Научная статья на тему 'Дальнейшие перспективы развития ТРИЗ'

Дальнейшие перспективы развития ТРИЗ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРИЗ / ТРИЗ / система / парадигма / проблема / противоречие / логика

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Беляков Андрей

Рассмотрены соотношение индуктивной, дедуктивной логик в методах и «инструментах» ТРИЗ, применение и сравнение различных способов мышления в ТРИЗ и искусственных нейронных сетях. Тенденция приведения индуктивных форм мышления к дедуктивным в ТРИЗ. Рассмотрено выявление эвристического потенциала, через различные этапы человеческого мышления, для поиска, конструирования и исследования свойств новой системы. Рассмотрена возможность формализации абстрактной модели методологии ТРИЗ в терминах логики первого порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальнейшие перспективы развития ТРИЗ»

Б01: 10.24412/С1-37095-2023-1-132-149

Беляков А.

Дальнейшие перспективы развития ТРИЗ

Аннотация. Рассмотрены соотношение индуктивной, дедуктивной логик в методах и «инструментах» ТРИЗ, применение и сравнение различных способов мышления в ТРИЗ и искусственных нейронных сетях. Тенденция приведения индуктивных форм мышления к дедуктивным в ТРИЗ. Рассмотрено выявление эвристического потенциала, через различные этапы человеческого мышления, для поиска, конструирования и исследования свойств новой системы. Рассмотрена возможность формализации абстрактной модели методологии ТРИЗ в терминах логики первого порядка.

Ключевые слова: АРИЗ, ТРИЗ, система, парадигма, проблема, противоречие, логика.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием таких наук как философия, логика, когнитивная психология, психология творчества, а также исследованием различных методов обучения и работы искусственных нейронных сетей, появилась возможность лучше понять формы процессов мышления на различных этапах творчества.

МЕТОДЫ

1. Соотношение индуктивной, дедуктивной и других логик в методах и «инструментах» ТРИЗ. Тенденция и необходимость приведения индуктивных (эвристических) форм мышления к дедуктивным (рациональным).

1.1. Формы управления идеями (абстрактными концептами).

На различных этапах решения задачи, могут применяться различные формами управления идеями (абстрактными концептами) - дедукция, индукция, аддукция, традукция, абдукция.

1.1.1. Учение о том, как обрести достоверное знание, было систематизировано Аристотелем (384-322 до н. э.) в виде науки о знании, дедуктивной логики, изложенное в его труде «Органон».

Дедукция - это логико-методологическая процедура, посредством которой осуществляется переход от ОБЩЕГО к ЧАСТНОМУ. (См. Рис. 1, 2).

Таблица 1. Дедуктивный метод для «Не Технических» Систем (при условии точного исполнения)

Сфера деятельности ОБОБЩЕННОЕ ЗНАНИЕ -СУБЪЕКТ ЧАСТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ -ОБЪЕКТ

Административная и бюрократическая деятельность Система актов законодательства и служебных инструкций. Штатная единица администрации.

Юриспруденция Система актов законодательства и служебных инструкций. Юрист.

Наука Уже подтверждённые законы, закономерности, теории, гипотезы. Учёный.

Образование Система актов законодательства, учебные программы, правила, инструкции, приказы, законодательные акты. Администратор, преподаватель, учащийся.

Производство Система актов законодательства, технологические карты, служебные инструкции, приказы. Администратор, инженер, техник, рабочий.

Военизированные структуры Система актов законодательства, служебные уставы, инструкции, приказы. Штатная единица военизированной структуры.

Лингвистика (от латинского lingua «язык»), языкознание, языковедение. Морфология, Фразеология, Синтаксис, Грамматика, Семантика, Словообразование, Пунктуация и многое др. Письменная и устная речь.

Таблица 2. Дедуктивный метод для «Технических» Систем

Сфера деятельности ОБОБЩЕННОЕ ЗНАНИЕ -СУБЪЕКТ ЧАСТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ -ОБЪЕКТ

Различные технологии ТЕКУЩИЕ НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ ТЕХНИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

1Т технологии (для примера, к разделу различных технологий) ТЕКУЩИЕ НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ ОС, браузеры, драйверы, языки программирования разных уровней, алгоритм. программы разного назначения.

ТРИЗ АРИЗ Часть шагов алгоритма, (работа по заданной инструкции, алгоритму).

ТРИЗ Рациональные, дедуктивные методы. «Инструменты» ТРИЗ, связанные с оценкой, сравнением, анализом структуры и процессов. Частное применение к выбранной системе.

ТРИЗ ФОП-ИФОП - Функционально ориентированный информационный поиск и инверсный (обратный). Частное применение к выбранной системе.

ТРИЗ АВМ - 'Вредная система'. Анализ 'вредной машины'. Частное применение к выбранной системе.

ТРИЗ ДА - Диверсионный анализ. Частное применение к выбранной системе.

ТРИЗ ФА - ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Частное применение к выбранной системе.

ТРИЗ ПА - Анализ эффективности потоков. Потоковый анализ. Частное применение к выбранной системе.

ТРИЗ ФСА - Функционально-стоимостный анализ. Частное применение к выбранной системе.

ТРИЗ МДМП - Метод десятичной матрицы поиска. Частное применение к выбранной системе.

Развитие рациональных форм мышления Логика, математика. Решение логических головоломок.

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» СИСТЕМА № 1, ТЕХНИЧЕСКАЯ, СУБЪЕКТ + ОБЪЕКТ 1, (является реализацией какой-либо ТЕКУЩЕЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ).

Применяется ДЕДУКТИВНЫЙ ЛОГИЧ. ВЫВОД, который описывается детерминированными математ. закономерностями (формулами).

ВЫХОД 1: СЛЕДСТВИЕ 1 (ОБЪЕКТ 1)

ПРОТИВОРЕЧИЕ!

ВЫХОД 2: СЛЕДСТВИЕ 2 (ОБЪЕКТ 2)

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» СИСТЕМА № 2, ТЕХНИЧЕСКАЯ, СУБЪЕКТ + ОБЪЕКТ 2, (является реализацией какой-либо ТЕКУЩЕЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ).

