Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. C. 60-69 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 60-69 (In Russ.)
DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-4
ДАМАССКИЙ И ЛИВАНСКИЙ ЦЕНТРЫ СИЛЫ В АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ ПРИ ПАТРИАРХЕ ФЕОДОСИИ VI (1958-1970)
Е.М. Копоть
Московский педагогический государственный университет, Москва, Россия;
Аннотация: В середине ХХ в. каноническая территория Антиохийского патриархата становится объектом острого соперничества военно-политических блоков Холодной войны. Традиционное соперничество Дамаска и Бейрута сопрягается с появлением независимых государств Сирии и Ливана, что приводит к кризису управления православной церкви, неоднократно находившейся на грани раскола. В тоже время греческое и русское влияние, имеющее многовековую историю, наполняется новым содержанием, становясь внутренним фактором в жизни православной общины. Ливанский регион и греческая партия внутри патриархата имели ярко выраженную прозападную ориентацию, а сирийская группа была ближе к союзу с Русской православной церковью и СССР. Огромное значение в трансформации патриархата сыграло «Движение православной молодежи», которое к концу правления патриарха Феодосия VI завоевало ключевые позиции в синоде и определило прогреческий уклон во внешнецерковных связях Антиохийской церкви.
Ключевые слова: патриарх Феодосий VI (Абурджели), Александр III (Тах-хан), Антиохийский патриархат, православные арабы, Россия и Православный Восток
Для цитирования: Копоть Е.М. Дамасский и ливанский центры силы в Антиохийской Церкви при патриархе Феодосии VI (1958-1970) // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. С. 60-69. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-2-4
DAMASCUS AND LEBANESE POWER CENTERS IN THE CHURCH OF ANTIOCH UNDER PATRIARCH THEODOSIUS VI (1958-1970)
Evgeny M. Kopot'
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russia;
© Копоть Е.М., 2023
©
Abstract: The article deals with the situation of Antiochian Orthodox Church in contemporary Syria and Lebanon. With the example of Antioch Patriarch Theo-dosius's reign the author makes an attempt to analyze the Patriarchate's inner life as well as a set of external factors that had an influence on it. In the middle of the 20th century, the canonical territory of the Antioch Patriarchate became an object of intense rivalry between the Cold War blocs. The traditional competition between Damascus and Beirut is coupled with the emergence of the independent states of Syria and Lebanon, which leads to a church management crisis, which has repeatedly been on the verge of a split. At the same time, the Greek and Russian influence, which has a long history, is filled with a new content, becoming an internal factor in the life of the Orthodox community. The Lebanese region and the Greek party within the patriarchy had a pronounced pro-Western orientation, while the Syrian group was closer to an alliance with the Russian Orthodox Church and the USSR. Great value in the transformation of the patriarchate was played by "The Orthodox Youth Movement", which by the end of Patriarch Theodosius's reign had won key synodal positions and determined the pro-Greek bias in the external church relations.
Keywords: Theodosius VI (Abou Rjaileh), Alexander III (Tahan), Patriarchate of Antioch, the Orthodox Arabs, Russia and the Orthodox East, Syria, Lebanon
For citation: Kopot' E. M. Damascus and Lebanese power centers in the church of Antioch under patriarch Theodosius VI (1958-1970). Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 60-69. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-4 (In Russ.)
Борьба за контроль над ливанскими митрополиями становится основным содержанием жизни Антиохийской церкви с сер. — конца Х1Х в. Причины этого лежали в имущественной дифференциации внутри патриархата. Возвышение Бейрутской митрополии внутри Антиохийского патриархата началось во второй пол. Х1Х столетия и было связано с включением Ливана в мировую экономическую систему. С 1830 по 1900 г. население Бейрута увеличилось в 10 раз и достигло более чем 100 тыс. жителей1. Социально-экономический рост отразился в административном устройстве региона — в 1888 г. был учрежден отдельный Бейрутский вилайет2. Все эти изменения сопровождались распространением в православной арабской среде идей национализма и усилением амбиций местной элиты. Во время патриарших выборов в Антиохийской Церкви 1885 и 1891 гг. основ-
1 HouraniA. Political society in Lebanon. London, 1986. P. 12. До 120 тыс. к началу первой мировой (Kassir S. Beirut. London, 2010. P. 124).
