ельная ая культура
РОЛЬ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК В ПРОФИЛАКТИКЕ ПОСТКОВИДНОГО
СИНДРОМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК/UDC 613.192:612.014.4:371.3(045)
Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Иванова1 Магистр В.В. Заболотских1 Магистр А.Б. Ахмедов1
1Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Цель исследования - теоретически обосновать возможность применения дыхательных практик в профилактике постковидного синдрома у детей младшего школьного возраста.
Методика и организация исследования. Проведен анализ информационных источников, посвященных рассмотрению вопросов, связанных с решением проблем «постковидного синдрома» и его влияния на детей младшего школьного возраста, а также профилактики простудных заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей после перенесенного заболевания с помощью дыхательных практик.
Результаты исследования и выводы. Показано, что дыхательная гимнастика - это комплекс специальных дыхательных практик, направленных на укрепление физического здоровья. В развитии ребенка она играет очень важную роль: в формировании органов дыхания, укреплении дыхательных мышц, а главное, в профилактике различных заболеваний, в том числе верхних дыхательных путей. Использование дыхательной гимнастики может быть на протяжении всего дня: во время и между учебными занятиями, в рамках проведения физической культуры, в комплексе утренней гимнастики, на прогулке, в различных формах активного отдыха, беседах и т.д.
Ключевые слова: постковидный синдром, здоровье, профилактика заболеваний, дыхательные практики, дети младшего школьного возраста.
THE ROLE OF RESPIRATORY PRACTICES IN THE PREVENTION OF POST-COVID SYNDROME IN CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE
PhD, Associate Professor A.V. Ivanova1 Master V.V. Zabolotskikh1 Master A.B. Akhmedov1
1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan Abstract
Objective of the study was to theoretically substantiate the possibility of using respiratory practices in the prevention of post-COVID syndrome in children of primary school age.
Methods and structure of the study. The analysis of information sources devoted to the consideration of issues related to the solution of the problems of "post-СOVID syndrome" and its impact on children of primary school age, as well as the prevention of colds, the preservation and strengthening of the health of children after an illness with the help of respiratory practices, was carried out.
Results and conclusions. It is shown that respiratory gymnastics is a complex of special respiratory practices aimed at strengthening physical health. In the development of the child, it plays a very important role: in the formation of the respiratory organs, strengthening the respiratory muscles, and most importantly, in the prevention of various diseases, including the upper respiratory tract. The use of breathing exercises can be throughout the day: during and between training sessions, as part of physical education, in the complex of morning exercises, on a walk, in various forms of outdoor activities, conversations, etc.
Keywords: post-COVID syndrome, health, disease prevention, respiratory practices, children of primary school age.
Введение. Проблема постковидного синдрома связана с масштабным распространением респираторной вирусной SARS-CoV-2-инфекции (COVID-19) в России и во всем мире в 2020 году. По данным Роспотребнад-зора, на январь 2023 года в России было зарегистрировано 21 903 578 человек с подтвержденным диагнозом COVID-19. В республике Татарстан на сегодняшний день зарегистрированы 194 053 случаев заражения данной инфекцией.
Постковидный синдром - это состояние организма после перенесенного заболевания COVID-19. Признаки постковидного синдрома у переболевшего данным заболеванием формируются не сразу, а развиваются в течение некоторого времени.
Одной из причин высокого распространения пост-ковидного синдрома является то, что вирус проникает в саму ткань нервной системы, быстро размножается и тем самым отравляет ее, нарушая работу ткани.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, при сравнении симптоматики COVID-19 у взрослых и детей младшего возраста выявлены следующие закономерности:
- дети легче переносят заболевание;
- симптомы COVID-19 у взрослых распространены в большей степени, в отличие от детей младшего школьного возраста.
Однако на сегодняшний день у детей могут наблюдаться длительные клинические симптомы, то есть пост-ковидный синдром, или последствия острого периода инфекции, а частота и характеристики этих состояний еще изучаются [8].