Применяется ДЕДУКТИВНЫЙ ЛОГИЧ. ВЫВОД, который описывается детерминированными математ. закономерностями (формулами).

Рис. 1. «Элементарная» система, техническая

Система, максимально упрощенная с целью удобства исследования; рассматриваемая как единое целое, формализация некоторой реально существующей или проектируемой Системы. Используется алгоритмический путь, дедуктивный логический вывод, применяемый в некоторых методах ТРИЗ, при решении задач. Одно из "звеньев" ЦЕПИ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ. Элемент "элементарной" Системы может играть роль Субъекта, когда он воздействует на Объект, и, наоборот, он же может играть роль Объекта, когда на него воздействует другой Субъект.

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» СИСТЕМА, ТЕХНИЧЕСКАЯ, СУБЪЕКТ + ОБЪЕКТ, (является реализацией какой-либо ТЕКУЩЕЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ). Применяется ДЕДУКТИВНЫЙ ЛОГИЧ. ВЫВОД, который описывается детерминированными математическими закономерностями (формулами).

В ТРИЗ - это часть АРИЗ и методы, в которых используются различные виды анализа.

Рис. 2. Система в ТРИЗ имеет общий Субъект и 2 Объекта, состоит из 2-х

«элементарных» Систем

1-я «элементарная» система производит желаемое действие для Объекта 1. 2-я «элементарная» система производит нежелательное действие для Объекта 2. Между двумя результатами (Следствиям 1 и Следствием 2) в Системе, возникает противоречие, оба Следствия детерминированы. Исключением являются взаимодействия в квантовой механике: кван-

товые эффекты в основном проявляются в микроскопических масштабах и предсказания квантовой механики могут существенно отличаться от предсказаний классической механики. (Формулировка противоречия возможна только тогда, когда в обоих «элементарных» системах сформированы дедуктивные логические выводы.)

1.1.2. Индуктивный метод познания, индуктивная логика - был представлен англ. философом, историком, публицистом, гос. деятелем, основоположником эмпиризма и англ. материализма Фрэнсисом Бэконом (1561-1626), в сочинении «Великое восстановление наук» и «Новый Органон» (1620). Индукция - (введение, наведение, от частного к общему, эмпирическое тестирование выдвинутых гипотез или рассмотрение гипотез и измерение степени их согласия с фактами. В дальнейшем, огромный вклад в развитие индуктивных методов внесли такие учёные, как ДЖОН ФРЕДЕРИК УИЛЬЯМ ГЕРШЕЛЬ (1792-1871), ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806-1873), Уильям Уэвелл (1794-1866), Огастес де Морган (1806-1871), Уильям Стэнли Джевонс (1835-1882), Пьер-Симон де Лаплас (1749-1827). (См. Рис. 3).

Рис. 3. Схема классического представления связи между теорией, эмпиризмом,

индукцией и дедукцией

Полная индукция - когда обобщение относится к конечно-обозримой области фактов.

Неполная индукция - когда обобщение относится к бесконечно или конечно-необозримой области фактов, заключение дает вероятностное знание. Неполная индукция подразделяется на два вида:

a) Популярная индукция (энумеративная), индукция через простое перечисление сходных случаев), при отсутствии противоречащего случая - не надёжна.

b) Научная индукция (переход к общему знанию совершается на основе выделения необходимых признаков и необходимых связей предметов и явлений природы и общества): (См. Рис. 4).

* «Селективная» (индукция по репрезентативной выборке) (от латинского - "выбираю") - научная индукция, в которой вывод о принадлежности признака классу предметов основывается на изучении образцов, методически отобранных из разных частей этого класса.

* «Элиминативная» (индукция по типичному представителю) (от лат. - исключаю) -научная индукция, в которой для посылок отбираются типичные представители, т. е. такие предметы, которые не имеют принципиальных отличий друг от друга.

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» СИСТЕМА, НЕ ТЕХНИЧЕСКАЯ, СУБЪЕКТ + ОБЪЕКТ, ((психологическая, социальная, маркетинговая, педагогическая, политическая, бизнес, ...))■ Применяются ИНДУКТИВНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ, которые рассматриваются в разделах математической логики, носящих ВЕРОЯТНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР:

— теория нечёткой логики (англ. fuzzy logic); — теория мягких вычислений (англ. soft computing); — теория вербальных вычислений и представлений (англ. computing with words and perceptions)).

СОБЫТИЕ № 2: ВЕРОЯТНОСТИ. ИЗМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ОБЪЕКТА ВЫХОД: СЛЕДСТВИЕ (ОБЪЕКТ) вход: ПРИЧИНА <СУБЪЕ|ГТ)

ЭЛЕМЕНТ ЭЛ. СИСТЕМЫ

Рис. 4. «ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» СИСТЕМА, НЕ ТЕХНИЧЕСКАЯ

В некоторых методах ТРИЗ, при решении задач, применяется логический вывод, основанный на неполной индукции. Методы теории нечёткой логики и подобные, применяются для События 2 и призваны рассчитать результат (заключение, Следствие), наступление которого имеет наибольшую вероятность из множества вариантов.

Таблица 3. ИНДУКТИВНЫЕ "ИНСТРУМЕНТЫ" и МЕТОДЫ в ТРИЗ

«Инструменты» и методы ТРИЗ, активизирующи мышление (наводящие, ИНД е творческое, образное (эйдетическое) УКТ. МЕТОДЫ):

Сокр. ЧАСТНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ - СУБЪЕКТ ОБОБЩЕННОЕ ЗНАНИЕ - ОБЪЕКТ

ММЧ Метод (моделирование) Маленьких Человечков Принцип, аксиома, теорема, теория.

ВПА Вепольный анализ и его аналоги Принцип, аксиома, теорема, теория.

РВС Оператор Размер Время Стоимость Принцип, аксиома, теорема, теория.

СО Системный оператор Принцип, аксиома, теорема, теория.

МШН Метод - шаг назад от ИКР Принцип, аксиома, теорема, теория.

МФО Метод Фокальных Объектов Принцип, аксиома, теорема, теория.

МДН Метод допустить недопустимое Принцип, аксиома, теорема, теория.

МЗР Метод «Золотая рыбка» Принцип, аксиома, теорема, теория.