2 Вслед за динамичным развитием региона перемещается и резиденция бейрутского митрополита, который в 1890 г. переехал из резиденции внутри старого города близ собора Св. Георгия на пригородный холм Ашрафия в квартале Рмейль, где располагались виллы христианской элиты. (Davie M. Ville, notables et pouvoir: les orthodoxes de Beyrouth au XIXe siècle // Cahiers de la Méditerranée. №45, 1992. P. 191.)
ным кандидатом на патриарший престол являлся бейрутский митрополит Гавриил (Шатилла). И только тяжелое физическое состояние престарелого иерарха не позволило ему в 1899 г. претендовать на патриаршество. Если в последней четверти Х1Х в. рост влияния Бейрута сдерживался союзом иерусалимских греков из Святогробского братства и дамасского нобилитета, то с избранием патриарха-араба Мелетия (Думани) данный фактор был нивелирован.
После смерти в 1901 г. бейрутского митрополита Гавриила (Ша-тиллы) на его место православной общиной Бейрута (вопреки воле патриарха и российской дипломатии) в 1902 г. был избран архим. Герасим (Мсарра). Ответным шагом Дамаска стало раздробление Бейрутской митрополии с выделением из ее состава горных территорий и монастырей, находящихся там. Они вошли в новообразованную Ливанскую (Гор Ливанских) митрополию. Ее учреждение стало первым актом борьбы между столичной — дамасской — партией и набиравшим силу Бейрутом.
Вторым центром ливанской оппозиции Дамаску стала Триполий-ская митрополия. Обладая значительными средствами, триполий-ский митрополит Григорий (Хаддад), стремился рассадить своих сторонников на вакантные кафедры: так, митрополитом аркадий-ским (Аккар) в 1903 г. стал его бывший диакон, бейрутский уроженец, Василий (Дибс), а митрополитом лаодикийским был избран родственник Григория Арсений (Хаддад). После смерти Мелетия II в 1906 г. Григорий (Хаддад), представитель Триполи, благодаря поддержке Герасима (Мсарра) был избран антиохийским патриархом (на кафедре 1906-1928 гг.). Поддержку Григорию также оказал митрополит Арсений (Хаддад), ставший викарием нового патриарха. Объединенная ливанская партия (Бейрут, Триполи и митрополия Гор Ливанских) одержала победу за доминирование в патриархате. Такая конфигурация сил задавала параметры ситуации в Антиохийской Церкви на протяжении всего ХХ века.
На дальнейшее развитие региональной борьбы оказали влияние драматические политические изменения в регионе после Первой мировой войны, установление в Сирии и Ливане французской мандатной администрации. Мандатная система серьезно ослабила и без того призрачную власть патриарха, сидевшего в Дамаске. Большую роль в укреплении ливанского центра силы сыграло, провозглашение в 1926 г. республики Ливан во главе с президентом Шарлем Дабба-сом, православным по вероисповеданию. После смерти Григория IV в 1928 г. борьбу за патриаршество повели Арсений (Хаддад), бейрутский кандидат, и триполийский митрополит Александр (Таххан), что привело к параллельному избранию в 1931 г. двух патриархов
и попытке переноса патриархии в Бейрут. Единство было восстановлено лишь со смертью Арсения (Хаддада) в 1933 г.3 Но затишье оказалось недолгим.
Мозаичность региона в подмандатный период продолжала оказывать заметное влияние на церковную жизнь. Инициатором нового раскола выступил Эмесский (с кафедрой в г. Хомс) митрополит Епифаний (Зайед), который, как следует из справки, составленной в 1964 г. еп. Подольским Леонтием (Гудимовым) для председателя ОВЦС МП митр. Никодима (Ротова), «в 1935 г. был назначен митрополитом в Латтакию на место митрополита Трифона, ушедшего на покой. Однако вскоре митрополит Трифон потребовал назад свою отставку, тогда митрополит Епифаний объявил о создании Автономной Восточной Православной Церкви, не уступив Латтакийскую епархию митрополиту Трифону, в нее вошли часть Латтакийской епархии, а также Триполийская и Эмесская»4. Этот раскол продолжался до 1941 г., когда митрополит Епифаний (Зайед) согласился присоединиться к патриархату с условием назначения его на Аккарскую кафедру и сохранения за ним латакийского прихода св. Михаила.5
Традиционное региональное деление осложнилось в первые послевоенные десятилетия, период становления независимых государств Сирии (в 1958-1961 гг. в составе ОАР) и Ливана, а также складывания военно-политических блоков эпохи Холодной войны.
