Научная статья на тему 'Дагестанская литература в 90-е гг. Хх В. : историко-культурный контекст'

Дагестанская литература в 90-е гг. Хх В. : историко-культурный контекст Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
363
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАН / АКТУАЛЬНОСТЬ / ПРОЗА / ПОЭЗИЯ / ТИРАЖ / РАСУЛ ГАМЗАТОВ / ФАЗУ АЛИЕВА / DAGESTAN / RELEVANCE / PROSE / POETRY / CIRCULATION / RASUL GAMZATOV / FAZU ALIYEV

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кельбеханова Мадина Рагимхановна, Османов Ахмед Ибрагимович

В статье приводится характеристика основных тенденций в развитии дагестанской литературы в 90-е гг. ХХ в. Цель работы анализ состояния и развития литературы в Дагестанской республике в один из самых сложных периодов развития страны. Отмечено, что в рассматриваемый период продолжают активно работать многие писатели и поэты, издаются книги, кризисные явления не коснулись Ф.Г. Алиевой и Р.Г. Гамзатова. Выявлены проблемные вопросы в развитии литературы республики, книго-издании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dagestan literature in the 90 s of the XX century: historical and cultural context

The article describes the main trends in the development of Dagestan literature in the 90s of the XX century. The purpose of the work is to analyze the state and development of literature in the Dagestan Republic in one of the most difficult periods of the country's development. It is noted that in the period under review, many writers and poets continue to work actively, books are published, the crisis phenomena did not affect F. G. Aliyeva and R. G. Gamzatov. The problematic issues in the development of literature of the Republic, book publishing are revealed

Текст научной работы на тему «Дагестанская литература в 90-е гг. Хх В. : историко-культурный контекст»

Дагестанская литература в 90-е гг. ХХ в.: историко-культурный контекст

Кельбеханова Мадина Рагимхановна,

к. филол. н. кафедра русской литературы, Дагестанский государственный университет, [email protected]

Османов Ахмед Ибрагимович,

д. ист. н. Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, [email protected]

В статье приводится характеристика основных тенденций в развитии дагестанской литературы в 90-е гг. ХХ в. Цель работы -анализ состояния и развития литературы в Дагестанской республике в один из самых сложных периодов развития страны. Отмечено, что в рассматриваемый период продолжают активно работать многие писатели и поэты, издаются книги, кризисные явления не коснулись Ф.Г. Алиевой и Р.Г. Гамзатова. Выявлены проблемные вопросы в развитии литературы республики, книгоиздании.

Ключевые слова: Дагестан, актуальность, проза, поэзия, тираж, Расул Гамзатов, Фазу Алиева.

о

Е

СП

о

В 1990-е гг. происходят изменения не только в социально-экономическом и политическом развитии страны и республики, когда на обломках Советского Союза возникают суверенные государства в том числе и Российская Федерация, но и в духовном развитии общества. Одни писатели и поэты переживали политические изменения тяжело, являясь убежденными коммунистами, видя в произошедших изменениях только плохое; другие восприняли реформы позитивно, считая, что отсутствие официальной цензуры и влияния коммунистической идеологии, положительно скажется на их творчестве, позволит создать и опубликовать новые работы, избавленные от идеологических штампов. Третьи авторы, творили, не обращая особого внимания на происходившие изменения, продолжая творить также, как и раньше.

В Республике действовал Союз писателей Дагестана, организованный еще в 1934 г. и возглавляемый Расулом Гамзатовичем Гамзатовым, он оказывал влияние на литературный и издательский процесс. В 90-е годы ХХ века продолжали создавать высокохудожественные произведения такие известные дагестанские мастера художественного слога дагестанских народов, как Расул Гамзатов, Фазу Алиева, Магомед Атабаев («Звезды в сердце», «Слава Богу»), Юсуп Хаппалаев («Удавшаяся песня», «Горячее сердце друга», «Семена ложатся в борозду», «Избранное»), Муталиб Митаров, («Воскрешение: Стихотворения и поэмы»), Магомед-Расул Расулов («Ясновидящий дурак», «Отец пророка»), Камал Абуков («Разноязычное единство: обретения и потери (Национальные литературы в системе взаимосвязей и поиске собственных путей развития)», «Поэзия Р. Гамзатова в контексте нравственных исканий XX столетия»), Марина Ахмедова («Равноденствие», «Ностальгия») и др.