Короновирусная инфекция сильно воздействует на психическое состояние ребенка. Чаще всего дети с постковидным синдромом ощущают себя в состоянии, которое называется «мозговой туман», то есть они не способны внимательно слушать и воспринимать информацию, быстро ее забывают, также у них выражена быстрая утомляемость и постоянная отдышка после небольшой физической нагрузки.
Такое состояние протекает вместе с болезненной усталостью, бессонницей, нарушением биоритмов жизни. Ребенок чувствует себя слабо, у него отсутствует желание делать какую-либо работу на протяжении длительного времени.
Также к постковидным симптомам у детей можно отнести плохое психоэмоциональное самочувствие, которое проявляется в постоянных перепадах настроения, излишней возбужденности или, наоборот, в сонливости. У большинства детей усиливаются страхи и опасения, растет раздражительность или мнительность - это ответная реакция организма на неблагоприятные факторы, происходящие внутри организма ребенка.
Исследование D. Buonsenso е! а1. показало, что около 50% участвовавших в его опросе детей рассказали, что почти у каждого из них даже через четыре месяца после перенесенной инфекции сохранялся хоть один признак перенесенного заболевания, причем у 42% детей эти симптомы сковывали повседневную жизнь. В основном дети жаловались на болезненное состояние в мышцах и суставах, сильно пульсирующая боль в одном из участков головы, трудности в дыхании и сердцебиении.
Проведенный нами опрос о самочувствии детей после пандемии COVID-19 среди родителей младших школьников города Казани республики Татарстан показал следующее:
- 38% опрошенных родителей утверждают, что их ребенок болел COVID-19;
- 42% респондентов заметили, что их ребенок стал чаще болеть ОРВИ после пандемии COVID-19;
- 38% опрошенных замечали за своим ребенком отдышку после небольшой физической активности;
- 37% родителей замечают, что их ребенок жалуется на частое сердцебиение или боль в грудной клетке после пандемии.
Из основных симптомов после перенесенного заболевания COVID-19 родители выделяют отдышку (33%), общую сонливость (33%) и головные боли (20%).
В этой связи 78% родителей считают, что дыхательная гимнастика будет эффективна в решении постко-
видных проблем у детей младшего школьного возраста при профилактике COVID-19 в целом.
Современные исследования о COVID-19 подтверждают его длительное воздействие на организм ребенка, что говорит о необходимости применения мер по уменьшению влияния коронавирусной инфекции на здоровье детей [3, 7].
Цель исследования - теоретически обосновать возможность применения дыхательных практик в профилактике постковидного синдрома у детей младшего школьного возраста.
Методика и организация исследования. Проведен анализ информационных источников, посвященных рассмотрению вопросов, связанных с решением проблем «постковидного синдрома» и его влияния на детей младшего школьного возраста, а также профилактики простудных заболеваний, сохранения и укрепления здоровья детей после перенесенного заболевания с помощью дыхательных практик.
Результаты исследования и их обсуждение. Во временных методических рекомендациях от союза реабилитологов России, которые базируются на материалах по медицинской реабилитации пациентов с COVID-19, на различных этапах оказания специализированной медицинской помощи, опубликованных специалистами Всемирной организации здравоохранения, говорится, что у детей младшей возрастной группы с целью улучшения аэрации легких, эластичности легочной ткани и бронхов рекомендуется использование элементов дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой, полного дыхания йогов, Цигун-терапии, а также следует включать пассивные и ассистированные упражнения лечебной гимнастики [4].
К. В. Лядов считает, что при использовании дыхательной реабилитации и комплекса лечебной физической культуры при пневмонии, ассоциированной с новой ко-ронавирусной инфекцией (НКИ), отмечено улучшение результатов ребенка, повышение толерантности к физической нагрузке, а также улучшение общего состояния ребенка [5].
В работе Н.В.Абдулловой, С.А.Алдаровой, и Н. П. Щербининой поднимается тема эффективности дыхательной гимнастики Стрельниковой в пандемию коронавируса. В исследовании представлены данные, что гимнастика помогает тем, кто восстанавливается после перенесенного коронавируса, ее рекомендуют многие врачи пульмонологи. В результате педагогического эксперимента авторам статьи удалость подтвердить результативность данной методики [1].