И если Ливан придерживался прозападной ориентации, то Сирия и ОАР пользовались поддержкой СССР. В послевоенный период РПЦ вновь становится значимым фактором во внутренней жизни Анти-охийского патриархата. Просоветская и прозападная ориентации стали катализатором противоречий внутри патриархата и наслоились на существовавшие там традиционные региональные разделения.
Патриарх Александр пытался балансировать между советским и западным влияниями. 15 июля 1951 г. он, в сопровождении митр. Хомского Александра (Жиха), посетил Москву, где выступил с заявлениями о свободе Церкви в СССР и мирном характере внешней политики советского государства. Результатом стала беспрецедентная травля первоиерарха за высказанную им позицию со стороны прессы.
Еще одним шагом давления на патриарха стало посещение его английским послом У. Монтегю-Поллоком и атташе американской
3 HopwoodD. The Russian presence in Syria and Palestine. 1843-1914. Church and Politics in the Near East. Oxford, 1969. P. 178-179.
4 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 33. Л. 236.
5 Нелюбов Б.А. Александр III // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2007. С.504-505.
миссии. В продолжение антипатриаршей кампании на заседании синода 17 сентября 1951 г. Александр III подвергся критике со стороны проамериканской группы митрополитов — Ильи (Салиби) Бейрутского, Игнатия (Хрейке) Епифанийского, Епифания (Зайеда), Ильи (Муавада) Алеппского, Нифона (Саба) Захлесского. Игнатий, Нифон и Илья (Салиби) в это время проводили совещания относительно низложения Александра III и создания Ливанской патриархии6.
Поддержку патриарху оказали Афанасий (Хлели) Хауранский, Александр (Жиха) Эмесский, Илья (Карам) Гор Ливанских. Феодо-сий (Абурджели) Триполийский занял примиренческую позицию. К концу года положение патриарха стабилизировалось7. Вероятно, это было связано с переворотом в Сирии и приходом к власти в ноябре 1951 г. полковника Адиба аш-Шишакли, который был хорошим знакомым митр. Афанасия и противником Запада.
В октябре-ноябре 1957 г. Александр III вновь посетил Москву и Кавказ8. После его возвращения из СССР митр. Илья (Муавад) Алеппский поднял на заседании синода вопрос об удалении патриарха на покой. Однако Александр III оказался тверд и прекратил заседание синода до удаления с него митр. Ильи9. Ранее, как следует из докладной записки члена делегации РПЦ, пом. инспектора МДА А.П. Горбачева, 16 мая 1957 г. на заседании Синода Антиохийской церкви митрополитами Ильей (Муавадом) Алеппским и Епифани-ем (Зайед) Аккарским уже выдвигалось предложение об отказе от финансовой помощи РПЦ10. Ситуация усугублялась прозападной ориентацией Ливана и поддержкой доктрины Д. Эйзенхауэра.
Пик центробежных тенденций пришелся на 1958 г. На первых же встречах с представителем РПЦ при Антиохийской Церкви архим. Иоанном (Вендландом)11 в 1958 г. Илья (Салиби) стал говорить о проблеме местонахождения патриаршего престола: «Главный город Антиохийской церкви — Бейрут. В нем ок. 100 тыс. православных, тогда как в Дамаске только 3-4 тысячи. В Бейруте 14 православных храмов, в Дамаске только 4. <.. .> Поэтому Бейрут фактически является столицей АЦ»12.
Действительно, источником существования митрополий являлись доходы от вакуфов (земельных участков и другой недвижимости).
6 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 851. Л. 42.
7 Там же. Л. 38.
8 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 212. Л. 262.
9 Там же. Д. 240. Л. 12.
10 Там же. Д. 212. Л. 11.
11 Иоанн (Вендланд) (1909-1989) — архимандрит, с 28 дек. 1958 г. митр. Подольский, 1958-1960 гг. представитель РПЦ при Антиохийском патриархате.
12 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 240. Л. 62.
Арендные ставки в силу специфики экономического развития оказались особенно высоки в Ливане, почему митрополии региона явились значительно более состоятельными, чем те, что располагались в Сирии.
