поучения по женской алхимии», «Суть женской алхимии», «Жизнеописания небожительниц», «Важнейшие методы золота и киновари для женщин» [3-9]. Главный метод женской алхимии - «обезглавливание Красного дракона» (очищение крови и превращение ее в ци). Считается, что энергия ци в организме женщины сосредоточена, главным образом в области груди. Эта энергия ци может быть направлена в нижнее Киноварное поле. Предполагается, что организм женщины во время даосских практик приобретает все более андрогинные черты. Помимо практик женщина должна была соблюдать заповеди (уважение, чистота и спокойствие, отсутствие гнева и раздражительности, сострадание, выполнение ритуалов, не есть мясо, не пить алкоголь, носить простую одежду, избегать посещения людных мест, не принижать хорошее, не поощрять плохое) [5-8].
«Употребление, активизация и использование энергии «ци» способствует контролю силы мысли, развитию психической силы и творческих способностей, саморегуляции психических процессов и состояний, а также создает психокоррекционный и психотерапевтический эффект, что многократно подтверждалось научными исследованиями.
«Гуманитарный научный журнал» ^^Ьч Электронный научный журнал
2023, №4, часть 1 ПАРАДИГМА ^БЫ 2078-9661
Наиболее известными сейчас даосскими психоэнергетическими практиками являются: «Внутренняя улыбка», «Нэйдань» или Внутренняя алхимия, «Ци-нейцзан» (ци-массаж внутренних органов), «цигун - железная рубашка», медитация всемирной связи (соединение с мировым полем «ци») и другие» [21, с. 58].
Как мы видим, даосские традиции породили множество практик, в которых главное место выделено умению управлять собственным дыханием. Даосские дыхательные практики позволяют улучшить психическое и физическое здоровье, служат профилактикой развития различных заболеваний, предотвращают негативное воздействие стресса благодаря формированию большей стрессоустойчивости и повышению общей способности к психической саморегуляции.
Библиографический список
1. Аникеева В.В. Теоретический анализ изучения восточных оздоровительных практик российскими учеными / В.В. Аникеева // Вестник Бурятского государственного университета. - 2012. - № 13. - С. 6-10.
2. Антология даосской философии. М.: Тов-во «Клышников - Комаров и К», 1994. -447 с.
3. Белая И.В. В поисках "женской алхимии": история создания "Нюй дань хэ бянь" / И.В. Белая // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2018. - № 3-2 (27). - С. 111-129.
4. Белая И.В. Госпожа Люй Би-чэн спрашивает, даос Чэнь Ин-нин отвечает: 36 вопросов о «женской алхимии» / И.В. Белая // Общество и государство в Китае. - 2016. - Т. 46. - № 2. - С. 354-379.
5. Белая И.В. "Женское мастерство внутренней алхимии", изложенное в семи стихах Сунь Бу-эр / И.В Белая // Вопросы философии. - 2019. - № 4. - С. 138-152.
6. Белая И.В. Жизнеописание наставницы Сунь Бу-эр (1119-1182) в даосской традиции / И.В. Белая // Вопросы культурологии. - 2010. - № 1. - С. 28-32.
7. Белая И.В. О даосских методах для женщин в "Важнейших поучениях по женской алхимии" / И.В. Белая // Общество и государство в Китае. - 2015. - Т. 45. - № 2. - С. 143162.
8. Белая И.В. О развитии традиции "женской алхимии" (нюй дань) в горах Цзиньгайшань / И.В. Белая // Общество и государство в Китае. - 2011. - Т. 41. - № 1. - С. 359-364.
9. Белая И.В. Тексты по даосской алхимии для женщин из собрания Хэ Луньсяна: опыт исторического анализа / И.В. Белая // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2016. - № 1 (35). - С. 14-27.
10. Варова Е.И. Даосизм и его влияние на культуру Китая / Е.И. Варова // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. - 2011. - № 8. - С. 21-25.
11. Варова Е.И. Даосские храмы и ритуально-богослужебная практика в современном Китае / Е.И. Варова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. - № 3 (35). - С. 105-108.
12. Варова Е.И. Роль даосизма в современном китайском обществе / Е.И. Варова // Общество и государство в Китае. - 2013. - Т. 43. - № 2. - С. 90-94.
13. Гэ Хун. Бао-Пу-Цзы. Мудрец, объемлющий Первозданную Пустоту. / Пер. Е Торчинова. М.-СПб.: Пальмира, 2020.
2023, №4, часть 1
ISSN 2078-9661
14. Жиртуева Н.С. Даосизм в контексте компаративного анализа философско-мистических традиций мира / Н.С. Жиртуева // Парадигмы истории и общественного развития. - 2018. - № 11. - С. 10-15.
15. Зорькина М.С. Традиционная магия в даосском ритуале: заклинания, мудры, юевы шаги / М.С. Зорькина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Востоковедение и африканистика. - 2010. - № 2. - С. 26-40.
16. Зубарева Е.Д., Мухаметзянов Р.Р. Цигун как инструмент продвижения даосизма в массы / Е.Д. Зубарева, Р.Р. Мухаметзянов // Казанский вестник молодых учёных. - 2019. -Т. 3. - № 3 (11). - С. 77-82.
17. Кесисоглу Н.В. Семантика трансцендентальных практик Древнего Китая в достижении долгожительства / Н.В. Кесисоглу // Аналитика культурологии. - 2007. - № 2 (8). - С. 329-333.
