Научная статья на тему 'ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ФОРПОСТ РОССИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ'

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ФОРПОСТ РОССИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
324
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДАЛЬНИЙ ВОСТОК - ФОРПОСТ РОССИИ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ»

Э.В. ГРИБОВА*

Дальний Восток - форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

The Far East is an Outpost of Russia in the Asia-Pacific Region

ГРИБОВА Элла Валерьевна -начальник отделения таможенного сотрудничества. GribovaEV@dvtu.customs.ru.

GRIBOVA E. V. - Head of the Customs Cooperation Department.

2021 год - юбилейный для ФТС России. В истории 30-летнего становления и развития таможенной службы немаловажное значение имеют налаживание отношений с зарубежными таможенными службами, развитие договорной базы международного таможенного взаимодействия, создание сети представительств ФТС России за рубежом и повышение уровня авторитета России в мировом таможенном сообществе.

Работа таможенных органов в значительной степени влияет на развитие Дальневосточного региона, реализацию его транзитного потенциала и продвижение России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Руководство Дальневосточного таможенного управления в составе делегации ФТС России ежегодно принимает участие в Восточном экономическом форуме, который стал важной международной площадкой АТР.

Дальневосточный регион имеет богатую природно-сырьевую базу, здесь расположены значительные в масштабах всего Азиатско-Тихоокеанского региона лесные, рыбные и углеводородные ресурсы. Базовыми отраслями в экономике являются

* Дальневосточное таможенное управление. 690014, г. Владивосток, ул. Гоголя, 48. Far Eastern Customs Administration. 48, Gogol Str., Vladivostok, Russian Federation, 690014.

рыбопромышленный комплекс, нефтяная и угольная, лесная и деревообрабатывающая промышленности.

Дальний Восток занимает выгодное экономико-географическое положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе. К портам Дальнего Востока имеют выходы транспортные системы Транссибирской и Байкало-Амурской магистральных железных дорог. Международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2» связывают российско-китайскую сухопутную границу и морские порты Приморского края с выходом на порты стран АТР. Здесь реализуются различные проекты в рамках свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития.

В регионе деятельности ДВТУ протяженность государственной границы Дальневосточного федерального округа составляет 55 % (28 862,42 км) государственной границы Российской Федерации, из них с: Китаем - 3 634,07, Монголией - 1 906,65, Японией - 194,3, Корейской Народно-Демократической Республикой - 78,4, Соединенными Штатами Америки - 49 км.

Международное сотрудничество - неотъемлемая часть работы ДВТУ и подчиненных таможен. Решение многих задач требует взаимодействия с иностранными коллегами.

С созданием подразделения таможенного сотрудничества Дальневосточного таможенного управления в 1995 г. началось развитие связей с таможенными службами стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в первую очередь Китая, Республики Корея и Японии. Начиная с первых контактов с зарубежными коллегами постепенно выстроена система проведения регулярных международных мероприятий. За прошедшие годы дальневосточные таможенники приняли участие в более чем 1 000 международных мероприятий различного уровня и направленности.

У ДВТУ налажены прочные многолетние рабочие связи с Харбинской и Чанчуньской региональными таможнями (КНР), таможенным управлением Хакодате (Япония), Пусанской региональной таможней (Республика Корея). После расширения территории Дальневосточного федерального округа и переподчинения ДВТУ с 1 июля 2019 г. Бурятской и Читинской таможен развивается также взаимодействие с Маньчжурской региональной таможней (автономный район Китая Внутренняя Монголия) и монгольскими таможенными органами.

Для рассмотрения актуальных проблемных вопросов используются различные формы взаимодействия - рабочие встречи на уровне руководства таможенных органов, семинары, в том числе с привлечением российских и иностранных участников ВЭД, эксперименты, встречи экспертов по отдельным направлениям. В 2020-2021 гг. при проведении мероприятий активно использовалась видео-конференц-связь.

Например, эффективной формой взаимодействия с Харбинской Чан-чуньской и Маньчжурской таможнями стали совместные рабочие группы по взаимодействию в пунктах пропуска.

Рабочая встреча руководства ДВТУ и Пусанской таможни, г. Пусан, 2020 г.

Эксперты рабочих групп по взаимодействию в пунктах пропуска обмениваются информацией о режиме работы пунктов пропуска, о развитии их инфраструктуры, выясняются причины возникновения очередей в пунктах пропуска, совместно с китайскими коллегами проводится работа, направленная на синхронизацию работы пунктов пропуска.

Эксперты российско-китайских рабочих групп по обмену данными таможенной статистики внешней торговли изучают нормативные документы двух стран относительно порядка формирования таможенной статистики внешней торговли, осуществляют ежеквартальный обмен статистической информацией о взаимном экспорте и импорте товаров между провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь и российским Дальним Востоком, проводят анализ полученных данных, выясняют возможные причины их расхождений и вырабатывают предложения по их устранению. Полученные данные практически используются в целях контроля достоверности заявленных сведений о таможенной стоимости, классификации, соблюдения запретов и ограничений. На протяжении многих лет ДВТУ взаимодействует в данной сфере с Харбинской и Чанчуньской таможнями, а в 2021 г. согласовано создание аналогичной рабочей группы также с Маньчжурской таможней.