МСК Метод «Снежного кома» (противоположный МЗР) Принцип, аксиома, теорема, теория.

МРК Метод «Робинзона Крузо» Принцип, аксиома, теорема, теория.

ВИП Восстановление Изобретательского Приёма (или ситуации) Принцип, аксиома, теорема, теория.

Метод математической индукции и трансфинитной индукции использует полную индукцию для бесконечных счётного и несчётного множеств объектов соответственно, в ТРИЗ не применяется.

На практике, исследователь, рассматривая сложную Систему, имеет дело с цепью причинно-следственных связей, состоящих из не технических и технических "элементарных"

систем (См. Рис. 5). С целью оптимизации сложной Системы, исследователь последовательно анализирует каждое звено её цепи (каждую "элементарную" Систему) и находит "слабые звенья".

Рис. 5. Цепь причинно-следственных связей, состоящая из 2-х не технических и 7 технических «элементарных» Систем

Далее, в такой "элементарной" Системе или её окружении он ищет Объект 2 (строится "элементарная" Система 2), на который воздействие Субъекта оказывает отрицательный эффект (Объект 1 с положительным эффектом уже известен в "элементарной" Системе 1). После этого формулируется "корневое" противоречие между двумя результатами в "элементарных" Системах 1 и 2 (далее решение по АРИЗ).

1.1.3. Аддукция (приведение, привлечение, прикрепление, обозначение, когда дедукция прикрепляется к индукции). В ТРИЗ, творческие, эвристические, «инструменты» и методы с неполной индукцией, могут использоваться внутри дедуктивных, алгоритмических методов, например: в некоторых шагах АРИЗ или внутри некоторых этапов производимого анализа структуры и процессов в рассматриваемой системе. Создатель ТРИЗ, Г.С. Альтшуллер стремился преобразовать (найти общие черты, обобщить, классифицировать), насколько это возможно, эвристические (индуктивные, «наводящие») методы мышления в алгоритмические (дедуктивные, «по алгоритму», «по инструкции»), чтобы поиск новых решений был более доступен, объективен, детерминирован, логически обоснован, производился за максимально короткое время, любым заинтересованным исследователем проблемы.

1.1.4. Традукция (перемещение (аналогия (др.-греч. analogía - соответствие, сходство)), от единичного к единичному, от частного к частному, от общего к общему. Традуктивным умозаключением является аналогия. По характеру посылок и вывода традукция может быть трех типов: a) Заключение от единичного к единичному; b) Заключение от частного к частному; с) Заключение от общего к общему.

1.1.5. Абдукция ((от лат. ab - «c, от» и лат. ducere - «водить») (на англ. abduct - уводить силой, похищать) - познавательная процедура выдвижения гипотез. Силлогизм, вид редук-тивного вывода, отведение, класс правдоподобных рассуждений, поиск и обоснование, объяснительных гипотез или исследовании фактов и построении гипотезы, объясняющей их. Идея абдукции в форме апагогии восходит к Аристотелю. В современное время абдукция впервые рассмотрена основоположником прагматизма и семиотики Ч. С. Пирсом, который систематически использует термин с 1901 года.

1.2. ТРИЗ и научные открытия.

Экспериментальные методы, и самый радикальный из них - это «Метод Проб и Ошибок» (МПиО), с коррекцией промежуточного результата по «Ошибке», расширяют границы области поиска возможных решений и в науке используются уже столетиями. Эти методы, обычно, требуют больших материальных и временных затрат, но приводят к более высоким результатам (По шкале Г.С. Альтшуллера - 4, 5 уровни качества решения - открытия).) В ТРИЗ при поиске новой парадигмы, необходима замена устаревшей системы на новую, и такой переход необходим уже на начальном этапе решения задачи. (См. Рис. 6, 7).

ЭЛЕМЕНТ ЭЛ. СИСТЕМЫ

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» СИСТЕМА НОВОЙ НАУЧНОЙ

ПАРАДИГМЫ: значительное изменение состояния СУБЪЕКТА приводит к изменению фазового состояния ОБЪЕКТА (образуется новая причинно-следственная связь). Применяется ДЕДУКТИВНЫЙ ЛОГИЧ. ВЫВОД, который описывается детерминированными математическими закономерностями (формулами).

ЭЛЕМЕНТ ЭЛ. СИСТЕМЫ

СОБЫТИЕ № 2: ДЕТЕРМИНИР. ИЗМЕНЕНИЕ

ЗНАЧИТ. ИЗМ. СОСТ.

ВЫХОД СЛЕДСТВИЕ {ОБЪЕКТ]

ЗНАЧИТ.

изм. сост.

СОБЫТИЕ №1: ДЕТЕРМИНИР. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЪЕКТ

СОБЫТИЕ №2: ДЕТЕРМИНИР. ИЗМЕНЕНИЕ СВОЙСТВ ОБЪЕКТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОВОЕ • АЗ. СОСТ.

ВЫХОД; СЛЕДСТВИЕ {ОБЪЕКТ]

НОВОЕ »АЗ. СОСТ.

СОБЫТИЕ Но 1: ДЕТЕРМИНИР. ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОБЪЕКТ

Вариант 1: Научная революция

Г ч СОБЫТИЕ № 2: ТЕКУЩЕЕ Г ^ ТЕКУЩЕЕ Г 1 СОБЫТИЕ Ыо 1:

ДЕТЕРМИНИР. ИЗМЕНЕНИЕ СОСТОЯН. СОСТОЯН. ДЕТЕРМИНИР.

ВЫХОД ВХОД: ВОЗДЕЙСТВИЕ

СВОЙСТВ СЛЕДСТВИЕ ПРИЧИНА НА ОБЪЕКТ 1

ОБЪЕКТА {ОБЪЕКТ] (СУБЪЕКТ)

СОБЫТИЕ № 2: ТЕКУЩЕЕ

ДЕТЕРМИНИР. ФАЗ. СОСТ.

ИЗМЕНЕНИЕ

ВЫХОД

СВОЙСТВ СЛЕДСТВИЕ

ОБЪЕКТА {ОБЪЕКТ]

ТЕКУЩЕЕ СОБЫТИЕ № 1:

ФАЗ. СОСТ. ДЕТЕРМИНИР.