В 1970-х гг. вакуфное имущество церквей Бейрутской епархии оценивалось в 300 млн ливанских лир. По некоторым данным ежегодный доход от земельных владений общины превышал 1 млн ливанских лир (100 тыс. ф. ст.), а сумма поступлений от бейрутских храмов — не меньше 2 млн ливанских лир в год13. Митрополия, расположенная на стыке с ливанскими горами, подавляющая часть населения которых проводила зиму в Бейруте, имела там собственность и вела бизнес, фактически соединяла в себе паству двух епархий: Бейрута и Гор Ливанских. Таким образом, Бейрут представлял собой центр тяжести православной общины всего Антиохийского патриархата. Не удивительно, как отмечал А.П. Горбачев, что «митр. Илья Салиби считает значение своей митрополии вообще выше всего Антиохийского Патриархата»14.
По данным доклада делегации РПЦ в 1957 г. Илья (Салиби) «редко бывает на заседаниях Синода и почти не подчиняется Анти-охийскому Патриарху. Не допускает никакого вмешательства в дела своей митрополии»15. «Митрополит Илья (Салиби) имеет большое влияние на членов правительства Ливана. Многие из них являются его друзьями или людьми, им облагодетельствованными. Но бывает и так, что лица, неугодные митрополиту, устраняются путем физического уничтожения»16. Штрихи к портрету митрополита добавлял Н. Барановский (русский эмигрант, преподаватель Баламандской семинарии) сообщавший, что митр. Илья (Салиби), обладал собственным капиталом до 5 млн лир17.
Архим. Иоанн (Вендланд) проницательно отмечал, что мысль о первенстве Бейрута у такого влиятельного митрополита «очень опасна»: «делать Бейрут столицей АЦ — это значит перенести центр в государство менее дружественное нам, чем Сирия. Тогда этот центр стал бы гораздо более доступен американскому влиянию, чем теперь. А между тем, если, чего не дай Бог, умрет патриарх Александр, Бейрутский митрополит будет иметь основание требовать сделать
13 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 33. Л. 267.
14 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 212. Л. 24.
15 Там же. Л. 15.
16 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 212. Л. 15
17 Там же. Д. 161. Л. 132.
свой город постоянной резиденцией патриарха с тем, чтобы заодно самому стать патриархом. В этом опасность мысли Салиби»18.
Этот взгляд подтверждал и посол СССР в Ливане С.П. Киктев19. Если же эта идея Салиби не будет поддержана, то возможно, по мнению Иоанна (Вендланда), и более худшее — разделение Церкви на два патриаршества, или в виде раскола, или в виде канонического решения20. Ситуацию подогревал тот факт, что в это время Дамаск даже не был столицей государства (в 1958 г. Сирия вошла в ОАР, чьей столицей стал Каир).
17 июня 1958 г. скончался Александр III (Таххан). Ливанские митрополиты за исключением Ильи (Карама) и Нифона (Саба) не приехали в Дамаск на похороны патриарха. После полугодовой задержки в связи с гражданской войной и американской военной операцией в Ливане, 14 ноября 1958 г. патриархом был избран Феодосий VI (Абурджели), грекофил (сокурсник по Халкинской семинарии Вселенского патриарха Афинагора I (Спиру) (1949-1972)), являвшийся «сторонником Запада и анти-коммунистом»21. В правление Феодосия VI эпоха русского влияния ушла в прошлое.
В 1960 г. Илья (Салиби) сообщал, что патр. Феодосий «греческий шпион»22, и что общественность Ливана требует от него, Илии, отделиться от АПЦ в отдельный патриархат. По мнению представительства РПЦ при патриархате, эта инициатива исходила от самого Ильи23. Феодосий знал об этом и заявлял в ответ, что Салиби стремится «к приматству Ливанской церкви»24. Причины столь негативных оценок Феодосия, исходящих от близкого к западным кругам бейрутского митрополита, раскрылись в следующее десятилетие.
Ключевую роль во внутреннем перерождении и переориентации патриархата сыграло «Движение православной молодежи» (далее — ДПМ). Возникшее в среде студентов иезуитского Университета св. Иосифа в Бейруте в 1942 г., уже спустя восемь лет оно имело в составе синода АПЦ своего представителя и духовного лидера (будущего патриарха) — митрополита Алеппского Илью (Муавада)25.