Произведения самого публикуемого и читаемого автора страны и республики Расула Гамзатовича Гамзатова продолжали издавать крупные издательства, причем в 90-е годы его произведения издаются уже в томах в серии «Избранное» и «Собрание сочинений». В 1990 г. на аварском языке выходит книга «В полдневный жар в долине Дагестана», сборник стихов и поэм «Мне было двадцать», в 1991 г. в издательстве «Дагкнигоиздат» вышло собрание сочинений Расула Гамзатова на аварском языке в шести томах, в 1992 г. в издательстве «Молодая гвардия» вышел том «Стихотворения и поэмы».

Подобная ситуация сложилась и с публикацией произведений известной дагестанской поэтессы Фазу Гамза-товны Алиевой. В рассматриваемый период ее книги выходят одна за одной. В московском издательстве «Художественная литература» в 1990 г. было издано «Собрание сочинений» в трёх томах, первый том объединил стихотворения и поэмы, написанные ею с 1967 по 1977 гг.; второй - стихотворения, легенды, баллады и трагическую поэму, написанные с 1977 по 1982 гг., третий - также стихотворения, поэмы, притчи, 80-х годов из книг «Жажда красоты», «Горный мед», «Долг» и др. [1]. В том же году

в Махачкале была издана поэма Алиевой Фазу «Учитель», а в Москве книга повестей и рассказов «Два персика».

В 1991-1992 гг. в Дагестанском книжном издательстве выходит трёхтомник Фазу Гамзатовны «Избранное» на аварском языке. В 1992 г. был опубликован сборник стихов «Третье крыло». 1994 году издаются книги стихов и поэм Ф.Алиевой «Последняя пуля», «Листопад», «Тепло дыханья» и «Дагестанские тосты», в 1996 г. выходит в свет поэма-реквием «Песня о пламенных сердцах», в 1997 г. - книга «Краса ветвей зависит от корней», в 1998 г. «Знак огня», «Излом», в 1999 г. - «Отчего седеют женщины».

Таким образом, смена общественной формации и определенные социально-экономические трудности, можно сказать, не повлияли на творчество любимой поэтессы многих соотечественников, ее произведения издавались достаточно активно. В 2002 г. к юбилею Фазу Алиевой в издательстве «Юпитер» вышло 12-томное собрание сочинений поэтессы, вышла новая книга стихов «Талисман», подарочный иллюстрированный альбом избранных произведений «Притчи и тосты», были также переизданы книги «Орел точит клюв о камень» и «Корзина спелой вишни».

Однако смена общественно-экономического строя и ценностных ориентаций обусловили серьезные трудности в художественных поисках многих республиканских литераторов. Не всех авторов печатали так активно, как Р. Гамзатова и Ф. Алиеву. Особые трудности возникали у авторов, пишущих на языках народов Дагестана, так как возникла проблема с переводчиками, решаемая ранее централизовано. Трудности испытывали детские писатели и поэты. Из-за острой нехватки средств значительно затруднилось издание готовых рукописей. Если в 1990 г. в Дагестане было издано 350 книг и журналов тиражом 2345,6 тыс. экз., то в 1995 г. - 290 книг и журналов тиражом 4202 тыс. экз. [2].

Тем не менее, литературный процесс не останавливался, появлялись новые имена поэтов и прозаиков. В 90-е годы ХХ века ярко проявился талант поэта Ахмеда Муталимовича Джачаева, издавшего свои избранные произведения в двух томах - на кумыкском и русском языках. «Ахмед Джачаев на коне, - как о нем писал литературовед К. Абуков во вступительной статье к его двухтомнику, - на добротном коне...».[3]. Хотя А. Джачаев являлся автором многих сборников на родном и русском языках, но такой двухтомник он выпустил впервые, и в этом ему помогли спонсоры и друзья, любившие его поэзию.

В двухтомнике А. Джачаева были представлены стихотворения разной тематики и жанровой специфики. Малая и большая Родина, родной язык и родная мать, смысл жизни и призвание человека, природа и животный мир, нравственная чистота человека и другие темы волнуют большого поэта, раздумывающего о судьбах не только своего народа, но и других народов Дагестана и России.

В незаурядную по содержанию книгу народного поэта Дагестана, общественного и государственного деятеля республики Магомеда Халимбековича Гамидова «Осенние туманы» [4] вошли его лучшие поэтические произведения, написанные им в 60-90-е гг. XX в. Двадцатая по счету книга поэта стала не только вехой в творчестве автора, своей поэзией и гражданским поведением восстававшего против социально уродливых явлений в жизни общества, но и показателем уровня развития современной даргинской, да и всей дагестанской поэзии.[5].