ВХОД: ВОЗДЕЙСТВИЕ

ПРИЧИНА НА ОБЪЕКТ

(СУБЪЕКТ)

ЭЛЕМЕНТ ЭЛ. СИСТЕМЫ

«ЭЛЕМЕНТАРНАЯ» СИСТЕМА ТЕКУЩЕЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ: текущее состояние СУБЪЕКТА и текущее фазовое состояние ОБЪЕКТА. Применяется ДЕДУКТИВНЫЙ ЛОГИЧ. ВЫВОД, который описывается детерминированными математическими закономерностями (формулами).

ЭЛЕМЕНТ ЭЛ. СИСТЕМЫ

Рис. 6. Структура научной революции (1 вариант, 4 уровень шкалы Г.С.А., переход свойств Объекта через критическое явление (точку фазового перехода) в новое фазовое состояние при значительном изменении состояния Субъекта): скачок - переход к «элементарной» Системе НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

Каждая техническая «элементарная» Система, это частная реализация ТЕКУЩЕЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ, т. е. НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА также представляется «элементарной» Системой, но в обобщённом виде. Научная революция - это переход от «элементарной» Системы УСТАРЕВШЕЙ ТЕКУЩЕЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ, к «элементарной» Системе НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ. При этом, происходит значительное изменение состояния Причины (Субъекта), переход свойств Следствия (Объекта) через критическую точку в новое фазовое состояние, а между ними появляется новая причинно-следственной связь.

Рис. 7. Структура научной революции (2 вариант, 5 уровень шкалы Г.С.А., полная замена Субъекта и Объекта): скачок — переход к «элементарной» Системе

НОВОЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ

Сложная техническая Система состоит из множества связанных причинно-следственными связями «элементарных» Систем. Каждая техническая «элементарная» Система, это частная реализация ТЕКУЩЕЙ НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ, т. е. НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА также представляется «элементарной» Системой, но в обобщённом виде.

При этом, происходит замена Причины (Субъекта) и Следствия (Объекта), а между ними появляется новая причинно-следственной связь.

1.3. В научном методе, в процессе наблюдения каких-либо природных явлений или искусственно выстроенных экспериментов фиксируются различные факты. В методах, где используется неполная ИНДУКЦИЯ, логическая формализация осуществляется методами нечёткой логики и результаты носят характер высокой вероятности. Для полной детерминированности результата (Следствия) в "элементарной" Системе, необходимо переводить такие методы и «Инструменты», сначала в методы, использующие полную ИНДУКЦИЮ, а затем в ДЕДУКТИВНЫЕ (по алгоритму, по инструкции). Такой переход даёт возможность сделать процесс решения более объективным, научно обоснованным, исключающим субъективный фактор и программно моделируемый.

2. Выявление эвристического потенциала, через различные этапы человеческого мышления, для поиска и исследования свойств новой системы.

Основатель исследовательской традиции изучения высших психологических функций Лев Семёнович Выготский (1896-1934) и создатель «Теории когнитивного развития», «Генетической эпистемологии», «Операциональной теории интеллекта» Жан Вильям Фриц Пиаже (1896-1980), выделяют «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» и «ПОНЯТИЙНЫЙ» периоды мышления, как носителей эвристического потенциала человеческого мышления.

2.1. «ДО ПОНЯТИЙНЫЙ» период имеет самостоятельную ценность, в нем закладываются основы иррационально - творческих структур человеческого сознания, обладающих принципиальной ПРОЕКТИВНОСТЬЮ или ВЕРОЯТНОСТЬЮ.

2.2. Вначале описывается нерасчлененное мышление "СИНКРЕТИЧЕСКИЙ" период. В переизбытке субъективных идей и предположений скрывается потенциал эвристичности, который всегда отличал мышление тех людей, которых мы называем выдающимися и гениальными.

2.3. Позднее, описывается осуществление интеллектуального взаимодействия с миром не с помощью понятий, а с помощью мыслительных КОМПЛЕКСОВ (период "мышления в КОМПЛЕКСАХ" - в нём закладываются фундаментальные основания творчески - вариативного отношения к объекту).

2.3.1. Рис. 8. "АССОЦИАТИВНЫМ КОМПЛЕКС" - любая ассоциативная связь с любым из признаков, замечаемых исследователем в том объекте, который в эксперименте является ядром будущего комплекса. Можно вокруг этого ядра построить целый комплекс, включая в него самые различные элементы, объединённые какими-либо тождественным признаком.

АВС

РЕР

вН1

(комплекс-коллекция)

(признак - 3 англ. больших буквы)

2.3.2. Рис. 9. "КОЛЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС" - различные объекты объединяются на основе взаимного дополнения по одному признаку и образуют целое, состоящее из

разнородных частей

2.3.3. Рис. 10. "ЦЕПНОЙ КОМПЛЕКС" - выстраивается на основе динамической, ветвящейся цепи ассоциаций. Исследователь к образцу - объекту с признаком (свойством, параметром) «А» и «В», подбирает объекты с аналог. признаками, а затем, если последний из подобранных объектов оказывается с признаком «А» без признака (свойства, параметра) «В», исследователь подбирает к нему другие объекты с признаком (свойством, параметром) »А» и «С», но без признака (свойства, параметра) «В».

2.3.4. Рис. 11. "ДИФФУЗНЫЙ КОМПЛЕКС" - признак, ассоциативно объединяющий отдельные конкретные элементы и «КОМПЛЕКСЫ», как бы диффундирует, становится неопределенным, разлитым, смутным.

2.3.5. Рис. 12. "ПСЕВДО ПОНЯТИЙНЫЙ КОМПЛЕКС" - образуется исследователем всякий раз, когда он подбирает к заданному образцу ряд объектов, которые могли бы быть подобраны и объединены друг с другом на основе какого-нибудь отвлеченного

понятия.