18 Там же. Д. 240. Л. 62.
19 Киктев С.П. (1915-1980) — с 17 декабря 1955 — 10 июля 1961 года Чрезвычайный и Полномочный Посланник (с 1956 — Посол) СССР в Ливане.
20 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 240. Л. 63.
21 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 33. Л. 230.
22 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 290. Л. 177.
23 Там же. Л. 178.
24 Там же. Л. 180.
25 На первых порах духовным наставником Движения был иеромонах Лев (Жилле) (1892-1980), «по национальности француз, скрытый католик-иезуит, служил в приходе Московской патриархии в Лондоне, где руководил духовной миссией среди
Илья (Муавад), бывший ранее ректором Баламандской семинарии, говорил Н.Е. Барановскому, преподававшему там: «Что такое ваше русское Православие? Чепуха. Я воспитанник греков и люто ненавижу русских и все русское»26. Александр (Жиха) Эмесский, выпускник Казанской духовной академии и последовательный сторонник русской ориентации, в 1957 г. также сообщал, что Епифаний и Илья Алеппский «получают денежные субсидии от американцев через подставных лиц»27. Эту же информацию подтверждал позднее и патриарх Феодосий. Митрополит Илья в 1959-1960 гг. отказывался от получения помощи от РПЦ, говоря, что его епархия обеспечена. Вполне естественно, что, когда в 1961 г. лидеры ДПМ были приглашены в СССР, они отказались приехать. Секретарем Движения являлся Джордж Ходр (с 1970 г. митрополит Гор Ливанских).
С 1963 г. вопрос о будущем главной — Бейрутской — епархии становится одним из ключевых в патриархате. Престарелый (на тот момент ему было 83 года) и слабый здоровьем митрополит Илья (Салиби) пытался закрепить ее за своим племянником Гавриилом (Салиби), а Движение православной молодежи готовило почву для захвата кафедры в свои руки. По вопросу о возведении викария бейрутского митрополита архим. Гавриила (Салиби) в сан епископа в синоде образовалось две партии. Митрополиты, близкие к Движению православной молодежи, по инициативе патриарха направили протесты против вынесения на обсуждение этого пункта повестки. Митрополиты Павел (Хури), Игнатий (Хрейки), Илья (Курбан), Илья (Муавад), принадлежавшие к сторонникам ДПМ и бывшие в меньшинстве, отказались присутствовать на заседании синода.
В 1964 г. снова был созван синод, на который прибыли митрополиты американских епархий Антоний (Башир), Михаил (Шахин) и др. К противникам архим. Гавриила (Салиби) примкнул митрополит Антоний (Башир). Эта группа митрополитов по настоянию патриарха Феодосия отказалась принять участие в заседании синода, результатом чего стала драка между Аккарским митрополитом Епифанием (Зайедом) и Антонием (Баширом) в присутствии патриарха. Скандал еще больше усугубил разделение между членами синода, что дало возможность Феодосию VI не созывать синод до достижения примирения между митрополитами. Лидеры ДПМ
евреев» (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 33. Л.363), некоторое время был секретарем митр. Галицкого Андрея (Шептицкого). В 1950 г. по настоянию делегации РПЦ патр. Александр III обещал его удалить из пределов патриархата (ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 33. Л. 368).
26 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 212. Л. 20.
27 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 212. Л. 13.
при поддержке патриарха саботировали созыв синода, боясь, что большинство митрополитов будет на стороне митрополита Ильи (Салиби) и его вероятного преемника архим. Гавриила. Они предполагали, что Бейрутская митрополия, оставшись вакантной после смерти Ильи (Салиби), станет добычей их кандидата.
Весной-летом 1966 г. синод снова раскололся на две партии по вопросу замещения Латтакийской епархии. Большинство архиереев проголосовало за кандидатуру Антуана (Шедрауи). Патриарх Фео-досий VI не признал этого решения и перенес заседания синода на Ливан, где Илья (Салиби) в обмен на поддержку кандидатуры архим. Гавриила помог избранию Игнатия (Хазима), кандидата ДПМ, на кафедру Латакии, чем и обеспечил будущее большинство «правой» партии в синоде. События 1966 г. подготовили раскол церкви в 1969 г. по поводу замещения кафедр в Хаме и Хомсе. Четверо митрополитов во главе с митр. Аккарским Епифанием собралась 7 октября 1969 г. в Дамаске, в то время как другие шесть архиереев провели синод в Бейруте, где находился больной и недееспособный патриарх. Ливанский синод вынес постановление о разрыве отношений с митрополитами дамасской группы, назвав их раскольниками.