Физическим воспитанием детей школьного возраста должны заниматься как семья, так и все педагогическое сообщество общеобразовательной организации, где обучается ребенок.
В настоящее время учителям следует обращать особое внимание на дыхательные практики в рамках урочной и внеурочной деятельности, что положительно будет сказывается на дыхательной, сердечно-сосудистой и эмоциональной системах организма ребенка.
Младший школьный возраст - это дети от 7 до 12 лет. Их физическое развитие резко отличается от развития учащихся среднего и особенного старшего звена. Многие исследователи считают, что особых отличий
в развитии между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет. Однако у всех ряд показателей динамично развивается: заметно увеличивается окружность грудной клетки, меняется к лучшему ее форма, приобретая очертания конуса, жизненная емкость легких становится значительно больше. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 8 лет составляет 1400 мл, у девочек 8 лет - 1200 мл.
В современных научных трудах указывается, что дыхательный аппарат детей младшего школьного возраста отличается определенным дисбалансом: при относительной мощности легких просвет верхних воздухоносных путей еще узок, дыхательные мышцы слабые. Исходя из этого детей младшего школьного возраста нужно учить правильному дыханию - это поможет укрепить мышцы их дыхательных органов и будет хорошей профилактикой вирусных заболеваний.
Многие исследователи считают, что правильное дыхание - это залог крепкого здоровья. Безусловно важно уделять этому большое внимание. Роль дыхательной гимнастики в оздоровительных практиках для школьников приобрела особое значение во второй половине XX в. Самыми распространенными являются дыхательные методики А. Н. Стрельниковой, Н. А. Агаджаняна, К. П. Бутейко, С. Грофа, В. Ф. Фролова.
На основе вышесказанного можно отметить, что эффективным методом в решении задач по укреплению дыхательной системы детей с целью повышения устойчивости организма ребенка к простудным заболеваниям, в том числе и COVID-19, а также в реабилитации учащихся с постковидным синдромом в школьном учреждении является дыхательная гимнастика (см. рисунок).
Дыхательная гимнастика - это комплекс специальных дыхательных практик, направленных на укрепление физического здоровья. В развитии ребенка она играет очень важную роль: в формировании органов дыхания, укреплении дыхательных мышц, а главное, в профилактике различных заболеваний, в том числе верхних дыхательных путей.
Использование дыхательной гимнастики может быть на протяжении всего дня: во время и между учебными занятиями, в рамках проведения физической культуры, в комплексе утренней гимнастики, на прогулке, в различных формах активного отдыха, беседах и т.д.
Для дыхательной гимнастики не требуется определенного места и времени, использования специального
Влияние дыхательной гимнастики на организм ребенка :
Восстановление дыхательных функций
Ч> -
Улучшение дренажной функции бронхов
V -
Усиление притока кроволимфоснабжения к тканям легких
-
Рассасывание воспалительных образований
ЧЛ -
Укрепление дыхательной мускулатуры
Ч> -
Увеличение жизненной емкости легких
—
Корректирование различных деформаций грудной клетки и позвоночника
у —
_Улучшение эмоционального состояния_
Влияние дыхательной гимнастики на организм ребенка
инвентаря и оборудования, что делает ее доступной как для учеников, так и для педагога.
Вывод. Современным учителям рекомендуется больше времени уделять детям, переболевшим COVID-19, так как последствия перенесенного коро-навируса затрагивают многие аспекты физического развития ребенка. А главное, активно использовать дыхательные практики в работе с младшими школьниками для повышения их сопротивляемости к простудным и другим заболеваниям, выносливости при физических нагрузках.
Литература
1. Абдуллова Н.В. Эффективность дыхательной гимнастики Стрельниковой в пандемию короновируса / Н.В. Абдуллова, С.А. Алдарова, Н.П. Щербинина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2021. - С. 60.