2.4. Любое теоретическое мышление, как показали исследования науки уже в XX веке, имеет в своем основании некую «ОБРАЗНУЮ ПОДКЛАДКУ. В этой «ОБРАЗНОЙ ПОДКЛАДКЕ» нет универсальной всеобщности «ПОНЯТИЯ», но есть свернутая пружина огромного познавательного интереса, функционирующего по законам неточного, приблизительного, размытого, неправильного мышления - мышления в «КОМПЛЕКСАХ». Сначала мышление характеризуется «КОМПЛЕКСНЫМ» мышлением с преобладанием «ПСЕВДО ПОНЯТИЙ» (что соответствует границам конкретно - операционального мышления), и лишь потом развиваются собственно «ПОНЯТИЙНЫЕ» структуры (возникает стадия формальных операций), "мышление в ПОНЯТИЯХ".

Основываясь на концепциях операционального мышления Л. Выготского и Ж. Пиаже, возможно создать программный комплекс, который поможет исследователю и нейросети создавать новые "ПОНЯТИЯ', в различных сферах человеческой деятельности. (См. Рис. 13).

"СИНКРЕТИКА"

Исследователь или нейросеть генерируют несвязные субъективные идеи в форматах: текста, аудио, видео, фото, рисунок и т.д.

"КОНВЕРТАЦИЯ"

Нейросеть разделяет и конвертирует всю информацию в текстовый формат:

- объекты и их

признаки,

- функции и их

признаки.

"МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕСЫ"

Нейросеть

строит по 5 комплексов для каждого объекта и

функции, основываясь на их признаках.

"АНАЛИЗ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ" Исследователь или нейросеть

анализируют и оценивают смысловое наполнение комплексов и формируют «ПСЕВДО ПОНЯТИЯ». Возможно переводит тексты в рисунки.

"ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОНЯТИЙ"

Исследователь или нейросеть

формируют новые «ПОНЯТИЯ».

Рис. 13. Возможная структура программного комплекса, основанная на концепциях операционального мышления Л. Выготского и Ж. Пиаже.

3. Альтернативные подходы к выявлению большего количества методов и «инструментов» ТРИЗ.

3.1. Обобщение методов решения изобретательских задач, используя мировую патентную базу.

3.2. Альтернативный лингвистический подход к определению возможного количества ПРИЁМОВ ТРИЗ. Набор стабильных глагол-образующих корней в языке составляет около 400, что даёт 400 базовых ГЛАГОЛОВ=ДЕЙСТВИЙ=ПРИЁМОВ для разрешения противоречий в рассматриваемой проблеме.

3.3. Лингвистический подход к преобразованию «инструментов» ТРИЗ, использующих метод неполной индукции, в дедуктивный метод (действия по алгоритму, по инструкции). Необходимо провести формализацию возможных действий и состояний «Субъектов» конкретного «инструмента» ТРИЗ через 400 глагол-образующих корней в языке (Инф. сайта: https://pandia.ru/text/77/340/34506.php).

3.4. Возможная классификация способов действий - группами глаголов (См. Табл. 4, 5, 6, 7).

Таблица. 4. Группа (тип, класс) глаголов, со значением: "ДЕЙСТВИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

СКАЗУЕМЫЕ, ВЫРАЖЕННЫЕ ГЛАГОЛОМ СО ЗНАЧЕНИЕМ «ДЕЙСТВИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» В МОНОСУБЪЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (https://grammatika-rus.ru/)

1. Глаголы движения - обозначают самостоятельное действие. В их значении всегда заложена исходная точка движения: бежать, мыть, лететь, повалиться, брести, выпасть, запрыгнуть, ехать, втиснуться

2. Глаголы перемещения объекта - у них всегда есть зависимая форма (кто-то, кого-то, куда-то): нести, везти, волочь, вынуть, вытолкнуть, выудить.

3. Глаголы помещения (разновидность перемещения): положить, спрятать, забить (гвоздь), зашвырнуть, завернуть, одевать, закрыть

4. Глаголы физического воздействия на объект (нередко разрушительного): бить, нажимать, колоть, касаться, резать, строгать, копать, приварить, разорвать

5. Глаголы созидательной деятельности: сочинить, придумать, решить, построить, слепить, заготовить, написать, починить

6. Глаголы интеллектуальной деятельности: понимать, знать, размышлять, решать, сопоставлять, сравнивать, выбирать, предполагать

7. Глаголы речевой деятельности: шептать, рассказывать, договариваться, сплетничать, командовать, извиняться, поздравлять

8. Глаголы социальной деятельности: стремиться, дружить, трудиться, сопротивляться

9. Глаголы физического действия: пить, вдыхать, видеть

10. Глаголы звучания: звенеть, мычать, тикать, булькать, петь

Таблица 5. Группа (тип, класс) глаголов, со значением: "ОТНОШЕНИЕ" ("РЕЛЯЦИОННЫЕ")

СКАЗУЕМЫЕ, ВЫРАЖ «ОТНОШЕНИЯ» В МОНОСУБЪЕ ЖЕННЫЕ ГЛАГОЛОМ СО ЗНАЧЕНИЕМ КТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (https://grammatika-rus.ru/)

1. Глаголы взаимоотношения

1.1. Взаимосвязи: жениться, встречаться, взаимодействовать

1.2. Замены: замещать, менять, чередовать

2. Глаголы владения

2.1. Поиска объекта: разыскивать, нашаривать

2.2. Глаголы приобретения: получить, достать

2.3. Глаголы получения в своё распоряжение: накопить, нарвать

2.4. Получения объекта в опр. количестве: брать, выигрывать, занимать

2.5. Отчуждения: выхватывать, отобрать

2.6. Компенсированного приобретения: арендовать, менять

3. Глаголы обладания: владеть, располагать

4. Глаголы сохранения: беречь, уцелеть, недосмотреть

5. Глаголы утраты объекта: потерять, лишиться

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Глаголы лишения: лишать, грабить

7. Глаголы передачи объекта: давать, вознаграждать

8. Глаголы межличностных отношений: баловать, верить, влюбляться, чтить, благодарить, приветствовать, ладить, приручать

9. Глаголы социальных отношений: побуждать, лидировать, велеть, влиять, терроризировать, втягивать, агитировать, зависеть, защищать

Таблица. 6. Группа (тип, класс) глаголов, со значением: «БЫТИЕ, СОСТОЯНИЕ, КАЧЕСТВО»

