Научная статья на тему 'ДАННЫЕ О ВЛИЯНИИ ГИГРОСКОПИЧНОСТИ ОДНОСЛОЙНОЙ ОДЕЖДЫ НА ТЕПЛООБМЕН ЧЕЛОВЕКА'

ДАННЫЕ О ВЛИЯНИИ ГИГРОСКОПИЧНОСТИ ОДНОСЛОЙНОЙ ОДЕЖДЫ НА ТЕПЛООБМЕН ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДАННЫЕ О ВЛИЯНИИ ГИГРОСКОПИЧНОСТИ ОДНОСЛОЙНОЙ ОДЕЖДЫ НА ТЕПЛООБМЕН ЧЕЛОВЕКА»

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в качестве одного из основных гигиенических критериев качества шахтных вод и воздушной среды должны быть результаты определения сероводорода.

Выводы. 1. Качество дренируемых в шахтах по добыче огнеупорных глин вод зависит от качества воды дренируемого водоносного горизонта. Все шахтные воды разработок независимо от типа водопритока содержат сероводород, концентрации которого находятся в прямой связи с количеством серы и органического вещества в породах, водообильностью горизонтов и типом]разработки ископаемого.

Литература. Агеева Н. А. Методика разведки и опробования месторождений огнеупорных глин на примере Боровичско-Любытинского района. Автореф. дне. канд. Л., 1967.

2. Общее содержание сероводорода в шахтных водах разработок огнеупорных глин превышает гигиенически допустимый уровень с учетом установленного кожно-резорбтивного действия.

3. Загрязнение сероводородом воздушной среды при подземной добыче глин обусловлено в основном дегазацией шахтных вод, причем его уровень не превышает ПДК. Наибольшие концентрации сероводорода обнаружены в старых выработках.

4. При осуществлении предупредительного и текущего санитарного надзора необходимо в качестве обязательного показателя оценки шахтных вод и воздушной среды использовать данные исследования на- сероводород.

Пылина А. К■ — Учен, записки Ленинград, пед. ин-та,

1964, т. 267, с. 243—252. Пылина А. К- — Там же, с. 207—212.

Поступила П/У1 1980 г.

УДК 613.481-07:612.55

Л. Б. Казанцева, В. К■ Самыгин, В. И. Горбоносова

ДАННЫЕ о влиянии ГИГРОСКОПИЧНОСТИ ОДНОСЛОЙНОЙ ОДЕЖДЫ НА ТЕПЛООБМЕН ЧЕЛОВЕКА

Определяющим фактором гигиеничности одежных материалов считают гигроскопичность ткани. Это свойство обусловливает способность одежды передавать в окружающую среду пот, выделяемый кожными покровами человека. Однако, на наш взгляд, передача влаги путем сорбции — десорбции, являющаяся физико-химическим процессом, требует большего времени, чем механическое прохождение водяных паров через открытые поры ткани за счет разности упругости водяных паров. Поэтому в тех случаях, когда ткань одежды разрежена, осуществление влагосорбционной способности будет менее эффективным по сравнению с прямым переносом влаги и можно ожидать снижения роли гигроскопичности как гигиенического показателя, а следовательно, уменьшения ее физиологической значимости. Такие условия возможны при использовании тонких материалов в летней одежде. Подтверждение этого рассуждения может позволить рекомендовать при создании новых одежных материалов из химических нитей, обладающих низкой гигроскопичностью, делать их более разреженными, с высокой воздухопроницаемостью.

В настоящей работе мы предлагаем рассмотреть некоторые данные о роли гигроскопичности легких одежных тканей в теплообмене человека с окружающей средой. Целью наших исследований являлось получение количественной оценки зависимости физиологических показателей от гигроскопичности одинарного слоя легкой ткани в условиях изменяющейся температуры окружающей среды. Для этой цели были специально изготовлены ткани с различной гигроскопичностью — от 1,7 до 24% при фиксированных 10 физико-механических показателях, способных повлиять на гигиеничность одежды, что проверялось по критерию однородности дисперсии изучаемых показателей.