2. Бланин А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и сома-тотипа. / А.А. Бланин // Наук. МГАФК - Малаховка, 2000.
- 21 с.
3. Иванова О.Н. Постковидный синдром у детей / О.Н. Иванова // Международный научно-исследовательский журнал. -2021. - Т. 9. - № 111. - Ч. 2. - С. 35-46.
4. Иванова Г.Е. Медицинская реабилитация при новой корона-вирусной инфекции (COVID-19) / Г.Е. Иванова, И.Н. Баландина, И.С. Бахтина и др. // Физическая и реабилитационная медицина, медицинская реабилитация. - 2020. - Т. 2. - № 2.
- С. 140-189.
5. Лядов К.В. Дыхательная реабилитация у больных вирусной пневмонией на фоне новой коронавирусной инфекции / К.В. Лядов, Е.С. Конева, В.Г. Полушкин и др. // Пульмонология. - 2020. - Т. 30. - № 5. - С. 569-576.
6. Панфиленко Г.И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе / Г.И. Панфиленко, Л.В. Кудрина, Т.А. Бондаренко, К.И. Григорян // Актуальные задачи педагогики: матер. II Междунар. науч. конф. г. Чита, июнь 2012 г.
- Чита: Молодой ученый, 2012. - С. 54-56.
References
1. Abdullova N.V., Aldarova S.A., Shcherbinina N.P. Effektivnost dykhatelnoy gimnastiki Strelnikovoy v pandemiyu koronovirusa [The effectiveness of Strelnikova's breathing exercises during the coronovirus pandemic]. Mezhdunarodnyy zhurnal gumani-tarnykh i yestestvennykh nauk. 2021. p. 60.
2. Blanin A.A. Stanovleniye fizicheskikh kachestv doshkolnikov v za-visimosti ot ikh dvigatelnoy aktivnosti i somatotipa [The formation of the physical qualities of preschoolers depending on their motor activity and somatotype]. MGAFK. Malakhovka, 2000. 21 p.
3. Ivanova O.N. Postkovidnyy sindrom u detey [Post-covid syndrome in children]. Mezhdunarodnyy nauchno-issledovatelskiy zhurnal. 2021. Vol. 9. No. 111. Part 2. pp. 35-46.
4. Ivanova G.E., Balandina I.N., Bakhtina I.S. Meditsinskaya reabil-itatsiya pri novoy koronavirusnoy infektsii (COVID-19) [Medical rehabilitation in case of novel coronavirus infection (COVID-19)]. Fizicheskaya i reabilitatsionnaya meditsina, meditsinskaya re-abilitatsiya. 2020. Vol. 2. No. 2. pp. 140-189.
5. Lyadov K.V., Koneva E.S., Polushkin V.G. Dykhatelnaya re-abilitatsiya u bolnykh virusnoy pnevmoniyey na fone novoy koronavirusnoy infektsii [Respiratory rehabilitation in patients with viral pneumonia against the background of a new coronavirus infection]. Pulmonologiya. 2020. Vol. 30. No. 5. pp. 569-576.
6. Panfilenko G.I., Kudrina L.V., Bondarenko T.A., Grigoryan K.I. Zdorovyesberegayushchiye tekhnologii v korrektsionnoy rabote [Health-saving technologies in correctional work]. Aktualnyye zadachi pedagogiki [Actual tasks of pedagogy]. Proceedings International scientific-practical conference, Chita, June 2012. Chita: Molodoy uchenyy publ., 2012. pp. 54-56.
7. Buonsenso D., Munblit D., De Rose C., Sinatti D., Ricchiuto A., Carfi A., Valentini P. Preliminary Evidence on Long COVID in children. Acta Paediatr. 2021 Jul. No. 110 (7). pp. 2208-2211.
8. World Health Organization. COVID-19 disease in children and adolescents: scientific brief, 29 September 2021. p. 10.
И Информация для связи с автором: ivanova-ann-909@mail.ru
Поступила в редакцию 15.05.2023 г.