СКАЗУЕМЫЕ, ВЫРАЖЕННЫЕ ГЛАГОЛОМ СО ЗНАЧЕНИЕМ «БЫТИЕ, СОСТОЯНИЕ, КАЧЕСТВО» В МОНОСУБЪЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (https://grammatika-rus.ru/)

1. Глаголы бытия: зародиться, появиться, возникнуть, существовать, обитать, проживать, исчезнуть, раствориться, сгинуть

2. Глаголы качественного состояния: развиваться, уменьшаться, побелеть, стареть, поумнеть, остепениться, обидеться, горевать, пьянствовать, рассердить, недомогать, спать, работать, двигаться, завести

Таблица 7. Группа (тип, класс) глаголов, со значением: "ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЛЮ

ДРУГОГО ЛИЦА"

СКАЗУЕМЫЕ, ВЫРАЖЕННЫЕ ГЛАГОЛОМ СО ЗНАЧЕНИЕМ СЕМАНТИКОЙ «ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОЛЮ ДРУГОГО ЛИЦА», В МОНОСУБЪЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ (https://grammatika-rus.ru/)

1. Глаголы речевой деятельности: разрешить, позволить, запретить, посоветовать приказать, попросить

2. Глаголы социального воздействия: вынудить, заставить, помочь, научить

3. Глаголы перемещения: впустить, нести, везти

4. Сравнение поиска решения задачи в нейронных сетях (естественного или искусственного происхождения), с поиском решения в абстрактной модели ТРИЗ, что общего и чем отличаются.

4. Нейросеть - 1 этап (обучение). Используется Индуктивный метод («наведение», неполная индукция). Сигнал (информация) «многократно» перемещается через многослойную структуру искусственной нейронной сети с заданной (или гибкой) архитектурой обратных связей между элементами сети, с целью технического обучения. Обучение заключается в нахождении коэффициентов связей между нейронами («весов связей»). В процессе обучения нейронная сеть выявляет сложные зависимости между входными данными и выходными, выполняет обобщение. Для ограничения пространства поиска в режиме обучения нейронной сети, ставится ЗАДАЧА МИНИМИЗАЦИИ ОШИБКИ целевой функции нейронной сети.

4.2. Нейросеть - 2 этап (рабочий). Используется Дедуктивный метод («выведение»). Продвижение и избирательное изменение параметров сигналов («фильтрация»), по уже сконфигурированному и выверенному множеству «весов» нейронных связей (параллельное использование множественных алгоритмов, «инструкций»), с целью поиска закономерностей и др.задач.

4.3. Часто возникает вопрос: как соотносятся системы Искусственного Интеллекта, построенные на архитектуре нейронных сетей (НС) (цифровых или аналоговых) и инструменты ТРИЗ?

Абстрактная модель решения задачи в ТРИЗ, использует ДЕДУКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ((«выведение», по алгоритму, по инструкции) с «вкраплением» по мере необходимости ИНДУКТИВНЫХ (наводящих) методов и «инструментов». Просматривается аналогия целей решения задач по ТРИЗ с одним из классов задач, которую могут решать искусственно созданные нейронные сети в системах искусственного интеллекта - это восстановление исходного набора данных (сигнала, образа) по части информации (из зашумленных или поврежденных входных данных. Такую задачу можно описать как обратный процесс к выявлению взаимосвязей между различными параметрами - (авто)ассоциативная память. Возможно применить для поиска лучшего метода, приёма, стандарта, ВПР для ТРИЗ в конкретной проблеме - ЗАДАЧА МИНИМИЗАЦИИ ОШИБКИ целевой функции ключевого параметра.

Нейросети работают по сходным с АРИЗ принципам - достижение (ИКР), но используют не один (или несколько), а множество микро - алгоритмов Методом Проб и Ошибок (МПиО). Множество микро - Идеальных Конечных Результатов (микроИКР), достигается коррекцией весов связей НС и получением на выходе значения параметра, который при сравнении его с целевым параметром будет иметь ошибку (Целевую функцию), которая будет с каждым итерационным циклом НС минимизироваться до достижения минимума, что будет соответствовать окончательному ИКР.

5. Недостатки систематизации ТРИЗ.

5.1. Недостаточная классификация методов, инструментов, приёмов, ресурсов, используемых в ТРИЗ. Возможна классификация через группы глаголов, которые описывают действия. (См. п. 3.2.)

5.2. Недостаточная иерархия - методов, инструментов, приёмов, ресурсов, используемых в ТРИЗ. Возможно создать структуру через группы (классы) глаголов, которые описывают действия. (См. п. 3.3.).

5.3. В корневой классификации, необходимо делить методы, инструменты, приёмы, ресурсы, используемые в ТРИЗ на дедуктивные методы (алгоритмические, детерминированные) м индуктивные (наводящие, образные, вероятностные).

5.4. У некоторых специалистов, существует мнение, что приёмы и функциональные ресурсы, производные ресурсы это одно и тоже, что позволит их объединить как функции (См. п. 3.2., п. 3.3.).

5.5. Анализ эволюции систем (и научных парадигм) в соответствии с эмпирическими закономерностями и линиями развития, используемый в ТРИЗ, для большей научной объективности, требует определения более строгой количественной математической формализации. (Например: эмпирический закон Мура, по удвоению количества полупроводниковых элементов каждые 2 года (а по Давиду Хаусу из Intel, каждые 1,5 года).

6. Формализация и развитие логико-математического аппарата ТРИЗ.

6.1. Для формализации индуктивных методов и инструментов ТРИЗ в не технических системах, необходимо использование методов нечёткой логики. Предложенная Лютфи Заде «нечёткая логика», была попыткой связать математику с интуитивным способом коммуникации, к которому люди обращаются, руководствуются в общении и взаимодействуют с миром. Существует более 100 методов преобразования нечётких выводов на лингвистическом уровне в вычислительные схемы. Используя формулы, нечёткое продукционное правило можно изображать графически.

6.2. Переход, где это возможно, к полной формализации дедуктивных методов в терминах логики первого порядка (на примере АРИЗ):

ППФ G1: P(f(C), O1), истина. P (Positive) - предикат, отображающий желательное воздействие Субъекта (С) на Объект 1 (О1) (Причина/Следствие).