Проводится ряд международных экспериментов.

В зоне деятельности ДВТУ, Харбинской и Маньчжурской таможен на базе пунктов пропуска Пограничный - Суйфэньхэ, Полтавка - Дуннин,

Благовещенск - Хэйхэ, Нижнеленинское - Тунцзян и Забайкальск -Маньчжурия продолжается российско-китайский эксперимент по взаимному признанию результатов таможенного контроля в отношении отдельных видов товаров. В рамках эксперимента (с 2014 г.) по состоянию на 30.06.2021 г. перемещено на вывоз в КНР 1 892 транспортных средства, на ввоз в РФ - 539 транспортных средств.

Начальник Харбинской таможни Лу Хоулинь и начальник ДВТУ Юрий Ладыгин.

Подписание протокола встречи, г. Владивосток, 2018 г.

Активно развивается взаимодействие с китайскими коллегами в целях предотвращения незаконного перемещения через российско-китайскую границу ядерных материалов и других радиоактивных веществ. С мая 2017 г. на базе отдельных пунктов пропуска начался эксперимент по обмену соответствующей информацией о выявленных радиационно-опасных объектах.

Бурятская таможня совместно с Селенгинским таможенным управлением Главного таможенного управления Монголии участвует в реализации российско-монгольского соглашения об обмене информацией, полученной в результате использования инспекционно-досмотровых комплексов, в целях повышения эффективности таможенного контроля. Так, за период с начала 2019 г. по 30.06.2021 г. с монгольской стороны получено 1 047 снимков, на монгольскую сторону отправлено 802 снимка.

Много точек соприкосновения у ДВТУ с японскими и корейскими коллегами - работа таможенных органов в морских портах, вопросы контроля перемещения водных биологических ресурсов, транспортных средств, защита прав интеллектуальной собственности и др.

Начальник ДВТУ Юрий Ладыгин с таможенным атташе Японии Коитиро Харада,

г. Владивосток, 2017 г.

Большое внимание уделяется взаимодействию с бизнес-кругами стран АТР - проводятся встречи, круглые столы, используются площадки международных форумов и конференций. До заинтересованных кругов доводится информация по таким актуальным темам, как ускорение и упрощение процесса перемещения транзитных товаров в целях реализации транзитного потенциала Дальнего Востока, применение современных таможенных технологий, развитие свободного порта Владивосток.

Основным торговым партнером в регионе деятельности ДВТУ традиционно является Китайская Народная Республика. В I полугодии 2021 г. на Дальнем Востоке внешнеторговый оборот с этой страной по экспорту составил 2,03 млрд, по импорту - 8,9 млрд долл. США. Грузооборот с Китаем за этот период составил 8,6 млн т, в том числе экспорт - 5,9 млн т, импорт -почти 2,7 млн т. Основные товары, экспортируемые в Китай, это руды, шлак, лесоматериалы, рыба, масленичные семена, зерно. Импортировали из Китая в основном машины, электрическое оборудование, пластмассы, изделия из черных металлов, средства наземного транспорта, обувь, овощи, одежду, мебель, игрушки и товары народного потребления.

Не менее важным торговым партнером для России на Дальнем Востоке является Республика Корея. Экспорт в I полугодии 2021 г. в стоимостном выражении с этой страной составил 1,2 млрд, импорт - около 1,3 млрд долл. США. Объем грузооборота - около 1,3 млн т, в том числе экспорт -894,4 тыс. т, импорт - почти 379,6 тыс. т. Везли из Республики Корея машины, оборудование, пластмассы и изделия из них, электрические машины и оборудование, а из России экспортировали рыбу, черные металлы, топливо, суда и лодки, древесину и изделия из нее и др.

И еще одним крупным торговым партнером на дальневосточных рубежах является Япония. Внешнеторговый оборот с этой страной в I полугодии 2021 г. по экспорту составил 264,7 млн, по импорту - 999,4 млн долл. США. Грузооборот - более 571 тыс. т, в том числе 340,5 тыс. т - экспортные поставки, 230,3 тыс. т - импортные товары. Наиболее популярные для этой страны экспортные товары: рыба, древесина и изделия из нее, цветные металлы, алюминий. Из Японии на Дальний Восток везут автомобили и запчасти к ним, машины, оборудование, механизмы, каучук, изделия из черных металлов, суда, лодки и пр.

Начальник Пусанской таможни Дже Енг Кванг представляет начальнику ДВТУ Юрию Ладыгину инфраструктуру пункта досмотра, г. Пусан, 2020 г.

Стратегическое значение Дальневосточного региона трудно переоценить, и его роль будет неуклонно возрастать. Сотрудничество в таможенной сфере вносит свой вклад в укрепление позиций Дальнего Востока как форпоста России в АТР.

© Грибова Э. В., 2021 © Gribova Е. V., 2021

Для цитирования:

Грибова Э. В. Дальний Восток - форпост России в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. № 3(96). С. 34-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.