После избрания в 1970 г. патриарха Ильи (Муавада) в дело примирения двух партий в интересах единства Церкви вмешался Хафез Асад, потребовавший от патриарха созыва синода в Дамаске, примирения с партией митр. Епифания и признания совершенных хиротоний. Однако в 1971 г. уже новый патриарх Илья (Муавад) вынашивал, по данным вр. и. о. представителя РПЦ при патриархе Антиохийском еп. Виленского Гермогена (Орехова), план «прибрать к своим рукам Бейрутскую митрополию со всем ее богатством»28. Всех «опасных претендентов он фактически отстранил: митр. Игнатия (Хазима) стараниями патриарха удалось устроить в Латтакии, Жорж (Ходр) — устроен митр. Гор Ливанских, а это были главные претенденты»29. По плану патриарха в Дамаске и Бейруте должны быть викарные епископы или даже митрополиты, сам же патриарх будет возглавлять обе эти области как правящий епископ.
Таким образом, 1950-1960 гг. в жизни Антиохийской церкви прошли под знаком традиционной борьбы Бейрута и Дамаска. При этом весь регион в этот период стал объектом острого соперничества военно-политических блоков Холодной войны. Греко-арабское и греко-русское противостояние Х1Х в. приобрели новую окраску, став значимыми факторами внутренней жизни патриархата. Греческое
28 ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 445. Л. 60.
29 Там же. Л. 60.
и западное влияние нашли свое выражение в деятельности Движения православной молодежи, которое к концу 60-х гг. подчинило своему влиянию синод Антиохийской церкви, одновременно сведя до минимума русско-антиохийские связи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 851.
2. ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 161, 212, 240, 290.
3. ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 445.
4. ГА РФ. Ф. Р-6991. Оп. 8. Д. 33.
5. Нелюбов Б.А. Александр III // Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2007. С. 504-505.
6. Davie M. Ville, notables et pouvoir: les orthodoxes de Beyrouth au XIXe siècle. // Cahiers de la Méditerranée. № 45, 1992. Pp. 183-202.
7. HopwoodD. The Russian presence in Syria and Palestine. 1843-1914. Church and Politics in the Near East. Oxford, 1969. 232 p.
8. Hourani A. Political society in Lebanon. London, 1986. 402 p.
9. Kassir S. Beirut. London, 2010. 627 p.
REFERENCES
1. GA RF (State Archive of the Russian Federation) F. R-6991. Inventory 1. D. 851.
2. GA RF (State Archive of the Russian Federation) F. R-6991. Inventory 2. D. 161, 212, 240, 290.
3. GA RF (State Archive of the Russian Federation) F. R-6991. Inventory 6. D. 445.
4. GA RF (State Archive of the Russian Federation) F. R-6991. Inventory 8. D. 33.
5. Nelyubov B.A. AleksandrIII [Alexander III]. Pravoslavnaya entsiklopediya [Orthodox Encyclopedia]. Vol.1. Moscow, 2007. P. 504-505. (In Russ.).
6. Davie M. Ville, notables et pouvoir: les orthodoxes de Beyrouth au XIXe siècle. Cahiers de la Méditerranée. No. 45, 1992. P. 183-202.
7. Hopwood D. The Russian presence in Syria and Palestine. 1843-1914. Church and Politics in the Near East. Oxford, 1969. 232 p.
8. Hourani A. Political society in Lebanon. London, 1986. 402 p.
9. Kassir S. Beirut. London, 2010. 627 p.
Статья поступила в редакцию 28.04.2023; одобрена после рецензирования 10.06.2023; принята к публикации 29.06.2023.
The article was submitted 28.04.2023; approved after reviewing 10.06.2023; accepted for publication 29.06.2023.
ОБ АВТОРЕ
Копоть Евгений Михайлович — старший преподаватель Института истории и политики МПГУ; [email protected].
ABOUT THE AUTHOR
Evgeny M. Kopot' — Senior Lecturer, Institute of History and Politics, Moscow Pedagogical State University (MPGU); [email protected].