ППФ G2: N(f(C), O2), истина. N (Negative) - предикат, отображающий нежелательное воздействие Субъекта (С) на Объект 2 (О2) (Причина/Следствие). Между предикатами P и N возникает противоречие, один Субъект производит желаемое действие на Объект 1 и нежелательное действие на Объект 2.

ППФ G3: М(ДСХ), C), истина. M (Modifer) - предикат, отображающий модифицирующее воздействие Субъекта X (СХ) (Причина) на Субъект (С)(Следствие), для устранения противоречия, между предикатами P и N.

ППФ G4: M(f(CX), C) Л N(f(C), O2) ^ MN(f(CCX), O2), истина. MN (Modification Negative) - новый предикат, отображающий конъюнкцию двух предикатов Mf^X), C) и N(f(Q, O2), который принимает значение «истина» при некоторых искомых значениях СХ из множества Т, при которых предикат N(f(Q, O2) принимает значение «ложь». Множеством истинности Т для предиката является пересечение множества истинности предиката M(f^X), C) - T1 и множества ложных значений N(f(Q, O2) - T2, то есть T = T1 П T2.

ППФ G5: MN(f(CCX), O2) = -N(f(-C), -O2), истина, логическая равнозначность или эквиваленция, отображает достигнутый положительный результат.

7. Чего не хватает ТРИЗ, чтобы стать междисциплинарной наукой или новой логикой в группе неклассических логик?

7.1. «Де-факто», Генрих Саулович Альтшуллер создал «КЛАСС ЛОГИК обхода (устранения, избегания) существующего в системе противоречия (конфликта)», который при соот-

ветствующей математической формализации должен занять место в науке (возможно в группе Неклассических логик).

7.2. Наука - деятельность, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. (Субъективная оценка о пройденном пути ТРИЗ - cм. Таблицы 8, 9).

Таблица 8. Наука. (Субъективная оценка соответствия ТРИЗ таким критериям: (48/80) *100% = 60 %)

№ Наука предполагает Балл ТРИЗ

01. Сбор фактов. 10 Сбор патентных и изобретательских решений.

02. Регулярное обновление фактов. 8 Коррекция, расширение, обновление методов решения изобретательских задач в печатных изданиях, статьях на сайтах и журналах, на конференциях.

03. Систематизация. 5 Систематизация патентных и изобретательских решений - недостаточная (количество патентов и заявок в мире приближается к 20 млн.).

04. Критический анализ. 3 Г.С. Альтшуллер критиковал жёстко и конструктивно, при предъявлении явных доказательств, соглашался. Современное состояние критики «узких» мест ТРИЗ, не все воспринимают конструктивно.

05. Обобщения. 5 Обобщения патентных и изобретательских решений, для выработки методов решения проблем - уже начинает отставать от темпов развития науки и техники. Обобщение методологии АРИЗ логическими цепочкам в работах В. Петрова. Обобщение эмпирического опыта в закономерностях развития систем.

06. Синтез новых знаний, которые описывают наблюдаемые природные или общественные явления и указывают на причинно-следственные связи, что позволяет осуществить прогнозирование. 7 Прогнозирование развития систем есть, но это в большей части эмпирические закономерности, на основе предыдущего опыта, остро не хватает математической формализации.

07. Гипотезы, которые описывают совокупность наблюдаемых фактов и не опровергаются экспериментами, признаются законами природы или общества. 7 Опровержений не наблюдается, но и закономерности по большей части эмпирические, остро не хватает математической формализации.

08. Признание научным сообществом. 3 Отсутствие детерминированного математического аппарата. Идеально, когда детерминированность теории формируют однозначно определённые причинно-следственные связи. Хотя есть примеры (квантовая теория поля, например, когда причинно-следственные связи имеют вероятностный характер, то же относится и к теории нечёткой логики).

7.3. Научный метод - система категорий, ценностей, регулятивных принципов, методов обоснования, образцов и т. д., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество.

Таблица 9. Научный метод. (Субъект. оценка соотв. ТРИЗ таким критериям: (95/120)

*100% = 79,17 %)

№ Научный метод включает в себя Балл ТРИЗ

01. Способы исследования феноменов. 10 Выявление проблемы и понимание ситуации. Документирование, постановка целей и планирование, моделирование. Декомпозиция выбранной задачи, деление на отдельные подзадачи. Синтез -генерация идей решений. Оценка и выбор оптимальной идеи решения. Оценка эволюционного потенциала системы. Оценка различных рисков, сопутствующих практическому внедрению решения.

02. Систематизацию новых и полученных ранее знаний. 7 Есть некоторая несвязность отдельных методов, изолированность друг от друга.

03. Корректировку новых и полученных ранее знаний. 7 Корректировка знаний затруднена, из-за отсутствия единой базы (библиотеки) знаний по ТРИЗ.

04. Умозаключения и выводы делаются с помощью правил и принципов рассуждения на основе эмпирических (наблюдаемых и измеряемых) данных об объекте. 7 Присутствует субъективность восприятия наблюдателя.

05. Базой получения данных являются наблюдения и эксперименты. 10 Да, несомненно.

06. Для объяснения наблюдаемых фактов выдвигаются гипотезы и строятся теории. 7 Да, но присутствует большая субъективность, зависящая от уровня знаний и опыта исследователя.

07. На основании гипотез и строятся теорий строится модель изучаемого объекта. 7 Да, но присутствует большая субъективность, зависящая от уровня знаний и опыта исследователя.

08. Требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. 5 Объективность толкования результатов затруднена, т. е. присутствует субъективность, зависящая от уровня знаний и опыта исследователя.

09. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных. 5 В обучении, учащиеся могут принимают на веру какие-либо не совсем корректные утверждения, исходящие от преподавателя, в силу не сложившейся ещё логической модели предмета.

10. Для обеспечения независимой проверки проводится документирование наблюдений, обеспечивается доступность для других учёных всех исходных данных, методик и результатов исследований. 10 Да, несомненно, секретов, как проходил процесс решения проблемы никто не таит.

