Научная статья на тему 'Данные лингвостатистики в сопоставлении с грамматическим минимумом при обучении немецкому языку'

Данные лингвостатистики в сопоставлении с грамматическим минимумом при обучении немецкому языку Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ахмедова Гулшод Умарбоевна

В данной статье раскрывается проблема использования современной лингвистики в обучении иностранным языкам. В статье говорится о методических целях лингвистических исследований, требующих и соответствующих им систем подсчета. Статья будет полезна специалистам педагогической сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Данные лингвостатистики в сопоставлении с грамматическим минимумом при обучении немецкому языку»

Для развития речемыслительной деятельности студентов на своих уроках мы часто используем прием комментирования пословиц. Например:

«Une ame saine dans un corps sain».

(В здоровом теле здоровый дух.)

Можно предложить также учащимся найти узбекские эквиваленты пословиц и прокомментировать их или же вместе со студентами выбрать пословицу, которая наиболее подходит, по их мнению, к обсуждаемой теме и прослушать несколько аргументированных комментариев.

1. Студенты готовят изложение прочитанной заметки, класс задает вопросы с целью что-либо уточнить, дополнить, повторить.

2. Работа в парах. Студенты обмениваются заметками, читают и пересказывают друг другу. Студентам, проявившим особую заинтересованность в изучении французского языка и интересующимся спортивной жизнью Франции, можно дать индивидуальное задание после первого занятия по теме «Спорт».

Deuxieme question: vous arrive-t-il de regarder a la television ou d'ecouter a la radio des epreuves sportives et de suivre la description ou le commentaire qu'on en fait: matches de football, de rugby, de tennis, courses, etc.?

Quelle difference у a-t-il entre la boxe française et la boxe anglaise?

Список литературы

1. Пирхавка H.E., Кондратьева Т.В. Иност. языки в школе, 1989. № 3. С. 30.

ДАННЫЕ ЛИНГВОСТАТИСТИКИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ГРАММАТИЧЕСКИМ МИНИМУМОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ Ахмедова Г.У.

Ахмедова Гулшод Умарбоевна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается проблема использования современной лингвистики в обучении иностранным языкам. В статье говорится о методических целях лингвистических исследований, требующих и соответствующих им систем подсчета. Статья будет полезна специалистам педагогической сферы.

Ключевые слова: современная лингвистика, обучение, грамматическое явление, немецкий язык.

Современная лингвистика до сих пор не установила частотности широкого круга грамматических явлений в основных функциональных стилях, изучаемых в школе иностранных языков. И хотя принцип частотности в отечественной и зарубежной методиках признается одним из основных, при отборе грамматического минимума отсутствие определенных лингвостатистических данных в области распространенности по стилям и в частотности в них грамматических явлений, как правило, приводит к субъективным точкам зрения о включении в курс иностранного языка или исключении из него очень большого числа языковых явлений. Само знание частоты встречаемости грамматических явлений в разных стилях необходимо и составителям программ, и авторам учебников, и учителям для понимания специфики того или иного стиля, отбора оригинальных текстов — для включения их в учебный процесс и объяснения их характерных особенностей учащимся, что для решения вопроса об отборе грамматических явлений в программы и учебники немецкого языка в очень многих случаях недостаточны данные, установленные германистикой. Исследования лингвистов проводились, как правило, в языковедческих целях, не совпадающих с методическими: установление языковой нормы, выявление тенденций в историческом развитии языка [1, с. 133]. Кроме того, обычно устанавливаемые лингвистами данные по процентному соотношению различных компонентов определенного парадигматического ряда (например, по процентному соотношению в разговорной речи падежей существительных, временных глагольных форм, типов предложений и т п.) недостаточны для решения проблем грамматического минимума.

78

Для установления этого обычно используемая в лингвистике формула подсчета (где P — вероятность встречаемости данного языкового явления, а — изучаемое явление, m — число появлений изучаемого явления, n — общее число членов класса изучаемого явления) не подходит, ибо величина n не учитывает всей генеральной совокупности разнородных классов грамматических явлений. Для установления частоты встречаемости грамматических явлений, включаемых в минимум, нецелесообразно также измерять объем выборки в предложениях или словах, ибо средняя длина предложений (и слов) колеблется в зависимости.

1. Большое число грамматических форм, включаемых в минимумы (перфект и футурум индикатив, презенс конъюнктив, партицип I и II в разных функциях и др.), имеет совершенно различную частоту встречаемости в пределах так называемого «книжно-письменного стиля речи», в частности, в текстах общественно-политического и научно-популярного стилей; в этой связи ссылки многих методистов, решающих проблемы минимума, на употребительность (или неупотребительность) каких-либо грамматических явлений в «книжно-письменном стиле» являются недостаточными без уточнения видов этого стиля.

2. Вследствие крайней разнородности величин многочисленных грамматических явлений в разных стилях целесообразно уточнить понятие «нейтральный стиль» и выдвигаемое методистами положение о необходимости отбора в минимум языковых явлений нейтрального стиля; принцип отбора — включать в минимум широко распространенные во всех стилях языковые явления — вступает в противоречие с полученными данными по футуруму индикатив в научно-популярном стиле, по инфинитивному обороту statt zu и по императиву.

3. Из полученных данных становится очевидным, что отбираемые в отечественные программы минимумы во многих случаях не учитывают реальную частоту встречаемости грамматических явлений в определенных функциональных стилях немецкого языка: программы постоянно включают такие явления, как, например, плюсквамперфект индикатив и оборот um zu + Infinitiv, часто также плюсквамперфект и футурум пассив, обороты оЬпе zu + Infinitiv, statt zu + Infinitiv, которые во всех стилях встречаются в десятки или сотни раз реже, чем целый ряд других, не включаемых в программы,— партицип I и II в обстоятельственной функции, инфинитив пассив, презенс статив.

4. Для понимания речи иностранца в разговоре на обыденные темы нужно (хотя бы в общих чертах) ознакомить учащихся с формами кондиционалис I, имперфект конъюнктив, плюсквамперфект конъюнктив, презенс пассив, презенс статив, с конструкциями hаßеn + zu + Infinitiv и sich lassen+ Infinitiv, так как все эти формы и конструкции особенно часто встречаются в данном стиле (намного чаще, чем, например, оборот um zu + Infinitiv и ряд других употребительных форм немецкого языка).

Список литературы

1. Солодилова И.А. Лексикология немецкого языка: учеб. пособие / Оренбургский гос. ун-т.

И.А. Солодилова. Оренбург: ОГУ, 2014. 133 с.

ЧТЕНИЕ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПЫТА ОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ Ахмедова Г.У.1, Салимова С.Ф.2

'Ахмедова Гулшод Умарбоевна — преподаватель, кафедра иностранных языков, Бухарский инженерно-технологический институт; 2Салимова Сарвиноз Фарходовна — преподаватель, Бухарский колледж экономики и банка, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье говорится об условиях школьного обучения, которое может осуществляться как устно, так и с помощью письменной речи, т. е. в процессе чтения иноязычных текстов, когда общающиеся разделены во времени и в пространстве. Ключевые слова: аудирование, чтение и устная речь, неречевое поведение, общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.