18. Козлов В.В. Дао трансформации. М.: Издательство Пангея, 1998. - 99 с.
19. Козлов В.В. Основы психологии духовности: высшие состояния пробуждения. М.: МАПН, 2018. - 328 с.
20. Козлов В.В., Майков В.В. Основы трансперсональной психологии. Истоки, история, современное состояние. М., Изд-во трансперсонального института, 2000. - 304 с.
21. Козлов В.В., Наркевич А.В. Влияние медитативных практик на социально-психологические свойства личности. Монография. М.: Издательство ИИ Петросян, 2023. -
22. Лебедев Н.С. Дао и современность / Н.С. Лебедев // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. -Т. 23. - № 3 (165). - С. 197-203.
23. Левченкова Т.В., Ван Ю.М. Национальные виды гимнастики в программе по физической культуре школ КНР (на примере цигун) / Т.В. Левченкова, Ю.М. Ван // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 2. - С. 53-55.
24. Малявин В.В. "Канон зародышевого дыхания": перевод с комментариями и предварительное исследования / В.В. Малявин // Человек и культура Востока. Исследования и переводы. - 2021. - Т. 1. - № 9. - С. 81-97.
25. Маслов А.А. Практика "контролируемых сновидений" в алхимической традиции даосизма / А.А. Маслов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2021. - Т. 20. - № 10. - С. 9-23.
26. Маслов А.А. Трансформативная посвятительная традиция в даосизме и традиция сяня / А.А. Маслов // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2020. - Т. 19. - № 4. - С. 9-24.
27. Миронова А.А., Романова Е.В. Оценка влияния комплексной методики дыхательных упражнений Стрельниковой А.Н. и оздоровительных упражнений "цигун" на антропометрические показатели человека / А.А. Миронова, Е.В. Романова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Медицинские науки. - 2021. - № 4 (25). - С. 54-61.
28. Николаев Д.В. Дао как феномен китайской философии и культуры / Д.В. Николаев // E-Scio. - 2021. - № 1 (52). - С. 524-529.
29. Нименская О.С. Религиозный аспект даосизма в интерпретации А. Масперо / О.С. Нименская // Сибирский философский журнал. - 2017. - Том 15. - № 4. - С. 246-256.
30. Пискарев П.М. Личностно-ориентированное управление персоналом и философия даосизма : дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2013.
31. Покусаева Н.В. Китайская оздоровительная гимнастика как нетрадиционная форма физического воспитания студентов вузов / Н.В. Покусаева // Проблемы высшего образования. - 2009. - № 1. - С. 334-337.
328 с.
2023, №4, часть 1
ISSN 2078-9661
32. Религии Китая: хрестоматия / [сост. Е. А. Торчинов]. - СПб.: Евразия, 2001. - 512 с.
33. Розанов С.Е., Белых О.А., Бессонова Л.О. Оздоровительная гимнастика цигун как фактор оздоровления лиц геронтологического возраста / С.Е. Розанов, О.А. Белых, Л.О. Бессонова // Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык. - 2016. - № 1. - С. 215224.
34. Сергеев Д.В. Феномен цигун в китайской медицине / Д.В. Сергеев // Математическая морфология: электронный математический и медико-биологический журнал. - 2001. - Т. 3. - № 4. - С. 51-68.
35. Симонова Е.Н. Осмысление идеи бессмертия в даосской философии / Е.Н. Симонова // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. -2020. - № 2 (14). - С. 115-117.
36. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Теоретико-методологические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов / А.В. Стафеева, Д.И. Воронин // Высшее образование сегодня. - 2013. -№ 10. - С. 64-70.
37. Тендит К.Н. Физкультура и культ (философские аспекты традиционной китайской гимнастики) / К.Н. Тендит // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. -№ 13. - С. 138-143.
38. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиоведческого описания. - СПб.: «Андреев и сыновья», 1993. - 309 с.
39. Торчинов Е.А. Даосские практики. Путь золота и киновари в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Издательство "Азбука-Классика"; Петербургское Востоковедения, 2007. - 480 с.
40. Торчинов Е.А. Пути обретения бессмертия: Даосизм в исследованиях и переводах. СПб.: ООО "Издательство "Пальмира" ; ООО "Книга по требованию", 2017. - 602 с.
41. Торчинов Е. Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. - СПб., 2005.
42. Фатеева М.В., Коробейникова Е.И., Брыкина В.А. Цигун как традиционная оздоровительная практика и одна из основ физической культуры Китая / М.В. Фатеева, Е.И. Коробейникова, В.А. Брыкина // Наука-2020. - 2018. - № 2-2 (18). - С. 139-149.
43. Филиппович А.В. Роль алхимии в формировании и развитии китайской философии / А.В. Филиппович // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. - 2018. - № 15. - С. 114-120.
44. Чэ Т., Цзоу Х. Влияние постулатов даосизма на развитие китайского общества / Т. Чэ, Х. Цзоу // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2017. - Т.
Информация об авторе:
Китаева Мария Петровна, кандидат биологических наук, докторант, АНО ДПО «Институт психологии творчества Павла Пискарёва», г. Санкт-Петербург, Россия
Kitaeva Maria Petrovna, candidate of biological sciences, doctoral student, ANO DPO «Pavel Piskarev Institute of Creative Psychology», St. Petersburg, Russia
12.- № 3.-С. 154-159.