Из выбранных тканей были сшиты сорочки одинаковых фасонов. Испытания проводили в микроклиматической камере при изменяющейся температуре окружающей среды: 26, 30, 34 и 38 °С. Подвижность воздуха составляла 0,1 м/с в условиях постоянной относительной влажности 60% на спокойно сидящем человеке. Исследуемое изделие надевали на обнаженное тело и поверх него ничего не надевали. Изделия оценивали по данным теплового состояния человека и пододежного микроклимата. О тепловом состоянии человека судили по температуре кожи и тела, а также влажности кожных покровов. Температуру кожи регистрировали в 7 точках (по Харди и Дюбуа) на протяжении всего эксперимента через 5 мин. На осно-

вании полученных данных рассчитывали средневзвешенную величину. Температуру тела измеряли в подмышечной впадине до и после эксперимента. Влажность кожных покровов определяли по изменению электрокожного сопротивления с помощью прибора Мишука. Наряду с объективными показателями проводили субъективную оценку теплового состояния в баллах (от 1 до 5) в соответствии с классификацией теплового состояния. Состояние пододежного микроклимата изучали по данным температуры и относительной влажности. В экспериментах принимали участие 4 мужчины в возрасте от 18 до 25 лет. Эксперимент длился 40 мин.

Полученные результаты показали, что с изменением гигроскопичности исследуемого одинарного слоя одежды, имеющего массу 60—69 г/м2, плотность 407/264— 339/271 нитей на 10 см2, толщину 155—220 мк, воздухопроницаемость 2100—2700 дм3/м2-с, при указанных параметрах микроклимата меняются некоторые показатели теплового состояния испытателей и пододежного микроклимата: влажность кожных покровов, относительная влажность пододежного воздуха, субъективная оценка теплового состояния. Температура кожи участков, закрытых исследуемой одеждой, и пододежного воздуха при этом не реагирует на изменение гигроскопичности изучаемой одежды. При температуре воздуха 34 °С изменение гигроскопичности от 1 до 24% равносильно снижению, например, относительной влажности под одеждой на 13%, повышению оценки чувства комфортности на 0,7 балла, уменьшению влажности кожных покровов от 550 до 1000 кОм, т. е. переходу из зоны среднего увлажнения кожных покровов в зону очень легкого увлажнения. Также можно определить и значимость 1% изменения гигроскопичности легких одежных тканей.

Таким образом, физиологическая значимость изменения только одного показателя гигроскопичности при неизменяющихся остальных свойствах ткани, обусловливающих гигиеничность одежды, невелика для легких летних тканей, используемых в виде одинарного слоя.

Основной причиной этих несколько непривычных результатов мы считаем высокую воздухопроницаемость и низкую плотность исследуемых материалов, которые не препятствуют интенсивной прямой тепломассопередаче через свободные поры. Наряду с этим некоторая жесткость, присущая большинству изученных тканей, обусловливает неплотное прилегание одежды к телу и тем самым обеспечивает продольную конвекцию пододежного воздуха, а следовательно, увеличивает дополнительные воз-

можности для влагопередачи, нивелируя конкретную роль гигроскопичности в процессе передачи влаги в окружающую среду. Следует отметить также, что испытания проводились при относительной влажности воздуха 60%, т. е. при благоприятном физиологическом дефиците влажности, который не является дополнительным препятствием к испарению влаги с кожных покровов.

Из полученных данных можно сделать вывод о том,

что в ряде случаев, в частности для легких тканей летнего ассортимента, не следует считать гигроскопичность ведущим показателем гигиеничности одежды. При использовании тканей с большой воздухопроницаемостью (порядка 1000—2000 дм*/мг-с) физиологическая значимость гигроскопичности существенно снижается. Это необходимо учитывать при создании и оценке новых материалов.

Поступила 3/У1 1980 г.

УДК 613.632:[в15.286.7 + 631.82

Канд. мед. наук В. Г. Цапко

К КОМБИНИРОВАННОМУ ДЕЙСТВИЮ ПЕСТИЦИДОВ И МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ

Киевский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Целью данной работы являлось изучение возможного характера комбинированного действия некоторых пестицидов (ТМТД, ГХЦГ, метафоса, рогора) и минеральных удобрений (аммиачной селитры, суперфосфата), применяемых на сахарной свекле — наиболее распространенной на Украине культуре.