Свое заметное место в дагестанской поэзии занял поэт, по определению А.М. Вагидова «философского

склада мышления», Бадрутдин Магомедов о чем он заявил и своей новой книгой стихов «Благая весть». Личность героя его стихов наделена многими положительными свойствами, но главное его свойство - стремление постичь суть жизни.[6].

Поэту Жамидину (Гаджимурадову Ж.Г.), работающему в сатирическом жанре, широкую известность принесли его публикации в таких журналах, как «Крокодил», «Новый мир», «Дон», «Современник», «Дружба народов» и газетах «Литературная Россия» и «Литературная газета», распространяемых тысячными и миллионными тиражами. В Москве и Махачкале у него были изданы в переводах на русский язык 6 сборников, в том числе - «Ты его не знаешь» в 1995 г.

В своих произведениях Жамидин не только «боролся», как принято было говорить тогда, с отрицательными явлениями в жизни, но и пытался найти и подсказать выход из создавшейся ситуации. Выбирая предметом изображения обычные явления жизни, он мог обратить внимание читателя на то, что достойно осмеяния и осуждения.

Писатели искали и другие пути, чтобы представить свое творчество более полно и донести его до читателя. Близкому к издательским делам писателю Магомед-Ра-сулу удалось под несколько интригующим названием издать свою книгу «Ясновидящий дурак. Антиповесть. Письма дилетанта» (Махачкала, 1994) [7]. Но не своим названием, а всем своим содержанием, всей своей сюжетной линией повесть Магомед-Расула привлекла внимание читателей всех возрастов. Книга, написанная даргинским писателем на русском языке, направлена на достижение одной большой цели - побудить человека быть Человеком с большой буквы, как его величал М. Горький.

В 1990 г. в издательстве «Советский писатель» вышли повести М. Магомедова, изданные под названием «Предисловие к горному эху». В книге были помещены повести «Предисловие к горному эху», «Моя тетя», «Повесть о поварихе Загидат, бригадире да о старом пастухе Далгате», «Июльский дождь» и «Аварская повесть». В них нашли отражение образы отдельных представителей сельской интеллигенции и колхозников, испытавших в жизни различные коллизии, но целеустремленных и преодолевших жизненные невзгоды. [8]

Начинавший свою трудовую биографию как актер и киноактер, сразу же понравившийся зрителям, а затем успешно проявивший себя в качестве режиссера театра и кинорежиссера, И. Казиев попробовал себя и в прозе. Написанные им повести «Ротозей» и «Кто убил человека из рая?» были переведены на русский язык и изданы в 1991 г. В первой повести он попытался путем использования различных форм психологического изображения раскрыть внутренний мир «маленького человека». Во второй повести И. Казиев создал групповой образ браконьеров и через них стремился показать изменения, которые происходили в обществе и сознании людей в перестроечное время.

Доминирующим принципом эстетического и психологического постижения человека в повестях и рассказах К. Абукова, изданных им под общим заголовком «Луна во сне» в 1992 г. [9] в издательстве «Советский писатель», выступает его изображение через детали его поведения. В них нередко ставятся проблемы общечеловеческой значимости, решаются философские вопросы о человеческом счастье, взаимоотношениях людей. В его произведениях появляются и «герои» нового времени, готовые разрушить моральные устои общества, проявляющие непристойную напористость в достижении своих корыстных интересов.

На лучшие произведения дагестанских писателей откликалась периодическая печать, которая публиковала

о о и и т

О т э т й А

X £ т О

х О т

0

01 и А ы О и А X X т

о

Е

СП

о

отзывы литературоведов, литературных критиков и любителей художественной литературы. Так, в статье литературоведа, профессора С. Акбиева «Верность высокому творчеству» напечатанной в «Дагестанской правде», давалась оценка творчеству писателя Баммата Атабаева. Автор напоминает читателю газеты, что в творческом багаже писателя пьесы: «Песня счастья», «Солтан-Саид», «Радость влюбленных», «Умалат-бек», прозаические книги: «Пламенные годы», «Зарево», «Путь к свободе», «Мои герои»; стихи, многочисленные очерки, историко-этнографические статьи, переводы.

В июле 1993 г. состоялась презентация книги ногайской поэтессы Бийке Кулунчаковой «До тебя и после тебя». Б. Кулунчакова - автор множества поэтических произведений, оставалась верной главной своей Теме -чистым поэтическим словом рассказывать о простой жизни обычных людей со всеми ее сложностями и радостями. [10].

В 1995 - 1997 гг. благодаря спонсорской поддержке Акционерного Общества «Дагэнерго» были изданы три сборника стихов дербентской поэтессы Ругии Касумовой: «Боль души», «О любви все ли сказано?..», «Повесть о Шамиле», а в 1999 г. сборник «Дагестанцы - звезды вольной борьбы». [11].