11. Независимая проверка позволяет не только получить дополнительное подтверждение путём воспроизведения экспериментов, но и критически оценить степень адекватности (валидности) экспериментов и результатов по отношению к проверяемой теории. 10 Да, несомненно, воспроизведение наблюдения (опыта, эксперимента) лежит в основе.

12. Философской основой современного научного метода служат логический позитивизм (неопозитивизм) и постпозитивизм. Оба эти направления критерием истины считают наблюдение (опыт, эксперимент), но расходятся в трактовках, какую гипотезу допустимо считать научной. 10 Да, несомненно, наблюдение (опыт, эксперимент) лежит в основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

• В статье были рассмотрены ключевые положения возможных форм обработки информации в ТРИЗ, искусственных нейронных сетях, а также возможные направления дальнейшего развития ТРИЗ:

• Необходимость приведения индуктивных методов и инструментов ТРИЗ к дедуктивным;

• Использование в мышлении эвристического потенциала, заложенного в мыслительных до-понятийных структурах и комплексах по Л. Выготскому и Ж. Пиаже. Возможность создания эвристического программного комплекса на основе концепций операционального мышления;

• Структура научных революций, с точки зрения ТРИЗ;

• Возможность поиска новых приёмов, методов, «инструментов» ТРИЗ, используя нейронные сети для обобщения информации, содержащейся в базах данных патентов мира;

• Возможность расширения, классификации, формализации, иерархии структуры приёмов, методов, «инструментов», ресурсов ТРИЗ, используя альтернативный лингвистический подход;

• Начальная формализация АРИЗ в терминах логики первого порядка.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 296 с. - ISBN 516-000496-3.

2. В. А. Бочаров. Логика // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - 2816 с.

3. Формальная логика / Под ред. И. Я. Чупахина, И. Н. Бродского. - Л.: ЛГУ, 1977. - 357 с.

4. А. С. Карпенко. Логика символическая // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - 2816 с.

5. Зак Юрий Александрович. Принятие решений в условиях нечетких и размытых данных: Fuzzy-технологии. - М.: «ЛИБРОКОМ», 2013. - 352 с. - ISBN 978-5-397-03451-7.

6. Бочарников В. П. Fuzzy-технология: Математические основы. Практика моделирования в экономике. - М.: Мир, 2001. - 328 с. - ISBN 966-521-082-3.

7. Заде Л. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. - М.: Мир, 1976. - 166 с.

8. Новак В., Перфильева И., Мочкрож И. Математические принципы нечёткой логики = Mathematical Principles of Fuzzy Logic. - Физматлит, 2006. - 352 с. - ISBN 0-7923-8595-0.

9. Генрих Альтшуллер. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач. -Издательство: Альпина Паблишер, 2016 - 402 с. - ISBN: 978-5-9614-6874-8.

10. Альтшуллер Г. С. Алгоритм изобретения. - М.: Московский рабочий. - 1969 (1-е изд.); 1973 (2-е изд.). - ISBN: 978-5-9614-6874-8.

11. Альтшуллер Г. С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, 1986 (1-е изд.), 1991 (2-е изд.).

12. Петров Владимир. Серия: ТРИЗ от А до Я. Издательство: Солон-пресс, 2019 г. Страниц: 256 (Офсет). ISBN: 978-5-91359-354-2.

13. Владимир Петров. Основы теории решения изобретательских задач. Учебник. ISBN 965-7127-00-9.

14. Владимир Петров. Законы и закономерности развития систем. ТРИЗ. Изд. 2-е, испр. и дополненное. 1060 бумажных стр. 4 тома. ISBN:978-5-0056-7591-0

15. Марков А. В., Коротаев А. В. Гиперболический рост в живой природе и обществе. М.: URSS, 2009. 200 с.

16. Kurzweil R. The Singularity Is Near. N. Y.: Viking, 2005.

17. Н. В. Мотрошилова. «Рассуждение о методе» // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мысль, 2010. - 2816 с.

18. Миф машины. Техника и развитие человечества. Перевод Т. Азаркович, Б. Скуратов. Автор: Льюис Мамфорд. М.: Логос, 2001.- 416 с. ISBN: 5-8163-0015-6

19. Микулинский С. Р., Маркова Л, А. Чем интересна книга Т. Куна «Структура научных революций» // Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. И. З. Налетова; Общ. ред. и послесл. С. Р. Микулинского и Л. А. Марковой. - 2-е изд. - М.: Прогресс, 1977. - С. 274-292. - 300 с. -(Логика и методология науки).

20. Кузнецов В. Ю. Понять науку в контексте культуры // Кун Т. Структура научных революций / Сост. В. Ю. Кузнецов; Пер. с англ.: И. З. Налетов, В. Н. Порус, А. Л. Никифоров, О. А. Балла. -М.: АСТ, 2002. - С. 3-8. - 606 с. - (Philosophy). - ISBN 5-17-010707-2.

21. Э.М. Чудинов. Природа научной истины. - М.: Либроком, 2010. - ISBN 978-5-397-01376-5.

22. Томас Кун. Структура научных революций. Издательство АСТ, 2022, 320 с., ISBN: 978-5-17122824-8.

23. Мартин Голдстейн, Инге Ф. Голдстейн. Как мы познаём. Исследование процесса научного познания / Сокр. пер. с англ. А. Е. Петрова. - М.: Знание, 1984. - 256 с.

24. Ушаков Е В. Философия и методология науки.-М.: Юрайт, 2017.-392 с. - ISBN 978-5-534-02637-5

25. Джегутанов, Б.К. История и философия науки: учеб. пособие для аспирантов /Б.К. Джегутанов, В.И. Стрельченко, В.В. Балахонский, Г.Н. Хон - СПб.: Питер,2006. - 368 с.

26. Микешина, Л.А. Философия науки: современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие /Л.А. Микешина. - М., 2005. -570 с.

27. Штанько, В.И. Философия и методология науки. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов естественнонаучных и технических вузов. Харьков: ХНУРЭ, 2002. - 292 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссия / Под ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. -Изд. Академика, 2001. - ISBN 5-8297-0093-Х

29. Радзиховский, Л. А. (1979). Основные этапы научного творчества Л. С. Выготского. Кандидатская диссертация. Москва, 1979.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.