Для выяснения характера токсического действия указанных пестицидов и минеральных удобрений при одновременном введении в желудок белым крысам был применен общепринятый в токсикологии метод Finney. LDS0 для пестицидов взяты из литературы (Е. Н. Буркацкая; И. Т. Брахнова; Т. Н. Паньшина; Т. А. Агаева), а для минеральных удобрений и их смесей с пестицидами определены нами методом пробит-анализа по Миллеру и Тайнтеру (М. Л. Беленький).

Опыты проведены на 264 белых крысах-самцах массой 130—170 г. Каждая доза препаратов испытана на 6 животных. Химические вещества вводили внутрижелу-дочно с целью точного дозирования. Критерием оценки действия пестицидов и минеральных удобрений служил летальный исход животных. Соотношение компонентов смеси для эксперимента подбирали, исходя из реальных норм их расхода в сельском хозяйстве. Так, рогор применяется из расчета 2 кг/га, аммиачная селитра — по 30 кг/га, суперфосфат — по 100 кг/га. Следовательно, соотношение компонентов в смеси в частях соответственно равно 2 : 30 или 1 : 15 и 2 : 100 или 1 : 50.

ТМТД при протравливании семян свеклы для высева на 1 га расходуется 1 кг, норма расхода аммиачной селитры и суперфосфата та же, что указана выше. Соотношение компонентов в смеси равно соответственно 1 : 30 и 1 : 100. Аналогичным образом подобраны соотношения и для других изученных пестицидов (метафоса, ГХЦГ) и удобрений (аммиачной селитры и суперфосфата).

При определении доз исследуемых смесей компонент пестицидов (рогора, метафоса, ГХЦГ и ТМТД) составлял 1 часть, а минеральные удобрения (аммиачная селитра, суперфосфат) — остальные, указанные в соотношениях.

После установления LD60 смесей определяли, какую часть в них в микрогра.ммах составляют компоненты с учетом выбранных соотношений, а затем подсчитывали, сколько процентов эти части составляют от соответствующих LDS0 компонентов. Если сумма этих процентов в бинарной смеси 100, то эффект оценивается как суммация, если больше 100 — как антагонизм, если менее 100 — как потенцирование.

Пример расчета. LDM для рогора равна 172 мг/кг, для аммиачной селитры — 2020 мг/кг, смеси — 1870 мг/кг. Препараты вводили в соотношении 1 : 15. Следовательно, в LD50 смеси содержится 1 часть рогора и 14 частей селитры, что составляет 125 и 1745 мг. 125 мг рогора от его LD60 (172 мг/кг) составляют 72,4%, а 1945 мг аммиачной селитры от ее LD50 (2020 мг) —86,4%. Сумма компонентов в смеси 72,4%+86,4% = 158,8%. Эффект оценивается как антагонизм.

Результаты исследования характера действия бинарных смесей пестицидов и удобрений представлены в табл. 1, 2.

Анализируя полученные данные, можно считать, что

Таблица 1

Летальность белых крыс при одновременном введении в желудок пестицидов и минеральных удобрений

Компоненты смссн и их соотношение

Метафос: аммиачная селитра 1:25

Метафос: суперфосфат 1:100

Рогор :аммиачная селитра 1:15

Рогор¡суперфосфат I:50

ТМТД:аммиачная селитра 1:30

ТМТД ¡суперфосфат 1:100

ГХЦГ ¡аммиачная селитра 1:2,5

ГХЦГ: суперфосфат 1:100

Суммарная доза, мг/кг

150 250 500 1000 1500 1000 2000 3000 1500 2000 2500 . 2000 3000 4000 5000 6000 1000 2000 3000 4000 4000 5000 6000 7000 8000 9000 500 1000 2000 3000 4000 5000 2000 4000 6000

Большие дозы не вводили

Эффект

0/6 3/6 4/6 5/6 6/6 0/6 5/6 6/6 0/6 4/6 6/6 0/6 1/6 1/6 5/6 6/6 0/6 1/6 3/6 6/6 0/6 1/6 2/6 4/6 5/6 6/6 0/6 2/6 3/6 4/6 5/6 6/6 0/6 1/6 2/6

Примечание. В числителе — число погибших животных, в знаменателе — число животных в группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.