За успехи в развитии литературы дагестанские писатели, как и в предыдущие десятилетия, удостаивалась почетных званий, авторам лучших произведений художественной литературу присуждалась Государственная премия Республики Дагестан Так, в октябре 1993 г. известному дагестанскому поэту М. Гамидову было присвоено почетное звание народного поэта Республики Дагестан. [12]. В 1995 г. дагестанскому писателю Носову В.Г. за книгу «Жажда прекрасного мира» была присуждена Государственная премия республики. [13].

Поддержку писателям и поэтам республики оказывали периодические издания, несмотря на то что многие из них сами оказались в сложном положении. Стихи и рассказы печатали районные и городские газеты, причём если газеты были районными, то зачастую, они публиковали произведения на языках народов Дагестана; газеты «Дагестанская правда», «Молодежь Дагестана» и др.; журналы «Народы Дагестана», «Дагестан», «Женщина Дагестана», республиканские литературные журналы «Соколёнок» и «Литературный Дагестан». «Литературный Дагестан» объединяет литературно-художественные и общественно-политические журналы, издающиеся на шести языках: аварском «Гьудул-лъи», даргинском «Гъалмагъдеш», кумыкском «Тангчол-пан», лакском «Ц1убарз», лезгинском «Самур» и ногайском «Байтерек». Детский литературный журнал «Соколенок» издавался на восьми языках: на аварском, даргинском, кумыкском, лезгинском, лакском, табасаранском, ногайском, цахурском. На страницах этих журналов публиковались не только произведения дагестанских писателей, но и сказки народов Дагестана, фольклорные материалы. По-прежнему, дагестанские литераторы приглашались на республиканское радио, где читали свои новые произведения.

В 90-е годы изменилась система публикации книг, если раньше государство было монополистом, то появление частных типографий и издательских домов, готовых напечатать произведения любого качества и любого автора. Дагестанское книжное издательство стало издавать гораздо меньше книг, снижались также цифры тиражей. Отличительной чертой начала 90-х годов была низкого качества полиграфия, когда книги многие печатали на серой, тонкой бумаге, обложки также не отличались оригинальностью и красочностью.

Новая литература поступала в библиотеки очень ограниченно, что отбивало у читателей желание обращаться к ним. Это не замедлило отразиться на их числен-

ности. В 1996 г. массовые библиотеки имели 793 тыс. читателей, или более чем на 90 тыс. читателей меньше, чем в 1985 г. [14] В 1996 г. в общедоступных библиотеках Дагестана насчитывалось 793 тыс. читателей, или на 90,7 тыс. меньше, чем в 1985 г.[15]. Этот негативный процесс происходил на фоне продолжавшегося абсолютного роста численности населения республики.

В 90-е гг. ухудшались и основные показатели работы межбиблиотечного абонемента. Рассматриваемый период характеризовался уменьшением сети и книжных фондов общедоступных библиотек. С 1990 по 2001 гг. их число сократилось на 37 единиц, а книжный фонд на 2428 тыс. экземпляров меньше по сравнению с 1990 г.[16].

Однако, были и знакомые явления, так несмотря на финансовый кризис, законсервированное строительство нового здания республиканской библиотеки в центре столицы республики - Махачкале, было возобновлено в 1995 г. и в 1997 г. строительные работы на этом объекте были завершены, после чего началось техническое оснащение и комплектование книжного фонда библиотеки, которая с начала XXI в. стала работать на полную мощность. Республиканская библиотека стала крупным очагом культуры, известным не только в Дагестане, но и за его пределами. Библиотеку посещали многочисленные читатели (в 2001 г. - 22270 читателей), в ней проводятся научные конференции, отмечаются юбилеи выдающихся деятелей Дагестана, библиотекой издаются библиографические указатели, календари знаменательных дат, организуются выставки духовных и культурных ценностей.

Стоит отметить, что в 90-е годы ХХ в. сократилось число встреч общественности с писателями и поэтами, если ранее в республику приезжали «десанты» литераторов из других регионов и также дагестанские авторы выезжали за пределы республики для проведения творческих мероприятий, то в связи с отсутствием государственного финансирования, такие поездки стали затруднительны, да и в самой республике таких творческих встреч стало меньше, снизился интерес общества к литературному творчеству, обусловленный глубоким социально-экономическим кризисом и отсутствием чёткой политикой государства по отношению к литературе.

Литература

1. Алиева Ф.Г. Собрание сочинений. В 3-х томах. М.: Худож.лит., 1990.

2. О социально-культурном состоянии в Республике Дагестан. Стат. сборник. Махачкала, 1997. С. 32.

3. Абуков К. Неутомимый труженик духа. Вступительная статья к собранию произведений Ахмеда Муталимо-вича Джачаева // Джачаев, А. Избранные произведения в двух томах. Том первый. Стихотворения и поэма. Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994. С. 7-15

4. Гамидов М.Х. Осенние туманы. Переводы. Махачкала, 1997.

5. Вагидов А. Поиск продолжается. Махачкала: Даг-книгоиздат, 2000. С. 371-372.

6. Батрутдин. Благая весть. Книга стихов. Ярославль, 1991.

7. Магомед-Расул. Ясновидящий дурак. Антиповесть. Письма дилетанта. Махачкала, 1994.

8. Магомедов М. Предисловие к горному эху. М.: «Советский писатель», 1990.

9. Абуков К. Луна во сне. М.: «Советский писатель», 1992.

10. Каймаразов Г.Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана. (80-е годы ХХ в. - 2010 г.). Махачкала: ИИАЭ, 2014. С. 167.

11. Ратенкова В. Ругия Касумова: Спасибо, что вы есть в моей жизни! // 11Йр://женщинадаге-стана.рф/пос1е/733

12. Дагестанская правда. 1993. 6 октября.

13. Дагестанская правда. 1995. 4 сентября.

14. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. Махачкала, 2005. Т. 2. С. 647.

15. Уровень жизни населения Дагестана. Стат. сборник. Махачкала, 2002. С. 139.

16. Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2-х кн. Кн. 2: Общественно-политическая жизнь и социо-культурное развитие народов Дагестана. Махачкала, 2007. С. 543.

Dagestan literature in the 90 s of the XX century: historical and

cultural context Kelbekhanova M.R., Osmanov A.I.

Dagestan State University, Archeology and Ethnography of the

Russian Academy of Sciences The article describes the main trends in the development of Dagestan literature in the 90s of the XX century. The purpose of the work is to analyze the state and development of literature in the Dagestan Republic in one of the most difficult periods of the country's development. It is noted that in the period under review, many writers and poets continue to work actively, books are published, the crisis phenomena did not affect F. G. Aliyeva and R. G. Gamzatov. The problematic issues in the development of literature of the Republic, book publishing are revealed. Key words: Dagestan, relevance, prose, poetry, circulation, Rasul Gamzatov, Fazu Aliyev.

References

1. Aliyev F.G. Collected works. In 3 volumes. M .: Khudozh.lit., 1990.

2. On the socio-cultural status in the Republic of Dagestan. Stat.

compilation. Makhachkala, 1997.S. 32.

3. Abukov K. Indefatigable worker of the spirit. Introductory article to

the collection of works of Akhmed Mutalimovich Dzhachaev // Dzhachaev, A. Selected works in two volumes. Volume One Poems and poem. Makhachkala: Dagestan book publishing house, 1994. S. 7-15

4. Hamidov M.Kh. Autumn fogs. Translations. Makhachkala, 1997.

5. Vagidov A. The search continues. Makhachkala: Dagknigoizdat,

2000.S. 371-372.

6. Batrutdin. Good news. Book of poems. Yaroslavl, 1991.

7. Magomed-Rasul. Clairvoyant fool. Anti-conscience. Letters of the

amateur. Makhachkala, 1994.

8. Magomedov M. Preface to the mountain echo. M .: "Soviet writer",

1990.

9. Abukov K. Moon in a dream. M .: "Soviet writer", 1992.

10. Kaymarazov G.Sh. Russia and the progress of the culture of the peoples of Dagestan. (80s of the twentieth century - 2010). Makhachkala: IIAE, 2014.S. 167.

11. Ratenkova V. Rugia Kasumova: Thank you for being in my life! // http: //women of dagestan.rf/node/733

12. Dagestan truth. 1993.6 October.

13. Dagestan truth. 1995.4 September.

14. The history of Dagestan from ancient times to the present day. Makhachkala, 2005.Vol. 2.P. 647.

15. The standard of living of the population of Dagestan. Stat. compilation. Makhachkala, 2002.S. 139.

16. Osmanov A.I. Dagestan in the 20th century: historical experience of regional development. In 2 kn. Prince 2: Socio-political life and socio-cultural development of the peoples of Dagestan. Makhachkala, 2007.S. 543.

Р

m

S

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

X

о

m

П

m

й

А

-i

О

-1

S

£

m

О

X

О

m

О

DI

и

А

ы

о

и

А

X

s

m

183

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.